Александр Пороховщиков
снимался в
фильмах «Гори, гори, моя звезда»,
«Звезда пленительного счастья», «Капитан
Немо»,
«Завещание
профессора Доуэля», «Следствие ведут
знатоки. Мафия», «Ворошиловский
стрелок».
Самой лучшей работой актера в кино
многие считают роль председателя
губернской ЧК Кунгурова в фильме Никиты
Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди
своих».
«Я благодарен Никите Михалкову за то,
что он мне доверил эту роль. Ведь мой
герой - это не кондовый коммунист, а
чекист. И если вы помните, там были
сцены, когда они очень сомневались в
том, что делали. Те люди искренне верили
в идею. Да, она не состоялась,
но люди верили, ведь без веры жить
невозможно. Поэтому, когда хают
то время, я не всегда соглашаюсь. Да, в
то время было много страшного, но было
много интересного и хорошего», -
размышлял актер об этой работе.
Однако чтобы понять, как он умел играть
отрицательных персонажей, достаточно
посмотреть «Ворошиловского стрелка».
Самоуверенный, холеный,
аристократичный, бессердечный герой
Пороховщикова пробивал себе дорогу в
остросюжетных картинах. В
реальной жизни актер вызывал к себе куда
больше сочувствия.
Коллеги Александра Пороховщикова тоже
ценили его за оригинальность. «Александр
Шалвович Пороховщиков – живая легенда
театра и кино, кумир миллионов зрителей,
одна самых ярких звезд в целой плеяде
великих артистов послевоенного
поколения, - говорится в некрологе,
составленном пресс-службой театра имени
А.С. Пушкина. - В образах,
созданных Пороховщиковым в театре и
кино, всегда была внутренняя
монументальность, особая порода,
внутренний аристократизм, неповторимый
шарм. Среди сыгранных
Пороховщиковым ролей нет ни одной
«проходной» или случайной роли, роли не
«царапнувшей» сердце артиста и не
взявшей за душу зрителей, - это всегда
переосмысление, новый взгляд на роль и
пьесу».
Режиссер Марк Захаров сказал о
Пороховщикове: «Он был очень талантлив.
Но, как бывает подчас у больших
талантов, которым судьба не
подарила встречи с его режиссером, ему
не очень везло. В Театре
Сатиры, где Александр работал некоторое
время, его считали посредственным
артистом. Но я, когда мы начали
работать, сразу почувствовал в нем
особую силу, внутреннюю наполненность,
сосредоточенность, которую он и проявил
в спектакле «Доходное место», где сыграл
Белогубова. Это была блистательная
работа, и на спектакль ходили зрители не
только на Андрея Миронова, но именно на
Пороховщикова».
«Чужой среди своих».
Памяти Александра Пороховщикова (15.04.2012)
Александр Пороховщиков: «Вся спина прострелена
«друзьями»
31
января известный актер празднует свой юбилей. В нем
живут два человека. Одному исполняется 70. Он видел
немало и трагического, и циничного. А второй -
мальчишка...
«Русский народ невозможно победить. Но нужно дать
ему идею», - считает актер.
«Я
вкалываю с утра до ночи, но считаю себя нищим. Не
умею воровать. Да даже если бы умел - не буду. Хотя
все кругом только это и делают», - признаётся
Александр Пороховщиков. Он говорит, будто пробуя
каждую фразу на вкус. А ещё у актёра удивительная
улыбка - широкая и по-детски открытая.
- Во
мне живут два человека. Одному исполняется 70. Он
видел немало и трагического, и циничного. А второй -
мальчишка. И тот, старший, защищает этого ребёнка.
Потому что, если этот ребёнок исчезнет, вот тогда
будет катастрофа. Я и умру ребёнком!
«Волк-одиночка»
-
Александр Шалвович, только-только в России наметился
кинематографический бум, как грянул кризис. На вашей
жизни экономические проблемы как-то отражаются?
