Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту     Гостевая книга

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103

 

Список страниц раздела

 


 

Неизвестный Анатолий Папанов

 


 

Неизвестный Папанов

 

Надежда Юрьевна не любит вспоминать об этом, но было время, когда у нее появлялись мысли о разводе с Папановым... Соперницей молодой жены стала водка. На съемках одной из первых картин Папанова его и еще одного актера закрыли в гостиничном номере, опасаясь, как бы те не употребили лишнего. Тогда Папанов связал простыни, к последней прикрепил деньги, открыл окно и закричал: \'Братцы, помогите! Двум артистам водочки надо!\' Когда режиссер вошел в номер, друзья уже были навеселе... 'Холодное лето 53-го...'.

- НАДЮША, я так устал, - жаловался Папанов жене... В 1987-м он ставил свой первый спектакль в Театре сатиры 'Последние', сам играл во многих постановках, а летом, несмотря на уговоры жены отдохнуть в Ялте, поехал в глухую карельскую деревушку сниматься в 'Холодном лете 53-го...'. Оттуда Папанов должен был лететь на гастроли в Ригу, но выпало три свободных дня, и он рванул в Москву выбивать общежитие для своих студентов. Перед отъездом пришел на 'могилу' своего последнего киногероя и простоял около нее в задумчивости несколько минут...

Дома никого не было. Жена-актриса вместе со всей труппой находилась в Риге, дочь с семьей была на даче.

- Саша, почему нет горячей воды? - обратился актер к слесарю.

- Отключили...

- Ну ничего, холодной помоюсь...

Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и его сердце остановилось. Папанову было 65 лет...

НА СЕРДЦЕ Папанов никогда не жаловался и холодной воды не боялся, даже в октябре спокойно купался. Наденет обычно свою излюбленную кепочку, чтобы никто не узнал, и поедет на велосипеде: семь километров от дачи до водохранилища и обратно. Единственное, что часто беспокоило Папанова, - раненная в 1942-м нога. 'Немец мне полпятки срезал', - говорил он. Немец ему еще два пальца на ноге оторвал и кости на ступне снарядом раздробил. Эти проклятые косточки потом периодически отторгались организмом, да и под срезанную пятку все время приходилось что-то подкладывать. Но зрители, видя на экране здорового и бодрого актера, даже не догадывались о его недуге. В ГИТИС Папанов пришел поступать с палочкой, но пообещал преподавателям избавиться от хромоты и к последнему курсу так натренировал ногу, что на выпускном даже затанцевал. Еще обещал над речью поработать, но, как ни старался, ничего не получилось - прикус у него был неправильным. Позже тот голос с 'вульгарными шипящими', за который его так ругали преподаватели, стал фирменным - папановским.

 

Муж

 

'Я - ОДНОЛЮБ: одна женщина, один театр', - говорил о себе Папанов. Со своей супругой Надеждой Каратаевой он познакомился в институте, но не обращал на нее особого внимания, пока дворовый друг однажды не отметил: 'Какая у вас Надя девушка красивая'. Папанов подумал: 'А я-то, дурак, почему проглядел', - и начал ухаживать. Война, комендантский час, а влюбленные гуляли по ночной Москве и говорили о театре...

'Когда моя мама первый раз увидела Толю, она сказала: 'Наверное, Толя хороший парень, но уж больно он некрасивый', - вспоминает Надежда Юрьевна. - Толя был худой, ходил в линялой гимнастерке... Свадьбу мы сыграли 20 мая 1945 года, винегрета наготовили, водку по карточкам накупили. В разгар свадьбы в доме погас свет. Кто-то увидел в этом недобрый знак, но жизнь показала, что примета не работает: мы счастливо прожили вместе 43 года. Многие актеры заводят интрижки на стороне, а мы с Толей всегда были вместе и в театре, и на гастролях. Даже когда ему командировки за границу давали, он говорил: 'Без жены не поеду'.

Надежда Юрьевна не любит вспоминать об этом, но было время, когда у нее появлялись мысли о разводе с Папановым... Соперницей молодой жены стала водка. На съемках одной из первых картин Папанова его и еще одного актера закрыли в гостиничном номере, опасаясь, как бы те не употребили лишнего. Тогда Папанов связал простыни, к последней прикрепил деньги, открыл окно и закричал: 'Братцы, помогите! Двум артистам водочки надо!' Когда режиссер вошел в номер, друзья уже были навеселе...

Вспоминает Евгений Весник (помните учителя математики из 'Приключений Электроника'?):

- Посидели мы с дедом (я - ровесник Папанова, тоже фронтовик, но почему-то называл его дедом, а он меня - сопляком) в ресторанчике, выпили, едем на такси:

- Ты хто? - спрашивает Папанов.

- Я - Женя Весник.

- Не ври, он мой друг.

Через какое-то время опять:

- Ты хто?

- Я - Женя Весник.

- Не ври, он мой друг.

И так всю дорогу. На следующее утро рассказываю ему о вчерашнем. Папанов бурно реагирует:

- Как ты можешь врать?! Ты ж мой друг!!!

'Толя много раз обещал бросить пить, потом опять начинал, - говорит Надежда Юрьевна. - И вдруг взял и завязал после смерти мамы'.

