Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк 

 

Страницы истории русского балета

 

 Гостевая книга    Форум    Translate a Web Page

 

1  2  3  4  5

 


 

Чайковский "Спящая красавица"

 

Сценарий И.А.Всеволожского и М.Петипа по сказкам Ш.Перро. Период создания - с октября 1888 г. по август 1889 г.

Сюжет: Принцесса Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия - такова месть злой феи Карабос, которую королевский церемониймейстер Каталабют некогда забыл пригласить среди других фей на крестины принцессы. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.

Замысел постановки и либретто принадлежали директору Императорских театров И.А.Всеволожскому. В его интерпретации направленность сюжета и постановки сводились к следующему: "Я задумал написать либретто на "La Belle an bois dormant" по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в духе Louis XIV - тут может разыграться фантазия - сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро - тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода и др."

Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер ХIХ века М.Петипа. Получив либретто, Чайковский дает согласие на сотрудничество со Всеволожским и Петипа. Сразу же делает первые наброски на обложке только что полученного журнала "Русский вестник". Чайковский писал одному из чиновников конторы Императорских театров: "Относительно балета скажу Вам, что сюжет его мне очень нравится и я с величайшим удовольствием займусь им."

Музыка балета сочинялась с большими перерывами в период с октября 1888 г. по 26 мая 1889 г. во Фроловском (эскизы III д., финала 1 д. были сделаны во время заграничного путешествия, а также в Тифлисе). На некоторых фрагментах рукописи балета есть авторские указания на "Средиземное море", во время плавания по которому композитор продолжал делать эскизы балета. Балет был инструментован в период с 30 мая по 16 августа 1889 г. во Фроловском.

Сценарий Петипа был весьма ценным для Чайковского, поскольку содержал не только необходимые для композитора указания на хореографию танцев, на количество времени, тактов каждого номера, но также включал ряд важных замечаний в отношении образности, музыкальной стороны танцев и отдельных пантомимных номеров. Как свидетельствует М.И.Чайковский: "Петр Ильич не только не сетовал на эти указания, но подчинялся им охотно и ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее музыки двух последних балетов".

Основной конфликт сюжета заключен в противопоставлении двух сил: феи Сирени и феи Карабос. Лейтмотив каждой героини в целостном виде появляется в сценах, наиболее сложных в композиционном отношении - в финалах Пролога I д., в сцене феи Сирени - Дезире II д., в симфоническом антракте "Сон". Сюита героев сказок Перро не столько традиционно-балетный "концерт", сколько цепь миниатюрных лирико-психологических зарисовок, мимолетное отражение основных "настроений" музыки балета ("Кот и кошечка", "Золушка и принц Фортюне", "Синяя птица и принцесса Флорина"). Музыка стилизованных танцев свидетельствует о проникновении в стилистику балета классицистского письма. Сказочный мотив сна - поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей красавице" использованы жанры "прошлых эпох" (сюита старинных танцев во II д., сарабанда из III д.); включение жанровых стилизаций, т. е. номеров "в стиле XVIII в." (танцы фрейлин и пажей из II д., финальный Апофеоз).

Поставлен балет впервые на сцене Мариинского театра в Петербурге 3. 01. 1890 г. балетмейстер М.Петипа, художники Г.Левот, И.П.Андреев, К.М.Иванов, М.А.Шишков, М.И.Бочаров (декорации), И.А.Всеволожский (костюмы), дирижер Р.Дриго; Аврора - К.Брианца, Дезире - П.А.Гердт, фея Сирени - М.М.Петипа. Пресса оказалась очень благосклонной к спектаклю. На генеральной репетиции его присутствовал Император с семьей. Успех балет имел безоговорочный. Критики и зрители были в данном случае единодушны.

П. Е. Вайдман

 

 

Спящая красавица год : 2010 Жанр :Классика, Для всей семьи, Романтика  Продолжительность:2:02:42
актёры : Принцесса Аврора - Наталья Огнева; принц Дезире - Николай Чевычелов; Фея Карабос - Полина Кырова; Фея Сирени - Алёна Подавалова.
Хореография: М. Петипа, Н. Касаткиной и В. Василёва. Труппа - "Балет Василёва и Касаткиной"  Москва, "Новая Опера", 20 апреля 2010 года.

