Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159

 

Список страниц

 


 

«Ну и что?! Я такая, какая есть!». Наталья Гундарева

 

Актриса Любовь РУДЕНКО: «Наташа очень любила бриллианты, но купить не могла, и когда, увидев однажды на пальце у нее невероятной красоты перстень, я спросила: «Что это?», она зарделась и ответила: «Миша подарил — машину продал».

28 августа 2013 года Наталье Гундаревой исполнилось бы 65 лет

 

Будущая звезда театра и кино родилась в рабочей семье. Отец прошел путь от простого рабочего до инженера малолитражных автомобилей. Мать всю жизнь проработала в конструкторском бюро инженером-проектировщиком, а в свободное от работы время играла в самодеятельном театре. Стоит ли удивляться, что любовь к театру передалась ее дочери? Почти каждый день после школы Наташа бежала в Дом пионеров, где занималась в кружке художественного слова. В восьмом классе она записалась в ТЮМ (Театр юных москвичей) при городском Дворце пионеров, где сыграла свои первые роли.

Пожалуй, больше всего страданий ей доставляла полнота. В Щукинском училище Наташа, обмотавшись полиэтиленовой пленкой и надев — для верности! — три шерстяных спортивных костюма, по словам мастера ее курса Юрия Васильевича Катина-Ярцева, «до седьмого пота гоняла свою персону по спортзалу». К счастью, похудеть ей так и не удалось. Внешность стала ее актерской фишкой — фирменным отличием от многочисленных красоток-худышек, лица которых, увидев сегодня, назавтра и не вспомнишь.

У Гундаревой нет ни одной проходной роли, а названия фильмов, в которых она сыграла, говорят сами за себя: «Сладкая женщина», «Труффальдино из Бергамо», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Дульсинея Тобосская», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Зимний вечер в Гаграх», «Небеса обетованные». В то время как все вокруг восторгались ее талантом, сама Наталья Георгиевна считала, что просто на совесть делает свое дело. «Если бы я не была актрисой, а мыла бы раковины, то сделала бы все, чтобы именно мои раковины были самыми чистыми», — говорила она.

В последние годы Гундарева играла очень мало — ни в театре, ни в кино ей почти не предлагали ролей. Актриса переживала из-за творческой невостребованности. Депрессию усиливали и мысли о возрасте: перешагнув 50-летний рубеж, Наталья Георгиевна отчаянно не хотела стареть и решила «поработать» над собой — она сделала подтяжку лица и резко похудела. Возможно, эти радикальные меры и подвели ее и без того истощенный тяжелой работой организм к критической черте.

Любовь Руденко: «Наташа была человеком редкой души»

После инсульта, случившегося у нее жарким летом 2001-го, актриса на неделю впала в кому, но все-таки пришла в себя. Год она восстанавливалась — заново училась говорить и двигаться, но к прежней жизни уже не вернулась. Работать Гундарева не могла, зато могла и хотела заниматься благотворительностью: акция, в которой она участвовала, называлась «Во имя здоровья».

С Петром Щербаковым в мелодраме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», 1983 год
В конце 2002 года во время прогулки Наталья Георгиевна поскользнулась и упала, в результате она снова попала в больницу, из которой уже не вышла. Одна из самых ярких советских актрис скончалась 15 мая 2005 года, ей было всего 56 лет...

О Наталье Гундаревой рассказывает заслуженная артистка России Любовь Руденко.


«УВИДЕТЬ НАТАШУ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ БЫЛО ВЫШЕ МОИХ СИЛ»

 

— Любовь Николаевна, почему вы постоянно подчеркиваете, что не осмеливаетесь называть себя подругой Натальи Гундаревой, скорее, приятельницей?

 

 

В роли Анны Доброхотовой с Олегом Янковским, «Сладкая женщина», 1976 год
 

— Близкие подруги — это те, к кому ходишь в гости, о ком знаешь всю подноготную, и такие друзья у Наташи были. Но и в моей жизни она сыграла важную роль. Я училась у художественного руководителя Театра имени Маяковского Андрея Александровича Гончарова, который обожал Наталью Георгиевну. В то время она уже начала активно сниматься (график в кино у нее был расписан на год вперед), и Гончаров, который ревниво относился к кинематографу, очень боялся, что его прима вообще уйдет из театра. Он не мог этого допустить — Наташа была уникальной актрисой, безудержно остроумной и невероятно трагедийной.