- Не
скрою, кризис влияет и на художника. Меня как-то
обозвали волком-одиночкой. Но волк я не по своему
желанию. Когда один что-то делаю, у меня всё
получается. А как только с кем-то завязываюсь, всё -
мимо. Кругом в основном предатели. Люди, которые
много болтают, а действий не совершают. Говорят, что
у них деньги есть, а получается, что всё время
должен платить ты. Мне это враньё надоело. Жизнь-то
короткая, несётся с такой скоростью! Надо успеть
сделать хорошее, чтобы это было в радость народу,
среди которого ты живёшь. Хочу создать Театр детской
игрушки, организовать фестиваль под названием
«Ёжик». Будем помогать гениальным людям, которые
сегодня на задворках валяются, - скромные,
застенчивые потому что. А посредственность
пробивается сама, она локтями работает.
У
меня вся спина прострелена моими «друзьями». Я в
друзей не верю. Если их много, это липа. Друг может
быть только один.
- У вас
он есть?
Пороховщиков со своей супругой Ириной
- У меня
это была мама. Мама ушла, теперь друг - жена Ирочка.
Я её зову «сердечко на ножках», святая девочка.
Настолько чистый человек, таким сейчас сложно
выжить...
Страшнее века, чем сегодняшний, ещё не было. Цинизм,
жестокость, злодейство сплошное кругом. Это ужас.
Пока мы с вами разговариваем, человек 500 за это
время уже погибли: кому-то голову отрезали, глаза
выкололи. Я поражаюсь: чего воюют Израиль с
Палестиной?! Они же соседи! Наоборот, надо все
границы открыть: ходить друг к другу в гости,
влюбляться, рожать детей, создать оазис красоты и
доброты. Народ-то ведь не воюет, народ хочет жить!
Но правители...
- Многие
деятели искусства сегодня ностальгируют по советским
временам. Но ведь тогда, как мне кажется, всё было
под колпаком запрета...
- Не
верьте, что это был застой. В советское время в
искусстве рождались шедевры, потому что 99% людей
верили, что коммунизм придёт. Это, конечно, глупо.
Потому что коммунист только один на свете - Иисус
Христос. Но вера в то, что светлые времена настанут,
очень помогала. У людей была надежда, которой
сегодня нет. А без веры жить невозможно, всё пустое.
Говорят: брежневская эпоха - застой. А тогда ракеты
запускали, Королёв работал, в театрах шли такие
спектакли, ставились такие фильмы! Где это сейчас?!
Можно бегать-прыгать по тусовкам, но это-то и есть
болото. Все варятся в одной кастрюле: ты - гений, я
- гений... А на самом деле - кто такие? Никто, прыщи!
Бесплодное всё... Шаляпин говорил: в искусстве взлёт
высок и падение высокое, среднего не дано. А у нас
сегодня всё среднее. В кино уже даже шофёры играют!
Я же не иду на скрипке играть. Тематика фильмов - в
основном кухня и бандиты. У меня такое впечатление,
что я в зоне живу: включаю телевизор - там всё время
кого-то ловят, стреляют. Если бы это ещё талантливо
было сделано, как «Семнадцать мгновений весны», а
так…
Приносишь сценарий. Слышишь в ответ: «Неформат». Вот
пиф-паф - это формат, голые дамы - формат. «Александр
Шалвович, смотрите, как она раздевается на экране.
Вас возбуждает такая сцена?» - «Детка, я вас, женщин,
столько видел, что меня возбуждает, когда вы
одеваетесь».
Предателей много!
-
Вы задумывались, почему произошло такое обмельчание
тем, помыслов?
-
Предателей много. Люди, от которых многое зависит,
имеющие рычаги, правление, власть, не любят свой
народ. У Брежнева хоть мало-мальская совесть была. С
чиновниками советского периода можно было говорить.
А сейчас - ни да, ни нет. Никто ни за что не в
ответе. Я в алфавите поставил бы первой букву «я»:
чтобы гадёныш отвечал, чтобы было ясно, с кого
спросить.
Пенсионерам сегодня жить не на что. Это
безнравственно в то время, как кто-то хапает
миллиарды. Никто не собирается у вас отнимать то,
что вы наворовали. Но своему народу-то помогите!
Люди сейчас унижены, оскорблены, нищие все. Я
вкалываю с утра до ночи, но считаю себя нищим. Я не
умею воровать. Да даже если бы умел - не буду. Так
воспитан. Хотя кругом все только и занимаются этим.
