Домой Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
Форум Помощь сайту Гостевая книга Translate a Web Page
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Михаил Ульянов
День рождения: 20.11.1927 года с. Бергамак, Омская, Россия - 26.03.2007 года Россия
Он – Герой Социалистического труда (1986), награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996). В 2005 году М.А. Ульянову вручен орден «За честь и доблесть» за служение российскому народу и нагрудный знак «Золотой Олимп». В том же году ему присвоен единоличный почетный титул «Суперзвезда». Родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области. Отец – Ульянов Александр Андреевич, участник Великой Отечественной войны, работал председателем сельхозартели, председателем горисполкома города Тара. Мать – Ульянова Елизавета Михайловна, домохозяйка. Супруга – Парфаньяк Алла Петровна, заслуженная артистка России, актриса театра имени Евг. Вахтангова. Дочь – Елена, художница. Внучка – Лиза. Окончил Театральное училище имени Б. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова (1946–1950), с которыми связана вся творческая жизнь актера. В сентябре 1987 года назначен художественным руководителем театра. Михаил Александрович Ульянов – один из наиболее ярких и самобытных актеров отечественного театра и кино. Его амплуа определилось сразу и четко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний. Очень быстро это нашло свое подтверждение в знаменательном для театра спектакле по пьесе А. Арбузова «Город на заре». Ульяновский Костя Белоус был сплавлен из безоглядного энтузиазма, наивной веры в немедленное, безоблачное, счастливое завтра, матросской удали, невероятной нежности, робости и доброты. В первое десятилетие работы в театре роли Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классика и современность. Среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль Рогожина в инсценировке романа Ф. Достоевского «Идиот». Его Рогожин – бешеная, испепеляющая страсть, она двигала, управляла его поступками, и он безропотно ей подчинялся. Ульянов так и играл всю роль от сжигающей страсти до отрешенной исповедальности и ни на секунду зрителя не покидало ощущение обреченности его Рогожина. Эта роль выдвинула молодого артиста в первые ряды, заставила о себе заговорить, тем более, что почти одновременно он создал образ своего современника в пьесе А. Арбузова «Иркутская история», который стал как бы, знаменем этого времени. Роль Сергея написана несколько однозначно, но Ульянов наделил его такими душевными человеческими красками, что сразу полюбился зрителю. Бескомпромиссность, честность сочетались с чистотой и целомудрием мировосприятия, чутким беспокойством о людях. Ульяновский Сергей буднично-героичен, поэтому человеческий подвиг совершал как-то незаметно и уходил из жизни, чтобы остаться в ней навсегда. 1960-е годы – это время рождения замечательных, могучих характеров, созданных Ульяновым в кино. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964), сыгранный страстно, темпераментно, на разрыв души, мучающийся за людей и вместе со своими людьми, стал советской классикой. Его исступленный мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970), сыгранный с неистовым актерским бесстрашием, маршал Жуков, настолько достоверный, что многие зрители воспринимают актера и персонаж как единое целое, эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства. И в театре артиста привлекают характеры сложные, противоречивые, мощные, парадоксальные. Его Антоний («Антоний и Клеопатра», 1971) – воин, не мыслящий себя вне походной жизни, без грома оружия и звуков труб, без приказов, несущих с собой жизнь или смерть, победу или поражение. Внезапная любовь обезоруживает, повергает его к ногам Клеопатры. Постепенно мужество и отвага уступают место неге и страсти, полководец – возлюбленному. Но, когда наступает момент выбора, в нем все же побеждает воин! В 1976 году Михаил Ульянов вновь играет трагедию Шекспира. На этот раз – «Ричарда III». Ульяновский Ричард – злобный интриган, игрок, волею случая забравшийся на престол, не знающий разницы между добром и злом. Актер проводит откровенную параллель с веком XX-м, который породил много похожих Ричардов, посягнувших на власть и понесших справедливое наказание. Его Ричард – напоминание о том, что они очень живучи. Много и интересно работает М.А. Ульянов на телевидении и радио. Он сыграл в театре Ленина в постановке Р. Стуруа «Брестский мир», Цезаря в инсценировке по роману Т. Уайлдера «Мартовские иды», Шмагу в блистательном спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые».
