Домой Кино Мода Журналы Открытки Музыка Опера Юмор Оперетта Балет Театр Голубой огонек Люди, годы, судьбы...
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Фаина Раневская
Несвоевременная величина
110 лет назад в Таганроге в зажиточной еврейской семье родилась великая русская актриса. Фаина Раневская. Ее имя знают, кажется, даже те, кто появился на свет в угар постперестроечного нэпа и не успел выучить другие имена российского театра и кино. Ее слава не проходит, а обаяние актерской личности не меркнет. Но чем больше я думаю о Раневской, тем чаще ловлю себя на опасной мысли: а где у этой великой актрисы великие роли? Где свершения? Где Федра, леди Макбет, Раневская из "Вишневого сада" (именно этой чеховской героине рожденная в Таганроге Фаина Фельдман и обязана своим псевдонимом)? В общем, что-нибудь габаритное, большеразмерное, солидное. Вот великая актриса ХХ века Алиса Коонен. Или, например, Анна Маньяни. Или Елена Вайгель. У них что ни роль, то Роль. Это ведь и есть ряд, достойный Раневской. Человеческий и творческий масштаб явно сопоставимы. Масштаб ролей как-то не очень. То есть что-то, конечно, было. Какие-то персонажи из классического репертуара в ранний период скитаний по провинции. Васса Железнова в Театре Красной Армии, "бабуленька" в "Игроке" в Театре Пушкина. Но когда произносишь "Фаина Раневская", в голову сразу лезут всякие "мули" из "Подкидыша", "приданое пустяшное" из "Свадьбы", примеряющая перья Мачеха из "Золушки", таперша из "Александра Пархоменко", гениальная Манька-спекулянтка из "Шторма" в постановке Завадского... "Шо грыте?". А что тут скажешь! Парадокс, однако, в том, что многие великие актеры в великих ролях для современного уха звучат как-то фальшиво. Просто поставьте пластинки с записями и послушайте. Качалова, Ермолову, да ту же Коонен. Не так уж много сохранилось записей, но то, что сохранилось, невозможно воспринимать без поправки на время. В случае с Раневской эти поправки странным образом не нужны. Ее "мули" и "шо грыте?" словно вчера сыграны. Все вокруг уже устарело, а она как новенькая. Пересмотрите фильм "Весна", не лучший, прямо скажем, у Александрова, но все же... На фоне неувядаемого бурлеска Раневской актерская манера Любови Орловой смотрится как что-то ископаемо-хвостатое советского периода. Кого она там играет? Ученого, кажется. Зато "Я возьму с собой "Идиота", чтобы не скучать в троллейбусе!" - это запоминается навсегда. Ни грана фальши. Никакой стилистической несовместимости с сегодняшним днем. В чем тут дело? А в самом деле, в чем? Может, в том, что современный слух не выносит пафос. Никакой — ни советский, ни ложноклассический, ни психоложеский. Чего в игре Раневской не было кажется вовсе — так это пафоса. В самой в ней, в ее высказываниях он порой (даже часто) проскальзывал. Эта записная анекдотчица была беззаветно влюблена в ранний МХТ. При звуках голоса случайно встреченного в Столешниковом переулке "живого" Качалова упала в обморок. О Чехове говорила как о небожителе. Для нее существовали абсолютные святыни, до которых нельзя дотрагиваться грязными руками, да и чистыми лучше без нужды не касаться. Но в игре своей — в предельно пафосную и в социальном и в эстетическом смысле эпоху — она была на удивление непафосна. Она совершенно не вписывалась в параметры своего времени. Но она не вписывалась и в параметры какого бы то ни было режиссерского стиля. Играла у Таирова, но в его театральную веру не обратилась, работала с Алексеем Поповым, но его актрисой так и не стала, уже почти поступила в труппу Малого, но старики театра встали насмерть — или мы или она. Она репетировала с Леонидом Варпаховским (наследник Мейерхольда по прямой) одно из самых великолепных своих театральных созданий — миссис Сэвидж, но их недолгий творческий роман тоже закончился разрывом, а миссис Сэвидж из Театра Моссовета телекамера сохранила для нас в облике Веры Марецкой. Одну из последних своих ролей в спектакле "Дальше — тишина" она сыграла у Анатолия Эфроса. Но даже этот, самый талантливый театральный режиссер того времени так и остался для нее чужим. О непростых, мягко говоря, отношениях с Юрием Завадским, в конце концов снявшим ее с роли Маньки из "Шторма" за то, что слишком ярко играла, и говорить нечего. Кто бы помнил этот самый "Шторм", если бы не Раневская. Она всегда и везде существовала отдельно. "Переспала со всеми театрами Москвы и ни с кем не получила удовольствия". Несмотря на страстную любовь к МХТ, она ведь, в сущности, всегда была артисткой-бенефицианткой. Отсюда ее частые и почти всегда блестящие отсебятины. Все знаменитые фразочки из "Весны" или из "Шторма" — это ведь ее собственные репризы. Она даже Шварца в "Золушке" умудрилась дописать. Даже Чехова. Бессловесной жене инспектора гимназии из "Человека в футляре" она придумала одну- единственную фразу. Фраза такая: "Я никогда не была красива, но постоянно была чертовски мила". Думаю, Чехов был бы доволен.
