Домой   Кино   Мода   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Юмор  Оперетта   Театр   Цирк  Голубой огонек  Люди, годы, судьбы... 

 

Актеры и судьбы

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35

  36  37  38  39  40  41  42  43

 

Translate a Web Page      Гостевая книга

 

Список страниц

 


 

Татьяна Пельтцер по прозвищу Бабушка

 

(24 мая (6 июня1904, Москва, — 16 июля 1992, там же)

 

 

 

Хотя в «Ленкоме» (тогда он назывался более официально: Театр имени Ленинского комсомола) ее называли Бабушкой, бабушкой в прямом смысле она не была. За свою долгую жизнь так и не обзавелась детьми и внуками. Да и не походила на нашу советскую бабушку: и в старости была худой, как палка, языкастой и непоседливой.

Вас никто не любит… кроме народа!

 

СЕБЯ она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду». Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»

Товарищ Пизнер!

 

А НАРОД действительно ее любил. Как-то труппа Театра сатиры поехала в Германию выступать перед нашими военными. На первом же контрольно-пропускном пункте к ним стали придираться по поводу не так оформленных документов. И тут вдруг строгий майор узнал Татьяну Ивановну. «Кого я вижу! — закричал майор. — Товарищ Пизнер!»

Знаменитой она стала после сорока, сыграв Лукерью Похлебкину в спектакле «Свадьба с приданым». Спектакль настолько удался, что его сняли на пленку и пустили в кинопрокат. Вскоре вышел «Солдат Иван Бровкин». Сценарий уже писался с расчетом на нее. После этого Пельтцер окрестили «матерью русского солдата» (как она сама говорила: «За мной утвердилось амплуа «колхозной мамаши») и начали снимать беспрестанно. Фильмов с ее участием не меньше ста, сколько точно — никому не известно. А до того, до этой всесоюзной славы, до Театра сатиры — где только она не работала. Играла в провинциальных театрах: в Ейске, Нахичевани. Ездила как актриса Передвижного театра Политуправления. Работала в Академическом театре имени Федора Волкова в Ярославле и в Колхозном театре в Москве, в Театре путей сообщения, ставшем потом Театром имени Моссовета. В Московском театре миниатюр — вместе с Марией Мироновой и Риной Зеленой. В перерывах между театрами зарабатывала машинописью. В тридцать четвертом, когда ее уволили из театра «за профнепригодность», пошла на машиностроительный завод АМО (который позже стал заводом им. Лихачева).

Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. В тридцать шестом Александр неизвестно по какой причине ушел со своего поста и вообще покинул столицу. Возможно, загадка объясняется Временем, которое стояло на дворе. Тем более у Александра уже был страшный жизненный опыт: еще когда он учился в Автодорожном институте, его взяли по самой популярной в то время статье, 58-й — «контрреволюционная деятельность». Но тогда еще не давали всем без разбора, как поется в песне, «срока огромные», и через два года его выпустили. Он доучился, дослужился до высокой должности, стал трижды рекордсменом Советского Союза по автогонкам — и исчез…

 

Жена немецкого коммуниста

 

ДА, В БИОГРАФИИ артистки Пельтцер были, с точки зрения Первого отдела, некоторые минусы. «Минусом» можно считать и ее брак с Гансом Тейблером, немецким коммунистом и философом. Он приехал в Москву учиться в Школе Коминтерна. В тридцатом году Тейблер привез ее в Германию. Там она вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в наше торговое представительство. В Берлине в то время работал крупный режиссер Эрвин Пискатор. Пискатор сам был членом КПГ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитания масс. Он периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, — а власти их закрывали. Как раз в 1930-м в рабочем районе Берлина, в помещении «Вальнертеатра», он открыл свой третий театр. Прослышав, что фрау Тейблер — профессиональная актриса, он предложил ей роль в советской пьесе «Инга» Глебова.
После прихода к власти Гитлера Пискатор вынужден был оставить страну. Вскоре вернулась в Россию и Татьяна Ивановна. Видно, не сумела, несмотря на свою немецкую кровь, обрести там вторую Родину. Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, и, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Когда спустя почти полвека Татьяна Ивановна отдыхала в Карловых Варах, Тейблер приехал повидаться с нею, и они шумно выясняли, по чьей вине произошел разрыв. Представьте себе: два пожилых человека (ей семьдесят, ему чуть больше) шумно спорят, писала ли Татьяна Ивановна записку, в которой назначала свидание другу Ганса.

