Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161

 

Список страниц

 


Татьяна Доронина

 

Художественный руководитель Московского Художественного Академического театра имени М. Горького (МХАТ), народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина родилась 12 сентября 1933 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). 

В школе принимала активное участие в самодеятельности. В 1949 году, учась в восьмом классе, тайно от родителей поехала в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Доронину уже собирались зачислить, но, выяснив реальный возраст, отправили доучиваться. 
Получив аттестат, Татьяна Доронина поступила в несколько театральных вузов столицы, но
выбрала Школу-студию МХАТ, которую окончила в 1956 году.

В 1956-1959 годах работала в ленинградском Театре имени Ленинского Комсомола (ныне Театр-фестиваль "Балтийский дом"), где исполняла роли: Женьки Шульженко в "Фабричной девчонке" Александра Володина, Вавки в "Маленькой студентке" Николая Погодина, Ольги в "Обломове" Ивана Гончарова.

В 1959-1966 годах Доронина была ведущей актрисой Большого драматического театра имени М. Горького (ныне имени Г.А. Товстоногова). Среди ее ролей в постановках режиссера Георгия Товстоногова – Надежда Монахова в "Варварах" Максима Горького, Софья в "Горе от ума" Александра Грибоедова, Настасья Филипповна в "Идиоте" Федора Достоевского, Маша в "Трех сестрах" Антона Чехова, Валя в "Иркутской истории" Алексея Арбузова и др.

В 1966-1972 годах актриса работала в МХАТе имени М. Горького. На сцене театра она исполняла роли Грушеньки в "Братьях Карамазовых" Федора Достоевского, Глебовой в "Ночной исповеди" Арбузова, Насти в спектакле "На дне" Максима Горького, Ирины Николаевны в постановке "О женщине" Эдварда Радзинского, Маши в "Трех сестрах" Антона Чехова, Дульсинеи в "Дульсинеи Тобосской" Володина. 

Татьяна Доронина в фильме "Три тополя на Плющихе"

В 1972-1983 годах Доронина играла в Московском академическом театре имени В. Маяковского. Среди ее главных ролей в спектаклях, поставленных режиссером Андреем Гончаровым, – Дульсинея в "Человеке из Ламанчи" Дейла Вассермана, Липочка в пьесе "Банкрот или свои люди – сочтемся" Александра Островского, Елизавета Тюдор и Мария Стюарт в постановке "Да здравствует королева. Виват!" Роберта Болта, Ксантиппа в "Беседах с Сократом" Радзинского, Маргарет в "Кошке на раскаленной крыше" Теннеси Уильямса. Доронина также играла Соньку в "Аристократах" Погодина, Подругу в постановке "Она в отсутствии любви и смерти" Радзинского, Аркадину в "Чайке" Чехова.

Актриса исполняла роли в спектаклях других театров – Аэлиту в "Приятной женщине с цветком и окном на север" в Театр Эстрады, Михалеву в "Спортивных сценах 81 года" в Театре имени Ермоловой, Настены в пьесе "Живи и помни" в Театре "Сфера".

В 1983-1987 годах Татьяна Доронина – вновь в МХАТе имени М. Горького. Играла Мамаеву в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Островского, Ее в "Скамейке" Александра Гельмана.

С октября 1987 года Доронина является художественным руководителем МХАТ имени М. Горького.
Являясь ведущей актрисой театра, она исполняла роли: Раневской в "Вишневом саде" Чехова, актрисы в "Старой актрисе на роль жены Достоевского" Радзинского, Татьяны в "Пророке" по произведениям Александра Пушкина, Леди Макбет в "Макбете" Уильяма Шекспира, Гурмыжской в "Лесе" Александра Островского и др.

Мюзикл "Человек из Ламанчи"

В качестве режиссера Доронина осуществила постановки ряда спектаклей. Среди них "На дне" Горького (1987), "Три сестры" Чехова (1987 и 1998), "Лес" Островского (1993), "Дама-невидимка" Педро Кальдерона (1997), "Униженные и оскорбленные" Достоевского (2000), "Женитьба Белугина" Островского (2006), "Комедианты господина…" Михаила Булгакова (2008).

В текущем репертуаре театра актриса занята в спектаклях "Без вины виноватые", "Васса Железнова", "Вишневый сад", "Зойкина квартира", "Лес", "Старая актриса на роль жены Достоевского", "Теркин – жив и будет!"