Она маялась от отсутствия крупных ролей. Но
подсознательно сама предпочитала роли небольшие, даже эпизодические. В
эпизодах легче существовать отдельно. Главная роль неизбежно предполагает
необходимость встроиться в не тобой заданную эстетику. А тут можно творить,
выдумывать, пробовать. Чувствовать себя свободной. Свободной до одиночества.
Оно к концу жизни становилось все острее. Все мучительнее. Одинокая в
искусстве, одинокая в жизни, одинокая в каждом фильме и в каждом спектакле.
Она, может быть, оттого и пережила свое лживое и пафосное время, что меньше
любого другого артиста была в нем укоренена. "Не имей сто рублей, а имей двух грудей" (о декольте знаменитой актрисы)
"Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась принцессой. А быль - это когда наоборот". "Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек".
"А потом они удивляются, откуда берется
антисемитизм. Ведь это тройная наглость! В великорусской столице один еврей
на площади имени другого еврея ставит памятник третьему еврею!"
"Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще, если у женщины есть голова, у нее есть любовник!"
"Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду".
"Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать".
http://www.izvestia.ru/comment/article3096049/ Марина Давыдова
Романс из к/ф "Александр Пархоменко" (фильм 1942 года, снятый Леонидом Луковым.)
Билль-Белоцерковский пьеса “Шторм” Фаина РАНЕВСКАЯ- (Манька-спекулянтка). 1972 год.
Фаина Раневская, Растислав Плятт - отрывок из спектакля "Дальше - тишина"
качать Раневская. фильм 1964 год
источник- http://film.arjlover.net/film/
М У Л Я Фаина Георгиевна Раневская! Старшему поколению бывших советских граждан это имя знакомо по многочисленным фильмам, радио и телепостановкам, спектаклям театра имени Моссовета. Прекрасная актриса, замечательной души человек, она и среди коллег была любима, уважаема, почитаема. Дом, где жила Фаина Георгиевна, возвышался, как старинный замок, над Москва-рекой и Яузой. В этом красивом высотном доме жили знаменитые на всю страну люди: балерина Уланова, поэт Твардовский, композиторы Мурадели и Мокроусов, писатель Паустовский, артисты, генералы, дипломаты… Жил в этом доме и я, хотя не принадлежал ни к одной из перечисленных категорий. Поздним летним вечером я сидел на большой садовой скамейке у центрального подъезда. Внезапно рядом остановилось такси. Дверка открылась, но никто не торопился выходить. - Молодой человек! Молодой человек на скамейке! – окликнул меня низкий и немного хрипловатый голос. – Голубчик, сделайте одолжение, помогите вылезти из этого кабриолета… Я подошёл к машине и увидел Фаину Георгиевну. - Просто горе, какие неудобные эти сидения. Нормальному человеку невозможно вылезти без посторонней помощи… Фаина Георгиевна взяла меня под руку, и мы направились к скамейке. - Сделайте одолжение, голубчик, дайте шофэру пять рублей. Она так и сказала ШОФЭРУ, сделав ударение на букве «Э». Я заглянул в кабину. На счётчике был рубль с полтиной. Молодой парень, сидевший за рулём, небрежно сунул протянутую мной пятёрку в карман. Потом, нагнувшись в мою сторону, спросил: - Послушай, мужик, а кого это я привёз? Вроде лицо очень знакомое, а кто эта старая еврейка, никак не соображу. - Эта старая еврейка, - отчеканил я, - эта старая еврейка – народная артистка Раневская! - Точно! Во, правильно! – обрадовался он. – А я-то всё ломаю голову, кто эта старуха будет? Уж больно лицо знакомое… Теперь понятно. Это же Муля! «Муля, не