Ее называли культовой
актрисой 60-х и, безусловно, одной из самых красивых женщин Советского
Союза. После того как на экраны вышла картина «Капитанская дочка», где
Ия Арепина сыграла Машеньку Миронову, все мужчины страны были влюблены в
нее. Казалось, при ее-то данных мир должен пасть к ее ногам! Но, увы, Ия
Арепина повторила историю многих актрис с несчастливой судьбой.
Необычное имя Ия, что с
греческого переводится как фиалка, девочке досталось от выдумщика-отца.
Малышка росла в многодетной крестьянской семье в Мордовии. На долю
маленькой Ии выпало много бед — и голод, и нужда. В годы войны девочке
приходилось питаться «подножным кормом» — шелухой от картошки, травой,
кореньями.
«Помню, как мы подходили
к матери, — вспоминала Арепина военное детство, — и говорили: «Мама, мы
есть хотим», на что она нам отвечала: «Плывите за речку и там паситесь».
Но даже в тяжелые времена маленькая Ия не переставала мечтать о кино. В
родной деревне иногда показывали фильмы, и девочка никогда их не
пропускала. Деньги на билет зарабатывала сама, торгуя зеленью.
Однажды Ия собрала
деревянный чемоданчик и в чем была отправилась покорять столицу.
Переступив порог ВГИКа, Ия тут же услышала смешки с разных сторон. Во
взглядах абитуриентов, которые уставились на нее с нескрываемым чувством
превосходства, читалось: «и ЭТА тоже приехала в артистки поступать?»
Волосы, небрежно завязанные в два нелепых хвостика, толстые шерстяные
носки на худеньких ножках и широкий папин пояс поверх свитера выдавал в
Ие неотесанную провинциалку. Однако приемную комиссию Арепина покорила
другим… своими бровями.
Натуральная блондинка от
природы, Ия всю юность мечтала о выразительных черных как смоль бровях.
Перед поступлением девушка решила наповал сразить комиссию и поверх
своих бесцветных бровей размашисто нарисовала черным карандашом две
черные дуги. Выйдя на сцену перед преподавателями, Ия гордо подняла
подбородок и начала читать монолог Павла Власова из романа «Мать»
Горького: «Мы — социалисты, а это значит, что мы враги частной
собственности!» Комиссия давилась со смеху, пока один из преподавателей
не спросил: «У тебя же брови должны быть белые, а не черные! Где они?!»
«Ну и что, — будто защищаясь, ответила девушка. — У всех есть брови, а
мне что, нельзя?» Арепину таки приняли. После чего за ней в институте
твердо закрепилось прозвище «непосредственность номер один». Чтобы
избавиться от налета провинциальности, Ие понадобилось немало времени.
«Я целый километр от института до общежития топала пешком, — вспоминала
Ия Алексеевна, — не зная, что можно доехать на трамвае, а по дороге
жевала батон, который называла «большая булка»... Но, несмотря на это,
меня все любили».
Вскоре Ию Арепину
полюбило и кино. Самой удачной за всю актерскую карьеру Арепиной стала
роль Маши Мироновой в фильме «Капитанская дочка». После ошеломительного
успеха актриса снялась еще в десяти картинах. Пока однажды просто не
исчезла с экрана… навсегда.
За роль Тони в
фильме «Большая семья» Ия Арепина получила приз Каннского
фестиваля как лучшая актриса.
|
Это случилось мгновенно.
Мало кто знает, что Арепина ушла из кино со скандалом. По слухам, как-то
на съемках очередного фильма актриса получила от молодого режиссера
«неприличное» предложение. Мужчина намекал Арепиной на радужные
перспективы в кино, главные роли, высокие гонорары, если она станет его
любовницей. Но молодая актриса, считавшая эту «роль» оскорбительной для
себя, решила проучить мерзавца. У всех на глазах Ия отказала молодому
режиссеру и, хлопнув дверью, покинула съемочную площадку с гордо
поднятой головой. Тогда Ия еще не знала, что это за ней захлопнулась
дверь… советского кинематографа. Уверенная в своей правоте, Арепина без
обиняков изложила весь инцидент в объяснительной записке, но в ответ
получила лишь… выговор за срыв съемок. После этой «постельной» сцены за
актрисой прочно закрепилась дурная слава скандалистки. В 70—80-х
режиссеры фактически перестали ее снимать.