В кино дебют Дорониной состоялся в 1955 году. Она сыграла Зою в мелодраме Михаила Колатозова "Первый эшелон". Вместе с актрисой дебютировали Олег Ефремов и Алексей Кожевников. Большую популярность у зрителей принесли актрисе главные роли в фильмах 1960-1970-х годов – Нади в "Старшей сестре" (1966), Наташи в киноленте "Еще раз про любовь" (1968) Георгия Натансона, Нюры в мелодраме "Три тополя" на Плющихе" Татьяны Лиозновой (1968), Шуры в "Мачехе" (1973) Олега Бондарева. По итогам опроса журнала "Советский экран", в 1967-м, 1968-м и 1973-м годах Доронина была названа лучшей актрисой страны.

Позже она снималась в фильмах: "На ясный огонь" (1975), "Ольга Сергеевна" (1975), "Капель" (1981), "Валентин и Валентина" (1985).

В 1982 году режиссер Евгений Гинзбург поставил телевизионный "Бенефис Татьяны Дорониной".

Артистка является членом Союза писателей России. В 1998 году вышла ее книга "Биографический дневник актрисы".

Церемония вручения театральной премии "Золотая маска"

Творчество Татьяны Дорониной отмечено различными наградами. В 1981 году она была удостоена звания народной артистки СССР. Актриса награждена орденами Дружбы народов (1994), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2003), орденом Почета (2008), а также белорусской медалью Франциска Скорины (1994). Она является лауреатом различных премий и фестивалей. В 2003 году Доронина была удостоена Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства. Среди последних достижений – премия "За вклад в развитие театрального искусства" национальной театральной награды "Золотая Маска"

Татьяна Доронина несколько раз была замужем. Первым ее супругом был актер Олег Басилашвили. Затем она выходила замуж за театрального критика Анатолия Юфита, сценариста Эдварда Радзинского, актера Бориса Химичева, Роберта Тохненко.

 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

источник - http://ria.ru/spravka/20130912/962222239.html

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Татьяна Доронина: «Все героини, которых я сыграла, похожи на мою маму»

 

У народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной юбилей. Ей - 80. Она не скрывает своих лет. Не царское это дело - мельчить да кокетничать. А у Дорониной и в двадцать была особенная стать - не у всех королев такая наблюдается. МХАТ им. Горького, которым она руководит уже четверть века, сейчас похож на сумасшедший улей. По углам томятся журналисты-операторы - очередь на интервью они занимали еще в июне. Помощники без конца согласовывают с кем-то время, место, порядок речей и прием подарков. Официальный тройной юбилей - 80-летие Дорониной, 25 лет ее руководства и 115-й сезон МХАТа - будет отмечаться 28 сентября, а сегодня  - личные поздравления Татьяне Васильевне и небольшое интервью, которое она дала «Комсомольской правде». 

- Татьяна Васильевна, в чем тайна непреходящего обаяния ваших героинь?

- Нашему поколению повезло больше чем нынешним девочкам. Мы воспитывались на превосходной классической литературе и на любви к поэзии. Это не просто красивые слова. То время – это самый пик воскрешения поэзии. К нам на курс приходили молодые Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский – вот такое было у нас общение. И эти дивные мужчины дивного поколения шестидесятников, естественно, относились к женщине так, как должны относиться влюбленные поэты. И мы хотели соответствовать этой высоте – вот что нас формировало. И, например, Эдвард Станиславович, по пьесе которого снимали картину «Еще раз про любовь», он сам из этого поколения, сам поэт. Хотя и драматург. Поэтому и фильмы и героини стали потом знаковыми. Душевной чистотой моих героинь я обязана свой маме. Мне кажется, что мне удалось ее сыграть в «Трех тополях». Многим из сегодняшнего молодого поколения непонятно, каким образом очень красивая 30-летняя женщина верно ждет несколько лет мужа, воспитывая нас с с сестрой в эвакуации, сохраняя высокую нравственность. Это просто-напросто природа и подлинная женственность, где понятие чистоты - основополагающее.

фильм "Старшая сестра" 1966 год

- А что от ваших героинь есть в вашем собственном характере, помимо женственности?

- Женственности вполне достаточно. Способна ли я быть столь самоотверженной? Здесь все весьма и весьма относительно. У меня есть самоотверженная любовь к профессии. И если мне удалось сыграть по-настоящему любящих женщин, то слава богу, с меня хватило.

