Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

Актеры и судьбы

 

 Translate a Web Page      Форум      Гостевая книга

 

    Список страниц раздела

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61

 


 

ЧТОБЫ МИХАИЛ ВОДЯНОЙ НЕ ОПОЗДАЛ НА ГАСТРОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПИЛОТЫ ПОСАДИЛИ РЕЙСОВЫЙ САМОЛЕТ НА ВОЕННОМ АЭРОДРОМЕ. НИКТО ИЗ ПАССАЖИРОВ НЕ ВОЗМУТИЛСЯ - ВЕДЬ ОНИ ЛЕТЕЛИ С САМИМ ПОПАНДОПУЛО"

 

Михаил Водяной ушел из жизни в 63 года, в самом зените славы. Он собирал полные залы в любом городе Советского Союза. Водяной стал первым советским артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР. Кстати, особая манера разговора достигалась благодаря имевшемуся у актера небольшому дефекту речи.

 

"Ваш сын станет знаменитым человеком"

 

- О секрете произношения Водяного знали не только коллеги по сцене, но и почитатели таланта актера, - подтверждает Фаина Мушкатина, директор музея Одесского театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного. - Тысячи одесситов называли его Мишей. Фамилию добавлять нужды не было - все сразу понимали, о ком идет речь. Актера не только знали в лицо, здоровались с ним на улицах - им гордились.

Приступая к роли Яшки-Буксира в "Белой акации" Исаака Дунаевского, Водяной долго искал подходящий для своего персонажа наряд. Одеваться он должен был броско, по последней моде, и костюмеры сбились с ног в поисках подходящей одежды. Возвращаясь как-то домой после спектакля, на Дерибасовской (неподалеку от дома, где он жил) актер заприметил парня-стилягу в экзотической рубашке с пальмами, пирамидами и в аляповатом галстуке. "Где можно достать такой костюм"? - обратился к нему Михаил Григорьевич. "Это вы, Миша"? - "Допустим, я". - "Так я вам дарю". Парень тут же снял с себя галстук, рубашку и отдал их артисту. Водяной полез в карман за портмоне, но обидевшийся стиляга произнес: "Я отдал это с благодарностью за оказанное мне внимание".

Популярность Водяного была неимоверной. Однажды артист опаздывал на гастрольный спектакль, и пилоты посадили рейсовый самолет на военном аэродроме вместо аэровокзала областного центра, где должны были приземлиться. Что самое интересное, никто из пассажиров не возмущался - ведь они летели с самим Попандопуло!

Мало кто знает, что Водяной не коренной одессит.

- Михаил Григорьевич родился в Харькове, - вспоминает племянница артиста Людмила. - Прямой наследницей нашего рода являюсь только я. У дяди детей не было. Мой отец погиб на фронте. Его орденская книжка и моя детская фотография, залитые кровью, были переданы моей маме. Она вначале скрывала от меня эту страшную правду, хотела, чтобы дядя Миша меня удочерил. Увы, этого не произошло.

"Дуэт Яшки и Ларисы" оперетта "Белая акация"(исполняют Михаил Водяной и Евгения Дембская)

Недалеко от места, где жила семья дяди, стояла церковь. Миша, которому исполнилось три года, буквально дневал и ночевал в ней, слушая хор. Как-то служитель храма вывел малыша на улицу и сказал его родителям: "Ваш мальчик будет знаменитым человеком". Перед войной мы все жили в Кисловодске, и дедушка часто говорил: "В семье не без урода. Старший сын нормальный, два института окончил, а у младшего на уме одни драмкружки да переодевания". Окончив школу, дядя Миша отправился в Ленинград. Правда, учиться в театральном институте, в который его приняли сразу на второй курс, довелось недолго - началась война. Дядя вернулся домой, а в 1943 году состоялся его дебют на сцене Пятигорского театра музыкальной комедии.

