Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Балет   Театр   Цирк  Голубой огонек  Люди, годы, судьбы... 

 

Актеры и судьбы

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

Translate a Web Page      Форум       Помощь сайту   Гостевая книга

 

Список страниц

 


 

Жизнь за кадром

 

Почему постаревшие кумиры советского кино сегодня никому не нужны

 

На днях в столице произошло ЧП. В одну из московских больниц врачи доставили легенду советского кино актрису Татьяну Самойлову (на фото вверху). Звезда фильмов «Анна Каренина» и «Летят журавли»

 (получившего в 1958 году – единственный раз в истории отечественного кинематографа – приз Каннского фестиваля) выпила большое количество снотворного. Так она пыталась покончить с собой. Причина, толкнувшая ее на этот шаг, до обидного банальна: в огромном мегаполисе, в стране, где еще недавно ей рукоплескали миллионы, 73-летняя актриса осталась совсем одна. Живет в крохотной квартирке, получает мизерную пенсию. Врачи спасли жизнь Самойловой. Но сил на то, чтобы жить и бороться, у нее больше нет.

Трагедия Татьяны Самойловой стала своего рода явлением времени. Вчерашние символы большого экрана сегодня оказались никому не нужными. Легендарный «Штирлиц» Вячеслав Тихонов поселился за городом на даче и ни с кем не общается. Нонна Мордюкова пускает в свой дом двух-трех близких людей. Сама же народная артистка на улицу практически не выходит – болят ноги. Да ей и не хочется никуда выходить. Там, за дверью собственной «крепости», – уже совсем другой, незнакомый и равнодушный мир.

Пирожок для Брондукова


Ирина Галанова – ответственный секретарь Бюро пропаганды отечественного кино Союза кинематографистов – сейчас готовит к печати энциклопедию «Народные артисты СССР». В книгу она собрала сведения обо всех любимых и истинно народных. Общалась со вчерашними кумирами – забытыми и одинокими, успешными и счастливыми. Поэтому знает об этих людях почти все.
 

«В советское время существовали такие лозунги: «Все для страны, ничего для себя!», «Родина вас не забудет!», «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет!», – рассказывает Ирина Владимировна «Новым Известиям». – Актеры – герои своего времени, символы поколения – жили по этим заповедям. Ради высоких целей и идеалов они отказывались от личных интересов. Какая семья, если грядет роль в «общественно значимом фильме» о строительстве коммунизма?! Или надо ехать на гастроли – выступать перед строителями БАМа. Какие тут могут быть дети? Это же значит выпасть из профессии на два-три года». А потом оказалось, что старая, «неэффектная» вчерашняя актриса никому не нужна.
Всем памятна история с Тамарой Носовой. Тетушка Аксал из «Королевства кривых зеркал» и Донна Роза из «Здравствуйте, я ваша тетя!» умерла в прошлом году. У нее не было детей, внуков. В последнее время продукты ей приносил дальний родственник (что-то вроде сына мужа троюродной сестры). В дом не заходил – передавал сумку престарелой родственнице во дворе на лавочке. Как-то несколько дней подряд Носова не выходила из дома. Соседи забеспокоились, вызвали милицию и взломали дверь. Старушка без сознания лежала посреди коридора. С ней случился удар, но она была еще жива. Квартира представляла ужасное зрелище: горы мусора, какой-то старый хлам. По лежавшей женщине бегали тараканы и крысы…
Есть и другие примеры, не столь выразительные наглядно, но от того не менее трагические.
Борислав Брондуков («Афоня», «Вас ожидает гражданка Никанорова») последние годы доживал в Киеве. Работы в кино не было. Супруга артиста зарабатывала на всю семью тем, что шила на заказ. Случалось, сам актер рано утром уходил из дома и возвращался лишь вечером. Уходил, чтобы найти какое-то пропитание. «Люди узнают меня, – говорил он. – Кто пирожком угостит, кто конфеткой…»
Михаилу Кононову, умершему летом нынешнего года, не хватало денег на лекарства. Пенсия артиста составляла около трех тысяч рублей, из которых половина уходили на оплату коммунальных услуг.
Знаменитая укротительница тигров Маргарита Назарова («Полосатый рейс») умерла в Нижнем Новгороде, не накопив денег даже себе на похороны. Хоронили ее за счет мэрии.
«Василий Алибабаевич» из «Джентльменов удачи» – Раднер Муратов – собирал выброшенные соседями вещи и продукты. Его последней мечтой было купить теплое пальто. После инсульта любимый народный герой, превратившийся в нищего старика, очень мерз.
Детей у Кононова, Назаровой, Муратова не было…
 

