Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128

 

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 

Список страниц

 


 

Роговцева Ада Николаевна

 

 

 

Родилась 16.07.1937, Глухов, Сумской обл., Украина

Народная артистка СССР (1978)
Лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран»,(1971)
Лауреат Приза VII ММКФ за лучшую женскую роль (1971, за фильм «Салют, Мария!»)
Лауреат Премии Ленинского комсомола Украины
Лауреат Премии «Хрустальный слон» в номинации «Выдающаяся актерская семья» (1996)
Лауреат Театральной премии «Киевская Пектораль» за лучшую женскую роль (1997, за спектакль «Обманутая»)
Кавалер ордена Княгини Ольги третьей степени (2003)
Лауреат Театральной премии «Киевская Пектораль» за выдающийся вклад в театральное искусство (2004)
Победитель общенациональной акции «Звезда Украины» в номинации «Звезда украинского искусства» (2004)
Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко.
Лауреат премии союза театральных деятелей им. М. Заньковецкой.
Кавалер ордена «За заслуги» 3-й степени.
Кавалер Ордена Дружбы ( за большой вклад в укрепление и развитие российско-украинских культурных связей)
Герой Украины (2007)
Почетная гражданка Киева

Лауреат Специального приза «За верность профессии» на фестивале продюсерского кино «Кино- Ялта 2007»

 

Мы родом из детства

 

 

Ада Роговцева родилась 16 июля 1937 года в городе Глухове Сумской области в семье молодого чекиста и агронома. Детство Ады пришлось на военное и послевоенное время. Начало войны семья Ады встретила в Одессе, где отец руководил отправкой людей в эвакуацию. Но семье маленькой Ады эвакуироваться не удалось. Пароход,на который они к счастью опоздали, взорвался у них на глазах. Им пришлось уехать на родину, в Глухов.

Одним из ярких детских воспоминаний было встреча Нового Года – «Хорошо помню 31 декабря 1941 года. Мне было четыре года. Почувствовав необычный запах в квартире, я прошлепала босыми ногами в комнату, которая вообще не отапливалась, увидев елку, я поняла, что началась сказка. К елке вели белые следы, которые мама нарисовала мелом. Я добралась по этим следам к елке и стала восторженно рассматривать игрушки. А игрушки-то были – смех! Клоуны, вырезанные из газеты, разрисованные яички и гирлянда. Но я была на седьмом небе от счастья! В ту новогоднюю ночь мама плохо себя почувствовала. Врачи поставили диагноз – комбинированный порок сердца».

На фронте отец Ады служил в охране Никиты Сергеевича Хрущева. Перед самым окончанием войны он перевез всю семью в Киев, и Парад Победы они смотрели из окон новой коммунальной квартиры. Семья была большой: две бабушки, тетя Зина и ее дочь, Ада, папа, мама и два брата Вадим и Слава. Время было голодное и вся еда, которая в основном состояла из сухарей делилась поровну. И только в Полтаве, куда отца Ады перевели из Киева за пьянство, они смогли хорошо питаться. Там же в Полтаве Ада стала много читать.

К сожалению, судьба братьев сложилась неудачно. Они, как и их отец рано пристрастились к водке. Все это впоследствии сказалось на здоровье мамы Ады. В сорок девять лет ее парализовало, а в 54-м она умерла. Ада заменила мать двум своим братьям.

Как считает сама Ада Николаевна, от мамы ей передался дар всепрощения, она не помнит зла. А от отца ей передалось легкое отношение к жизни, к деньгам.

 

Обретение профессии

 

Сначала у Ады было желание поступать на факультет журналистики. Но подружки отговорили. Они заставили ее пойти в театральный институт, поскольку Ада всегда выступала на школьных вечерах, пела и играла во всевозможных пьесах. Так она в 1954 году поступила в Киевский театральный институт.

