Родилась
2 марта 1936 года в Воронеже.
В 1958 году окончила факультет журналистики МГУ.
С 1960 года — актриса академического театра имени Моссовета,
с 1977 года — актриса МХАТ имени Горького (с 1989 года —
МХАТ имени А.П. Чехова).
Народная артистка РСФСР (1976).
Народная артистка СССР (06.03.1990).
Ушла из жизни 27 августа 2011 года в Москве. Похоронена
актриса 1 сентября на Новодевичьем кладбище столицы.
Ия Саввина о своих корнях:
Все мои родственники по маме жили недалеко от Калача
знаменитого, Воронежская губерния. Тётки все из
церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму её дядя
Ваня заставил уже взрослой пойти на рабфак. Она стеснялась.
Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского
мединститута, была гениальным врачом. Она была одним
единственным врачом во время войны в деревне. Была, потому
что её карьера как доктора закончилась, но она жива, и я
хочу, чтобы она жила долго. Живет в Опалихе, ей 93 года.
Вера Ивановна её зовут. Фамилия у неё тоже уникальная —
Кутепова. Я Саввина по отцу, а она — Кутепова.
О профессии и учителях:
Я закончила факультет журналистики. Диплом у меня
журналистский, театрального образования нет. Был момент,
могли выгнать за профнепригодность. Я в этом деле с сорок
шестого года, если иметь в виду художественную
самодеятельность и потом студенческий театр, и так далее. У
меня не было театральной школы никакой, и встречались люди,
которые меня учили. Общение с ними само учило. Начиная с
Игоря Константиновича Липского, о котором никто никогда не
вспомнит, актёра вахтанговского театра. Он был режиссёром
кружка художественной самодеятельности. Такая умница, такая
прелесть. Жаль, мы не очень долго с ним работали. Потом
пришёл Быков «Такую любовь» ставить. Сказал своей жене
тогда: «Всё хорошо, всё расходится, вот только героини нет.
Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку
маленькую». Тем не менее, у нас вроде всё складывалось, а
когда мы вышли на сцену, меня не было слышно в первом ряду,
даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек
необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка,
нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у меня на
всю жизнь. Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на
шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в
«Соне Мармеладовой»,
было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался
этот посыл.
На дне рождения Быкова появился один единственный и
незаменимый Алексей Владимирович Баталов. Умница, человек
который помогал мне так, как никто, уж не говоря о Хейфице.
Хейфиц научил нас на всю жизнь беречь артиста, беречь его
нервы. Мы начинаем репетировать, он говорит: «Всё, всё, всё,
остальное на площадке». Интеллигентность, деликатность,
внимание, юмор, когда нужно. Всё было необыкновенно.
Андрей Николаевич Москвин — это гений операторского
искусства. Для меня после Москвина главный человек на
съёмочной площадке это оператор, а не режиссер. Пусть не
обижаются режиссёры. Москвин умел вовремя поднять настроение
человеку как никто. Когда ничего не получалось, когда у меня
всё из рук валилось, он говорил: «Стоп, пошли». Он водил
меня в свою операторскую обитель и заваривал свой
москвинский необыкновенный чай, и мы с ним вместе его пили.
Это всё Быков. Я ничего не умела тогда практически. Он
вылепил Лиду Матесову. Кончаловский говорит: «Если бы не Ия,
не было бы Аси» (имеется в виду фильм «История Аси Клячиной,
которая любила, да не вышла замуж», режиссёр Андрей
Кончаловский — прим. ред.). А я говорю: «Если бы не
Кончаловский, не было бы фильма, не было бы Аси». Так и с
Быковым получилось. Впервые услышала я сценарий от Быкова.
Это, пожалуй, лет 5 до того было, как Кончаловский стал
снимать. Быков сказал: «Вот тебе надо сыграть эту роль и
можешь больше ничего не играть». Потом никак не мог
подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришёл в картотеку,
где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему
говорят: «Попробуйте Саввину». — «Саввину, даму с собачкой?