Фактически помогать старым актерам, находящимся в сложном положении, призвана Гильдия актеров кино под председательством Евгения Жарикова. Многие поклонники кино ругают активистов этой организации за то, что они, мол, существуют, но ничего не делают. Однако гильдия – это общественная организация, своих денег у нее нет. Если удается найти средства от спонсоров, они идут на благотворительность. То есть помощь получается от случая к случаю. Вдове актера Бориса Новикова, например, пару лет назад «от гильдии» привезли машину плавленых сырков. Продукт забраковали в магазине (на упаковке не хватало положенного гостом ярлычка). Пожилая женщина была очень рада неожиданному подарку.


Иногда артистов пытаются поддерживать частные меценаты. Незадолго до смерти Георгия Вицина некий бизнесмен приехал к любимому актеру, хотел дать ему деньги. Вицин вежливо отказался – спасибо, нет. Хотя он очень нуждался…
«Я лично знаю этого бизнесмена, он достойный человек, – рассказывает Ирина Галанова. – Но, увы, часто актеры воспринимают такого рода помощь как унижение. Подачки от тех, кто, как им кажется, предал идеалы, за которые они, советские артисты, боролись всю жизнь. Да и вообще говорить на тему своего сложного материального положения артисты в силу природной своей деликатности не привыкли. Вопрос, если и поднимается, то «на кухне» и с очень близкими людьми».
По причине «преданных идеалов» тот же Михаил Кононов в последние годы предпочитал сидеть без работы, отказываясь от сценариев, которые ему предлагали режиссеры. Ему было стыдно играть в современном кино. Многие его коллеги по профессии поступают так же.
«Режиссеры периодически дают мне почитать сценарии, предлагают работу. Но это же позор! – восклицает «знойная женщина – мечта поэта» Наталья Крачковская. – Роли, о которых вслух даже говорить неприлично. Я в таких фильмах сниматься не могу». Единственный заработок звезды гайдаевских комедий сегодня – концерты перед зрителями, которые ее еще помнят и любят, в небольших городах России. Актриса очень много ездит по стране, и не от хорошей жизни. «У меня пенсия – четыре тысячи рублей. Прожить на них, как вы понимаете, невозможно, – продолжает Наталья Леонидовна. – Поэтому работаю. В свои 69 лет пашу, как папа Карло. Мотаюсь по стране, чтобы заработать себе на хлеб. В перерывах между поездками ложусь в больницу. Но пытаюсь быть оптимистом – иначе не выжить». У Крачковской есть взрослый сын. Но дети не всегда имеют возможность помочь родителям…

В итоге те актеры, кто могут, работают до последнего. Работает в свои семьдесят семь Татьяна Конюхова – преподает в Институте культуры. Владимир Этуш до сих пор (ему восемьдесят шесть) – ректор и педагог Щукинского училища…
А кто не может? Вячеславу Невинному ампутировали ноги, сейчас у артиста отказала правая рука. Семен Фарада приходит в себя после инсульта. Юрий Яковлев хоть и снялся в продолжении культового фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», но сейчас очень болеет. Ирина Печерникова – первая красавица шестидесятых годов – сегодня одинока и беспомощна. Татьяна Самойлова…Список можно продолжать долго.

На износ

Сегодняшние медийные и востребованные артисты часто жалуются, что работают «на износ». Одновременно снимаются в трех-четырех сериалах. Плюс театральные постановки, гастроли… График трудовых будней расписан лет на пять вперед, передохнуть некогда. Собеседники понимающе кивают: тяжело. Следствие таких нагрузок – нервные срывы и сердечные заболевания наших звезд (год назад даже Гоша Куценко попал в больницу с сердечным приступом, а ведь ему всего каких-то тридцать с копейками). Но мало кто знает, что у советских артистов ритм жизни был не менее насыщенным. С одной только разницей – нынешние артисты, участвуя в многочисленных проектах, зарабатывают деньги себе. У «стариков» в свое время была фиксированная ставка: сто с небольшим рублей за один фильм. Работали, как правило, просто «из любви к искусству».
«В театре я играла по 38–40 спектаклей в месяц, – подтверждает звезда «Белорусского вокзала» Нина Ургант (для сравнения: у нынешних звезд в театре в месяц – пять-шесть постановок). – Из театра я практически не выходила, дневала и ночевала там. А что делать? Иначе не прожить, сына не вырастить. Зарплаты просто нищенские были у актеров. Иногда не на что было купить хлеб». Нина Николаевна говорит, что все-таки главное «произведение искусства» ее жизни – это сын Андрей. Он, в свою очередь, подарил актрисе внука Ваню. Иван Ургант сегодня – известный шоумен. «Мне в жизни очень повезло, что у меня есть сын и внук, – заключает наша героиня. – Семья – мой крепкий, надежный тыл. Нет дня, чтобы Андрей и Ваня не позвонили мне. Спрашивают, как я себя чувствую, какое у меня настроение, есть ли у меня деньги…»

