Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171

 

Список страниц

 


 

Секс-символ советского кино. Николай Еременко

 

Николай ЕРЕМЕНКО пережил своего отца всего на 11 месяцев. В 52 года у Еременко-младшего случился инсульт, но его гражданская жена не стала вызывать «скорую», поскольку артист накануне выпил и в таких случаях категорически запрещал обращаться за помощью к врачам. Когда «скорая» приехала, было уже поздно
14 февраля секс-символу советского кино, звезде фильмов «У озера», «Горячий снег», «Красное и черное», «Трактир на Пятницкой», «31 июня», «Пираты ХХ века» и других исполнилось бы 65 лет .

Любовь сопровождала Николая Еременко всю жизнь, и похоже, это было не случайно — он родился 14 февраля, в День влюбленных.

«Думаю, Бог любовью метит, — признался как-то артист. — Он каждому дает любовь и смотрит, что из этого получится, — как человек проходит через это испытание. Любовь для каждого из нас — лакмусовая бумажка, проверка, и если человек не справился, значит, неправильно понял задачу, поставленную перед ним свыше».

Советское кино было небогатым на роли суперменов, поэтому популярность Еременко воистину не знала границ. После каждой новой картины почтальоны мешками носили ему корреспонденцию, поклонницы обожали актера, не давали ему прохода и даже угрожали покончить жизнь самоубийством, если кумир не ответит взаимностью.

 

 

Николай Еременко "Последний пылко влюбленный"

 

 



 


 

С отцом народным артистом СССР Николаем Еременко и матерью народной артисткой БССР Галиной Орловой, 80-е годы. «Между моими любимыми мужчинами была удивительная духовная близость»

Один случай особенно запомнился Николаю. «Девушка из Керчи, — вспоминал он, — писала потрясающие, небанальные письма. Они выделялись среди прочих, в них были изумительные стихи. Я уже привык, начал отвечать. Когда она перестала писать, начал переживать. И вот приходит письмо от ее подруги, напечатанное на машинке. Подруга сообщала, что девушка покончила с собой, поскольку поняла, что ее чувства ко мне бессмысленны. А ее родные просят меня приехать на похороны. Далее сообщалось место и время похорон. Я проникся! Побежал за билетом и вдруг вспомнил... Дело в том, что эта девушка первую строчку всегда начинала с правой части листа. И послание ее подруги начиналось так же. Тут я все понял. И написал ей очень жесткое письмо».

 

С родителями в Одессе, 1957 год

Некоторые особо пылкие поклонницы письмами не ограничивались, а просто приезжали к любимому актеру домой. Однажды в дверь позвонили. Николай пошел открывать и с удивлением увидел на пороге незнакомую девушку с чемоданом: «Вы — секс-символ, я вас обожаю и буду вашей женой!».

 

О другом случае актер рассказывал так: «В одно прекрасное летнее утро открываю дверь — стоит красивая девушка. На улице жара, все окна в квартире открыты. Подбегает к балкону и распахивает дверь. «Все, — думаю, — сейчас выпрыгнет!». А она выскочила на балкон и кому-то кричит: «Эй, ты видишь, я здесь!». Совершенно изумленный, выхожу за ней на балкон и вижу: под балконом ее мужик стоит. Оказывается, он ей разрешил ко мне зайти, но так, чтоб все время держать ее в поле зрения: дескать, что с артиста взять, еще изнасилует. Я потом над этой историей полдня смеялся».

Впрочем, Николай женской любви и не сопротивлялся: «Моя профессия грешна изначально... Женщины всегда будут меня притягивать. Это моя идея фикс!». Более того, он знал, что нужно женщине, мог соблазнить и увлечь любую. «Ахиллесова пята

С режиссером Сергеем Герасимовым во время работы над фильмом «У озера», 1968 год

 женщин — романтизм, — признался как-то Еременко, — нашепчи ей что-нибудь нежное, и она твоя. Этим можно пользоваться, а можно и не пользоваться. Все зависит от уровня цинизма».

 

Говорят, что недооценивать женщин глупо, а переоценивать — опасно. Он всегда влюблялся всерьез. «В любви обманывать нельзя. Это как раз тот случай, когда нужна предельная откровенность. Любовь — дар свыше. И совсем другое — состояние влюбленности. Я порой даже придумываю его себе, чтобы чувствовать душевный полет».