Вы что, с ума сошли?». И потом говорит: «Вот это лицо мне
нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите,
что там написано на обратной стороне». Тогда он пригласил
меня поговорить и решил проверить, есть ли хоть капля мозгов
или нет. Он сказал, что хочет снимать не артистов, что
поедет и будет искать, и что, он хочет, чтобы героиня была
не актриса. «Если я не найду, Вы согласитесь потом
попробоваться?». — Я говорю: «Конечно. Я Вам от всей души
желаю, чтобы Вы нашли». — «И Вы не обидитесь?». — «А почему
мне обижаться, у Вас есть своё видение, замечательно». Им
очень трудно было найти, чтобы была и хромая, и беременная,
и ещё сюжет весь тащила бы на себе. Ему было очень трудно
найти, и он обратился ко мне. Я пришла, он привёз мужиков и
баб, как мы их называем, которых он отобрал, и заставил с
ними разговаривать. На другой день я ему сказала, уходя:
«Пробоваться не буду, сниматься не буду». — «Ты с ума сошла,
почему?». — «Я не могу, я не могу с ними работать. Я уже вся
в коросте актёрской какой-то, а это живые люди. Я никак не смонтируюсь с ними». — «Нет, нет, нет, я пробую Вас». Он
просто насильно приехал к 9 утра. Я жила тогда на
Фрунзенской набережной. Взял меня за шиворот, посадил в
машину и привёз на площадку, и мы попробовались. Это было
трудно очень. Не знаю, получилось или не получилось, но я
старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо
было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек
кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже
провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не
подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать.
Может быть, мне помогло то, что я всё-таки деревенская.
Родилась я в Воронеже, а школу заканчивала в 100 километрах,
и все мои родственники по маме (отцовских я не знаю), все
крестьяне с Верхнего Мамона, с Дона. Может не я, а гены
сработали за меня. Это наслаждение было работать.
Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с
собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я
не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были
знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание
появилось у неё написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой
это был человек. Увиделись мы впервые у Анисимовой-Вульф, у
нашего режиссёра. Она дружила с её матерью. Когда
репетировали «Странную миссис Сэвидж», мы познакомились и
подружились.
Один забавный эпизод помню. Мы уезжали куда-то на гастроли
или на концерты, я уже не помню. Тогда с продуктами было
неважно, особенно с кофе.
Нашего советского растворимого
кофе было достать невозможно, а Фаине Георгиевне подкидывали
из ресторана архитекторов. И она говорит: «Обязательно
завтра заезжайте, я вам дам кофе. Мне привезут кофе, потому
что я заядлая кофейница, а кофе нет». — «Нет, нет». Мы
продолжаем разговаривать, и вдруг она помрачнела, а я уже
собиралась уходить. Думаю: «Что такое?». Может быть, плохо
себя почувствовала. На другой день звонок: «Хоть Вы меня и
очень обидели, но за кофе Вы все равно приезжайте». Я тогда
водила машину, и я бросаюсь, приезжаю. «Фаина Георгиевна,
как я Вас обидела, что я сказала?». — «Вы назвали меня
дурой». — «В страшном сне мне не приснится, чтобы Вам такое
сказать». Вы знаете, когда напрягаешься, то вдруг
выскакивает что-то, вспоминаешь. Я вспомнила и стала
смеяться. Она говорит: «Вы ещё смеетесь?». Я говорю: «Фаина
Георгиевна, я не помню, что Вы сказали, а я ответила, я не
такая дура, как выгляжу». Она пропустила и получилось: «Я не
такая дура как Вы». Вы можете себе представить, что после
этого она позвонила и сказала приезжать за кофе, если она
такое вдруг услышала! — «Я не только старая маразматичка, но
ещё и глухая. Сколько же дней теперь я буду обзванивать всех
знакомых, которым я на Вас нажаловалась?».
Подружились мы, когда стали вместе работать. Я её часто
навещала, она звонила: «Вы как спите, девочка?». Я говорю:
«Плохо, Фаина Георгиевна». — «А я считаю до 16 миллиардов, и
так как со счетом у меня было всегда плохо, я считаю так:
один миллиард, два миллиарда…»
Вера Петровна Марецкая говорила: «Все хорошо, но понимаешь,
Иечка, ты играешь воскрешение Лазаря. Ты сминаешь, а нужно
подать это, подать». Я всю ночь не спала, думала над всем
этим. Потом пришла в театр, нашла её, разрыдалась и
попросила прощения, потому что поняла, что она права. Подать
от души что-то совершенно не значит, что это наигрыш. Это же
всё равно тот же посыл, о котором я забыла после работы с
Быковым. Эти люди тоже мои учителя, я их никогда не забуду.