В стенах этого института, произошла встреча с будущим мужем - Константином Петровичем Степанковым. Любимый ученик знаменитого Амвросия Бучмы был принят в институт на должность преподавателя и обратил внимание на Аду Роговцеву на экзамене по литературе, где она отвечала ему на вопрос «Пять принципов социалистического реализма». В 1959 году (год окончания института) они поженились.

Надо отметить, что судьба была благосклонной к Аде Роговцевой. В 18 лет она стала получать сталинскую стипендию. В 23 года получила звание заслуженной артистки Украины, в 30 лет стала народной Украины, а в 40 лет - народной артисткой СССР. Но обо всем по-порядку…

 

Театр

 

Окончив институт в 1958 году, Ада Роговцева пришла в труппу Киевского драматического театра им. Леси Украинки, где проработала 35 лет. В театр ее пригласил Олег Иванович Борисов, который работал тогда в театре имени Леси Украинки. А дебютировала Ада Роговцева в спектакле «Юность Поли Вихровой» по Леоновскому «Русскому лесу», в заглавной роли. Уже в дебютном спектакле выявилась духовная структура актрисы, определившая впоследствии нравственную стойкость ее героинь, их этическую наполненность. На сцене Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки она создала незабываемые женские образы в спектаклях: «Машенька», «Последние», «104 страницы про любовь», «Иду на грозу», «На дне», «Священные чудовища», «Мамаша Кураж», «Хозяйка», «Русские люди»…

Катя Квитко, «Когда поют соловьи», 1956 год

Знаменитая пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия» была хитом театральных подмостков, ее ставили во многих коллективах. Одной из лучших работ была версия Эдуарда Митницкого, сделанная 35 лет назад в Русской драме. Именно в «Варшавской мелодии» сыграла одну из своих звездных ролей Ада Роговцева.В этой роли Ада Роговцева выходила на сцену более 700 раз. Проникновенная история любви польки Гелены, студентки консерватории и русского парня Виктора, студента-технолога волновала зрителей.

В театре Ада Роговцева играла со многими известными актерами: с Юрием Лавровым, Павлом Луспекаевым, Олегом Борисовым, Юрием Мажугой и другими. В расчете на ее уникальную способность раскрывать все глубины и сложности женской души Б. Эриным был поставлен «Пер Гюнт» для концертного исполнения, где Роговцева сыграла все женские роли – Озе, Сольвейг, Женщину в зеленом, Ингрид, Анитру, врача в сумасшедшем доме.

После ухода из Театра им. Леси Украинки Ада Роговцева гастролирует с концертными программами и камерными театрами. Играла во многих спектаклях Романа Виктюка. Вот что говорит Ада Роговцева о своей работе с Романом Виктюком: «Рома для меня родной человек. Я с великой благодарностью к нему отношусь. Он продлил мою творческую жизнь, подарил мне меня. Я сыграла у него четыре главные роли. «Священные чудовища», «Уроки музыки», был еще очень красивый, эстетский спектакль «Дама без камелий». Со «Священными чудовищами» мы ездили в Америку, в Израиль, объездили все, что могли. А потом стали ездить с «Бульваром заходящего солнца», который Роман Виктюк делал на мое 60- летие».

Одна из последних театральных работ – «Варшавская мелодия-2», поставленная режиссером Игорем Афанасьевым. Это новая встреча с Геленой через сорок лет в спектакле «Варшавская мелодия-2». Она снова в Москве. На концерте случайно знакомится с отставным офицером советской армии Женей, который ей напомнил Виктора. В новой версии старая пьеса перемешивается современными реалиями.

В этом спектакле вместе с Адой Роговцевой играет ее дочь Екатерина Степанкова, которая кстати окончила Высшие режиссерские курсы у Петра Тодоровского. К юбилею Ады Роговцевой - Екатерина Степанкова, как режиссер поставила спектакль «Розовый мост» по роману Р.Д.Уоллера «Мосты округа Мэдисон».