 

 

 Get Adobe Flash player

 

 


 

Глазунов. Балет «Раймонда»

 

История создания

 

Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету «Раймонда». Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 18978/98 года. Несмотря на то, что Глазунов в это время был погружен в замысел Шестой симфонии, он согласился. «Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли», — писал он. Танцевальная музыка также не была для него чем-то новым: к тому времени им были уже написаны мазурка и два концертных вальса для симфонического оркестра, получившие широкую известность.

Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа (1818—1910), ведущему русскому балетмейстеру 2-й половины XIX века, французу по происхождению, с 1847 года работавшему на петербургской сцене и поставившему более 60 балетов, многие из которых вошли в золотой фонд хореографического искусства. Либретто «Раймонды» взялась писать Л. Пашкова (1850—?; после 1917 года ее след затерялся), русско-французская писательница, издававшая романы на французском языке, регулярно сотрудничавшая с парижской газетой «Фигаро» и благодаря обширным связям получавшая заказы на балетные сценарии от дирекции императорских театров. Правда, по свидетельству современников, она одинаково неважно владела как русским, так и французским языком, и ее литературные опусы оставляли желать лучшего.

Либретто «Раймонды» было основано на средневековой рыцарской легенде, но содержало в себе массу несуразностей. В частности, венгерский король Андрей, наголову разбитый сарацинами, здесь оказывался их победителем, а местом действия стал Прованс. Глазунов, продолжая сочинение симфонии и еще не получив сценария, начал обдумывать первые номера «Раймонды». Работал он с большим увлечением. Весной 1896 года был написан эскиз симфонии, летом набросана ее партитура. Балет же созревал исподволь. По ходу сочинения в либретто пришлось внести значительные изменения, чтобы связать концы с концами. Из дачного местечка Озерки под Петербургом Глазунов писал: «Десять номеров от начала балета я уже придумал и запишу за границею...» Из Ахена, куда он вскоре выехал, сообщал, что симфония окончена и вовсю идет работа над «Раймондой». Сочинение ее продолжалось и на курорте Висбаден, куда композитор поехал из Ахена. Там были написаны два первых акта «Раймонды». По возвращении в Петербург Глазунов закончил симфонию, передал партитуру для исполнения и приступил к завершению балета.

Одновременность сочинения двух таких разных произведений наложила на них свой отпечаток: сценические образы «Раймонды» явно повлияли на образный строй симфонии, а балет оказался пронизан приемами симфонического развития. Глазунов, как в свое время Чайковский, пользовался советами Петипа, что впоследствии дало право балетмейстеру написать: «Талантливые композиторы находили во мне и достойного сотрудника и далекого от зависти искреннего поклонника». Глазунов же писал о том, что испытывал к Петипа почтение и благодарность за помощь. Ему приходилось строго соблюдать условия, предъявляемые Петипа к музыке, однако это не стесняло творческого вдохновения. «... В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?» — задавал риторический вопрос композитор. «Принципы такого содружества закреплялись как эстетическая норма, открывая новые перспективы перед хореографией, — пишет известный историк балетного театра В. Красовская. — Ведущая роль музыкальной драматургии в балетном спектакле становилась совместным делом композитора и хореографа, они объединялись на путях симфонизации танцевального действия».

Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 году и тотчас передана Петипа. Для старого хореографа, чье творчество составило целую эпоху в истории русской балетной сцены, «Раймонда», по словам той же В. Красовской, «явилась лебединой песней... В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы». В хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: «Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом... кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках».

Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил А. Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа.

 

Сюжет

 

Праздник в замке графини де Дорис в день именин Раймонды. Трубадуры Бернар де Вантадур и Беранже фехтуют с юными пажами, гости играют на виолах и лютнях, кто-то танцует. Вошедшая со своей свитой графиня Сибилла упрекает молодежь в лености. Однако девушки и юноши вновь пускаются танцевать. Сибилла грозит молодым людям гневом Белой дамы, покровительницы семейства Дорис. Ее статуя стоит в нише на пьедестале. Белая дама не терпит безделья и строго взыскивает за непослушание. Она появляется, когда над домом Дорис нависает опасность. Но девушки не верят старинным сказкам и смеются над словами графини. Раздаются звуки рожка, Сенешаль сообщает о приезде гонца от жениха Раймонды Жана де Бриена: завтра он будет в замке. Вассалы и крестьяне приходят поздравить молодую госпожу с именинами. Сенешаль приглашает дам и кавалеров на танец. После его окончания Раймонда садится за арфу. Отшумел праздник, разошлись гости. Уставшая Раймонда погружается в сон на террасе, освещенной луной. Появляется Призрак Белой дамы и велит Раймонде следовать за ней. Раймонда подчиняется.