Личная жизнь красавицы Ии
Арепиной не сложилась, хоть актриса и была замужем дважды. Ей всегда
нравились мужчины-красавцы, высокие, статные. На других она и не
смотрела. Таким был ее первый муж — кинооператор Юлий Кун.
Они познакомились на
съемках картины «Степные зори» в 1954 г. Оба были хороши собой, но при
этом горячие и гордые. У них родился сын Юлий, но вскоре брак распался.
Вторым мужем известной
актрисы стал синхронный переводчик Вадим Мильштейн. Они мечтали родить
ребенка, но 6 лет попыток ни к чему не привели. Пара разошлась. Ия
Алексеевна разочаровалась в мужчинах. Их она любила без оглядки, они же
не отдавали ей себя целиком. «Я очень сильно любила, настолько сильно,
что на мое чувство невозможно было ответить так же», — признавалась
Арепина.
Несмотря на это, она
мечтала о дочери. Ей было уже за тридцать, выходить замуж актриса не
собиралась. Она нашла мужчину намного младше себя и выбрала его на роль
отца. Появившуюся на свет дочь Ладу Арепина растила сама. «На самом деле
я очень несчастная… С плохим характером… Неуживчивым… Очень гордая. Это
мне так мешало в личной жизни… Так что я предпочитаю все время играть и
не показывать, какая я. Так мне легче», — как-то призналась Арепина в
интервью.
Непростая судьба,
выпавшая Арепиной, со всеми ее взлетами и падениями, не могла не
отразиться на здоровье. В 1991—1992-м годах актриса пережила два
инфаркта, потом заболела астмой. Летним утром 2003 г. она почувствовала
недомогание, пошла на кухню за лекарствами и, не успев дойти, упала.
Этот сердечный приступ она уже не пережила. На похороны забытой
советской актрисы пришло чуть более десятка человек…
источник-
15.10.2010,
Диана Каминская,
газета «Новая»
http://novaya.com.ua/?/articles/2010/10/15/104537-16
Что-то с
телефоном (1979 г.)
Многие помнят Ию Арепину в
основном по фильму "Капитанская дочка", но уверен, что мало кто помнит этот
фильм...
Герой картины под Новый Год звонит своей знакомой и удивительным образом
все время попадает по другому номеру. Из разговора он постепенно понимает,
что разговаривает с девочкой, которая живет в 1942 году…
Ия Алексеевна АРЕПИНА
|
Ия Арепина родилась 2 июля
1930 г. в г. Ардатове Мордовской автономной области в крестьянской семье.
Отец её был человеком начитанным и к тому же с фантазией. Своих восьмерых
детей он назвал так: Мария , Ана, Любовь, Елена, Иов, Ида, Ия и Ира. ( Ия
была предпоследним ребёнком в большой семье. В переводе с греческого её имя
означает "фиалка"). С началом войны семье пришлось узнать и голод, и нужду.
Будущая звезда кино вместе с родными ела лепешки из картофельных очистков,
траву, коренья. "Помню, как мы подходили к матери, - рассказывала Ия
Алексеевна, - и говорили: "Мама, мы есть хотим", на что она нам отвечала:
"Плывите за речку и там паситесь". Мы так и делали. Переплывали с сёстрами
на другой берег и ели ту же траву, которой питались поросята". Часто она
проводила время в лесу, выискивая там "подножный корм". Лес был спасителем.
Поэтому она полюбила его на всю жизнь…
Кино было её мечтой с детства. "Я старалась смотреть все фильмы ,которые
крутили у нас в Ардатове, хотя деньги на это было выпросить непросто. Обычно
я их зарабатывала, торгуя укропом..." Была у неё и другая мечта - стать
художницей. Но педагог по рисованию сказал ей, что всё это детский лепет,
что рисует она плохо и что лучше уж её учиться "на артистку".
