Актеры и судьбы
Translate a Web Page Форум Гостевая книга
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74
Тамара Петровна Семина
( 25.10.1938 года [Льгов, Курской области]) Россия (Russia)
Линия жизни. Тамара Семина
В 1946 году произошла встреча Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, который усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. Как знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.
Вскоре Тамара Васильевна и Петр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе к его матери. Тамара училась здесь в школе до 8 класса, затем встал вопрос устройства на работу (в старших классах обучение было платным). Девушке очень хотелось учиться, чтобы поступить в вуз, и она решила пойти в школу рабочей молодежи. После долгих поисков ей повезло: в ШРМ № 2 она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, и секретарем. Учителя очень любили Тамару и удивлялись тому, как она все успевает. С учителями ей тоже повезло: литературу, например, преподавал сам Булат Шалвович Окуджава.
Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. Она поступает в Калужский пединститут, но потом забирает документы и уезжает в Москву, приняв твердое решение стать актрисой.
В Москве с Тамарой Петровной произошла почти мистическая история - троллейбус привез ее, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актерского факультета все же упросил комиссию сделать для Тамары исключение. Туры Тамара проходила успешно, и в 1956 году она стала студенткой мастерской О.И. Пыжовой.
Знакомство с кино произошло быстро - уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссеров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии "Человек за бортом"; на 2-м курсе состоялась ее встреча с молодым, но уже известным М. Хуциевым в картине "Два Федора"; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме "Все начинается с дороги" В. Азарова.
Возможно, эта внутренняя готовность к большой сложной работе и предопределила то обстоятельство, что М.А. Швейцер на главную роль в экранизации романа Л.Н. Толстого "Воскресение" (1960-61) выбрал из множества претенденток (в том числе и весьма именитых) именно Т.П. Сёмину.
На съемках М.А. Швейцер и С.А. Милькина, его жена и незаменимый помощник, постоянно опекали актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, заметив, что Тамара слишком худа (у нее тогда совсем не было денег), поинтересовался, читала ли она роман Толстого: ведь Катюша Маслова - женщина довольно крупная, даже дородная. И тогда всё вгиковское общежитие бросилось "спасать" Тамару: ей постоянно носили еду, так что она быстро набрала необходимую для роли физическую форму. По этому поводу (и не только по этому) Тамара Петровна замечала: "Я счастлива, что на моем пути всегда были добрые люди".
В фильме Т.П. Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актерской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. И - величайшая редкость в кино тех лет - ее Катюша была по-настоящему чувственной (но без какой бы то ни было пошлости!). (Естественно, на актрису тут же обрушился целый поток предложений сыграть всевозможных падших женщин. Но она сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного "амплуа", и все эти предложения отвергла.)
За роль в "Воскресении" читатели журнала "Советский экран" признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей - как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне как лучшей актрисе был присужден приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины.
При этом роль в "Воскресении" была... дипломной работой Т.П. Сёминой. Экзаменационная комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на "отлично", и в 1961 году Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактера.
После "Воскресения" М.А. Швейцер посоветовал актрисе сыграть современницу, и Т.П. Сёмина снялась в нескольких интересных ролях - в фильмах "Коллеги" (реж. А.Н. Сахаров), "Порожний рейс" (реж. В.Я. Венгеров) (оба - 1962), "День счастья" (1963, реж. И.Е. Хейфиц). А в 1965 году Михаил Абрамович пригласил Тамару Петровну на роль в своей картине "Время, вперед!", где она, как писали критики, "вырвалась на простор открытого актерского темперамента" и блистательно проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора.
Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди ее героинь были и современницы, и женщины из других эпох: Анастасия Батманова ("Крепостная актриса", 1963, реж. Р.И. Тихомиров), Саша ("Человек, которого я люблю", 1965, реж. Ю.Ю. Карасик), Валя ("Совесть", 1965, С.П. Алексеев), Анна ("Чистые пруды", 1965, реж. А.Н. Сахаров), Феня ("Она совершенно права", 1965), Граня ("Про чудеса человеческие...", 1967, реж. В.В. Монахов), Тата ("Они живут рядом", 1967, реж. Г.Л. Рошаль), Настя Силина ("Любовь Серафима Фролова", 1968, реж. С.И. Туманов), Таня ("Один из нас", 1970, реж. Г.И. Полока), Феня ("Сохранившие огонь", 1970), Ксения Калугина ("Расскажи мне о себе", 1971, реж. С.Г. Микаэлян; Т.П. Сёмина получила приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в Ленинграде), Настя ("Инженер Прончатов", 1972), Наташа Ямцова ("Черный принц", 1973, реж. А.А. Бобровский).