В роли Веры Голубевой с Александром Михайловым в фильме «Одиноким предоставляется общежитие», 1983 год
Она столько всего придумывала для каждой своей роли, что Гончарову на репетиции оставалось только наслаж­даться и радостно с ней соглашаться: «Да-да! Замечательно!». 

После окончания института меня взяли в Театр имени Маяковского. И поскольку по фактуре я была очень похожа на Гундареву, на сборе труппы она при всех сказала: «Вот, Андрей Александрович, классная мне замена!». Гончаров испугался ужасно и долгое время вообще не давал мне никаких ролей.

«Лицо мое горит, ни снег, ни ветер не остудит, помехой счастью нам застенчивость не будет...». В роли Смеральдины с Константином Райкиным, «Труффальдино из Бергамо», 1977 год
 

— Выходит, вместо того чтобы начинающей актрисе помочь, Наталья Георгиевна затормозила вашу карьеру?

 

— Но она же сама все исправила. Как-то мне позвонил ее муж, актер нашего театра Михаил Иванович Филиппов: «Любочка, Наташа заболела, а сегодня «Клим Самгин». Сыграй, пожалуйста, Белошвейку». Роль я знала назубок, репетировала ее, еще будучи студенткой, так что ввестись могла моментально. «Но как же Андрей Александрович?» — только и спросила я. «А Наташа ему уже позвонила, — ответил Филиппов, — ему некуда было деваться, не отменять же спектакль».

В роли Надежды Кругловой с Виктором Проскуриным, «Однажды двадцать лет спустя», 1980 год
В шесть вечера у меня была репетиция, а в семь я уже играла Белошвейку.

Постепенно Андрей Александрович понял, что меня можно выпускать на большую сцену, и начал давать мне роли. Со временем я была уже занята во всех его спектаклях.

 

— Вы только дублировали Гундареву или были заняты с ней в одних спектаклях?

 

— В «Виктории...», где Наташа играла леди Гамильтон, мне досталась роль ее служанки-наперсницы Франчески, которой героиня Гундаревой поверяла самые сокровенные тайны. Видимо, это на нас сильно подействовало. К тому же во время репетиций мы так много времени проводили вместе на сцене, что отношения в спектакле стали и нашими отношениями в жизни.
С Евгением Евстигнеевым в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», 1985 год. В образе певицы Мельниковой, блестяще сыгранной Гундаревой, явно угадывается Алла Пугачева, а один из эпизодов с участием Мельниковой даже имел место на самом деле
Мы быстро перешли на ты. Когда я в очередной раз назвала ее Натальей Георгиевной, она возмутилась: «С ума сошла?! Я старше всего на 10 лет и для тебя просто Наташа!».

Ну а закрепили наши отношения съемки в фильме «Жизнь Клима Самгина», мы вместе ездили в экспедиции в Питер и Таллинн и все свободное время проводили вместе. Это были минуты редких душевных откровений, Наташа доверяла мне какие-то свои тайны, мечты, интимные подробности. Я их и сейчас храню, поскольку не могу спросить у нее разрешения об этом рассказать.

 

В роли Зины со Стасом Садальским в исторической ленте Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год

— Она была счастлива в семейной жизни?

 

— Таких нежных и трогательных отношений между супругами я больше не встречала. Один пример.

У Наташи была вполне понятная для женщины страсть к бриллиантам, она их очень любила, но купить не могла. Во-первых, ее гонораров на них не хватало, во-вторых, бриллианты обязательно нужно получать в подарок — без этого они теряют свою магическую силу. Где-нибудь на съемках или гастролях Гундарева часто звала меня в ювелирный магазин: «Пойдем, бриллианты померяем!». Мы с ней шли, примеряли все, что было на витрине, но уходили ни с чем.

 

Катя, «Вас ожидает гражданка Никанорова», 1978 год

А однажды во время спектакля заходим мы на сцене за ширму, и я вижу на пальце у Наташи невероятной красоты перстень с изумрудом и бриллиантом. «Что это?» — спрашиваю. Наташа зарделась: «Миша подарил». — «Откуда такие деньги?!» — удивилась я. Тут она покраснела еще больше: «Машину продал».

 

— Мужской поступок!

