Домой Кино Музыка Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85
Гостевая книга Помощь сайту
Нина Афанасьевна Сазонова
Родилась 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии. Большая часть детства и юность Нины Сазоновой прошли на Волге, в Кимрах. В семье все были очень музыкальны: мать, Матрена Семеновна, прекрасно играла на гитаре, отец был скрипачом. Нина впервые вышла на сцену еще школьницей. В студию Центрального академического театра Красной армии (ныне Российской армии) она пришла, когда ей еще не было и 17 лет. Свой путь в театре она начала под руководством выдающегося мастера – А.Д. Попова. Сазонова органически впитала все то, что говорил Алексей Дмитриевич о работе актера, о воспитании внутреннего мира, без «строительного материала» которого персонаж предстанет обедненным, лишенным человеческих свойств, черт личности. Одна из первых ролей молодой актрисы в театре – Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», сыгранная в 1939 году. Позже были Таня Бойцова в «Бессмертном» А. Арбузова, медсестра Маруся в пьесе «Фронт» А. Корнейчука, Степанида Лукьяновна в «Степи широкой» Н. Винникова, Домна Евстигнеевна в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, Полина Карповна Крицкая в «Обрыве» И. Гончарова, Лушка в «Поднятой целине» М. Шолохова, Фекла Ивановна в «Женитьбе» Н. Гоголя.
Начало театрального пути Нины Сазоновой совпало с началом Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года она вместе с подругой, молодой актрисой Театра армии, выступала на Белорусском вокзале перед теми, кто отправлялся на фронт. Потом, за 4 года войны, Нина Сазонова дала более 3 тысяч фронтовых концертов, зимой 1941 года с театральной бригадой побывала на всех участках Московской битвы, в мае 1942 года чудом выжила, попав в окружение под Харьковом... Но тот первый день войны остался незабываемым для Нины Афанасьевны – день, когда она осознала себя одной из поколения, обожженного войной, одной из актрис, которым дано выразить высокие и обобщенные понятия боли, страдания, счастья. Схожее чувство актриса ощутила много лет спустя, работая над небольшой, но яркой ролью Эммы в спектакле «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Одна из нескольких равных в коллективном образе брехтовского Хора, Нина Сазонова выделялась не только своим уникальным, живым и теплым, сильным и выразительным голосом, но и характером, который актриса сумела создать несколькими точными, крупными штрихами. К теме войны актриса вернется и в спектакле «Снеги пали» по пьесе Р. Феденева, поставленном к 30-летию Победы в 1975 году. Сазонова играла Раису Семеновну Шитову, женщину, вынесшую все тяготы военных лет, мать в высоком смысле этого слова, взявшую главенство в семье в свои надежные руки. Здесь, как и во многих других спектаклях, Нина Афанасьевна пела – исполняла песню Булата Окуджавы («Будьте прокляты, дороги наших бедствий, вы не смеете вернуться к нам опять!..»). Именно этот эпизод спустя годы вошел в спектакль, подготовленный театром к 55-летию Победы, – «Ты помнишь...».
Как уходили кумиры "Нина Сазонова "документальный фильм
Какую бы роль ни играла Нина Афанасьевна Сазонова, она всегда оставалась по-человечески простой и близкой той аудитории, что заполняла зрительный зал. Одна из первых послевоенных ролей актрисы – Наталья Тузикова из спектакля по пьесе А. Салынского «Барабанщица». Хваткая, жадная до жизненных впечатлений, сыгранная ярко, с веселой и злой фантазией, озорством, она захватывала зрителя, была абсолютно открыта – каждая ее эмоция подавалась крупно, отчетливо. Мастерство актрисы делало характер Натальи узнаваемым, очень конкретным, хорошо знакомым тем, кто пережил войну. Нина Сазонова принадлежала к редкому типу актрис, которые умеют привлечь внимание зрителя к тому, что в реальной жизни привычно, обыденно, казалось бы, незаметно. Интересной и характерной в этом смысле была роль Татьяны в спектакле «Надежда Милованова» по пьесе Веры Пановой «Поговорим о странностях любви». Буквально несколькими уверенными, точными мазками она создала такой образ благополучно-равнодушной женщины, которой все положено и всегда недостает того, что положено... Разных по характеру героинь Сазоновой объединяло поистине завораживающее воздействие личности актрисы – сильной, верной, мужественной, умеющей страдать и сострадать, чутко ощущающей любую беду и умеющей пропустить ее через собственную душу. В спектакле «Ужасные родители» французского драматурга Жана Кокто героиня Нины Сазоновой – Ивонн была едва ли не первой и единственной среди сыгранных актрисой ролей «просто женщиной» – слабой и капризной, простодушной, но наделенной сердечной теплотой, умением остро чувствовать, переживающей