В 17 лет она отправилась в Москву поступать во ВГИК. В толстых
шерстяных носках на тонких ножках, перепоясанная широким поясом, перед
приёмной комиссией ВГИКа предстала странная маленькая блондинка. Причёска -
два нелепых хвостика, вместо светлых бровей - жирно нарисованные чёрные
дуги. Она встала прямо, подняла подбородок и грозно начала читать: "Мы -
социалисты, а это значит, что мы враги частной собственности!.." Это был
монолог Павла Власова из Горького. Комиссия от смеха держалась за животы. Но
это было ещё не всё. Вторым номером она выступила со стихотворением
Некрасова "Суров ты был, ты в молодые годы учил рассудку страсти
подчинять..." Василий Васильевич Ванин, озадаченный увиденным,
поинтересовался: "У тебя же брови должны быть белые, а не чёрные! Где они?!"
"Ну и что, - чуть не заплакала девушка. - у всех есть брови, а мне что,
нельзя?" Не станет же она признаваться, что выщипала их до единого волоска
ради "новых". Приёмная комиссия опять покатилась со смеху, и на этой волне
приняли её в институт, где она училась в мастерской В. Ванина и В.
Белокурова.
|
На экзаменах другие абитуриентки взирали на неё свысока: "Ты только
посмотри на неё, и эта приехала в артистки поступать!" Да и потом, уже во
время учёбы, им было над чем посмеяться. "Я целый километр от института до
общежития топала пешком, - вспоминала Ия Алексеевна, - не зная, что можно
доехать на трамвае, а по дороге жевала батон, который называла "большая
булка"... Но, несмотря на это, меня все любили. "Непосредственность номер
один" , - так меня звали во ВГИКе. "Непосредственностью номер два" была моя
подруга Нина Крачковская. Мы действительно были яркими индивидуальностями -
ни на кого не похожие и жутко провинциальные".
Во время учёбы Ия Арепина сыграла свои первые роли в спектаклях
"Снегурочка" А. Островского (Снегурочка), "Егор Булычёв и другие" М.
Горького (Шурка). Окончила она ВГИК в 1954 г.
В кино Ия Арепина дебютировала в фильмах "Степные зори" (Варя) и
"Большая семья" (Тоня). Первый - "Степные зори" - рядовой, типично советский
фильм, сделанный по канонам "теории бесконфликтности" и борьбы хорошего с
лучшим, о передовой комсомольской полеводческой бригаде в которую приезжает
по распределению девушка - молодой специалист. Зато "Большая семья" Иосифа
Хейфица о семье Журбиных стала событием в советском кинематографе. Эта
картина поломала привычные рамки советского производственного киноромана. На
первый план вышли обыкновенные человеческие чувства. В этом фильме Арепина
сыграла Тоню Журбину. В фильме также снимались такие мастера, как Борис
Андреев, Алексей Баталов и Клара Лучко.
|
С 1954 года Ия Арепина -
актриса театра-студии киноактёра киностудии "Мосфильм". Она снялась в 27
художественных фильмах. Самой большой удачей стала роль Маши в фильме
"Капитанская дочка", где она сыграла вместе с Олегом Стриженовым и
Вячеславом Шалевичем. Эта картина сделала актрису известной на весь мир. Ия
Алексеевна до самой смерти гордилась, что на сегодня она единственная
русская "капитанская дочка".
Конец 50-х начало 60-х - это было время расцвета славы актрисы.
Прекрасные роли в известных фильмах: Стася в историко-революционном фильме
"Красные листья", Мими в драме "Борец и клоун", Аленушка в фильме-сказке
"Илья Муромец".
Потом об Ии Арепиной надолго забыли. Из большого кино актриса исчезла в
один миг в середине 60-х. На съёмках очередного фильма она пошла на конфликт
с молодым режиссёром, который хотел, чтобы она стала его любовницей. Это был
её принцип: карьера через постель не делается. А, учитывая, что Ия
Алексеевна - одна из самых красивых актрис русского кино, можно себе
представить, сколько ей поступало подобных предложений. Тем более что (и это
не секрет) многие её коллеги ими не гнушались. А она гордилась, что все роли
ей достались путём кинопроб, в честной конкуренции. После того инцидента её
"уволили" с площадки, и с тех пор за ней, не без стараний того режиссёра,
закрепилась слава скандалистки.
