Домой Кино Музыка Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Гостевая книга Форум Помощь сайту Translate a Web Page
Грета Гарбо / Greta Garbo
При проблемах с видео, вам придется войти в vk.com и перезагрузить страницу
Ее называли «Богиней», «Шведским сфинксом» или просто «Лицом». Она остается одной из величайших актрис двадцатого века, хотя большую часть жизни прожила, сторонясь кино- и фотокамер. Одна из самых романтических и одновременно загадочных фигур в мировом кинематографе, эта северная женщина с классическими чертами лица и застенчивой отчужденностью характера, поражавшая на экране силой своей страсти, стала символом той самой вечной женственности, словами о которой старый Гете завершил своего «Фауста». О семье и о дебюте
Грета Луиза Густафсон,
известная под псевдонимом Гарбо, родилась 18 сентября 1905
года. Ее отец, Карл Альфред, сначала работал помощником
мясника, потом ушел в дворники, позже служил в булочной. В
1896 году он женился на Анне Ловизе, подарившей ему трех
детей. В Первую Мировую войну он получил ранение и вернулся
домой с пенсией по инвалидности. Грета любила читать отцу
повести и романы, особенно им нравилась Сельма Лагерлеф. Она
выросла в бедности и бросила школу в 14 лет, после смерти
отца. Сестра Греты умерла в молодости от туберкулеза. Позже
ее страдания Гарбо перенесла на экран, снимаясь в «Даме с
камелиями».
Актриса! Красавица и чудовище
Малозаметная за прилавком
девушка чудесным образом превращалась в красавицу. За одну
из ролей ей присудили стипендию на обучение в студии «Драматен»
при Королевском Стокгольмском театре драмы. И девичьи мечты
об актерской стезе стали воплощаться в жизнь. Приезд в Голливуд
Весной 1925 года глава одной из
крупнейших студий Голливуда «Метро Голдвин Майер», Луис Б.
Майер, предложил Морицу Стиллеру контракт. Режиссер
согласился приехать в Америку только при условии, что Грета
поедет с ним. Вскоре Майер понял, что главным его
приобретением была именно Гарбо с ее красотой, загадкой и
умением завораживать зрителей. 6 июля, в понедельник, Гарбо
прибыла в Нью-Йорк. Она любила все начинать в понедельник,
хотя отличалась суеверием и всю жизнь боялась тринадцатого
числа. О первых фильмах и реакции
Первой американской картиной
Греты стал посредственный «Поток», вышедший на экраны в
рождественские праздники 1925 года. Перед началом съемок
фильма «Поток» заболела исполнительница одной из главных
ролей. Заменить ее в авральном порядке назначили Гарбо,
заставив ее изменить прическу и выщипать брови. Собственно,
и играть ей пришлось именно крестьянку, полюбившую богатого
юношу. Об имидже Северного Сфинкса
С первых же лет появления Греты
в Голливуде ее личная жизнь для окружающих была покрыта
тайной. Она приходила на съемочную площадку всегда в
одиночестве, сумрачная и молчаливая, сосредоточенная
исключительно на работе. «Кто она? Это не женщина, а
какой-то сфинкс!» - таковым было единодушное мнение
окружающих. Между тем, внешний облик «загадочной и
непостижимой» Гарбо возник не вдруг - над ее имиджем изрядно
потрудился некий Гарри Эдингтон. Очарованный исключительной
красотой Греты, он стал ее агентом и, по существу,
полноправным хозяином ее судьбы. Эдингтон запретил ей
несанкционированные фотосъемки, всячески ограничивал
контакты с прессой. Гарбо, плохо владеющую английским,
постоянно сопровождали две женщины-негритянки, преданные и
молчаливые. Подобный стиль поведения Гарбо как нельзя лучше
отвечал ее интересам, став ее визитной карточкой. О мужчинах в ее жизни
Когда она только появилась в
Голливуде, мужчины ходили за ней толпами. Первым, с кем у
Греты закрутился настоящий роман, был состоятельный шведский
промышленник Макс Гумпель. Подаренное им золотое кольцо с
бриллиантами она носила долго - даже когда из-за сословных
различий их помолвка расстроилась.
По иронии судьбы, возвышение Греты совпало с закатом карьеры
ее учителя. Стиллер не прижился в США. Точнее, MGM, купившая
его когда-то, теперь делала все, чтобы от него избавиться.
Стиллер догадывался, что он мешает студии «прибрать к рукам»
«независимую» Гарбо, но сделать ничего не мог. Окончательно
доконало его то, что Грета влюбилась в Джона Гилберта.
Стиллер сходил с ума, ревновал, устраивал выяснения
отношений, одно из которых закончилось грандиозным
скандалом. На MGM были даже довольны таким оборотом дела -
теперь уже ничто не мешало им вышвырнуть режиссера из
Голливуда.