 

Кино

 

Дебют в кино Ады Роговцевой состоялся, когда она училась на первом курсе института. Режиссер Алексей Швачко снимал фильм «Кровавый рассвет», а консультантом на картине был старейший украинский актер Амвросий Бучма. Прослушав монолог из роли, он, поцеловав руку Аде Роговцевой, благословил ее на роль Гафийки. Вместе с дебютанткой снимались опытные мастера Лилия Гриценко и Александр Вертинский. Затем последовал ряд небольших ролей,среди которых стоит выделить Христину в фильме «Павел Корчагин» Александра Алова и Владимира Наумова.

Небольшие киноработы и главным образом театральные работы подготовили крупный успех Ады Роговцевой в роли Марии Ткачевой (прототипом которой была Жанна Лябурб) из фильма Иосифа Хейфица «Салют, Мария!». Как отмечает критик Е. Стишова: «Мария Ткачева - человек, познавший высочайшие взлеты духа. В ее жизни были Любовь и Дело, разделенное с любимым человеком. Она прожила жизнь в гармонии с собой и с обществом, которому отдала весь жар своей души, ни разу не поступившись своими убеждениями, ни разу не отступив и не струсив. Ада

С Кириллом Лавровым в фильме «Укрощение огня», 1972 год

 Роговцева играет счастливую женщину, не знающую мучительного разлада между долгом и чувством». За эту роль актриса получила приз за лучшее исполнение женской роли на VII Международном кинофестивале в Москве.

Через два года выходит фильм с участием Ады Роговцевой – «Укрощение огня», где она сыграла еще один вариант «несчастливой счастливой женщины». Ада Роговцева играет Наташу - сначала девушку, влюбленную в талантливого юношу «не от мира сего», потом женщину, которая любила великого человека.

В этой роли снимался замечательный актер Кирилл Лавров. Зная,что Ада Роговцева ждет ребенка, он трогательно опекал ее. Мастерство и обаяние помогли актрисе вдохнуть живую душу в Наташу. После выхода фильма на экран, летчик-космонавт Георгий Шонин сказал актрисе: «Когда там, в космосе, думаешь о такой женщине, как Наташа Башкирцева, становится легче на душе».

В многосерийном телесериале «Вечный зов» Ада Роговцева вначале сниматься не собиралась - дочь была маленькой. Но ее уговорили, пообещав предоставить няню. В итоге за дочкой Катей присматривали актеры, занятые в этой картине: Вадим Спиридонов, Андрей Мартынов, Валерий Хлевинский, Николай Иванов. Съемки проходили в сложных условиях на Урале, в Белорецке, на глухой таежной заимке.

«Играя Анну, я как бы пересказывала судьбы своих мамы, бабушки, женщин того времени, - говорит Роговцева о «Вечном зове». - Помню, в Норвегии снимали эпизоды, где мне было якобы уже 60 лет. Каждый день я выходила из гостиницы в старушечьем гриме. А однажды в выходной вышла без грима. Отдаю ключи портье, он что-то мне говорит. Вечером опять пытается что-то сказать. Наконец переводчик сказал, что портье спрашивает, где моя мама…»

Можно сказать, что эти три киноработы в фильмах «Салют, Мария!», «Укрощение огня», «Вечный зов» стали самыми важными вехами в творческой биографии Ады Роговцевой и любимыми у зрителей.

Затем наступил некоторый спад в работе и только последние шесть лет Ада Роговцева много снимается в кино. С Юозасом Будрайтисом играла в фильме «Зимний роман», с Арменом Джигарханяном и Андреем Мягковым в картине «32 декабря», с Михаилом Ульяновым - в «Московской элегии», с Павлом Деревянко в сериале «Девять жизней Нестора Махно».

 

О себе...

 

Как живет сегодня Ада Николаевна Роговцева сегодня. Слово ей...

