Руфина Дмитриевна Нифонтова
(15 сентября 1931 — 27 ноября 1994). Актриса
многообразных творческих возможностей: от трепетной лирики, сурового драматизма
и трагического величия до острой характерности. Создавала образы как мягких,
нежных героинь, умевших проявить мужество и стойкость, так и холодных, жестоких
красавиц.
Родилась в семье с греческими корнями, жила на Соколиной горе, недалеко от
кинотеатра «Родина».
Отец — Дмитрий Иванович Питаде, был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная»
— внимательный, мягкий человек. Мать — Дарья Семёновна, работала на ткацкой
фабрике, была ударницей-активисткой, обладала боевым характером. Брат Александр
— пропал без вести в первые дни Великой Отечественной войны. Брат Борис — также
погиб на фронте, брат Вячеслав — близнец Руфины. Муж — Нифонтов Глеб Иванович.
Дочь — Ольга, закончила ВГИК.
В школе Руфина Дмитриевна активно участвовала в работе драмкружка. После школы
подала заявление в театральное — не прошла. Потом сдача вступительных экзаменов
во ВГИК — не прошла. Рыдающую рыжеволосую девушку в коридорах ВГИКА заметил
профессор Борис Владимирович Бибиков и взял её на свой курс в одну группу с
Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Майей Булгаковой.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1955, мастерская Б.
Бибикова и О. Пыжовой). В 1955-1957 — актриса Театра-студии киноактера. С 1957 —
Академического Малого театра. В Малый пришла уже знаменитой киноактрисой после
Сестёр из трилогии «Хождение по мукам». Как известно, роли в кино не очень «засчитываются»
театральным миром: одно дело — пересняться в двадцати дублях ради одного
удачного, и совсем другое — выйти на сцену «вживую» и сыграть «набело». Несмотря
на то, что Нифонтова закончила ВГИК, а не театральное училище, она смогла
благодаря таланту и твёрдости характера создать ряд блестящих театральных
образов на сцене Малого. О её характере говорит и известная в театральных кругах
«история с дустом», когда актриса одному особо мелочному администратору театра
обсыпала дустом парадный костюм последнего. На некоем собрании под название «товарищеский
суд» в присутствии руководства театра, разбиравшего «неблаговидный поступок»
Нифонтовой, администратор был мастерски доведён актрисой до состояния, которое
просто вызвало дружный смех у всей «высокой комиссии». Лауреат Всесоюзного
кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за 1958 год. Лауреат
Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за 1960 год.
Народная артистка СССР (1978). Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Творческая судьба Р.Нифонтовой складывалась благополучно. В 1955 году актриса
окончила актерский факультет ВГИКа. После успешно сыгранной роли Кати в фильме
Г.Рошаля «Хождение по мукам», актриса получила приглашение в труппу
Государственного академического Малого театра Союза ССР — так сбылась ее мечта!
Об этом актриса рассказывает в документальной записи выступления, хранящегося в
коллекции радиофонда ГТРФ.
В коллекции радиофонда творчество Р.Нифонтовой представлено столь широко, что
позволяет в полной мере оценить это мнение: «Гроза» А.Островского, в роли
Катерины, «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки, в роли Алгрен, «Оптимистическая
трагедия» Вс.Вишневского, в роли Комиссара, «Страницы дневника» А.Корнейчука, в
роли Вероники, «Иван» А.Кудрявцева, в роли Марьи, «Федра» Ж.Расина, в роли Федры,
«Любовь Яровая» К.Тренева, в роли Любови Яровой. Плодотворно и успешно
складывалась работа Р.Нифонтовой на радио. Она принимала участие в
многочисленных радиопостановках в содружестве с такими замечательными артистами,
как Р.Плятт, Н.Плотников, Г.Менглет, Т.Пельтцер, О.Стриженов, Е.Матвеев. Это
радиоспектакли: «Победительница» А.Арбузова, в роли Алейниковой, «Страницы жизни
Эдит Пиаф» Л.Зельмановой, в роли Эдит Пиаф, «Любовь в Старокороткино» В.Липатова
(по мотивам произведений), в роли Любки Ненашевой, «Глубокий тыл» Б.Полевого, в
роли Жени Мюллер, «Нахлебник» И.Тургенева, в роли Елецкой.
