Домой   История моды   Журналы   Открытки   Опера   Оперетта   Балет    Цирк   Люди, годы, судьбы...

 

Театр

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38 

39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54

 

Список спектаклей

 

 Гостевая книга   Помощь сайту

 

           Театральные истории          Бенефисы и юбилеи        "Актерская курилка" Бориса Львовича   Звуковой архив Малого театра

 


 

Актёры театра уходят бесследно.
Пусть голос звучит на пластинках победно –
Не видим их глаз, и не видим движений,
К тому же пластинка не без искажений…
Актёр умирает как все, очень просто.
Пусть гений он был, пусть огромного роста.
Он не оставляет станков и машин,
Но он оставляет частицу души.
Кто видел актёра – его не забудет,
Но долго ли зритель во здравии будет?
С годами тускнеет актёра портрет,
О нём забывают, и вот его НЕТ...

Пусть те, кто сегодня выходят на сцену,
Актёров ушедших достойно оценят,
И помнят о том, что на этих подмостках
Их духом бессмертным пропитаны доски.

 

(К.Симонов)

 

Любовь к зрелищам с давних пор жила в народе. Театрализованный характер носили многие русские игры, пляски, обряды, хороводы. Появлялись на Руси и странствующие актеры-скоморохи. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году.

Еще при Иване Грозном собирали скоморохов для придворного Потешного чулана. С начала XVII века в Москве существовала Потешная палата, ведавшая придворными развлечениями. Прочно укоренился народный кукольный театр — «вертепный» (стержневой) и «петрушечный» (пальцевый). Развивалась самобытная устная народная драма. В XVII веке возникают русские школьные театры (то есть театры при духовных учебных заведениях). Пьесы ученого монаха, поэта и драматурга Симеона Полоцкого входили в их репертуар.

Царь Алексей Михайлович принимал меры для организации театра при своем дворе. В 1672 году он предписал пастору московской немецкой кирхи И. Грегори «учинить комедию, а на комедии действовать из библии книгу Есфирь». Спектакль под названием «Артаксерксово действо» был подготовлен и состоялся 17 октября того же года. Придворный театр Алексея Михайловича существовал несколько лет, но после смерти царя спектакли прекратились Любовь к зрелищам с давних пор жила в народе. Театрализованный характер носили многие русские игры, пляски, обряды, хороводы. Появлялись на Руси и странствующие актеры-скоморохи. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году. 

Создание общедоступного театра входило и в намерения Петра I. Однако деятельность приглашенной тогда немецкой труппы И. Кунста (позднее ее руководителем стал О. Фюрст) оказалась малоплодотворной и непродолжительной. В последующем в страну нередко приглашались на гастроли иностранные труппы— французские, немецкие, итальянские.

В провинции спектакли ставили уже в начале XVIII века. Например, в 1703 году в Архангельске показывалась комедия, «на которой были воевода и всякие люди, как мужи, так и жены, при которой брали по гривне с каждого человека». К середине столетия случаи возникновения городских «партикулярных» театров участились. В спектаклях играли чиновники, семинаристы, купцы. Актеров-любителей называли «охочими комедиантами». Отдельные попытки играть пьесы предпринимались в Москве, Петербурге, Тамбове, Иркутске, Смоленске. Из дошедшей до нас челобитной ярославского купца Холщевникова (январь 1750 года) узнаем, что и в Ярославле в частных домах давались спектакли. Эти затеи носили случайный, временный характер, зачастую являясь рядовой любительской потехой. Но широкое распространение любительства, возникновение все новых театральных трупп готовило почву для постоянного государственного театра.

Именно Волкову удалось окончательно закрепить в России  самобытное профессиональное театральное дело, которое уже не прерывалось. Это дело в дальнейшем энергично развивали И. А. Дмитревский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

Ф.Г.Волков с портрета работы А.Лосенко 1763 г

 Федор Григорьевич Волков - человек, которому Россия обязана началом своего театра, родился в 1729 году, 2 февраля в семье костромского купца.  Мать Федора Григорьевича, по смерти своего мужа, а его отца, вышла замуж за ярославского кожевенного заводчика Полушкина, который любил ее детей, как своих собственных, и особенно Федора Григорьевича. Заметив в нем необыкновенные дарования и ум, он отправил его в Москву, в Заиконоспасскую академию — учиться закону божию, немецкому языку и математике. Федор Григорьевич отличился в науках, выучился порядочно играть на гуслях и на скрипке, петь по нотам, рисовать водяными красками, особенно пейзажи. Этим уже достаточно выразилась его наклонность к изящным искусствам.  В 1746 году Полушкин отправил своего семнадцатилетнего пасынка в Петербург, в котором он имел дела по торговле. Поручив ему смотрение за своими делами, он оставил его в немецкой конторе для приучения к бухгалтерии и торговле. Хозяин, полюбив Волкова всею душою, однажды взял его с собою в придворный театр на итальянскую оперу. Блеск представления очаровал Волкова, и этот случай навсегда решил его призвание. 

