Домой Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123
124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147
148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185
Караченцов Николай Петрович
Юбилейный вечер Николая Караченцова. 40 лет на сцене. 2008 г.
Родился 27.10.1944 года, Москва - 26 октября 2018 г. Москва
Детство и юность
Биография Караченцова внешне не примечательна громкими событиями. Коренной москвич, закончивший спортивную школу, он решил стать актером. Его мать была балетмейстером-постановщиком, отец - художником-графиком, много лет проработавшим в журнале "Огонек", следовательно, некие гены искусства были в нем заложены от рождения. Но даже скупой перечень сделанного актером Караченцовым впечатляет своим количеством и масштабами. Кроме множества театральных работ, нужно упомянуть более чем сто фильмов, причем актер играл в основном главные роли.
Театр
В 1963 году Караченцев поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, которую и закончил с отличием. В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в театр Ленинского комсомола. Связав свою творческую судьбу с Ленкомом, актер остался ему верен и по сей день. Здесь он сыграл во множестве спектаклей. За тридцать с лишним лет творческой деятельности Караченцов не только добился любви и признания зрителей, но и по праву обрел статус одного из ведущих актеров современности. Поэтому спектакли с его участием идут с завидными аншлагами. Известность Караченцову принес спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (две роли в музыкальной версии поэтической драмы Пабло Неруды). В театре основной партнершей Караченцова чаще других была Инна Сурикова, вместе с которой они сыграли множество блестящих дуэтов, в частности, в таких спектаклях, как "Сорри" и "Тиль" (роль Тиля Уленшпигеля). Марк Захаров часто использовал этот дуэт для создания спектаклей на двоих, где сила темперамента каждого актера дополняет оттенки роли другого. Великолепна и работа Караченцова в спектакле "Юнона и Авось" (роль графа Николая Резанова, рок-опера Алексея Рыбникова по поэме Андрея Вознесенского), который пятнадцать лет подряд шла с аншлагами. Здесь его партнершей часто была другая известная актриса - Елена Шанина. Захаров привлекал его к участию во многих современных спектаклях, в том числе в современной пьесе "Жестокие игры" (роль Миши Земцова) и в историко-революционной "Оптимистической трагедии" (роль Алексея). Одной из последних постановок в театре, в которой участвовал Караченцов, стал спектакль "Чешское фото". Он был поставлен А. Галиным, которого специально пригласили для этой работы. Партнером же Караченцова в этом спектакле являлся Александр Калягин.
Любимые актеры - Николай Караченцов
Кино
Активно сниматься в кино актер начал только после триумфа "Тиля". Сам Захаров не использовал Караченцова в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах "Двенадцать стульев" (1977) и "Дом, который построил Свифт" (1982). Тем не менее, уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей - Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова "Старший сын", осуществленной в 1975 году Виталием Мельниковым. Компанию ему в этой замечательной картине составили выдающиеся актеры: Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Михаил Боярский, Наталья Егорова. Безудержность во всем, исполнительская щедрость красок отличает многие роли Караченцова. Кроме того актер всегда отличался отличной физической подготовкой, он прекрасно фехтовал и ездил верхом. Ну, а в драках Караченцов был просто неотразим, что он доказал, снимаясь в фильмах "Приключения Электроника" (Урри), "Человек с бульвара Капуцинов" (Билли), "Криминальный квартет" (Марат Муханов). При этом во многих картинах актер играл без дублера. Вот, что рассказывала о работе с Николаем Караченцовым режиссер фильма "Человек с бульвара Капуцинов" Алла Сурикова в