 

— Именно так она это и оценила. Вы не представляете, как Наташа была счастлива! Мужчину ведь надо оценивать не по словам, а по поступкам. Если он каждую минуту говорит о том, как тебя любит, но ничего не делает, чтобы подтвердить слова, грош цена его чувствам.

Михаил Иванович доказывал Наташе свою любовь делами.

Каждый вечер после спектакля он встречал ее с цветами, а зимой — с разогретой уже машиной, чтобы она ни минуты не стояла на холоде. Когда мы выходили из театра, я всегда видела ее ищущий взгляд. Убедившись, что муж ждет, она расцветала и не шла, а буквально летела к нему навстречу. 

 

— Но ведь Михаил Филиппов тоже актер. Неужели он никогда не ревновал жену к ее успеху?

 

С Эльдаром Рязановым, 2004 год

— Михаил Иванович — интеллигентнейший, умнейший и тончайший человек с уникальным чувством юмора, чуждый самовлюбленности и фанаберии. Сейчас, в новом браке, он ведет себя предельно деликатно. Наташа была с ним очень счастлива. Когда она лежала в больнице, он приезжал к ней каждый божий день. Даже не знаю, какой еще мужчина мог бы это выдержать.

Каюсь — за все пять лет, что она болела, я так и не смогла пересилить себя и приехать к ней. Наташа всегда казалась стеной, за которую можно спрятаться и попросить и помощи, и поддержки. Увидеть ее в беспомощном состоянии было выше моих сил. Я понимала, что, скорее всего, не сдержусь и у меня начнется истерика. Если же мне и удастся сдержаться, меня выдадут глаза: какой бы хорошей актрисой ты ни была, есть вещи, которые скрыть и сыграть невозможно. И для меня, и для нее это было бы травмой.

С Сергеем Шакуровым, «Собачий пир», 1990 год
Поэтому я передавала ей какие-то вещи — например, напольный вентилятор, когда было жарко, но сама встретиться с ней так и не отважилась.

 

«РАБОТАЯ В ГОСДУМЕ, ГУНДАРЕВА НИ РАЗУ НЕ ПОЛУЧИЛА ПРИЧИТАЮЩУЮСЯ ЕЙ ЗАРПЛАТУ — ПЕРЕЧИСЛЯЛА ДЕНЬГИ В ФОНД НЕИМУЩИХ АКТЕРОВ»

 

— Наталья Георгиевна переживала из-за того, что так и не смогла родить ребенка?

 

— Выйдя замуж в первый раз, Наташа забеременела, но выносить ребенка не смогла. Она была уверена, что виной всему ее психологическая несовместимость с отцом ребенка. У нее тогда был ужасный токсикоз: от дома до театра доехать не могла, около каждой урны останавливалась.

Со вторым мужем у нее в этом смысле тоже ничего не получилось. Когда же Наташа встретилась с Михаилом Ивановичем, ей было уже за 40 и рожать она не рискнула. К тому же начались проблемы со здоровьем. Как-то на съемках в Питере мы с Наташей пошли в кино, и ей стало плохо прямо во время сеанса: она стала задыхаться, пришлось выйти на улицу. Когда мы пришли в гостиницу, она легла и попросила: «Не уходи, побудь со мной, если станет хуже, надо будет вызвать «скорую».

С Олегом Басилашвили в философской комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», 1979 год

Дело в том, что Наташа была редкостным трудоголиком и выдерживала невероятную нагрузку, у нее было огромное количество репетиций, съемок, поездок, встреч со зрителями. Неудивительно, что организм истощился. Помню, как однажды в 11 часов вечера, отыграв тяжелейший спектакль и падая с ног от усталости, Наташа села за руль своей красной «пятерки» и поехала куда-то в Подмосковье на ночную съемку.

Была зима, метель, гололед. На вопрос, почему за ней не прислали машину, она ответила: «У меня же есть своя, зачем людям лишние заботы доставлять? К тому же за рулем я отдыхаю».

С первым мужем театральным режиссером Леонидом Хейфецем Гундарева познакомилась во время работы над телевизионным спектаклем «Обрыв» — через шесть лет брак распался
В этой фразе вся Наташа. Со своими проблемами она всегда справлялась сама, ей неудобно было кого-то о чем-то для себя просить. А людям, к которым она направлялась, было не стыдно заставлять актрису полтора часа ехать ночью по скользкой дороге. 

 

— Когда ее избрали в Государственную Думу, она как-то изменилась?

