Домой   Мода   Журналы   Открытки   Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек  Люди, годы, судьбы... 

 

         "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 

 38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71 

72  73 74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110   

 111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  

   145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156   157  158  159  160  161  162 163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179 

  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202

  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213

 

Помощь сайту   Гостевая книга

 

Список страниц

 


 

Человек, которому прощали всё. Иван Переверзев.

 

Иван Переверзев родился 3 сентября 1914 года в деревне Кузьминки в Орловской губернии.
Его родители были крестьянами, которые с детских лет привили сыну любовь к труду и наградили отменным здоровьем. Сам Иван хотел стать моряком и собирался поступать в мореходное училище, но родители надеялись, что он получит настоящую рабочую специальность и оправили его в Москву к тётке Марусе, которая устроила его учиться в ремесленное училище. Окончив училище, Иван получил специальность слесаря-наладчика и устроился на завод «Шарикоподшипник». Но однажды его приятель Роман уговорил Ивана подать за компанию документы в училище при Театре Революции. В результате Ивана в училище приняли, а Романа - нет. Переверзеву все удавалось, и преподаватели считали Ивана одним из самых талантливых студентов. Во время учебы он впервые снялся в кино. В 1932 году Иван снялся в массовке в фильме «Дезертир», а в 1934 году ему была доверена небольшая роль в картине «Частная жизнь Петра Виноградова». После того, как в 1938 году Переверзев окончил училище, сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции, и на его сцене молодой актёр вскоре сыграл роль Валентина в спектакле «Два веронца» и роль Лаэрта в «Гамлете».
В 1939 году Переверзева пригласили сняться в главной роли в фильме «Вальтер» о немецких антифашистах. Актёр приступил к съёмкам, однако они вскоре прекратились после подписания в августе 1939 года пакта Молотова-Риббентропа, так как антифашистская тема стала нежелательной для кремлёвского руководства. И Переверзев был приглашен режиссёром Владимиром Корш-Саблиным для съемок в картине «Моя любовь», где ему досталась одна из главных ролей инженера Гриши. Сюжет фильма изобиловал неправдоподобными, почти сказочными поворотами, танцами, прогулками под луной, катаниями на лодке в летнем парке, и картина заняла в прокате 1940 года пятое место. С этой роли началась всесоюзная известность Переверзева. Во время Великой Отечественной войны Переверзев продолжал сниматься в кино. В 1942 году им была сыграна роль капитан-лейтенанта Найдёнова в фильме «Морской ястреб». Съемки фильма начались в апреле 1941 года, и когда началась война, актеры, занятые в картине, обратились к контр-адмиралу Борису Жукову, консультировавшему съемочную группу, с просьбой направить их добровольцами на фронт. Переверзеву, игравшему командира «Морского ястреба», было доверено высказать адмиралу просьбу артистов, и он предложил направить актеров в морские действующие части, обороняющие Одессу. «А как же фильм?» - спросил контр-адмирал, - «Среди вас есть моряки?» Артисты замялись, и адмирал принял решение продолжать съемки фильма. В результате картина снималась в осажденном неприятелем городе, и только после завершения работ над фильмом съемочная группа была эвакуирована из Одессы на одном из последних пароходов.

За время войны Переверзев снялся еще в восьми картинах, среди которых были фильмы «Это было в Донбассе», «Иван Никулин, русский матрос» и «Два товарища». В картине «Это было в Донбассе» он сыграл роль полковника Рябинина и в картине «Иван Никулин, русский матрос» сыграл роль Ивана Никулина. Картина о Никулине была снята по мотивам реальной истории, опубликованной в газете «Красный флот», но была больше похожа на сказку, в которой прославлялась русская смекалка. В те же годы в созданном Михаилом Роммом первом в мире ташкентском Театре киноактёра Переверзев сыграл в спектакле «Без вины виноватые» по произведению Островского...

 

 

Иван Переверзев. В поисках утраченного.

 

 


 

Невыдуманные истории из жизни выдающегося советского актёра Ивана Переверзева

 

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

 

в картине «Первая перчатка»

 

Иван Фёдорович Переверзев, или, как его называли близкие друзья, Перевэ. Развёрнутые плечи, мужественное лицо, копна вьющихся волос… Русский актёр мирового масштаба. Это сегодня фамилия Переверзев известна лишь его коллегам, киноведам и зрителям со стажем. А ведь как в Советском Союзе его имя гремело! Прижизненная народная слава актёра была такой, что советские чиновники всех уровней закрывали глаза на его бесчисленные любовные похождения и загулы, на его язык «без костей» – Иван Фёдорович имел обыкновение резать правду-матку в глаза, не глядя на чины и звания. Ему прощали даже его дружбу с диссидентами, которую он принципиально, можно сказать, выставлял на показ. Да что чиновники! Однажды во время государственного приёма Переверзев при всей советской партийной элите послал куда подальше генсека ЦК Никиту Сергеевича Хрущёва. Послал открытым русским текстом, да так громогласно, что услышали все. Любого другого в секунду «стёрли бы в порошок» и предали забвению, но Никита Сергеевич стерпел и дал команду: «Переверзева не трогать!» А что сделаешь – всеобщий любимец!

