Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146

 

   Помощь сайту      Гостевая книга    

 

Список страниц

 


 

Марина ЛАДЫНИНА

 

 

 

После развода с Пырьевым Марина ЛАДЫНИНА перестала сниматься, удалилась от мира и захлопнула дверь в свою жизнь.

Недаром ее называли русской Гретой Гарбо...

 
Марина Ладынина в картине Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», 1941 год  
Вряд ли девочка из глухой сибирской деревушки под названием Скотинино могла себе представить, какая невероятная судьба ее ждет. У нее, старшей дочери в простой крестьянской семье, было много забот: носить воду из колодца, убирать, стирать, зимой полоскать белье в проруби, летом — батрачить у зажиточных соседей. Времени на учебу практически не оставалось, тем не менее Марина очень рано научилась читать, а главным ее увлечением были книги и сцена.

Окончив девятый класс с так называемым педагогическим уклоном, будущая звезда стала учительницей начальных классов, но все свободное время по-прежнему посвящала сцене — декламировала стихи, участвовала в любительских спектаклях. Несколько лет спустя волостная комсомольская организация дала ей путевку на факультет общественных наук. Однако, приехав в Москву, девушка отправилась совсем в другую сторону — в ГИТИС, куда легко поступила. Уже на втором курсе ее взяли во МХАТ, дали мхатовскую стипендию (целых 75 рублей!), и сам Станиславский говорил, что видит в Ладыниной будущее основанного им театра, а после роли слепой цветочницы в фильме «Просперити» режиссеры наперебой приглашали ее в свои фильмы.

Но главная встреча ее жизни была впереди — в 1934 году во время съемок фильма «Вражьи тропы» Ладынина познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым. Через много лет она признается: «Он увлек меня своей любовью. Он умел сделать женщину очень счастливой...». Пырьев сделал свою жену не просто счастливой, а настоящей звездой. Его фильмы с ее участием в главных ролях — «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки», «Сказание о земле Сибирской» — пользовались невероятным успехом. Но он же сделал ее несчастной, когда после 20 лет совместной жизни с ней развелся.

Их расставание подвело черту под Ладыниной — без Пырьева кино перестало для нее существовать.


АКТРИСА ЛАРИСА КАДОЧНИКОВА: «ЛАДЫНИНА ПЫРЬЕВА НЕ ТОЛЬКО ЛЮБИЛА, НО И БОЯЛАСЬ»

 

Пастух Мусаиб (Владимир Зельдин) и свинарка Глаша (Марина Ладынина) в комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», 1941 год

Лариса Кадочникова в детстве вместе с мамой, актрисой Ниной Алисовой, и братом, ныне оператором, Вадимом Алисовым, жила в знаменитом кинематографическом доме на Дорогомиловской улице в Москве.

 

— Лариса Валентиновна, какое впечатление актриса Ладынина производила в обычной жизни?

 

— Марина Алексеевна была очень скромной, чем разительно отличалась от другой звезды советского кино, тоже жившей в нашем доме, — Тамары Федоровны Макаровой. Макарова всегда подъезжала на иностранном автомобиле, а Ладынина ходила пешком, на служебном ЗИСе, принадлежавшем «Мосфильму», ездила крайне редко — в основном машиной пользовался ее муж, знаменитый кинорежиссер Иван Александрович Пырьев. Тамара Федоровна появлялась, как королева, в роскошных костюмах, мехах, украшениях, благоухая заморскими духами. Марина Алексеевна одевалась скромно, но все вещи у нее были светлых тонов, не помню на ней ничего темного. Наверное, поэтому мне сейчас кажется, что и впечатление она производила солнечное.

 

— Вы с Ладыниной по-соседски не общались?