Не говоря уже о Фаине Георгиевне Раневской. Она сказала так:
«Сниматься в плохих фильмах, девочка моя, это все равно что
плевать в вечность. Я делала это всю жизнь, и что? Деньги
прожиты, а позор тянется». Потом она сказала ещё великую
вещь, которой я следую по возможности почти всегда. «Артист
имеет право не играть, — говорила она, — если он сломал себе
голову или ноги, всё остальное не важно. Он должен быть на
сцене».
Театр Моссовета… Завадского не стало, и пригласил меня к
себе Олег Николаевич Ефремов. И пошла я не в театр, а к
Ефремову, потому что это не просто талантливый человек, это
человек — строитель. Все знают, что он сделал из
«Современника» и потом надорвался, поднимая МХАТ. Очень
многое сделал и во МХАТе. Как-то после репетиции одного
спектакля, где у меня была функциональная роль, сцена с
Невинным Славочкой, он всех отпустил. Меня оставил и
говорит: «Что, стыдно произносить текст?». Я говорю:
«Стыдно». Он захохотал и говорит: «Дура, чем хуже текст, тем
наглее надо его произносить». Как ни странно, на другой день
попыталась это сделать, и сцена стала получаться.
Ефремов — человек такой мощи внутренней, что он мог бы быть
и директором завода, и членом правительства, и даже
президентом, если бы стезя у него была в этом направления,
по мощи своего внутреннего дарования, характера».
Богатырёв говорил: «Да не люблю я играть, не люблю
репетировать». Для него это была жизнь, и он расходовал всё
на полную катушку. И вот сердце не выдержало, разорвалось,
как разорвалось оно у Николая Дмитриевича Мордвинова.
Мой муж называл его «Ийкин гастрольный муж». Мы были дружны.
Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе,
телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели
вместе. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-нибудь
хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору и если
кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное
обязательно.
Ушёл Филатов, и прекратили эту передачу «Чтобы помнили».
Наоборот, в память о нем нужно было бы продолжать эту
передачу. Одну из первых посвятить Лене Филатову. А кто же о
нем сделает что-то, о человеке, который был так болен и при
этом хотел помнить тех, кто ушёл. Тогда я очень много
говорила
о
Юре Богатырёве. Когда мы снимались с ним в «Открытой книге»,
он играл моего мужа и был вегетарианцем. Он по действию
должен залезть в кастрюлю с борщом, доставать оттуда кость с
мясом и есть. Он говорит: «Вы мне дайте яблочко, я яблочко
сюда положу». Я говорю: «Я тебе дам яблочко, а то не видно,
яблочко ты жуешь или кость гложешь». После этого он
пристрастился к мясу и всю жизнь упрекал меня, что я
нарушила его вегетарианский образ жизни. Какой же он был
замечательный, Юрочка.
Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской
скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был
узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала,
как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к
министру здравоохранения и устроила меня к лучшему
специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может
быть и за рубежом. Был такой Павел Антонович Демидов в 4-ом
управлении. Она спасла мне голос. Ведь все же видели, все
слышали, как я разговариваю, но никому в голову не пришло.
Вот это Любовь Петровна. Казалось бы, чему она меня научила?
Она научила, не уча, тому, как люди должны быть внимательны
друг к другу, как надо по возможности помогать тем, кто
нуждается в помощи. Это тоже имеет отношение к искусству.
Мое глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть
хорошим артистом.
(По материалам передачи «Театральная летопись»).
театральные работы
Сценическую
деятельность начала исполнением роли Лиды Матисовой в
спектакле студенческого театра МГУ «Такая любовь».
А театре имени Моссовета: Нора («Нора»), Соня
(«Петербургские сновидения»), Фэри («Странная миссис Сэвидж»),
Саша Душечкина («Турбаза»), Маша («Ленинградский проспект»).
В МХАТ первая роль — Марья Львовна («Дачники», 1977 г.).
Сыграла Вязникову («Обратная связь»), Мать («Эльдорадо»),
Галину («Утиная охота», 1978), Полину Андреевну («Чайка»,
1980 г.), Коллонтай («Так победим!»), Миленину («Заседание
парткома»), Войницкую («Дядя Ваня», 1985 г.), Калерию
Фёдоровну («Серебряная свадьба»), Лизи («Перламутровая
Зинаида»), Лику («Московский хор»), Шарлотту («Вишнёвый
сад», 1989 г.), Зинаиду Савишну («Иванов»), Хлестову («Горе
от ума»), бабу Дашу («Плач в пригоршню»), Кабанову
(«Гроза»), Анфису («Три сестры») и др.