Кто придет на помощь


Конечно, западные «старики» «помобильнее» будут. Джину Лоллобриджиду не устраивали предлагаемые ей киносценарии – она ушла в другой вид творчества, делает скульптуры. Пьер Ришар занимается виноделием. Брижит Бардо спасает бездомных животных, а ее деятельность финансируют многочисленные благотворительные фонды. Но у них, на Западе, менталитет другой. Наши так не смогут. Да и гонорары, которые платят на киносъемках за рубежом, совершенно «не российские»…
«Уже давно пора понять: государство ни о ком заботиться не собирается, чиновники защищают лишь собственные интересы, – приходит к неутешительному итогу Ирина Галанова. – Единственная организация, которая сможет хоть как-то влиять на ход вещей – это профсоюзы. Такая практика есть на Западе, и она оправдывает себя. Творческие союзы и гильдии, существующие у нас, это общественные организации, и ситуацию не спасают… Надо создавать профсоюз актеров».
Профсоюз, возможно, сумеет решить вот какой юридический вопрос. На прокате фильмов, в которых снимались ныне «забытые заслуженные», зарабатывают деньги люди, как правило, имеющие весьма отдаленное отношение к той или иной картине. За рубежом часть средств от показа кинолент идет артистам…
Может быть, этим вопросом займется нынешняя актерская молодежь? Пусть ненадолго остановятся и в череде своих многочисленных профессиональных «гонок» подумают. Где гарантия, что сегодняшние
медийные артисты не выпадут завтра из профессии, так же, как и их не менее талантливые и любимые зрителями предшественники?

источник- Виктория Катаева,
www.newizv.ru

 


 

Ты чё там делаешь, Леночка?

 

Редко смотрю российское телевидение, но вот случайно попалась мне недавно на канале ОРТ передача «Пусть говорят» — с ведущим Андреем Малаховым. Участвовали актрисы Ирина Мирошниченко, Елена Драпеко, композитор Александр Журбин, кто-то еще... Вели разговор о судьбе киноактрисы Елены Соловей, которая отвечала им в прямом эфире из студии в Нью-Йорке.

 