Ивана Фёдоровича действительно крепко любили, ценили за его недюжинный актёрский дар. В одном фильме он играл рубаху-парня из народа или матроса – и сразу становился для них своим в доску, в другом – иностранца, барина, аристократа – и тогда осанка, профиль, голос, интонации менялись так, будто в его роду не обошлось без голубых кровей. Удивительная штука – талант, не иначе как божественного происхождения. Ведь на самом деле Иван Фёдорович роду-племени был самого что ни на есть простого: крестьянский сын

«Иван Никулин, русский матрос»

из деревни Кузьминки Орловской губернии.

При этом устоять перед его мужским обаянием было непросто. Переверзев не только слыл сердцеедом, но и был им. В его донжуанском списке десятки звучных имён – известные актрисы, певицы, балерины… Редкие съёмки обходились без нового романа, причём иногда двух-трёх одновременно. Самый знаменитый – с красавицей актрисой Аллой Ларионовой, которая, будучи беременной от Переверзева, узнала, что он тайно зарегистрировал брак с другой женщиной. «Убитая» столь коварным предательством, Ларионова приняла нелёгкое решение: согласилась выйти замуж за влюблённого в неё и долгие годы добивавшегося её руки другого блистательного актёра – Николая Рыбникова. Так родилась одна из самых ярких семейных пар советского кино… Самое потрясающее, что больше всего от своих многочисленных и чаще всего скоротечных романов страдал сам Переверзев. Всю жизнь он мечтал об уютном семейном гнёздышке, надёжном тыле, но обрёл его только на закате жизни.

…Сомнений нет: живи и твори Иван Фёдорович в наше время, именно за ним, а не за нынешними сериальными артистами охотились бы журналисты. И его типаж супергероя-любовника уж точно был бы востребован не только российскими режиссёрами. Но реальность такова, что столетие актёра в 2014 году прошло практически незамеченным. Несправедливо, учитывая, какой след он оставил в советском кино, какую удивительную жизнь прожил, сколькими мифами и слухами до сих пор окутано его имя. Об актёрских и семейных тайнах Ивана Фёдоровича газете «Совершенно секретно» рассказал его внук – Сергей Переверзев.

 

ПЕСНЯ О СОКОЛЕ

 

– Сергей, перед встречей вы упомянули о негласной семейной договорённости в интервью об Иване Фёдоровиче не касаться некоторых тем. О чем конкретно идёт речь?

– Если почти 40 лет информация подобного рода ни разу не выливалась в прессу, зачем сейчас рассказывать такие деликатные вещи, как Иван Фёдорович расставался с жёнами, например. Я этого тоже не буду делать. Понимаете, в его жизни всё было непросто, неоднозначно, порой запутано так, что никто и никогда не разберёт, кто прав, кто виноват. Зачем бередить старые раны, кому-то из родственников делать больно? Тем более что всё это дела давно минувших дней. Мне кажется, есть более интересные истории. Например, отца же Иван Фёдорович своего не помнил – тот погиб в Первую мировую, когда сыну было всего несколько месяцев. А маму – боготворил всю жизнь. Всегда в доме, где бы он ни жил, висел портрет его мамы… Да и история, как он стал актёром, по-моему, очень занимательная.

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

 

В 1953 году Переверзев создал образ легендарного флотоводца в фильме «Адмирал Ушаков»

 

– Известно, что он с детства мечтал о море, собирался поступать в мореходку, ходить под парусом по морям-океанам…

– Правильно! Но на семейном совете решили, что Иван должен получить настоящую рабочую специальность. Его отправили к тётке в Москву, где он окончил ремесленное училище, устроился слесарем-наладчиком на завод шарикоподшипников и там три года проработал. А потом… Мне вообще кажется неслучайным, что Иван Фёдорович «случайно» попал в училище при Театре Революции. В Москве он подружился с парнем по имени Ромка, который бредил актёрством. Это он как-то сказал: «Иван! Посмотри на себя в зеркало. Какой ты к чёрту слесарь?! Пошли со мной поступать в актёры!» Иван Фёдорович идти не хотел, но Ромка его уговорил «просто сходить за компанию, его поддержать». На экзамене Переверзев читал «Песню о Соколе» Горького. А поскольку читать стихи не умел, начал импровизировать: и ужом шипел, и кричал, как сокол. Причём голос у него был сочный, мощный, интонации – свежие, неизбитые. Романа «за заштампованность» забраковали, а Ивана Фёдоровича взяли. Кстати, этот Рома потом погиб на фронте, но Иван Фёдорович был ему благодарен всю жизнь и даже в память о нём в некоторые свои роли иногда добавлял характерные детали образа друга юности, который он носил в душе.

 

Кадр из фильма «Урок жизни». 1955. В роли Наталии – артистка Валентина Калинина

– Переверзева сразу заметили?

– По крайней мере после учёбы его оставили при театре. Сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции. Там он играл Лаэрта в «Гамлете», Валентина – в «Двух веронцах»… И вообще был одним из лучших. Думаю, он так и остался бы в театре, если бы не вмешался кинематограф. Поскольку у него была незаурядная внешность, его активно начали снимать в эпизодах, потом в 1934-м пригласили в картину «Частная жизнь Петра Виноградова», где он сыграл учителя физкультуры. Там он произносит всего одну фразу, но настолько он был фактурен в этой роли, что это было трудно не заметить… Однажды на съёмки музыкального фильма «Моя любовь» не явился актёр, и на одну из главных ролей (красавца инженера Гриши) порекомендовали Переверзева. В результате режиссёр Владимир Корш-Саблин был счастлив, ведь именно он открыл это новое имя для кино. Фильм получился изумительный! Говорили, что вся мужская часть населения СССР мгновенно влюбилась в исполнительницу главной женской роли – Лидию Смирнову, а женская – в Ивана Переверзева. Можно сказать, что именно с этой роли и началась его всесоюзная известность.