 

— Нисколько. Все так же рвалась всем помогать. Кстати, в Думе Наташа ни разу не получила причитающуюся ей зарплату — перечисляла деньги в фонд неимущих актеров. Об этом я узнала от человека, который видел ведомость, где напротив фамилии Гундаревой стояла соответствующая отметка. Сама Наташа никому об этом не рассказывала.

Я уже не говорю о том, скольким актерам она выбивала квартиры — например, Роман Мадянов именно ей обязан своим первым московским жильем. Он с женой и маленьким ребенком обитал в крохотной квартирке в подмосковном Дедовске, на работу добирался долго. Чтобы Рома успел на последнюю электричку, мы иногда даже спектакль играли быстрее.

Вторым супругом Натальи стал актер Виктор Корешков — ее партнер по спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда»

И вот долгожданная радость: Мадянову выделили небольшую квартиру — правда, в Новогирееве. Но когда Рома с женой, взяв ордер, поехали смотреть свое новое жилье, оказалось, что там уже живут другие люди. Так бывает: дескать, мы квартиру выделили, а дальше разбирайтесь сами.

Рома позвонил Наташе, которая была на даче. Представьте себе, ровно через час она была около театра при полном параде — в классическом строгом костюме, с гладко зачесанными назад волосами. Они с Ромой сели в Наташину машину и поехали к начальству — разбираться. На следующий день Мадянову дали квартиру. Он сам мне об этом рассказывал — Наташа так и не призналась, что сделала очередное доброе дело.

 

Актер Театра Маяковского Михаил Филиппов и Наталья Гундарева были давними знакомыми и в 1986 году поженились. «Таких нежных и трогательных отношений между супругами больше я не встречала»

— На себя у нее хватало времени и денег или, как всегда, сапожник без сапог?

 

— Помню, как они с Михаилом Ивановичем обставляли свою новую пятикомнатную квартиру своеобразной — круглой — планировки: в центре находилась гостиная, а вокруг — все остальные помещения. Стандартная мебель туда не подходила, поэтому гарнитур для гостиной они заказывали где-то за границей. Сегодня актер куда меньшего масштаба, чем Гундарева, может заработать на него за один съемочный день, а Наташе пришлось пахать почти месяц — чтобы накопить нужную сумму, она колесила по городам и весям, выступая на концертах и встречах со зрителями.


«ПРЕССА НАПИСАЛА, ЧТО ОНА СДЕЛАЛА СЕБЕ ЛИПОСАКЦИЮ, НО ЭТО НЕ ТАК»

 

— Незадолго до рокового инсульта Наталья Георгиевна очень похудела...

С Людмилой Зайцевой в картине «Здравствуй и прощай», 1972 год

— ...и пресса тут же написала, что она сделала себе липосакцию, но это не так. Дело в том, что Наташе предложили роль в сериале «Любовь.ru», где ее партнером должен был быть настоящий мачо — Анатолий Васильев. В сценарии были прописаны откровенные сцены, в которых Наташа представала полуобнаженной. Она очень из-за этого переживала: «Понимаешь, мне надо как-то подобраться. Лишние килограммы можно скрыть в театре, в костюмах, но не на экране, когда на тебе к тому же ничего нет. Я старше моей героини, поэтому мне нужно что-то сделать, чтобы не стесняться откровенных сцен».

Вот и начала худеть. Прошло два месяца театрального отпуска, мы пришли на сбор труппы и ахнули: Наташа похудела килограммов на 20 и выглядела блестяще — на сцену вышла стройная миниатюрная женщина, она ведь была невысокого роста. Все стали говорить, что Гундарева сделала пластику, что-то себе откачала. Но все было гораздо проще, она открыла мне секрет: «Я после шести вечера не ем». Это очень действенное средство. К тому же Наташа носила утягивающее белье — я сама видела, как она в гримерной надевала корсет. Заметив мой удивленный взгляд, сказала: «Ну а как иначе, надо выглядеть на все сто».

 

— Говорят, именно резкое похудение и стало причиной инсульта.

 

— У нее всегда были проблемы с сосудами — всю жизнь мучилась с пониженным давлением. Когда играла «Леди Макбет Мценского уезда» — очень сложный в психологическом отношении спектакль, — оно у нее скакало постоянно. Наташа выбегала со сцены за кулисы, задирала юбку, и помреж Леночка, которая до этого работала медсестрой, профессиональным движением делала ей повышающий давление укол, и Наташа снова бежала на сцену.