 

Друг

 

МНОГИЕ зрители, наблюдая за ослепительным дуэтом Папанов - Миронов, думали, что и в жизни два актера неразлейвода. Но друзьями они не были и в гости друг к другу не ходили. Папанов легко сходился с людьми, со многими был в очень хороших приятельских отношениях, но близко к себе редко кого подпускал. Виктор Мережко - один из немногих, кто был вхож в дом актера:

- Казалось бы, что могло связывать меня и Папанова? Ему 50 лет, он звезда, я начинающий 35-летний сценарист, недавно приехавший в Москву. Видимо, понимая, что мы хотим есть, Анатолий Дмитриевич приглашал меня и мою покойную жену Тамарочку в гости. Какими вкусностями он нас угощал! Икра красная, икра черная... Многие завязавшие не могут видеть, как другие выпивают,

 а Папанов, наоборот, получал от этого наслаждение. Брал бутылочку, наливал. 'Ты, Витюх, когда первая пойдет, возьми вот это, не-е-ет, не икорку бяри, а огурчик малосольный, Надюша специально на базарчик бегала', - и подкладывает закусочку, подкладывает. 'Когда, - говорит, - ты пьешь, я хмялею'.

Папанов всегда помогал начинающим. Когда узнал, что у меня в квартире нет телефона, тут же предложил: 'Ты узнай фамилию начальника телефонного узла, завтра поедем'. Через два дня у меня стоял телефон.

 

Звезда

 

СЦЕНУ в 'Бриллиантовой руке', когда Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок Никулину, по вине технических работников переснимали несколько раз, а вода была ледяной. Разгневанный Папанов высунулся на поверхность и грозно рявкнул на ассистента: 'Идиот!!!' Гайдаю так это понравилось, что он вставил эпизод в картину. Только удивительно, что умеющий 'цветасто' выражаться Папанов в гневе выдал не трехэтажный мат, а столь безобидное слово.

'Для меня вообще загадка, как с таким лицом и произношением я стал актером. Наверное, это ошибка режиссеров...' - считал Папанов. Он не кокетничал, а действительно очень требовательно относился к себе. По словам друзей, выглядел Папанов как простой мужичок и обожал этакий дачный стиль: джинсы, рубашка навыпуск, босоножки и кепочка. Богатым по советским меркам он стал только в последние годы жизни. На его книжке после смерти было 50 тысяч рублей. 'Как только папы не стало, начались все эти перестроечные дела, вклады заморозили, - говорит Елена Папанова. - Почти все накопления ушли на памятник. У нас осталась дача по Ярославской дороге. По тем временам она была одной из самых лучших в поселке, а сейчас на фоне новых особняков по соседству выглядит совсем скромно. Еще остались две папины машины. 'Жигули' я продала, они начали сыпаться. Сохранилась только 'Волга'-пикап'.

Никаких денег с проката популярных фильмов с участием Папанова семья не получает. Два года назад на телеэкранах появилась реклама антиалкогольных таблеток, которые предлагал Лелик - Папанов. Елена Анатольевна подала в суд 'за оскорбление чести покойного отца', но проиграла его. 'Авторские права принадлежат киностудии, и с этим уже ничего не поделаешь, - вздыхая, говорит Елена Папанова. - Но надо же ценить артистов, которые составляют историю и славу 'Мосфильма'. То же самое касается театра, в котором отец отработал почти 40 лет. То, что труппа не прервала гастроли и не приехала проститься с ним, еще можно простить. Хотя мы ждали и поминки заказывали на всех... Но почему в фойе театра даже не висит портрет Папанова? Разве он не заслужил???'

 

Крылатые фразы актера:

Киса Воробьянинов "12 стульев"

 

'Свободу Юрию Деточкину!'

'Шоб ты здох! Шоб я видел тебя у гробу у белых тапках!'

'Усегда готов!'

'Будет тебе и кофэ, будет и какаво с чаем'.

'Шоб ты жил на одну зарплату!'

'За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники'.

 

источник- http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/papanov/history.html

 

 

 


 

С актрисой Надеждой Каратаевой мы встретились в Московском академическом театре сатиры после спектакля. Гримерку, в которой она перевоплощается во фрекен Бок из легендарного «Малыша и Карлсона», когда-то занимал ее муж - Анатолий Папанов. Иногда после спектакля Надежда Юрьевна получает в подарок кукольного человечка с пропеллером на спине. «Карлсон такой хороший, любите его, пожалуйста», - искренне просят дети. Вот так же было и с Анатолием Дмитриевичем - зрители воспринимали его по роли в мультфильме «Ну, погоди!».

 

- Его огорчало, когда мамы пугали детей: «Вон волк идет!» - и показывали на Папанова пальцем, - рассказала нам Надежда Юрьевна. - «Этот волк перегрыз всю мою биографию», - однажды признался муж.

 

«Перед сном он крестился»

 

- Он вообще был скромным человеком даже в мелочах. Обычно, когда театр выезжал на гастроли и подавали автобус, он занимал место в самом конце - рядом с рабочими сцены, осветителями. Ему кричат: «Анатолий Дмитриевич, проходите вперед». - Нет, спасибо». И в жизни старался быть незаметным, кепку на глаза натянет, наденет темные очки, чтобы на улице не обращали внимания.

 

- Говорят, его от театра до подъезда дома провожали поклонницы...

