Тихая звезда Георгия Михайловича Вицина
Легенды кино. Георгий Вицин
Серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор , йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех — это великое… Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека». Вицин Георгий Михайлович – народный артист СССР (1990), родился 23 апреля 1917 года в Петрограде (по другим источникам в Териоках, в Финляндии, которая в те годы входила в состав Российской империи) между двумя революциями. Когда будущему артисту было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.
Его мать Мария
Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все
заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным
человеком: он был отравлен газом и прожил недолго. Когда она
поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько
стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к
искусству. Именно там стал он однажды свидетелем сценического
провала своего любимого писателя Михаила Зощенко. Сначала его
рассказы читал эстрадник Владимир Хенкин. Публика надрывала животы
от смеха. Потом объявили автора. Зощенко прочел свою юмореску, как
поэтическое произведение, нараспев, («Как читает Вознесенский», —
вспоминал Вицин) и… ушел со сцены в полной тишине под стук
собственных туфель. И он поступил в Школу-студию имени Щепкина при Малом театре. Однако через год был отчислен с формулировкой: «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью Вицин вновь сдавал экзамены и поступил в Театральное училище им. Е.Вахтангова, где проучился с 1934 по 1935 год, а затем перешел в студию МХАТ II, где учился у С. Бирман, А. Благонравова, В. Татаринова.Следующей осенью подал документы и поступил сразу в три вуза, но выбрал вахтанговскую «Щуку». Через год ушел и оттуда и, наконец, осел в театральном училище при Втором МХАТе, куда и был зачислен по окончании учебы.
Актер занял в труппе
заметное положение. О нем с удовольствием писали театральные
критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой
блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр
ради кинематографа. С МИХАИЛОМ ЧЕХОВЫМ сравнили как-то и самого
Вицина. Причем не кто-нибудь, а знаменитая актриса Серафима
Германовна Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.
Вицин тогда уже служил в Театре Ермоловой и с блеском играл
сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе
Флетчера
«Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом,
причем специально «на Вицина». Узнавали в кассах, играет ли он
сегодня, и только тогда покупали билеты. Правда, были и недовольные.
Как-то за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с
16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст». Самое
смешное, что до этого пьесу уже переписывали два раза, но
пикантности своей она не утратила.
Не от мира сего
В МОЛОДЫЕ годы
Георгий Вицин был сексуально неотразим. В артистической богеме тех
лет ходили разговоры о том, как он, молодой ещё актёр, увёл жену у
знаменитого Хмелёва, чем поверг того в полное уныние. Правда, эти
отношения продлились недолго. В 50-х годах
Вицин познакомился с
молодой театральной художницей и бутафором Тамарой, и они
поженились. Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем. В сундучке своего театрального опыта находил Вицин заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Я. Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.
КИНО
В КИНО Вицин пришёл
поздно. Ему уже было за тридцать. Сам он объяснял это «нелюбопытством
режиссёров». «Нос у меня был длинный, фигура тощая да нескладная,
вот и не замечали». Первым кинорежиссером Георгия Вицина стал великий Эйзенштейн. Правда, Сергей Михайлович вряд ли был в курсе, что в огромной массовке «Ивана Грозного» снимается в роли опричника будущая комедийная звезда советского кино. Настоящая же кинокарьера началась с роли архисерьезной — Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский».. Режиссёр фильма «Белинский» Григорий Козинцев, увидев фотографию Вицина, воскликнул: «Худоба! Нос как у Гоголя! Точно Гоголь. Подходит». Вицин в образе классика был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение на «Гоголя — 2» — в картину Александрова «Композитор Глинка». Одной из первых главных ролей, на которую пробовался Вицин, был Овод в одноименном фильме. Но судьба увела его от амплуа романтического героя и бросила в объятия комедии. В студийном коридоре его увидел ассистент из группы фильма «Запасной игрок». На роль молоденького футболиста Васи Веснушкина Вицин подходил идеально. Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37! «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!». Конечно, природа постаралась, но и сам актер приложил максимум усилий, чтобы не растерять ее подарков.
Ну очень живой «труп»!
СВОЙ психофизический актерский аппарат Вицин всегда держал в отменной форме. Перед съемками того же «Запасного игрока» целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы «согнать жиры». А на репетиции боксерского поединка Вицин так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем. В комедии «Она вас любит» по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина «на слабо». Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой «поклонницы Клавы», в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».
Любимая роль — Бальзаминов
Но одно дело в 37 сыграть 25-летнего, и совсем другое — обмануть зрителя аж на 20 с лишним годков, да без всякой новомодной компьютерной графики. Случилось это на картине «Женитьба Бальзаминова». Съемки этого фильма планировались в 1955 году, и единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Гоша Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то тогда не сложилось, и сценарий был отложен в очень долгий ящик. Через 10 лет появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль… опять Вицину. А было Георгию Михайловичу тогда ни много ни мало, а без двух лет полтинник. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п. В отличие от большинства собратьев по цеху, искренне полагавших, что «место актера в буфете», Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Не курил. Лет в восемь затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. Как-то в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить!