В разные годы актрисой были записаны на радио стихотворения Я.Полонского,
Р.Джефферса, Л.Украинки, Л.Щипахина.
Снималась в фильмах-спектаклях Малого театра: «Дачники» (М.Горького), «Иван» (А.Кудрявцева,
1988), «Любовь Яровая» (К.Тренева, 1981), «Оптимистическая трагедия» (Вс.Вишневского,
1977), «Отцы и дети» (И.Тургенева, 1974), «Птицы нашей молодости» (И.Друце,
1974), «Светит, да не греет» (А.Островского, 1972), «Фальшивая монета» (М.Горького,
1975), «Фома Гордеев» (М.Горького, 1983), «Холопы» (П.Гнедича, 1988), «Дом
Островского» (1974).
Лит.: Рошаль Г., Руфина Нифонтова, в сборнике: Актеры советского кино, М., 1963.
Мой серебряный шар. Руфина Нифонтова (2010)
Девочка из поселка железнодорожников,
что на Соколиной горе в Москве, как и вся ее рабочая семья, увлекалась
самодеятельностью. Успешно окончила ВГИК, снялась в двух фильмах, и режиссер
Рошаль пригласил ее на роль Кати в кинотрилогию по роману А.Толстого «Хождение
по мукам». Эта роль сделала Нифонтову советской кинозвездой.
- Когда мы приступили к съемкам, —
рассказывает Нина Веселовская, сыгравшая роль Даши в этом фильме, — Руфина уже
была опытной киноактрисой. А я, в отличие от нее, полный новичок в кино. Камера,
свет — все пугало, было непонятно, как себя держать на площадке. Нифонтова
оказалась внимательным, чутким партнером. Знаете, далеко не все актеры любят
раскрывать секреты мастерства, а Руфина мне очень помогла на первых порах своими
профессиональными подсказками. Это дорогого стоит.
Еще не закончились съемки фильма
«Восемнадцатый год», когда Руфину Дмитриевну пригласили в труппу Академического
Малого театра. Катерина в «Грозе» и Комиссар в «Оптимистической трагедии»,
Варвара Михайловна в «Дачниках» и тетушка Руца в «Птицах нашей молодости»,
Любовь Яровая и Царица Ирина в спектакле «Царь Федор Иоаннович» — разные
характеры, эпохи, женские судьбы. Благодаря телевидению многие спектакли увидела
вся страна.
- Сказать про Руфину, что она была
хорошая актриса, — значит ничего не сказать: это был уникальный талант! —
рассказывают о ней. — Первый спектакль, в котором увидел ее театр, — «Каменное
гнездо». Играла великая Пашенная, другие великолепные актеры, а Нифонтова встала
с ними вровень. Потом у нее случались и провалы, и победы — но это были
несравнимые победы.
http://akter.kulichki.net/publ/nifontova_ruf.htm
Руфина
Нифонтова, передача "Чтобы помнили"
РУФИНА НИФОНТОВА: ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ
Из
детства помню: в нашем доме на книжной полке стояла
открытка с портретом любимой маминой артистки Руфины
Нифонтовой. Когда мой взгляд падал
Руфина Дмитриевна рассказывает:
Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. Я родилась
в семье железнодорожника. У нас все любили искусство: отец
пел в самодеятельности, мать участвовала в драматических
кружках, братья играли в самодеятельном оркестре. После
седьмого класса я стала участницей драматического кружка.
Первая роль — горничная Аннушка в пьесе Островского. После
школы решилась поступить в Щепкинское училище, но меня не
приняли. Самое ужасное — меня не приняла Вера Николаевна
Пашенная, которая была председателем комиссии. Ее
спросили:
-Почему вы не приняли Нифонтову?
