Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166

 

Список страниц

 


 

Пырьев Иван Александрович. Великий и забытый.

 

4 (17) ноября 1901 года - 7 февраля 1968 года

 

 

 

Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в селе Камень-на-Оби, на Алтае. Его родители — коренные сибирские «чалдоны» — крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году отца убили в драке. Потом мать уехала на заработки, а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.
Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами — татарином Ишмухаметом Амировым. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, тот позорно бежал и спрятался в полицейском участке. После этого Пырьев вынужден был пойти «в люди»...
В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.
В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым.
Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
В столице Пырьев играл в Первом Рабочем театре Пролеткульта в спектакле «Мексиканец» у Сергея Эйзенштейна. В эксцентрической короткометражке «Дневник Глумова» он появился в костюме клоуна.

 

"Свинарка и пастух" 1941 г.

Поссорившись с режиссером, Пырьев ушел к Всеволоду Мейерхольду, где запомнился благодаря зеленому парику в роли Буланова в «Лесе». Одновременно Пырьев руководил рабочими самодеятельными кружками, где ставил агитки и оратории на злободневные темы.

В 1923 году он окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, учился Иван и на режиссерском отделении. Наконец судьба привела его в кино.
Пырьев начинал как помощник режиссера. Вскоре о нем заговорили как о «короле ассистентов». Утверждали, что даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьется успеха.
Конечно, он хотел снимать сам. Помог ему случай. На кинофабрике «горел» сценарий Н. Эрдмана и А. Мариенгофа «Посторонняя женщина», рассчитанный на летнюю натуру, а дождливое лето 1928 года уходило. Пырьев за три недели переписал сценарий и за три месяца сделал сатирическую комедию. В главной роли снялась Ольга Жизнева.
Но второй сатирический фильм Пырьева «Государственный чиновник» (1931) был подвергнут критике и, как следствие, переделке. В те времена было немало чиновников, считавших, что в социалистическом обществе сатире места нет...
Следующая лента Пырьева «Деревня последняя», начатая в 1931 году, была посвящена возникновению колхозов и борьбе с кулачеством. Но в процессе работы режиссера отстранили от постановки «за противопоставление интересов картины интересам государства»...
Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссера и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву.
В 1933 году Пырьев выпускает драму из жизни трех немецких девушек «Конвейер смерти» — звуковой фильм, снимавшийся в недостроенных павильонах «Мосфильма» на Потылихе. Актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская создали привлекательные образы молодых работниц.

 

 

 

 

 

"Идиот" Князь Мышкин. (Юрий ЯКОВЛЕВ)

После «Конвейера смерти» снова последовал длительный перерыв в работе режиссера, заполненный поисками своей темы. К сожалению, экранизация «Мертвых душ» (совместно с М. Булгаковым) не состоялась.
Наконец Пырьев взялся за произведение сценаристки Катерины Виноградской — «Анка». Эта драма о бдительности и важности партийных документов имела успех. Финальные эпизоды картины, когда разоблачают кулака, укравшего у своей жены партийный билет, чтобы передать его шпионке, были поставлены Пырьевым и сыграны актерами с истинным драматизмом. В руководстве страны фильм был высоко оценен и получил название «Партийный билет» (1936).
Однако этот успех не укрепил положения Пырьева на «Мосфильме». Рассорившись с дирекцией, он отбыл в Киев, где взялся за сценарий молодого кинодраматурга Евгения Помещикова. Музыкальная комедия «Богатая невеста» (1939) была с восторгом встречена зрителем. Пырьев пронизал все эпизоды стремительным ритмом, красотой, задорной и доброй веселостью. Композитор Исаак Дунаевский написал превосходную музыку. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой Ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.
Возвратившись на «Мосфильм», Пырьев в сотрудничестве с Помещиковым и Ладыниной принялся за новую комедию — «Трактористы» (1939). Ее сюжет во многом повторял «Богатую невесту». Только по сравнению с веселой Маринкой новая героиня Ладыниной, бригадир трактористок Марьяна

"В шесть часов вечера после войны"  (Симонов и Ладынина)