Терраса, выходящая в сад при замке Дорис. Сюда, влекомая Белой дамой, приходит Раймонда. Сад заволакивает туман, а когда он рассеивается, Раймонда видит своего жениха. Она бросается к нему. Но перед девушкой оказывается шейх Абдерахман. Он объясняется ей в любви, Раймонда негодует. Абдерахман исчезает, но девушку окружают призраки и она теряет сознание. Наступает рассвет. Призраки рассеиваются. Появившиеся дамы и пажи спешат помочь Раймонде.

Празднество наутро продолжается во внутреннем дворе замка. Съезжаются рыцари и трубадуры. Раймонда с нетерпением ожидает де Бриена, но вместо него является Абдерахман с большой свитой. Девушка требует удалить незваного гостя, однако графиня Сибилла не может нарушить правил гостеприимства. Абдерахман предлагает Раймонде руку и сердце. Своей свите он приказывает развлечь девушку и гостей. В разгар веселья Абдерахман пытается похитить Раймонду, но внезапно появляются де Бриен и венгерский король Андрей, под знаменем которого рыцарь храбро сражался. Де Бриен успевает освободить Раймонду, а король приказывает разрешить спор поединком. На замковой башне возникает Призрак Белой дамы и своим сиянием ослепляет сарацина. Де Бриен смертельно ранит его. Король соединяет руки влюбленных.

В замковом саду шумит свадебный пир. В честь присутствующего на нем короля Андрея разворачивается красочное и пышное празднество.

 

Музыка

 

Музыка «Раймонды» принадлежит к числу выдающихся достижений русского музыкального искусства. Красота, яркая образность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с действенностью, драматическим противопоставлением «европейских» и «восточных» интонаций; танцевальные эпизоды объединяются в стройные сюиты, а в симфонической партитуре широко используется система лейтмотивов.

В I акте выделяется Большой вальс, удивительно пластичный, с выразительными мелодиями. Любовный дуэт II акта — Большое адажио с солирующей скрипкой, полное чувства и прекрасных мелодий. Испанский танец отличается экспрессией, увлекательной запоминающейся мелодией, зажигательным ритмом. Симфонический антракт перед последним актом сам композитор определил как «Торжество любви». В нем звучат многие темы Раймонды и де Бриена, возникает новая прекрасная мелодия. Центр акта представляет собой красочный дивертисмент. В Венгерском шествии слышны народные интонации (вербункош), они же проявляются и в следующих номерах — Большом венгерском танце, Чардаше, Танце детей, Классическом венгерском танце, и даже в Вариациях.

 

Л. Михеева   http://www.belcanto.ru/ballet_raymonda.html

 

 

«Раймонда»- 1

 

 

 

«Раймонда»- 2

 

 

 


 

 

Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

 

История создания

 

В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838—1891) и В. Гельцера (1840—1908) был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини».

Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал... что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827—1892). К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Его балеты на протяжении 1873—1875 годов неизменно проваливались, и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль — премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), — это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа (1818—1910), работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете), и Лев Иванов (1834—1901), помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим

 достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. «...Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», — пишет В. Красовская. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены. Кроме того, Иванов поставил Чардаш и Венецианский танец на музыку Неаполитанского (впоследствии выпускаемый). После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала вдеи А. Горского (1871—1924), А. Вагановой (1879—1951), К. Сергеева (1910—1992), Лопухова (1886—1973).

 

Сюжет

 

(первоначальная версия)

В парке замка Владетельной принцессы друзья ожидают принца Зигфрида. Начинается праздник его совершеннолетия. Под звуки фанфар появляется принцесса и напоминает Зигфриду, что завтра на балу он должен будет выбрать невесту. Зигфрид опечален: он не хочет себя связывать, пока его сердце свободно. В сумерках видна пролетающая стая лебедей. Принц и его друзья решают закончить день охотой.

По озеру плывут лебеди. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Охотники стреляют, но лебеди уплывают невредимыми и в волшебном свете обращаются в прекрасных девушек. Зигфрид, плененный красотой королевы лебедей Одетты, слушает ее печальный рассказ о том, как злой гений заколдовал их. Лишь ночью они принимают свой настоящий облик, а с восходом солнца снова становятся птицами. Колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и сохранит ей верность. При первых лучах зари девушки исчезают в развалинах, и вот уже по озеру плывут лебеди, а за ними летит огромный филин — их злой гений.