'На ловца зверь бежит," — говорит русская пословица, и новое обстоятельство не замедлило еще более подстрекнуть страсть молодого художника. В кадетском корпусе, основанном Минихом, представлялись трагедии Расина и Вольтера на французском языке; Сумароков добился позволения играть там же и его драматические сочинения. Волков нашел случай получить себе местечко за кулисами и пришел в такое восхищение, что не знал, где он был — на земле или на небесах.

Тут у него блеснула мысль устроить в Ярославле театр. Он свел тесное знакомство с итальянскими артистами, выучился по-итальянски, присмотрелся к театральному распорядку и устройству, все срисовывал, списывал и записывал; принялся за основательнейшее изучение музыки и живописи, перевел несколько немецких и итальянских пьес. Это был в полном смысле русский человек— бойкий, твердый, сметливый, переимчивый. Идя неуклонно к своей прекрасной цели, которая тогда могла казаться несбыточною мечтою, он, вопреки мнению тех добрых людей, которые думают, что наука и искусство живут всегда в разлад с действительностью, ловко и успешно вел торговые дела своего отца. 

 Возвратясь в Ярославль, Волков принялся учить драматическому искусству меньших своих братьев, Григория и Гавриила, также и соседних детей, Василия и Михаила Поповых, Чулкова, Ванюшу Нарыкова, родственника его Соколова и других. В день именин своего доброго отчима он сделал ему сюрприз: большой кожевенный сарай вдруг превратился в театр, с кулисами, машинами и пр. и на нем была представлена драма «Эсфирь» и пастораль «Евмонд и Берфа». Штука удалась: мать Волкова расплакалась, что бог даровал ей такого разумного сына; Полушкин был в восхищении.

После смерти Полушкина (1747), Волков решил завести театр у себя в Ярославле. Первые попытки его в этом направлении относятся к 1750 - 1751годам. Вельможество и боярство тогдашнего времени отличалось не одною роскошью, пышностью и расточительностью, но и просвещенным меценатством. Волков нашел себе покровителя в особе воеводы Мусина-Пушкина. Он, вместе с помещиком Майковым, отцом стихотворца Майкова, уговорил ярославское дворянство и купечество завести театр для чести и славы города. Старания их были успешны, и скоро на берегу Волги выстроился небольшой деревянный театр — дедушка нынешних колоссальных и великолепных театров, как утлый ботик Брандта был дедушкою нынешнего громадного флота России. Волков был основателем, архитекто ром, декоратором, машинистом, капельмейстером, актером, автором, переводчиком и директором этого театра; он был всем, и его доставало на все, Театр был открыт оперою «Титово милосердие», которую Волков перевел с итальянского. Оркестр был набран из домашних помещичьих музыкантов, а хор пел архиерейскими певчими. Театр всегда был полон; так понравилось публике это увеселение...

 Слух о ярославских представлениях Волкова дошел до императрицы Елизаветы Петровны, и она пожелала видеть в Петербурге ярославских артистов. В 1752 году был отправлен в Ярославль сенатский экзекутор Дашков с повелением — привезти всех тамошних актеров ко двору. Труппа состояла из трех братьев Волковых, Нарыкова, регистраторов Попова и Иконникова, купеческого сына Скочкова, цирюльника Шумского, двух братьев Егоровых и Михайлова. Они привезены были прямо в Царское Село и на другой день представили трагедию Сумарокова «Синав и Трувор». Федор Волков играл Кия, Попов — Хорева, Григорий Волков — Астраду, а Нарыков — Оснельду. Последнего сама государыня императрица изволила убирать к этой роли. При этом случае она спросила о имени трагической актрисы и, услышавши в ответ, что ее имя Нарыков, сказала ей: «Ты похож на польского графа Дмитревского, и я хочу, чтобы ты принял его фамилию». И таким-то образом из семинариста Нарыкова явился потом знаменитый Дмитревский, знаменитый актер и один из просвещеннейших и образованнейших людей своего времени.  Представление понравилось всем.  Потом артисты дали еще четыре представления.После этого отличнейшие из труппы: Ф. Волков, Дмитревский, Попов и Шумский — были отданы в кадетский корпус, где будущие актеры занимались словесностью, иностранными языками, гимнастикой, а также декламацией и сценическими приемами. Волков стал учиться с увлечением, тратил последнее на выписку из-за границы "театральных и проспективических книг". 

В 1754 году дано было русскою труппою несколько представлений при дворе. В то же время приняты на театр и женщины: из танцовщиц Зорина, две сестры, офицерские дочери — Мария и Ольга Ананьины, Пушкина и знаменитая в то время Авдотья. Артисты тогда назывались не по фамилиям, а по именам, и большею частью уменьшительным: так, например, танцовщик Бубликов славился под именем Тимошки; лучшая певица того времени, г-жа Сандунова, слыла Лизонькою, а танцовщица Берилова- Настенькою. Так их называли тогда даже в журналах, при отчетах о театральных представлениях.