 

– Казалось бы, простой деревенский парень в энном поколении, без году неделя в городе… И вдруг такой диапазон ролей – от солдата и работяги до аристократа голубых кровей. Откуда у него это?

– Ответ очевиден: природный дар плюс невероятная работоспособность, наблюдательность… Мало кто знает, что поначалу его роль в картине «Иван Никулин – русский матрос» Переверзеву не удавалась: он не представлял себе «этого матроса Никулина никак». Что делать? И он придумал. Тогда в мосфильмовском общежитии жили специально приглашённые для съёмок этого фильма моряки – массовка. Иван Фёдорович напросился к ним жить. Они быстро подобрали для него фланельку, «кепчик» и настоящие моряцкие брюки клёш, которые Иван Фёдорович называл «смерть всем девушкам». Когда он надел всё это, посмотрел на себя в зеркало, сказал: «Теперь я готов!» А вот другой пример. Перед съёмками фильма «Первая перчатка», где он должен был сыграть боксёра-чемпиона, Переверзев проводил по четыре-пять тренировочных раундов в день, хотя до этого ни разу в жизни не боксировал. Лента произвела такой фурор, что серьёзные спортсмены-профессионалы ему посоветовали «не зарывать талант в землю» и уйти в большой бокс. «Из тебя получится настоящий чемпион, Иван!»

 

– И что он ответил?

– Рассмеялся: «Ребята! Когда однажды на вечеринке Чарли Чаплин спел голосом Карузо, ему тоже посоветовали всерьёз заняться пением. Чаплин объяснил, что скопировать чужой гениальный голос – вовсе не значит стать гениальным певцом. Также и я – точно скопировал характер боксёра, но боксёром мне не быть!» Это иллюстрация к тому, насколько скрупулёзно Иван Фёдорович готовился к роли. Он часто повторял фразу, сказанную ему режиссёром «Ивана Никулина…» Игорем Савченко: «Запомни, Иван! Роль должна на тебе сидеть без единой морщинки!»

 

 

Легенды мирового кино Иван Переверзев

 

 

 

 

 

 

И ХРУЩЁВ ПОШЁЛ…

 

– Сергей, знаете, что меня поразило: ни на одном киносайте, кроме официальной биографии и скупого перечисления фильмов, информации о Переверзеве нет.

– И неудивительно. Понимаете, это сегодня творчество актёрское на последнем месте, а на первом – скандалы. В советские времена всё было наоборот. Хотя, конечно, в жизни деда громкие и даже скандальные истории были, но они не озвучивались особо. Ну кроме той известной, когда в 1958 году в СССР приехал знаменитый американский певец Поль Робсон. О ней потом ходило много слухов, не всегда достоверных.

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

 

Иван Переверзев (слева) в компании с министром культуры Екатериной Фурцевой во время приёма в Кремле. 1963

 

– Какова ваша версия?

– В августе 1958-го Никита Сергеевич Хрущёв отдыхал в Крыму. И именно туда, в Ливадию, для знакомства с ним привезли почётного гостя. Насколько я знаю, когда приземлился самолёт, Иван Фёдорович был в числе встречающих и вообще оказался первым, кого увидел Поль Робсон. Когда тому перевели, что «этот широкоплечий красавец – знаменитый советский актёр, да ещё и зовут его Иван», певец так растрогался, что даже заплакал. И с этого момента он ни на шаг не отпускал от себя «русского богатыря». Они сразу подружились.

Тем же вечером Никита Сергеевич закатил грандиозный банкет в Ливадийском дворце – в честь американца. За столами, которые ломились от деликатесов и разноградусных напитков, сидели вся советская партийная номенклатура и самые известные деятели культуры. Иван и Робсон уже, что называется, «хорошенько приняли на грудь», весело общались. А Хрущёв тоже хотел уделить внимание зарубежному гостю. Всё-таки он – первое лицо государства! Периодически он к ним подходил, пытаясь встрять в их разговор, но Переверзев его твёрдо отодвигал: мол, уйди, уйди, не мешай. Когда в очередной раз Хрущёв (тоже уже в изрядном подпитии) подошёл с твёрдым намерением «отвоевать» американца, Переверзев вдруг повернулся к руководителю партии и правительства и громко произнёс: «Никита! Пошёл ты на…!»

 

– Открытым текстом?

– Да! Мгновенно в зале наступила мёртвая тишина. Присутствовавшие на этом банкете потом вспоминали: они ожидали, что сейчас произойдёт нечто ужасное. Но Хрущёв рассмеялся и… пошёл себе восвояси. А Поль Робсон, который почти не говорил по-русски, так и не понял, что случилось.

 

– Почему Переверзеву это сошло с рук?

– Уверен, причина одна – Ивана Фёдоровича настолько сильно любили. И Никита Сергеевич, безусловно, не только это понимал, но и, говорят, сам был его горячим поклонником. Иваном Фёдоровичем был уже сыгран адмирал Ушаков, он уже был лауреатом Сталинской премии… Словом, Хрущёв даже не обиделся.