 

- Поклонниц было много. Караулили после спектакля. Но сколько бы народа ни собралось, он каждому подписывал автограф и обязательно спрашивал имя.

 

- Анатолий Дмитриевич умер дома: внезапно прихватило сердце.

 

- Самое удивительное, что на сердце он никогда не жаловался. Даже после смерти, когда сделали вскрытие, врачи не обнаружили инфаркта. Было жаркое лето, он устал после съемок, встал под холодный душ и... Это было как спазм, сердце просто остановилось. Если бы в тот момент кто-то находился дома, вызвал бы «Скорую», можно было его спасти.

 

- Насколько я знаю, у него не было вредных привычек.

 

- Он не курил, правда, в молодости выпивал. И довольно крепко, даже однажды попал в милицию на 15 суток. Я боролась, очень страдала из-за этой его привычки. Но потом у Папанова умерла мама, и он очень хорошо выпил на ее похоронах. С того дня завязал. Я его много раз после спрашивала: «Толь, может, ты обет какой-то дал?» «Оставь меня в покое, я больше не пью, и все тут, - отвечал он. - Не верь никому, что нельзя бросить пить. Нужны только сила воли и большое желание». Может быть, Бог помог. Анатолий Дмитриевич был верующим человеком. Хотя в то время не принято было говорить о Боге, но перед сном он обязательно крестился.

 

Анатолий Папанов и Андрей Миронов не были закадычными друзьями. Но в кино и на сцене часто бывали вместе. Фото РИА «Новости».

«Хороший, да больно худой»

 

- Анатолий Дмитриевич признавался, что всю жизнь верен одному театру и одной женщине. Это правда?

 

- Мы познакомились студентами еще в ГИТИСе. Он пришел с фронта после тяжелого ранения: в полинявшей гимнастерке, невзрачный, прихрамывающий, с палочкой. И я на нашем курсе - единственная девушка, которая была на фронте, тоже приходила на занятия в гимнастерке и кирзовых сапогах. Больше нечего было надеть. Папанов сразу ко мне проникся. «Ты тоже была на фонте? Как хорошо, - сказал он мне при знакомстве. - Будет с кем поговорить. А то девчонки на нашем курсе - все такие расфуфыренные, я стесняюсь к ним подходить. А к тебе можно...» Вот так началось наше общение, а потом выяснилось, что и домой нам по дороге, и ездим в институт одним трамваем...

 

А когда я привела Папанова знакомиться с мамой, ее реакция была такой: «Парень-то он, наверное, хороший, да уж больно худой и не дюже красивый». А я говорю: «Мама, зато он такой талантливый». Действительно, еще в институте было видно, что Папанов - настоящий большой артист. Да и внешне с возрастом он стал, по-моему, симпатичнее.

 

Их с Мироновым разлучили

 

- Анатолий Дмитриевич много играл с Андреем Мироновым. Как складывались их отношения?

 

- Они не дружили, но постоянно были вместе: на сцене, в кино, ездили с концертами. В их жизни вообще было много совпадений: Андрей умер на 10-й день после смерти Папанова. Миронову было 46 лет, а Анатолию Дмитриевичу - 64 года. Какая-то мистическая игра цифр. Театр просил, чтобы их похоронили рядом на Новодевичьем кладбище, тем более недалеко от могилы Папанова было свободное место. Но Андрей, несмотря на свою невероятную популярность, был только народным артистом РСФСР и по статусу не мог претендовать на место на Новодевичьем кладбище. Рядом с Папановым похоронили жену какого-то министра, за могилой которой сегодня никто не ухаживает. Хорошо, я прихожу - подметаю.

 

 

источник- Анастасия ПЛЕШАКОВА — 30.10.2007 http://www.kp.ru/daily/23993/77453/

 

Любимые актеры. Анатолий Папанов

 

 

 

 


 

Анатолий Папанов предстал папой

 

Дочь Елена написала честную книгу об отце: «Он не любил Лелика. И когда его представляли Волком из “Ну, погоди!”…»

 

Те же светло-голубые глаза, знакомая миллионам улыбка — единственная дочь легендарного артиста очень похожа на своего отца. Для нее Анатолий Дмитриевич Папанов был не только комбригом Серпилиным из «Живых и мертвых», суровым тестем из «Берегись автомобиля!» с его «Твой дом — турма!», контрабандистом Леликом из «Бриллиантовой руки» или неповторимым Волком из мультфильма «Ну, погоди!», но прежде всего самым близким человеком, которого она видела без грима.

— Елена, громкая фамилия — это хорошо или плохо?

— Фамилия мне и помогала, и мешала, потому что всегда находились люди, которым казалось, что у дочери Папанова легкая и приятная жизнь. Я никогда не кичилась тем, что мой папа — знаменитый артист. У меня есть знакомые не из актерской среды, которые об этом вообще не подозревали, а когда узнавали, делали большие глаза: почему ты не сказала? А зачем? Мы ведь общались на другой почве.

— Анатолий Папанов говорил: «Я однолюб, у меня одна жена и один театр». Ваша мама, актриса Надежда Каратаева, до сих пор снимается в кино. В книгу «Хочу рассказать…» вошли ее воспоминания?