своей книге "Любовь со второго взгляда": "Во всех эпизодах Караченцов был чрезвычайно точен. В основном ему достались сцены драчливые и пьяные. Сплясать с девицами — на раз. Выполнить на спор трюк - захват ногами головы противника с переворотом - на два... Но... предстояла сцена гибели мистера Фёста. Мы решили снять её одним куском - от плачущего до смеющегося Билли Кинга. Николай Петрович попросил минуту для подготовки. Тишина полная в павильоне. Он говорит: «Готов». Я: «Камера!» Умирающий Фёст произносит слабым голосом: «Заряжай...» Герой Караченцова выполняет последнюю волю своего учителя, начинает крутить ручку киноаппарата, при этом плачет. Крупные, честные слезы выползают из-под прикрытых век. Невольно поднимает глаза на экран - там в это время Чаплин... Вокруг все потихоньку от всхлипываний переходят к смеху. Но Билли стесняется улыбнуться — ведь рядом лежит умирающий друг... Вдруг раздается смех оживающего мистера Фёста. Билли Кинг поворачивает голову к Фёсту и сквозь слезы тоже начинает смеяться, это еще не смех, а всхлипывания, но смех прорывается... И наконец уже — смех, смех... В полный рот. Группа аплодировала актеру. Сняли один дубль." Диапазон жанров картин, в которых принимал участие Николай Караченцов, чрезвычайно широк: детские фильмы ("Ослиная шкура" - Бурабо), военные ленты ("Батальоны просят огня" - старший лейтенант Николай Орлов), комедии ("Трест, который лопнул" - Джефферсон Питерс; "Белые Росы" - Вася Ходас), детективы ("Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - Джефферсон Хоуп, "Ловушка для одинокого мужчины" - Даниэль Корбан), исторические картины ("Моонзунд" - Александр Карлович фон Кнюпфер), фантастические ленты ("Подземелье ведьм" -: Жан Лемот Как театральный актер, Караченцов с успехом играл и в костюмных фильмах. Многие зрители помнят его смешного и самодовольного маркиза Рикардо в известном фильме "Собака на сене", в котором он снялся еще в 1977 году, на следующий год Караченцов с таким же успехом сыграл новую костюмную роль Злата в картине "Ярославна, королева Франции", а уже в 1997 году снялся в роли Петра I в фильме "Тайны дворцовых переворотов". С режиссером Владимиром Бортко актер работал над эксцентрической комедией "Удачи вам, господа!" (1992) и отчасти исповедальным фильмом "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1998). В конце 1990-х - начале 2000-х Караченцов снимался сериалах ("Петербургские тайны", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского", "На углу у Патриарших"). Его можно считать ярко выраженным характерным актером, который одинаково владел и трагедийными, и комедийными приемами. Особый профессионализм, выработанный прежде всего многолетней театральной практикой, позволял ему уверенно чувствовать себя в самых сложных или неординарных сценах. Правда, сам Караченцов хотел, чтобы его называли универсальным актером, и поэтому постоянно стремился расширять свой репертуар...
Музыка
Николай Караченцов - один из ведущих и любимых актёров России. Природа наделила его не только актёрским даром, но и удивительным голосом, который запоминается мгновенно и навсегда. Многие песни, исполненные в спектаклях, фильмах и концертных программах, вошли в золотой фонд эстрадного искусства. Песенное творчество Караченцова пользуется неизменным успехом и любовью слушателей. В его репертуаре множество песен к различным фильмам и мультфильмам. Всего в творческом активе актёра около 250 песен. Караченцов возглавляет плеяду поющих актёров – такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег (кроме, разве что, Михаила Боярского). У Караченцова было много учителей. Он всегда гордился тем, что ему довелось поработать с лучшими композиторами страны: Максимом Дунаевским, Еленой Суржиковой, Владимиром Быстряковым, Алексеем Рыбниковым, Геннадием Гладковым, Александром Басилая, Ириной Грибулиной, Юрием Эриконой, Татьяной Островской, Романом Майоровым и многими, многими другими. Николай Караченцов глубоко проникался их творчеством, вживался в их музыку, пытаясь понять её настрой и энергетику. Первым предложил спеть Николаю Петровичу Геннадий Гладков. Сначала в спектакле «Тиль» (1974 год), потом в фильме «Собака на сене» (1977 год), к которым Гладков написал музыку. И это было смело по тем временам. Ведь тогда было принято, что в кино поют профессиональные