«Я написала книгу «Мой Костя», посвященную Костю Петровичу Степанкову. Мы расписались в 1959 году. Золотая свадьба была бы в 2008-м, но, к сожалению, муж умер. Он очень долго и тяжело болел. В своей книге я описала последние два месяца его жизни. Кость Петрович ушел от нас и забрал с собой половину моего сердца. Мне было очень тяжело. Если бы не дети, не эта книга, не знаю, как бы жила дальше. Со мной живет Алеша – сын дочери Кати, ходит в школу. Дочь не только работает в театре Романа Виктюка в Москве, но и учится на высших режиссерских курсах у Тодоровского. Она очень глубокий, цельный, образованный человек. Могла бы быть хорошим театроведом, журналистом. У нее отличный вкус, я ей очень доверяю. Она писала книгу об отце вместе со мной, была моим редактором. А у сына, Кости, есть дочка Даша. Они живут в Киеве, но отдельно от нас. Он работает в Международной академии экологии. Отношения с детьми у нас очень нежные. Мы тысячу раз на день говорим, как любим друг друга.

Одежду покупаю только по вкусу и особо денег на тряпки не трачу: если рядом есть люди, которым не хватает на хлеб, грешно себя баловать. Если уж совсем нужно идти высоко, так у меня масса богатых подружек. Открывается гардероб, и выбираются нужные вещи. Так как я актриса, у меня нет комплекса переодевания. Я создаю персонаж, который собирается на прием.

 

 

Предложений работать в Москве и Ленинграде было много. Но сначала не могла бросить своих больных родителей, а потом - мне всегда казалось, что меня в итоге будут хоронить из родного театра Леси Украинки. Сейчас вроде бы дочь в Москве, но меня зовет к себе киевский театр. И я, кажется, уже согласилась.

Виктор Андреевич Ющенко - театрал, ходил смотреть все мои работы. Когда он был руководителем нашего Национального банка, то часто приглашал меня туда выступать. Он очень любил моего мужа - Константина Петровича Степанкова. Когда узнал, что Костя умирает, пришел к нему и просидел очень долго. Следующий раз он уже пришел на Костины похороны. Я с большой симпатией к нему отношусь, но боюсь разочарований, потому что даже очень хорошего человека, попадающего в политику, перемалывают обстоятельства.

Сейчас пишу вторую книгу. Не автобиографию – не думаю, что заслуживаю такого внимания. Она будет о людях, с которыми мне посчастливилось повстречаться в этой жизни, о тех, кто внимания действительно заслуживает. Обо всех, кто мне дорог.

С большой любовью я отношусь и к молодым актерам – они замечательные. Единственное, что хотелось бы видеть в молодежи всегда – не маскировку, а открытое проявление внутренней культуры. Встретить мягкого, теплого, образованного человека удается не всегда. А между человеком и актером – разница небольшая. И чем меньше это расстояние, тем он выше – актер».

 

Евгений Тарасов  http://www.rusactors.ru/r/rogovtseva/

 

Использованные материалы:


Е Стишова, "Ада Роговцева" ("Актеры советского кино". вып.12.);
Нина Жаркова,Ада Роговцева ("Караван историй" май. 2004 г.);
Ада Роговцева: "Моя лучшая роль впереди" (Газета "Волжская Коммуна" - 07.07.2007г )
Ада Роговцева: "Глушить чувства - идти против природы" (Экспресс-газета -18.07.2007)
Ада Роговцева на сайте www.rusrino.ru
Татьяна Полищук "Забытый мотив для Ады Роговцевой,или "Варшавская мелодия-2" (День.28.012003г)
Светлана Мазурова,Ада Роговцева: "Сцена - как глоток воздуха" ("Восточно-Сибирская правда", 1.02.2003г)
Ада Роговцева: "Мечтала быть выше ростом и не набирать лишнего веса" (Комсомольская правда.16.07.2007г)
Ада Роговцева: "Чем меньше расстояние между актером и человеком, тем он выше - актер" (krivoyrog.dp.ua )

 

 

Бабье Лето - Ада Роговцева

 

 

 

 

Ада Роговцева: «Сначала я была зайчиком и всех любила»

 

За ее женственностью и нежностью есть внутреннее благородство и сила

Ада Роговцева – счастливая женщина и потрясающая актриса. Как и много лет назад, Ада Николаевна много снимается, играет в антрепризах.