 

– Какие вообще у него были отношения с властью? Переверзев был искренним коммунистом?

– Он был коммунистом, но никогда этим не бравировал. Думаю, что власти его ценили. Хотя периоды забвения были и у него, его иногда по нескольку лет не снимали. Особенно в конце 1940-х. Потом опять пошло, пошло, пошло…

 

– Это правда, что, когда «вся передовая советская общественность в едином порыве возмущалась поведением» Владимира Дудинцева и Виктора Некрасова (а называя вещи своими именами, их просто травили!), Переверзев демонстративно общался с опальными писателями?

– Когда на них начались гонения, он их всячески поддерживал. Он единственный, кто не стеснялся приходить к ним домой, приносил продукты, поддерживал морально. Он их уважал как творческих людей и таким образом показывал, что не только не видит в них врагов, но и не боится возможных последствий для себя.

 

– Может, поэтому Переверзев получил звание народного артиста СССР так поздно – в 1975-м?

– Возможно, отчасти и так. Но думаю, что главная причина – его скромность, неумение и нежелание хлопотать за себя.

 

В паре с Алексеем Баталовым в фильме «Дорогой мой человек»

– Что за скандал случился в 1966 году на съёмках фильма «Прощай!», где Иван Фёдорович должен был играть ещё одного адмирала, а режиссёром и автором сценария был поэт-фронтовик Григорий Поженян?

– А! Я слышал эту историю. Они не нашли общий язык то ли в режиссуре, то ли в развитии образа. Поженян стал командовать, а Иван Фёдорович очень этого не любил. Кроме того, как говорят, Поженян во всеуслышание заявил: «Здесь два гения: я и Таривердиев. Все остальные – наши служащие». И Переверзев действительно не стерпел, сказал Поженяну: «Гриша, а как твой фильм называется? «Прощай!»? Так вот прощай, г…!» И улетел в Москву.

 

– Иван Фёдорович со всеми был такой ершистый, резкий?

– Он бывал резким, терпеть не мог ложь, высокомерность в людях. И всё-таки главные его качества – доброта, открытость, смелость, щедрость. Бывало, последнее отдавал… Ещё у него было железное правило: когда уходил от одной женщине к другой, он всё нажитое имущество оставлял предыдущей возлюбленной. Уходил практически налегке!

 

– Он драчун был по жизни?

– Пожалуй, нет. Но постоять мог за себя. И не только. Был случай на гастролях, когда на банкете после концерта кто-то из присутствующих начал матерно выражаться о России. Он взял этого «оратора» за шкирку и выкинул из-за стола, сказав жёстко: «Ещё хоть раз такую похабщину о нашей стране скажешь, пожалеешь навеки». Он был настоящим патриотом, это знали все. Причём не на словах – это было у него в крови.

 

– Мог сорвать съёмку?

– Нет.

 

– А прийти на площадку не в самом рабочем состоянии?

– Я знаю только один такой случай. Последняя сцена в «Адмирале Ушакове» (это был последний съёмочный день) снималась так: корабль плывёт, Переверзев стоит в тазу, и этот таз двигают. Он был в тот момент настолько «тёпленький», что его еле держали. Пересматривая эти кадры, я всегда смеюсь… Потому что, несмотря на его состояние, всё равно с экрана в его взгляде читается такая мощь! Хотя по большому счёту подобное было ему несвойственно. На съёмках он был безупречно исполнительным актёром, с ним очень любили работать режиссёры. Но все знали, что, как только наступал «обрыв» в личной жизни (а все его срывы были от неустроенности в личной жизни), он уходил в «это дело».

 

ПАМЯТНИК АДМИРАЛУ УШАКОВУ

 

– Вы сами фильмы деда пересматриваете?

– Конечно! У меня все до единого его фильмы собраны. Я их даже на руки не выдаю: если кому-то надо – копирую.

 

– Есть самый любимый?

– «Урок жизни». Там роль такая «растущая» – характер героя показан в развитии. Там совсем молодая Ольга Александровна Аросева интересно играет. Хотя и «Моя любовь» мне нравится. Люблю «Первую перчатку», «Чисто английское убийство», «Адмирала Ушакова»…

 

– Сам Иван Фёдорович считал свою актёрскую карьеру удавшейся?

– Думаю, по большому счёту не считал. Когда у него спрашивали о любимых ролях, он обычно называл три-четыре, не более. Про другие говорил: та не удалась, эта… Например, роль отца Ассоль в «Алых парусах» считал неудачной, мол, «он её не до конца прочувствовал». Хотя сколько бы я ни пересматривал этот фильм, наоборот, вижу, сколько в нём нежности к своей дочери…

 

– Как он относился к своей славе?

– Очень спокойно. Никакой звёздности не было в нём вовсе. Когда журналисты приходили брать у него интервью, он говорил: «Давайте вы сейчас возьмёте интервью у моего знакомого, несправедливо забытого художника или друга-поэта – о них давно не пишут. А потом возьмёте у меня». Он был очень прост в общении. В какой бы населённый пункт он ни приезжал на творческие вечера, со всеми – с горняками, шахтёрами, лесорубами – общался на равных. Светлана Светличная вспоминала, как однажды они гастролировали с программой «Товарищ кино», и в каком-то городе после выступления к ней подошли и попросили отвезти в Москву «посылочку для Ивана Переверзева». По запаху она поняла, что там свежие огурчики и помидорчики. Приехав домой, она позвонила ему на Можайку, где он тогда жил. «Иван Фёдорович сам заехал к нам домой, – рассказывала Светлана Афанасьевна, – с ходу оценил: «Как же у вас хорошо, уютно». А мы жили настолько неброско, бедновато… Помню, взял в руки посылку, поблагодарил.