Бажан, отличалась более волевым характером и современными манерами. В этой картине блистали также молодые актеры Николай Крючков, Борис Андреев и Петр Алейников. Песня о трех танкистах и марш братьев Покрасс из «Трактористов» популярны в народе до сих пор.
Разработанная Пырьевым в «Богатой невесте» и «Трактористах» поэтика бесконфликтной лирической комедии, воспевающей труд, стала своеобразным эталоном советской комедии 1930-х годов.
Одну из лучших своих картин, «Свинарка и пастух», Пырьев заканчивал в осенние месяцы 1941 года, когда на Москву падали фашистские бомбы. Это была жизнерадостная комедия в стихах (сценарий Виктора Гусева) с превосходной музыкой Тихона Хренникова. Любовь юной свинарки Глаши (Ладынина) из Вологды и лихого чабана Мусаиба (
Владимир Зельдин) из Дагестана родилась на московской Сельскохозяйственной выставке. Казалось бы, война и комедия, — вещи несовместимые. Но успех фильма превзошел все ожидания.
Во время войны Пырьев поставил фильм «Секретарь райкома» (1942) — о действиях партизан. Образ командира партизанского отряда Кочет (актер Ванин) был первым и одним из лучших образов героев войны, народных мстителей.
Когда советские войска перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру музыкальной лирической комедии, поставив «В шесть часов вечера после войны» (1944), где он представил, какой будет радость победы, — с салютом, с народом, вышедшим на ярко освещенные площади Москвы. К счастью, творческое предсказание режиссера сбылось.

 

Великий утешитель. Иван Пырьев (Андрей Разумовский, младший)

 

 


Тогда кинематограф еще не знал термина «мюзикл». Но именно мюзиклом следует назвать и «В шесть часов вечера после войны», и следующую работу Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948). Музыка стала темой и сюжетной основой картины, рассказывающей о том, как раненый пианист уезжает в Сибирь, где становится композитором. Рядом с Ладыниной, Андреевым, Зельдиным выразительно играли молодые артисты Владимир Дружников и Вера Васильева.

Фильм был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии. Пырьев получил звание народного артиста СССР.
Драматург Николай Погодин написал для Пырьева сценарий фильма «Веселая ярмарка», где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках, и в соревнование председателей колхозов вмешивалась любовь. Роль Пересветовой стала лучшей работой Марины Ладыниной, а Сергей Лукьянов убедительно сыграл Гордея Ворона, «казака лихого, орла степного». Песню «Каким ты был» на стихи Матусовского написал Исаак Дунаевский. Перед выходом на экраны фильм посмотрел Сталин и предложил вместо «Веселой ярмарки» новое название — «Кубанские казаки» (1950).
Вначале картина была восторженно принята и зрителями и прессой. Ее мелодии звучали повсюду, ее персонажи входили в поговорки, в быт. Пырьев получил свою шестую Государственную премию. После смерти Сталина фильм начали критиковать, обвинять в «лакировке действительности», чуть ли не в дезориентации общественного мнения.

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Трудно сказать отчего — от несправедливой ли критики «Кубанских казаков», или по какой другой причине, но Пырьев отошел от комедии. Неожиданно для всех он устремился в документальное кино, сделав три фильма о молодежи «Мы за мир!» (совместно с И. Ивенсом) о молодежном фестивале в Берлине, «Песня молодости» и «Спортивный праздник молодежи».
Бытовые драматические современные картины Пырьева «Испытание верности» (1954), «Наш общий друг» (1962), «Свет далекой звезды» (1965) трудно отнести к творческим удачам режиссера, прежде всего из-за слабости сценариев.
В «Испытании верности» в последний раз у него играет Марина Ладынина. Нет, они еще не расстались. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в следующем году в ресторане «Арагви» отметили 20-летний юбилей совместной жизни...
Пырьев любил русскую литературу. После каждой комедии он упорно добивался постановки «Мертвых душ», «Ревизора». Задумывался о «Капитанской дочке» и об «Анне Карениной». Особо восхищался Достоевским «Какие характеры, какие страсти!» Готовил киноварианты чуть ли не всех романов и повестей великого писателя!

В конце 1950-х годов Пырьев приступил к экранизации романа «Идиот». Успех первой серии «Идиота» («Настасья Филипповна», 1958)) был несомненен. Юрий Яковлев (князь Мышкин) и Юлия Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы. Трагические сцены, особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по Достоевскому. Режиссер показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей.
Пырьев экранизировал другое произведение Достоевского — «Белые ночи» (1960) и потерпел неудачу. Как пишет Р. Юренев, в этой картине «не было завораживающего волшебства пустынного ночного Петербурга, не было щемящего ощущения неосуществимости мечты, недосягаемости счастья...».
Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем «Мосфильма». Несколько лет проработал он и директором «Мосфильма» (1954-1957).
«Иваном Грозным» называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева.

Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне. Пырьев женился на молодой актрисе Лионелле Скирде, воспитаннице Юрия Завадского. После развода родителей и размена квартиры в высотке на Котельнической набережной сын Андрей ушел с отцом...
Когда Союз кинематографистов получил всеобщее признание, Пырьев уступил руководящее кресло другому, а сам приступил к экранизации «Братьев Карамазовых» (1967-1968). По мнению киноведов, режиссер проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и тонкое понимание индивидуальных особенностей несхожих между собой актеров. И старый мхатовец, игравший Федора Карамазова на сцене, М. Прудкин, и вахтанговец М. Ульянов, и товстоноговец К. Лавров, и молодые артисты театра «Современник» А. Мягков и В. Никулин, и Л. Скирда-Пырьева сделали все возможное, чтобы воплотить сложнейшие характеры романа.
Над трехсерийным фильмом Пырьев работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7 февраля 1968 года, вернувшись со студии, Иван Александрович лег, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесенных в работе, на ногах...
Иосиф Маневич, редактор и сценарист, работавший с Пырьевым на «Мосфильме», вспоминал «Неукротим он был во всем, никогда не сдавался ни в споре, ни в преферансе, ни в любви, ни на бильярде, ни на съемках, ни в больнице перед лицом смерти. И врачи разводили руками перед всякими его анализами, по показаниям которых он давно должен был умереть».
Актеры М. Ульянов и К. Лавров закончили фильм в соответствии с замыслом и намерениями автора-постановщика.
На Международном кинофестивале в Москве (1969) Ивану Александровичу Пырьеву был присужден специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство.

 

источник- http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=788

 


 

 

Марина ЛАДЫНИНА и Иван Пырьев: Тайна, покрытая браком

 

Первый канал показал документальный фильм "Марина Ладынина. От страсти до ненависти".

 

 

 

О любви Ивана Пырьева и Марины Ладыниной до сих пор ходят легенды. Правды же не знает никто

Студия "Галакон", которая снимает для канала документальные ленты, постаралась не шокировать зрителей сенсационной "желтизной".

Разыскать в истории отношений знаменитой семейной пары - кинозвезды Марины Ладыниной и режиссера Ивана Пырьева - новые страницы, дело непростое. Она много раз обсуждалась в СМИ, становилась темой документальных лент. И все-таки нам снова пересказали сюжет этой драмы. Марине Ладыниной как героине документального рассказа повезло - режиссер, соавтор сценария и продюсер фильма Галина Григорьева непредвзято отнеслась к знаменитой актрисе, поняла и приняла ее характер и поступки, по-женски прониклась к ней сочувствием.

 

"Я прожила с Мариной 95 лет ее жизни"

 

Российская газета: Не секрет, что телевизионные каналы требуют, чтобы в документальных лентах была определенная доля "желтизны". Как вы выполняете "условия игры"?

 

Галина Григорьева: Мы не можем с этим не считаться - они исходят из своих данных о том, что интересует зрителей, что привлечет аудиторию.

 

РГ: Судя по всему, фильм о Ладыниной делался долго и тщательно?

 

Григорьева: Да, картину о Марине Ладыниной мы делали два года. За это время сменились три автора-сценариста, но все что-то не клеилось, фильм получался поверхностным. Я поняла, что настоящий портрет ушедшего из жизни человека можно сделать только с помощью свидетелей, близко его знавших, или новых достоверных фактов. Нам надо было не исказить биографию актрисы, не обидеть тех, кто жив из ее окружения, и при этом многое объяснить зрителям. Мне кажется, я прожила с Мариной все 95 лет ее жизни, так много я теперь знаю о ней. Хотя самый близкий человек, единственный сын Андрей, отказался давать интервью и вообще говорить о матери. Он предоставил нам для фильма несколько фото, видеокадры с Пырьевым, которые, кстати, есть и в Красногорском киноархиве. Андрей Иванович часто звонил и волновался, чтобы в фильме ничего негативного не говорилось об отце. Даже угрожал подать на нас в суд. Все это понятно, ведь у него с юных лет не было теплых отношений с матерью.

 

РГ: Как появился в фильме такой богатый биографический материал?

 

Григорьева: Мне удалось связаться с человеком, который прожил бок о бок с Мариной Алексеевной последние 15 лет ее жизни. Это дальняя родственница актрисы Ирина Седенкова. Она обычно отказывается от всех интервью, не доверяет журналистам. Ее не признает семья, ее много раз обвиняли в том, что у нее была своя корысть, вообще она претендовала на квартиру в высотке на Котельнической набережной. Я знаю, что это не так: Ирина боготворила Марину Алексеевну, благодаря общению с ней она стала киноведом и сейчас пишет книгу о Ладыниной. А с квартирой все решилось - она досталась внуку. В глубокой старости, когда непростой характер актрисы усугубился капризами, Ирина была при ней, находилась с ней в больничной палате и держала ее за руку до последнего вздоха. Ладынина сказала, что и на том свете она будет вспоминать двоих - Пырьева и Ирину. Без этой женщины, кстати, не захотевшей строить свою личную жизнь, оставив Марину, фильма бы не было. Жаль, что нельзя взять в картину все интервью Ирины Седенковой. Она говорила о Ладыниной столько хорошего, что мы сами просили найти "темные пятна" на ее облике. И не уговорили, не хочет она вспоминать негативные моменты, слишком крупной была личность Ладыниной, чтобы заниматься мелкими уколами.

