Домой Кино Музыка Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
Translate a Web Page Форум Гостевая книга
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95
Эльза Леждей
Она мечтала сыграть Дездемону в фильме Юткевича, Настасью Филипповну в «Идиоте» у Пырьева, Катарину в «Мамаше Кураж и ее детях» Бертольта Брехта. Не сложилось. Но актриса не жалела даже о том, что роль суховатого эксперта- криминалиста не позволяла разгуляться ее актерской фантазии. «Моя Зиночка, — говорила она, — человек дела, этим и интересна». Первым мужем Эльзы Леждей стал знаменитый кинорежиссер Владимир Наумов. Он
подарил ей роли Риты Устинович в «Павле Корчагине», где, по словам исполнителя
главной роли Василия Ланового, «вылизывал для нее каждый кадр», и проститутки
Мари в «Ветре». Многие в то время завидовали актрисе, которая смогла так хорошо
«пристроиться в жизни», получая главные роли в мужниных картинах. А она,
влюбившись, ушла от Наумова, с которым растила сына, к партнеру по фильму
«Хоккеисты» Вячеславу Шалевичу. Они прожили вместе два года, но официально брак
так и не зарегистрировали. О своих похоронах Эльза Леждей просила никому не сообщать — хотела, чтобы они были немноголюдными
Эльза Леждей. Прекрасная Эльза.
РЕЖИССЕР СЕРИАЛА «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» ВЯЧЕСЛАВ БРОВКИН: «ДРУЖБА ЛЕЖДЕЙ С ОТДЕЛОМ КРИМИНАЛИСТИКИ ОЧЕНЬ ПОМОГАЛА НАМ В РАБОТЕ»
Вячеслава Бровкина с полным правом можно назвать родоначальником жанра детективного сериала на советском телевидении. И хоть режиссер терпеть не может бесчисленные нынешние сериалы, все они выросли из его многосерийных фильмов «Следствие ведут ЗнаТоКи» и «Мегрэ». — Вячеслав Викторович, с чего началась ваша работа над знаменитой картиной? — Авторы, Ольга и Александр Лавровы, принесли нам свой первый сценарий в 1970 году. Телевизионному начальству он понравился, и решено было срочно — летом! — приступать к работе, потому что на сентябрь уже были назначены съемки сразу двух первых серий. Поскольку я одно время служил в Театре на Малой Бронной, то и исполнителей главных ролей выбрал преимущественно оттуда. Это было удобно во всех отношениях: во-первых, актеры одной театральной школы разговаривали на одном языке, во-вторых, репетировать на базе одного театра было легче. Ведущая тройка определилась сразу — Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Анна Антоненко-Луконина. — Вот те раз! А я думала, вы назовете Эльзу Леждей... — Нет, она появилась гораздо позже. Репетировать мы планировали на гастролях — в Саратове, и тут — неожиданная неприятность: Антоненко-Луконина, которая должна была играть Кибрит, попросила ввиду приближающихся родов перенести съемки на несколько месяцев. Но график у нас был очень жесткий, так что пришлось ей отказать. У нас началась паника: где найти красивую, обаятельную и профессиональную актрису на роль эксперта Кибрит, которая украсила бы мужскую сыщицкую компанию. Больше всех паниковал я, потому что все московские актеры уже разъехались на гастроли или в отпуска. На помощь пришли авторы, Лавровы, предложившие кандидатуру Леждей. — До этого вы были с ней знакомы? — Нет, хотя ее работы я видел в двух или трех фильмах — «Ветер», «Баллада о солдате». И в первый момент меня ее кандидатура не впечатлила, ведь Леждей, хоть и закончила Щепкинское училище, сразу же ушла в кино. У нас же была своя специфика: первые серии мы снимали, как спектакли, длинными сценами, а не короткими, как в кино. Плюс все остальные актеры были театральными, со своей манерой игры. Я боялся, что Кибрит будет выделяться на их фоне не в лучшую сторону. В общем, встречи с кандидаткой ожидал с некоторым опасением. — Судя по всему, оно не оправдалось? — К счастью, нет. Как сейчас помню: ко мне на Малую Бронную пришла красивая, изящная, элегантная женщина. Держалась очень спокойно, раскованно, без — уж извините за выражение! — актерского выпендрежа. Конечно, репетировать с нами в Саратов она не поехала, но поскольку ее в первых сериях было не так уж много, все обошлось.