А она ответила:
— О ком вы говорите? Эта рыжая? Эта тощая? Которая все
чего-то басом читала? Кого она у нас играть будет? Мужчин,
что ли? Мы для этого ребят берем.
Кто-то из членов комиссии пытался убедить:
— Но она изменится.
На что Пашенная отвечала:
— Вот когда изменится, тогда пусть приходит.
Я готова была
прыгнуть под электричку. Мама с трудом меня успокоила. Мы с ней посовещались, и
я отправилась во ВГИК. Меня взяли на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. Вот
они-то меня всему и научили. Уже на последнем курсе я познакомилась с Рошалем,
который и пригласил меня сниматься в своих фильмах.
- А в Малом театре как оказались?
Когда на «Мосфильме» шли съемки
"Хождение по мукам",
там же снимали спектакль Малого театра «Пигмалион».
Однажды в коридоре ко мне подошел Михайл Иванович Царев и приветливо так
спросил: «А не хотели бы вы, девушка, поиграть в Малом театре?»
Но я, помня свою обиду, с вызовом спросила: «А что вы там ставите? И кто у вас
там занят?»
Михаил Иванович был человеком воспитанным и, на мое счастье, сделал вид, что не
заметил вызывающего тона. Спокойно объяснил, что Малый театр ставит «Каменное
гнездо». А моей основной партнершей будет... Вера Николаевна Пашенная. Так в
1957 году я пришла в Малый театр.
- Отношения с Пашенной сложились?
- Если бы не она, я, может быть, до конца и не поняла, что это за профессия —
актриса. С Пашенной сложились странные отношения. Сначала она меня просто
не
принимала. В кино как? Получаешь материал и быстренько все выучиваешь. Я
прочитала пьесу. Такая роль могла только во сне присниться. Сразу все выучила
наизусть. А другие ходили на репетиции с тетрадками, бумажками. Вера Николаевна
решила, что я выпендриваюсь. На репетициях в мою сторону даже не смотрела. И
сцены с ней не шли, никак не склеивались. Я решила уже уходить из Малого театра.
И вдруг однажды ко мне после репетиции подходит Пашенная и приглашает... к себе
в гости. Я растерялась, но согласилась.
В воскресенье поехала к ней. Дверь открыла Пашенная. Простая, домашняя, одетая в
ситцевый халатик. И говорит:
— День добрый, барышня. А это были слова из пьесы.
Я помедлила, но тоже ответила словами из пьесы:
— День добрый, хозяйка.
Вера Николаевна пригласила в комнату. Я вошла и с удивлением увидела, что столик
накрыт точно так, как в пьесе. Кофе сахар, печенье.
— Как там в школе? — продолжала Пашенная.
Я почти машинально отвечала по роли, одновременно оглядывала квартиру,
посматривала на Пашенную. И все время думала, когда же она меня выгонит.
Прошло какое-то время, и она неожиданно отступила от текста:
- Ну что скажете?
- По-моему, сцена получилась.
- Почему вы не сразу отвечали на мои вопросы и делали паузы? Почему все время
оглядывались?
- Я первый раз у вас, вот и оглядываюсь. А большие паузы... Вы же не с улыбкой
на устах меня принимаете. Я переживаю.
- А почему в театре вы не делаете так? Я тоже там вас первый раз приглашаю в
гости. И не могу вас встречать с улыбкой, вы уводите моего женатого сына из
семьи.
Я облегченно вздохнула. А я-то думала, что она просто плохо ко мне относится.
И еще Вера Николаевна сказала мне тогда: «Вы, видимо, принадлежите к тем
актрисам, которых надо тыкать носом»...
И вот так она меня ткнула.
- Потом вы, наверное, стали друзьями?