В роли Алеши с Натальей Белохвостиковой в социальной драме «У озера», 1969 год

Уже более 12 лет актриса Галина Орлова живет без любимых мужа и сына, которые ушли один за другим.


«ПЕРВОЙ ГЛАВНОЙ РОЛЬЮ КОЛИ СТАЛ БУРАТИНО В СПЕКТАКЛЕ ШКОЛЬНОГО ДРАМКРУЖКА»

 

— Галина Александровна, ваш сын родился 14 февраля — в День святого Валентина. Это как-то отразилось на его судьбе?

В роли Жюльена Сореля с Леонидом Марковым в картине «Красное и черное» по роману Стендаля, 1976 год

 

— О том, что существует такой праздник, мы тогда понятия не имели. Я, чувствуя, что подходит срок, переживала об одном: только бы не родить 13-го — вдруг это число принесет ребенку несчастье. Держалась до последнего, в результате Коля появился на свет 14 февраля 1949 года. Это был невероятно красивый ребенок, которого из-за белых кудряшек — да-да, не удивляйтесь, он родился светленьким! — многие принимали за девочку.

Первый советский боевик «Пираты XX века» принес Николаю Еременко бешеную популярность и славу секс-символа. С Талгатом Нигматулиным, 1979 год

Начало его жизни пришлось на очень тяжелое время. В магазинах не было ничего — ни продуктов (невозможно было найти не только мясо или масло, но и так необходимое маленькому ребенку молоко),

ни одежды (промышленность, работавшая на фронт, с трудом переходила на мирные рельсы). Но это еще ничего по сравнению с тем, что людям негде было жить. 

Белоруссия больше всех других республик Советского Союза пострадала от фашистской оккупации, и в Витебске, в котором мы тогда жили, пригодными для обитания были только три процента домов, остальные лежали в руинах. Они даже восстановлению не подлежали, все нужно было строить заново.

 

— Как ваш сын учился в школе?

В роли князя Болховского с Мариной Шиманской в приключенческо-исторической киноленте Станислава Ростоцкого «Эскадрон гусар летучих», 1980 год

 

— Средне, звезд с неба не хватал. Класса до пятого у него в дневнике красовались преимущественно пятерки, а когда стал подрастать и появились другие интересы, то и тройки посыпались. Мы с мужем его за это не ругали, потому что сами никогда отличниками не были, значит, требовать идеальных оценок от своего ребенка не имели морального права.

 

В роли художника Сэма Пенти с Натальей Трубниковой в фантастическом мюзикле «31 июня», 1978 год
В школе Коля пользовался популярностью — он был обаятельным, поэтому к нему хорошо относились и учителя, и одноклассники. Влюблялись ли в него девочки? Думаю, да, но он влюблялся еще чаще. 

 

— Ваш сын уже тогда мечтал стать актером?

 

— В то время он увлекался спортом — играл в футбол (кстати, одно время он всерьез думал о карьере футболиста) и баскетбол, любил бадминтон, как только выпадал снег, отправлялся кататься на лыжах. Ходил в бассейн — мы отдали его на плавание, как только переехали в Минск, Коле тогда было всего девять лет.

Впоследствии, когда он стал актером, все это ему пригодилось — почти все трюки, в том числе и в «Пиратах ХХ века», он делал сам. Но вот что ему совершенно было не свойственно, так это юношеская мальчишеская агрессия. Сколько его помню, он никогда не дрался, а если возникали конфликты, предпочитал договариваться и все решать миром. 

Наверное, желание стать актером где-то глубоко в душе таилось у Коли всегда, он ведь вырос за кулисами: бабушек, которые могли бы присмотреть за ребенком, пока родители заняты на работе, у нас не было, а на нянек мы не зарабатывали.

