Надежда Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово, Смоленской области в простой семье Василия Румянцева, проводника поезда дальнего следования. Через год после рождения девочки семья перебралась в поселок Жаворонки под Москвой, где главе семьи выделили отдельный домик. Тут и прошло детство будущей звезды советского экрана.
Веселый, неунывающий характер у Надежды Румянцевой сложился в детстве, когда достатка в семье не было и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить. Как ни странно, Надежда всегда была старшей в доме: и брат, и ее родители часто обращались к ней за советом. Она всегда была очень энергична. А уж если принимала решение, помешать ей его осуществить можно было, только приложив большое старание.
Учеба
Окончив школу, Надежда Румянцева встала перед выбором - куда идти дальше. Тогда она совершенно далека была от мира искусства. И единственное, что ее заботило, - выбрать такой вуз, в котором не надо было бы сдавать экзамены по физике, химии, математике, эти предметы ей надоели еще в школе. И тут выяснилось, что таким вузом является ГИТИС. Выбирать не приходилось. Туда она и отправилась.
Экзаменационный монолог Фауста и определил её судьбу. В итоге Румянцева оказалась в студии при Центральном детском театре, куда ей посоветовал пойти учиться режиссер А.А.Гончаров. После закрытия студии подающую надежды студентку оставили во вспомогательном составе ЦДТ, где она работала, одновременно став вольнослушательницей, а вскоре - и полноправной студенткой на актерском факультете ГИТИСа. Впоследствии Надежда Румянцева перешла во ВГИК, где занималась в мастерской О.Пыжовой и Б.Бибикова.
Начало
Надежда Румянцева в итоге окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. И к тому времени она уже была сложившейся актрисой на амплуа «травести». Она уже много работала на сцене Центрального Детского театра и состоялась в кино.
Дебют Надежды Румянцевой на экране стала роль Маруси Родниковой в киноповести «Навстречу жизни». Тогда ее из нескольких претенденток на роль выбрал режиссер Николай Лебедев. Затем она снялась еще в двух фильмах: у Алексея Граника в картине «Алеша Птицын вырабатывает характер» и в фильме «Морской охотник». Причем в последнем она блестяще сыграла десятилетнюю девочку - а было актрисе 24 года!
По окончанию ВГИКа все начинающие актеры пришли работать на Мосфильм, их просто зачислили штатными единицами и руководство студии назначало их на съемки в ту или иную картину. Но талант Надежды Румянцевой оказался намного шире штатного расписания. Её удивительное обаяние, чувство юмора и неповторимая искренность требовали особых ролей. И когда директором Мосфильма стал Иван Пырьев, то он сразу распорядился: «На Румянцеву срочно написать сценарий»…
«Девчата»
Прославили Надежду Румянцеву комедийные ленты режиссера Юрия Чулюкина. Первая – «Неподдающиеся», где она сыграла роль задорной комсомолки, передовицы производства Нади Берестовой, взявшей на себя задачу по перевоспитанию двух отъявленных лентяев и прогульщиков.
Затем, на волне первого успеха, Чулюкин снял вторую комедию с Надежной Румянцевой – «Девчата». В картине Румянцева сыграла бывшую детдомовку Тосю Кислицыну, волею судьбы попавшую в качестве поварихи в таежный леспромхоз и там влюбившуюся в знатного лесоруба Илью Ковригина (Николай Рыбников). Первоначально на Тосю Кислицину пробовалась жена Чулюкина – знаменитая Наталья Кустинская. Но режиссер переборол личные пристрастия и в итоге утвердил более подходящую для этой роли Румянцеву.
Натурные съемки проходили на Северном Урале, Пермская область. А еще в Ялте, где в финале вместо снега сыпали на землю соль, где посадили около 300 деревьев и построили поселок с вывеской «Леспромхоз». Специально для роли Румянцева придумала весь свой наряд: по ее заказу сшили легкое пальтишко, даже без подкладки, а шапку для своей героини она выменяла у родного племянника.
Чулюкинские «Девчата» произвели не меньший фурор, чем когда-то александровские «Весёлые ребята». Образ Тоси Кислицыной стал визитной карточкой актрисы, принес ей мировую славу. Её называли «Чаплином в юбке». После успеха этой картины Надежду Румянцеву заметили даже в Голливуде. Несколько американских режиссеров собирались пригласить актрису в США для участия в своих картинах. Но, как всегда, из этого ничего не вышло. Румянцева про эти приглашения даже ничего не знала, ей просто о них не говорили. Оказывается, на них отвечали, что актриса очень занята в съемках, и …
Всеми любимая актриса
Надежда Румянцева продолжала активно сниматься, сыграв, в числе прочих, в таких фильмах, как «Королева бензоколонки», «Женитьба Бальзаминова», «Крепкий орешек». После веселой задорной комедии «Королева бензоколонки», где Румянцева исполнила роль заправщицы бензоколонки Людмилы Добрыйвечер, мечтающей о большой сцене, все маленькие курносые девчонки поверили, что и они могут стать кинозвёздами.
В конце 60-х годов творческую карьеру надежде Румянцевой на время пришлось прервать. Она на несколько лет уехала с мужем за границу. Дело в том, что ее муж работал в Министерстве внешней торговли и, пройдя все ступени роста, вырос до торгпреда. В конце концов, его отправили на работу сначала в Египет, затем в Малайзию, и вместе с ним туда отправилась и его жена Румянцева.
На съемочную площадку актриса вернулась в середине 70-х годов, сыграв в фильме «Ау-у». А в дальнейшем ей доводилось исполнять в основном эпизодические роли – «Несовершеннолетние», «Женатый холостяк», «ЧП районного масштаба», «Стервятники на дорогах».
Тем не менее, Румянцева всегда продолжала оставаться в числе актрис, любимых миллионами зрителей. Помимо кино она много работала в мультипликации. Ее голосом говорят десятки персонажей, так любимых юными зрителями.
Еще одной стороной творчества Румянцевой стал дубляж иностранных телесериалов, наводнивших в 90-е годы наши экраны. Начало было положено еще «Рабыней Изаурой». А самой масштабной работой Румянцевой стал телесериал «Твин Пикс», где она озвучила все женские роли, начиная от Люси и кончая Одри.
Личная жизнь
Сама Надежда Васильевна Румянцева считала, что не было бы у неё таких актёрских удач, если бы не настоящее женское везение. По её словам, все годы замужества, каждый день, она слышала от мужа, что он в неё влюблен. И все в ее жизни, наверное, удалось. Она сделала все, что хотела, и дай Бог, чтобы кто-то из актрис, которые сегодня именуют себя звездами, прожил такую же жизнь, как у нее.
До самых последних дней актрисы люди, встречавшие ее на улице, брали ее за руки и говорили: «Как мы любим ваши фильмы! Какое было время!» Это ли не самое настоящее признание?!