Татьяна Пельтцер.
1920-е годы.


— Что ты врешь! — кричит Пельтцер. — Никаких свиданий я не назначала и писем не писала! Твой приятель мне не нравился!

— Ты вспомни, я записку на столе в книге нашел.

В общем, любовная сцена для комической актрисы…

Из всех семейных связей самыми прочными оказались отношения с отцом. Иван Романович Пельтцер был актером и режиссером, учеником М. П. Садовского. В начале прошлого века играл в Театре Корша, позже — в крупнейших провинциальных театрах. В 1925 году даже получил звание заслуженного. Вернувшись в Москву, работал в разных театрах — от «Комедии» до Моссовета и Киноактера. Снимался в кино. Иван Романович был единственным учителем дочери. «Университетами» Татьяны Пельтцер стали театральные подмостки. Она рассказывала, что когда ребенком впервые вышла на сцену, то испытала полное счастье. Но стоило занавесу опуститься, как отец объяснил ей, что если бы она не так радовалась, то играла бы лучше.

В каком возрасте она дебютировала, точно сказать нельзя: все говорят разное. Первая ее роль  — Аня в пьесе Найденова «Дети Ванюшина». В «Анне Карениной» она играла Сережу. По воспоминаниям, сцена свидания Анны с сыном доводила многих дам до слез.

 

 

 

Элеонора Езерская. Татьяна Пельтцер-королева эпизода

 

 

 


Как Захаров «отбил» Пельтцер у Плучека

 

КОГДА отмечали в Театре сатиры ее семидесятилетие, пытались подсчитать, сколько лет она на сцене. Цифры выглядели абсолютно нереальными: 55? 60? По моему подсчету, на тот момент ее актерский стаж составлял 63 года. Но то был «еще не вечер»: она играла еще лет …дцать. А самое любопытное — в семьдесят три она бежала из своего Театра сатиры, где прослужила тридцать лет. Бежала в одночасье. История скандала была недлинной и энергичной. Шла последняя, предпремьерная репетиция «Горя от ума». Татьяна Ивановна репетировала старуху Хлестову. Чацкого играл Андрей Миронов, Софью — Татьяна Васильева, выступавшая тогда под фамилией Ицыкович… Любой театральный человек знает, что перед выпуском спектакля все особенно нервничают (слезы и валокордин — без счету). Когда Пельтцер задала обычный для актера вопрос: «Куда мне идти?» — Плучек раздраженно ответил: «Куда хотите!» А когда она, не удовлетворившись, поинтересовалась, куда ей сесть, он взорвался: «Ну конечно, вы должны быть в центре, а остальные — вокруг!» Дальше — больше: крик, крепкие выражения. Пельтцер выбежала из зала и побежала к выходу из театра, оборачиваясь и выкрикивая то, что еще не успела сказать разъяренному Плучеку. Продолжать репетицию было невозможно, и Плучек потребовал, чтобы срочно нашли не занятую в спектакле Ольгу Аросеву, близкую подругу Пельтцер. Он хотел передать ей роль. Аросева же в это время уводила из театра Татьяну Ивановну,