— Мама — человек осторожный, пессимист по жизни, поэтому к моей идее сначала отнеслась без восторга. Конечно, она помогала мне в работе над книгой. Ближе мамы у папы никого не было. Они прожили вместе больше 40 лет. Моя книга посвящена маме.

— Елена, вы сами писали книгу?

— Сама. Работа заняла два с половиной года. Книга охватывает жизнь моей семьи начиная с родительской юности и заканчивая уходом папы из жизни и рождением моего внука. А идея возникла благодаря Марии Жуковой — дочери Георгия Константиновича, с которой я познакомилась на православном фестивале «Моя семья». Мария, автор книг о своем отце — легендарном маршале Жукове, спросила меня: «А вы-то будете писать? Попробуйте!» К тому же журналисты часто просили меня поделиться воспоминаниями о папе. Почему я должна кому-то отдавать эти истории? Мне было интересно сделать это самой.

— У Анатолия Дмитриевича были любимые словечки?

— Прошло больше двадцати лет, как не стало папы, и какие-то вещи ушли из памяти. Но вот Виктор Иванович Мережко вспоминал, что папа всегда приветствовал его по телефону такой фразой: «Ну что, Витюха, водку пьянствуешь?»

— А Анатолий Папанов «водку пьянствовал»?

— Многие артисты грешат чрезмерным употреблением спиртного. И папа этим увлекался, особенно в молодости, но никогда пьянство не было основным занятием в его жизни. Иначе он не сыграл бы столько ролей в театре и кино. Поэтому мне обидно, что порой именно на этом ставится акцент. Кстати, папа бросил пить в один день — когда умерла его мама, и больше к спиртному не притрагивался.

— Елена, вам удалось поработать с отцом?

— Нет, вместе мы так и не сыграли. Папа не видел такой возможности. Когда он ставил спектакль по пьесе Горького «Последние», хотел, чтобы я играла эту горбатенькую дочку. Но он был скромным человеком и не любил выпячивать своих. В те годы это было не принято, тем более мы работали в разных театрах. Папа сказал мне: «Знаешь, пусть сначала Таня Бондаренко сыграет, а потом посмотрим». Я ни капли не обиделась.

— Вы были очень близки со своими родителями?

— Так сложилось, что до 15 лет я жила у бабушки с дедушкой. Папа с мамой ютились то в коммуналке, то в общежитии. Поздно возвращались после спектаклей, много гастролировали. Но как только у родителей появилась квартира, я переехала к ним. Папа значил для меня очень много, я безумно люблю маму, но не могу сказать, что они были теми людьми, с которыми я могла бы говорить обо всем. Раньше я жила и не задумывалась о жизни нашей семьи. И только позже поняла какие-то папины поступки. Он мне стал ближе.

— Анатолий Дмитриевич говорил, что Волк перегрыз всю его жизнь.

— Ему не нравилось, что многие воспринимали его как Волка из мультфильма «Ну, погоди!». Подходили на улице, сыпали репликами. Папа вообще не любил, когда его узнавали.

— У многих Папанов ассоциируется с Леликом из «Бриллиантовой руки». Он любил эту роль?

— Одним из любимых персонажей был Иван Иванович Иванов из картины «Наш дом». А Лелика папа не любил. Я тоже к этому фильму отношусь без особых эмоций. Очень примитивная история, которую можно выучить наизусть. Никакой философии там нет. Аркадий Райкин говорил: «Есть смех осмысленный, а есть смех от щекотки». Так вот, «Бриллиантовая рука» — это смех от щекотки.

— А роль Копалыча в картине «Холодное лето пятьдесят третьего» вашему папе нравилась?

— Папа на этом фильме умер. Он его не смотрел. И озвучивал его роль другой артист.

* * *

Мы публикуем отрывок из книги Елены Папановой «Хочу рассказать…», которая выйдет в свет в конце февраля.

В 1979 году от того же Союза кинематографистов намечалась туристическая поездка в Америку. Но мама не была членом союза. И отец обратился с просьбой, чтобы ее включили в состав группы. Ему пошли навстречу и разрешили поехать вместе с женой. В составе группы были режиссер Леонид Гайдай с супругой — актрисой Ниной Гребешковой, украинский юморист Ефим Березин, известный по популярному эстрадному дуэту «Тарапунька и Штепсель», кинематографисты не только с «Мосфильма», но и с разных студий страны. Поездка была рассчитана на двадцать дней.

В первый же день туристам выдали всю денежную сумму, предназначенную на питание. Это было замечательно, потому что наши умные граждане всю еду привезли с собой из дома. Так что можно было распоряжаться деньгами по своему усмотрению. В те времена деньги советского туриста за границей были строго лимитированы.

Первый город, в который они прилетели поздно вечером, был Нью-Йорк.

Разместили туристов в трехзвездочной гостинице, недалеко от центра. Когда разложили вещи и немного отдохнули, папа говорит:

— Надя, давай пойдем сейчас на Бродвей!

Мама в испуге:

— Толя! Опомнись! Какой Бродвей ночью!

— Да что ты! Вот увидишь, все наши уже там!

И действительно, когда гуляли по Бродвею, встретили многих из группы. На маму ночной Бродвей произвел ошеломляющее впечатление. Море огней, уличные артисты, геи, лесбиянки, транссексуалы, трансвеститы и прочий сброд — непостижимое зрелище для советского человека… Это был 1979 год — у нас об этом и заикнуться было нельзя!