 

Свинарка и Пастух, 50 лет спустя

— Лично — нет. Они с Пырьевым были довольно закрытой семьей, жили особняком, никого близко к себе не подпускали. Но у Ладыниной была мама, очень простая, необразованная, деревенская женщина, которую Марина Алексеевна перевезла к себе в Москву. С ней мы — мама, отчим, брат и я — даже ездили как-то отдыхать в деревню, и она нам много рассказывала о любимой дочери, которой очень гордилась. Та до встречи с Пырьевым жила очень скромно, можно даже сказать, бедно. Но потом ее матери был какой-то знак свыше о том, что дочь встретит влиятельного человека, станет знаменитой и богатой. Все так и случилось. Более того, говорят, Пырьев спас свою будущую жену от ареста, который казался неминуемым, — Марину Алексеевну несколько раз вызывали на Лубянку и допрашивали.

Еще мы с братом играли с сыном Ладыниной и Пырьева Андреем. Правда, особой дружбы между нами не было — Андрея редко выпускали на улицу. И мы, дети, бегавшие по всему дому и стучавшие во все двери, особенно по праздникам, к ним не были вхожи.

С Александром Довженко и его супругой Юлией Солнцевой, конец 40-х
Но поскольку квартира Пырьева и Ладыниной находилась как раз над нами (как и у Герасимова с Макаровой, она была большая — соединенная из двух), мы часто слышали, как Марина Алексеевна занималась — с утра до ночи разучивала песни для новых фильмов.
С Виктором Мережко: «Она жила, ни на кого не оглядываясь»
 

Голос у нее был несильный, но такой же красивый и нежный, как и она сама. В остальном же в их квартире всегда царила тишина, что тоже всех удивляло. Дом у нас был богемный, его обитатели часто ходили друг к другу в гости, засиживались допоздна за чаем (и не только!), читали стихи и пели песни под гитару. К ним гости не приходили никогда.

 

— Возможно, их замкнутый образ жизни объяснялся тяжелым, деспотичным характером самого Пырьева?

 

— Он действительно был человеком непростым. Иван Александрович даже по двору не проходил, а пробегал, и никто не смел его окликнуть или, не дай Бог, остановить. Мне кажется, Ладынина его не только очень любила, но и очень боялась — ей было страшно не оправдать кредит его доверия. Наверное, Марине Алексеевне все время казалось, что она недостаточно талантлива, что подведет мужа — не сможет сыграть так, как хочет он. Подняв с помощью Пырьева планку, Ладынина всю жизнь стремилась этому уровню соответствовать.

«Марина Алексеевна была настолько сильна духом, что не производила впечатления человека несчастного или озлобленного». С Николаем Крючковым, 80-е
С Николаем Крючковым в картине «Трактористы», 1939 год
 

Мне приходилось слышать, как Марина Алексеевна тихонько плачет, — тонкие стены и перегородки нашего дома не могли этого скрыть. Хотя какие у нее были для этого причины, непонятно. У Ладыниной было все, что нужно для счастья, — хорошая семья, любимая работа, известность, достаток (они и Герасимов с Макаровой были самыми богатыми в нашем доме). Мы ни разу не слышали, чтобы они с Пырьевым ругались, мне кажется, он даже голос на нее ни разу не повысил.

 

— Может, дело в изменах мужа? О женщинах Ивана Александровича ходят легенды!

 

— Когда я поступила в театральный институт, на параллельном курсе училась одна из его пассий — Людмила Марченко. Что и говорить, она была очень красива — точеная фигурка, нежная и очень белая кожа, огромные карие глаза в обрамлении густых ресниц, черные брови. Когда пошел слух, что Людмила стала любовницей самого Пырьева, мне не хотелось в это верить, но Марченко всем своим видом давала понять, что отныне она на особом положении: вела себя заносчиво и дерзко, ходила по институту с гордо поднятой головой.

Я же, глядя на нее, думала о Марине Алексеевне: она столько лет была музой Пырьева, а когда постарела, он решил ее заменить на молодую. Вот только разведясь с Ладыниной, Иван Александрович и сам счастья не обрел, и ее несчастной сделал.

 


Марина Ладынина - Каким ты был...