Но самое
главное — ЙОГА. В те времена, когда у нас никто толком и не
знал, что это такое, Вицин системно и регулярно занимался по этой
древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное
питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные
тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от
обстоятельств. Многие режиссеры рвали на себе волосы, когда после
команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял:«Извините,
мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса».
Леонид Гайдай
Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, а Трус нашел Балбеса, увидев как-то в цирке замечательного клоуна Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая. Как-то после очередного запоротого дубля Моргунов в сердцах пообещал придушить вредную псину в конце съемок. В следующем дубле понятливое животное… вцепилось актеру в ногу!
«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но немая эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Трюки и музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж и, главное, новые герои, которые мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. А пока суть да дело, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась лихой дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: Феноменальный успех «несвятой троицы» оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность в кои веки среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Один такой календарь попался на глаза художникам «Союзмультфильма», и Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».
Пес Барбос и необычный кросс. Самогонщики
ЗРИТЕЛИ воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл. Уже во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай подумывал о завершении приключений своих героев. Непростые отношения сложились у режиссера с Моргуновым. Тот капризничал еще на «Самогонщиках» и на фоне «всесоюзной популярности» стал много себе позволять и на съемочной площадке, и вне ее. Так что в свою картину «Деловые люди» (по рассказам О. Генри) Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли, правда, по отдельности. Однако зрители требовали, начальство нажимало, да и сценарий нашелся подходящий…
Кавказская пленница
Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то поначалу… наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского. Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин… — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и, наконец, знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина. «Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. К сожалению, апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении стайки поклонниц и, рисуясь, принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения. Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов закусил удила. Гайдай тоже психанул и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды. Еще только раз встретились Вицин, Никулин и Моргунов на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».
70-е были его временем. В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ.»Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.
Вместе с другими популярными артистами гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей. Последний раз Вицин
снялся в кино в 1994-м, в одном из первых отечественных «ужастиков»:
«Хагги-Траггер». Иногда выступал на сборных «юморинах» в бывшем
Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным
собакам. Георгий Вицин. Не надо смеяться
Георгий Вицин о cебе
Георгий Вицин о животных
Георгий Вицин о шутках
Георгий Вицин о политике
Георгий Вицин о судьбе
Георгий Вицин о популярности
В 1990 году Георгию Вицину было присуждено звание "Народный артист СССР". Со второй половины 90-х Вицин не снимался в кино, последний фильм с его участием — "Хаги-Трагер" — вышел в 1994 году. За последние годы Вицин лишь изредка появлялся в юмористических концертах Театра киноактера и жил в довольно стесненных обстоятельствах .Вицин говорил о себе: «Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?» Он надевал серый плащик, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!» Вицину была не нужна слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. Когда открывался Музей трех актеров, Юрий Никулин заехал за Георгием Вициным, чтобы отвезти на презентацию. И застал коллегу лежащим на диване. «Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается», — сказал Юрий Владимирович. «Так это же надо штаны надевать», — ответил Вицин. «Что, ты совсем без штанов ходишь?» — «Так это надо другие штаны надевать». И перевернулся на другой бок. Но потом все равно собрался и приехал. Последний раз Георгий Михайлович снялся в 1994 году в фильме Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй». Потом выступал перед зрителями, в основном с рассказами Зощенко. Он мог иметь и машины, и дачи, и деньги. Но у него были другие интересы. Ему всего хватало. Жил он скромно, страсти к нарядам и автомобилям у него никогда не было. А на еду и корм для собак и голубей, которых он обожал, Вицину хватало. Он был бессребреником в прямом смысле этого слова. Мало кто знал, что Вицин изучал труды Овидия, Горация, Плутония, Петрарки. Увлекался астрономией и каждый вечер смотрел со своего балкона на Арбате в телескоп. Был йогом со стажем. Почти 30 лет не принимал никаких лекарств и не ел мяса. Скорее всего, именно это и стало причиной гибели актера. Когда его увезли на «скорой» в больницу, начали колоть антибиотиками, пичкать разными лекарствами. После обострения
болезни сердца артиста положили в районную больницу. Туда 83-летнего
Георгия Вицина привез зять Алексей. Больного поместили в обычную
палату. Соседи так обрадовались знаменитому пациенту, что тут же
стали требовать от него автографов, шуток и анекдотов. По словам
близких, медицинский персонал тоже проявлял повышенное внимание к
Вицину, "однако должного ухода и врачебного внимания Георгий
Михайлович там получить не мог". 12 октября Союз кинематографистов, Гильдия актеров кино и газета "Комсомольская правда" начали собирать средства, чтобы помочь артисту скорее выйти из больницы. Правда, его семья не приняла помощь, объяснив это тем, что от пожертвований отказался сам Вицин. 22 октября 2001 года актера не стало. Памятник, который поставлен на его могиле на Ваганьковском кладбище, возведен на народные деньги, которые при жизни актер не принял.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ И АКТЕРУ
источники- www.peoples.ru,www.vitcin.ru , www.nashfilm.ru/ , http://torrents.ru, http://gazeta.ua, http://images.yandex.ru, http://torrents.net.ua, http://forum.pocket-video.com.ua , http://m-llekolombina.livejournal.com , http://findmovie.ru,http://rusakters.ru
История жизни. Георгий Вицин
|