Играла в спектаклях МХТ: «Новый американец» (Беляева),
«Рождественские грёзы» (Софья Ивановна), «Кошки-мышки»
(Аделаида Брукнер).
призы и
награды
Лауреат Государственных премий СССР
(1983, за роль Натальи Ильиничны в фильме "Частная жизнь").
Лауреат Государственной премии РСФСР (1990, за главную роль
в фильме "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла
замуж").
Лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная
Турандот» за лучшую женскую роль театрального сезона
1998/1999 годов — роль Софьи Ивановны в спектакле МХТ
«Рождественские грёзы».
Орден Дружбы (14 февраля 1996 года) — за большой личный
вклад в развитие отечественного искусства.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 июня 2006
года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и
многолетнюю творческую деятельность.
Год выпуска:
2006 Продолжительность: 00:25:58 +
00:25:59 + 00:25:57 + 00:25:58 Режиссер:
Олег Корвяков Описание:
Телевизионная программа. Из цикла
"Театральная летопись".
Передача 1-я.
Ия Сергеевна Саввина, актриса
театра и кино, народная артистка СССР, лауреат
Государственных премий, рассказывает о годах учебы в
Московском университете, о студенческом театре МГУ,
спектакле "Тихая любовь" и работе с Роланом Быковым, а также
о работе в фильме Иосифа Хейфица "Дама с собачкой".
Передача 2-я. В 1983 году за главную роль в
фильме Андрея Михалкова-Кончаловского "История Аси Клячиной,
которая любила, да не вышла замуж" Ия Саввина получила
Государственную премию СССР. Она рассказывает о работе над
этим фильмом, а также о работе на телевидении.
Передача 3-я. В 1960 году Ия Саввина - актриса
Театра имени Моссовета. Она делится своими впечатлениями от
работы с Юрием Завадским, Верой Марецкой, Ростиславом
Пляттом, Любовью Орловой. Кроме того, актриса вспоминает о
дружбе и работе с Олегом Николаевичем Ефремовым и Павлом
Луспекаевым.
Передача 4-я.
Ия Саввина вспоминает об общении
с Фаиной Георгиевной Раневской и о дружбе с Юрием
Богатыревым.
Я смотрю на свою жизнь без отвращения и
стыда, а это кое-чего стоит
В марте этого года, незадолго до своего 75-летия, Ия
Саввина посетовала: «Я ломала голову – почему все так стремятся
взять у меня интервью именно сейчас? В чем тут дело – юбилей-то
некруглый, 75! Видимо, уверены, что я не доживу до 80?» Она не
дожила уже до следующего дня рождения – ушла 27 августа, в День
российского кино и в день рождения своей любимой актрисы и
подруги Фаины Раневской.
Ия Саввина редко давала интервью, и говорить в них
предпочитала не о себе, а о своих друзьях, своих режиссерах,
партнерах, о людях, с которыми сводила судьба и которые сделали
ей что-то хорошее. О Ролане Быкове, который пригласил ее,
студентку журфака, на большую роль Лиды Матисовой в спектакль
«Такая любовь» Студенческого театра МГУ. Об Алексее Баталове,
который увидел ее в этом спектакле и порекомендовал Иосифу
Хейфицу на заглавную роль в фильм «Дама с собачкой», принесшем ей
всесоюзную славу. О прекрасном педиатре Сперанском, который 40
минут осматривал ее грудного сына, родившегося с синдромом Дауна,
и сказал: «Вам будет трудно, но вы справитесь!». Думаю,
знаменитый врач изучал не только сына, но и маму и также увидел в
ней редчайшее качество, которым Ия Саввина так щедро делилась со
своими героинями – скрытую за внешней хрупкой оболочкой силу
характера.