В фильме Сергея Герасимова «Лев Толстой», 1984 год. Сергей Аполлинариевич в роли графа, Николай Еременко — пианист и композитор Александр Гольденвейзер

С Анной Самохиной и другими в «Царской охоте» (князь Орлов), 1990 год

В детстве сын, как и все дети, мечтал стать то полярником, то пожарником, а лет в пять и вовсе заявил, что будет работать продавцом конфет. Это его желание было связано с тем, что сладкое в своем полуголодном детстве Коля видел редко, вот и считал, что человек, у которого много конфет, самый счастливый на свете. Конечно, артистические задатки у него были всегда, в детском саду и школе он играл на утренниках и в театральных постановках, а его первой главной ролью стал Буратино в спектакле школьного драмкружка. А о своем серьезном желании стать актером сын сказал нам в 10 классе, когда на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Люди и звери», одну из главных ролей в котором сыграл его отец Николай Еременко-старший.

 

— Вы его отговаривали от этого шага или, наоборот, помогали?

 

— Ни то, ни другое. Если у человека есть уверенность, что это его путь, его невозможно отговорить, если же такой уверенности нет, никакие связи не помогут. Коля точно знал, что хочет стать актером, я видела в нем такое же стремление, как когда-то и у нас с мужем, поэтому понимала: он своего добьется.

Возможно, кто-то думает, что мы с мужем пристроили Колю к Сергею Герасимову, который в год его поступления как раз набирал курс, но, поверьте, это не так.

Мы хотели, чтобы сын учился в театральном институте в Минске, ведь тогда он жил бы дома и мы смогли бы сэкономить (жили мы небогато, каждая копейка была на счету), но Коля уперся: «Хочу во ВГИК!». К Герасимову мы все-таки ездили, но не для того, чтобы попросить за свое чадо, — Коля-старший хотел посоветоваться с Сергеем Аполлинариевичем. Тот посмотрел на Колю-младшего и сказал, что можно попробовать, и подобрал ему репертуар для поступления — стихотворение, басню, прозу. 

С супругой Верой Титовой, 1974 год. «В официальном браке он состоял всего лишь раз, но это не помешало ему иметь двух гражданских жен»

Сын поехал через несколько месяцев и поступил. Тогда муж договорился с Герасимовым, что мы приедем через год, и если к тому времени станет понятно, что актерских способностей у Коли нет, Сергей Аполлинарьевич нам прямо, без обиняков об этом скажет. На мой взгляд, ужасно, когда бездарные люди (в том числе и актерские дети) цепляются за профессию, в которой они не нужны и которая совершенно не нужна им. Меньше всего нам с мужем хотелось бы такой судьбы для своего единственного сына.

 

— И каков был вердикт Герасимова?

 

С дочерью Оленькой, 1976 год

— Положительный — он сказал, что у Коли есть талант, а все остальное — его забота как педагога, он сделает из сына актера.

Свое слово Сергей Аполлинарьевич сдержал. На первом курсе сын сыграл маленькую роль в его фильме «У озера», в котором был занят весь их курс, — он там еще такой юный и беспомощный с профессиональной точки зрения. А когда он оканчивал ВГИК, Герасимов на него поставил «Красное и черное» Стендаля, работе над этой картиной сын отдал семь лет своей жизни (поначалу это был дипломный спектакль, который Герасимов впоследствии перенес на экран), а роль Жюльена Сореля сделала Колю знаменитым на всю страну. 

У него много достойных работ в кино, но эта, как мне кажется, самая лучшая и наиболее мной любимая. Ее очень высоко оценили и профессионалы — режиссеры, критики, педагоги театральных вузов, а во ВГИКе эта работа сына вообще является учебным пособием для студентов: на сцене перед казнью их учат актерскому мастерству.

Еще мне очень нравится его комбат Дроздовский из фильма Гавриила Егиазарова «Горячий снег», недавно его снова показывали по телевидению — очень сильная работа.

А вот мнение зрителей с выбором специалистов не совпадает — они больше всего любят «Пиратов ХХ века», за роль в этой

Дочь Ольга от брака с Титовой

 картине популярный журнал «Советский экран», опираясь на результаты голосования читателей, назвал Еременко-младшего лучшим актером 1981 года — в те времена это было очень почетно. 


 

С гражданской женой Татьяной Масленниковой

«ПОКЛОННИЦЫ РАССКАЗЫВАЛИ КОЛЕ КАКИЕ-ТО ИСТОРИИ, ПОРОЙ ВЕСЬМА ЛИЧНОГО, ДАЖЕ ИНТИМНОГО СВОЙСТВА, ПРОСИЛИ СОВЕТА, ИЗЛИВАЛИ ДУШУ»

 

— Неудивительно, ведь по вашему сыну сходили с ума многие со­ветские женщины...