- Татьяна Васильевна, вы окружены почитанием. Как, на ваш взгляд, это не мешает воспринимать жизнь во всей ее остроте?

- Актеры ради почитания и обожания и выходят на сцену. Но иногда это приносит и горечь. Когда я играла в «Братьях Карамазовых» и выходила на поклоны с величайшими артистами, а из зала однажды раздавалась просто неприличная фраза: «Дорониной браво и всем остальным тоже». И вот это было так постыдно. Мне как-то сказали: терпи, у нас не Америка, где есть культ звезд и они ходят с охраной. Приходилось закутывать лицо, прятать волосы и надевать черные очки. И вот таким детективным способом я двигалась от дома к театру. И все равно на следующий день мне дарили смонтированные фотографии, где незнакомец нежно держит меня под руку. Меня это, конечно, не умиляло.

- Вашу Наташу из фильма «Еще раз про любовь» наивной точно не назовешь – она нарочно говорит любимому об измене. Зачем она это делала, вы никогда не задавались таким вопросом?

- Почему не задавалась? Я сама это делала периодически в жизни. И каждая женщина хоть раз это совершает. А вообще, если по правде, не раз, а довольно часто. Потому что эта маленькая женская провокация оправдана – любовью или ревностью. Женщина жаждет подтверждения. И вместо того, чтобы спросить в очередной раз «Ты любишь меня?» она устраивает вот такое. Никто до конца не знает всех проявлений такого многообразного чувства, как любовь.

"Еще раз про любовь" (1968)

- Эдвард Станиславович Радзинский как-то признался в интервью, что он вас до сих пор любит. Но было много мужчин, которые относились к вам более прозаически, добиваясь разными средствами вашего расположения?

- Все зависит от того, как ты себя ведешь. Мне приписывали поклонников в чинах, которых я знать не знала, никогда в жизни не видела и не слышала о них ничего. А узнавала я о них из писем с разными вопросами: а правда ли, что вы… Нет, неправда, я никогда не делала свою карьеру через какие-то лазейки под названием угодить тому, кто так или иначе построит твою творческую судьбу. Не только потому, что я очень уважаю профессию свою, но еще я действительно похожа на свою мать, которая способна была на глубокую верность. Слава богу, я была только с теми, в кого я влюблялась.

- МХАТ, где вы сочетаете две труднейших должности художественного руководителя и директора, театр сложной судьбы. Вы вспоминаете период его трагического раскола надвое?

- Никогда и не забывала. Меня выбрали, мне поверили. Причем в очень трагический момент, когда

 Ефремов отказался от этой части труппы. Это была несправедливость необыкновенная и обида... 25 лет назад МХАТ не разделился. Он был разодран. Страшно. Хотя труппа на 95% проголосовала против. Это была силовая акция, осуществленная тогдашним министром культуры Захаровым. Когда я пришла к нему и стала доказывать, что нельзя этого делать, он сидел спокойно передо мной, жрал пирожные, запивал кофе и наивно, как ребенок, говорил: а почему? Раздел привел к большим трагедиям. Многие актеры быстро и страшно умерли - Зимин, Губанов, Шевцов, Беляков, Георгиевская, Калиновская….

- На фоне галантерейной политкорректности, которая сейчас всех парализовала, вы имеете смелость говорить то, что думаете. Так все же: что важнее, любовь или творчество?

- Одного без другого не бывает. И мне сейчас рассуждать о том, что любовь является главным в твоей жизни, - это, по меньшей мере, забавно. В моем возрасте нужно говорить уже о тех вещах, которые необходимо иметь в душе и необходимо проповедовать. А что касается любви -  у меня были замечательные, красивые, талантливые, умные, прелестные мужья. Я очень благодарна судьбе, потому что фактически с каждым из них я честно отбывала по 7 лет. Я не порхала от одного к другому, это все сделано было без страшного греха. Ни с моей стороны, ни со стороны тех мужчин, которые были моими мужьями, не было никаких грехов по отношению к детям. У меня не было детей, и этих мужчин прекрасных от детей я не отнимала.

 

http://www.kp.ru/daily/26132.4/3023035/  2013 год

 

 

 

 

 

СТАРШАЯ СЕСТРА (1966 г.)

 

 

 

 

Бенефис Татьяны Дорониной (1980 год)