Вспоминала Ия Саввина и об учителе Ченцове, который в труднейшую
минуту жизни, когда захотела отдать сына в подмосковную
школу-интернат, отговорил и убедил: «Если не хотите потерять
ребенка, не отдавайте никогда и никуда; так я и сделала». О своих
гениальных коллегах по Театру Моссовета – Фаине Раневской и Вере Марецкой, принявшей юную дебютантку без образования в свой круг,
об их помощи, советах, их рассказах, их поведении на сцене и в
жизни… Об Андрее Кончаловском, практически заставившем ее сняться
в фильме «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла
замуж»). Режиссер вначале хотел найти «типаж», но, как поясняла
Ия Саввина, «очень трудно было найти, чтобы была и хромая, и
беременная, и еще сюжет весь тащила бы на себе». К Асе Клячиной
переигравшая десятки выдающихся ролей актриса всю жизнь
относилась по-особенному, как к живому, близкому и дорогому
человеку. И поясняла свое отношение, как всегда, с парадоксальной
убедительностью: «Сейчас все вокруг привыкли всё время всё
требовать от окружающих, от жизни, от Бога… Ася Клячина ничего
для себя никогда не требует, она из тех, кто отдает. И я пыталась
у нее этому учиться»…
Рассказывала об Олеге Ефремове, убедившем ее перейти во МХАТ в
1977 году… Об Эльдаре Рязанове. О Любови Орловой, услышавшей
надсаду в голосе молодой актрисы и настоявшей на необходимости
лечить голос… О Белле Ахмадулиной, которая, услышав свои
интонации у Пятачка, которого озвучивала Ия Саввина, не
обиделась, а позвонила актрисе и своим хрустальным голосом
пошутила: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного
поросенка!»
Ия Саввина умела быть резкой и язвительной, умела взрываться и
одергивать. Но никогда не забывала добро. Тех, кто ей помог,
научил, поддержал, просто был добр и внимателен к ней. Может,
поэтому в ревнивой и часто недоброжелательной театральной среде о
ней никто и никогда не позволял себе говорить дурно. Ее
щепетильность в выборе ролей, ее настойчивые отказы на все очень
выгодные, но невкусно пахнущие предложения, напоминали о той
планке профессии, которая, собственно, и делит актеров на
комедиантов и художников.
Подводя итоги жизни, Ия Саввина с привычной ей безжалостной
прямотой сказала так: «Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на
свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит». Думаю,
немногие люди могут сказать это о себе с полным правом, и дороже
такого сознания ничего на свете, пожалуй, и нет.
...Ия Сергеевна САВВИНА –
народная артистка СССР,
лауреат Государственных премий
СССР – окончила факультет
журналистики МГУ в 1958 г.
Сценическую деятельность
начала исполнением роли Лиды
Матисовой в спектакле
студенческого театра МГУ
«Такая любовь». С 1960 г. –
актриса Театра имени
Моссовета, где среди ее ролей:
Нора («Нора»), Соня
(«Петербургские сновидения»),
Фэри («Странная миссис Сэвидж»),
Саша Душечкина («Турбаза»),
Маша («Ленинградский
проспект»). В МХАТ поступила в
феврале 1979 года, но
участвовать в спектаклях
начала раньше. Сыграла Марью
Львовну («Дачники»), Вязникову
(«Обратная связь»), Мать
(«Эльдорадо»), Галину («Утиная
охота»), Полину Андреевну
(«Чайка»), Коллонтай («Так
победим!»), Миленину
(«Заседание парткома»),
Войницкую («Дядя Ваня»),
Калерию Федоровну («Серебряная
свадьба»), Лизи
(«Перламутровая Зинаида»),
Лику («Московский хор»),
Шарлотту («Вишневый сад»),
Зинаиду Савишну («Иванов»),
Хлестову («Горе от ума»), бабу
Дашу («Плач в пригоршню»),
Кабанову («Гроза»), Анфису
(«Три сестры») и др. Лауреат
Высшей театральной премии
Москвы «Хрустальная Турандот»
за лучшую женскую роль
театрального сезона 1998/1999
г. – роль Софьи Ивановны в
спектакле МХТ «Рождественские
грезы». Снималась в фильмах:
«Дама с собачкой», «Звонят,
откройте дверь», «Анна
Каренина», «История Аси
Клячиной, которая любила, да
не вышла замуж, потому что
гордая была», «Служили два
товарища», «Сюжет для
небольшого рассказа»,
«Следствие ведут знатоки»,
«Каждый день доктора
Калинниковой», «Романс о
влюбленных», «Дневник
директора школы», «Нос»,
«Открытая книга», «Чужая»,
«Гараж», «Слезы капали»,
«Частная жизнь», «Продлись,
продлись, очарованье» и
других...