Одержимость, страстная жажда справедливости, гражданский пафос, стремление к правде – это стержень мощной индивидуальности Ульянова. В то же время ему свойственны состояние творческой неуспокоенности, сомнений, неудовлетворенности, неистребимая жажда работы, поисков, экспериментов. В 1973 году он дебютировал как режиссер, поставив на сцене Вахтанговского театра пьесу В. Розова «Ситуация», в 1976 году был сорежиссером в постановке «Ричарда III», в 1979 году осуществил постановку эпического романа В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» и сыграл в нем Степана Разина. В 1985 году поставил сатирический памфлет американского драматурга Д. Харси «Скупщик детей». Вот далеко не полный перечень ролей М.А. Ульянова на театральной сцене: «Горя бояться – счастья не видать» (Солдат Иван), «На золотом дне» (Вася), «Филумена Мартурано» (Микеле), «Город на заре» (Костя Белоус), «Ангела» (Стратос), «Принцесса Турандот» (Бригелла), «Дион» (Дион), «Конармия» (Гулевой), «Варшавская мелодия» (Виктор), «Фронт» (Иван Горлов), «Гибель эскадры» (Гайдай), «И дольше века длится день» (Эдигей), «Уроки мастера» (Сталин). М.А. Ульянов снялся в кинофильмах: «Они были первыми» (Колыванов, 1956), «Екатерина Воронина» (Сутырин, 1957), «Дом, в котором я живу» (Каширин, 1957), «Добровольцы» (Кайтанов, 1958), «Стучись в любую дверь» (Прохоров, 1958), «Балтийское небо» (Рассохин, 1960), «Простая история» (Данилов, 1960), «Битва в пути» (Бахирев, 1961), «Тишина» (Быков, 1963), «Живые и мертвые» (Член Военного совета, 1964), «Застывшие молнии» (Горбатов, 1966), «Пока я жив» (Фролов, 1967), «Егор Булычов и другие» (Егор Булычов, 1971), «Самый последний день» (Ковалев, 1972), «Освобождение» (маршал Жуков, 1976), «Легенда о Тиле» (Клаас, 1976), «Позови меня в даль светлую» (Николай, 1976), «Обратная связь» (Нурков, 1978), «Блокада» (маршал Жуков, 1978), «Тема» (Ким Есенин, 1979), «Последний побег» (Кустов, 1980), «Факты минувшего дня» (Михеев, 1981), «Частная жизнь» (Абрикосов, 1982), «Февральский ветер» (Филимонов, 1982), «Без свидетелей» (Он, 1983), «Контрудар» (маршал Жуков, 1985), «Выбор» (Васильев, 1987), «Наш бронепоезд» (Иван Саввич, 1989), «Сталинград» (маршал Жуков, 1989), «Дом под звездным небом» (Башкирцев, 1992), «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат, 1995), «Все будет хорошо» (Дедушка, 1996), «Сочинение ко Дню Победы», «Ворошиловский стрелок» (1999) и др.
М.А. Ульянов создал галерею разноплановых героев в телевизионных постановках: «Штрихи к портрету» (Ленин, 1969), «Транзит» (Багров, 1969), «Острова в океане» (Хадсон, 1978), «Кафедра» (Брызгалов, 1963), «Тевье-молочник» (Тевье, 1965), “Зал ожидания” (1995). М.А. Ульянов удостоен Ленинской премии (1966) за исполнение роли Егора Трубникова в художественном фильме «Председатель», Государственной премии РСФСР за спектакль «День-деньской» (1975), Государственной премии СССР за исполнение роли в фильме «Частная жизнь» (1983), премии деловых кругов «Кумир» «За высокое служение искусству» (1999), театральной премии «Золотая маска» (1999). На Международном кинофестивале в Венеции в 1982 году награжден Золотым призом за исполнение роли в фильме «Частная жизнь». Он – Герой Социалистического труда (1986), награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996). В 2005 году М.А. Ульянову вручен орден «За честь и доблесть» за служение российскому народу и нагрудный знак «Золотой Олимп». В том же году ему присвоен единоличный почетный титул «Суперзвезда».
Избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР (1986 – 1987), председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР (1986 – 1991), председателем Союза театральных деятелей России (1991–1996). С 1996 года является Почетным Председателем Союза театральных деятелей России, академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России. Был избран избирался народным депутатом СССР (1989–1992), являлся членом Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС (1976–1990), членом ЦК КПСС (1990–1991). М.А. Ульянов написал три книги: «Моя профессия» (1975), «Работаю актером» (1987), «Возвращаюсь к самому себе».
источник - http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/ulianov/index1.html
Анатолий Смелянский, театровед, доктор искусствоведения:
- Для всех поклонников творчества артиста Ульянов - это глыбища... Он и прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат... Ульянов - это Ленин, это Сталин, Степан Разин... Но на самом деле, в реальной жизни, он не Ленин, не Сталин, не Жуков и не Степан Разин... Это Михаил Александрович Ульянов, сомневающийся, советующийся... В сущности он получил такое амплуа: он стал государственным артистом. Был ГАПТ СССР (Государственный академический Большой театр Союза ССР. - Прим. ред.), был МХАТ СССР, а был Ульянов СССР.