Все дружно жалели Елену, которая мало снималась после отъезда в 1991 году из СССР в США и тем загубила свою кинокарьеру, и скандировали что-то в духе: «Леночка, мы тебя так любим, зачем ты уехала?» Елена Драпеко признала, что после отъезда Елены играла ее роли в петербургском театре, но не дотягивала до уровня Елены.
Композитор Журбин сообщил, что вернулся из Штатов в Россию, дескать, одумался вовремя, а вот ты, Лена, подумай тоже о возвращении. Лена только смущенно улыбалась в ответ и говорила, что вряд ли были в прошедшие годы для нее роли в российском кинематографе. А в Америке у нее собственная детская театральная студия, где она чувствует себя на своем месте — занимается с детьми театром, музыкой, русским языком, ставит спектакли. У нее прекрасная еврейская семья. Муж, Юрий Пугач, бывший художник-постановщик на Ленфильме, в Америке работает в картинной галерее. А про сына Елена с гордостью поведала, что он закончил докторантуру в Нью-Йорке. Дочь стажируется в Германии, растут внук и две внучки. Дать Елене 60 ее лет было совершенно невозможно — хороша по-прежнему, ухожена, сияла своей знаменитой лучезарной улыбкой.
Потом в студию вошел вальяжной походкой режиссер, прославивший актрису ролями в трех своих значительных фильмах «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Обломов»— сам Никита Сергеевич Михалков. Он стал стенать в буквальном смысле, повторяя одну фразу: «Леночка, ну
че ты там делаешь?» На что Лена резонно спрашивала, есть ли у Михалкова роль для нее, — дескать, прилечу через океан, коли есть. Михалков от ответа уходил и продолжал саркастически вопрошать: «Ну че ты там делаешь, Леночка?» Потом отметил с похвалой, что для Лены всегда главным в жизни была ее семья — муж и дети, а не роли. «Пеленки»— одним михалковским словом.
Надо сказать, что в Америке Соловей, несмотря ни на что, снималась, например, в телесериале «
ПМЖ» с знаменитым партнером Борисом Сичкиным. Сама я видела Елену в спектакле «Дядюшкин сон» — в русском театре в Монреале, когда приезжала туда в гости к дочке. Театр этот сам по себе уникальный. Основан в 1995 году и носит имя выдающегося режиссера, театрального деятеля и педагога Леонида Варпаховского, ученика Всеволода Мейерхольда. Создатели театра в Монреале — дети Варпаховского: дочь Анна, актриса, и приемный сын Григорий Зискин, тоже режиссер.
Но это отступление я сделал для того, чтобы уточнить, что Елена Соловей играет в постановках театра им.
Варпаховского и в дни спектаклей приезжает в Монреаль, а также в другие города Канады и Штатов, в которых проходят гастроли театра.
Вернусь к передаче Андрея Малахова, в которой все дружно и натужно жалели Елену, а у нее из-за такого настроя возникала на лице только недоуменная смущенная улыбка. Дескать, что это вы меня оплакиваете, я здесь нужна и вполне счастлива своей жизнью.
И тут в студию вошел шаркающей походкой старик в синей майке. И о боже! Публика и находящиеся в студии с ужасом узнали в нем Михаила Кононова — знаменитого великолепного актера... Помните «Большую перемену», «Начальника Чукотки», «В огне брода нет», «Начало» и т.д. Он постарше Соловей на 7 лет, но все равно контраст был настолько разителен, что даже Михалков потерял дар речи и весь свой апломб. Говорил Кононов с трудом, слова давались ему тяжело и вымученно. Его спросили, отчего он теперь живет в деревне, и получили односложный ответ: «А здесь морковку и капусту можно выращивать и есть». Выращивал он и канареек на продажу. Так артист поддерживает более-менее приличный уровень жизни. Московскую квартиру Кононов продал и купил избу под Москвой.
В студии повисла тишина. Какой жуткой иронией было призывать Елену Соловей в Россию, где судьба стареющего артиста столь плачевна! Наконец, нашлась актриса, депутат Думы от КПРФ Елена
Драпеко. Она пообещала: «Я обязательно поставлю в Думе вопрос о помощи старым и больным артистам, потому что они же наше национальное достояние!..» Ну-ну, флаг ей в руки!
Но прежде чем закончить печальный рассказ, хочу сказать несколько слов о судьбе присутствующего в студии композитора Александра Журбина. Да, он вернулся три года назад из Нью-Йорка в Москву и, по-видимому, был приглашен в студию Андрея Малахова как пример прозревшего блудного сына. Дескать, смотрите, после 12 лет жизни в Штатах разочаровался и вернулся. Но ведь это не так.
В Америке Журбин был востребован и успешен. Его вечер прошел аж в Карнеги-холл. Его оперы, особенно «Орфей и
Эвридика», шли и идут на американских сценах. Много писал музыки к кинофильмам. Но три года назад последовали дельные конкретные предложения из Москвы, от которых невозможно было отказаться.
К нему в его 60 лет пришло как бы второе дыхание, стал писать много новой музыки. Он, композитор Журбин, вообще необыкновенно успешен, ибо талантлив, трудолюбив и энергичен.
А про свое место жительства Журбин сказал так: «Не зарекаюсь и не утверждаю, что не поживу где-нибудь еще на земном шаре — в Лондоне, Барселоне или Сиднее... А может, снова в Нью-Йорке — этот город люблю больше всего». Так что в студии, хоть он и находился, но благоразумно не кликушествовал: «Леночка,
че ты там делаешь?»
Вот такие актерские судьбы двух любимцев советского кино.

P.S. О, не беги так, жизнь! Вот ведь только месяц назад я видела героев очерка в передаче российского телевидения. Оба — герой и героиня — ничего, кроме симпатии, не пробудили в душе моей. Но не стоит на месте жизнь, мчится и ускоряет свой бег, а смерть ее догоняет. 16 июля умер Михаил Кононов, замечательный, прекрасный актер театра и кино. И, наверно, чудесный человек, раз он так любил наших братьев меньших, любил животных, всяких зверюшек.

Пусть земля будет ему пухом. Я плачу...


http://www.alefmagazine.com/pub1259.html    
Автор - Евгения Соколова, Израиль

 

Разыскиваются актеры 01 02 2011