Домой Кино Мода Журналы Открытки Музыка Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Голубой огонек Люди, годы, судьбы...
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Гостевая книга Помощь сайту
Фарада Семён Львович
родился 31 декабря 1933 года в селе Никольское Московской области,
РСФСР, СССР.
Семья, детство и юность
Отец – Фердман Лев Соломонович,
был адъютантом маршала артиллерийских войск. Семён Львович родился 31 декабря и в шутку называл себя "новогодним подарком". Говорил, что это его родители так пошутили 1 апреля и через положенные 9 месяцев он появился на свет. Артистический талант у Семёна Фарады (тогда он носил фамилию Фердман) проявился в детстве. Он замечательно читал стихи, с удовольствием играл в школьных спектаклях. Его сестра вспоминает, как здорово он в 10 классе исполнил роль Бобчинского в "Ревизоре". Школу Фарада окончил с золотой медалью. Несмотря на явный актёрский талант, он не стал поступать в театральный институт, потому что мечтал пойти по стопам отца и учиться в Бронетанковой академии имени Сталина. Юношу подвела физическая подготовка: для поступления в такой ВУЗ нужно было иметь разряд по лёгкой атлетике, а у Семёна его не было. И он подал документы на энергомашиностроительный факультет МВТУ имени Н.И.Баумана. В Бауманском училище Фарада больше уделял время игре в самодеятельном театре, нежели учёбе и его даже хотели отчислить. Но в это время он был призван в ряды советской армии. Четыре года он служил на флоте, возглавлял эстрадную группу Краснознамённого Балтийского флота и выступал в драматическом коллективе при Доме офицеров в Балтийске. Талант Фарады был оценен, из
армии он вернулся с рекомендательными письмами: к режиссеру Юрию Завадскому и
Аркадию Райкину. Однако после окончания МВТУ (1962), он устроился на работу
инженером-механиком по котельным установкам в Министерстве энергетики и
электрификации СССР.
Творческий путь
В свободное от работы время Семён Фарада занимался в студенческом театре-студии студии МГУ "Наш дом". Здесь же свои первые роли играли Александр Филиппенко, Марк Розовский, Михаил Филиппов, Геннадий Хазанов, а авторами пьес были Аркадий Хайт, Григорий Горин, Аркадий Арканов. Через четыре года Фарада стал директором студии, причем сочетал руководство с игрой на сцене. Уже тогда стало понятно, что актёр одарен ярким комедийным талантом. Он вспоминал, что однажды хотел выступить в серьёзном качестве - прочитать со сцены "Стихи о советском паспорте". Но Марк Розовский был готов спорить на ящик коньяка, что в зале все будут смеяться. Ящик коньяка Фарада проспорил. На рубеже 60-70-х годов
театр-студию закрыли. Фараду пригласили работать в Москонцерт. В телевизионной
программе для детей "АБВГДейка" он играл грустного клоуна Сеню. Он принял
участие в конкурсе эстрадных артистов, стал его дипломантом и даже получил
удостоверение, где было написано "артист эстрады".
Театральные роли
Как зритель, Фарада знал и любил спектакли Любимова, он был рад получить дебютную роль второго Бога в пьесе "Добрый человек из Сезуана" Бертольда Брехта. Так он сначала вошел в спектакль, а потом был зачислен в штат театра. По словам самого Фарады, Любимов дал ему прозвище "эстрадник". Он играл характерные роли – Несчастливцева в "Бенефисе" по произведениям Александра Островского, сваху в "Женитьбе Бальзаминова", второго могильщика в шекспировском "Гамлете", управдома Босого, буфетчика Сокова, конферансье Бенгальского в "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова, ученика Загурского в "Пяти рассказах Бабеля". Его работы в спектаклях "Под кожей статуи Свободы", "А зори здесь тихие…", "Обмен", "Десять дней, которые потрясли мир", "Павшие и живые" были небольшими, но заметными, яркими. В театре на Таганке он познакомился с актрисой Марией Полицеймако, на которой женился. Их сын - Михаил Полицеймако - тоже актёр.
