Домой Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
Форум Помощь сайту Гостевая книга
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134
И жизнь, и слезы, и любовь... Анатолий Равикович.
Анатолий РАВИКОВИЧ
боялся попусту терять время
и, даже несмотря на свою тяжелую болезнь — рак легких, продолжал
работать до последнего дня
В его жизни было только две любви — к театру и жене, актрисе Ирине Мазуркевич. Впрочем, первая была непосредственно связана со второй: со своей будущей женой актер познакомился в Театре имени Ленсовета, они долго играли в одном спектакле: она — Малыша, он — Карлсона. Разница в 20 лет — Ирине на момент их знакомства было всего 19 — не помешала им полюбить друг друга и прожить вместе долгих 35 лет. В последние годы Анатолий Юрьевич тяжело болел — у него был рак легких. Время от времени актер ложился в клинику, но, пройдя очередной курс лечения, подобно своему Хоботову, сбегал оттуда на сцену и съемочную площадку. Он продолжал работать, несмотря на то что уже не мог обходиться без баллончика с лекарствами — задыхался. Равикович знал, что скоро уйдет, и старался в отпущенное ему время сделать как можно больше. Только почувствовав, что жить осталось считанные дни, лег в больницу, откуда ему уже не суждено было выйти.
Кинорежиссер Александр Полынников снимал Анатолия Равиковича в двух своих картинах — «Приморский бульвар» и «Страсти
по Анжелике».
— У Толи была удивительная черта, — вспоминает Александр Николаевич, - он боялся попусту терять время и постоянно что-то делал — даже отдыхая, не мог сидеть просто так. В перерывах то книжку читал, то радио слушал, то рисовал, то палочку какую-то строгал. Когда приходил на съемку, садился гримироваться и начинал травить анекдоты. Съемочная группа собиралась вокруг него и около получаса взахлеб слушала. А Толя, рассказав, первым начинал заразительно смеяться. Он явно получал удовольствие от собственного исполнения и этим создавал замечательное настроение в группе, которое было очень важно, потому что мы снимали комедию. Толя умел находить общий язык со всеми службами — гримерами, костюмерами, осветителями: с кем-то пошутит, у кого-то спросит о самочувствии или семье. Это был очень светлый человек, фонтан положительных эмоций. — Таким же фонтаном идей Анатолий Юрьевич был и в работе? — Он замечательно импровизировал. Скажем, сценарий второго нашего с ним совместного фильма «Страсти по Анжелике» был довольно скользким и провокационным, поскольку это был первый в Советском Союзе фильм, в котором открыто говорили о сексе. Равикович поначалу очень осторожно к нему отнесся, но сумел найти такие нюансы, благодаря которым его персонаж все время находился на грани дозволенного. А так как чувство меры и чутье у Толи были колоссальные, он ни разу не скатился в пошлость.
Вообще, не любой актер может сыграть комедию. Как правило, все хотят быть, как минимум, Гамлетами, а комедия, да еще и на грани фола, под силу единицам. Для нее нужны особый дар и профессиональная смелость. У Толи они были. Он прекрасно играл людей трогательных, которых
хочется жалеть. — В жизни Равикович производил такое же впечатление? — К счастью, нет. Он был вполне успешен — и в творчестве, и в личной жизни. У них с Ирочкой были удивительно нежные, какие-то несовременные отношения. Она приезжала к нам на съемки, и нужно было видеть, как муж ею гордился. Толя любил ее безумно и готов был со всем миром поделиться своей радостью — показать, как ему хорошо. — Легко ли актер из Петербурга превратился в «Приморском бульваре» в коренного одессита? — Он не так много времени провел в Одессе, но в образ вживался буквально по Станиславскому. Помню, сразу же после приезда сказал мне: «Надо сходить на Привоз, поговорить с людьми». Вернувшись, стал увлеченно рассказывать, как ему пытались продать тюльку под видом какой-то экзотической заморской рыбы. Изображал эту сцену колоритно — в лицах, со смешными одесскими интонациями. Вся съемочная группа умирала со смеху. Одесса для него была сплошным открытием, он постоянно находил в этом городе что-то новое. В один из первых дней пришел на съемку и рассказывает: «Представляете, рано утром проснулся оттого, что звонят в колокольчик. Испугался: «Неужели пожар?!». Выглянул в окно, а это мусорщик таким образом сзывает жильцов». Поскольку в Питере ничего подобного не было, ему это очень понравилось. «Слушай, — сказал он мне тогда, — это надо снять, такое можно увидеть только в Одессе». И мы действительно включили эпизод с мусорщиком в начало фильма. А диалоги, записанные им на Привозе, звучат в очереди, выстроившейся на сдачу мусора.