В замке бал. Принц и принцесса приветствуют гостей. Зигфрид полон мыслями о королеве лебедей, никто из присутствующих девушек не трогает его сердца. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Но вот трубы прозвучали в третий раз; это приехал рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту. Принц, уверенный, что Одиллия и есть таинственная королева лебедей, радостно устремляется к ней. Принцесса, видя увлечение принца прекрасной гостьей, объявляет ее невестой Зигфрида и соединяет их руки. В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. Охваченный ужасом принц бежит к озеру.

Берег озера. Девушки-лебеди ожидают королеву. Одетта вбегает в отчаянии от измены принца. Она пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Появляется принц. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только поэтому произнес роковые слова. Он готов умереть вместе с ней. Это слышит злой гений в облике филина. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель! Одетта бежит к озеру. Злой гений пытается превратить ее в лебедя, чтобы не дать утонуть, но Зигфрид борется с ним, а затем бросается вслед за любимой в воду. Филин падает мертвым.

 

Музыка

 

В «Лебедином озере» Чайковский еще остается в рамках жанров и форм балетной музыки, сложившейся к тому времени по определенным законам, хотя наполняет их новым содержанием. Его музыка трансформирует балет «изнутри»: традиционные вальсы становятся поэтическими поэмами огромного художественного значения; адажио являются моментом наибольшей концентрации чувства, насыщаются прекрасными мелодиями; вся музыкальная ткань «Лебединого озера» живет и развивается симфонически, а не становится, как в большинстве современных ему балетов, просто аккомпанементом тем или иным танцам. В центре — образ Одетты, охарактеризованной трепетной, взволнованной темой. Связанная с ней проникновенная лирика распространяется на все произведение, пронизывая его прекрасными мелодиями. Характерные танцы, как и картинно-изобразительные эпизоды, занимают в балете сравнительно небольшое место.

 

Л. Михеева   http://www.belcanto.ru/ballet_swanlake.html

 

 

Лебединое озеро-1

 

 

 

Лебединое озеро -2

 

 

 

 


 

Баядерка / La Bayadere

 

Действие происходит в Индии в древние времена.

 

История создания

 

 Простое увеличение картинки Простое увеличение картинки

Лю́двиг Ми́нкус - австрийский композитор, скрипач и дирижёр чешского происхождения, долгие годы живший и работавший в России

Мариус Петипа, представитель семьи, давшей не одного выдающегося деятеля балета, начал свою деятельность во Франции в 1838 году и вскоре завоевал большую известность как в Европе, так и за океаном. В 1847 году он был приглашен в Петербург, где его творчество достигло расцвета. Им было создано большое число балетов, вошедших в сокровищницу этого искусства. Наиболее крупной вехой стал «Дон Кихот», поставленный в 1869 году.

В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Он составил план сценария, к работе над которым привлек Сергея Николаевича Худекова (1837—1927). Худеков, юрист по образованию, был журналистом, критиком и историком балета, автором четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов»; пробовал силы в драматургии и беллетристике. Он взялся за разработку сюжета, в основе своей имевшего драму древнеиндийского поэта Калидасы (по одним сведениям, I век, по другим — VI век) «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Первоисточником балета Петипа стала, однако, не сама древняя драма, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Готье, поставленный братом хореографа, Люсьеном Петипа в 1858 году. «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться, — пишет Ю. Слонимский, — героиню-баядерку, злодея-жреца, имена действующих лиц... мстительную соперницу, ситуации... И все же «Баядерка» — не вариант французского балета... Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны — они-то и входят в актив русского балетного театра... Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны». На первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе. Музыка «Баядерки» была заказана постоянному сотруднику Петипа Минкусу. В хореографии органично слились драма и лирика. На пестром фоне дивертисментных танцев развивалась драма Никии. «В ее хореографической партии не было пустых мест, — пишет В. Красовская. — Каждая поза, движение, жест выражали тот или иной душевный порыв, объясняли ту или иную черту характера». Премьера состоялась 23 января (4 февраля) 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Балет, относящийся к высшим достижениям хореографа, быстро завоевал признание и более 125 лет идет на сценах России.