 

— Тем не менее со своим отцом он сравниться не может — вот уж кто был настоящим красавцем! Высокий, статный, черноволосый и чернобровый. За два дня до начала войны, 20 июня 1941 года, Коленьке исполнилось 15 лет, так он, чтобы попасть на фронт, прибавил себе три года, и с тех пор во всех документах было написано, что он родился в 1923-м, хотя на самом деле в 1926-м.

Николай прошел ускоренный офицерский курс, став «инкубаторским лейтенантом» — так называли ребят, за три месяца получавших образование, на которое до войны их ровесники тратили несколько лет. В 1942 году муж под Вязьмой у деревни Комары попал в печально знаменитый «калининский мешок», когда три десятка советских дивизий оказались в немецком окружении, после чего три года провел в концентрационном лагере — работал на каменоломнях, чудом выжил. В память о тех страшных годах у него на теле остались глубокие шрамы, но на его красоте это никак не отразилось — женщины на Колю оборачивались до конца его жизни.

С дочкой Танечкой от Масленниковой

 

Сына природа тоже наградила мужской привлекательностью... После «Красного и черного» (пятисерийный фильм Сергея Герасимова, где Еременко-младший сыграл главную роль — Жюльена Сореля. - Прим. ред.) зрительницы буквально засыпали Колю письмами. Они рассказывали ему какие-то свои истории, порой весьма личного, даже интимного, свойства, просили совета, изливали

Татьяна Масленникова с дочерью Таней

душу. Мне кажется, каждая из них чувствовала себя немного мадам де Реналь.

 

— Несмотря на большое количество поклонниц, женился ваш сын всего один раз?

 

— Точнее, в официальном браке состоял всего раз, но это не помешало ему иметь двух гражданских жен — Коля был очень любвеобильным.

Первый раз он женился очень рано, еще во ВГИКе, на своей однокурснице Вере Титовой. Жили они неплохо, но популярность сына у женского пола не способствовала укреплению отношений — скорее, наоборот. Тем не менее развод стал для Коли болезненным и мучительным, он очень тяжело переживал расставание с Верой, дочерью и переезд на другую квартиру. А глядя на наш с Николаем брак, по-доброму завидовал: «Вам с папой повезло, вы родственные души, а меня с женщинами связывает только физиология».

 

 

 

Николай Еременко "Мир без любимого"

 

 

 

 

— Почему такой востребованный актер на пороге 50-летия остался без работы?

 

Последняя любовь и гражданская жена Николая Еременко-младшего ассистент режиссера Людмила. «Коля с ней так и не расписался — то ли не успел, то ли не захотел»

— Коля потерял опору в жизни и пал духом, когда в начале 90-х рухнул советский кинематограф. Количество снимаемых фильмов резко сократилось, а роли, если их и предлагали, не устраивали его по качеству. Чтобы прокормиться, сыну приходилось подрабатывать каскадером, что было тяжело физически и очень его изматывало. Правда, лет через 10 ситуация выровнялась (сын сыграл в фильмах «Рыцарский роман», «Подари мне лунный свет» и в сериале «Бригада», премьера которого состоялась уже после его смерти), но внутренний надлом уже произошел — у Коли словно включился режим самоуничтожения. Сын начал выпивать, и его организм не выдержал.

 

Корифеи советского кино Николай Еременко, Анатолий Кузнецов, Александр Панкратов-Черный, Вячеслав Тихонов, Анатолий Ромашин, Петр Тодоровский и Георгий Жженов на кинофестивале, Выборг, 1999 год

При этом у него было много творческих планов, он должен был сниматься в многосерийном фильме, успешно прошел пробы, и на студии все было готово для работы. Конечно, на амплуа героя-любовника ему уже рассчитывать не приходилось, но это же не смертельно: секрета вечной молодости не знает никто, поэтому в жизни каждого актера наступает момент, когда ему нужно перестраиваться и переходить на возрастные роли. Видимо, Коле суждено было остаться в памяти зрителей молодым.