Кстати, при нашем знакомстве Эльза Ивановна сразу же заговорила об оживлении роли: мол, по ее мнению, образ Кибрит суховат. И надо сказать, что в процессе работы она смогла передать героине свое обаяние.
— А насколько ей давалась во время съемок в роли эксперта-криминалиста профессиональная специфика? — Во время нашей работы на Петровке, 38 (до 10-й серии мы снимали в павильонах, а потом уже перешли в Главное управление МВД) ее очень доброжелательно принимали во всех научно-исследовательских кабинетах. Помогали чем могли, охотно показывали, как делается та или иная экспертиза, чтобы на экране все выглядело максимально достоверно. Правда, это пошло не с первой серии, а с третьей или четвертой, но дружба Леждей с отделом криминалистики очень помогала нам в работе. А наш главный консультант — в то время замминистра внутренних дел, генерал-лейтенант Викторов — очень любил эту актрису и считал, что Эльза Ивановна вносит оживление в работу экспертного отдела Петровки. — Как сложились ее отношения с партнерами? — Во время работы над первыми сериями она осторожно присматривалась, примеривалась к Мартынюку и Каневскому — к их привычкам, манере работы. И набиралась опыта. А я, бывало, сердился на актрису, потому что она еще не подстроилась под них. Но уже к пятой серии, которая называлась «Динозавр», мы нашли общий язык. Как режиссер могу сказать, что Эльза Ивановна была предельно профессиональна, всегда готова к съемкам. Благодаря ее игре суховатость Кибрит постепенно уходила, хотя сценарий изначально выписан не для нее, а для партнеров-мужчин. Для меня особенно важна ее работа в двух сериях, которые я снимал (из 22 серий «ЗнаТоКов» я был режиссером только 15-ти). А лучшей из всего сделанного ею считаю огромную сцену с Арменом Джигарханяном в серии «Шантаж». Какие там у нее были замечательные актерские находки!
— Вся знаменитая троица ЗнаТоКов, как сказали бы сейчас, стали секс-символами того времени... — Это случилось не сразу. В секс-символы они превратились где-то после 10-11-й серии. Ездили по всему Союзу с концертами, добирались до Сибири и Дальнего Востока, их везде рады были видеть и милиция, и простые зрители. Правда, Эльзу Ивановну ребята с собой брали редко, но везде о ней спрашивали. — В жизни она была такой же закрытой, как и ее героиня в «ЗнаТоКах»? — Да, Леждей была достаточно сдержанна. Она в это время уже была замужем за Всеволодом Сафоновым, без которого буквально дня не могла прожить. И мы гораздо больше общались с Каневским и Мартынюком, чем с ней.
Актер Каневский был многолетним партнером Эльзы Леждей по фильму « Следствие ведут ЗнаТоКи ».
— Леонид Семенович, за время съемок в сериале вы успели сдружиться с Мартынюком и Леждей?
— Времени для этого действительно было предостаточно — мы работали вместе с 71-го по 89-й год, да и потом еще в 2002, 2003 годах, но тогда Эллы — так я ее называл — с нами уже не было. Удивительно, но за 20 лет мы даже ни разу не повздорили. Сниматься Элле было гораздо труднее, чем нам с Герой: мы как-то действовали, она же преимущественно сидела за столом и изрекала непонятные ей термины, которые с трудом заучивала. Но и такую роль она сумела очеловечить, подарив Кибрит свои собственные черты — элегантность, женское очарование, манкость. — Помнится, Лавровы даже хотели поженить Знаменского и Кибрит... — Чтобы как-то разнообразить личную жизнь героев, авторы сценария придумали для них роман, да не мимолетный, а серьезный, который вполне мог закончиться свадьбой. Но зрители и особенно, как я теперь понимаю, зрительницы были категорически против. Киностудию просто завалили письмами: «Если вы жените Знаменского, мы возненавидим его жену!». Вот и решено было оставить Пал Палыча зрительницам. Зиночку спустя какое-то время выдали замуж за другого героя, а Знаменский остался одиноким. Кстати, именно зрители спасли экранную жизнь и майору Томину. Когда его хотели заменить другим персонажем, посыпались письма и телеграммы, в которых самой страшной угрозой было: «Если вы убьете Томина, мы разобьем телевизор!». И меня оставили в живых.
МОЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ШАР. ЭЛЬЗА ЛЕЖДЕЙ
— Вне съемочной площадки вы общались?
— Конечно! С Геркой больше, с Эллой — меньше. Все свое свободное время она проводила с мужем и нашим большим другом Всеволодом Сафоновым, которого любила до безумия. В их замечательном, очень уютном доме все было сделано ее руками. Элла очень хорошо готовила. Если мы собирались, она всегда накрывала такой стол, что съесть это все было просто невозможно. Она вообще была женщиной домашней, очень редко появлялась на каких-то тусовках. — Вы могли бы представить Эльзу Леждей, подобно нынешним актрисам, героиней эротической фотосессии для мужского журнала? — Боже упаси! Наверное, современным актрисам нужно таким образом время от времени напоминать о себе, Элла же ни в чем подобном не нуждалась. Женская притягательность у нее была такая, что дай Бог каждому! Красавица, каких мало, — яркая брюнетка с прекрасной фигурой! А ее фирменная привычка слегка прищуривать один глаз делала ее загадочной, казалось, что за этой женщиной стоит какая-то тайна.
«ПОСЛЕ СМЕРТИ МУЖА ОНА ЗАКРЫЛАСЬ ОТ ВСЕХ»
— Как вы думаете, не сыграла ли ее героиня Кибрит злую шутку с актрисой — не стала ли Леждей актрисой одной роли? — Все знают, что у нее были и другие роли, но именно наш фильм принес ей огромную популярность. Правда, когда в начале 90-х фильм перестали снимать, она растерялась и не знала, что ей дальше делать. Все воспринимали ее исключительно как Кибрит, предлагать ей другие роли никому уже и в голову не приходило. Впрочем, если вспомнить, в каком состоянии тогда находилось наше кино, все становится понятным — кинематографическое
безвременье погубило многие актерские судьбы.
— В последние годы вы с ней общались?
— В 1991 году я уехал в Израиль, где жил и работал больше 10 лет. Но знаю, что после смерти мужа она закрылась от всех. Почти нигде не появлялась, никого не звала в гости. Гера с ней время от времени созванивался, но перерывы между звонками становились все длиннее. Последний раз они разговаривали где-то за год до ее смерти. Элла очень тосковала без Севы, сильно болела и не хотела, чтобы ее видели в таком состоянии. К тому же ей предстояла тяжелая операция на легких, которая, увы, уже не помогла. Даже о своих похоронах просила никому не сообщать — хотела, чтобы они были немноголюдными. Мы с Герой подчинились ее воле: ни его, ни меня там не было. Но через какое-то время мы вдвоем приехали к ней на могилу — проститься. — Как вы приняли новую исполнительницу роли Кибрит — Лидию Вележеву? — Конечно, поначалу было сложно. Лидочка — очень хороший человек, замечательная актриса, но она совсем другая. Впрочем, фильм и время, в которое снимались «ЗнаТоКи», тоже были совсем другими. Но мы старались сохранить и атмосферу картины, и суть взаимоотношений наших героев.
источник- Людмила ГРАБЕНКО http://www.bulvar.com.ua/arch/2011/23/4defd5b405dd6/
"Как уходили кумиры" - ЭЛЬЗА ЛЕЖДЕЙ
Эскадра уходит на запад (Жанна Лябурб) 1965 г.
|