И глаза его сияли, так был тронут». Да что там говорить – любили его сильно.

А вот ещё вспомнил забавный случай. Гастрольный график забросил их концертную бригаду в какой-то дальний таёжный посёлок. Переверзев сразу сказал коллегам: «Ребята, держимся, не пьём. Мы все здесь под микроскопом». И вот эта его шутка – «мы под микроскопом» – стала так часто повторяться, что организаторы концертной программы на полном серьёзе решили, что, видимо, знаменитый артист (а отказать ему было «нельзя»!) хочет получить в подарок микроскоп. И вот прощальный вечер. В знак благодарности всем гостям подарили по бочонку мёда. Последний бочонок поставили перед Переверзевым и вдруг говорят: «А вам, Иван Фёдорович, ещё особый подарок». И торжественно выносят микроскоп. Он растерялся: «Да вы что! Я даже не знаю, как им пользоваться». Но такая смешная история – быль.

 

– Какую работу в кино он считал своей актёрской вершиной?

– Роль адмирала Фёдора Ушакова в дилогии «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Во-первых, Михаил Ромм выбрал его из 15 претендентов, самых в те годы известных актёров, аргументировав свой выбор тем, что «только у Переверзева есть и мощь, и внутренняя грусть, которые его просто сразили». Да и что говорить – роль масштабная, очень благодатная. Именно такую он долго ждал.

 

– Тем более что сам когда-то мечтал стать «морским волком»…

– И это, конечно, тоже сказалось. Смотрите, какая причудливая игра судьбы: именно в кино он реализовал свою детскую мечту – проделал путь от матроса до капитана корабля, а затем и адмирала Ушакова… Недаром после его смерти в Азовском пароходстве один из кораблей носит имя «Иван Переверзев».

И неслучайно же в конце 1950-х в Херсоне памятник Ушакову «слепили» именно с Ивана Фёдоровича.

 

– Почему именно с него?

– В процессе подготовки к съёмкам вдруг выяснилось, что никто даже приблизительно не знает, как Ушаков выглядел внешне. Нашли останки адмирала, и знаменитый антрополог Герасимов по черепу восстановил черты его лица. Когда «портрет» был готов, гримёры из Переверзева сделали Ушакова. А дальше Иван Фёдорович так мощно выложился в этой роли, что стал от него неотделим… Есть даже такое забавное свидетельство очевидцев: в конце 1960-х, во время съёмок фильма Станислава Говорухина «День ангела» в Херсоне группа актёров и моряков посетили памятник адмиралу Ушакову. Переверзев встал рядом, и все остолбенели: перед ними стояли то ли два Ушакова, то ли два Переверзева. Сходство их фигур, лиц, роста было потрясающим! Вот тут-то и выяснилось, что скульптор создавал образ, посмотрев оба фильма с Переверзевым в главной роли. Уникальнейший случай!

 

ВСЕ ДЕТИ И ЖЁНЫ

 

– По мнению многих кинокритиков, Переверзев мог бы стать настоящим супергероем-любовником, недаром его по внешности и по таланту сравнивали с Дугласом Фэрбенксом. Но играл он в основном военных и революционеров, директоров заводов, колхозов, а не романтических героев.

– Нет, у него было несколько ролей с небольшой любовной линией. Но в целом вы правы: героев-любовников в классическом смысле этого типажа он никогда не играл. Как остроумно кто-то сказал, «советский кинематограф отдал в распоряжение Переверзева целую флотилию, но пообщаться с женщинами на экране не дал». Хотя внешне он был абсолютно голливудский актёр, с голливудской улыбкой, с героическим типажом. Обладал мощной харизмой, обаянием. Именно поэтому многие женщины в него влюблялись сразу.

 

– Женщины были его главной слабостью?

– О да! Причём почти все свои романы Иван Фёдорович заводил на съёмочных площадках. Но, что интересно, несмотря на то что внешне он производил впечатление эдакого ловеласа, в реальной жизни был далёк от этого образа. В откровенных разговорах с друзьями Переверзев не раз признавался, что сам никогда не одерживал побед над женщинами, что «все его увлечения, романы и даже «семейные гнёзда» – результат побед женщин над ним». То есть он просто не мог устоять перед их напором.

 

– Известно, что с первой женой Надеждой Чередниченко актёр познакомился в 1946-м, на съёмках «Первой перчатки». И влюбился насмерть!

– Ей было 19 лет, Надежда Илларионовна тогда училась на втором или на третьем курсе ВГИКа. И это правда – влюбился на всю жизнь. Пожалуй, это единственный случай, когда он сам долго добивался ответных чувств. В конце концов они поженились, родился Серёжа. Но потом что-то не сложилось… От Ивана Фёдоровича она ушла к Петру Ефимовичу Тодоровскому (который был тогда молодым кинооператором – Ред.). Но ведь неслучайно несколько лет спустя Чередниченко вернулась к Переверзеву, и это была попытка попробовать всё начать заново. Правда, вновь неудачная – через полтора года они опять расстались, уже навсегда. Тем не менее он и не скрывал, что любит только её. Недаром он потом всю жизнь выбирал женщин именно такого типажа – белокурых, кудрявых, как она.