Ниночка (Грета Гарбо) 1939
Борьба Гарбо против Боссов
А ее тихое неприятие боссов MGM
росло с каждым днем. Независимую гордую шведку раздражала
царившая на студии атмосфера тотального подчинения: «звезды»
должны были быть послушными марионетками, которым
разрешалось иногда «пошалить» - при условии, что они будут
во всем слушаться «кукловодов» - продюсеров. Бешеный успех звуковых фильмов Греты Сюжеты ее фильмов большей частью были весьма банальны, но в создаваемых ею образах актриса достигала почти трагедийной высоты. Наступление звукового периода стало поворотным пунктом в творчестве Греты Гарбо. Зрителей волновал вопрос: что будет, когда «таинственный сфинкс» заговорит? Однако звуковой дебют актрисы в фильме «Анна Кристи»(по пьесе Юджина О'Нила) режиссера Кларенса Брауна прошел благополучно. Одиночество, разочарование, последняя гордость, жажда человеческого тепла - все это было близко Гарбо. «Нью-Йорк таймс» назвала фильм величайшим в истории кино и связывала этот успех с участием в нем шведской актрисы. На фильм шли толпами и с замиранием сердца ожидали, когда она произнесет первую фразу и она не обманула ожидания зрителей. Помимо красоты, таланта исполнительницы у нее оказался слегка «усталый», но такой завораживающий голос, полный скрытого эротизма. В фильме зрителя глубокий грудной скандинавский голос Гарбо, буквально, околдовал. Ее голливудская карьера стремительно шла в гору. Низкий, «утомленный» голос Греты только усиливал притягательность ее героинь. Торопясь использовать успех, МГМ заставила Гарбо сняться в длинной череде мелодрам: «Роман» (1930), «Вдохновение» (1931), «Сюзанна Ленокс: ее падение и возвышение»(1931), «Мата Хари» (1931), «Гранд Отель» (1932), «Какой ты меня желаешь» (1932)... Из фильма в фильм актрисе поручали роли соблазнительниц. Она устала от них, ей хотелось воплотить на пленке насыщенные драматизмом классические образы: Жанну д'Арк, Гедду Габлер, Машу в «Трех сестрах». О ярких ролях
«Гений Гарбо совмещает в себе
чистоту и тайну, силу и нежность, жестокость и страсть. Вот
почему миллионы тех, кто ранее не знал актрисы, осаждают
кинотеатры от Парижа до Лос-Анджелеса, чтобы насладиться ее
искусством», - писал американский еженедельник «Ньюсуик».
Фильм «Какой ты меня желаешь» (1931) - творческая удача
Гарбо. Ее признают крупнейшей актрисой века, сравнивают с
Сарой Бернар и Элеонорой Дузе. Рецензенты посвящали Грете
первые страницы журналов и газет, ее фотографии печатали на
обложках еженедельников, открытки с ее изображением выходили
огромными тиражами. О таинственности и наследстве
Грета уехала в Нью-Йорк, а
затем в Швецию. Это было первое из ее знаменитых путешествий
домой. Окончание в 1932 году контракта Гарбо с фирмой МГМ
предоставило ей некоторую свободу действий. Грета Гарбо в
середине 30-х сумела сыграть три интересовавших ее роли:
королеву Кристину, Анну Каренину и Маргариту Готье. «Анна Каренина» фильм с Гретой Гарбо 1935 г
Гарбо и тайные миссии
Вершиной периода увлечения
трагедией было суждено стать «Даме с камелиями» («Камилла»,937).
За исполнение главной роли в этом фильме актриса получила
премию шведского короля и нью-йоркских кинокритиков. Рассекреченный архив шведской военной разведки внезапно открыл абсолютно неизвестную сторону жизни звезды. В 40-е годы Гарбо была... шпионом союзников, она выезжала в Европу с тайной миссией. Гарбо попросили привлечь к сотрудничеству с разведкой самых влиятельных шведов - членов королевской семьи, ученых, промышленников. Она блестяще справилась с заданием. При активном участии кинозвезды была разработана обширная агентурная сеть, благодаря которой удалось провести операцию по выводу из строя завода в Норвегии, производившего «тяжелую воду» - необходимый ингредиент для цепной реакции. Гарбо дружила с королем Швеции Густавом Пятым и с датским королем Христианом Десятым. Монархам и бывшей кинозвезде удалось спасти Нильса Бора от рук нацистов и подпольщиков и организовать бегство ученого Нильса Бора из Дании в Швецию, а оттуда - в Шотландию. Тогда же, подобно Шиндлеру, ей довелось участвовать в спасении датских евреев, которых нацисты готовились вывезти в лагеря смерти. Благодаря Гарбо и членам королевских семей несчастных за одну ночь переправили на лодках в нейтральную Швецию. Во многом благодаря ее связям и влиянию удалось наладить агентурную сеть, которая помешала созданию фашистами атомной бомбы.