Сюжет

 

(по первоначальному либретто)

В священном лесу Солор с друзьями охотится на тигра. Вместе с факиром Магдавая он отстает от других охотников, чтобы поговорить с

 прекрасной Никией, живущей в виднеющейся в глубине леса пагоде. Там идут приготовления к празднику огня. Торжественно выходит Великий брамин, за ним браматшоры и баядерки. Никия начинает священный танец. Великий брамин увлечен ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магдавая сообщает ей, что Солор неподалеку. Все расходятся. Наступает ночь. Солор приходит к храму. Он предлагает Никии бежать с ним. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками.

В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает ее замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка

Простое увеличение картинки  Простое увеличение картинки

 принадлежит богу Вишну, ее убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть.

В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов. Из корзины поднимает голову змея и жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить ее вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют.

Магдавая, стремясь развлечь предающегося отчаянию Солора, приглашает укротителей змей. Приходит Гамзатти, сопровождаемая прислужницами, и тот оживляется. Но на стене возникает тень плачущей Никии. Солор умоляет Гамзатти оставить его одного и курит опиум. В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств.

В царстве теней встречаются Солор и Никия. Она умоляет любимого не забывать данной клятвы.

Солор снова в своей комнате. Его сон тревожен. Ему кажется, что он в объятиях Никии. Магдавая с грустью глядит на своего господина. Тот просыпается. Слуги раджи входят с богатыми подарками. Солор, поглощенный своими мыслями, идет за ними.

Во дворце раджи идут приготовления к свадьбе. Солора преследует тень Никии. Тщетно Гамзатти пытается привлечь его внимание. Прислужницы вносят корзину с цветами, такую же, какая была преподнесена баядерке, и девушка с ужасом отшатывается. Тень Никии возникает перед ней. Великий брамин соединяет руки Гамзатти и Солора, раздается страшный удар грома. От землетрясения обрушивается дворец, погребая всех под обломками.

Сквозь сплошную сетку дождя виднеются вершины Гималаев. Скользит тень Никии, Солор склоняется к ее ногам.

 

Музыка

 

В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.

 

 

 Get Adobe Flash player

 

 

27 января 2013 года на Основной сцене Большого театра балет Людвига Минкуса «Баядерка»
Хореография -Мариуса Петипа
Новая сценическая редакция- Юрия Григоровича
Исполнители:
Никия, Баядерка- Светлана Захарова
Раджа-Алексей Лопаревич
Гамзатти-Мария Александрова
Солор-Владислав Лантратов
Брамин-Андрей Ситников

 

 

 


 

Ballets Russes

 

DVD-Rip | AVI 576 x 352 (18:11) XviD | Audio: 48000 Hz, 141 Kbps | 1h:57min | 722 Mb
Genre: Documentary | Studio: Geller/Goldfine, Zeitgeist Films | Language: English | 2005 Year
IMDB: 8.0/10 | Starring: Irina Baronova, Tamara Tchinarova; Director: Daniel Geller | ASIN: B000G5SIBM
Mirrors on Ftp2share.com: Rapidshare, Depositfiles, Filefactory and Megaupload


 
“Part history, part love letter, Ballets Russes may be the most purely delightful documentary in years. The movie follows the birth of the Ballet Russe de Monte Carlo in the early 1930s, an event that eventually led – after years of exhilarating experiments, bitter artistic battles, and exhausting tours – to the establishment of modern ballet around the world. Ballet Russes combines astonishing film footage of fantastical ballets (featuring extravagant sets designed by Salvador Dali and costumes by Henri Matisse) and interviews with surviving dancers in their 70s, 80s, and 90s (ranging from Dame Alicia Markova, who was a prima ballerina with the original Ballet Russe under impresario Sergei Diaghilev, to Yvonne Craig, who went on to become Batgirl in the '60s TV show Batman); the result is a breathtaking range of scholarship and depth of feeling. The heart of the film is the dancers themselves, who are sly, thoughtful, gossipy, and amazingly youthful in spirit – even the mostdifficult times are discussed with humor and honesty. Ballet fans will find this an essential document, while anyone who's never even thought of going to ballet will be completely caught up in these dancers' passion and wonder. A beautiful, entrancing movie.” Bret Fetzer, Amazon.com

 

Download (3% Recovery)


from Rapidshare, Depositfiles, Filefactory or Megaupload:


Download

Password (if required):
www.AvaxHome.ru

 

источник- http://avaxsphere.com/video/Format/documentary/Ballets_Russes.html

 


 