- Сейчас
Россия столкнулась с предательством самых близких
своих друзей - Украины, Грузии… Почему, как вы
думаете, нас так обложили?
-
Россия - самая великая страна в мире. Была, есть и
будет. Никто её не остановит. Но стараются. Хотят
разложить нас нравственно, разрушить семейные устои.
Уже под одеяло к нам залезли. Хотят убрать сильного
партнёра, всем мы бельмо на глазу. Возьмите ту же
Прибалтику. Всё пытаются нас укусить. Вот слон идёт,
и вдруг нога у него заболела… И в это время со всех
сторон набросились и давай грызть эту ногу… Так же и
с нами. Но ничего у них не получится.
У нас
великая держава, великий народ. Добрый, набожный.
Бабушки-пенсионерки читают в газете о министре,
которого посадили на 9 лет за коррупцию. Одна другой
говорит: «Бедняжка, как его жена и дети будут жить».
Он их обворовал, а они переживают! Где ещё такое
увидишь? Как такой народ можно победить?! Просто
надо дать ему идею.
- Россия
действительно носится с вопросом: какой может быть
национальная идея... У вас какое мнение на этот
счёт?
-
Любовь. Больше не надо ничего. Только вера и любовь.
Главное - это семья. Государство вторично. Если у
меня в семье всё хорошо, то у государства всё будет
хорошо, и наоборот. Чтобы в семье было в порядке,
государство должно помогать. Страной должны править
люди, которые любят тебя. Тебя, а не себя.
Александр Пороховщиков: «Мама
не разрешила мне жениться на Лиде»
15 апреля 2012 года умер народный
артист России Александр Пороховщиков. 10 марта того же года
покончила жизнь самоубийством жена артиста – Ирина Пороховщикова.
Тяжелая болезнь 73-летнего Александра Шалвовича сопровождалась конфликтом в
семье. Пороховщиков в последний год жизни уходил из дома, предпочитая
одиночество, и это обижало его супругу. Собственность Пороховщикова после
его смерти досталась брату по отцу – Виталию Барабадзе, с которым он никогда
не общался, не встречался, впрочем как и со своим отцом.
Злые языки говорили, что «не имели бы Пороховщиковы особняк, несколько
квартир, дачу, то жили бы более спокойно». Но Александр Шалвович был из
богатого дворянского рода промышленников, меценатов, владельцев заводов и
ресторанов, и не в его натуре - бедное существование. Актер много снимался,
причем до того самого дня, как попал в больницу, не скрывая, что делает это
отчасти из-за гонорара. Ему хотелось восполнить все то, что было отнято у
его предков за годы революции, гражданской войны. Своему деду – знаменитому
конструктору Александру Пороховщикову актер посвятил документальную картину
«Цензуру к памяти не допускаю», о которой говорил всегда, как только
находился слушатель.
«Москвичка» приводит выдержки из не публиковавшегося ранее
интервью с Александром Шалвовичем. Разговор состоялся перед завершением
многосерийного фильма «Кадетство»
О маме
Моя мама Галина Александровна знала три иностранных языка и свободно на них
говорила. Она была красивой, умной, доброй, внимательной, необыкновенной
женщиной. Все, что есть во мне хорошее, я взял у своей мамы, а все то, что
есть плохое, - следствие не взятого у мамы. Я слушался ее беспрекословно,
даже когда это касалось самых личных вопросов.
Для меня очень важно – сохранить память о маме, дедушке,
предках по материнской линии. Так, уже взрослым человеком я взял девичью
фамилию мамы. Когда в стране началась демократизация, снял фильм о своем
репрессированном деде "Цензуру к памяти не допускаю". Мама не позволила мне
жениться на девушке, которую я бесконечно любил. Она считала, что девушка
меня не достойна, потому что она была из очень бедной, несчастной, простой
семьи. После нашей разлуки Лида вышла замуж за принца африканской страны
Зимбабве, и стала богатой женщиной.
