Домой Кино Мода Журналы Открытки Музыка Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Голубой огонек Люди, годы, судьбы...
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
( 20 октября (2 ноября) 1902 года - 16 июля 1976 года )
бухгалтер... Я всегда с гордостью
вспоминаю свою мать — Александру Павловну, которая воспитала меня и сестру
Евдокию. Родители, ни в коей мере не принадлежавшие к миру искусства, трепетно
относились к музыке, театру, знали многих певцов и актеров. У них были
постоянные абонементы в Художественный театр, в Оперный театр Зимина, где
часто пел Федор Иванович Шаляпин. На некоторые спектакли родители брали меня с
собой, и это всегда носило торжественный характер. В детстве, пожалуй, самое
сильное впечатление произвел на меня Иван Михайлович Москвин в роли царя
Федора. Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и
прозрачность. Весь он был как иконописный...
Когда я учился в школе, меня тянуло к театру, я участвовал в струнном оркестре
и в драмкружке. Но будучи сравнительно небольшого роста, круглолицый и
курносенький, я получал исключительно женские роли. Самые значительные среди
них — Агафья Тихоновна в гоголевской «Женитьбе» и Мария Антоновна в
«Ревизоре». Способностей актерских во мне никто не находил.
Из школы я перешел в среднее техническое училище в Благовещенском переулке, а
в 1919 году был уже студентом первого курса бывшего Императорского Высшего
Технического училища (теперь — МВТУ имени Баумана). Готовился стать инженером,
специалистом по двигателям внутреннего сгорания».
Но когда в 1917 году произошла революция, Яншин с первого же курса института
ушел добровольцем в Красную Армию, в которой прослужил два года. Был рядовым,
участвовал в подавлении антоновского восстания, был ранен. В армии он
пристрастился к клубной работе, занимался чем угодно, но как актер на сцене не
выступал. Армейской самодеятельностью тогда руководили будущие известные
артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов.
В самодеятельности Яншин писал афиши, рисовал декорации, стоял «на занавесе».
«Должен сознаться, — вспоминает Михаил Михайлович, — что и «на занавесе» я не
отличался способностями. Помню, шел спектакль «Революционная свадьба» С.
Михаэлиса. Рубен Симонов играл главную роль — французского патриота, которого
приговаривает к смертной казни австрийский герцог. Это происходило в первом
акте. Стоя «на занавесе», я так увлекся сценой и игрой Симонова, что совсем
забыл про свои обязанности. Приговор подписан — акт кончился, занавеса нет.
Тогда после герцога приговор подписали один за другим австрийские офицеры —
занавеса нет. Наконец, в полном отчаянии бумагу подписывает сам
приговоренный... Нет занавеса! Здесь кто-то подбежал ко мне и закричал
«Занавес давай!» Только тут я очнулся и закрыл занавес.
Но на этом дело не кончилось. На аплодисменты я открыл занавес тогда, когда из
суфлерской будки поднимался Осип Абдулов... В нашем спектакле он в тот вечер
исполнял обязанности суфлера и выползал из своей будки, когда пошел занавес.
Конечно, это вызвало неудержимый хохот у зрителей, а я был опозорен».
Демобилизовался Яншин в 1921 году. В то время был у него товарищ — Владимир
Баталов — младший брат известного актера Николая Баталова. Баталов был
помощником режиссера во Второй студии МХАТа и одновременно выступал в ней как
актер. Михаил Яншин однажды признался другу, что хочет тоже стать
студийцем-актером. На это Баталов расхохотался «Помилуй, какие у тебя данные
для того, чтобы стать актером»
Эти слова Михаила очень огорчили. Но все же Яншин набрался смелости и в 1922
году, 19 лет от роду, пошел сдавать экзамен во Вторую студию. «Я мечтал быть
трагическим актером, играть роли героического репертуара и соответственно
выбрал для чтения на экзамене сильно драматическое стихотворение под названием
«Человек», — вспоминает Михаил Михайлович. — Первые строки были такие
«Пусть перл созданья ты,
Могучий рыцарь творенья,
Кто дал тебе
Венец твой золотой..»
Читал я самозабвенно, с пафосом необыкновенным... Комиссию возглавлял Василий
Васильевич Лужский... Во время моего чтения среди экзаменаторов происходило,
как мне казалось, что-то странное. Все негромко, но явно хихикали, особенно
сам Лужский. Когда я кончил стихотворение, смешливый от природы Василий
Васильевич снял пенсне, вытер платком глаза и весело сказал «Ох, голубчик,
прочтите басню».
Я был в отчаянии. Как Трагическое стихотворение, на которое я возлагал столько
надежд, и вдруг все смеются!.. Каково же было мое изумление на другой день,
когда я увидел в списке принятых свою фамилию».
В 1924 году, после окончания учебы в студии, Михаил Яншин, вместе с другими
однокурсниками — Н.П. Хмелевым, Б.Н. Ливановым, Н.М. Горчаковым... — поступил
в труппу МХАТа, в котором он проработал всю свою жизнь.
Дебютировал на сцене МХАТа Яншин в ролях Выборного — «Царь Федор Иоаннович,
А.К. Толстого и Петрушки — «Горе от ума». Но наибольший успех принесла
молодому Яншину роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» по М. Булгакову.