Старое танго 1979 г. Режиссер Александр Белинский
Актер(ы):
Екатерина Максимова, Елена Балуева, Маргарита Зенина, Сергей Радченко, Борис Надточий, Гали Абайдулов
Сценарий:
Александр Белинский,
Дмитрий Брянцев

скачать Старое танго

 

 

 


 

Щелкунчик

Балет Большого Театра
1978 год.
Композитор - Петр Чайковский
Либретто - Юрия Григоровича по сказке Теодора Амадея Гоффмана (с использованием сценария Петипа)
Хореограф-постановщик - Юрий Григорович
Дирижер-постановщик - Геннадий Рождественский
Художник - Симон Вирсаладзе

* Щелкунчик-принц - Сергей Филин
* Дроссельмейер, советник суда, крестный отец Мари и Фрица - Владимир Моисеев
* Мари, их дочь - Марианна Рыжкина
* Мышиный король - Георгий Гераскин
* Штальбаум, советник медицины - Андрей Ситников
* Его жена - Мария Володина
* Черт - Сергей Доренский
* Чертовка - Анна Нахапетова
* Коломбина - Мария Богданович
* Щелкунчик-кукла - Анастасия Сташкевич
* Арлекин - Вячеслав Лопатин
* Фриц, брат Мари - Галина Потдыкова

Описание
Кто не слышал знаменитого "Вальса цветов"? Или детского xopa из "Вальса снежинок"? С детства мы привыкли связывать его светлые интонации с радостью первого снега, зимы, новогодней елки. Партитура "Щелкунчика" по праву вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Петра Ильича Чайковского.

Качество исходный ДВД не идеального качества поэтому качество рипа примерно на 4
DivX, 512 x 384 1283 kb/s, 128 kb/s (64/ch x 2 ch) CBR
Размер 940 MB.

линк

 


 

Фея Кукол

Фильм-балет
2001 г.
СССР

Роли исполняют:
Элиза -Екатерина Максимова
Хиггинс -Марис Лиепа
Дулиттл -Вадим Гуляев
Пикеринг -Святослав Кузнецов

Сценарий и постановка: Александр Белинский.

Фильм-балет на музыку Иосифа Байера.
Впервые балет был поставлен на сцене Венского придворного театра в 1888 году.
Он имел огромный успех и ставился на многих сценах Европы.
Оригинальная российская постановка была осуществлена в 1903 году на сцене Мариинского театра выдающимся танцором Николаем Легатом и его братом Сергеем. Действие балета было перенесено в Петербург в Гостинный двор, в нем участвовали лучшие артисты того времени - Анна Павлова, Матильда Кшетербург, Агриппина Ваганова, Михаил Фокин.

ССЫЛКА

 


 

Петрушка

Фильм-балет
2001 г.
СССР

Андрис Лиепа в балете И. Стравинского «Петрушка».

Хореография и постановка: Олег Виногорадов
Дирижер: Р. Салаватов
Художники: В. Окунев, И. Пресс.
Над фильмом работали: А. Деген, Е. Попова, И. Попов, Н. Горский,
Н. Позен, А. Карташова, А. Хандаков, О. Христов.

ССЫЛКА

 


 

Спартак

 

Жанр:Фильм-балет
Год выхода:1975
Режиссер: Ю. Григорович, В. Дербенёв
В ролях: В. Васильев, Н. Бессмертнова, М. Лиепа, Н. Тимофеева

Формат: VHS rip by StRAK, AVI; XviD; 25.00 fps, 640x400@1021 kbps, CBR MP3; 48000, Mono @ 63 kbps, 3/5

 

 


Ссылка

 

 

 

 

 

 


  Анюта


Режиссер: Александр Белинский, Владимир Васильев
В ролях: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Гали Абайдулов, Джон Марковский, Анатолий Гридин, Марат Даукаев и др

Думаю, нет необходимости пересказывать здесь содержание классического рассказа А.П. Чехова "Анна на шее". Он, насколько мне известно, входит в школьную программу, и, следовательно, хотя бы на уровне сюжета всем известен.
Особенностью балета, написанного Валерием Гаврилиным по мотивам чеховского рассказа, является необыкновенно точное и глубокое для жанра следование первоисточнику.