А на гастролях в Киеве Гундарева вообще чуть не умерла. В тот день было очень жарко, и когда я приехала в театр, она пожаловалась, что плохо себя чувствует. «А ты давление померила?» — спрашиваю. У нее был такой приборчик, который надевался на палец, — быстро и удобно. «Да не успела, — услышала в ответ, — гримироваться надо было».

Наталья Георгиевна с третьим супругом Михаилом Филипповым и матерью Еленой Михайловной, 2001 год

И вот в начале второго акта, стоя с ней рядом на сцене, я увидела, что она начинает оседать и заваливаться назад. Вдвоем с Михаилом Ивановичем мы успели ее подхватить и унести в гримерку. Костюмерша, которая умела энергетическими способами повышать давление, тут же начала массировать Наташе пальцы, потом руку, начался прилив крови — это помогло продержаться до приезда врачей. Когда прибыла «скорая», давление у нее было 60 на 30. Врачи сказали, что еще не­мно­го, и мы бы ее потеряли. Но Наташа, лежа на кушетке, все просила: «Сделайте мне укол, и я доиграю, люди ни в чем не виноваты».

Публике объявили, что в связи с неожиданным ухудшением здоровья Натальи Гундаревой спектакль продолжать не будут, всем желающим предлагали сдать билеты. После этих слов зрители долго аплодировали, и ни один билет в кассу сдан не был.

 

— Многие актеры о такой народной любви могут только мечтать!

 

— Наташа ее заслужила, ведь и сама она всегда с любовью относилась к своим зрителям. Как-то в Сочи мы с ней и моим сыном Толей пошли на пляж. А надо сказать, что в жизни она никогда не красилась, говорила: «Грима мне хватает на работе, пусть лицо отдыхает». И вот стоит она на берегу почти неузнаваемая — закутанная в полотенце, на голове косыночка. И тут женщина с девочкой, которая проходила мимо, ошеломленно спрашивает: «Это вы?!». — «Я!» — радостно отвечает Наташа. «Ой, — говорит жен­щина, — можно мне сфотографировать вас с моей дочерью?». — «Конечно!» — улыбается Наташа.

 

 

 

Я видела, что матери тоже очень хочется сфотографироваться с любимой актрисой, и предложила: «Становитесь все втроем, я вас сниму». Вы бы видели счастье этой женщины! Она нам рассказала, что приехала с Севера, что ее за хорошую работу премировали путевкой в Сочи. Когда они ушли, Наташа мне, тогда еще молодой актрисе, сказала: «Запомни, никогда не отказывай людям в автографе и просьбе сфотографироваться, для тебя это мелочь, а для людей — радость».

Забавная история произошла с Наташей и как-то на гастролях. Мы с ней только вышли из гостиницы, как ей буквально под ноги бросилась женщина с чемоданом: «Наталья Георгиевна, подождите!».

Оказалось, что она притащила книги, которые собирала всю жизнь, чтобы подарить любимой актрисе (в то время книги были дефицитом, мы с трудом их доставали, даже из-за границы привозили — я сама как-то тащила целый чемодан из Болгарии, где хороших книг на русском языке было очень много).

Я распахнутыми глазами смотрела на неподъемный чемодан, а Наташа как-то очень проникновенно сказала: «Спасибо вам большое! Конечно, я возьму ваш подарок». Когда счастливая поклонница ушла, я спросила: «Ну и что ты с этаки­­­­м грузом делать будешь?». — «Отдам в театральную библиотеку, — сказала Наташа, — там всегда книги нужны. Если бы я их не взяла, оскорбила бы человека в лучших чувствах». Наташа была человеком редкой души...

 

источник- Людмила ГРАБЕНКО  http://www.bulvar.com.ua/arch/2013/35/521d11389f1d3/

 

 

 

 

Трактирщица (1975) (фильм-спектакль)

 

Режиссер: Александр Белинский Сценарист: Александр Белинский Оператор: Борис Лазарев Художник: Владимир Лыков Производство: Гл. ред. лит-драм программ Год: 1975 Актеры: Наталья Гундарева, Евгений Лазарев, Никита Подгорный, Юрий Каюров, Олег Вавилов, Владимир Сальников