ЛЕГЕНДЫ МИРОВОГО КИНО: ГРЕТА ГАРБО
Последние роли и уход на покой
В октябре 1938 года Гарбо
вернулась в Америку, а в ноябре следующего на экраны вышла
комедия «Ниночка», сценарий для которой написал Билли
Уайлдер. Она исполнила роль советской железной «комиссарши»,
которая приехала в Париж, чтобы вернуть домой отступников,
торговых представителей. Мерседес де Акоста ужасно
досадовала, что на киностудии МГМ не сумели раньше
распознать комедийный дар актрисы. Замкнутость и друзья Знаменитая, богатая, независимая, она могла теперь делать все, что хотела. Ее жизнь после кино любят описывать как одинокой, а она не была одинокой. Она была непубличной. Лишь в 1970-е стало известно, что большая часть торгового центра на Родео Драйв в Беверли-Хиллз (самой респектабельной части Лос-Анджелеса) принадлежит именно Гарбо. Кроме того, она владела домами в Нью-Йорке и в родной Швеции. По совету друзей-бизнесменов, среди которых были Ротшильды и Онассис, Грета покупала картины. В ее коллекции были работы Ренуара, Боннара, Модильяни... Изредка ее встречали с принцем Зигвардом, бароном Эриком Ротшильдом-Гольдшмидтом, Уинстоном Черчиллем. Но жила она одиноко. Зимой - в Нью-Йорке, на Ист-Сайд, а осенью - в Швейцарии, в местечке Клестерс. Самой близкой подругой была жена сына шведского короля Керстин Бернадот. Гарбо была желанной (хотя и очень редкой) гостьей на виллах Уинстона Черчилля, Аристотеля Онассиса, Ротшильдов. Участники тех «закрытых» обедов, пикников и круизов с Гретой Гарбо свидетельствовали, как мила, общительна и остроумна была эта женщина. Вернее, могла быть. Гарбо много путешествовала, бывала в Европе, Азии, Африке. Долгое время после войны Гарбо жила в Европе и только в сентябре 1953 года вернулась в Нью-Йорк. В 1954 году ей был присужден специальный Оскар «за незабываемые роли в кино» (как ни странно, за всю свою карьеру она не получила ни одного, хотя и номинировалась за «Анну Кристи», «Роман», «Даму с камелиями» и «Ниночку»). Нечего и говорить, что она не явилась на церемонию вручения. Имена Феллини и Антониони ни о чем ей не говорили. Однажды в круизе по Средиземноморью ей преподнесли только что вышедшую книгу о ней. Пробормотав слова благодарности, Гарбо повернулась и выбросила подарок за борт... Близкие друзья всегда находили ее похожей на ребенка. Она была по-детски эгоистична и жестока, считая, что ее обязан любить весь мир. И ничего не отдавая взамен. Она не являлась на встречи, не отвечала на письма. Когда кто-то из поклонников прислал ей корзину роз с бутылкой вина и запиской, Гарбо вытащила бутылку и пару понравившихся цветов. Остальное приказала вернуть, не читая послания. Она дожила до 1990-го. Не появившись ни на одном публичном мероприятии, не дав ни одного интервью, единственный раз разрешив журналу «Вог» опубликовать свою фотографию. «Я хотела бы быть графиней... жить в деревне, в покое и безопасности». Со временем квартира Гарбо на 52-й авеню превратилась в «антикварный магазин». Одевалась, как в униформу - мужской жакет или пальто, длинный шарф, низко надвинутая на глаза шляпа, черные очки, туфли на низком каблуке. Любимым времяпрепровождением были пешие прогулки, потому что на улицах ее редко узнавали. Читала мало, предпочтение отдавала телевидению. В конце жизни часто смотрела фильмы со своим участием, но говорила о себе в третьем лице: «Она была хороша...» В 1987 году Грета Гарбо перестала выходить из квартиры. В 1988-м перенесла инфаркт. В Нью-Йорке смерть постепенно уносила ее друзей. Гарбо умерла через четыре дня в субботу 15 апреля в 11.30 утра. Причина смерти не объявлялась, но, по всей вероятности, виной тому были отказавшие почки. На следующий день тело кремировали в Нью-Джерси. Ее уход тоже был в ее стиле. Прощальные слова на ее панихиде никто не говорил. Выполняя волю умершей, ее останки следовало бы переправить в родную Швецию. Однако по ряду причин урна с ее прахом 10 лет оставалась в погребальной конторе в Нью-Йорке. И только летом 2000 года все формальности были улажены и урну перевезли в Стокгольм. "Великие романы XX века". Грета Гарбо и Джон Гилберт.
Роли в кино
1941 Двуликая женщина | Two-Faced Woman (США) |