30 августа 1756 г. состоялся указ, начинавшийся словами: "Повелели мы нынче учредить русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдал Головинской каменный дом, что на Васильевском острове близ кадетского дома". Указом этим открывается официальная история российского театра. "Дирекция того русского театра поручается от нас, - говорится дальше в указе, - бригадиру Александру Сумарокову" . От казны отпускалось на содержание театра по 5000 рублей в год. В 1759 году театр переведен в летний дворец... Императрица приходила почти на каждое представление, через коридоры, прямо из своих апартаментов. Волков, выделявшийся и своей подготовленностью, и своим развитием, и своими сценическими способностями, был облечен званием "первого русского актера". Он был и актером, и режиссером, по некоторым сведениям - и драматургом. Как актер, Волков производил впечатление очень большое. В игре его были простота и большая страстность. 

В 1756 году Волков, по высочайшей воле, отправился в Москву, чтобы и там открыть театральные зрелища на базе театра Московского университета. Вскоре была достигнута договоренность с итальянским антрепренером Ж.Б.Локателли о предоставлении сцены его театра для представлений университетской труппы. Частный театр Локателли, располагавшийся на Красных прудах, был построен в 1759 г.. Выступления русской труппы давались один раз в неделю, когда не было представлений труппы итальянской.     Успех этих представлений побудил Локателли заняться подготовкой актеров из числа студентов и гимназистов университета. В 1760 г. на его содержании находились 19 учащихся. Однако, русский театр на сцене Оперного дома на Красных прудах просуществовал не долго. Театр целиком зависел от сборов, поскольку государство не оказывало ему никакой финансовой поддержки (в отличие от Петербургского театра, который в это же время стал придворным). В 1762 г., когда сборы упали, театр закрылся. Тем не менее, начало русскому профессиональному театру в Москве было положено. 

Волков создал русский публичный профессиональный театр национального значения, связал его с передовой драматургией, открыл путь русским актерам, впоследствии развивавшим демократическое направление русской театральной культуры .Ф. Г. Волков открыл России новый источник народного образования, если согласиться, что во всех странах театр был верным мерилом и указателем общественного просвещения и духа времени.

 

УКАЗ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ РУССКОГО ТЕАТРА. 1756 ГОД

 

«Повелели Мы ныне учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острову, близь Кадетского дома. А для онаго повелено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и Ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут

 надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число. На содержание онаго театра определить, по силе сего Нашего Указа, считая от сего времени в год денежной суммы по 5000 рублей, которую отпускать из Статс-Конторы всегда в начале года по подписании Нашего Указа. Для надзирания дома определяется из копиистов Лейб-Компании Алексей Дьяконов, которого пожаловали Мы Армейским подпоручиком, с жалованьем из положенной на театр суммы по 250 рублей в год. Определить в оный дом, где учрежден театр, пристойный караул. Дирекция того Русскаго театра поручается от Нас бригадиру Александру Сумарокову, которому из той же суммы определяется, сверх его бригадирскаго оклада, рационных и деньщичьих денег в год по 1000 рублей и заслуженное им по бригадирскому чину с пожалованья его в оный чин жалованье, в дополнение к полковничью окладу додать и впредь выдавать полное годовое бригадирское жалованье; а его бригадира Сумарокова из армейского списка не выключать. А какое жалованье, как актерам и актрисам, так и прочим при театре производить, о том ему — бригадиру Сумарокову, от Двора дан реестр».

 

Сентябрь 1756 г.

 

Лицо Елизаветы Петровны выражало праздник.

— А как в Головкинском доме? — спросила у Шувалова.

— Публика-то ходит?

— После вашего указа, матушка, все замечательно. Только вот гений наш доморощенный опять недоволен.

Елизавета подняла бровь.

— На отсутствие денег жалуется, — прошептал Шувалов, — и публика ему не та… Да к тому же… — Остальное расслышать было невозможно.

— Что это вы мне такое наговариваете? — удивилась она. — Разве бывает так много крыс?

— Бывает, матушка, — сказал Иван Иванович с улыбкой и развел руками.

— Что же, на них и управы нет?

— Травили. Говорят, не помогает…

— Напугать надо, — сказал она и расхохоталась.

Канцелярия сработала. Небывалый указ за монаршей подписью взволновал империю: «Отпустить на нужды первого российского театра, что в Головкинском доме, триста котов и кошек, искусных в ловле крыс…»

 

Булат ОКУДЖАВА, Ольга АРЦИМОВИЧ http://ptj.spb.ru/archive/32/historical-novel-32/ukaz-ob-uchrezhdenii-russkogo-teatra-1756-god/

 

 


 

 

Сказки... сказки... сказки старого Арбата

 

(Постановка Ленинградского государственного академического театра )

 

Год выпуска: 1973

Жанр: Мелодрама

Продолжительность: 02:35:55
 
Режиссер: Василий Чирков.
 