- Именно в Пятигорске я и познакомился с Мишей, - рассказывал журналист-международник, писатель и драматург Генрих Боровик. - Произошло это в годы Великой Отечественной. Мои родители работали в Пятигорском театре. Отец был дирижером, а мать - ведущей артисткой. Водяной тогда делал свои первые шаги на сцене. Несмотря на некоторую разницу в возрасте, мы быстро сдружились. Будучи еще школьником, я начал работать помощником осветителя, статистом. Мне доверяли включать свет в фойе перед антрактом и выключать, когда начинался следующий акт... А на сцену я выходил в массовке. В театре было достаточно фраков, но хронически не хватало лаковых туфель, поэтому нам, статистам, выдавали... галоши. Издали они блестели и ничем не отличались от лаковой обуви...

Я был в числе немногих, кто провожал Водяного во Львов. После войны он покинул Пятигорск, и мне перепало несколько его ролей. Пару раз произносил: "Кушать подано!" Я перебрался в Москву, но мы всегда поддерживали тесную связь. У дружбы, рожденной в юности, есть свойство сохраняться надолго. Когда написал пьесу "Агент 00", по ней удалось поставить спектакль в знаменитой Одесской оперетте...

- В 1947 году во Львове возобновил постановки театр оперетты, - продолжает племянница Водяного. - Дядя вышел на сцену в премьере оперетты "Одиннадцать неизвестных". В 1954 году этот театр переехал в Одессу. Кстати, настоящая фамилия дяди Вассерман, что дословно переводится как "водный человек". Отсюда и псевдоним Водяной. Буквально через месяц-другой слух о талантливом артисте разнесся по всему городу.

Когда умер его отец, Михаил, прервав гастроли, возвратился домой, поехал на кладбище договариваться о погребении. Директор этого печального заведения поинтересовался: "Как фамилия покойного?" Услыхав в ответ - Водяной, чиновник вскочил с места, хлопнул себя рукой по голове и воскликнул: "Боже мой! Водяной умер!" Михаил поинтересовался: "Вы знали его?" Директор возмутился: "А вы кто, молодой человек?" - "Вообще-то, сын покойного". - "И вы не знаете, что Водяного знал весь мир?!"

 

"Даже после смерти Водяного в кассе Одесской оперетты люди просили билет на любой спектакль с участием артиста"

 

Яшка - оперетта "Белая акация"

- Слава пришла к Михаилу Григорьевичу стремительно, - говорит театральный критик Евгений Женин. - Причем произошло это задолго до выхода на экран фильма "Свадьба в Малиновке". В 1957 году режиссер Григорий Натансон экранизировал оперетту "Белая акация", и Михаил Водяной вместе с Идалией Ивановой (Тоська) и Евгенией Дембской (Лора) оказался в центре всеобщего внимания. Его Яшка-Буксир был не просто стилягой - о, нет, это был фирменный вариант одесского фраера пятидесятых годов. Второго такого и впрямь не было. Его фраза: "Лора, я человек честный и привык смотреть опасности прямо в глаза. Если Костя приедет в Аркадию - мы спрячемся" с характерными, чисто одесскими интонациями, стала нарицательной. Эти самые интонации Водяной не играл, они были неотъемлемой частью дикции артиста. Не зря его считали настоящим одесситом.

Однажды Алексею Арбузову, отдыхавшему в Одессе, сказали, что по его пьесе "В этом милом старом городе" поставили спектакль "Поздняя серенада", где Гусятникова играет Водяной. "Водяной играет Гусятникова! - вскричал Арбузов. - Не пойду". Драматурга затащили силой. После спектакля он сказал Водяному: "Вы - не явление, вы - настоящее театральное чудо". Достав свою книгу, Арбузов написал: "Лучшему Гусятникову на советской сцене".

Одесская оперетта пользовалась популярностью не только в Советском Союзе, но и в зарубежных странах. В то время в труппе было немало превосходных артистов, но своим оглушительным успехом театр был обязан прежде всего Водяному. В его репертуаре были десятки классических образов. Его буквально носили на руках, публика штурмовала театры и дворцы спорта, в которых выступал артист. Бывало, специально для партийного руководства организовывали дополнительные спектакли, которые играли после плановых. Зрители расходились по домам в четвертом часу ночи.