Работа в кино
За тридцать лет работы в кино актёр сыграл почти в ста фильмах. Именно на съемочной площадке с лёгкой руки директора фильма "Вперед, гвардейцы!", снятого на киностудии "Таджикфильм" в 1971 году, Семён Фердман стал Семёном Фарадой. Режиссер фильма
Валерий Ахадов объяснил актёру, что не может вписать его настоящую фамилию в титры, а директор придумал псевдоним. Но поскольку после выхода фильма постоянно возникала путаница – роли актеру предлагали и как Фердману, и как Фараде, он всё-таки решил поменять фамилию и не только узаконил творческий псевдоним, но даже переделал брачное свидетельство и метрики. Фарада дебютировал в кино в небольшой роли, сыгранной в фильме "Каникулы в каменном веке" (1967). Он прославился как мастер эпизода, незабываемы его роли в фильмах "Дуэнья" (1978), "Гараж" (1979), "Шляпа" (1981), "Чародеи" (1982), "Тайна виллы "Грета" (1983), "Доктор Айболит" (1985), "Миллион в брачной корзине" (1986), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Попугай, говорящий на идиш" (1990). В творческой биографии актёра особо выделяются роли, которые он сыграл в телефильмах Марка Захарова: "Тот самый Мюнхаузен" (1979), "Дом, который построил Свифт" (1983), "Формула любви" (1984), "Убить дракона" (1988). В иронической притче "Формула любви" Семён Фарада вместе с Александром Абдуловым спел шуточную песню "Уно моменто". Исполненная на итальянский манер, она стала настоящим шлягером. Впоследствии Семён Фарада даже назвал так свою автобиографию - "Уно моменто". Артист снимался в сериале "Гардемарины, вперёд!" (1987), озвучивал анимационные фильмы "Приключения капитана Врунгеля" (1977), "Подводные береты" (1993). И всю жизнь был в амплуа комедийного актера, сыграл роль Джатиева в фильме Алексея Германа "Мой друг – Иван Лапшин" (1984). Сам актер самой лучшей своей ролью в кино считает доброго пожилого портного из трагикомедии Эфраима Севелы "Попугай, говорящий на идиш", а вот провальными работами называл роли в фильмах "Русский бизнес"(1993) и "Русское чудо"(1994) Михаила Кокшенова. С 2000 года Семён Фарада не снимался из-за перенесённой операции на сердце: актёру поставили искусственный клапан. В последние годы он много болел, перенёс два инсульта. Умер актёр на 76 году жизни, 20 августа 2009 года в Москве.
Александр Абдулов и Семен Фарада-Пародия на Сан-Ремо
Семен Фарада - Покупка
И сам Фарада, и его близкие любили вспоминать смешные эпизоды из жизни. Вот несколько зарисовок.
На первом же выступлении в составе артистов студии «Наш дом» Семен сорвал аплодисменты, схитрив. Зал принимал плохо. Семен вышел на сцену под продолжительный свист с галерки. Постоял, обвел всех взглядом и сказал: - После первого не выступаю. Кто-то снова свистнул. Фарада «вычислил» свистуна и, обращаясь к нему, говорит: - И после второго не выступаю. Свистун растерялся, по рядам прокатился смех... Весь монолог Фарады прошел на ура.
* * *
В середине 1960-х Фарада поспорил с худруком «Нашего дома» Марком Розовским, что сможет на полном серьезе прочесть со сцены пафосное стихотворение Маяковского «О советском паспорте». «Сеня, ты что, это же такой хохот будет в зале!» - возразил Розовский. Фарада стоял на своем. Поспорили на ящик коньяка. В концерте Фарада с серьезным видом начал читать стих. Зал затих. Потом началось какое-то волнение. И наконец люди начали стонать от хохота. Фарада тут же ушел со сцены - ящик коньяка он проспорил.
* * *
После оглушительного успеха фильма «Чародеи» на сочинском пляже Фараду замучила приставаниями незнакомая женщина. Она причитала: - Слюший, Реваз, пачему ти сбежаль? Пачему из камыссионка ушёль? Вот я в мылыция пожалуус! Женщину еле оттеснили от актера. Оказалось, что Фарада, блестяще исполнив в «Чародеях» гостя с юга, напомнил даме ее усатого жениха, который исчез перед самой свадьбой. После этого случая Фарада хотел даже в сердцах сбрить свои фирменные усы.
* * *
Однажды Абдулов и Фарада ехали в лифте, в который вошли 2 японца и переводчик. Тут один японец, посмотрев на актеров, что-то говорит другому. Услышав фразу, переводчик начинает смеяться. На вопрос артистов: «В чем дело?» - переводчик ответил: «Они между собой обсуждают то, как русские похожи друг на друга, а вы двое вообще на одно лицо!!!»
* * *
«Однажды меня срочно вызвали в Ташкент на озвучивание фильма «В Багдаде все спокойно». Как известно, узбекского гостеприимства ни одно здоровье не выдержит. Я прилетел в Ташкент, отработал подряд полторы смены и осип. Возвращаюсь в гостиницу с мечтой об ужине. Дежурный внизу ласково мне говорит: - А у вас, знаете ли, дверь там открытая! Я вошел в номер, за столом сидела необыкновенной красоты не то обрусевшая узбечка, не то русская узбекского разлива. - Извините, - говорю я, - может, я не в тот номер попал? - В тот, в тот, - кивает женщина, - раздевайтесь. Все оплачено, я ваша. Я растерялся и просипел: «Извините, но у меня голоса нет!» От возмущения женщина выбежала в коридор. Я слышал, как она кричала горничной: «Ты слышала, что он сказал? У него голоса нет!»
* * *
«Однажды мы с семьей ехали в поезде на юг. Я вышел в Харькове купить мороженое. Поезд тронулся, я успел прыгнуть в соседний вагон. Когда подошел к нашему купе, из-за двери слышал Мишины рыдания: - Какого отца потеряли!»
http://www.kp.ru/daily/24350.3/538022/
|