В ролях: Бруно Фрейндлих - Балясников, мастер кукол,

Юрий Толубеев - Блохин,

Виктор Семеновский - Кузьма, сын Балясникова,

Нелли Максимова - Виктоша,

Семен Сытник - Левушка, ее жених,

Александр Борисов – толстячок.

Описание: В одном из тихих уютных переулков старой Москвы живет талантливый кукольный мастер. У него есть верный друг Христофор и сын Кузьма. Неожиданно в доме появляется милая и нежная девушка Виктоша, в которую влюбляются отец и сын...
 
Доп. информация: Постановка Александр Музиль.

По одноимённой пьесе Алексея Арбузова.

 
 

 

 

   

 


 


 

 


 

"Варвары" 1953 г.

 

 

Год выпуска: 1953

Жанр: Телеспектакль

Продолжительность: 170 мин.

Режиссер: Леонид Луков, Константин Зубов.

В ролях: Вера Орлова (II), Евдокия Турчанинова, Евгений Велихов, Елена Гоголева, Николай Анненков, Ксения Тарасова, Павел Оленев, Константин Зубов, Ирина Ликсо, Николай Шамин.
 
Описание: Драматический фильм-спектакль по одноименной пьесе М.Горького.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 


 

"Али-Баба и сорок разбойников" 1983 г.

 

Музыкальный фильм-спектакль "Али-Баба и сорок разбойников"
СССР
1983
Продолжительность: 1.14

Режиссер: О. Рябоконь
В ролях: Олег Табаков, Татьяна Никитина, Сергей Юрский, Наталья Тенякова,
Вениамин Смехов, Армен Джигарханян, Евгений Тиличеев
В массовых сценах - артисты московских театров.
Сценарий и тексты песен В.Смехова.

Али Баба - добрый, веселый и немного чудаковатый слуга богатого господина Касима. Он немолод, беден и некрасив. Но зато как обаятелен! Али Бабу полюбила красавица Торжана - наложница, которую он сам выбирал на невольничьем рынке для Касима. Что же делать? Нужно найти способ разбогатеть. Но, как бывает в сказке, богатство само находит доброго человека. Надо лишь вовремя оказаться в нужном месте и сказать: `Сезам, откройся!

 

 

 

 

 

 


 

Варшавская мелодия

 

Название: Варшавская мелодия
Автор: Леонид Зорин
Издательство: Гостелерадиофонд
Год: 1969
Исполнитель: Юлия Борисова, Михаил Ульянов
Режиссер: Рубен Симонов
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 128 kbps
Bремя звучания: 01:50
Размер: 103,26 Мб

Юлия Борисова и Михаил Ульянов в режиссуре Рубена Симонова великим дуэтом «спели» эту Варшавскую мелодию, поставив своих героев в ряд классически бессмертных. «Варшавская мелодия» - пьеса-дуэт, рассказывающая историю несбывшейся любви, десятилетиями была хитом советской сцены.

 

 

 

 

 

 

 


  

"Тартюф" 1989 г.

 

 

Год выхода: 1989
Жанр: Телевизионный спектакль
Режиссер: Анатолий Эфрос

В ролях: Станислав Любшин, Александр Калягин, Анастасия Вертинская, Р. Максимова, В. Кулюхин, И. Юревич, В. Войтюк, С. Десницкий

О фильме:
Телеспектакль Анатолия Эфроса по одноименной пьесе Ж.Б.Мольера в постановке Московского Художественного академического театра им. М.Горького

Продолжительность: 02:20:10

 


 

 

 


 

"Чайка" 2005 г. постановка Марка Захарова

 

"О комедии Антона Павловича Чехова "Чайка" очень много написано, очень много сказано, и вместе с тем она остается таинственной и до конца не опознанной загадкой русского театра, - считает Марк Захаров. - Быть может, сегодняшнее влечение к великому русскому писателю и интеллигенту - это своеобразный акт самопознания".

Год выхода : 2005 год
Жанр : спектакль
Режисер : постановка Марка Захарова
Артисты : Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса - Инна Чурикова
Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек -
Дмитрий Певцов
Петр Николаевич Сорин, ее брат -
Юрий Колычев
Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика -
Александра Захарова
Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина -
Борис Чунаев
Полина Андреевна, его жена народная -
Маргарита Струнова
Маша, его дочь -
Инна Пиварс
Евгений Сергеевич Дорн, врач -
Леонид Броневой
Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист -
Олег Янковский
Семен Семенович Медведенко, учитель -
Иван Агапов
Яков, работник -
Станислав Житарев
Горничная -
Александра Дорохина

 

 

 

 


 

 

А.П.Чехов "Чайка" 1974 г. МХАТ

 

...Московский Художественный академический театр имени М. Горького

Режиссер: Борис Ливанов.