оперные или опереточные певцы, а актёры в кадре под фонограмму, лишь имитируют пение. Очень плодотворным оказалось сотрудничество Николая Петровича с композитором Максимом Дунаевским. Дунаевский активно писал музыку для кино, и их знакомство началось на съёмках телефильма «Трест, который лопнул» (1982 год). Затем у них было множество совместных работ для муз. кинофильмов – «Маленькое одолжение» (1984 год), «Опасно для жизни» (1985 год), «Светлая личность» (1989 год), «И чёрт с нами!» (1991 год), а в 1994 году в Лос-Анджелесе они записали альбом «Моя маленькая леди», где все песни исполнил Николай Караченцов. Огромную роль в творчестве Николая Петровича сыграл киевский композитор Владимир Быстряков. Помимо цикла «Дорога к Пушкину», Быстряков написал для Николая Петровича бессмертную песню «Леди Гамильтон», а также «Ехать – значит ехать…», «Юбилей», «Маленький чёрный полковник» и другие. Многое дало Караченцову знакомство и близкая дружба с композитором и поэтом Еленой Суржиковой. Николай Петрович видел в Елене художника, познавшего жизнь, поэта и музыканта, воспевающего истинные чувства,способного раскрыть душу настоящего, сильного мужчины, выразить его переживания. Песню «Высший пилотаж» Елена написала специально для актёра. В ней она создала образ лётчика-испытателя, стремящегося к новым достижениям и высотам. Работая с Суржиковой, Караченцов записал настолько разнообразные песни, что кажется, их поёт не один, а несколько разных певцов – то это ностальгия по родине («Испанская сюита»), то сугубо мужская тема («Штурвал»), то проникновенные песни о женщине ( «Я не солгу!», «Звёзды сошли с небес!»). Талантливый композитор Рустам Неврединов написал для него песни «Мой поезд ещё не ушёл» и «Судьба актёрская», а затем - с благословения Патриархии молитву «Архангел Михаил», которую Николай Петрович исполнил со сцены Кремлёвского Дворца Съездов с хором министерства Обороны. А буквально за несколько дней до аварии они с Рустамом записали песню «В Храме искусства» для фильма «Учитель, который построил дом» – о творчестве Марка Захарова.Дуэт Николая Караченцова и певицы Галины Журавлёвой «Дни сентября» был удостоен в марте 2004 года премии «Шансон года».
Личная жизнь
Семейная жизнь Караченцова сложилась достаточно благополучно. Много лет он женат на актрисе Людмиле Поргиной, с которой познакомился в театре "Ленком". В настоящее время она ведущая актриса театра, заслуженная артистка России, играет разнообразные и интересные роли - «Казанскую Божию Матерь» в «Юноне» и «Авось», Полину Андреевну в «Чайке» и Головкину в «Шуте Балакиреве» - спектакле, получившем Госпремию. Сын Андрей окончил на факультет международного права МГИМО. Караченцов не является сторонником актерских династий и считает, что у каждого свой путь в жизни. А еще лучше, если он будет проходить без родительской опеки.
Драма
В ночь на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов на автомобиле Volkswagen Passat ехал с дачи в Москву. Актер был сильно взволнован о смерти тёщи Надежды Степановны Поргиной. При выезде на Мичуринский проспект Караченцов заметил впереди железнодорожный переезд и нажал на тормоз - видимо, слишком резко. Машину занесло, и она ударилась о фонарный столб. В результате актёр получил серьёзную черепно-мозговую травму. Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и операция на головном мозге. Затем его перевели в Институт Склифосовского, где Караченцов пролежал 26 дней в коме. И все-таки Николай Петрович выжил! Процесс выздоровления Николая Караченцова затянулся на годы. Он начал реагировать на окружающую обстановку, заново научился ходить, но речь актера не восстановилась. Несмотря на инвалидность, в мае 2007 года на гала-концерте с презентацией дисков с песнями из репертуара Николая Караченцова, актёр смог подняться на сцену, показавшись зрителям. А в апреле 2008 года Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй книги из серии «Автограф века».
Прямой эфир.24.10.2014. Любовь Николая Караченцова: "Я не дам тебе умереть!"
Игорь BIN Использованные материалы:
источник - http://www.rusactors.ru/k/karachentsov/
|