О невозможной любви
Я увидел Лиду в метро, зимой. Она была в дырявых варежках, в тонких
колготочках, прилипшим к ее коленям из-за мороза. При этом очень красивая, с
длинной косой, большими глазами. Мы стали встречаться, вместе жить, я хотел
на ней жениться. До нашей встречи Лида жила в бараке, с парализованной мамой
и отчимом-алкоголиком. Можно сказать, я воспитал Лиду. Но когда я заговорил
с мамой о своем намерении жениться на любимой девушке, она твердо сказала:
«Нет», и добавила: «Разрешаю встретиться с Лидой только раз и все». Никогда
не забуду, как я провожал Лиду на Белорусском вокзале, и ее признание:
«Сашка, я все равно буду люблю тебя больше всех и буду любить больше всех».
Прошло много лет, и когда я снимался в фильме «Наследник», в одном кафе (был
перерыв) ко мне подошел один журналист и спросил: «Не были ли вы в
Зимбабве?» Я сказал, что нет. Тогда журналист назвал имя Лиды и сказал, что
она живет в Зимбабве, и знает меня. С Лидой мы потом общались по телефону, и
я рассказывал ей о сценарии фильма, который хочу снять, и этот фильм отчасти
и о нашей любви.
Об искренности
Большая любовь невозможна без обоюдной искренности. Как и без искренности
не бывает настоящего кино. Не надо ничего играть, выдумывать, стараться
удивить, - достаточно быть просто искренним и честным в своих намерениях, и
тогда кино дойдет до сердца зрителя.
О «Кадетстве» и сериалах
В сериалах сниматься не люблю, как и вообще в последнее время играть не
очень расположен. Но в данном случае меня заинтересовала тема кадетства, и
то что заложено в этом понятии «кадет». С молодыми ребятами интересно и
легко работать. С детьми надо вести себя естественно и непринужденно.
Приведу пример того, как собака воспринимает человека, а дети во многом как
собаки.
Если человек при виде собаки начинается суетиться, фальшивить,
сюсюкаться, то собака лает. Так и дети воинственно реагируют на ложь и
неправду. Дети органичнее, чище, правдивее большинства взрослых, и поэтому
общаться с ними, и сниматься - одно удовольствие. Роль моя начальника
Суворовского училища – не сложная. «Кадетство» - это же не Лев Толстой и не
Достоевский! Раздражают эти военные фуражки, в которых лицо становится
похожим на луну. До революции у русского офицера была самая красивая форма,
и ее надо вернуть нашим защитникам Отечества.
О чести
Я часто играл офицеров, особенного белогвардейцев, и, как говорят, был
органичен в этом амплуа. Чего скрывать, мне идет военная форма, в которую я
облачаюсь с уважением и трепетом. Хотя не в форме дело, а в сути. Люблю
играть настоящих мужчин, а не каких-нибудь «трутней». Правда, сам я в армии
не служил. В Челябинском медицинском институте, где я учился, была военная
кафедра. Возможно, из меня бы получился хороший офицер, но не воевал - не
знаю. Помню, что я очень хотел быть летчиком, потому что мне нравились
летчики в военных картинах. И мой дед – Александр Александрович Пороховщиков
был военным летчиком, воевал, а потом стал известным конструктором. Но мама
не разрешила поступать в Летное училище. Точно знаю, что я был бы хорошим
врачом. Мой родной отец был гениальным хирургом. Но я никогда не видел
своего отца. Он нас с мамой бросил как только началась война. Точнее,
бросил, как только расстреляли отца моей мамы – Александра Александровича
Пороховщикова как врага народа (был реабилитирован в 1955 году). Я вычеркнул
отца из своей жизни.
О моральном праве на героев
Не понимаю тех актеров, которые примеряют на себя масштабные роли, скажем,
князя Мышкина или Гамлета, не имея на это морального права. К сожалению, у
многих моих коллег утрачено чувство внутренней совести. Нельзя из помойки,
из бандитов – на Голгофу! А ведь есть такие артисты, которые после роли
вора, убийцы играют Иисуса Христа! У актера должна быть чистая палитра.
Актер своей жизнью должен доказать, что достоин создавать великие образы.
Если личность актера мельче личности его героя, то из этой неравной игры
ничего хорошего не получится.