Жанр: драма.

Год: 1974.

В ролях: Ангелина Степанова, Олег Стриженов, Ирина Мирошниченко, Галикс Колчицкий, Евгения Ханаева, Светлана Коркошко, Михаил Болдуман, Леонид Губанов, Лев Иванов, Николай Алексеев, Антон Акимов.

Спектакль поставлен по пьесе А.П. Чехова.
Самое интересное в этом спектакле  – концепция режиссера, которая была очень необычна для того времени. Ливанов всегда очень бередно относящийся в авторским текстам, в этот раз делает купюры и даже редактирует кое-что. Он убирает некоторые моменты, которые по мнению режиссера делали некоторым персонажей чересчур гротескными. Ливан сделал “Чайку” романтической драмой. Те герои, для которых любовь и творчество священные понятия вступили  в противостояние с теми, кто принимает все это за обычную рутинную повседневности, а не как чудесное редкое явление.


 

 

 

 

 


 

 

"Дальше - тишина" 1978 г.

 

 

В ролях:Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Михаил Львов, Б. Иванов, И.Карташева, И.Муравьева, А.Молчадская и др.
Режиссёр:Анатолий Эфрос
Жанр:Телеспектакль

Производство:СССР
Информация:1978


По пьесе американского драматурга В.Дельмара. Трогательная постановка о взаимоотношениях родителей и взрослых детей, об одиночестве стариков.
Продолжительность: 145 минут

 

 

 

 

 

 

 


 

 

К.Гольдони "Слуга двух господ" / 1953 /

 

 

Жанр: Телевизионный спектакль
Режиссер: Григорий Никулин (II), Адольф Бергункер
В ролях: В.Стржельчик, Л.Макарова, Б.Рыжухин, И.Пальму, И.Ефремова

О спектакле:
Спектакль Ленинградского государственного Большого драматического театра им. М. Горького.
Действие происходит в XVIII в. Молодой туринец Флориндо Аретузи, убив на поединке Федериго Распони, брата своей возлюбленной Беатриче, вынужден бежать из родного города. Беатриче, переодевшись в мужское платье, отправляется на поиски беглеца. Приехав в Венецию, она нанимает слугу по имени Труфальдино, который одновременно поступает на службу к прибывшему в тот же город Флориндо Аретузи. После ряда забавных приключений отчаявшаяся Беатриче и ее возлюбленный с помощью ловкого слуги находят друг друга.
Выпущено: СССР, Ленфильм
Продолжительность: 01:41

 

 

 

 

 

 

 


  

 

"Костюмер" 1987 г.

 

 

Спектакль Театра им. М.Н. Ермоловой. Запись 1987 года.
Режиссер: Евгений Арье.
Художник: Д. Крымов.
Художник по костюмам: Е. Степанова.
Оператор: А. Шапорин.
Композитор: В. Ерицян.
Перевод с английского: Р. Померанцевой.

 

В ролях:
Норман - Зиновий Гердт,
сэр Джон - Всеволод Якут,
Миледи - Наталья Архангельская,
Мэдж - Татьяна Щукина,
Айрин - Татьяна Аргунова,
Джеффри Торнтон - В. Васильев,
мистер Оксенби - Н. Макеев.


По пьесе Рональда Харвуда "Костюмер".
Актер сэр Джон стар и капризен. Его личный костюмер Норман работает с ним уже 19 лет. Он повторяет с актером роли, помогает ему выходить на сцену. Вечерами они часто беседуют о книге, которую сэр Джон пишет уже много лет, вспоминают прошлое, размышляют о жизни. Неожиданно сэр Джон умирает. Норман в отчаянии - человек, которому он служил верой и правдой долгие годы, даже не упоминает о нем в своей книге.

 

 

 

 

 

 

                     

 

Ну, публика! / 1976 г.

 

 

т./спектакль по рассказам А.П.Чехова - ретро на ОРТ - канал "Время"

Информация о спектакле
Оригинальное название: Ну, публика!
Год выхода: 1976
Жанр: т./спектакль по рассказам А.П.Чехова
Автор сценария: М. Коняшов
Постановка: Ю. Кротенке
Режиссер: С. Сатыренко
Оператор: Б. Лазарев
В ролях:
Л.Дуров, Ю.Катин-Ярцев, Г.Тусузов, Г.Менглет, А.Калягин, В.Гафт,
Н.Гриценко, С.Садальский, Т.Доронина, А.Папанов, Ю.Носик, В.Санаев, Е.Весник

В эпизодах артисты Московских театров, студенты Театрального училища им. Б.Б.Щукина

О фильме:
телеспектакль по о мотивам ранних рассказов А. П. Чехова

Выпущено: ОРТ
Продолжительность: 01:48:46

 

 

 

 


                                                                                                 

 "Ах эти звезды" 1983 г.