 

РГ: У вас в фильме проводится некое сравнение двух знаменитых кинематографических пар - Ладыниной и Пырьева, Орловой и Александрова. Чем это вызвано?

"Предпочла компромиссу разрыв с любимым"

 

Григорьева: Орлова никогда не восставала против своего мужа. У них все конфликты, если они были, остались "под ковром". Ладынина была слишком сильной и свободной личностью, чтобы терпеть и прощать. Она предпочла компромиссу разрыв с любимым человеком, отказ от главного дела жизни. Это не каждая женщина сумеет. Мне кажется, что в работе над биографией Ладыниной нам помогали свыше. Потому что удалось найти ее письма к мужу, написанные в разные годы. Они открыли многое в их отношениях. Это была огромная и искренняя любовь. Марина писала с такой нежностью, заботой и лаской, когда они расставались во время войны в эвакуации или позже, из-за съемок, что становится ясно, почему неистовый Пырьев так ценил их союз. Ваня и сын - эти два человека присутствовали во всех ее помыслах в счастливые годы их жизни. Это потом не по ее вине все сломалось. Но она могла критиковать мужа, требовать сменить надоевшее ей амплуа простушки из народа. Марина была женщиной образованной, очень острой на язык, ее остроты цитировали в кинематографической среде. Она не боялась и не церемонилась и с властью, хотя сталкивалась с преследованием НКВД. Эти письма излучают магнетизм личности Ладыниной.

 

РГ: Неужели ни одна тень не присутствует на созданном вами портрете звезды советского кино?

 

Григорьева: Марина умела преодолеть свои слабости, быть объективной. Она искренне жалела Людмилу Марченко, вызвавшую бурную страсть немолодого классика режиссуры. Она говорила, что такая молодая актриса не понимает, как опасно пойти против этого человека, который может очень высоко поднять, но может и уничтожить. От Пырьева действительно в те годы зависело почти все в мире кино. Сама Марина тоже была влюбчива, но никого равного ее Ивану не встретила. Есть еще один сюжет: расставшись с Пырьевым, Марина Алексеевна начала понемногу прикладываться к бутылке. Ей казалось, что так будет легче, и даже завела маленькую фляжку, которую носила с собой. Но когда пошли слухи, что Ладынина пьет, она в один момент оставила свою привычку и больше никогда к фляжке не прикасалась.

 

РГ: Вы уверены, что Иван Пырьев хотел после разрыва вернуться к жене и был готов возобновить отношения?

 

Григорьева: Мы предоставляем зрителям самим решить, как могли бы развиваться события, если бы Ладынина не была такой непреклонной. Я знаю одно, она его любила до своей смерти и думала о нем постоянно. Ей приснился сон, что Иван бежит к ней и падает на колени, протянув руки. Она целует эти руки и отпускает его. На следующий день Марина узнала, что Пырьева не стало. Уходя, он, возможно, просил у нее прощения. Мы делали фильм о трагедии женщины, которая полюбила человека такого масштаба.

 

Сергей Урсуляк, режиссер, автор одной из программ цикла "Пестрая лента" на Первом канале, посвященной Марине Ладыниной:

- Этот фильм мне не близок, потому что для меня всегда интересна творческая жизнь героев и только как фон - их личная история. Здесь же акценты смещены: на первом плане личная жизнь Ладыниной и Пырьева, и только как фон - их творческая судьба. Хотя принципиально хочу отметить: мне гораздо приятнее вечером смотреть про Пырьева и Ладынину, чем, к примеру, про Ксению Собчак и Тимати. Нравится ли мне интонация этого рассказа - это уже вопрос вкусовой.

 

Николай Сванидзе, историк, телеведущий, автор фильма о Марине Ладыниной, показанного на каналах "Россия" и "Культура":

- В целом фильм у меня вызвал симпатию прежде всего отсутствием желтизны. Я привык к тому, что подобные фильмы об известных людях, которые ушли из жизни, бьют по нервам. В них много лжи, вытягивания на первый план того, что аморально и заведомо неправда. А тут - мне понравились ранние фотографии Марины Ладыниной. Я их никогда не видел прежде, не знал, что она была так хороша. Понравились и фотографии ее отца - видно, в кого Ладынина такая породистая. Так что фильм получился одним словом - приличный.

 

источник- http://www.rg.ru/2007/10/19/ladyinina.html

 

Х/ф "Братья Карамазовы", 1968г. Режиссёр Иван Пырьев