О вершине
Моя вершина в кино – фильм «Цензуру к памяти не допускаю». Единственный
раз за свою профессиональную деятельность я потерял сознание, когда работал
над картиной. На фестивале во Франции мой фильм (а я автор сценария,
режиссер-постановщик) получил награду «Белый парус». Для меня это самая
ценная награда в жизни. В фильме я играю самого себя – внука, который хочет
поднять архивы, чтобы узнать о расстреле своего деда. В этой картине моя
мама Галина Александровна играет себя, - мою маму. Когда снималась сцена
последнего разговора сына и мамы, и ее смерти, я и потерял сознание.
О себе
Я очень легкий, простой, понимающий человек. Мама мне часто повторяла:
«Саша, запомни, самое главное в жизни – это человеческое общение». И я ценил
человеческое общение, и учился быть хорошим собеседником, внимательным
слушателем. Думаю, ни у кого из партнеров и режиссеров не было со мной
проблем в общении. Тем более, что к каждой роли я относился как к
новорожденному ребенку, который требует от меня воли, дисциплины, доброты,
ответственности. У меня нет своих детей. Но все роли, сыгранные мной, в
какой-то степени, заменили мне детей.
Александр Пороховщиков окончил актерский факультет при Российском
театральном обществе, а потом продолжил профессиональное образование в
«Щуке». Творческая биография артиста начиналась в Московском театре Сатиры,
где он играл Белогубова в «Доходном месте» Островского. Потом Александр
Шалвович 10 лет работал в Театре на Таганке (одной из наиболее значимых
ролей был Клавдий в «Гамлете»), откуда перешел в столичный театр им. А.С.
Пушкина и был одним из главных лиц труппы, сыграв Городничего в «Ревизоре»,
Йовича в «Саранче» и Вожака в «Оптимистической трагедии». В кино
Пороховщиков дебютировал в 1966 году в роли скульптора в фильме «Поиск».
Актер запомнился зрителю уже со второй своей роли – белогвардейского
офицера в картине Александра Митты «Гори, гори, моя звезда». Лучшими ролями
Александра Шалвовича стали чекист Кунгуров в боевике «Свой среди чужих,
чужой среди своих», Пестель в ленте «Звезда пленительного счастья» и
полковник милиции в «Ворошиловском стрелке».
5 военных персонажей Александра Пороховщикова
1. «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1975, Кунгуров.
Пороховщиков сыграл чекиста, расследовавшего дело о похищении
экспроприированного золота, направленного на закупку хлеба для голодающих
Поволжья. Фильм в прокате посмотрели 23 миллиона зрителей (читать
далее).
Александр Пороховщиков: Править должны
аристократы
- Александр Шалвович, вы общаетесь с представителями
аристократических русских родов?
— Да, и многие со мной солидарны. Зачем иметь 100 гектаров земли и 100
миллиардов? Ценности должны быть совершенно другие. Я не монархист, но в
стране должен быть хозяин, не важно, как он будет называться — царь-батюшка
или как-то иначе. Ведь посмотрите, кого после революции уничтожали —
аристократов. А почему? Потому что это единственный класс, который мог
бороться с властью. Мне бабушка рассказывала такой случай. Стоит офицер
перед царем, которому присягал своей жизнью, и говорит: «Вы можете меня
расстрелять, но оскорблять себя я не позволю». Представляете, какое
достоинство было у этого человека? А сейчас? Крестьянин, который должен
пахать, в Думе сидит... Это, впрочем, не значит, что он там не может сидеть,
но для этого нужно быть хотя бы Ломоносовым. Крестьянин должен заниматься
землей и быть хозяином на этой земле. Рабочий — у станка стоять. Интеллигент
обязан изобретать для этих крестьян и рабочих станки. А руководить страной
должны аристократы. У них в крови нет этой тяги все хапать под себя, как у
снегоуборочного комбайна. Этим занимаются временщики, знающие, что их через
2—3 года попросят вон (читать
далее).
Наследство звезд - желанная добыча для
аферистов
Делят его всем миром… Прошел ровно год после смерти известного актера
Александра Пороховщикова, а страсти вокруг его имущества до сих пор не
утихают. Предметом дележа среди родственников усопшего стали две квартиры в
столице, дача на Рублевском направлении и старинный особняк на Старом
Арбате.
По словам двоюродной сестры актера Аллы Дмитриевой, в деле о наследстве
Пороховщикова, слава богу, поставлена точка (читать
далее).