Даже после смерти мастера у театральной кассы Одесской оперетты можно было услышать: "Дайте любой билет на любой спектакль с участием Водяного". Особенно публика любила его Попандопуло, Мишку Япончика и Тевье. Фразы Попандопуло: "Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!", "Композитор, нажми на клавиши - продай талант!" цитируют уже несколько поколений зрителей. За сорок лет работы Водяной снялся в ста пятидесяти ролях! А как он играл Мишку Япончика в спектакле "На рассвете" и в кинофильме "Эскадра уходит на запад"!

Образ Япончика Водяному помог воссоздать Леонид Утесов, который не раз общался с настоящим Япончиком, знал его повадки.

- Леонид Осипович неоднократно говорил мне, что в числе его одесских почитателей был и небезызвестный Мишка Япончик (Михаил Винницкий) - некоронованный король Одессы, - рассказывал в беседе с автором этих строк сам Михаил Водяной. - Япончик часто приходил на концерты Утесова и внимательно слушал, как Леонид Осипович исполнял куплеты.

Однажды к Утесову прибежал испуганный коллега, одесский куплетист Лев Зингерталь, имевший в артистическом мире прозвище Любимец юга России. У него украли фрак, а без фрака не выпускали на сцену. Утесов тут же пошел в кафе "Фанкони" (на углу Екатерининской и Ланжероновской), где располагался своеобразный штаб Мишки Япончика. Оттуда он со своими "мальчиками" руководил всей жизнью Одессы. Япончик пригласил Утесова к своему столику, но певец отказался, рассказав о краже фрака. В ту же минуту раскосые глаза Япончика (за это он и получил свое прозвище) гневно сверкнули, и, обращаясь к своим "орлам", он прошипел: "Что вы наделали? Вы же лишили человека куска хлеба. Чтобы через полчаса у него был фрак!"

Леонид Осипович вышел из кафе, сел на извозчика и приехал к театру. У входа его ожидал Зингерталь, на котором просто лица не было. Когда куплетиста привели в чувство, выяснилось, что ему принесли... восемнадцать фраков разных цветов. "Мальчики" не смогли установить, какой из украденных на тот момент в Одессе фраков принадлежал Зингерталю...

 

"Брат Мишки Япончика пытался выяснить: его родственника будут изображать как бандита или как налетчика. Ведь это "две большие разницы"

 

Интересную историю услышал из уст Леонида Утесова автор этого материала, находясь в 1964 году на борту пассажирского лайнера "Тарас Шевченко".

- Во время гражданской войны в Одессу приехали артисты из Питера и Москвы, Киева и Харькова, - рассказал известный певец. - Работы для всех не нашлось, и многие актеры голодали. Вера Холодная, Рунич, я и другие решили провести гала-представление, сбор от которого должен был пойти в пользу голодавших актеров. Однако билеты приобретали неохотно. Зрители боялись ходить вечером по городу, в котором орудовали бандиты Япончика. Чтобы концерт состоялся, я пошел на встречу с Мишкой и попросил его в этот вечер никого не трогать. Он согласился, а наутро в городе появились афиши со следующим анонсом: "Свободный ход по городу после спектакля и до 6 утра. Гарантирует Мишка Япончик". Одесситы текст поняли, и театр был полон. Впервые за многие месяцы...

- В 60-е годы наш театр готовил постановку "На рассвете" Оскара Сандлера, - вспоминал Михаил Водяной. - Этим спектаклем открывались московские гастроли труппы. Роль мадам Энно, жены французского консула в Одессе, исполняла моя супруга Маргарита Демина. Тогда в Одессе жили еще аборигены, знавшие реального Япончика. Их интересовало, кто выступит в роли короля бандитов. А родной брат Япончика, чистильщик обуви Юдий, дошел до главного режиссера театра Матвея Ошеровского, пытаясь выяснить, как в театре собираются показывать его кровного родственника: в качестве бандита или налетчика, поскольку это "две большие разницы".