Когда родители вернулись в гостиницу, мама сказала убитым голосом:

— Толя, я хочу вернуться домой!

Это было сказано совершенно искренне.

На следующий день туристов повезли на экскурсию по Нью-Йорку. А через несколько дней один из работников советского посольства вызвался отвезти родителей на Брайтон за покупками, только попросил держать это в строгом секрете. Утром следующего дня он заехал за ними на своей машине, и они отправились в этот знаменитый район. Когда они зашли в один из магазинов, то все, кто там был, сразу узнали Анатолия Папанова. К ним подошел хозяин-еврей и на чистом русском языке сказал, как он польщен, что его магазин посетил такой знаменитый актер. Папа очень хотел купить себе джинсовый костюм, но, к сожалению, нужного размера не оказалось. Тогда хозяин позвонил своему другу Сене, тоже владельцу магазина. Поехали к Сене. Тот был ошарашен прибытием такого покупателя:

— Товарищ Папанов! Для меня такое счастье, что вы у меня в магазине!!! Не могли бы вы немного задержаться? Я сейчас позвоню домой, чтобы приехали мои родные с вами познакомиться!

Из Нью-Йорка группа полетела в Лос-Анджелес. Там они побывали на одной из студий Голливуда, где присутствовали на съемках эпизодов какого-то художественного фильма. И, конечно, была экскурсия по Голливуду. После Лос-Анджелеса группа советских кинематографистов прибыла в Лас-Вегас. Поселили их в довольно дешевой гостинице.

Конечно, всем хотелось попасть хоть в один из многочисленных игорных домов. Но в любом при входе надо было платить деньги, а их у бедных советских работников искусства было очень мало… Наконец нашли одно заведение, где вход был бесплатным. Играть отважился далеко не каждый. А отец вообще не был азартным человеком. Те, кто рискнул поиграть, в основном оказались в проигрыше.

В программе поездки у группы было посещение эстрадно-циркового шоу в одном из казино. Рядом со столиком, где сидели мои родители, располагалась ложа. В ней сидел человек с черной пантерой на красивой цепи. С живой, настоящей пантерой. Когда настал его черед выступать, он прошел со своей «кошкой» через весь зал на сцену, показал свой номер и спокойно вернулся на свое место. Публика была шокирована: ведь ничего подобного им не приходилось видеть!

На одной из улиц Сан-Франциско, куда туристы прилетели после Лас-Вегаса, мама увидела женщину, которая продавала пирожки с мясом. Хотелось есть. Она подошла и поинтересовалась, сколько стоит пирожок. Продавщица ответила: один доллар. Тогда мама, как истинный патриот своей страны, сказала:

— Толя! Здесь — доллар, а у нас такой пирожок пять копеек стоит!

Тогда папа ответил:

— Да. Если учесть, что у нас после съеденного пирожка лечение будет бесплатным, то совсем хорошо.

В результате все наши истратили по два доллара и купили пирожки, утолив голод. Потом зашли в большой торговый центр. В одном из отделов маме понравилось красивое бежевое пальто. Но оставшихся денег на него не хватало. И вдруг совершенно случайно они встречают Ефима Березина (это который Штепсель). Разговорились. Мама посетовала, что на понравившееся пальто не хватает денег. Ефим сообразил:

— Не расстраивайся, Надя! Сейчас что-нибудь придумаем! У меня здесь работает знакомая продавщица — мы с ней когда-то в Одессе учились в одном классе.

Пошли к продавщице, рассказали проблему. Она взяла пальто, оторвала на нем все пуговицы и пошла с этим к начальству. Пальто, конечно, уценили, и мама смогла его купить.

Когда приехали в аэропорт, оказалось, что самый большой багаж у одного кинорежиссера из Армении. Он был весь увешан коробками и пакетами. Вскоре он сам разъяснил эту ситуацию. Оказывается, из Армении он привез землю для своих бывших соотечественников. И всем, с кем встречался в армянской диаспоре, дарил щепотку армянской почвы. Армяне с благодарностью брали свою родную землю и за это дарили ему подарки.

 

Елена Светлова   5 марта 2009  «Московский комсомолец»  http://1001.ru/arc/mk/issue752/

 

 

Неоконченная война Анатолия Папанова

 

 

 

 

 

 


 

Миронов и Папанов... грустное лето 1987-го года

 

ЕЩЕ в молодости Миронову нагадала по руке цыганка: будут проблемы со здоровьем, надо беречь себя. Иначе — ранняя смерть. Но он работал как заведенный: играл в театре, снимался в кино, выступал с концертами.
Как вспоминают артисты Театра сатиры, когда Андрей возвращался за кулисы, его лицо было покрыто потом. Не успев прийти в себя, он снова рвался на сцену. И только самые близкие знали, что под гримом скрывается бледность и болезненность, что актера мучают регулярные сердечные приступы. Из-за фурункулеза его тело было покрыто незаживающими язвами. Но… Миронов выходил на сцену и, превозмогая боль, бравировал непринужденностью движений и легкостью танцев, за что его не раз критиковали: «Очень вертлявый».
В августе 1987 года Театр сатиры отправился в Ригу на гастроли. Должен был подъехать Анатолий Папанов. Но он не приехал — разорвалось сердце. Миронов сказал тогда: «Следующим буду я». Дирекция обратилась к Андрею Александровичу с просьбой играть вместо спектаклей, в которых был занят Папанов, свои сольные концерты. Он не мог не выручить друга Толю Папанова в последний раз и свой театр.