Его отец – Маер Шульфер - был офицером Красной армии, а впоследствии врачом и адвокатом.

Далее: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-yan-arlazorov.html

 

Иван Переверзев в фильме "Чисто английское убийство"

 

– Есть фотографии Надежды Чередниченко и Аллы Ларионовой, где можно обнаружить немалое сходство.

– Так и есть. Кстати, после ВГИКа Надежда Илларионовна окончила Гнесинку по классу вокала. Прекрасно пела оперные партии – у неё был очень хороший голос. В этом году ей исполнится 90 лет, она с дочкой живёт в США.

 

– Ваша бабушка Мария Скобцева была певицей, исполнительницей русских народных песен. Как они с Иваном Фёдоровичем познакомились?

– Они встретились на съёмках какой-то украинской картины, к сожалению, не помню её название. Она пела в хоре, а такие русские хоры в то время записывали песни ко многим фильмам. Вспыхнули чувства, родился сын Василий – мой отец… Но встречались они недолго. Потом она заново вышла замуж, он женился. К сожалению, я бабушку не застал – она рано умерла, не дожив даже до 50. Погибла трагически: не прикрыли плотно заслонку у топки, она отравилась угарным газом и не проснулась. Мой отец мало о деде рассказывал – сам помнил его смутно. Знаю только, что бабушка влюблена была в него сильно. Да что говорить – все женщины его крепко любили.

 

– Сколько же у него всего было детей? Официально – четверо.

– Точную цифру не знает никто, но точно не четверо – больше! Все они знают друг о друге, но живут в разных странах и между собой не общаются – с детства не виделись. Ведь все жёны Ивана Фёдоровича, как правило, потом выходили замуж, и его детей воспитывали другие мужчины. Поэтому они даже физически не могли встречаться, общаться.

 

– Вы что-нибудь о них знаете? Например, старший сын Сергей. Какова его судьба?

– Если можно, о его судьбе не буду рассказывать, она не очень интересно сложилась. Слава богу, жив-здоров… Следующий по старшинству – мой отец, Василий. Ещё в годы перестройки его пригласили на работу в Америку. С тех пор он живёт в Лос-Анджелесе, сейчас на пенсии. Далее – Алексей (от актрисы, с которой у Ивана Фёдоровича тоже был кратковременный роман или брак) и Алёна – дочь от Ларионовой. Они примерно одногодки, в несколько месяцев разница… Алексей – врач, живёт за границей. Ещё одна дочь, если не ошибаюсь, Галина, живёт в Италии. О ней ничего не знаю, даже сколько ей лет. Потом, с большим отрывом, – Фёдор. Он самый поздний ребёнок (1968 или 1969 года рождения) и, между прочим, единственный, кто пошёл по стопам отца – окончил ВГИК. Правда, насколько я знаю, сейчас не актёр. Несколько лет назад, ещё до нынешних событий на Ближнем Востоке, он эмигрировал в Сирию и преподавал там в театральной академии.

Кстати, Алёна не считает себя дочерью Ивана Фёдоровича. Хотя лет в 13 – 14 ей мама честно сказала, кто её настоящий папа. Но она всё равно носит фамилию и даже отчество Николая Рыбникова, именно его считает своим отцом, потому что он её воспитал и обожал всю жизнь. А Ивана Фёдоровича она не видела никогда.

 

– То, что Николай Рыбников воспитывал дочку Переверзева, давно не секрет. Как и то, что Иван Фёдорович сам запутался в женщинах, в результате не очень красиво повёл себя в этой истории…

– Согласен, не очень красиво. Когда вскрылось, что Переверзев ей изменяет, конечно, Алла Ларионова была в отчаянии. Тем более что была беременна от него. Вы же ещё не забывайте, что и другой сын Переверзева, Алексей, в это время носился… Но, если честно, я бы вообще не хотел трогать эту историю и обличать Ивана Фёдоровича с не очень хорошей стороны.

 

– Не пытались собрать всех родственников вместе?

– Я пытался кому-то писать, наладить отношения. Но всё это не имело отклика. А сейчас это вообще нереально – в России только одна Алёна Рыбникова живёт. Ей это неинтересно.

 

РУССКИЙ ХАРАКТЕР

 

– Ваш дед был невероятно общительным, компанейским человеком. С кем он больше всего дружил из того поколения звёзд советского экрана?

– Да со всеми! С Борисом Чирковым, Николаем Крючковым, Борисом Андреевым, Петром Алейниковым… А самым лучшим его другом был прекрасный актёр Евгений Яковлевич Весник. Дружили они – не разлей вода.

 

– Евгений Весник написал в своей книге: «Переверзев из тех русских, чья душа нараспашку, у кого удаль, буйный темперамент, работоспособность, независимость, доброта, смекалка. Из тех, кто умеет грешить и каяться, широко, красиво загулять, но при надобности вести аскетический образ жизни, умеет влюбиться, помогать, дарить, сопереживать. Он из тех русских, которые составляли и составляют неповторимый национальный колорит человеческого характера». Похож портрет?

– Один в один.