- Конечно. Да еще какими! Меня всегда восхищало, как она выкладывалась в каждом
спектакле. Однажды я ей сказала: «Так, Вера Николаевна, и помереть можно!» А она
ответила: «Раз выбрала сцену, здесь и помирать». Мы вместе с ней еще играли в
«Грозе» Островского. Она — Кабаниху, я— Kaтерину.
- Сейчас какими ролями живете?
- Занята в «Царе», долго играла царицу, потом взяла роль Волоховой. В нашем;
театре с большим успехом идут «Холопы» Гнедича. А в «Обрыве» по Гончарову я
играю Татьяну Марковну Бережкову. Давно вынашивала эту роль. И: рада, что.
мечта, сбылась.
Татьяна
БУЛКИНА
«Российская газета», 3 ноября 1993 года.
Руфина Нифонтова "Она была
непредсказуема"
ДЕРЖАТЬ МАРКУ ТЕАТРА
Наша
собеседница — народная артистка СССР Руфина НИФОНТОВА
Ее имя широко известно. Выпускница ВГИК, блестяще
дебютировавшая в кинотрилогии «Хождение по мукам», ставшая
затем звездой Малого театра, Нифонтова
и по сей день остается одной из наиболее известных
советских актрис. Сегодня она — наша собеседница.
- Руфина Дмитриевна, имеет ли, на ваш взгляд, театр
какое-нибудь значение в сегодняшнем обществе?
- Безусловно. Мы не вправе отнимать у театра его роли в
современной жизни. Особое внимание обращается сейчас на
духовность. И театр как проводник нравственности и
культуры еще что-то значит.
- Как вы считаете, существует ли сейчас понятие «марка
Малого театра»? Я спрашиваю об этом в связи с
пошатнувшимся в последние годы авторитетом именитых
соседей — Большого театра и Художественного (то есть
МХАТа), сильно дискредитировавших себя в глазах
театральной общественности.
- По-моему, марка Малого театра сохранилась. К нам
по-прежнему ходит зритель. А ситуация внутри Малого театра
кажется благоприятной потому, что она менее обнажена
прессой. Хотя, очевидно, к примеру, что 60 процентов
труппы вовсе не занято в репертуаре.
Передача традиций настоящего русского драматического
искусства, в котором бы сочетались высокая нравственность,
гражданственность и художественный реализм,— это нить,
тянущаяся от М. С. Щепкина к нашему поколению актеров.
Старшее поколение заложило в нас святое отношение к сцене.
Теперь ситуация изменилась. В театре много откровенной
халтуры, безответственности, бездарности. Держать марку
театра может и, главное, хочет отнюдь не каждый, и мне
становится грустно от этого равнодушия вокруг. Время
Щепкиных прошло, из старшего поколения остались в Малом
только Е.Н. Гоголева и Н.А. Анненков. На них, прекрасных
старых мастеров, в свои 90 лет выкладывающихся
фантастически, и стремится публика.
К сожалению, в нашем театре не очень ценят хороших
режиссеров: так, мы потеряли Б. А. Львова-Анохина, который
поставил у нас много прекрасных, интеллигентных спектаклей
— «Рядовых», «Утреннюю фею», «Фому Гордеева», «Холопов». В
результате мы не имеем ни его последней работы (не понятых
театром «Сказок Голливуда»), ни самого режиссера. Зато в
недавнем прошлом мы легко допускали, что бывший главный
режиссер театра В. Андреев мог взять «на свою
ответственность» сырую, недоделанную премьеру — «Гостей»
Л. Зорина.
Мы
не возражали против очевидных творческих неудач.
Поэтому, когда я слышу, что другие театры приглашают на
постановки интересных режиссеров, когда я вижу их работы,
мне обидно за себя, за свой театр. Уходит время, уходят
наши актерские годы, а мы ничего не успеваем сделать. Ведь
если есть Королевский шекспировский театр в Англии, почему
Малый не может быть театром Русским национальным,
представляющим классическую драматургию?
— Одна из неотложных задач — повышение зарплаты актерам.