14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра шел спектакль «Фигаро» с Андреем Мироновым в главной роли. За несколько минут до финала он произнес свою реплику и совсем не по сценарию осел на руках Александра Ширвиндта. Лопнул сосуд головного мозга. Люди в таких случаях теряют способность говорить. А Миронов, уже без сознания, шептал в машине «скорой» слова Фигаро, которые он так и не успел сказать.

Он ушел из жизни любимым — зрителями и близкими, которые по каким-то неведомым причинам приехали на Балтийское побережье все — мать, обе жены — бывшая, Екатерина Градова (радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны»), и Лариса Голубкина, обе дочери — своя и приемная, друзья Григорий Горин, Ян Френкель, Алла Сурикова.

Мемориальная квартира актерской семьи Мироновых в Малом Власьевском переулке в Москве всегда полна людей. Там — костюм Фигаро, в котором артист не доиграл свой последний спектакль, рубашка, которую пришлось разорвать, — врачам «скорой» надо было сделать укол… В Питере работает Театр антрепризы имени Андрея Миронова. А в Литве на знаменитой Горе желаний стоит крест с его именем. Туда приезжают молодожены в день бракосочетания. Говорят, что, если на крест повесить на нитке маленький крестик и загадать желание, оно сбудется.

Фильм об их страшном одновременном уходе 20 лет назад можно было бы назвать «В августе 87-го» или «Холодное лето
87-го», хотя, кажется, то лето не было каким-то особенно пронизывающим. Практически одновременно, с разницей в несколько дней, ушли в августе 1987 г. два актера, можно смело сказать, одни из лучших и уж точно одни из самых популярных артистов страны.
Они были абсолютно разные и соединились в актерский дуэт благодаря давно открытому единству противоположностей. Один помоложе, другой постарше, один поинтеллигентнее, другой попроще, один потомственный артист, у которого сразу все складывалось исключительно хорошо, другой — сын мамы, которая была «модисткой и шила гладью» и папы с одиозной профессией «завскладом», актер, у которого долгие годы ничего не складывалось ни в театре, ни в кино.

 

 

 

 



Это было про Миронова и чуть-чуть про Папанова, а теперь главное.

Они вместе поехали в рязановском «Автомобиле»
 

Открытием этого дуэта мы обязаны, пожалуй, Эльдару Рязанову. Хотя Андрей Миронов и Анатолий Папанов работали в одном театре — Московском театре сатиры у Валентина Плучека, именно на экране их впервые восприняли единым целым. Дима Семицветов — цветик-семицветик 60-х и его тесть — отставник Сокол-Кружкин (двойная фамилия, и какая!) явились к нам в «Берегись автомобиля», и мы их запомнили очень хорошо, несмотря на другой мощный актерский дуэт — Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова.
Роль Димы Семицветова, по воспоминаниям режиссера Рязанова, была выписана писателем Рязановым слабовато. Нужен был актер, который ее досочинит, доиграет, обогатит своим «я». «Я» молодого Миронова оказалось стопроцентным попаданием. Дима получился абсолютно обаятельным жуликом, его как-то и осуждать не хотелось. Тут сложилось все — конечно, Миронов не приторговывал «Грюндиками», но джаз обожал самозабвенно и именно в тот период — ирония судьбы — приобрел свой первый автомобиль, который был для него заветнейшей мечтой.
Он холил и лелеял свою машину не меньше, чем на экране. Не знаю, так ли он хлопал дверцей, но, думаю, приблизительно так — несравненно элегантно и смешно. Он обожал ездить один, не спеша и обязательно под музыку. Деньги на этот первый автомобиль он занял — а что делать? — у коллекционера-антиквара Александрова, к которому его отправили родители — Мария Миронова и Александр Менакер. Они и дали тихонько необходимую сумму этому самому коллекционеру: знали, что чужому человеку любимый сынок деньги отдаст скорее, чем родным папе с мамой.
А Анатолий Папанов, добывший свою первую «Волгу» в уже очень зрелом возрасте, едва не вылетел из «Берегись автомобиля». Вдруг вокруг да около съемочной группы пошли разговоры, что артист нарушает актерский ансамбль, играет в более плакатной, гротесковой манере, чем другие. По этому поводу устраивали даже совещания, слегка напоминавшие судилища. Но Рязанову хватило ума не отдать артиста и крикнуть во весь голос: «Свободу Анатолию Папанову!». Примерно так, как сам Папанов кричал в фильме: «Свободу Юрию Деточкину!».

