Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

Актеры и судьбы

 Гостевая книга    Помощь сайту

    Список страниц раздела

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45

  46  47  48  49  50  51


Жеймо Янина Болеславовна

29.05.1909 - 29.12.1987  Кавалер Ордена "Знак Почета" (1939)

Детство

Янина Жеймо родилась в семье цирковых артистов. Детство Яни прошло под знаком праздника и нужды. Цирковых заработков не хватало, отец болел, с раннего детства ей пришлось подрабатывать. С трехлетнего возраста она выступала в цирке наездницей, гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком и даже... преподавала балет (ученикам много старше ее).

В 1923 году, в день своего рождения, отец умер. Мама осталась с четырьмя дочерьми. В цирке работать они уже не могли - развалился номер. Кончился очередной контракт, семья осталась в Петрограде. Кормила их эстрада, номера придумывались с ходу, если было надо, брались даже за то, чего прежде не умели, например, выучились играть на ксилофонах. У Эли и Яни был коронный номер - "Музыкальные эксцентрики". Об этом времени своей жизни Янина Жеймо писала: "Странно - я нормально росла до четырнадцати лет, а потом... Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки". Маленький рост - казалось бы, трагедия для молоденькой девушки - сослужит ей впоследствии верную актерскую службу, но отчасти и ограничит диапазон ее амплуа вечным приговором: травести.

ФЭКС. Дебют в кино

В пятнадцать лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат "Фабрика эксцентрического киноактера" (ФЭКС) в актерскую студию под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга, будущих знаменитых советских режиссеров. В Москве и Петрограде середины двадцатых годов было открыто множество киношкол. Что-то реально сделавшими оказались лишь три, в том числе ФЭКС. Жеймо улыбнулась судьба.

Ко времени поступления в ФЭКС ее актерский стаж насчитывал двенадцать лет - гораздо больше, чем у экзаменаторов, повергнутых этим известием в шок. Учеба не была безоблачной, но упорство девушки сделало свое дело...

В 1925 состоялся дебют Янины Жеймо в кино. Она сыграла роль Мишки в фильме "Мишки против Юденича".

Кстати, в этой картине Янина снялась вместе со своим первым мужем Андреем Костричкиным (с ним она познакомилась в ФЭКСе). Их совместная жизнь оказалась недолгой, несмотря на рождение дочери, которую назвали в честь мамы Яниной. Впоследствии Янина-младшая всю жизнь проработала литобработчиком на "Мосфильме".

Тем временем, у Янины Жеймо началась вторая профессиональная жизнь. Цирк и эстрада постепенно стали отходить в прошлое. Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Тауберга, среди которых стоит отметить главную роль в эксцентрической комедии "Братишка". Янина Жеймо в фильме "Подруги"

Первые шаги в кино Янине давались нелегко. Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена - подобные чувства испытывали многие молодые артисты после своих первых пробных съемок на пленку. Ведь киногеничность во многом зависит от профессионализма оператора, от того, как установлен свет. По свидетельству знаменитой американской актрисы Лилиан Гиш, на заре кинематографа нередки были случаи, когда свет специально ставился так, чтобы завалить актерскую пробу. Но постепенно постоянный фэксовский оператор Андрей Москвин приноровился к лицам студийцев, и Янина Жеймо на экране стала походить на себя и выглядеть естественно. В 1929 году Янина окончила киномастерскую ФЭКС.

Несмотря на успехи дочери, мама Янины Жеймо не одобряла ее: "На эстраде у нее имя, а в кино... Первая сзади! Невеселая перспектива..." В чем-то материнские слова оказались пророческими, потому что Янина Жеймо осталась в памяти одной из золушек, незвезд отечественного кино. Мы проглядели русскую Джульетту Мазину...

Кино довоенного периода

Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься. Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли ее почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме "Разбудите Леночку" (1934). Актриса Елена Егорова писала: "Ни одна даже самая искусная травести (за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в свое время была Янина Жеймо) не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой". По словам Григория Козинцева: "И "Разбудите Леночку", и более поздний фильм "Приключения Корзинкиной" были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем - зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке".

Янина Жеймо в фильме "Приключения Корзинкиной" Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, "золотоволосым невинным ангелом". Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд.

