Бале́т
(франц. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического
искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно
связанные между собой
музыка и
танец.
Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет,
драматургический замысел,
либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными
видами танца в балете являются
классический танец и
характерный танец.
Немаловажную роль здесь играет
пантомима,
с помощью которой актёры
передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В
современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики
Зарождение балета
Балет
зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым
действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном
представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный
балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов
(«Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы,
входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые
театральные жанры, такие как
комедия-балет,
опера-балет, в которых значительное
место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но
самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй
половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским
балетмейстером
Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике
французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание
раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил
активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия
танцовщика».
Дальнейшее
развитие балета
Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е
годы XVIII в. французская балерина
Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в
свой танец
заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более
лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники
танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались
встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению
пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца
активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное
средство была
Мария Тальони. Драматизация балета требовала развития балетной музыки.
Бетховен в своём балете «Творения Прометея»(1801) предпринял первую попытку
симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах
Адана «Жизель»(1841) и «Корсар»(1856). Балеты
Делиба «Коппелия»(1870) и «Сильвия»(1876) считаются первыми
симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к
балетной музыке (в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке
мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.
Балет в России
8 февраля 1673
г. при дворе царя Алексея Михайловича был поставлен первый в России балетный
спектакль — «Балет об Орфее и Евридике». Церемонные и медлительные танцы
состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов. Они чередовались с пением и
речью. Тяжелые, пышные, со множеством украшений костюмы и высокие парики
стесняли движения танцующих. Балет в ту эпоху не был самостоятельным зрелищем, а
лишь частью оперного или драматического спектакля.
При Петре I в нач. XVIII в.
В 1738 году по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в
Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне
Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).
История русского балета
начинается с 1738 года.
Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России
школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская
Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского
престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович
первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им
стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать
этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей.
Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено
показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом.
Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной
частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская
молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал
обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего
театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают
участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист
Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя
балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах.
Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре
1737 года он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания
новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались
бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой
челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал
обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от
увиденного. С 1743 года бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как
артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных
артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших
учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы
Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова
Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века
благодаря деятельности французского балетмейстера
Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль
кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Дидло воспитал плеяду замечательных танцовщиков и
танцовщиц. Ученицы Дидло Авдотья Истомина (1799 — 1848) и Екатерина
Телешева (1804 — 1857) воспеты Пушкиным и Грибоедовым. В первой трети XIX в.
русский балет достиг творческой зрелости, сложилась национальная школа, для
которой стали характерными жизненность, глубокая содержательность, виртуозная
техника.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл
Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое
образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов
«Лебединое озеро»(1877), «Спящая красавица»(1890), «Щелкунчик»(1892) обрела
наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия,
воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии
новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами
Мариусом Петипа и
Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца. Традиция симфонизации
балетной музыки была продолжена
Глазуновым в балетах «Раймонда»(1898), «Барышня-служанка»(1900), «Времена
года»(1900).
Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть
стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах
балетмейстер Большого театра
А. А. Горский стремился добиться
последовательности развития драматического действия, исторической достоверности,
старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца. Крупный вклад в русское балетное искусство внёс
М. М. Фокин
существенно расширив круг
идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки
для
«Русских сезонов» балетов «Шопениана»,
«Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом.
Завоевала мировую известность созданная Фокиным для
Анны Павловой миниатюра «Умирающий
лебедь»(1907). В 1911-13 на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная
труппа
«Русский балет Дягилева».
После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал
Вацлав Нижинский. Самой известной его
постановкой стал балет «Весна священная» на музыку
Стравинского.
В 1909 г.
начинаются ежегодные выступления артистов русского балета в Париже,
организованные театральным деятелем С. Дягилевым. Большинство спектаклей в так
называемых «Русских сезонах» поставлены Фокиным. Имена танцовщиков Вацлава
Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Болъма стали известны во всем мире.
Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой . Восторженно
отзывались о русском балете Р. Роллан, О. Роден, К. Сен-Санс.
Русский балет через все сложные
этапы своей истории сумел пронести и сохранить национальные особенности,
опиравшиеся на демократические традиции русской культуры, рожденной народом. Эти
традиции сохраняет и развивает советский балет
Мария
Петипа
Анна Павлова
Анна
Павлова
Труханова
Балерина
Кшесинская
Мосолова. "Баядерка"
Сергей Дягилев в
университетском мундире.
Л.С.Бакст. Портрет
С.П.Дягилева. 1906
Сцена из балета "Стальной
скок". 1927 г. Этот балет на музыку С.С.Прокофьева на советскую тематику
— один из самых нашумевших спектаклей Дягилевского балета 1920-х годов
Тамара Карсавина
Карсавина
Карсавина
Е. Телешева. Портрет
работы О. А. Кипренского. 1828.
Карсавина и Нежинский
Жан Кокто. Афиша Русского
балета Сергея Дягилева. Сезон 1911 года. Изображена Тамара Карсавина в
балете Видение розы.
Серж Лифарь в Аполлоне
Мусагете (1928)
Л.С.Бакст. Эскиз костюма
к балету Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада». 1911
П.Е.Щербов.
Карикатура "Новая Минерва", опубликованная в журнале "Шут", 1901 г., №
12, по поводу возникших слухов о назначении С.Дягилева вице-президентом
Академии Художест
Открытка о
гастролях М.Петипа
худ. Сомов
София Федорова
Пелевина(?)
Агрипина
Ваганова
The Ballerina Gallery
This collection of
ballerina photos is a tribute to all these great
ballerinas. The photos are strictly for private viewing
purposes only and are copyright by their respective
owners. If you miss any credits or object to use of
material please contact me.
The facts about the dancers come mainly from the
official sites of the ballet companies, The
Encyclopaedia of Dance & Ballet, The Oxford Dictionary
of Dance and the Russian Ballet Encyclopaedia.
The photos come from various
ballet books, magazines, programmes, press releases,
my own photo collection or are sent me by the
photographers. Suggestions and ideas are always welcome!
Мариинский
театр. Петипа и звезды его эпохи.
Новый балет Фокина. Павлова.
Карсавина и Нижинский. Революция и Мариинский театр.
После революции.
Новаторство Голейзовского.
Советский балет в 30-е годы. Семенова и Лепешинская.
Театр в годы войны. Уланова в балетах Лавровского.
Постановки Лопухова. Драматический балет.
Звездные судьбы (Уланова и Дудинская). Театр во время войны.
Послевоенный репертуар.
Звезды Большого
Плисецкая. Возвращение Голейзовского.
Балеты и звезды эпохи Григоровича.