 

 

 

 

КИНОРЕЖИССЕР И СЦЕНАРИСТ ВИКТОР МЕРЕЖКО: «ЕЕ ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ С ПЫРЬЕВЫМ БЫЛА ТАК СИЛЬНА, ЧТО ДАЖЕ ЕГО СМЕРТЬ ОНА УВИДЕЛА ВО СНЕ»

Елена Савицкая, Борис Андреев, Сергей Калинин, Вера Васильева и Марина Ладынина в «Сказании о земле Сибирской», 1947 год
 

Виктор Мережко общался с актрисой в последние годы ее жизни, когда она уже не работала в Театре-студии киноактера и не ездила по стране с концертами...

Иван Пырьев и Марина Ладынина с сыном Андреем, 40-е.«Андрей Ладынин стал режиссером, но особых успехов не достиг»
 

— Виктор Иванович, как вы познакомились с Мариной Ладыниной?

 

— Марина Алексеевна была гостем на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок», президентом которого я являюсь. Несмотря на свой серьезный возраст (в то время Ладыниной было уже около 90 лет), она приехала к нам в Анапу. Это стало для всех нас абсолютной неожиданностью и большой радостью.

Прожила она у нас тогда дней пять, не больше. Была абсолютно непритязательна, не капризна, спокойна и полна достоинства. Меня не покидало ощущение, что эту очаровательную, маленькую, хрупкую женщину с огромными лучистыми глазами я знаю всю свою жизнь.

 

— Заполучить звезду такой величины на фестиваль — невероятная удача. Как вам это удалось?

 

— Думаю, решающую роль тут сыграло месторасположение Анапы, которая, как известно, находится на Кубани,

где Иван Александрович Пырьев когда-то снимал один из своих лучших фильмов с ее участием «Кубанские казаки». И Ладынину там очень любили: когда ведущие объявляли: «У нас в гостях фантастическая Марина Ладынина!», публика просто сходила с ума. Многие были уверены, что ее и в живых уже давно нет. Увидеть живьем героиню культовой картины для них было большим потрясением. Ее забрасывали цветами, просили автографы, умоляли вместе сфотографироваться.

В парке около гостиницы «Гостагаевская», в которой жили гости фестиваля, устроили встречу с казаками ближайших рай­онов — как в фильме «Кубанские казаки», накрыли огромные столы, которые просто ломились от угощения. Вы бы видели, что там делалось, когда приехала Марина Алексеевна! Ее буквально рвали на части, все хотели, чтобы она зашла за их плетень и в их курень.

 

— Как она относилась к тому, что тех же «Кубанских казаков» не ругал только ленивый, называя фильм «сталинской агиткой»?

 

 

Марина Ладынина. От страсти до ненависти

 

 

 

 

В роли Галины Пересветовой в «Кубанских казаках», 1949 год

— Ее это абсолютно не волновало — чувство собственного достоинства позволяло ей не реагировать на тявканье критиков и умников всех мастей. Ладынина вообще жила, ни на кого не оглядываясь.

 

С Евгением Самойловым, «В шесть часов вечера после войны», 1944 год

— После фестиваля вы с ней общались?

 

— Мы довольно часто созванивались. Мне льстило, что у нее всегда находилось для меня время — Марина Алексеевна ни разу не сказала, что занята. Напротив, радовалась: «Как хорошо, что вы позвонили, Витенька, телефон у меня все время молчит — никто обо мне не вспоминает». Когда я интересовался ее самочувствием, она неизменно отвечала: «Спасибо, неплохо. Мне кажется, я набралась энергии от вашего фестиваля».

 

А вот виделись мы впоследствии только один раз — я приезжал к ней снимать программу «Мое кино», автором и ведущим которой был. Ладынина жила в знаменитой сталинской высотке на Котельнической набережной, в двухкомнатной квартирке, полученной после развода и размена прежней жилплощади. Эта скромная обитель была так непохожа на жилье легендарной кинозвезды — ни анти­кварной мебели, ни предметов искусства. Мы пили чай, разговаривали, и меня восторгал сам дух, атмосфера ее аскетичного и одновременно очень уютного дома.

 

Михаил Ромм, Иван Пырьев, Олег Жаков, Николай Черкасов и Марина Ладынина, 50-е. «Подняв с помощью Пырьева планку, Ладынина всю жизнь стремилась этому уровню соответствовать»

— О чем говорили, помните?