Счастливая «Рука» Леонида Гайдая
 

Леониду Гайдаю судьба поистине бриллиантовой рукой преподнесла эту пару на блюдечке с голубой каемочкой, когда они входили в зенит своей популярности. Папанов уже сыграл генерала Серпилина в «Живых и мертвых», а Миронов параллельно с Геной Козодоевым становился неповторимым Фигаро в костюме из маленьких зеркал, пускающих в зал солнечные зайчики. Сейчас даже странно и смешно вспоминать, что Гайдай видел в ролях Лелика и Геши привычных представителей своей команды — Михаила Пуговкина и Георгия Вицина.
Миронова после «Бриллиантовой руки» страна стала носить на руках. На гастролях Театра сатиры в Ленинграде толпы зрителей преграждали путь машине Андрея Миронова и скандировали: «Крокодил не ловится, не растет кокос! Миронов, мы тебя любим!». Остров невезения оказался островом полного и абсолютного везения. Анатолий Папанов ходил теперь среди бела дня в берете, болоньевом плаще и темных очках, чтобы не приставали поклонники. Кажется, к тому времени актер уже не пил тяжело и с размахом, как раньше, ограничивал себя на многочисленных творческих и нетворческих встречах боржоми и боролся, причем безуспешно, с волчьей славой реплики «Ну, погоди!».
В «Бриллиантовой руке» Миронов впервые спел на экране. Успех абсолютный. Оказывается, песне «Остров невезения» не находилось места в фильме, ее считали вставным номером. Это и получился вставной номер, но какой!
Толичу, как называли Папанова в театре, конечно, тоже хотелось петь на экране, что он потихоньку и делал. В «Бриллиантовой руке», например, неподражаемо исполнил: «Я встретил вас, и усе былое…».

Погоня за стульями, и не только

Вскоре после этого они сыграют все свои лучшие роли в театре — в паре, именно в паре: стали там Городничим и Хлестаковым в «Ревизоре», Фамусовым и Чацким в «Горе от ума», Сысоевым и Всеволодом в «У времени в плену», Шафером и Баяном в «Клопе», Гаевым и Лопахиным в «Вишневом саду».
Мне посчастливилось видеть их в лучших театральных ролях в Москве, в их родном доме — Театре сатиры. Действительно посчастливилось. И Миронов — Чацкий действительно заставлял плакать зрителей в финале «Горя от ума», когда терял голос от слепой любви к Софье и требовал карету как-то абсолютно бессильно. Папанов действительно был прост, если не простоват, в жизни и на многочисленные комплименты по поводу «Ревизора» недоуменно пожимал плечами: «А все ругают…».
А в кино «Бриллиантовая рука» сменилась для замечательного дуэта бриллиантовым дымом в «12 стульях». Правда, не в постановке Гайдая, а в более поздней телевизионной версии Марка Захарова. Кстати, после «Бриллиантовой руки» Гайдай лишь однажды занял Папанова в своей картине (в провальном «Инкогнито из Петербурга»), а Миронова не снимал вовсе. Не правда ли, странно после такого-то успеха? Правда, на Бендера Гайдай Миронова пробовал, но в результате не утвердил. А вот Захаров не сомневался, с кем идти в разведку, — ему был памятен совместный успех с Мироновым и Папановым в театральном «Доходном месте».
«12 стульев» Захарова многим не понравились, показались затянутыми и нарочитыми. У каждого свой вкус: кому-то по сердцу жгучий грузин Гомиашвили, кому-то — умный еврей Юрский. У Миронова получился абсолютно неожиданный Бендер: без национальности, холодный, необаятельный, мало говорящий, зато беспрестанно танцующий и поющий, можно сказать, безжалостный Бендер-манекен, готовый на все ради воплощения своей мечты о Рио-де-Жанейро, мечты, ставшей самоцелью, заменившей ему нормальную жизнь. Киса не столько смешной, сколько страшный, со своим таким богатым на оттенки «Да, уж!», с какими-то чересчур животными инстинктами, с не совсем реальным прошлым и совсем нереальным будущим.
То, что именно Анатолий Папанов убивает в этом фильме Андрея Миронова, оставляя его песню недопетой, а потом гибнет сам, не в силах справиться с разочарованием в одиночку, — некий перст судьбы. Больше вместе они не снимались. Кончилось кино. Кончилась жизнь.

Печальный месяц август

Они ушли по-разному, в своем, так сказать, духе. Папанов, только-только снявшись в «Холодном лете 53-го», умер в одиночестве в своей московской квартире, когда в жару мылся в ванне холодной водой — горячей в тот день не было. Сердце не выдержало. В Риге, где гастролировал тем летом Театр сатиры, его так и не дождались. И буквально тут же Миронов, завещая нам «Человека с бульвара Капуцинов», ушел публично, не доиграв чуть-чуть своего Фигаро на этих же рижских гастролях, ушел, так сказать, при большом стечении народа. 20 лет назад. В августе 87-го.
Театр не приехал на похороны своих главных актеров. Руководство посчитало, вернее, подсчитало, что гастроли в Риге важнее. Хочется добавить: и экономически выгоднее.

Вся эта печальная история продолжилась 15 лет спустя.

17 августа 2002 года в возрасте 92 лет скончался Валентин Плучек, многолетний худрук Театра сатиры, человек, с которым жизнь Миронова и Папанова в театре была связана теснее некуда. Тот самый Плучек, который называл молодого Андрюшу Миронова «наше солнышко». Тот самый Плучек, которого, наверное, назовут теперь великим режиссером и который ревновал к славе своих лучших актеров, делавших вместе с ним его театр.

Интересные факты

Впервые дуэт Миронова и Папанова появился на большом экране благодаря Э. Рязанову, который задействовал их в фильме «Берегись автомобиля» (1966) в ролях обаятельного жулика Димы Семицветикова и его тестя — отставного военного Сокола-Кружкина соответственно.