 

Одна любовь на двоих

 

– Со своим мужем Константином Степанковым вы прожили 46 лет. Это была любовь с первого взгляда?

– У меня ­– да! Я пришла, увидела его, и он мне сильно понравился. И я ему тоже. Но наша любовь началась с безумной, мучительной трагедии: у него были жена и ребенок. Тот период стал самой большой трудностью в нашем соединении.

А когда мы с Петровичем (так актриса величает своего мужа. – Авт.) решили пожениться и пришли ко мне домой, моя любимая и любящая бабушка сказала что-то нехорошее в адрес моего мужчины… Она фразу не успела договорить, я развернулась и ушла. Навсегда из родного дома. В никуда. Мы вышли на улицу, сняли какое-то жилье. Уговорили, что заплатим сразу после зар­платы. И стали строить свою жизнь.

 

– Была любовь, а значит ­– и все трудности преодолимы! А что, по-вашему, есть любовь?

– Любить ЕГО, отдавать ЕМУ все, принадлежать ЕМУ, но каким-то образом иметь свою свободу…

 

– Зачем?

– Что зачем?! Быть свободным? Зависеть от кого-то, даже любимого человека, – не по мне! Я – Кармен! Все женщины – Кармен! И нет такой власти, которую можно было бы над ней утвердить! И поэтому мне обидно и горько, когда свекровь над невесткой издевается, понукает ею, а та, дурочка, в кастрюлю плачет. На голову бы ей эту кастрюлю надела и ушла в свою жизнь!

 

– Муж был старше вас. Это как-то сказывалось на отношениях?

– Не в возрасте дело. Мы были очень разные. Он серьезный, углубленный, философски настроенный. Я же поначалу была таким зайчиком, прыгающим мячиком, всех любила, была открыта миру и людям. Мне разница в возрасте была в помощь, а ему в нервотрепку.

 

– В память о Константине Петровиче вы написали книгу…

– Когда Костя умер, появилось желание, пока все живо, пока еще есть боль, записать историю нашей любви и тем самым отплакать все. Дочка гоняла меня, чтобы я какие-то места переписывала. Я шла и покорно переписывала. И Костя «отпустил». Отпустил и остался. Он каждый день со мной, но сейчас мне очень светло. Я – веселая вдова. Ему бы это очень понравилось!

 

 

 

Вечный зов Ады Роговцевой

 

 

 

Рыдали все!

 

– Когда началась ваша актерская карьера?

– В школе. Я читала рассказ Чехова «Спать хочется» перед всем классом. Глотаю слезы, всхлипываю, смотрю в окно, чтобы успокоиться и продолжать. Ученики, учительница наша – Екатерина Владимировна – тоже плакали. Это было замечательно!

 

– Ваша мама гордилась вами?

– Мама меня так сильно любила, что никогда об этом не говорила. Она дождалась моего триумфа со зрителями, цветами, овациями. Когда мама была уже парализована, я привезла ее на первый спектакль «Варшавская мелодия». Спустя год она снова попросила меня свозить ее на этот спектакль. Спектакль был 1 июля. Я ее уговорила остаться дома… Пообещала свозить на первый осенний спектакль. А она в этот день умерла… Мне бы разрешили не играть, но я вышла и играла, потому что именно на этом спектакле она хотела быть. Я начинала спектакль очень веселой польской песенкой. Как обычно взяла микрофон и поняла, что не могу петь… Две секунды тишины… Весь зал молчал вместе со мной. И это была великая тишина прощания с мамой.