 

— О жизни, о творчестве. Единственная тема, которую мы не затрагивали, — это отношения с Иваном Александровичем Пырьевым. Я, правда, спросил, как сложилась ее карьера после развода с мужем, и она ответила: «Я сказала, что после Пырьева в кино сниматься не буду, и обещание свое сдержала».

Марина Алексеевна, несмотря на внешнюю мягкость, была человеком достаточно жестким, и если принимала какое-то решение, никто не мог уговорить ее от него отказаться. Единственным исключением стал документальный фильм «Мелодии Дунаевского», где она сыграла героинь пырьевских картин.

Ладынина и сама очень деликатно уходила в разговоре от всех вопросов и тем, которые так или иначе касались Пырьева. Видимо, боль от разрыва с ним была по-прежнему сильной, несмотря на прошедшие годы. Женщина сильная, она несла свою драму до конца жизни и никогда никому не позволяла влезать в душу. Да никто и не смел подойти с вопросами о ее личной жизни.


«СЫН ИЗ-ЗА ОБИДЫ НА ОТЦА ВЗЯЛ ФАМИЛИЮ МАТЕРИ»

 

— Это правда, что в последние годы актриса жила практически как в монастыре?

 

— Ладынина удалилась от мира и за­хлопнула дверь в свою жизнь, недаром ее называли русской Гретой Гарбо. Она нигде не появлялась и почти ни с кем не общалась. Только один раз ее смогли выманить на церемонию «Ника», где вручили Приз за честь и достоинство. В остальном — абсолютное затворничество. При этом Марина Алексеевна была настолько сильна духом, что не производила впечатления человека несчастного или озлобленного.

Нет, это была красивая женщина с доброжелательной улыбкой, которая охотно говорила на интересующие ее темы, но закрывалась, едва собеседник пытался переступить границу дозволенного. 

 

 

 Марина Ладынина. Между серпом и молотом.

 

 

 

 

 

Члены советской делегации Сергей Герасимов, Александр Птушко, Марина Ладынина, Сергей Юткевич, Михаил Калатозов, Галина Водяницкая, Фридрих Эрмлер и Борис Чирков на Первом Международном кинофестивале в Каннах, 1946 год

— Но совсем отказаться от упоминаний имени Пырьева она не могла — ведь именно он снял фильмы, которые сделали ее знаменитой...

 

— Пырьев — сложная, необычайная и обожаемая мной фигура: яркий, сильный, страстный, недаром его называли «неистовый Иван». Без него не было бы ни Союза кинематографистов, который организовал именно он, ни «Мосфильма» в том виде, в котором мы его знаем. А уж о пырьевских фильмах и актерах, которые состоялись только благодаря ему, я вообще молчу. Думаю, с одной стороны, Ладыниной с таким человеком было очень трудно, а с другой — он ее притягивал как настоящий мужчина. Она любила Ивана Александровича бесконечно — на ее чувства не повлиял ни развод с ним, ни его смерть. Кстати, ее духовная связь с Пырьевым была так сильна, что даже его смерть она увидела во сне. Проснувшись, посмотрела на часы — было раннее утро 7 февраля 1968 года. Впоследствии Марина Алексеевна узнала, что именно в это время сердце ее бывшего мужа остановилось...

 

— Как складывались ее отношения с их единственным с Пырьевым сыном Андреем?

 

— Из разговоров с Мариной Алексеевной я понял, что встречались они нечасто. Андрей из-за обиды на отца, которого винил в том, что их семья распалась, взял фамилию матери — Ладынин. Он стал кинорежиссером, но особых успехов не достиг. Единственная его картина, которую помнят зрители, — «Версия полковника Зорина» с Всеволодом Санаевым в главной роли. И внешне Андрей был на удивление некрасив, даже непонятно, в кого такой уродился.

 

источник- Людмила ГРАБЕНКО «Бульвар Гордона» http://www.bulvar.com.ua/arch/2013/10/5137b21b6c802/

 

 

"В 6 часов вечера после войны" 1944 г.в гл роли Марина Ладынина