нервируй меня!» - радостно подмигнул он мне и, хохотнув, уехал. - Зачем вы дали ему пять рублей? – спросил я и, не удержавшись, съябедничал: - Он ещё назвал вас старой еврейкой и Мулей! Фаина Георгиевна грустно улыбнулась и, тяжело вздохнув, ответила: - Ну, милый мой, во-первых, это вы дали ему пять рублей, а не я, а во-вторых, я действительно старая еврейка, такая старая, что и ноги с трудом переставляю и, к сожалению, это у всех на виду… А что касается имени, то меня в самом деле очень многие знают больше, как Мулю… Она какое-то время молчит, а потом спрашивает: - Вы помните довоенный фильм «Подкидыш»? Я утвердительно кивнул. - Вот, после выхода этого фильма на экран, где моя героиня часто повторяет своему мужу: - “Муля, не нервируй меня!», - я стала для всех просто Мулей, хотя по фильму Мулей зовут артиста Репнина. Я, знаете ли, привыкла… Муля, это вроде, второго моего имени, или псевдонима…. Она роется в удивительно большой дамской сумке и достаёт папироску. - Огонёк у вас есть? - Есть, - отвечаю я. – Вот спички в кармане, дали где-то вместо сдачи. Я ведь не курю. - И правильно делаете! Курить, голубчик, это прескверное дело! Фаина Георгиевна с видимым удовольствием затягивается, выпуская в мою сторону, ароматную струю дыма. - Однако должна вам признаться, в ваши годы мои знакомые молодые люди курили все поголовно! Внезапно спохватившись, она быстро говорит: - Я ведь по забывчивости могу и не вернуть вам деньги… Возьмите-ка пять рублей! Спасибо, голубчик! - А как вы оказались в этом доме? – неожиданно спрашивает она. Я ответил. - Понятно, понятно ...И как бы продолжая начатый рассказ, объясняет: - А у меня всё было не так, не так… В пятьдесят первом году вселением в этот высотный дом, по личному указанию Сталина занимался Лаврентий Берия. - Да! Да! Тот самый Берия, который командовал всеми чекистами, тюрьмами, лагерями и Б-г знает, чем ещё!.. Не думайте, это я сейчас такая смелая, а тогда… Надеюсь, вы понимаете. Ведь он был самой большой и самой страшной властью! Бывший председатель Моссовета Яснов любил наш театр, да и сам театр носил имя Моссовета. В то время у многих было неважно с жильём. Вот и меня включили в список на получение квартиры в этом престижном доме. Рассказывали, что когда Берия, читая список, дошёл до моей фамилии, он остановился, поднял свои выпуклые глаза на Яснова и строго спросил: - Кто такая Ранэвская? Яснов, волнуясь, объясняет, что это актриса театра имени Моссовета. - Что значит Моссовета?! – Берия строго смотрит на побледневшего председателя Моссовета. – Своих людей протаскиваете? Где эта Ранэвская играет?! Яснов волнуется, заикается, пытаясь вспомнить и, наконец, лепечет: - Фильм «Мечта»… « Александр Пархоменко», «Весна»…»Подкидыш»… - Подождите! – прерывает его Берия. – Вы, сказали «Подкидыш»? - Так точно! – по-военному отвечает Яснов. - Скажите, товарищ Яснов, эта актриса Ранэвская весь фильм говорит своему маленькому мужу: - “Муля, не нервируй меня!»? - Так точно! – радостно орёт председатель Московского Совета. - Что же вы, товарищ Яснов, сразу мне не сказали, что актриса Ранэвская – это Муля? Берия укоризненно качает головой и цокает языком. – Надо такие вещи помечать в списке, чтобы не было недоразумения! - Вот так, мой милый, благодаря имени Муля, я получила здесь квартиру и оказалась в таком прекрасном доме. А вы, голубчик, обиделись за меня на шофэра. Он помнит Мулю, и это прекрасно…
источник- http://www.cactoos.ru/faina.html
Фаина РАНЕВСКАЯ: "Я еще помню порядочных людей!"