 

– Ещё Евгений Яковлевич рассказывал, как однажды они купленный галстук обмывали. Начали в Москве, потом на попутном грузовом ЛИ-2 оказались в Ленинграде, продолжили там веселье со своим другом актёром Василием Меркурьевым. В итоге оказалось, что галстук стоимостью 13 рублей обошёлся им вместе с приключениями в несколько тысяч.

– Да, вот такой лихой русский характер! Погулять он любил и умел.

 

– Не это ли его подкосило и укоротило жизнь?

– Скорее всего, именно так. Но я уже говорил, что все его проблемы с алкоголем и так называемые загулы были связаны только с одним – с неудачами в личной жизни. Ведь при всех его многочисленных романах и при том, что выбор у него был огромный, Ивану Фёдоровичу в личной жизни не везло. Домашнее тепло и надёжный тыл он нашёл только в последнем браке – с Ольгой Юрьевной Соловьёвой. С которой познакомился опять же на съёмках – она была ассистентом режиссёра в фильме Станислава Говорухина «День ангела». Почему он пошёл на этот брак с женщиной, которая была намного моложе его? Ей – 26, ему – 54. Мне кажется, он пошёл на него как на спасение.

Между прочим, к концу 1950-х он бросил и пить, и курить. Вообще не прикасался! Но поздно – здоровье уже было изрядно подорвано. В последние годы он совершенно потерял слух. В картине «Чисто английское убийство» снимался, будучи глухим. Чему, кстати, многие удивлены: как ему удавалось так точно реагировать на реплики партнёров. Представляете себе, что такое сниматься глухим в двух сериях? А смотришь фильм, и этого совсем незаметно.

 

– В апреле 1978-го Переверзев попал в больницу, откуда так и не вышел. Что случилось?

– Его увезли якобы с переутомлением. Ведь, несмотря на глухоту, он по-прежнему очень много ездил по стране с творческими встречами. Работал на износ, можно сказать. И вот однажды он приехал из поездки и неважно себя почувствовал. Причём в больницу отказывался ехать наотрез, но жена уговорила. Там он вскоре и скончался без особого диагноза. «Скоропостижно», то есть вроде бы не от чего.

– Ивану Фёдоровичу было всего 63. Ещё многое мог бы успеть.

– До последнего вздоха он был мыслями в работе. На тумбочке остался лежать сценарий нового фильма, который ему привезли прямо в больницу. Кто-то из медперсонала запомнил его последние слова: «Вот сейчас меня выпишут, и я пойду сниматься». Но…

 

– Сейчас на его могиле на Кунцевском кладбище можно увидеть цветы?

– Конечно, можно. Он похоронен в обычной могиле, в очень неудобном месте, на отшибе, её, кстати, не так просто отыскать – без сопровождающего не найдёшь никогда. Но памятник стоит хороший, мраморный.

 

– Вы-то сами, Сергей, не захотели продолжить актёрскую династию?

– Почему? Я окончил ГИТИС. По диплому я актёр музыкального театра, мастерская музыкальной драмы. Поработал в двух театрах, чуть-чуть поснимался в кино. Понял, что там нет перспективы, а главное – большого развития. Сериальное кино мне неинтересно. Поэтому сейчас занимаюсь музыкой. Веду рубрику на телевидении. Пишу поп-песни, тексты и музыку, пою.

 

– Значит, внук великого Переверзева – акула шоу-бизнеса?

– Ну пока ещё не акула! (Смеется.) Но, например, мой диск, который я по контракту записал в Майями, вышел в 60 странах мира.

 

– И последний вопрос. Как вы думаете, почему 100-летний юбилей Ивана Фёдоровича телеканалы проигнорировали? Не было ни документальных фильмов, посвящённых прославленному актёру, ни вечеров памяти…

– Грустно, но это так. Лет 10 назад я попытался собрать на вечере в Доме кино людей, которые с ним работали, снимались, чтобы они рассказали, каким он остался в их памяти. К сожалению, это не особо удалось, потому что ближайших друзей-партнёров уже нет в живых. Пришли Инна Владимировна Макарова, Зинаида Михайловна Кириенко… Тогда же мы сделали попытку снять о нём документальный фильм к 95-летию, но телеканалы сказали: «Что вы! Это неформат!» Я на все ТВ-каналы писал письма, чтобы к юбилею показали лучшие его картины, но, как я понял, им этого не надо… А сегодня снять документальный фильм о нём – это ещё более неразрешимая задача. Нужен водопад воспоминаний, а, к сожалению, его уже никогда не будет. Тогда зачем? На телевидении его картины – «неформат». А молодым фамилия Переверзев ничего не говорит. Даже, как ни странно, актёрам…

 

 

"Знакомьтесь, Балуев!" (1963) Иван Переверзев, Нина Урган, Сергей Блинников.