еще не выпустившую пар, на ходу доругивающуюся. Аросева понимала: если она сыграет Хлестову, Пельтцер больше не появится в Сатире. «Скажите, что меня нету!» — замахала она руками на посланного за ней актера, вталкивая Татьяну Ивановну в такси. А та кричала: «Я к Марку Захарову пойду! К Марку Захарову!»
Марк Захаров к тому времени успел поставить несколько спектаклей в Театре сатиры и только что получил свой театр — Театр имени Ленинского комсомола. Свое начало в Театре сатиры Захаров вспоминал потом с большой иронией. Он пришел в Сатиру молодым режиссером из художественной самодеятельности. Татьяна Ивановна работать с ним согласилась, но однажды в сердцах сказала: «И чего это вы в режиссуру подались?! Чего ради? Писали бы лучше свои рассказы!» (Марк Захаров в юности сочинял рассказы и сам читал их на радио.) Первой их совместной работой была роль Кукушкиной в легендарном спектакле «Доходное место». Репетировала она замечательно. До того момента, пока не уронила на ногу тяжелую чугунную сковородку. Захаров попросил ее с силой бросить на пол две сковороды. Одна упала ей на ногу, тут-то Татьяна Ивановна и высказала все, что она думает о «современной режиссуре». Однако быстро успокоилась и дальше работала во всех спектаклях, которые Марк Анатольевич делал в Сатире, а потом и перебежала в «Ленком». По поводу ее перехода друзья разразились эпиграммой:


Она легка, как Айседора,
Хотя теперь уже седа,
По комсомольскому задору
Давно пора бы ей сюда.

 

Она была заядлой преферансисткой. Играла весело, азартно. Чаще проигрывала, чем выигрывала: ее увлекал сам процесс, вечер в приятной компании. Компания была действительно приятной, а главное — постоянной: актрисы Ольга Аросева и Валентина Токарская и главный администратор Театра сатиры Гена Зельман. Играли обычно у Токарской, у нее был специальный карточный столик, обитый сукном. После смерти Токарской памятный столик перешел к Аросевой. Но это произошло в 1996-м, когда Пельтцер уже не было в живых.


 

Татьяна Пельтцер "Счастливая старуха"

 

 


«Пельтцер, мать твою!»

 

Пельтцер Иван Романович (1871-1959) Комедийный актёр, один из лучших мастеров провинциальной антрепризы дореволюционной России. Отец неподражаемой актрисы Татьяны Пельтцер. Заслуженный артист РСФСР (1925). Снимался в фильмах "Белеет парус одинокий", "Медведь", "Большая жизнь", "Она защищает Родину", "Донецкие шахтёры". За участие в фильме "Последняя ночь" стал лауреатом Сталинской премии (1941). Умер в 1959 году. Похоронен на Введенском кладбище (29 уч.). Рядом с ним в 1992 году похоронили Татьяну Пельтцер.ЗА НЕСКОЛЬКО лет до ее смерти я пыталась познакомиться с Татьяной Ивановной. Жили мы с ней в соседних домах у метро «Аэропорт». Дома были «киношные», кооперативные, там обитало множество известных людей: артисты Алла Ларионова, Николай Рыбников, Любовь Соколова, режиссеры Леонид Гайдай и  Александр Алов, сценарист Эмиль Брагинский… Все жители знали друг друга, бегали занимать по-соседски деньги, а встречаясь в лифте, обменивались новостями и впечатлениями о последней премьере в Доме кино. Пельтцер переехала туда в пятидесятых, еще был жив ее отец. Каждое утро Иван Романович выходил со своим попугаем. Весь двор ждал этого утреннего выхода — это был «цирковой номер». Стоило Ивану Романовичу вступить с кем-нибудь из соседей в разговор, как попугай начинал ревновать. Он раскачивался из стороны в сторону и звал его: «Ваня! Ваня!» Если Иван Романович не реагировал — попугай сердился и свойски орал: «Пельтцер, мать твою!»
 

Но потом Иван Романович всех удивил: хорошо за восемьдесят женился на молодой женщине. Тут они с Татьяной Ивановной разделились. Он был крепкий старик и любил зайти в ресторан Дома актера — пропустить рюмочку, а главное — поговорить. Часто он встречал в ресторане свою дочь, прибегавшую вместе с подругой Ольгой Аросевой после спектакля. Иван Романович отчитывал их:

— Ну что вы в ресторан пришли, две бабы, без мужиков? Пить пришли?

— Но ведь и вы тоже сюда ходите, — делала попытку защититься Аросева.

— Я — другое дело… И актеры прежде были другие. Вы кого играете — Валек, Машек, Танек? Чего о них говорить! А мы — Гамлета и Макбета играли! После таких ролей не отправишься домой жрать макароны в одиночестве…

По тексту это очень напоминало сцену из «Леса» Островского, где Несчастливцев объясняет Аркашке разницу между трагиками и комиками.
 