В картине, поставленной совместно известным режиссером Александром Белинским и знаменитым балетмейстером Владимиром Васильевым, оно, следование первоисточнику, еще более углублено и, я бы сказал, расширено за счет визуальных отсылок как к старой, 50-х годов, экранизации рассказа (более всего в эпизодах, где занят сам Владимир Васильев, играющий - sic! не столько танцующий, сколько именно играющий, отца героини), так и - что еще интереснее - к фильмам эпохи "великого немого", в частности, к козинцевской экранизации (по сценарию Ю.Н. Тынянова) "Шинели" Гоголя. Помните, "все мы вышли из Гоголя"? Так оно и есть. Справедливость этой сентенции становится особенно очевидной, когда мы видим эпизод с гоголевско-грибоедовскими коллежскими асессорами ("Людишки - пишущая тварь"), так сказать, за работой. Во всей человеческой простоте и мерзости.

Вообще все-все дивные танцовщики (и Максимова, "возрастная", но не по возрасту легкая, и Васильев, и особенно Абайдулов - истинный премьер фильма) здесь прежде всего и даже более всего именно драматические актеры. Как им удалось то, что им удалось, то есть станцевать и сыграть одинаково потрясающе, а в итоге создать незабываемые образы, - сия тайна велика есть. И я не буду даже пытаться ее разгадывать, ибо тайна эта, может, известна Белинскому и Васильеву, а может, и им самим неизвестна. Может быть, подарена исполнителям дивной музыкой В. Гаврилина, а может, сообщена духом самого Антона Павловича. Во всяком случае, что бы ни говорил Чайковский о вдохновении в том смысле, что оно есть на 95 процентов - труд, не поверим гению: истинное вдохновение, порождающее бессмертные произведения, - от Аполлона. По крайней мере, в "Анюте" - точно от Бога.

Посему не стану больше ни восторгаться, ни пытаться анализировать (в балете я мало что понимаю, "Анюту" же каждый раз смотрю как завороженный). Да и надо ли поверять гармонию алгеброй? Фильм велик и бессмертен, как бессмертны все десять муз.

Формат: AVI; 5.* DivX; 25fps, 512x400@1233 kbps, VBR MP3 @ 128 kbps, 4/5


Ссылка

 


 

 

Золушка



Фильм-балет
2002 г.
СССР
Сценарий и хореография Константина Сергеева
Музыка--С. Прокофьева
Роли исполняют:
Золушка – Габриэла Комлева
Принц – Марат Даукаев

Фильм-балет Ленинградского государственного театра оперы и балета им, С.М. Кирова

по мотивам сказки Ш. Перро – «ЗОЛУШКА» – Сергей Прокофьев

ССЫЛКА

 


 

Giselle (Ulanova-Fadeyechev, Bolshoi 1956)

 

 

AVI | Audio: 44100 Hz, MPEG Layer 3, 2 ch, 192,01 kbit/s | Video: 320x240, 23,9760 fps, DX50, 403,18 kbits/s | Length: 95 | 252.38 MB

Ulanova's Giselle has an artless simplicity -- she is not dance-crazed, or neurotic. Just a simple peasant girl who fell in love with the wrong man. Thus her heartbreak when she is betrayed is all the more touching.
By the time Ulanova's Giselle was filmed, she was 46, and, presumably, past her technical prime. Her Giselle was a snapshot of the past, except her Giselle is unlike the Giselles of her own day. It's a unique interpretation.

 

качать

 

Part 1  Part   Part 3

 

источник-  http://avaxhome.ws/video/quality/dvd_rip/giselle_ulanova_fadeyechev_bolshoi1956.html

 

 

 

 


 

Жизель


Формат: DivX, 592 x 44 1394 kb/s, 128 kb/s (64/ch x 2 ch) CBR , DVDRip

Один из самых популярных в мире балетов о юной крестьянке Жизели, которая не вынесла обмана возлюбленного графа Альберта, но сохранила ему верность и после смерти, защитив от мстительных призраков, в середине XX века исчез с европейской сцены. От забвения его спас именно Большой театр, заново прославивший эту романтическую поэму в исполнении Галины Улановой на европейских гастролях 50-х годов. Сегодня этот балет представлен в репертуаре театра в двух редакциях. На основной сцене обычно идет версия Владимира Васильева. Другая, оформленная Симоном Вирсаладзе в изысканных пастельных оттенках лимонно-янтарных, бирюзовых, лилово-жемчужных тонов, втиснута на маленькую Новую сцену, хотя рассчитана на простор сцены старого здания. Вирсаладзе предпринял рискованный эксперимент, придав романтическому спектаклю импрессионистские черты. Артисты здесь изображают не крестьян, знатных дам и фантастических загробных духов, а прежде всего балерин и танцовщиков императорской сцены, одетых крестьянами или фантастическими существами.