Владимир Этуш, народный артист СССР, ректор Школы-студии им.Б.Щукина:
Потерять человека, с которым прожил всю жизнь, а потом пересказывать эту жизнь, невероятно трудно… Он чрезвычайно страстно существовал на сцене. На разрыв. И он был нежнейшим мужем и отцом. Я никогда не забуду, как мы прилетели после каких-то гастролей... Жена, которая встречала нас у трапа самолета, подняла на руках его новорожденную дочку Лену. У него брызнули слезы из глаз...
Олег Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХАТ им.А.П.Чехова, художественный руководитель Театра под руководством Олега Табакова, член Совета по культуре при Президенте России:
- Михаил Ульянов очень трудно входил в так называемый «капитализм с нечеловеческим лицом». Он был человеком другого времени... У Леонида Пантелеева есть рассказ, который называется «Честное слово». Помните, это история про мальчика, которого в караул поставили, а потом солнце зашло, и все уже разошлись по домам, а он стоял на часах! Вот это был Миша Ульянов. Он был человек в полном смысле этого слова!.. Как говорила моя бабушка, да святится имя твое!..
источник - http://www.aif.ru/culture/person/2863
Легенды мирового кино / Михаил Ульянов
«Он не давал себе покоя». Дочь Михаила Ульянова - об отце и ушедших кумирах
«Пока я есть — будет и Ульянов, а я уйду — его забудут», — это Лена Ульянова говорит об отце. И сразу: «Это не пиши: крик души!» Но именно это я и буду писать, потому что там, где нет крика, нет и правды. А где нет правды, нет и отклика. Ведь сам Ульянов именно так и играл, тем и запомнился: на сцене и на экране был правдив до последней ноты, вживался в чужую кожу, был настолько точен в передаче, что, например, после роли Тевье-молочника зритель «требовал ответа»: «Скажите, вы всё-таки еврей или как?» А после того как Ульянов сыграл бывшего мужа в «Без свидетелей», клеймил его: «Подонок, негодяй!» В образе маршала Жукова был раз 25 — никого другого в той роли уже не видели, и сколько раз в бесконечных очередях того времени кто-нибудь нет-нет да и спросит: «А что скажет товарищ Жуков?» «Ворошиловского стрелка» — старика, мстящего за поруганную честь внучки, — играл как самого себя: в те годы подрастала его собственная внучка Лиза. И зритель откликался — на правду. Сейчас отклика ждёт уже его дочь. Нет, не дочь великого артиста — дочь великого человека.
«Миша, ты неправ!»
— Когда 7 лет назад не стало отца, у меня как будто отрезали половину тела, — вспоминает Лена Ульянова. Трудно было жить, дышать, ходить. Бессмысленно, как в тумане, прошли полгода. И только тогда развиднелось, задышалось, когда ей в голову пришла мысль: создать фонд помощи пожилым актёрам имени отца — «Народный артист СССР»: «В тот момент я почувствовала, что меня будто кто-то ведёт, управляет моими поступками свыше... И я в утешение себе думаю, что это всё он. Ведь то, что я делаю сейчас, — это продолжение того, что начал делать папа. У нас дома всегда рядом с его расписанием спектаклей висел лист бумаги, как я его называла, «список добрых дел»: имя, фамилия, чем помочь. Кому-то выбить квартиру, кого-то устроить к врачу. Отец никому не отказывал и вычёркивал имя из списка, только когда проблема была решена. Говорил: «Кто, если не я?» Тогда это ещё не называлось
«благотворительностью»... Просто отец так жил. Когда работал председателем Союза театральных деятелей, построил поликлинику для актёров (сейчас от неё осталось 3 комнатки), выбил старикам пенсии — те на него буквально молились! Ведь, когда развалился СССР, многие актёры, особенно в провинции, оказались в нищете, жили буквально как бомжи... Из труппы Театра им. Вахтангова, которым руководил, отец не уволил никого из пенсионеров, несмотря на то что роптала молодёжь. А сам, невзирая на то что имел доступ ко всем привилегиям цековской «кормушки», ничем не пользовался. Считал, главное — не это. Он ведь у меня сибиряк, омич, тот ещё характер. Настоящий, сильный, русский дух! Представьте только: из глухой деревушки, в голодные военные времена — 44-й год! — он отправился покорять областной город Омск, затем Москву. Простой крестьянский парень в том аду, в котором жил (10 человек в избушке «два колышка, три досточки»), он нащупал в себе эту творческую жилку, потянулся к свету... И ведь нашёл в себе мужество, сохранил этот творческий полёт и прошёл путь от омской Тары до сцены Вахтанговского театра! Это ведь ярчайший, редкостный пример того, что можно из самых низов прорваться наверх, если сильно напрячься, это такой стимул для тех, кто сейчас не верит в свои силы, не рискует, боится!.. Но вот он смог переломить судьбу. И потом, уже на вершине славы, обласканный и признанный, сам себе не давал покоя, требовал и понукал. Уже после смерти отца я нашла его дневники, где ни слова о нас с мамой: он с 1946 по 2000 год, больше полувека, пишет одно и то же: «Миша, ты недоработал! Миша, ты схалтурил! Ты неправ! Можно было бы лучше!» Отец считал, что нет ничего страшнее, чем купаться в собственном жире и почивать на старых лаврах... Даже в последние годы, когда уже был поставлен диагноз неизлечимой болезни Паркинсона, были пройдены все столичные профессора, китайские целители и наши шаманы, уже порой отказывали ноги, отец продолжал работать: ходил в театр, учил роли, озвучивал радиопостановки... Чуждые почести