Великая актриса сказала много такого, что не забылосьМнимый слепойРаневская и Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит: - Тот слепой, которому ты подала монету, не притворяется, он действительно не видит. - Почему ты так решила? - Он же сказал тебе: "Спасибо, красотка!" Зимоненавистница Раневская не любила зиму. Она говорила: - Я ненавижу зиму, как Гитлера! Сколько вам лет? В Театре им. Моссовета с огромным успехом шел спектакль "Дальше - тишина". Главную роль играла уже пожилая Раневская. Как-то после спектакля к ней подошел зритель и спросил: - Простите за нескромный вопрос, а сколько вам лет? - В субботу будет 115, - тут же ответила актриса. Поклонник обмер от восторга и сказал: - В такие годы и так играть! Цензурная брань Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему: - В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но искренне надеюсь, что, когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает. Чайка Как-то на южном море Раневская указала рукой на летящую чайку и сказала: - МХАТ полетел. Вот так! Еще одно высказывание актрисы: - Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность! Пианино Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал. - Жалко, что мы не захватили пианино, - говорит Фаина Георгиевна. - Неостроумно, - замечает кто-то из сопровождавших. - Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская. - Дело в том, что на пианино я оставила все билеты. Недоумение - Неужели я уже такая старая, - сокрушалась как-то Раневская. - Ведь я еще помню порядочных людей! Наелась Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: "Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!" "То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!" - парировала "великая старуха". Скромность Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: "Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?" Каламбурчик Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. - Поднимите меня! - попросила Раневская. - Народные артистки на дороге не валяются...
О Фаине Раневской кто-то из крупных режиссеров сказал: «Она может все!» И это правда. Ее герои неповторимы. Сотни актеров играли Гамлета, Дездемону, Катерину, все по-разному, но у Раневской свой собственный мир, и только там живут москвичка Леля («Подкидыш») и немка Вурст («У них есть Родина»), грубая мадам Скороход («Мечта») и интеллигентная Маргарита Львовна («Весна»). Актриса не только «вживалась» в образ, но и потрясающе владела мельчайшими деталями. Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, у каждой из них даже разные руки — вспомните Маньку-спекулянтку, Розу Скороход и врача в «Александре Матросове». Помимо этого, огромное значение придавалось любой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива. В целом создавался тот самый неповторимый, идеальный образ, который совершенно невозможно представить в чьем-либо другом исполнении. Ничему этому она специально нигде не училась. Да и образование пришло к ней отнюдь не из средней школы, которую она с грехом пополам закончила, и не из высшей школы, в которой никогда не была, а от жажды новых познаний, сопровождающей ее всегда. Свою трудовую скитальческую жизнь Фаина Раневская начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская». Раневская привыкла к напряженной, непрерывной работе, поэтому в дальнейшем не терпела простоев. Так, не получив новой роли после шумного успеха «Патетической сонаты»,она ушла из Камерного театра, а потом точно также меняла многие другие сцены. Кинематограф Раневская недолюбливала, но восхищалась Михаилом Роммом, у которого дебютировала в «Пышке». У него же она снялась в «Мечте», которую высоко оценил Теодор Драйзер, а Рузвельт сказал: «Раневская — великая актриса». В этой оценке единодушно сошлись все: и режиссеры, и критики, и зрители. Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Однако все ее экранные и сценические работы можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила одна из величайших актрис столетия.