 

Год выхода: 1983
Жанр: спектакль-шоу
В ролях:
Выпускной курс А. Кацмана - Л. Додина

О спектакле: ВЕСНОЙ 1983 ГОДА ТЕАТРАЛЬНЫЙ Ленинград сходил с ума. Обветшавшее здание Театрального института, что на Моховой, осаждали толпы страждущих. Трещали двери, рвались подметки, со всех аудиторий тащили стулья, сидели на полу, стояли в проходах. Выпускной курс А. Кацмана - Л. Додина показывал дипломный спектакль "Ах, эти звезды". Собственно, это был не спектакль, скорее то, что теперь называется затрепанным словом "шоу". Музыкальное представление с участием звезд мировой эстрады: Эллы Фицджералд, Лайзы Минелли, Элвиса Пресли, Жака Бреля и т.п. Их играли, пародировали, представляли студенты, которые на глазах экстатически восторженной, изумленной аудитории сами становились звездами. Во всех номерах они пели живьем, ни разу не унизившись до чужой фонограммы. Блистали многие. Этот курс был незаурядным и успешным просто по определению. И спектакль этот казался чудом, столь легки и не ко времени свободны были эти юные артисты, столь веселы, непосредственны и талантливы. Он быстро выпорхнул за пределы ЛГИТМиКа, прокатился по стране, собирая стадионы. Актеры сделались известны, и их мгновенно разобрали лучшие ленинградские театры.

 

 

 

 

 