Хоронили Михаила Ульянова с воинскими почестями. Жена, Алла Парфаньяк (аристократка, профессорская дочка, которую «папа — единственные топорщащиеся на коленках брюки, рубашонка, ни денег, ни жилья — папа смог её буквально завоевать»), пережила мужа на 2 года, почти всё время пробыв в коме после инсульта, случившегося вскоре после ухода Ульянова. Ушла почва из-под ног... — Я видела отца редко, но помню это ощущение, которое не оставляло меня и во взрослые мои годы. Всеобъемлющая любовь... А ещё он был страшно надёжен, я знала, что могу прийти к нему со своей бедой в любую секунду. Уже стариком, в болезни, когда я приезжала в больницу и бросалась к нему буквально со стоном: «Па-па!», он отвечал своё неизменное: «Погоди, сейчас разберёмся». С тех пор никто и никогда больше так мне не говорил... Продолжение дела Михаила Ульянова, фонд его имени «Народный артист СССР», который возглавляет дочь Елена, уже сделал много добра пожилым актёрам, прозябающим в бедности и безвестности, никому не нужным: «Кому-то я помогаю издавать книги, кому-то привожу корзины продуктов к празднику или просто помогаю деньгами, устраиваю благотворительные концерты в пользу кого-нибудь из актёров. Одна из важных моих задач — это увековечивание памяти об ушедших кумирах, дело многотрудное и очень дорогостоящее... И здесь без отзывчивости десятков тысяч читателей «АиФ» не обошлось. Я уверена: если человек столь много сделал для страны, то и страна должна вспоминать о нём не холмиком земли с покосившимся крестом...»
Ведь на народные — вами, читатели «АиФ», собранные деньги уже поставили памятники на могилах Жжёнова, Старыгина, Невинного, Ивлевой, Моисеева. За последние годы фонд открыл мемориальные доски Целиковской, Жжёнова, Горина и других. И теперь мечта дочери Михаила Ульянова — поставить достойный памятник отцу перед драмтеатром в Омске, городе, давшем Михаилу Александровичу творческие крылья. — На сооружение памятника фонд перечислит все средства, которые есть на его счету, но этих денег не хватает... Папа начинал свой «список добрых дел», когда ещё был молод и здоров, в самой силе. Но почему-то уже тогда понимал, что все мы не вечны, что болезнь и трагедия — вот они, поджидают рядом, за углом... И он всегда жил с этим ощущением, — говорит его дочь. А я думаю: она не права, когда её душа кричит о том, что Михаила Ульянова забудут. Нет, не забудут. Будут помнить не только его Жукова и Ворошиловского стрелка — будут помнить список, висящий рядом с репертуаром, будут помнить его «Кто, если не я?». — Но всё же памятник — это некий символ, к которому можно прийти и положить цветы с благодарностью, — считает Елена Ульянова. Памятник — ведь он не для Ульянова, которому и при жизни не нужна была слава и чужды были почести. Он — для нас. Чтобы было на кого равняться.
Открытие сезона в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. Художественный руководитель театра, народный артист СССР Михаил Ульянов выступает с речью на сборе труппы. 2001 год
Открытие сезона в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. Художественный руководитель театра, народный артист СССР Михаил Ульянов выступает с речью на сборе труппы. 2001 год. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин
источник - http://www.aif.ru/culture/person/1438769
Ульянов Михаил "Человек на все времена"
Актерские байки
ОТВЕТСТВЕННАЯ РОЛЬ Перед
гастролями театра им. Вахтангова в Австрии, тогдашний министр культуры Екатерина
Фурцева, собрала у себя труппу театра и обратилась к ним с речью:
ЗЛОПОЛУЧНЫЕ СТАРУШКИ Спектакль
"Человек с ружьем" имел огромное значение для воспитания советского человека.
Поэтому его часто исполняли на сцене театра им. Вахтангова. В финале спектакля
была сцена, в которой труппа стоит спиной к зрительному залу, слушая вождя, а
Михаил Ульянов, исполняющий роль Владимира Ильича, обращается к ним с речью:
ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
ОГОВОРКИ Михаил Ульянов
играл роль Цезаря. По ходу спектакля Цезарь восседал на авансцене, а
ослепительная Клеопатра появлялась из-за кулис, и актер произносил следующий
текст: |