В свое время с такой же проблемой столкнулся и его отец, который в последние годы жизни из-за отсутствия работы страдал от серьезной депрессии. Доходило до того, что он ни с кем не хотел общаться, запирался в квартире и целыми днями смотрел телевизор. Тогда мужа спас сын — Коленька снял фильм (кстати, это единственная его режиссерская работа) «Сын за отца» с Николаем Еременко-старшим в главной роли.

Муж, который по натуре был человеком очень скромным, отказывался как мог: боялся, что их обвинят в семейственности. Картина прошла с большим успехом, и после этого Коля-старший воспрянул духом — сыграл еще в двух фильмах, да и вообще, несмотря на два перенесенных инфаркта, стал гораздо оптимистичнее смотреть на жизнь. Получается, что сын продлил своему отцу жизнь, а вот ему самому, когда он столкнулся с похожей проблемой, помочь было некому.

 


«ЗНАЧИТ, СЫНУ НА РОДУ БЫЛО НАПИСАНО: УМЕРЕТЬ ИМЕННО ТАК И ИМЕННО В ЭТОТ ДЕНЬ»

 

 

Как уходили кумиры. Николай Ерёменко

 

 

 

— Инсульт сразил Еременко-младшего, когда ему едва исполнилось 52. Неужели, учитывая достижения современной медицины, ему ничем нельзя было помочь?

 

— Я много думала об этом и, как ни страшно это сознавать для матери, поняла: значит, так ему было на роду написано. Когда сыну стало плохо, нужно было срочно вызывать «скорую», но его последняя — гражданская — жена Людмила этого не сделала. Дело в том, что накануне Коля выпил, а в таких случаях он ей категорически запрещал обращаться к врачам, что бы с ним ни случилось. Вот она и поняла это буквально — сидела и ждала, когда Коля очнется, а ему становилось все хуже и хуже. Когда «скорая» все-таки приехала, оказалось, что драгоценное время уже упущено. Уверена: если бы рядом была я или Вера, которая умела выводить его из такого состояния, Коля сейчас был бы жив.

Сын похоронен рядом с отцом на их родине в Белоруссии. Могила в Минске на Восточном кладбище

 

— Как сложилась жизнь Людмилы?

 

— Коля с ней так и не расписался, хотя я не раз просила его это сделать, но он то ли не успел, то ли не захотел. Насколько я знаю, сейчас Люда работает на киностудии, занята в интересных проектах, часто ездит в командировки — в общем, у нее все хорошо.

Впрочем, как и у внучек, которые, к счастью, не стали актрисами. Их у меня две: старшую, Олю, родила Коленьке его Вера, вторую, Таню, — гражданская жена Татьяна, с которой у сына были долгие отношения. Несмотря на то что с этой женщиной Коля не был зарегистрирован, он признал девочку и дал ей свою фамилию и отчество. Не знаю, мечтал ли Коля о сыне, но часто грустно шутил, что у него одни девочки получаются. Разница в возрасте у Оли и Тани — 15 лет, но обе они уже замужем, у них есть дети. Правда, видимся мы с ними очень редко, чаще разговариваем по телефону, а это уже иной уровень общения.

 

— Ваш сын пережил своего отца всего на 11 месяцев — в таких случаях в народе говорят, что тот, кто ушел раньше, забрал второго с собой...

 

— Наверное, так оно и есть. Между двумя моими любимыми мужчинами была удивительная духовная близость: для того чтобы что-то сказать или объяснить, им не нужно было разговаривать — они чувствовали друг друга даже на большом расстоянии.

Неудивительно, что то ли сын не смог жить без отца, то ли отцу там, куда он ушел, было невыносимо находиться без сына. Поэтому и во сне эти два моих самых дорогих человека, два Коленьки, приходят ко мне вдвоем: сядут, посмотрят и, не сказав ничего, уйдут. Вот только говорить на эту тему мне не очень хочется — в потусторонний мир лучше без особой надобности не вторгаться, это может быть опасным.

 

источник -  Людмила ГРАБЕНКО «Бульвар Гордона» http://www.bulvar.com.ua/arch/2014/6/52fbdc5c68a7d/

 

 

"Сын за отца" (1995) - Николай Ерёменко