 

 

 

 

 

 

источники- http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5743/     http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=500

 

Актерские работы:

Конвейер смерти (1933) эпизод
Частная жизнь Петра Виноградова (1934) роль: инструктор физкультуры
Моя любовь (1940) роль: Гриша
Первая конная (1941) роль: заключённый
Парень из тайги (1941) главная роль: Степан Потанин
Морской ястреб (1941) главная роль: Александр Найдёнов
Волшебное зерно (1941) главная роль: Богатырь, Мастер На Все Руки
Боевой киносборник № 11 (1942) роль: командир партизанской группы, новелла «Сто второй километр»
Александр Пархоменко (1942) роль: красный командир
Дорога к звёздам (1942) роль: Филимонов, стрелок-радист
Родные берега (1943) роль: гвардии капитан, комбат, новелла «Три гвардейца»
Два бойца (1943) эпизод
Иван Никулин - русский матрос (1944) главная роль: Иван Никулин
Это было в Донбассе (1945) роль: Степан Рябинин
Первая перчатка (1946) главная роль: Никита Крутиков
Повесть о "Неистовом" (1947) роль: Мезенцев, командир "126"-го
Суд чести (1948) роль: Иван Иванович Петренко, учёный, правая рука Добротворского, заведующий клиническим отделением
Третий удар (1948) роль: генерал-лейтенант Я.Г. Крейзер
Кавалер Золотой звезды (1950) роль: Андрей Петрович Бойченко, секретарь крайкома партии
Далеко от Москвы (1950) роль: инженер
Тарас Шевченко (1951) роли: кочегар Разин / Сигизмунд Игнатьевич Сераковский
Покорители вершин (1952) роль: Виктор Журавлёв (озвучил М. Кузнецов)
Садко (1952) роль: Тимофей Ларионович
Адмирал Ушаков (1953) главная роль: Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал
Корабли штурмуют бастионы (1953) главная роль: Фёдор Фёдорович Ушаков, адмирал
Герои Шипки | Героите на Шипка (СССР, Болгария) (1954) главная роль: Каторгин, солдат русской армии
Урок жизни (1955) главная роль: Сергей Ромашко, инженер
Тайна вечной ночи (1955) главная роль: Алексей Иванович Денисов, учёный-океанограф
Иван Франко (1956) роль: митрополит
Полесская легенда (1957) главная роль: Роман
Как поймали Семагу (короткометражный) (1957) главная роль: Семага
Далёкое и близкое (1957) эпизод
Во власти золота (1957) главная роль: Молоков Тихон Кондратьевич, золотопромышленник
Гори, моя звезда (1957) роль: Семён Васильевич, секретарь горкома
Конец Чирвы-Козыря (1957) роль: Степан Иванович Чабаненко, секретарь окружкома
Голубая стрела (1958) роль: Бельский, командир вражеской подводной лодки
Дело "Пестрых" (1958) роль: «Незнакомец», шпион
Дорогой мой человек (1958) роль: Козырев, подполковник
Киевлянка (1958-1960) роль: Камышин, матрос с "Авроры", ставший чекистом
Небо зовет (1959) роль: Евгений Петрович Корнев, учёный
Домой (1960) главная роль: Степан Лежнёв, моряк с траулера
Мичман Панин (1960) роль: Иван Григорьев, боцман
Иду к вам (1961) роль: Емельянов, капитан буксира
Василий Докучаев (1961) главная роль: Докучаев В.В.
Алые паруса (1961) роль: Лонгрен
Битва в пути (1961) роль: Сергей Васильевич Бликин, секретарь обкома
Молодо-зелено (1962) роль: Черемных Василий Кириллович, главный инженер кирпичного завода
Знакомьтесь, Балуев! (1963) главная роль: Павел Гаврилович Балуев
Тишина (1963) роль: Вячеслав Владимирович Луковский, директор института
Сокровища республики (1964) роль: Веретилин Иван Фёдорович, матрос "Жемчуга", комиссар-чекист
Зачарованная Десна (1964) роль: начальник строительства
Одиночество (1964) эпизод
Ярость (1965) роль: ротмистр Лучицкий
Чёрный бизнес (1965) главная роль: Алексей Михайлович Мельников, генерал
Прощай (1966) роль: Державенко
К свету! (киноальманах) (1966) роль: трубочист, новелла «Панталаха»
Серая болезнь (1966) роль: Барабанщиков
Поединок в горах (1967) роль: полковник
Сильные духом (1967) роль: Дмитрий Николаевич Медведев
Цыган (1967) роль: Иван Дмитриевич
День ангела (1968) главная роль: капитан "Цесаревича"
Новые приключения неуловимых (1968) роль: начальник штаба Конармии
Трембита (1968) роль: Прокоп, отец Миколы
Освобождение (1968, 1970, 1971) роль: генерал Василий Иванович Чуйков
Опасные гастроли (1969) главная роль: Казимир Казимирович Кульбрас, генерал-губернатор
Сердце Бонивура (1969) роль: Жилин, старый крестьянин, 2-4 серии
Только правда | Zeit zu leben (Германия, СССР) (1969)
Секретарь парткома (1970) роль: Шмак
Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1970, 1971) роль: Смирнов, начальник ЧК
Человек в проходном дворе (1971) роль: Иван Фёдорович Войтин, "Боцман"
Неизвестный, которого знали все (1972)
Тайник у Красных камней (1972) роль: тренер
Первый шторм (1972) роль: боцман
Приключения в городе, которого нет (1974) роль: Джон Сильвер
Фронт без флангов (1974) роль: отец Павел, Павел Иванович Воробьёв
Чисто английское убийство (1974) главная роль: Бриггс, дворецкий (озвучил Евгений Весник)
Обретёшь в бою(1975) роль: Игнат Фомич Троилин, директор завода
Небо-земля-небо (1975) роль: профессор Раменский
Фронт за линией фронта (1977) роль: отец Павел
Соль земли (1978) главная роль: Марей Гордеевич Добролетов
Люди на земле (1978) роль: Семён Корбут