Примечания: Два десятка лет назад Ленинград был потрясен студенческим спектаклем «Ах, эти звезды!»
Весна 1983 года. В Кремле сидит Андропов Ю. В., в Смольном правит Романов Г. В. Ветра перестройки еще не беспокоят советский народ. Все тихонько и душненько. И вдруг в Ленинграде, на Моховой улице, 35, происходит взрыв чудовищной силы. Студенты 4-го курса Государственного института театра, музыки и кинематографии показывают премьеру представления «Ах, эти звезды!».
После нескольких спектаклей подступы к Учебному театру начинает перекрывать милиция, чтобы сдержать лавину жаждущих попасть в зал. (Позднее в Одессе, куда студенты приедут с гастролями, их будет охранять и конная милиция.) Два часа представления - это парад пародий на отечественных и зарубежных эстрадных звезд. Живых и ушедших. Тех, кто был калифом на час, и тех, кто останется навсегда. Элвиса Пресли удивительно похоже изображает некий Максим Леонидов. Некая весьма сексапильная Елена Кондулайнен просто вылитая Марлен Дитрих. А этот бесподобный короткоштанный Робертино Лоретти с пронзительной «Джамайкой» в исполнении студенточки Ирины Селезневой! Да ведь они почти все несколько ролей исполняют. Селезнева еще и Анна Герман, и Нани Брегвадзе, и Любовь Орлова, а скажем, Игорь Павлов - он и Джо Дассен, и Николай Гнатюк...
Студенты поют сами, поразительно смешно копируя ужимки, прыжки и гримасы Боярского и Тыниса Мяги, Сенчиной и ансамбля «Верасы»... Сегодня, в Международный день театра, некоторые из участников вспоминают, как это было.
Андрей Дежонов, он же Жильбер Беко:
- С первого курса мы пытались делать какие-то эстрадные номера. Даже были такие учебные задания. И в начале 80-х все были очарованы «Юноной» и «Авось». Захотелось сбацать что-то в похожем духе. Постепенно пришли к идее пародийного шоу. Движущей силой был Макс Леонидов, он со своим дирижерско-хоровым образованием стал у нас главным по музыке. А ставили спектакль руководитель курса Аркадий Кацман и два педагога - Лев Додин и Андрей Андреев. У Аркадия Иосифовича было поразительное чутье на то, что будет пользоваться успехом. Правда, в день премьеры Кацман ходил взад-вперед по лестницам Учебного театра и, страшно нервничая, говорил: «Или будет грандиозный успех, или нас закидают гнилыми помидорами».
После первых представлений мы поняли, что зал на Моховой не способен вместить всех зрителей, желающих посмотреть шоу, и стали выступать в «Юбилейном», а потом и в СКК. Но в СКК было всего два или три спектакля, потому что это был слишком огромный зал для нашей, в принципе, камерной постановки. И нас пригласила к себе Эмма Лавринович, директор «Октябрьского».
Почти все звезды советской эстрады, которых мы пародировали, посмотрели спектакль. Никто не обижался. Пугачева, например, сказала: «И хорошо, что меня изображают, значит, я действительно популярна». Долго «въезжал» Макаревич, очень он был серьезен, глядя на «Машину» в нашем исполнении. Мы придумали смешной текст для Андрея: «Концы моих начал и есть начала, и трудно будет сделать так, чтоб я молчал». Юрий Темирканов просто свалился под лавки и плакал от смеха. Запомнилось, что нас он назвал «музыкальными инвалидами». А Андрей Миронов, наоборот, сказал: «Да, так петь я уже не могу».
За выступление мы получали две концертные ставки, то есть 17 рублей. При стипендии в «сороковник» это было неплохо. А о больших деньгах никто тогда и не думал.
Дмитрий Рубин, он же Демис Руссос:
- Я придумал, как сделать так, чтобы мой голос вибрировал, колыхался, как у Руссоса. Спрятал под своим широким балахоном человека, который колотил меня по спине, когда я пел. На репетиции решили - а чего его прятать, пусть колотит открыто, так смешнее. Потом колотить стали двое. А сбоку стоял Андрюша Дежонов и обмахивал меня опахалом. Таня же Рассказова, которая была Эллой Фицджералд, поначалу прятала в бюсте магнитофончик, а под волосами наушнички. И пела, слушая настоящую Эллу. Потом она набралась уверенности и стала обходиться без техники. А когда Таня становилась Мирей Матье, ей подпевал солдатский хор, и это было что-то...
Надо еще сказать, что «Звезды» - один из двух наших дипломных спектаклей, второй - «Братья Карамазовы». После работы над Достоевским, тяжелой, изматывающей репетиции, шоу мы считали просто удовольствием, отдушиной.
Вскоре после премьеры состоялась свадьба Макса Леонидова и Иры Селезневой. Я у них был свидетелем. И на свадьбе впервые публично выступил «Секрет». А я стал потом писать для «Секрета» песни...
(Дмитрий Рубин - автор песен «Привет», «Именины у Кристины» и множества лучших хитов «Секрета».)
Регина Лялейките, она же Лайза Миннелли:
- В репетиционных залах в одном углу с проигрывателя орал Армстронг, в другом - Элла Фицджералд. Костюмы шили в мастерских учебного театра.
Я сначала хотела показать народную певицу Лидию Русланову, потом думала об Аманде Лир, но в итоге стала Лайзой Миннелли. На сцену юноши выносили ящик, из него высовывалась моя нога, рука и все остальное. Я пела песню из знаменитого фильма «Кабаре». И по той причине, что это выглядело слишком сексуально, мой номер вместе с несколькими другими вырезали из телеверсии спектакля.
Мы подготовили шоу в фантастически короткие сроки, за полтора месяца. Бесконечно благодарна за этот подарок судьбы профессору Кацману, за его тепло, добро и веру в нас. Он заражал нас азартом, куражом, такой хорошей актерской наглостью.
А что творилось в Одессе! На первое представление пришло не так чтобы очень много народу. Но уже на втором был переаншлаг. И когда в конце спел Утесов, им был Коля Павлов, раздался просто шквал аплодисментов. Старухи лезли на сцену, чтобы поцеловать руки Коле, то есть Утесову. Люди совали полтинники и сотенные за один только билетик, а тогда это были большие деньги.
Максим Леонидов, он же Элвис Пресли:
- Ох, как давно же это было! Каждый думал, в кого бы перевоплотиться? Тот же Андрюша Дежонов, который тогда был Анисимов, не очень, по-моему, представлял тогда, кто такой Жильбер Беко. Но Андрей был, коренастый, кучерявый, страшно экспрессивный - в общем, Беко, и все тут. Таня Рассказова, девочка из Днепропетровска, тоже плохо понимала, кто такая Элла Фицджералд. Поэтому на меня, как на самого музыкально образованного - я закончил десятилетку при Капелле, легла просветительская работа.
Происходили чудеса. У Коли Павлова не было ни голоса, ни музыкального слуха. Ну все мимо нот. Но когда он входил в образ Боярского или Утесова, он пел, как они, просто здорово!
Как мы аппаратуру доставали! Ну, что-то было свое, что-то институтское. А в основном бегали по комиссионкам. Но институт не мог рассчитаться с комиссионками по безналу. И мы с какими-то бумагами от ЛГИТМиКа шли кланяться в Управление культуры, в Управление торговли, чтобы они разрешили такие расчеты. Чудовищные занятия! Но на приобретенной тогда аппаратуре начинали играть и те, кто стал потом бит-квартетом «Секрет».
Чем объяснялся наш успех? Тем, что Кацман сумел из капустника сделать театр. Сделать так, чтобы зритель не только с «хе-хе, ха-ха» уходил. Чтобы он вместе с нами радовался не только точному попаданию в образ или тому, как кто-то остро гипертрофированно показал своего героя. Но и проникался таким же уважением и даже преклонением перед теми, кого уважали и перед кем преклонялись мы - перед «Битлз», например, Джо Дассеном, Анной Герман, Утесовым...
Последний раз собирались курсом прошлым летом на годовщину выпуска. Съездили в Комарово на могилу Кацмана, потом навестили в санатории в Дюнах Додина. Дальше ребята отправились куда-то отмечать, а я не смог, были съемки.
Петр Семак, он же Адриано Челентано:
- Я решил стать Высоцким с его песней «Здесь лапы у елей дрожат на весу». Но Кацман посчитал, что после смерти Высоцкого прошло совсем чуть-чуть, и как-то это будет не очень хорошо. На самом деле, я полагаю, он просто был уверен, что власти к этому номеру плохо отнесутся. И я переключился на Челентано. Показал пародию Кацману, который Челентано не видел вообще. Аркадий Иосифович заявил: «Нужен номер». Я девочек-подпевочек подобрал. Кацман: «Нет номера!» Уже дело доходило до скандала, но тут к Кацману пришел Игорь Скляр и что-то рассказал про концерты Челентано. После чего Кацман на меня взревел: «Петя, вы преступник! Я был на концерте Челентано и видел, как он спел, стоя на голове». Да пожалуйста! И на голову встал. И на руках ходил.
В Одессе на гастролях меня избили. Я обычно появлялся на сцене, выпрыгнув из ложи в партер. И вот мне открывают дверь в ложу, а там вместо четырех человек примерно двадцать. Я расталкиваю народ, и какая-то тетенька шипит: «Нечего лезть вперед». Говорю: «Да я артист», начинают бить и выпихивать из ложи. Каким-то чудом все-таки выбираюсь, прыгаю на сцену с побитой мордой, и эта тетка мне кричит: «Ой, прости, сынок!»
P.S. Троих из артистов уже нет на свете. Ушли Владимир Осипчук, Николай Павлов, Иван Воропаев. Некоторые живут за границей - Владимир Некрасов (Тынис Мяги, Кикабидзе) в Финляндии, Анна Назарова в Америке, Ирина Селезнева после развода с Максимом Леонидовым обосновалась в Израиле. Петр Семак, Регина Лялейките, Анжелика Неволина - известные петербургские актеры. Снимается в кино и играет в антрепризах Андрей Дежонов. У них звания, поклонники, цветы, овации. Но были ли они даже в самые свои звездные моменты так же счастливы, как тогда, в 83-84-м, когда, обнявшись, пели:
Кто-то, может быть, скажет, что не может быть
Этого никак,
Чтобы вместе с Сенчиной Пресли
Пел. Ну как же так!..
 