- В роли Япончика Михаил Григорьевич выходил на сцену 500 раз! - говорит Фаина Мушкатина. - Леонид Утесов писал в своем дневнике: "Я много лет являюсь консультантом по "одесским вопросам". Работа трудная, так как каждый одессит по любому поводу имеет свое мнение. Единственный случай, когда мнения всех одесситов совпадают, это исполнение Водяным роли Мишки Япончика. Считаю, что Водяной больше похож на Япончика, чем он сам". А надо сказать, что Леонид Осипович обладал мягким нравом только на первый взгляд. У него был далеко не простой характер. Он ни за что и никому не отпускал комплименты на голом месте, только честно заработанные.

- Леонид Осипович гостил у меня на даче, - вспоминал Водяной. - Позавтракав, мы отправились прогуляться и увидели, как петух погнался за курицей. Настиг, только начал топтать, как появилась хозяйка и стала разбрасывать корм. Петух бросил курицу и помчался клевать зерно. Даже курица от удивления скосила глаза. Я засмеялся, а Утесов вполне серьезно сказал: "Не дай Бог так проголодаться".

В одесском театре музыкальной комедии в знак признания Михаилу Водяному идет спектакль "Бал в честь короля" - сцены из наиболее известных постановок, в которых блистал артист. Когда над залом звучит в записи голос Водяного, зрители встают...

 

 

источник-  Александр ЛЕВИТ "ФАКТЫ" (Одесса) http://www.facts.kiev.ua/archive/2010-01-14/103160/index.html

 

 


 

 

 

 

Леонид Утёсов рассказывает об актёре Одесского театра музыкальной комедии Михаиле Водяном

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Михаил Вассерман,


он же Народный артист СССР Михаил Водяной, он же Попандопуло,
он же Мишка Япончик, он же Тэвье-молочник, он же Яшка Буксир и т. д.

 

Город Куйбышев, осень 1974 г., начало нового театрального сезона в драматическом театре им. М. Горького. Я только недавно приступил к работе заместителя директора этого театра. Шеф предоставил мне время присмотреться к театру, актёрам, зрителем. И даже настоятельно просил меня об этом. Я ходил по переполненному фойе театра, находясь в состоянии некоторой эйфории. Почти всё для меня было ново. Ещё бы! Каждый день «битковые» аншлаги! Где и когда такое увидишь? Вот и сегодня... Вдруг от этой клубящейся толпы отделяется, словно ракета от ракетоносителя, и несётся прямо на меня на хорошей скорости экстравагантная дама с весьма и весьма крупными габаритами, передняя часть которой густо усеяна орденами и медалями.
При достаточном приближении обнаруживается и резкий запах алкоголя. Лукавые глаза, интригующие интонации в голосе: «Вы знаете кто я?» И не дав опомниться и сообразить, сама же и брякнула: «Я тёща Водяного!» До меня доходит: «Дамочка помешана на леших, домовых, водяных и т.п. Разновидность городской сумасшедшей... Правда, сумасшедшие, как правило, не пьют...». «Вы что, не поняли?!» - скорее утвердительно, чем вопросительно, сказала она. «Нет, нет, - попытался я успокоить её, как успокаивают в таких случаях психически неуравновешенных людей, - я всё понял, вы только не волнуйтесь». «Вы что? Как я могу не волноваться? — обращаясь к уже обступившим нас любопытным, заявила дамочка. «Я ему говорю, что я тёща Водяного, а он мне отвечает, не волнуйтесь, не волнуйтесь!» «Да, да, я согласен, согласен», - примирительно ответил я, собравшись подыграть ей, чтобы она еще больше не расстроилась, и чуть не ляпнул: «Да-да, водяные, русалки, лешие... я все понимаю, их тут видимо-невидимо... Так что всё в порядке». К счастью, она не дала мне продолжить, откровенно возмутившись: «Слушайте, откуда вы на самом деле приехали? Мне сказали, что приехал человек из Одессы, а он, оказывается, не знает Водяного?! В Одессе, да и не только в Одессе, да где хотите. Водяного каждая собака знает!» Она, и вместе с ней другие любопытные, смотрели на меня почти как на самозванца. - «Идиот, - воскликнул я про себя, - как я сразу не сообразил? - ведь жена Водяного, народная артистка УССР Мара Дёмина - самарская. Тьфу, ты, чёрт, надо же, какой конфуз». И чтобы исправить положение и вернуть доверие обступившей нас толпы, выдавил из себя дежурную улыбку и сказал, как ни в чём не бывало: «Сказали бы сразу, что Вы мама Мары Дёминой, я бы всё понял».