 

– Много лет вы работали в Киеве, в Театре им. Леси Украинки…

– Тогда была какая-то ситуативная везуха! Я в первые годы работы в театре сыграла сразу несколько главных ролей, получила звание заслуженной. А через много лет сложилась скандальная ситуация, но вокруг, а не во мне. Было очень непросто! Но надо было уходить. На целую ночь я осталась в театре. Обцеловала каждую дощечку, обнюхала все кулисы. Я прощалась с театром. Там столько дыхания, крови, пота, слез пролито за долгие годы…

 

1974 год. 

 

– Как же вы это пережили?!

– Мне казалось, что я умру, если не пойду в свой любимый театр! А оказалось, что жизнь гораздо шире, чем единственные подмостки твоей жизни. Бывают такие моменты, когда ты принимаешь решение и надо его отжить.

 

– Вас наверняка звали и в другие театры, в Москву?

– Я не приняла ни одного предложения. При том, что натура я творческая, я – клуша и в Киеве была нужней своей семье, не могла их бросить. Я очень закоренена своей семьей, их заботами. Но пока у меня работы больше, чем это возможно. А в Москве я играю в антрепризах и достаточно снимаюсь. У меня был замечательный опыт работы с Сергеем Майоровым и его командой в документальном сериале «Бабье лето».

 

– Кто ваши героини?

– Я понимаю, что натура я – уходящая. Но как прекрасна уходящая осенняя натура! Сейчас надо заботиться о том, чтобы увядание было пышным. Душа обязана трудиться, потому что жизнь трудна. А от старости спасает только ранняя смерть. Нужно благодарить Господа Бога, что я живу. Тело раздражает, бесит, потому что оно стареет, болеет, но надо в чем-то находить радость жизни. Я получаю заряд энергии от связи с молодым поколением. А главное в мире – ЛЮБОВЬ!

 

– Вам приписывалось множество романов…

– Вот именно, приписывалось! Взять хотя бы «роман» с Лавровым. Меня уговорили сниматься в фильме «Укрощение огня», когда я была беременная. Я сказала, что могу им дать два месяца, а потом уже все. Проходит три месяца, четыре, пять… Я закончила сниматься, а через полтора месяца родила Катю. Пока мы снимали, Лавров был моим папой, другом, братом, я была окружена такой заботой и нежностью! Конечно, это был роман, но не грязный, а основанный на уважении.

 

Дела семейные

 

– Не каждая преуспевающая актриса решится рожать ребенка, да еще и второго…

– Этому решению нельзя противиться! Я работала, работала, работала, а потом – раз… Мне говорили, как я могу предавать театр… А я чувствовала, что должна родить! И родила сына. Потом опять взяла и в один момент решила, что хочу девочку, и родила! Своих детей и внуков я очень люблю и готова им все позволить!

 

– Совсем недавно я видела вас в сериале «Танец нашей любви». Ваша героиня – мама главного героя – вынуждена погружаться в историю его измен. Как вы к этому относитесь?

– А как я к этому должна относиться? Я, наверное, должна подспудно как-то на это влиять, чтобы семья, а главное – дети, не страдали. Но категорически что-то осуждать, принимать какие-то решения за сына – это неправильно. Я в этом уверена, и моя героиня так тоже думает. В истории двоих, а тем более троих разобраться могут только эти двое или трое. Больше уже никто не разберется.

 

– А в вашей жизни новый роман возможен?

– (Улыбается.) Вряд ли.

 

– Но ведь любви все возрасты покорны…

– Я с этим и не спорю. Я люблю своих внуков, люблю солнышко, люблю росу, люблю мороз, много чего я люблю. Если есть это чувство в человеке, то применение оно себе найдет.

 

источник- http://www.aif.ru/culture/article/51682

 

 

Зимний Роман (2004)