Это было время наибольшей ее популярности (особенно после фильма "Подруги"). Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. Сейчас эти рассказы звучат странно, потому что фильмы, принесшие ей ту известность, нам практически неизвестны.

1938 год оказался для Янины Жеймо черным. Она снялась только в одном фильме в маленькой роли, а съемки еще двух картин с ее участием были остановлены. В паузах актеру, чтобы он не чувствовал себя невостребованным и профессионально не застаивался, могла бы помочь работа в театре. Но Жеймо - "кинематографист чистейшей крови" - очень мало была связана с театром и тяжелое время переживала вне профессии. А как - кто знает?.. "Она была создана для того, чтобы играть. А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые" (Е.Шварц, "Телефонная книжка"). Тем не менее в 1939 году ее награждают орденом "Знак Почета".

 

Годы войны

Еще до войны Янина Жеймо вышла второй раз замуж. Ее новым супругом стал знаменитый режиссер Иосиф Хейфиц. От этого брака родился Юлий Жеймо. Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше.

Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад "Ленфильма" Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим ее гадать на картах, что ее дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера.

Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент - туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. "Гитлер сделал одно доброе дело - я похудела", - шутила Жеймо, вернувшись домой.

Вот только дома ее никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком...

Янина не простила мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леонид Жано. Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил ее, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться.

"Золушка"Янина Жеймо в фильме "Золушка"

1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, еще не были стерты следы пожарищ, разрухи - мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты. Хотя бы экранной, сказочной, придуманной... И 16 мая на экраны вышла фильм-сказка "Золушка", где Янина исполнила главную роль.

Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда - актеры "неизвестны". Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а... закат. Они вместе работали до этого в фильме "Шел солдат с фронта", а позже - на дубляже ленты "Рим, 11 часов", и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в "Золушке" (Консовский часто играл простых деревенских пареньков). Актеры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями - стране нужны были своевременные фильмы. Съемки "Золушки" обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет (а на ее роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно), она была старше обеих "сестер" и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо "не такое". Консовский был младше Жеймо на три года. Рассказывают, что многие работники студии приносили из дома все мало-мальски "дворцовое" и "придворное" для съемок бальных сцен, а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого размера не смогли.

Алексей Консовский и Янина Жеймо в фильме "Золушка" Роль Золушки принесла новую волну популярности актрисе. Евгений Шварц вспоминает: "Картина появилась на экранах в апреле 47 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая - тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. "Ножки, ножки какие!" - простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная…"

Работа после "Золушки"

В период малокартинья, начавшийся после "Золушки", Янина Жеймо участвовала в дублировании зарубежных фильмов и отечественных мультфильмов. Дубляж - работа специфическая, не каждый актер даже с хорошими голосовыми данными к ней пригоден. Но голос Жеймо, говорившей за Герду в "Снежной королеве" или за героиню в фильме "Марти", нежный, спокойный, робкий и в то же время гордый, забыть невозможно. Кино отвергло ее облик - она отдала ему свой голос.

В своих дневниках Евгений Шварц написал: "Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо - туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть".

Свою последнюю роль она сыграла в 1954 году в фильме "Два друга", когда ей было только 45 лет.

 

Вне кино

В 1957 году Янина с мужем уехала в Польшу, в Варшаву. Там она прожила последние тридцать лет своей пятой жизни, сугубо частной, о которой известно не много. Она выучила язык, дружила с известным польским киноведом-классиком, Ежи Теплицем... было даже несколько предложений сниматься, но по разным причинам они не были приняты. Казалось бы, странно. Но ведь не всегда главное - соглашаться на что угодно, только бы сняться, мелькнуть, напомнить о себе. Особенно для актрисы, всегда игравшей героинь своего, а не чужого времени. И места.

Умерла Янина Болеславовна в Москве 29 декабря 1987 года.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
Юлия Тарантул, "Золушка, ваш выход!" http://ps.1september.ru/2000/29/5-2.shtml;
Сказки Янины Жеймо http://www.tvkultura.ru;
Фото http://www.kinoexpert.ru

      Легенды мирового кино / Янина Жеймо

     


К 100-летию Янины Жеймо. Кем была первая Золушка российского кинематографа?

