Год выпуска: 1977
Жанр: фильм-спектакль
Продолжительность: 02:15:00
Режиссер: Евгений Симонов
В ролях: Владимир Ильич Ленин - М.
Ульянов
Иван Шадрин - Н. Гриценко
Николай Чибисов - Н. Тимофеев
Надя - Л. Пашкова
Катя - Ю. Борисова
а также актеры: Ю.Волынцев, В. Зозулин, Е.Карельских, В.Лановой, Л.
Целиковская, В. Этуш и др.
Описание: Михаил Ульянов не раз примерял
на себя образ вождя как в кино, так и на сцене. В театре Вахтангова он играл
Ленина в таких спектаклях, как «Поименное голосование», «Человек с ружьем» и
«Брестский мир».
Рассказывает Михаил Ульянов
- Одно время у нас была такая игра — бригады коммунистического труда.
К бригаде присобачивался какой-нибудь актер, к примеру, Гриценко, Яковлев,
Лановой — у каждого была бригада на заводе «Динамо», и мы так числились:
слесарь, столяр и я. Связь народа и так далее. Кончился спектакль, и мой
бригадир, такой Бойко, парень лет 25-27, так вот, этот Бойко подходит, и я
говорю: «Ну, как вам спектакль?» Он говорит: «Михаил Александрович, а вы
неверно играете роль Ленина». Я озверел — делай свое дело, я же не лезу в
твои станки! Я говорю: «А в чем?» Он и говорит: «Ленин был мягче». Вот
клише, которое вбили: он был мягкий, человечный, добрейший, мудрейший… По
существу говоря, это создавался и создан был Бог. А у меня была там
мизансцена, когда Ленин разговаривает с солдатом — это главная сцена
спектакля с Шадриным. «А воевать пойдет солдат с немцем, если ему дадут
землю?» Я его брал за ремень и притягивал к себе, как бы выдавливая из него
этот ответ. Вот это посчитали жесткостью и неправильностью.
Партноменклатура и блюстители идеологии во времена СССР внимательно
следили за тем, чтобы роль Ленина играли актеры исключительно с особой
репутацией. Нельзя было доверить Ильича артисту, который запомнился зрителю
в сомнительных с точки зрения цензуры образах: проходимцев, шпионов или
разного типа асоциальных персонажей. Парадокс, но препятствия в свое время
чинили даже Михаилу Ульянову, когда он приступал к работе в спектакле
«Человек с ружьем» по пьесе Николая Погодина.
— Когда крупные театры выезжали за границу в 1960-70-е годы, на гастроли, то
обычно министр культуры — а тогда министром культуры была Фурцева — она
принимала коллектив и как бы напутствовала. А мы играли «Принцессу Турандот»
и «Человек с ружьем». Вот, «Принцесса Турандот» — это ладно, веселитесь, но
нам важно доказать… И так далее. Меня не было на этом приглашенном собрании,
и мне рассказывали такую историю. Она спросила: «А кто у вас играет Ленина?»
Рубен Николаевич Симонов сказал: «Ленина играет Ульянов». И вдруг она
страшно закричала: «Как?! Он смеет играть Ленина, играя такие роли?!» А дело
все в том, что я перед этим только что снялся в картине у Басова, называлась
она «Тишина», и там история доносчика, «стукача», такой сосед, который
«стучит» на всех. И она сказала: «Как он смеет играть такие роли, играя в то
же время Владимира Ильича?!» Надо сказать, Рубен Николаевич сказал: «Мы же
актеры…» А она: «Все равно он не имеет права!»
Михаил Ульянов, конечно же, как человек глубокий и мыслящий, после
падения советского режима, больше не строил иллюзий по поводу прежних «забронзовевших»
образов вождя. Идеологические клише были разрушены. И он готов был сыграть
Ленина еще раз, но только в иной трактовке.
— Таким, каким мы играли, не хочу. А таким, каким его сыграть можно было бы
в этот трагический момент, когда он понимал, что не туда забрел, что его
никто не понимает, что он тоже не понимает, то есть, короче говоря, полный
разрыв, — вот эту трагическую, шекспировского размаха страсть. Пострашнее,
чем Ричард. Ричард, может быть (еще не доказано), этих двух племянничков он
и придушил, но не Владимир Ильич, который «стрелять, стрелять, уничтожать,
стрелять, уничтожать…» И стреляли, и уничтожали, и все делали. Если бы у
меня были силы и дали бы мне такую роль, вот это я бы хотел. А еще раз
повторить, какой он был великий, — нет, не хочу.
Доп. информация: Творческое объединение
"Экран" Пьеса Николая Погодина Художник С. Ахвледиани Композитор Л. Солин
Вступительное слово Евгения Симонова |