В середине 1970-х Т.П. Сёмина сыграла 2 крупные роли: Анфису в сериале В.И. Ускова и В.А. Краснопольского "Вечный зов" (1974-77, фильм 1-й) и Марию в картине Л.Е. Головни "Матерь человеческая" (1975).
О своей работе в "Вечном зове" Тамара Петровна говорила так: "Роль Анфисы - это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни - с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы". Думается, эти слова объясняют, почему Сёмина после показа сериала по телевидению стала поистине всенародной любимицей - зрителей подкупила ее предельная искренность. Тамара Петровна стала получать множество писем, и почти на все отвечала. С некоторыми зрителями у нее завязалась постоянная переписка.
Съемки в "Матери человеческой" отняли меньше времени, но были гораздо более изнурительными, чем работа в "Вечном зове". Фильм снимался в Вешенской с сентября по февраль, и все это время актриса проходила на съемках в одном ситцевом платьице. Ей пришлось и босиком ходить по снегу, и купаться в мороз. Но главное - нужно было отдать себя роли целиком, без остатка, ведь это был уникальный, единственный в своем роде монофильм. Трудность актерской задачи усугублялась еще и тем, что у Тамары Петровны по роли почти не было слов. Остается только удивляться, что эта грандиозная актерская работа осталась недооцененной современниками.
После ряда драматических ролей Тамара Петровна в одном из интервью конца 1970-х годов призналась, что ждет съемок в комедии. Ждать достойной роли, однако, пришлось несколько лет, пока актрису не пригласили сниматься в фильме "Одиноким предоставляется общежитие" (1983, реж. С.И. Самсонов). Комедийно-гротесковая роль воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны стала для Тамары Петровны одной из самых любимых и дорогих. (Сёмина как-то сказала: "В комедии чувствовала себя хорошо, да и на курсе все считали меня комедийной в будущем актрисой».)
В том же году Т.П. Сёмина снялась в продолжении "Вечного зова" (1983, фильм 2-й, приз за лучшее исполнение женской роли на фестивале телефильмов в Алма-Ате).
Она много играла и на сцене Театра-студии киноактера - в таких постановках, как "Русские люди", "Гроза" и других. Обладая чрезвычайно выразительным, красивым низким голосом, прекрасно работала на дубляже иностранных фильмов: наиболее значительные ее роли (именно так!) - дублирование польской актрисы Кристины Янды в картине "Любовники моей мамы", Анни Жирардо в "Руфи", Эдит Пиаф в фильме "Эдит Пиаф" и другие.
В Японии Т.П. Сёминой присвоен титул "Народное достояние Страны восходящего солнца". В 1978 году Тамара Петровна была удостоена звания Народной артистки РСФСР.
Другие фильмы, в которых снялась Т.П. Сёмина: "Безотцовщина" (1976), "Трактир на Пятницкой" (1977), "Доброта" (1977), "А у нас была тишина" (1977), "Емельян Пугачев" (1978), "Опасные друзья" (1979), "Холостяки" (1980), "Дым отечества" (1980), "Тайна записной книжки" (1981), "Особое подразделение" (1984), "Еще люблю, еще надеюсь" (1984), "Вера" (1986), "Загадочный наследник" (1986), "Серая мышь" (1987), "Прощай, шпана замоскворецкая" (1987), "Бомж" (1988), "Молодой человек из хорошей семьи" (1989), "Казенный дом" (1990), "Убийство свидетеля" (1990), "Кошмар в сумасшедшем доме" (1990), "Заряженные смертью" (1991), "Рабэ вумен" (1991), "Звезды на море" (1992), "Исполнитель приговора" (1992), "Вверх тормашками" (1992), "Непредвиденные визиты" (1992), "Шиш на кокуй!" (1993), "Стресс" (1993), "Твоя воля, Господи!" (1993), "Маэстро вор" (1994), "Транзит для дьявола" (1999, телесериал), "Две судьбы" (2002, сериал).
Живет и работает в Москве.
источник- http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/semina/
"Частная история": артистка Тамара Семина
Киноактриса Тамара Семина: живу среди цветов
источник- http://www.kp.ru/daily/22970/1593/
Тамара Сёмина. Соблазны и поклонники