 

Моя правда. Татьяна Пельтцер.

 

 

 


Роль, написанная специально для Пельтцер

 

И вот я решила позвонить Татьяне Ивановне, так сказать, по-соседски, познакомиться. Был конец восьмидесятых. Мне очень хотелось сделать с нею интервью. Она отказала. Как я ни упрашивала, она отвечала: «Не могу. Старая стала, сил нет — ни с кем не встречаюсь». Она и вправду болела, лежала в больнице — как раззвонила одна из московских газет — с «психами», которые ее обижали. После газетной статьи «Ленком» засуетился, Татьяну Ивановну перевели в больницу поприличнее, в отдельную палату (вначале она лежала вместе с пятнадцатью «сокамерниками»). Ее подлечили как сумели, но играть ей становилось все труднее. Однако на сцену она все-таки выходила. Театр «Ленком» присылал за ней машину, ее привозили на спектакли и отвозили домой.
 

Последними ее ролями были Федоровна в пьесе «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской и «Поминальная молитва» Григория"Поминальная молитва" Пельтцер и Абдулов Горина. Оба спектакля поставил обожавший ее Марк Захаров. В «Поминальной молитве» Пельтцер играла старую Берту, а Александр Абдулов — ее сына, Менахема, комичного свата, постоянно попадающего впросак. Татьяна

Ивановна уже не могла запоминать текст, да и ходила с трудом. Но Захаров и вся труппа хотели, чтобы Пельтцер была занята в

спектакле: она была талисманом театра. Роль Берты Горин писал специально для нее. Она играла старую еврейку, которую сын привозит к дальним родственникам, в деревню Анатовку, погостить. А родственников вместе со всем еврейским населением как раз в это время выселяют из Анатовки: власти передвинули так называемую «черту оседлости»… Менахем дрожал над своей мамой, как настоящий еврейский сын. Берта плохо понимала, куда ее привезли. Абдулов выводил Пельтцер на сцену так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью, фарфоровой чашечкой тонкой китайской работы. В доме главного героя, домашнего философа Тевье-молочника (Евгения Леонова), был патетический момент. Уже были собраны чемоданы и узлы. Женщины плакали, мужчины угрюмо молчали. При виде Менахема и его мамы все столбенели. Оказывается, пару дней назад Менахем отправил Тевье телеграмму: «Приезжаем пожить», а Тевье получил: «Приезжайте пожить» — и обрадовался, что есть куда приткнуться хотя бы на первое время с детьми и внуками. Но теперь — ехать некуда. Что делать?! «Господи, милосердный, — говорил Леонов, вздымая руки к небу, — и ты хочешь, чтобы я молчал?» И все начинали смеяться. Одна старая Берта не понимала, что происходит. «Меня в поезде так трясло, — жаловалась она, вызывая взрыв смеха. — Почему смех, Тевье, почему смех?» «А что нам остается еще в этой жизни, Берта?» — отвечал Тевье, утирая слезы. И на скрипочку со скрипачом, на весь этот гвалт, смех и плач — опускался занавес.
Мне кажется, лучшей последней роли для артиста не придумаешь.

 

 

Драма Татьяны Пельтцер

 

 


К работе — как юный пионер — Татьяна Ивановна была «всегда готова!». Даже в свои восемьдесят, лишь позовут, мчалась Бог знает куда на съемки. Часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям, мол, надо помочь. На такой случай у нее всегда была наготове «командировочная» сумка с обязательным ковриком для утренней зарядки. А однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: «Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь — ведь какое это благо — жить!»

Светлана НОВИКОВА
  http://www.aif.ru/online/longliver/32/12_01

 



 

Актерские байки

 

МАТЬ СОЛДАТА

 

   В фильме "Солдат Иван Бровкин" роли Евдокии отводилось незначительное место. После того как Пельтцер, блистательно сыгравшую в фильме, окрестили матерью русского солдата, в продолжении - картине "Иван Бровкин на целине" - эта роль писалась специально под нее.