 

 


 

30 ЛЕТ СПУСТЯ

 

Юбилейный вечер, посвященный 30-летию работы Г.А. Товстоногова в БДТ  (1986 год)

 

Веселое представление, посвященное 30-летию работы в Ленинградском государственном академического Большом драматическом театре главного режиссера Г.Товстоногова. Сыграны сцены из спектаклей: "Ревизор", "На всякого мудреца довольно простоты", "Ханума", "Смерть Тарелкина", "Этот пылко влюбленный", "История лошади".
30 лет спустя БДТ. Юбилейный вечер Г.А.Товстоногова

Автор сценария: С. Альтов
Режиссер: В. Геллер
Оператор: Б. Волох
в ролях: К.Лавров, Е. Лебедев, О. Басилашвили, А. Фрейндлих, В.Стржельчик, Н. Трофимов, В.Ивченко, Т.Доронина, Ю. Стоянов и другие артисты БДТ

 


   

  

  

  

 

 

 

 

 

 


 

Обнаженная со скрипкой 1959 г.

 

Год выпуска: 1959
Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры.
По одноименной комедии английского писателя Н. Кауарда.

Англия. 1950-е годы. Умер знаменитый художник Поль Сородэн. Его слуга Себастьян, которому Поль доверял, раскрывает перед родными и близкими умершего тайну: все картины Сородэна были написаны его любовницами и четырнадцатилетним сыном Себастьяна. По словам слуги, это был крестовый поход художника против лжи в искусстве.


Режиссер: Валентин Плучек
Действующие лица и исполнители:

Себастьян - Георгий Менглет
Джейкоб - Александр Денисов (II)
Изобэл Сородэн - О. Зверева
Джейн - Нина Архипова
Колин - Владимир Ушаков
Памела - Галина Степанова (II)
Анна Павликова - Валентина Токарская
Черри-Мэй Уотертон - Ольга Аросева
Фабрис - Анатолий Папанов
Обадайа Левеллин - Георгий Иванов (II)
Клинтон Преминджер - Евгений Весник
Джордж - Георгий Доре

 


 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Кремлевские куранты  1967 г МХАТ

 

 

Год выпуска: 1967 Жанр: драма Продолжительность: 02:39:05
Режиссер: В.Немирович-Данченко, Л. Леонидов, М. Кнебель.


В ролях: Б. Смирнов, В. Марков, Л. Золотухин, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Анастасьева, Д. Шутов, А. Зуева, Б. Петкер, М. Прудкин и другие


Описание
: По одноименной пьесе Н.Погодина в постановке Московского Художественного академического театра им. М. Горького - 1967г.