В фильме Гайдая «Бриллиантовая рука» в ролях Геши и Лелика изначально должны были сниматься Г. Вицин и М. Пуговкин, однако судьба распорядилась иначе.

В том же фильме Миронов впервые спел в кино (песню «Остров невезения»). Спел и Папанов: «Я встретил Вас, и усе былое…».

Андрей Миронов и Анатолий Папанов, перед тем как сыграть в фильме М. Захарова Бендера и Воробьянинова, пробовались на те же роли в фильм «12 стульев» (1971) Л. Гайдая, но их кандидатуры были отклонены.

В паре они сыграли свои лучшие роли в театре: Городничий и Хлестаков в «Ревизоре», Фамусов и Чацкий в «Горе от ума», Сысоев и Всеволод в «У времени в плену», Шафер и Баян в «Клопе», Гаев и Лопахин в «Вишневом саду».

Несмотря на многие годы совместных съемок и выступлений, друзьями Миронов и Папанов не были.

Миронов скончался на 9-й день после смерти Анатолия Папанова.

Когда они умерли, Миронову было 46 лет, а Папанову — 64 года.

Театр просил, чтобы их похоронили рядом на Новодевичьем кладбище, тем более недалеко от могилы Папанова было свободное место. Но Миронов по статусу не мог быть похоронен на Новодевичьем кладбище: тот был, несмотря на бешеную популярность и всенародную любовь, всего лишь народным артистом РСФСР.

Фильм М. Захарова «12 стульев» (1976), где герой Папанова Киса Воробьянинов убивает Остапа Бендера, которого сыграл Миронов, стал последним совместным фильмом дуэта...

Вот, что рассказывала вдова Анатолия Папанова
 

– Какие у Анатолия Дмитриевича были отношения с Мироновым?

– Не было дружбы с Мироновым. Да и до этого Толе пришлось десять лет ждать ролей в Театре сатиры. Когда он туда пришел, там было много других комиков – Хенкель, Воль, Курихин, Дмитриев. И ролей больших ему не давали. Только когда ушли корифеи, стали Толе давать возрастные роли, которые он любил играть. А потом пришел Миронов на все готовое, под него делали спектакли. И Толя действительно иногда возмущался. Да он и Плучеку, главному режиссеру театра, мог такое сказать… Помню, на сборе труппы Плучек с тоской говорит: я, мол, брат Питера Брука, сижу тут с вами, а мог бы с такими актерами работать… А Толя говорит: «Да, конечно! Мы тоже бы хотели с другими режиссерами… А работаем только с братом Питера Брука!» Все засмеялись… И Плучек спустил это Толе. А что делать? А вообще, что касается Миронова, он был воспитанный и к женщинам относился хорошо. Романов у него было много, но он о них никогда не рассказывал. А сейчас эти женщины книги пишут.

– Почти мистическое совпадение: Папанов и Миронов ушли один за другим…

– Смерть Папанова и Миронова для театра была трагедией! Они играли половину спектаклей. Не знаю, почему Толя так резко ушел. Он мне оттуда никакой информации не передавал и почему-то ни разу не снился. А сейчас я уже боюсь, что он приснится. Это будет означать, что он зовет меня туда. Много лет прошло, но до сих пор не могу забыть этот длинный, накрытый закусками и бутылками стол для поминок. И за ним – четыре человека. Никто не приехал, а позвонил с сочувствием только Андрюша Миронов. Потом мне говорили, будто Плучек хотел поехать, но для этого ему нужно было садиться в самолет, а он боялся летать.

– Не секрет, что последний гонорар Анатолия Дмитриевича за «Холодное лето 53-го» украли…

– Это действительно было так. Тело забирали три санитара, один из них зашел в комнату, где в шкафу, в белье лежали деньги на тарелочке. И в темноте взял их. Зять видел, как этот человек выходит из комнаты. Когда мы опомнились, не было никакого желания разбираться. Говорят, что эти люди специально, пользуясь горем людей, обворовывают их. Удивляет, что со мной вообще постоянно происходят такие случаи. Несколько лет назад у меня украли 300 тысяч рублей, ради которых я 50 раз съездила в Киев, снималась в сериале. Привезла деньги, собралась утром идти в банк. И тут врываются эти цыганки-аферистки, которые якобы из поликлиники, меняют медицинские полисы. Пока я заполняла бумаги и они меня отвлекали, унесли все! Серебряные ложки, браслеты, сережки, а они лежали на той же тарелке, с которой был украден последний гонорар мужа. Деньги из сумки тоже вытащили. Расследовать дело долго никто не хотел, следователь со мной обращался неучтиво. И тогда я написала письмо лично Рашиду Нургалиеву, после чего очень быстро пошел процесс. Тех женщин арестовали, они обманули шестнадцать пенсионерок! Ну, а что толку? Деньги-то не нашли, они все успели спрятать. Осудили одну на семь лет, другую на девять. А потом мне на суде говорит следователь: «Да они недолго будут сидеть, их выкупят цыганские бароны, которым они и отдали деньги». Обидно!
 

источник - http://rf-smi.ru/cinema/21343-mironov-i-papanov-grustnoe-leto-1987-go-goda.html