весь драматизм слепой материнской любви. Эта роль открыла новые грани мастерства актрисы. Нина Сазонова – актриса очень русская, одаренная ярко выраженным национальным характером, самоощущением, что давало ей возможность находить точные краски для самых разных образов. Это и ее генеральша Епанчина в спектакле «Идиот», неумело скрывающая под властностью и «металлическим голосом» мягкую, чувствительную натуру. И словно сошедшая со страниц Достоевского Бабушка в «Игроке» – столько было в актрисе капризного, сумбурного, энергичного, страстного. И конечно, Васса Железнова, которую Нина Афанасьевна играла в театре в течение 10 лет, – одно из лучших и зрелых сценических созданий актрисы. Эту роль Сазонова исполняла по-своему. Ее Васса была и властной, и сильной, и хитрой, и всемогущей, и деспотичной. Одновременно в ней ощущалась женщина, вынужденная многочисленными и непростыми обстоятельствами стать такой, и только такой. Глубоко запрятанную боль, непрощение человеческого предательства, несправедливость судьбы несла Васса Сазоновой. Трагическая мощь ее героини была оттенена только любовью к детям. В игре актрисы возникли неожиданные новые оттенки: напряженный, словно исподтишка следящий за всеми взгляд, неспокойные руки, нервная натянутость, в которой рождалась и утверждалась общая для спектакля атмосфера тревоги, нечистых тайн и их разоблачений. Десятилетие спустя после Вассы Железновой, в 1986 году, Н.А. Сазонова сыграла Бабушку в своем бенефисном спектакле по пьесе А. Касоны «Деревья умирают стоя». С глубоким психологизмом рассказывает актриса о неброском, повседневном мужестве своей героини – доньи Эухении, убеленной сединами женщины, знающей цену жизни и смерти. В этой роли соединились, органически слились черты многих сыгранных прежде героинь, придав образу исключительный объем и типичность. Гордая в своем горе, озорная, когда вспоминает о молодости, одержимая в утверждении любви как основы жизни, полная внутреннего достоинства в горе, порой беззащитная, щедрая душой и проницательная Бабушка Сазоновой стала стержнем всего спектакля.
Звёздочка Нины Сазоновой
Одна из самых ярких сценических работ актрисы в 1980-е годы – роль Раисы Гурмыжской в «Лесе» А.Н. Островского – спектакле, поставленном кинорежиссером В. Мотылем. Сазонова играла Гурмыжскую острокомедийно, на грани гротеска. Не менее интересна и роль Гулячкиной в спектакле «Мандат», поставленном А. Бурдонским по пьесе Н. Эрдмана в 1988 году. При всей внешней простоте и предсказуемости Гулячкина была характером объемным – столько сошлось в нем нелепого, лукавого, обаятельного и смешного. Помимо уже упомянутых ролей Нина Афанасьевна сыграла в спектаклях Театра армии: «Каса маре», «Птицы нашей молодости» и «Обретение» И. Друцэ, «Игра без правил» Л. Шейнина, «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского и др. Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее киноработ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. Первым режиссером, который пригласил ее в кино, был Александр Довженко. Его картина «Поэма о море» (1958) – начало творческого пути актрисы на экране. В кино Нина Афанасьевна сыграла около 30 ролей, создав такие замечательные образы, как Екатерина Тимофеевна в фильме «Женщины» (1965), Мать в «Нашем доме» (1965), тетя Паша в одном из первых отечественных телесериалов – «День за днем». Она также снялась в картинах: «Повесть пламенных лет» (1960), «Простая история» (1960), «Первый троллейбус» (1963), «Тетка с фиалками» (1964), «Живет такой парень» (1964), «Свет далекой звезды» (1964), «Рано утром» (1965), «Не самый удачный день» (1966), «Бабье царство» (1967), «Длинный день Кольки Павлюкова» (1968), «Зигзаг удачи» (1968), «Новенькая» (1968), «Странные люди» (1969), «Конец Любавиных» (1971), «Сибирячка» (1972), «Потрясение» (1993), телефильмах «Моя улица» (1971), «Юркины рассветы» (1974). Кем бы ни были героини Нины Сазоновой, в какие бы жизненные обстоятельства ни попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины. Нине Афанасьевне обязаны своей популярностью песни, которые она исполняла в художественных фильмах: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальсок». И даже в театре, в антракте, когда актриса торопилась в свою гримерную, чтобы немного отдохнуть, ее часто останавливали возле будочки помощника режиссера монтировщики, мебельщики, рабочие сцены: «Нина Афанасьевна, спой, ну, пожалуйста, спой!..» И она всегда пела – чуть приглушенно, чтобы не слышно было в зале, ставшие известными благодаря ее же киноролям песни. Н.А. Сазонова удостоена звания народной артистки СССР, награждена орденом Ленина, медалями, другими знаками отличия. Скончалась 29 февраля 2004 года в Москве.
Женщины. 1965.
|