Как вы думаете, в каком возрасте пребывала Золушка, когда с ней приключилась ее волшебная история? Та самая, описанная в сказке Шарля Перро. Или в пьесе Евгения Шварца – все равно, суть-то не поменялась. Лет шестнадцать было бедной девочке, восемнадцать – максимум. А актрисе Янине Жеймо, приглашенной на первую советскую экранизацию «Золушки» режиссерами Павлом Акимовым и Надеждой Кошеверовой, на тот момент исполнилось уже тридцать семь.
Эта роль стала ее «коронной». Рассказывали, что на Золушку, кроме Жеймо, пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но с треском провалилась. Для того, чтобы воплотить на экране сказочное счастье, одной юности оказалось мало. Янина была заметно старше актрис, игравших Золушкиных сестер, мачехиных дочек – Анну и Марьяну. Она превосходила годами даже Принца – Алексея Консовского.
Янина Жеймо, сказочная Золушка

Перед камерами Жеймо соглашалась появляться только по вечерам, поскольку утром, по ее заявлению, «лицо было не такое». Но созданный ею образ до сих пор покоряет зрителей своей безыскусностью, очарованием и нежностью. И потрясает вдвойне, когда узнаешь, через какие превратности судьбы к нему пришла маленькая хрупкая женщина.

Ее отец Болеслав Жеймо, поляк по происхождению, руководил небольшой труппой цирковых акробатов. Вся труппа – жена и три дочери. Четвертым ребенком в семье стала Янина, родившаяся 29 мая 1909 года в белорусском городе Волковыске. И уже с трех лет выступала на арене вместе с родителями и сестрами. Ее детство представляло из себя смесь нескончаемого праздника и нескончаемой нужды.

Малышка Яня могла прогарцевать на цирковой лошади или закрутиться в немыслимом сальто-мортале, срывая бурные аплодисменты. Восторженные зрители бросали девчушке букеты. Горящие глаза, оглушительная музыка – разве на земле есть что-нибудь замечательнее цирка? А в перерывах между представлениями Янина давала желающим платные уроки балетного искусства. И тот факт, что она была гораздо младше своих «учеников», ее нисколько не смущал.

Глава семейства Жеймо умер в 1923 году после продолжительной болезни, в день своего рождения. Мать с дочерьми уходят из цирка. Все равно их основной, отработанный до мелочей номер развалился – его «стержнем» был отец, да и контракт с цирком закончился. Они обосновались в Петрограде. Нужно было чем-то кормиться. Сестры Жеймо с упорством взялись за покорение эстрады, выучились играть на ксилофонах и создали пользовавшийся у публики успехом номер «Музыкальные эксцентрики».

Много лет спустя Янина напишет о себе: «Странно – я нормально росла до четырнадцати лет, а потом... Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки». Небольшой рост в дальнейшем наложит отпечаток на всю ее кинокарьеру: для режиссеров она так и останется актрисой одного амплуа – травести.
Иосиф Хейфиц стал самой драматической любовью актрисы.
Иосиф Хейфиц стал самой драматической любовью актрисы.

На ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) она поступила втайне от родных, зная, что мать не одобрит ее выбора. Студией руководили Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, которые в будущем прославились как прекрасные режиссеры. А в 1925 году Янина Жеймо дебютировала в кино, исполнив роль подростка Мишки в фильме «Мишки против Юденича». Да не одна, а со своей недавно обретенной «половинкой» – Алексеем Костричкиным, тоже студентом ФЭКСа.

Они полюбили друг друга с первого взгляда и не расставались даже на съемочной площадке. У молодой пары вскоре родилась дочь, которой по настоянию Андрея дали имя мамочки – Янина. Но студенческий брак просуществовал весьма недолго. Юношеская страсть прошла, в отношения закрался холодок. Супруги решили освободиться от стеснявших их уз, обменявшись взаимными обещаниями насчет того, чтобы «остаться друзьями». Но после развода редкие встречи постепенно сошли на «нет».