Личная жизнь тоже не сложилась. Первым мужем Ии Арепиной был оператор
кино Юлий Кун. От него она родила сына, тоже Юлия. Он -
журналист-международник. Брак развалился. Потом она вышла замуж за
синхронного переводчика Вадима Мильштейна. Хотела родить, но шесть лет
ничего не получалось, и они расстались, правда, не по этой причине. И в
первом, и во втором случае, как признавалась сама Ия Алексеевна, всему виной
был её характер: взрывной, неуживчивый. Если любила наотмашь, требовала того
же от мужчин. "Я очень сильно любила, - говорила она. - Настолько сильно,
что на моё чувство невозможно было ответить так же." Всю жизнь ей нравились
исключительно красавцы, других она не признавала. А ведь за такими
персонажами нужен "особый уход". Она желала "ухода" и за собой.
|
В 1968 г. она родила дочку Ладу от человека намного младше себя,
осознанно выбрав его на роль отца ребёнка. Даже в этом проявился её
максимализм. Дочь она растила одна.
В 1991-м и в 1992-м годах Ия Арепина пережила инфаркт. Ещё через пару лет
заболела астмой. Любой медик скажет, что эти диагнозы напрямую связаны со
стрессами. Ия Алексеевна свою жизнь всегда ощущала как один огромный стресс.
Так уж она была устроена. И до конца дней жила ожиданием, что ещё сыграет
серьёзные роли. Иногда её звали на "Мосфильм" играть старушек или на
озвучивание.
За свою работу она при жизни не получила ни званий, ни наград. После
"Капитанской дочки" ей предложили "заслуженную артистку", но она отказалась,
сочтя, что еще не достойна. Больше не предлагали...
Последние лет пятнадцать Ия Алексеевна почти каждый день гуляла в лесу по
нескольку часов одна или с собакой. А когда дочь Лада родила ей внука
Артема, то гуляла с ним. Она очень любила его, баловала. Из-за очень давнего
конфликта со старшим сыном она не всегда имела возможность общаться с его
двумя детьми, отчего сильно страдала. Поэтому всю любовь бабушки она
реализовывала на Артёме.
Ей предложили обучать детей азам актерского мастерства. Она с радостью
согласилась, хотя и были сомнения. Но, увы… Не успела. Скончалась Ия
Арепина 24 июля 2003 г.
...У людей должна быть удобная возможность посетить могилу любимой
актрисы - решили родные Ии Арепиной. Поэтому её тело кремировали, как она
хотела, а затем похоронили на Николо-Архангельском кладбище. Место, по
мистическому совпадению, оказалось на некотором возвышении, обособленном от
всех похороненных. Там растут сосны и берёзы. Все так, как было в её жизни.
На чёрном мраморе строки из Лермонтовского "Мцыри":
"Пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Твой дух найдёт себе приют..
Страданье спит
В холодной, вечной тишине…"
Фильмография:
1. Степные зори ("Государственный глаз") - 1953 - Варя
2. Большая семья - 1954 - Тоня
3. Земля и люди - 1955
4. Илья Муромец - 1956 - Алёнушка
5. Борец и клоун - 1957 - Мими
6. Всего дороже - 1957
7. Хождение за три моря ("Афанасий Никитин") - 1957
8. Капитанская дочка - 1958 - Маша
9. Красные листья - 1958 - Стася
10. На дорогах войны - 1958
11. Под стук колёс - 1958
12. Хмурый Вангур - 1959
13. Когда разводят мосты - 1962
14. Происшествие, которое никто не заметил - 1967
15. Война мир - 1965-67 - эпизод
16. Мальчишки - народ хороший - 1972
17. Калина красная - 1973
18. Предварительное расследование - 1978
19. Что-то с телефоном - 1979 - мать
20. Не забудь оглянуться - 1988
Использованные материалы:
"Столица С", №563, статья О.Рябининой
Сайт"Актёры советского и российского кино"
Сайт "Праздники.ру"
Еженедельник "Вечерняя Москва", №5, 1996
Газета "Маяк" (г.Ардатов), №30, 2004
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фотографии предоставлены Сергеем Лепешкиным, из коллекций Евгения Каштанова
и Владимира Молчанова, из Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
, с сайта "Peoples.ru".
источник-
http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/arepina.htm
Капитанская дочка 1958
г.
|