1934
ПЫШКА
Дополнение- http://faina.narod.ru/index.html
Квартира Фаины Григорьевны (Южинский
пер., д.3. Москва)
Неиссякаемым источником актерских баек была великая Фаина Георгиевна
Раневская. Не то, чтобы она их рассказывала, нет. Но, насколько я
понимаю, сам способ мышления и высказывания этой гениальной женщины был
настолько неординарен, что всё, изреченное ею даже без претензии на
юмор, тут же становилось достоянием актерских курилок и околотеатральной
«тусовки». Многие дружившие с ней люди догадались записывать ее
лапидарные тексты, и слава Богу! * * * Раневская всю жизнь прожила одиноко: ни
семьи, ни детей. Моя тетка однажды, осмелившись, спросила, была ли она
когда-нибудь влюблена. «А как же, — сказала Раневская, — вот было мне
девятнадцать лет, поступила я в провинциальную труппу — сразу же и
влюбилась. * * * Актер Малого театра Михаил Михайлович
Новохижин некоторое время был ректором Театрального училища имени
Щепкина. Однажды звонит ему Раневская: «Мишенька, милый мой, огромную
просьбу к вам имею: к вам поступает мальчик, фамилия Малахов, обратите
внимание, умоляю — очень талантливый, очень, очень! Личная просьба моя:
не проглядите, дорогой мой, безумно талантливый мальчик!..» Рекомендация
Раневской дорого стоила — Новохижин обещал «лично проследить». * * * Кто-то из актеров звонит Раневской справиться о здоровье. «Дорогой мой, — жалуется она, — такой кошмар! Голова болит, зубы ни к черту, сердце жмет, кашляю ужасно, печень, почки, желудок — всё ноет! Суставы ломит, еле хожу... Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще предстательная железа!» * * * М. М. Новохижин рассказывал мне, что часто записывался с Раневской на радио. Репетировали у Раневской дома — с чаем, пирогами и тараканами. Да-да, тараканами, у Раневской их было множество, она их не убивала, наоборот: прикармливала и называла «мои пруссачки». Ползали везде, совершенно не стесняясь... Новохижин терпел, терпел, но когда один самый нахальный таракашка пополз прямо в тарелку с пирогом, он его ладошкой припечатал к столу. Фаина Георгиевна встала над столом в полный рост и пророкотала: «Михал Михалыч, я боюсь, что на этом кончится наша дружба!» * * * Раневская получила новую квартиру. Друзья перевезли ее, помогли устроиться, расставили мебель. Потом развесили вещи по шкафам, разложили по ящикам и собрались уходить. Вдруг Раневская заголосила: «Боже мой, где мои похоронные принадлежности! Куда вы положили мои похоронные принадлежности! Не уходите же, я потом сама ни за что не найду, я же старая, могут понадобиться в любую минуту!» Она так горевала, что все просто кинулись искать эти «похоронные принадлежности»: выдвигали ящики, заглядывали в шкафы, толком не понимая, что, собственно, следует искать. Вдруг Раневская радостно возгласила: «Слава Богу, нашла!» И торжественно продемонстрировала всем «похоронные принадлежности» — коробочку со своими орденами и медалями. * * * Во время войны не хватало многих
продуктов, в том числе и куриных яиц. Для приготовления яичницы и
омлетов пользовались яичным порошком, который поставляли в Россию
американцы по ленд-лизу. Народ к этому продукту относился недоверчиво,
поэтому в прессе постоянно печатались статьи о том, что порошок этот
очень полезен, натуральные яйца, наоборот же, очень вредны. * * * Как-то Раневская получила путевку в Дом отдыха ВТО в Комарове. Отдыхом осталась страшно недовольна: рядом с ее корпусом беспрестанно грохотали поезда Уезжая, сказала, как отрезала: «Ноги моей больше не будет в этом Доме отдыха .. имени Анны Карениной!» * * * Охлопков репетировал спектакль с
Раневской. Вот она на сцене, а он в зале, за режиссерским столиком.
Охлопков: «Фанечка, будьте добры, станьте чуть левее, на два шага. Так,
а теперь чуть вперед, на шажок». И вдруг требовательно закричал: «Выше,
выше пожалуйста!» Раневская поднялась на носки, вытянула шею, как могла.
«Нет, нет, — закричал Охлопков, — мало! Еще выше надо!» «Куда выше, —
возмутилась Раневская, — я же не птичка, взлететь не могу!» * * * Вера Петровна Марецкая загорает на южном пляже. Загорает очень своеобразно: на женском лежбище, где дамы сбросили даже легкие купальнички, знаменитая актриса лежит на топчане в платье, подставив солнцу только руки, ноги и лицо. Проходящая мимо жена поэта Дудина замечает ей: «Что это вы, Верочка, здесь все голые, а вы вон как...» «Ах, дорогая, — вздыхает Марецкая, — я загораю для моих зрителей! Они любят меня; я выйду на сцену — тысяча людей ахнет от моего загорелого лица, от моих рук, ног... А кто увидит мое загорелое тело, — кроме мужа, человек пять-шесть? Стоит ли стараться?» * * * Раневская в семьдесят лет объявила, что вступает в партию. «Зачем?» — поразились друзья. «Надо! — твердо сказала Раневская. — Должна же я хоть на старости лет знать, что эта сука Верка говорит обо мне на партбюро!» * * * Как-то у Раневской спросили напрямик, почему у Марецкой и премии, и «Гертруда», а у ней нету? «Голубчики мои, — вздохнула Раневская, — чтобы мне получить всё, что есть у Марецкой, мне нужно сыграть как минимум Чапаева!» * * * Раневская говорила: «Я жила со многими
театрами и ни разу не испытала чувства удовлетворения!» И это не было
преувеличением: даже большие мастера «не доставали» до гения этой
актрисы. В спектакле театра им. Моссовета «Шторм» после сцены с
Торговкой Дунькой (помните ее неповторимое «Шо грыте?»), зрители толпами
уходили домой: больше смотреть было нечего. И в конце концов при
создании второй редакции спектакля Раневской сообщили об изъятии этой
сцены из спектакля, «как нарушающей его художественную целостность»!