— Но истинно одесского колорита в вашей картине не так уж много! — Это тоже благодаря Толе. Он мне как-то сказал: «Может быть, мы не будем впадать в одесский диалект?». В то время такие вещи не приветствовались на телевидении. Это сейчас «Ликвидация» идет на ура, а тогда одесские обороты в речи воспринимались как налет еврейства. Поэтому мы решили, что колорит у нас будут выдавать второстепенные персонажи — например, соседи по двору, которые вполне могут сказать: «Шо такое?!» или: «Вы будете кушать рибу?». Толя, кстати, собирал одесские хохмы, записывая их в зашифрованном виде в отдельную книжечку.
— Что значит — в зашифрованном? — Например, писал: «Тр. №5», это означало, что в идущем в Аркадию пятом трамвае он услышал какой-то интересный диалог. Увидев эти буквы и цифры, я удивился: «Как ты там что-то понимаешь?». Он сказал: «А мне достаточно: я смотрю на запись, и нужная сцена сразу же встает перед глазами». — Анатолия Равиковича начали активно снимать довольно поздно — после 40 лет. Всему виной его национальность? — Скорее, внешность. Кого он мог играть в советском кино — секретаря обкома, водителя, токаря или агронома? В крайнем случае врача-гинеколога или преподавателя вуза, но таких ролей в сценариях того времени было не так уж много.
АКТРИСА ЕЛЕНА КОРЕНЕВА: «ДУМАЮ, РАВИКОВИЧА УДИВЛЯЛО, ЧТО ПРИ БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ РОЛЕЙ ЕГО ЗНАЛИ ТОЛЬКО КАК ХОБОТОВА»
Елена Коренева была партнершей Анатолия Равиковича в легендарном фильме «Покровские ворота». — Елена Алексеевна, у вас с Анатолием Юрьевичем был замечательный дуэт!
— Предвосхищая ваш вопрос о том, подружились ли мы во время съемок, отвечу: мы почти не общались. Каждый на площадке был занят собой, а когда звучала команда: «Мотор!», мы смотрели
друг на друга и начинали говорить написанные в сценарии фразы. Дело в том, что Равикович был старше меня почти на 20 лет. Если после 35-ти разница в возрасте стирается, то до этого она кажется непреодолимой. Поэтому я позволяла себе только отвечать на его вопросы и не отваживалась о чем-то спрашивать. Снова мы встретились много лет спустя — во время съемок программы, где в одном из номеров выступали от имени своих героев из «Покровских ворот». Там впервые разговорились по-настоящему. Меня поразило то, насколько сильно Анатолий Юрьевич сдал. Он сказал, что болеет, но мне название его заболевания ни о чем не говорило. В беседе же мне открылся очень тонкий, деликатный, интеллигентный и скромный, объективно — без ложных амбиций — оценивающий себя человек.— Как вы думаете, как он относился к тому, что зрители его знали только как Хоботова? — Его это удивляло и раздражало, особенно если учесть большое количество замечательных ролей, сыгранных им в театре и кино. Анатолию Юрьевичу все время хотелось сказать: «Да что же вы все с Хоботовым-то! Приходите в театр, посмотрите, как я играю в этом, этом и этом спектакле!». Невероятный успех «Покровских ворот» был загадкой не только для актеров, которые снимались в этом фильме, но и для режиссера Михаила Козакова. Мы все настолько несерьезно относились тогда к этой картине, что на премьере, не дождавшись финального поклона, поехали в ресторан, за что Козаков на нас очень сильно обиделся. Но прошло столько лет, а мне до сих пор вспоминают Людочку, а не Таню из «Романса о влюбленных». Наверное, зрителям виднее.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич работал с актером Равиковичем в трех фильмах мушкетерской саги.
— Георгий Эмильевич, как вы познакомились с Анатолием Юрьевичем?
— Как и все — увидев его в картине Миши Козакова «Покровские ворота», где он меня просто потряс. С тех пор я мечтал где-нибудь его снять. И как только у меня появилась такая возможность — я приступал к съемкам фильма «Двадцать лет спустя», — позвонил Мише Козакову, который когда-то озвучивал у меня кардинала Ришелье, и сказал, что хочу, чтобы в новом фильме Равикович сыграл другого кардинала — Мазарини. Он дал мне координаты Толи. Вскоре состоялась и наша встреча. Равикович сыграл потрясающие пробы... со мной. — Вы изображали Анну Австрийскую?! — Дело в том, что Алиса Фрейндлих уже снималась у нас, утверждать ее было не нужно, не вызывать же такую актрису только для проб. Пришлось самому тряхнуть стариной. Тогда мы сделали четыре серии, потом было еще две — «Тайны королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», во время этих съемок сблизились и подружились. Поэтому, когда я приступил к работе над «Возвращением мушкетеров» и волен был оживлять кого хочу, одним из первых «воскресил» героя Равиковича.