Ссылка


 


Жар-птица
 


Фильм-балет
2001 г.
Россия
Музыка--И. Стравинский
Исполнители--Г. Ковлева, В. Бударин
Жар-птица: Габриэла Комлева
Иван: Вадим Бударин
Кащей: Аркадий Иваненко

Дирижер: Виктор Федотов
Автор сценария и балетмейстер: Борис Эйфман
Режиссер-постановщик: Виктор Окунцов
Оператор-постановщик: Виталий Ананьев
Художник-постановщик: Лариса Луконина

Фильм-балет по известной всем с детства сказки «Жар-птица».
Танцуют артисты балета Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова.

ССЫЛКА

 


Галатея

 

1977 г.
СССР
Сценарий и постановка: Александр Белинский.
Роли исполняют:
Элиза--Екатерина Максимова
Хиггинс--Марис Лиепа
Дулиттл--Вадим Гуляев
Пикеринг-- Святослав Кузнецов

Фильм-балет по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» на музыку Тимура Когана. Впервые была предпринята попытка перевести пьесу на язык хореографии. И хотя за основу был взят мюзикл Ф. Лоу «Моя прекрасная леди», балетмейстер Д. Брянцев и режиссер А. Белинский предложили совершенно оригинальную трактовку известного произведения - танцоры классического балета выступают в постановке в роли настоящих драматических актеров. Блестящее исполнение, необычная хореография, тонкий юмор завоевали балету успех и популярность. Фильм стал обладателем главного приза фестиваля телефильмов «Злата Прага» (Чехословакия) и диплома смотра фильмов в Лондоне.

ССЫЛКА

 


 

Безумный день


Фильм-балет
2001 г
Россия

Музыка: Д. Россини
Балетная транскрипция: Т.Коган
Либретто, хореография, и постановка: Б.Эйфман
Действующие лица и исполнители: В.Михайловский, В.Морозова, В.Ганибалова.

Фильм-балет по мотивам комедии П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Главную роль исполняет С. Фокин.


ССЫЛКА

 


 

 Анна Каренина


Страна: Россия
Студия: Мосфильм
Год выпуска: 2000
Жанр: Фильм-балет
Продолжительность: 01:15

Режиссер: Маргарита Пилихина
Актеры: Майя Плисецкая, Александр Годунов, В.Тихонов, Ю. Владимиров, Н. Сорокина, М. Седова, А. Лавренюк, С. Радченко, А.Седов, Н.Лебедева, Д.Королев
Сценарий: Борис Львов-Анохин
Балетмейстеры-постановщики: М.Плисецкая, Н.Рыженко, В.Смирнов-Голованов.

Экранизация балета Р.Щедрина, созданного по мотивам одноименного романа Л.Н.Толстого.
В съемках принимали участие артисты Большого театра Союза ССР.


Ссылка

 


 

Баядерка / La Bayadere


Год выхода: 1994
Жанр: Балет
Выпущено: Парижская Опера / Grand Opera
Продолжительность: 02:13:24
Язык: Оригинальный

Формат: DivX
Качество: DVDRip
Видео: 656x368 (1.78:1), 29.970 fps, ~1314 kbps avg, 0.18 bit/pixel
Звук: 44.100 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Размер: 1400 Мб

Режиссер: Рудольф Нуриев /Rudolf Nureyev
В ролях: Никия: Изабель Герен /Isabelle Guerin/, Солор: Лоран Илер /Laurent Hilaire/, Гамзатти: Элизабет Платель /Elisabeth Platel/
О фильме: Баядерка Никия и воин Солор любят друг друга. Великий Брамин тоже пытается добиться любви Никии, но она отвергает его. Раджа хочет выдать свою дочь Гамзатти за Солора, но Солор не соглашается. Раджа, не принимая отказа, назначает день свадьбы. Великий Брамин объясняет Ражде, почему Солор не хочет жениться на принцессе. Раджа решает погубить Никию, хотя и знает, что навлечет этим гнев Вишну. На празднике Никии вручают корзину цветов, в которой спрятана ядовитая змея. Змея жалит Никию, и она умирает, перед смертью напоминая Солору о клятве вечной любви, которую он дал ей. Солор убит горем, но раджа настаивает на свадьбе и свадьба совершается. Великий Брамин соединяет руки жениха и невесты, но гнев Вишну настигает их: дворец рушится, погребая всех под своими обломками...

ссылка