Позднее, когда мы зимой проводили в городе кратковременные гастроли Одесской оперетты в Самарском цирке, в которых участвовал и Водяной, «тёща» пригласила меня на свой день рождения, где мы вспомнили нашу первую встречу, и я рассказал ей, за кого я принял её поначалу. Посмеялись, конечно. Оказалась, что тогда она прибежала в театр прямо с праздника ветеранов. Отсюда и запах спиртного. В Отечественную она мужественно воевала, затем блистала в различных ансамблях, на гастролях и родила дочку Мару. Правда, в тот тёплый вечер её дня рождения центром внимания скорее был тот самый «леший» - Михаил Григорьевич Водяной. Полный достоинства и сознания собственной значимости, спокойно, я бы даже сказал, несколько самоуверенно, как генерал на свадьбе, восседал знаменитый, в то время единственный в оперетте народный артист СССР, имя которого стало при жизни нарицательным, как и имена его неувядаемых сценических героев. Он достиг пика карьеры, возможного для советского артиста. Да ещё при настоящей-то фамилии Вассерман. Он сумел пройти непростой путь от рядового артиста Львовской оперетты, ставшей затем Одесской, до её ведущего артиста, народного артиста СССР, директора и художественного руководителя одновременно. Вскоре его избрали ещё и председателем Одесского отделения ВТО. Он стал человеком, для которого легко открывались очень многие двери в той, некогда ещё могущественной «системе». Как в Одессе, так и в других городах и регионах, ему мгновенно удавалось решать, казалось, неразрешимые для театра или сотрудников вопросы. Он даже, как говорят, открывал «ногой» двери к «гауляйтеру» Украины, так в шутку называли у нас Первого секретаря ЦК КПУ В. Щербицкого. Всё это было так. Его полная уверенность в завтрашнем дне в этот «тёщинский» день рождения, как-то очень чётко ощущалась.