В тридцатые годы Янина принимала предложения от режиссеров одно за другим. Второго столь же плодотворного периода в ее биографии не отыскать. В фильме «Разбудите Леночку» (1934) она сыграла школьницу и смотрелась на фоне исполнителей других ролей – обычных мальчишек и девчонок – так, как будто и впрямь была их ровесницей. С ней работали режиссеры Марк Донской, Александр Зархи, Лев Кулешов.

После премьеры картины «Подруги» Лео Арнштама на киностудию хлынул шквал писем от поклонников, и на конвертах чаще всего фигурировал незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице» – такое прозвище носила в фильме ее героиня. Ее даже называли «советской Мери Пикфорд», несмотря на протест отдельных

Лучезарная улыбка лучшей Золушки не меркла с годами
Лучезарная улыбка лучшей Золушки не меркла с годами

 кинокритиков против подобного сравнения. Они писали о его неуместности по той причине, что Янина Жеймо не обладала, подобно диве Пикфорд, возможностью выбирать себе роли; она играла «по заданию». Кроме того, ее роли часто превращались в трагикомические. Представить же себе Пикфорд с трагикомическими манерами было просто нереально.

В 1938 году для нее наступил творческий кризис. О ней как будто забыли. За весь год – всего одна незначительная роль, а съемки еще двух художественных кинолент с ее участием по непонятным причинам приостановлены. Другая актриса заполнила бы простои работой в театре, но Янина Жеймо успела настолько прочно срастись с кинематографом, что работу вне его даже представить себе не могла.

Но зато в том же 38-м ее захлестнула и понесла новая любовь – она встретила режиссера Иосифа Хейфица, красавца-мужчину, галантного, интересного и, как тогда верилось – надежного. Чувство оказалось взаимным, они создали семью и произвели на свет сына Юлия.

Любви положила конец война. Нет, никто не погиб. Хейфиц с детьми эвакуировался в Ташкент, а Жеймо осталась в блокадном Ленинграде. По ночам она дежурила на крышах вместе с остальными горожанами, а днем выступала с концертной бригадой в госпиталях – перед ранеными, на парковых эстрадах – перед объединенными трагедией блокады ленинградцами. В 1942 году она, наконец, смогла вырваться в Ташкент! Как ждала она встречи с мужем, с детьми!

Встречать старость Янина Жеймо уехала в Польшу.
Встречать старость Янина Жеймо уехала в Польшу.

Поезд, на котором она ехала, в пути пережил не одну бомбежку, но все же прибыл в пункт конечного назначения. Ее никто не встречал. А добравшись по имевшемуся у нее адресу, Янина поняла: ее Иосиф теперь живет с другой женщиной. В свое оправдание муж что-то лопотал о том, что считал ее погибшей… Она не смогла его простить. Удар оказался слишком тяжелым, чтобы сразу от него оправиться, да и последствия блокады дали о себе знать. Жеймо тяжело заболела...

Один Бог ведает, чем бы это все закончилось, если бы не польский режиссер Леон Жанно. Он выходил ее, поставил на ноги и остался рядом до конца жизни. Третий брак Янины Жеймо оказался самым гармоничным и прочным.


В 1947 году на «Ленфильме» приступили к экранизации «Золушки». Кто придумал лечить встающую из руин, израненную и истерзанную страну сказкотерапией – история умалчивает. Но добрый, теплый и человечный фильм сразу запал в душу каждому зрителю. Работники разрушенной киностудии приносили для него все «декорации» из дому, у кого что было: канделябры, зеркала… Золушкино бальное платье сшили из обрезков, а туфельки все же пришлось заказывать: Янина носила 31-й размер.
После этого невероятного успеха картин в ее жизни было мало. Она переключилась на озвучивание. Ее голосом «говорила» маленькая Герда в мультфильме про Снежную королеву. В 45 лет она снялась в фильме «Два друга», роль эта была последней. Затем последовал переезд в Польшу.
О долгом тридцатилетнем отрезке ее жизни «там» почти ничего неизвестно. Янина Жеймо иногда прилетала в Россию работать на озвучивании фильмов и завещала похоронить себя в Москве. Скончалась актриса 20 декабря 1987 года, погребена на Востряковском кладбище

источник- shkolazhizni.ru/archive/0/n-27924/

Янина Жеймо - Как уходили кумиры