От работы с ним я получал огромное наслаждение. Толя был мягким и очень обязательным человеком с океаном юмора, что встречается крайне редко. Во время съемок у него уже были серьезные проблемы с сердцем, но он не терпел каких-либо поблажек по отношению к себе. У нас был момент в финале, когда все персонажи летают над людьми на большой высоте. Для него в то время это была запредельная физическая нагрузка, но он даже слушать не захотел о дублере, сказал: «Я сам!». Сцена была для меня очень опасной, потому что там шел сплошной пафос: мушкетеры, королева, любовь — в общем, сплошные сопли. Но летающий Равикович благодаря своему поведению и юмору перевел пафос в русло иронии. Кто-то ждал от этой картины продолжения скачек, стрельбы и фехтования, для меня же она о стареющих плейбоях: о том, как себя вести, когда былая сила и привлекательность ушли, а в душе ты по-прежнему чувствуешь себя молодым. — Видимо, не менее сложной была для актера и финальная сцена на лестнице?
— Мы построили ее специально для съемок высотой с пятиэтажный дом. Герои сходили по ней, как будто прощаясь со зрителями и друг с другом. Нам пришлось сделать много дублей, потому что кто-нибудь из массовки обязательно ошибался, и мы повторяли все снова и снова. А актерам, только что спустившимся вниз, нужно было опять подниматься. Помню, я попросил его: «Толя, не спускайтесь до конца, постойте на площадке». — «Нет, — сказал он, — я до конца сделаю все, как вы придумали». И никто не мог на него повлиять — такой это был героический человек. У этого талантливейшего актера была очень низкая самооценка. Бывало, сыграет дубль и грустно спрашивает: «Не вышло?». Я с ним даже ругался из-за этого: «Толя, как так можно, вы же гениальный, потрясающий актер и сыграли просто замечательно!». — «Ну, ладно...» — только и отвечал он. Приходилось показывать ему отснятый материал. «Да, — соглашался Равикович, — вроде бы ничего, вы меня успокоили». Он всегда обращался ко мне только на вы, из-за этого и я его так называл... — После съемок фильма вы больше не встречались?
— Последний раз мы виделись на озвучании картины. Сообщение о том, что Толи не стало, выбило меня из колеи на несколько недель. Его смерть пробила брешь в российской культуре, которую уже никто не сможет заполнить. Он был одним из немногих актеров, которые умели естественно и непринужденно играть персонажей с гротескным характером. Это высший класс актерской работы, который Равикович продемонстрировал в «Покровских воротах», а позже у меня, в «Возвращении мушкетеров». В этой картине четыре актера сотворили настоящее актерское чудо — это Алиса Фрейндлих, Александр Ширвиндт, Дима Харатьян и Толя Равикович, их игру надо изучать во ВГИКе.
КИНОРЕЖИССЕР ЮЛИЙ ГУСМАН: «КАК БЫВШИЙ ВРАЧ Я ПОНИМАЛ, ЧТО ЕМУ ТРУДНО, И ПЫТАЛСЯ ЕГО ОТ МНОГОГО ОГРАДИТЬ. НО ОН СОВСЕМ НЕ ХОТЕЛ ОГРАЖДАТЬСЯ ОТ ЖИЗНИ»
Роль в фильме Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой-2» стала последней в жизни Анатолия Равиковича. — Анатолий Юрьевич приехал к нам на съемки продолжения фильма «Не бойся, я с тобой» в Азербайджан уже очень больным, — рассказывает Юлий Соломонович. — Было видно, что ему тяжело не только сниматься, но и просто ходить. Но сколько же было мужества, отваги и желания работать в этом скромном и невысоком, но очень большом человеке! Поверьте, даже совершенно здоровым людям работать в азербайджанских горах нелегко: тяжелые условия передвижения, непривычное питание, переменчивая погода, свойственный высокогорью недостаток кислорода в воздухе. Но он на удивление мужественно и стойко все это переносил. Как бывший врач я понимал, что ему трудно, и пытался его от многого оградить. Но Равикович совсем не хотел ограждаться от жизни, напротив. Случается, что тяжелобольные люди чувствуют себя обреченными и сдаются, а Анатолий Юрьевич очень хотел жить. Это качество присуще только людям с широкой и доброй душой. В этом смысле его герой Хоботов, который, как мне кажется, очень похож на самого Равиковича, наполнен таким отчаянным и здоровым оптимизмом, такой веселой грустью, что и сам он, и фильм «Покровские ворота» вошли в золотую сокровищницу советского кино.
Людмила ГРАБЕНКО «Бульвар Гордона» http://www.bulvar.com.ua/arch/2012/20/4fb3f045a4483/
Линия жизни. Анатолий Равикович.
"Покровские ворота" 1982 год
|