И вряд ли кто-то смог бы в тот вечер предположить, что артиста с такой популярностью и таким положением довольно скоро публично опозорят и унизят на всю огромную страну, лишат очень многого. А главное, запретят ему выходить на сцену, чтобы зритель о нём забыл. Был устроен позорнейший процесс, на котором его обвинили в связях с малолетками. Притом делалось это всё по известным советским схемам: сперва нагрянули КГБешники на квартиру к его близкому другу Илье Р. с обыском. Нашли в кармане пиджака ключи от дачи Водяного, на которой их не раз выслеживали и на которой они, естественно, не раз собирались дружескими компаниями, где, конечно же, появлялись и женщины, причём часто, мягко говоря, посторонние... Но в те времена вечеринки с чужими жёнами, с любовницами не были уже серьёзным компроматом, нужно было преподнести что-нибудь «похлещи». И Илье предложили, указывая на портрет артиста, стоящий на столе «сдать» друга на предмет связи с малолетками, прямо сказав, что лично он, т. е. Илья, им не нужен. Но заметили при этом, что в противном случае его «найдут» как директора «рыбного» ресторана на Пересыпи. А «найти» на такой работе при желании не составляло никакого труда. Но Илья отказался предать друга.
И для начала само собой взялись за него.... Затем распустили по городу слухи о растлении малолетних народным артистом Водяным. И пошло, и поехало! Первым делом партсобрание в первичной организации, конечно, по указанию соответственно райкома, горкома, обкома и, как вы понимаете, фактически по факту слухов. Ну и, конечно, кто больше всех «сочувствовал?» Как всегда, кто-нибудь из приближённых. Сперва - «Мы тебя, Миша, в обиду не дадим!!!» Дальше - собрание в отделении ВТО. Тоже решение. Но... сверху надавили. «Партийцы» наши пошептались. А, может, и в самом деле? И... «накатали такую телегу», что аж волосы дыбом, да так, будто этими малолетками они сами и являлись. Потом образовалось и уголовное дело по заявлению папаши некоей малолетки. Л дальше - больше... И Михаила Григорьевича - просто не узнать. Ему пришлось по требованию партии ещё до суда отказаться от всех должностей. Якобы до всего, как выяснилось, она его не узнала. Но мало ли при таких обстоятельствах происходила встреча. Допустим, не узнала, может быть, у неё память на лица плохая? Однако, что ещё интереснее, на вопрос адвоката, что было дальше, после «того», что она сделала, куда она, например, пошла, она ответила удивлённо: «Как это куда? Я тут же побежала в ближайший вендиспансер провериться! Вот, мне справку дали, что я была девочкой перед «тем» и инфекций у меня нет. Я специально не показывала её раньше, чтобы он не смог отвертеться!» Те немногие, кто присутствовал в зале суда, сначала оцепенели, потом рассмеялись, и даже судья, имевший наверняка соответствующие указания относительно того, какое решение должно быть принято, как рассказывали потом, дольше, чем следовало бы, задержал взгляд на ней, а потом даже головой покачал, что вполне могло быть истолковано, как явное удивление: «Ну, какая же бездарная подстава!» С судом не вышло, а наказать-то всё равно надо. Вынесли партийный выговор: за сомнительные знакомства, позорящие звание члена партии. Имелась в виду его дружба с директором «рыбного» магазина. Кстати, членом той же самой партии. За Водяным осталось только звание Народного артиста СССР. Лишить этого звания мог только Верховный Совет СССР. Посты, естественно, ему не вернули. Несмотря на победу, пусть и неполную, он заметно сдал, стал часто болеть. Впервые после всех событий он должен был выступать вместе с другими знаменитостями на дне рождения Одессы на Центральном стадионе. Мероприятие наметили на 11 сентября. В ночь на 11 сентября его не стало. Какое-то время опять распространялись отвратительные, явно имевшие целью опорочить, унизить его, слухи - мол, купил он новую машину и всю ночь мучился, дескать, колпаки на колёсах не те, ещё что-то не так... .Эх, прогадал! Мучился, мучился этими проблемами, а под утро от такого расстройства и умер.
Жалкий, мол, был человечишка, нестоящий! Источник слухов, наверняка, всё тот же. Спрашивается: кому и зачем нужна была эта заварушка? Всё оказалось проще простого. Два обкомовских клана искали компромат друг на друга. Водяной оказался в одном из звеньев этой цепочки, вроде кто-то из секретарей бывал у него на даче. Когда же кланы, по каким-то причинам, перестал интересовать результат суда, исполнители отнеслись к последующим событиям спустя рукава, оттого-то вместо суда - трагедии вышел суд - комедия.

Что теперь гадать? Да и не важно это. Подлость не имеет власти над будущим, наветы забылись, грязь рассыпалась в прах, а Михаил Григорьевич Водяной остался тем, кем был, - Великим артистом оперетты!
В настоящее время Одесский театр музыкальной комедии носит имя Михаила Григорьевича Водяного.

В дни проведения Дня города-2005 группа зарубежных одесситов посетила одесское Второе кладбище,
желая отдать дань памяти людям, много сделавшим для Одессы.
Были возложены цветы на могилы известных общественных деятелей, писателей, артистов, журналистов, педагогов. В частности, у памятника преступно убитого главного редактора газеты «Вечерняя Одесса»
лауреата Международной Дерибасовской премии Бориса Деревянко.

 

 

 

Памятник Народному артисту СССР Михаилу Водяному и его супруге Народной артистке Украины Маргарите Дёминой.

 

 

источник- http://www.deribasinfo.de/erlichman_publikation.htm

 

 

Белая акация 1957 год