Актриса театра и кино, народная
артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР
Родилась в г.Грязовце Вологодской области (по другим сведениям – в Петергофе).
Детство будущей актрисы прошло в деревне Поповкино Грязовецкого района. «Для
меня Родина всегда начинается там, на милой Вологодчине», – отмечает
Сухаревская (Советская Россия. – 1980. – 21 декабря. – С.4).
После смерти отца
в 1924 году Лидия с матерью становятся жительницами Ленинграда. Еще будучи
старшеклассницей, Сухаревская приобрела богатый жизненный опыт. Желая помочь
матери, она подрабатывала маникюршей, табельщицей, разнорабочей на
строительстве больницы, затем поступила на вечерние курсы кройки и шитья. На
курсах был организован драмкружок, руководительница которого посоветовала
девушке стать актрисой. С 1927 по 1930 г. Лидия Сухаревская учится в Первой
государственной художественной студии в Ленинграде. После ее окончания она
становится актрисой филиала Ленинградского передвижного колхозно-совхозного
агиттеатра (Театра пропаганды). Молодым актерам этого коллектива приходилось
не только играть на сцене, но и работать осветителями, реквизиторами, помогать
самодеятельным начинаниям колхозников, читать лекции на творческие и
политические темы, создавать агитационные сценарии на местном материале. Через
год филиал Театра пропаганды распался, и Сухаревская работала в Театре рабочей
молодежи (ТРАМе) и театре Радиокомитета.
Переломный момент
в творческой судьбе актрисы наступает в 1933 г., когда ее принимают в труппу
Ленинградского театра комедии (до 1935 г. он назывался «Ленинградский театр
сатиры и комедии»). Именно здесь происходит формирование творческой
индивидуальности актрисы, становление ее профессионального мастерства. Работая
под руководством известного режиссера и художника Н. Акимова, Сухаревская
приобрела вкус к остроте сценической формы, элегантности внешнего рисунка
роли, интеллектуальной насыщенности образа. Наиболее ярко эти черты проявились
в таких работах «акимовского периода», как Юлия Джули («Тень» Е.Шварца), Бетти
Уайтхауз («Опасный поворот» Дж.-Б.Пристли), Элли («Дорога в Нью-Йорк»
Л.Малюгина), Элиза Дулитл («Пигмалион» Б.Шоу).
С Театром комедии
актриса пережила войну. В первую блокадную зиму с концертной бригадой она
выезжала на фронт, потом коллектив был вывезен из осажденного города боевым
самолетом. В 1943 г. Сухаревская – заслуженная артистка Таджикской ССР. В 1944
г. Ленинградский театр комедии гастролировал в Москве, после чего Сухаревская
принимает решение остаться в столице. Неустанный профессиональный поиск,
нежелание довольствоваться достигнутым, стремление к творческой
самостоятельности – эти черты, присущие Лидии Сухаревской, объясняют столь
радикальный поворот в судьбе актрисы.
В течение
последующих 20 лет Сухаревская меняет несколько московских театров, создавая
яркие сценические образы в каждом из них. В Московском театре драмы
(впоследствии Московский драматический театр им. Вл.Маяковского) актриса
запомнилась в роли своей современницы Мальцевой («Директор» С.Алешина); в
Театре-студии киноактера — в ролях ученого-математика Софьи Ковалевской в
одноименной пьесе бр. Тур и изломанной, опустошенной Гедды Габлер в драме
Г.Ибсена; в Театре сатиры Сухаревская сыграла ироничную Хизиону в пьесе Б.Шоу
«Дом, где разбиваются сердца». С 1963 по 1974 г. Сухаревская работает в
Московском драматическом театре, впоследствии ставшем Московским драматическим
театром на Малой Бронной. В это время Сухаревская зарекомендовала себя как
актриса, не знающая жанровых и стилистических ограничений. Ей в равной степени
были подвластны гротеск и лиризм, публицистическая заостренность и
психологическая нюансировка, яркий комизм и затаенный драматизм. Зачастую
Сухаревская органично сочетала эти характеристики в рамках одной роли. В
репертуаре этого периода по-прежнему преобладают роли зарубежных авторов (Мать
в одноименном произведении К.Чапека, Клер Цеханассьян в «Визите дамы»
Ф.Дюрренматта, Эдит Пиаф в пьесе «На балу удачи», которую актриса написала в
соавторстве с Е.Якушкиной). Но с таким же успехом Сухаревская играет роль
Щелкановой в «Золотой карете» Л.Леонова, создает необычный сценический образ
Египетской пирамиды в спектакле «Братская ГЭС» по поэме Е.Евтушенко. В 1967 г.
она получает звание народной артистки РСФСР.
С 1974 г.
Сухаревская вновь служит в Московском драматическом театре им. Вл.
Маяковского. Самой яркой работой последнего периода творчества актрисы, многие
годы сохранявшейся в ее репертуаре, стала роль Лидии Васильевны в «Старомодной
комедии» А. Арбузова. В этом дуэтном спектакле Сухаревская играла вместе с
мужем, народным артистом СССР Борисом Тениным. Главная тема творчества актрисы
– необходимость хранить верность идеалам добра и красоты, беречь
неповторимость человеческой индивидуальности – прозвучала в «Старомодной
комедии» с пронзительной одухотворенностью.
С
1939 года Лидия Сухаревская снималась в кино (первая роль в фильме «Василиса
Прекрасная») и тоже зарекомендовала себя как актриса широкого творческого
диапазона. В 1940-е годы она появилась на экране в фильмах «Танкер «Дербент»,
«Лермонтов», «Человек № 217», «Встреча на Эльбе», «Звезда». В 1951 г.
Сухаревской присуждается Государственная премия СССР за роль великой княгини
Елены в фильме «Мусоргский». Во второй половине 1950-х годов успех сопутствует
актрисе в фильмах «Бессмертный гарнизон», «Поединок», «Дожди». Следующее
десятилетие в кино актриса открывает фильмом «Жизнь сначала», в котором она
является автором сценария и исполнительницей главной роли. Всего Сухаревская
снялась более чем в 25 фильмах. Актриса часто выступала с литературными
композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов.
Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька»
по Ф.Абрамову (1974)В 1990 г. Лидии
Сухаревской было присвоено звание народной артистки СССР.
По завещанию
Сухаревской и Тенина в их московской квартире (Большая Никитская улица, 49,
кв. 35) организуется филиал Центральной научной библиотеки Союза театральных
деятелей России.
Литература
Владимирова З. Лидия Сухаревская.
– М., 1977.
Вульф В.Я. Звезды
трудной судьбы. – М., 1997. – С. 54 – 61.
Актеры советского
кино. – М., 1967. – Вып. 3. – С. 187 – 201.