С Булгаковым Яншин был в дружеских отношениях. Об этом он вспоминает «С роли
Лариосика началась моя дружба с Булгаковым; я был среди тех, к кому Михаил
Афанасьевич относился с большой теплотой и с доверием... Отчетливо вижу
Михаила Афанасьевича в день моей свадьбы. Мы с Вероникой Полонской венчались в
церкви. Народу было очень много. Мне тогда было 24 года. Естественно, что я
очень волновался. Стоя перед священником, я оглянулся по сторонам и увидел
среди моря голов взволнованное лицо Булгакова... Он пытался подглядеть, кто из
нас первый станет на ковер — тот будет под каблуком держать другого, возьмет
верх в совместной жизни...
Дружба моя с Булгаковым прервалась по причине, для меня крайне драматичной. В
пьесе «Мольер» («Кабала святош») я репетировал замечательную роль Бутона —
слуги Мольера. Не буду говорить о всех трудностях, неполадках, которые
сопровождали эту длительную работу над спектаклем, о мучительных порой
репетициях самого Станиславского. Спектакль, как известно, прошел всего
несколько раз и был снят. В связи с этим снятием ко мне приехал корреспондент
и взял интервью. Я сказал, что в неудаче спектакля можно обвинять режиссуру,
исполнителей отдельных ролей (в частности, я считал, что Мольера должен был
играть такой актер, как Певцов), но только не автора. Точно не помню, что я
тогда говорил, но знаю — Булгакова старался защитить.
Каков же был мой ужас, когда я прочел в статье, что всю вину за искажение
исторической правды в спектакле я взваливаю на Булгакова! Для меня, конечно,
это была трагедия. Я понимал, что Михаил Афанасьевич, в последнее время
дошедший до очень большой нервозности, стал подозрителен даже к хорошо
знакомым, к друзьям. Я понимал, что был из тех людей в театре, которым он
доверял. И вдруг такая статья!
До сих пор не могу вспомнить об этой истории равнодушно. Она камнем лежит у
меня на сердце, как будто случилась вчера. Отношения мои с Михаилом
Афанасьевичем оборвались. Мы встречались с ним еще несколько раз, но я был для
него, вероятно, таким же посторонним человеком, как многие другие».
Ольга Андровская, Михаил Яншин "Голубок и горлица"
В кино Яншин стал сниматься с 1928 года, его кинодебютом стал фильм «Каторга»
(1928), где он сыграл роль телеграфиста. Затем последовали фильмы «Простые
сердца» (1929) — Петр, «Комета» (1929) — Савва Севрюжин.
Яншин за свою жизнь снялся во множестве фильмов, в основном во второстепенных
ролях, наиболее заметные из которых «Поручик Киже» (1934) — Павел I, «Глинка»
(1946) — Вяземский, «Ревизор» (1952) — Земляника, «Шведская спичка» (1954) —
Евграф Кузьмич. Также Яншин озвучил огромное количество мультипликационных
фильмов.
В 1934 году был создан Театр лесной промышленности, который так и назывался
Московский театр лесной промышленности под руководством М.М. Яншина. Работал в
нем Михаил Михайлович пять-шесть лет. Театр этот состоял из 35-40 человек.
Хотя он и назывался московским театром — в столице шла только подготовка
спектаклей и концертов. Основную же часть времени театр проводил в отдаленных
районах страны, на лесозаготовках, деревообделочных фабриках, у сплавщиков
Карелии, Белоруссии, Архангельской области и т. д.
Одновременно с работой во МХАТе Яншин согласился быть художественным
руководителем цыганского театра «Ромэн» (1937-1941), где он как режиссер
поставил спектакли «Кровавая свадьба», «Чудесная башмачница» Гарсиа Лорки, «За
ваше счастье» и «Песня об Урсаре» Ром-Лебедева и другие.
Яншин всегда очень любил поесть. Иногда бывало, что запасы в доме Яншина
заканчивались. И тогда для Михаила Михайловича наступала настоящая трагедия.
Евгений Весник вспоминает «Михаил Михайлович очень поздно пришел домой.
Раздеваясь в передней, спросил у открывшей ему домработницы Нюши
— Есть что-нибудь поесть
Услышав, что ничего нет, уткнувшись в висевшее на вешалке пальто, заплакал,
как обиженный, обделенный конфеткой мальчик.
Однажды он сказал
— Я не понимаю четырех вещей 1. Зачем нужно было делать революцию 2. Как на
радио вырезают буковку из слова 3. Как по воздуху летают цветы 4. Зачем Бог
придумал гомосексуалистов
— А что для вас самое непонятное, Михаил Михайлович
— Первое, зачем было делать революцию»
С 1953 по 1963 год Яншин возглавлял московский театр имени К.С.
Станиславского, в котором поставил спектакли «Грибоедов» Ермолинского (1951),
«Девицы-красавицы» Симука (1952), «Наследник Рабурдена» Золя (1952), «Дни
Турбиных» Булгакова (1954), «Чайка» (1954), «Такая любовь» Когоута (1959),
«Первый день свободы» Кручковского (1961) и другие. Яншин привлек к работе с
театром молодых тогда драматургов Э. Брагинского и Ю. Принцева.
В 1955 году Михаилу Михайловичу Яншину было присвоено звание Народного артиста
СССР.
На сцене МХАТа наиболее значительные роли Яншина — это Сэр Питер в «Школе
злословия» Р. Шеридана, Козовкин в «Нахлебнике» И. Тургенева, Франтишек Абель
в «Соло для часов с боем» О. Заградника.
7 ноября 1975 года Яншин получил Государственную премию за исполнение ролей
Мамаева и Франтишека Абеля в спектакле «Соло для часов с боем».
19 февраля 1976 года Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа в роли
Чебутыкина. Вскоре он тяжело заболел и 16 июля 1976 года в Москве скончался.
источники -
http://vision.rambler.ru/
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=779
proekt-wms.narod.ru/