Иначе театры забастуют, как оркестр музыкального театра
Станиславского и Немировича-Данченко. Как можно жить на
120 рублей в месяц?
— Я понимаю справедливость их требований. Но ситуация,
когда зритель в зале ждет спектакля, а ему говорят, что
театр бастует, несовместима, на мой взгляд, с актерской
профессией. Вот врач, например, тоже не имеет права
бастовать...
В театре сегодня неблагополучная финансовая ситуация. Он
нуждается в поддержке, государственной дотации. Однако
если в самом театре все продумано и построено правильно,
он может и должен сам зарабатывать деньги.
- То есть вы поддерживаете коммерческий подход к
искусству?
- Пожалуй, да. Когда я прихожу в театр к Марку Захарову,
то вижу, что современный театр может иметь не только
творческий, но и коммерческий успех. Я знаю, что актеры
должны получать за свой труд и талант приличные деньги,— и
у Захарова они получают. И это правильно. Почему актеры
должны быть нищими, кто объяснит?
— Руфина Дмитриевна, если бы вас наделили чрезвычайными
полномочиями в реорганизации театрального дела, с чего бы
вы начали?
— Я не смогу, наверное, решить за весь советский театр, но
если бы это касалось нашего Малого, я бы прежде всего
попробовала заманить к нам интересных режиссеров. Как в
театре имени Вахтангова: его режиссерское пополнение — П.
Фоменко, А. Кац, Г. Черняховский, Р. Виктюк — может
вызывать здоровую зависть. Те театры, которые рано поняли,
что режиссура должна быть хорошей и разной, только
выиграли.
Во-вторых, попыталась бы поднять престиж актерского труда,
улучшить бытовые условия. Я не могу забыть, например,
историю с Иреком Мухамедовым. Пробивая ему квартиру,
убеждая в необходимости выделить ее высокие инстанции,
театральная общественность без конца куда-то ходила,
просила, писала письма. И это для ведущего танцовщика
Большого театра! Когда, наконец, все благополучно
разрешилось, он остался в Англии. Это как же надо было
заморочить человека безнадежными бытовыми проблемами,
чтобы он оставил страну.
- Над чем вы сейчас работаете в театре?
- Ни над чем... В филиале не могли идти мои спектакли с
большой сцены, предполагаемая новая работа на камерной
сцене сорвалась. В жизни вне искусства я занимаюсь
воспитанием внука. Но я не хочу, чтобы роль бабушки стала
единственной в моем «репертуаре». Я хочу играть и не хочу
ждать, когда зритель начнет восхищаться моей способностью
в преклонном возрасте выходить на сцену. Малый театр был
всегда знаменит великими старухами. Но ведь каждый год для
актера, а особенно актрисы, — на вес золота. Вот сделать
бы пьесу на двух-трех исполнителей и поездить по стране,
играя везде как в первый раз. Это «исконный» принцип
Малого театра — играть до конца, на пределе своих
возможностей, никогда не отдыхая на сцене.
- Что в нынешней культурной ситуации вас тревожит?
- То, как складывающаяся в стране духовная атмосфера
отражается на искусстве сцены, на его взаимоотношениях с
публикой. Исчез окружавший театр ореол, зрители идут в
него не на встречу с прекрасным, а для того, что бы забыть
об окружающих их в жизни проблемах. Изменяются и люди
театра: молодые актеры стали рациональней, они проще
относятся к профессии. Такова цена нашего унизительного
быта, глупостей, совершавшихся с благословения чиновников
от культуры.
Актеру в нашей нищей, пропитанной традициями казарменного
социализма стране не просто сохранить в себе художника.
Есть горькая ирония в том, что советские актеры —
академических ли, студийных ли театров,— возвращаясь с
зарубежных гастролей, ощущают себя как-то по-другому. И
для них уже невозможно писать в графе анкеты «род занятий»
— «служащий». Он — не «служащий», он артист!
Н.
КОЛЕСОВА.
«ПРАВДА», 12 апреля 1991
|