 

ВАС НИКТО НЕ ЛЮБИТ

 

   В душе многие коллеги не испытывали симпатии к Татьяне Ивановне Пельтцер. Не любили за прямолинейность, за правду-матку, которую она резала в глаза, за вздорный характер. Замечательный актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит, кроме народа!" И потом долго испытывал неловкость за эти слова.

 

ВЕЧНАЯ ПИОНЕРКА

 

   Когда Марк Захаров пригласил Леонида Броневого в Театр имени Ленинского комсомола, мэтр поначалу удивился: "Как я буду выглядеть рядом с комсомольцами?" Но подумав, сказал: "А с другой стороны, у вас же там служит вечная пионерка Татьяна Пельтцер! Рядом с ней я за октябренка сойду".

 

РЕКЛАМА

 

   Когда актрису попросили поместить ее фото на рекламных сигаретах, она заметила: "Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь… лишь бы не на туалетной бумаге!"

 

ИЗДЕРЖКИ ЗНАМЕНИТОСТИ

 

   Труппа Театра сатиры отправляется в Германию обслуживать советские войска. На первом же КПП какой-то строгий майор начинает придираться ко всяким мелочам. "Товарищ майор, мы же артистов везём!" Майор обходит машину, заглядывает в кузов и первое, что он видит - лицо Татьяны Пельтцер. Он мгновенно расплывается в улыбке: "Ой, кого я вижу! ТОВАРИЩ ПИЗНЕР!" С этой минуты Татьяна Ивановна поняла, что она знаменита.

 

 

Проснись и пой (1974)

 

 

 

Фильмография:

 

1943 Свадьба
1943 Она защищает Родину
1945 Простые люди
1953 Свадьба с приданым
1953 Сеанс гипноза
1954 Аттестат зрелости
1954 Укротительница тигров
1955 Два капитана
1955 Любимая песня ("Бахтияр")
1955 Максим Перепелица
1955 Солдат Иван Бровкин
1956 Медовый месяц
1958 Иван Бровкин на Целине
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева
1959 Повесть о молодоженах
1960 Конец Старой Березовки
1960 Первое свидание
1960 Своя голова на плечах
1961 Чертова дюжина
1962 Конец света
1962 Ход конем
1962 Яблоко раздора
1964 Все для Вас
1964 Морозко
1964 Приключения Толи Клюквина
1968 Большие хлопоты из-за маленького мальчика
1968 Деревенский детектив
1968 Журавушка
1970 Приключения Желтого Чемоданчика
1971 Молодые
1972 Двенадцать месяцев
1972 Чудак из пятого "Б"
1973 Безумный день, или Женитьба Фигаро
1973 Исполняющий обязанности
1973 Проснись и пой
1974 Анискин и Фантомас
1974 Большой аттракцион
1974 Есть у меня друг
1974 Одиножды один
1974 Царевич Проша
1975 Единственная...
1975 Это мы не проходили
1976 Колыбельная для мужчин
1976 Ты - мне, я - тебе
1977 12 стульев
1977 Как Иванушка-Дурачок за чудом ходил
1977 Личное счастье
1978 И снова Анискин
1979 Примите телеграмму в долг
1979 Трое в лодке, не считая собаки
1980 Вам и не снилось...
1980 Дульсинея Тобосская
1980 Ночное происшествие
1980 У матросов нет вопросов!
1981 Отставной козы барабанщик
1981 Руки вверх!
1982 Не было печали
1982 Ослиная шкура
1982 Там, на неведомых дорожках...
1983 Карантин
1983 Племянник
1984 И вот пришел Бумбо...
1984 Рыжий честный влюбленный
1984 Формула любви
1985 Как стать счастливым
1985 Личное дело судьи Ивановой
1985 После дождичка, в четверг...
1986 Кто войдет в последний вагон...
1988 Раз, два - горе не беда!
1988 Три девушки в голубом
1989 Князь Удача Андреевич

 

 

Смехоностальгия. Татьяна Пельтцер

 


 


 

источники - http://www.bulvar.ws/index.php?topic=16456.0   http://www.rosconcert.com/common/arc/story.php/43874  http://smoking-room.ru/data/kino/peltser.html