Валентина
Александровна Сперантова родилась 24 февраля 1904 года в Зарайске Рязанской
губернии. Семья Валентины Александровны была многодетной и очень любила театр.
Они даже соорудили в садике возле дома подмостки и ставили там свои любительские
спектакли. В них принимала участие и маленькая Валентина.
Однажды на таком спектакле побывали артисты Зарайского драматического театра,
которых восхитила игра маленькой актрисы, и они сразу пригласили её в свой театр
на роль Золушки. Девочка тогда ещё училась в школе.
Позднее Валентина перебралась в Москву и поступила в художественную школу, но
узнав, что открывается театральная студия, оставила учебу в ВХУТЕМАС и поступила
в Театральный техникум им. А.В.Луначарского, который и закончила в 1925 году.
Её театральная карьера проходила в детских театрах. Сначала она работала в
Первом государственном педагогическом театре, а в конце войны перешла в
Центральный детский театр. Театральным амплуа Валентины Александровны были роли
травести. Из-за множества талантливо сыгранных ролей мальчишек в различных
спектаклях актрису называли "Ермоловой детского театра" и "главным мальчишкой
Советского Союза".
До начала 50-х годов Валентина Сперантова с успехом играла в театре роли
подростков, но постепенно возраст давал о себе знать. Однажды режиссер Мария
Кнебель предложила ей роль княгини Тугоуховской в постановке "Горе от ума". С
этого момента в театральной жизни актрисы начался новый этап. Теперь она с
успехом играла взрослые роли.
спектакль
"Сын полка"
Несмотря на театральный успех кинематограф долго не обращал внимания на
Сперантову, и лишь в 1953 году её пригласили на роль бабушку Симы в детском
фильме "Алеша Птицын вырабатывает характер". Следующую роль в кино актриса
получила только через семь лет. В 1960 году Анатолий Эфрос экранизировал пьесу
Виктора Розова "В поисках радости", которую он поставил в Центральном детском
театре тремя годами ранее. Фильм назывался "Шумный день", и в обеих постановках
роль матери главных героев - Клавдии Васильевны Савиной - сыграла Сперантова.
Только после выхода этой картины началась её экранная жизнь. В 60-ые годы она
снялась в десяти фильмах, а в семидесятые уже в тринадцати.
В 1970 году Сперантовой было присвоено звание народной артистки СССР. В 1972
году актриса снялась в фильме Константина Худякова "Страница жизни" - в роли
учительницы - и была удостоена за эту роль золотой медали на Всесоюзном
телефестивале. В 1974 году, к своему 70-летию, Сперантова была удостоена
Государственной премии РСФСР имени Н. Крупской за театральную работу.
В 70-х у Валентины Сперантовой появились проблемы с сердцем и ей посоветовали
снизить нагрузки в театре. Но характер актрисы не позволял ей сидеть сложа руки.
Она продолжала играть в театре, хоть и реже, преподавала в Театральном училище
имени М. Щепкина, работала на радио, которому отдала более 40 лет. В декабре
1977 года, после очередного сердечного приступа Сперантову госпитализировали, а
7 января 1978 года актрисы не стало. Её похоронили в Москве на Новодевичьем
кладбище рядом со вторым мужем Михаилом Семеновичем Никоновым, который скончался
ещё в 60-ые на 55 году жизни.
Пароль - Валентина Сперантова
Большинству из нас с детства
знаком ее голос: Нильс в мультфильме
«Заколдованный мальчик»
и Мальчиш-Кибальчиш, герои радиоспектаклей – Тим Талер, Том Сойер… Звонкий
мальчишечий голос до сих пор звучит в радиоспектаклях. Звонкий голос Валентины
Сперантовой.
Валентина Сперантова впервые вышла на сцену в родном Зарайске. Любительскому
театру, которым руководила скульптор Анна Голубкина. Для одно из спектаклей
нужны были дети. Участники театра, среди которых были и родственницы Валентины
Сперантовой, знали, к кому обратиться – в семье Сперантовых было 13 детей.
Маленькую Валю (ей тогда было пять или шесть лет) отпустили. Спустя годы
Валентина Сперантова вспоминала, что «роль» была простой – выйти, картинно
съесть пряник и уйти. Не совсем настоящий театр – летняя сцена была построена
на пустыре, совсем не настоящая роль, но в памяти остались огни рампы и
гордость от того, что ее, почти как большую актрису, везли домой на извозчике…
Валентина неплохо рисовала и поступила во ВХУТЕМАС, но проучилась там совсем
недолго – ее ждала сцена, а не карандаши и кисти. В 1925 Сперантова окончила
Театральный техникум им. А.В.Луначарского и стала актрисой Первого
Государственного педагогического театра, впоследствии переименованного в
Госцентюз. Но рисование Валентина Сперантова не забросила: коллеги знали, что
Валентина Александровна может их одарить удивительно точной карикатурой. Да и
для работы над ролью карандаш пригодился не раз – на первых репетициях актриса
делала наброски костюмов, причесок, забавных деталей, которые потом помогали
на сцене.
В детском театре Сперантова проработала всю жизнь. Долгие годы Валентина
Сперантова играла мальчишек. Травести – тяжелое амплуа, но Валентина
Александровна справлялась с ним блестяще – дети в зале верили ей, да и
взрослые забывали, что на сцене не Ваня Солнцев, не мальчик-подросток, а
взрослая актриса.
Расставание с мальчишками было для актрисы болезненным. «Я отрывала от себя
большой кусок жизни, словно прощалась со своими детьми», - признавалась
актриса. Но Валентина Александровна нашла себя в новом амплуа – роли матерей и
бабушек на сцене и в кино. Но и ее «мальчишкам» осталось место – в
радиотеатре, в мультфильмах. Впрочем, ее «бабушки» на экране и на сцене были
такими же живыми, как когда-то мальчишки. После премьеры фильма «Большая
перемена» Валентине Александровне, сыгравшей уборщицу тетю Глашу пришло
письмо: «Вы очень похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет…» Так
оценил работу актрисы юный зритель.
Всегда энергичная, веселая, для коллег Валентина Александровна Сперантова была
олицетворением ЦДТ – без нее старались не принимать важных решений, к ней шли
за советом. Те, кто помнит ее, признаются: когда произносишь ее имя –
улыбаешься, ее имя – пароль хорошего настроения.