Ладно, хоть успели заснять на пленку... * * * Раневская часто говорила, вздыхая: «Боже, какая я старая: я еще помню порядочных людей!» * * * Одной из самых замечательных работ Раневской была Бабушка в спектакле театра им. Пушкина «Деревья умирают стоя». Артист Витольд Успенский, игравший ее внука, рассказал мне, как она однажды нахулиганила. На гастролях собрались как-то молодые актеры выпить-закусить. Бегут гурьбой по гостиничной лестнице вниз, в ресторан, а навстречу тяжело поднимается Раневская. «Ах, молодые люди, — завздыхала она, — вы бежите гулять-веселиться, а я, старая старуха, буду лежать в номере одна, в тоске и грусти...» «Фаина Георгиевна, — загалдели молодые наперебой, — идемте с нами в ресторан, для нас это такая честь — посидеть с вами!..» «Нет, дорогие мои, — вздыхала та, — я старая старуха, я уж буду в номере лежать... Разве что чашечку кофе мне принесите!» «Вот вы, дружок, — обратилась она к артисту Шевцову, — не откажите в любезности...» «Момент! — крикнул Шевцов, — для вас — всё!!» Вот он держит чашечку кофе, стучит в дверь Раневской, слышит ее бас: «Войдите!»... Входит — и от неожиданности роняет чашку. Положив на пол матрас, открыв настежь окна, лежит совершенно голая великая артистка и курит. Шевцов уронил чашку. Невозмутимо посмотрев на остолбеневшего Шевцова, Раневская пророкотала: «Голубчик, вас шокировало, что я курю "Беломор"?» * * * Раневская с завистью говорила Евгению Габриловичу, жившему в свои последние годы в Доме ветеранов кино: «Вам хорошо: пришел в столовую — кругом народ, сиди и ешь в удовольствие! А я все одна за стол сажусь... Кушать одной, голубчик, так же противоестественно, как срать вдвоем!» * * * Раневская часто заходила в закулисный буфет и покупала конфеты или пирожные, или еще что-нибудь. Не для себя — с ее страшным диабетом ей ничего нельзя было есть, а для того, чтобы угостить кого-нибудь из друзей-актеров. Так однажды в буфете она подошла к Варваре Сошальской: «Вавочка, — пробасила она нежно, — позвольте подарить вам этот огурец!» «Фуфочка, — так звали Раневскую близкие, — Фуфочка, с восторгом приму!» (У Сошальской был такой же низкий, органного тембра голос.) «Только уж вы, пожалуйста, скажите к нему что-нибудь "со значением", как вы умеете!» «Вавочка, дорогая, — снова начала Раневская, — я, старая хулиганка, дарю вам огурец. Он большой и красивый. Хотите ешьте, хотите — живите с ним!» * * * Я однажды выступал Восьмого марта в поликлинике, к которой уже много лет прикреплены артисты театра им. Моссовета. Я рассказывал байки «От Раневской», зал хохотал, а одна медсестра, разволновавшись, и вовсе выбежала на сцену: «Я лечила Фаину Григорьевну, можно, я тоже расскажу!» И поведала, как однажды Раневская принесла мочу на анализ... в термосе! Сестра очень удивилась: «Фаина Георгиевна, зачем же в термосе — надо же в баночке!» И великая актриса ехидно пробасила: «Ох, ни хрена себе! А кто вчера сказал: неси прям с утра ТЕПЛУЮ!?»
Родные берега (1943) Фаина Раневская
|