Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168

 

Список страниц

 


 

Вертинский Александр Николаевич

22.03.1889, Киев - 21.05.1957, Ленинград

 

 

 

 

 

Фото альбом

 

Фильмография:

 

1912 Чем люди живы
1916 Король без венца
1916 От рабства к воле
1950 Заговор обреченных
1953 Великий воин Албании Скандербег
1954 Анна на шее
1955 Пламя гнева
1956 Кровавый рассвет
1969 Гори, гори моя звезда - музыка песен
1993 Если бы знать... - используемая музыка

 

Актер театра и кино, автор (поэт, композитор) и исполнитель романсов и песен
Автор сценариев ряда немых фильмов
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме "Заговор обреченных")

 

Детство

 

Детство будущего артиста было не совсем радостным. Его отец не мог жениться на его матери, хотя у них уже родилось двое детей, поскольку первая жена не давала развода. Своих внуков пришлось усыновить деду, а после смерти родителей брат и сестра вообще оказались в разных семьях у родственников матери и долгое время ничего не знали о судьбе друг друга. Они встретились спустя много лет, когда уже выросли, оба стали артистами и играли в различных труппах. Однако их совместная жизнь продолжалась недолго: позже, во время войны, сестра Вертинского погибла, по слухам, от передозировки кокаина.

Сам же Александр Вертинский последовательно и достаточно настойчиво шел к своей будущей профессии. В гимназические годы он больше предпочитал посещать различные "действа", одинаково часто ходил и в церковь, и в театр. Ведь он вырос в Киеве, который славился своими культурными традициями и куда в то время приезжали многие знаменитости - Д. Ансельмо, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

 

Первые роли в кино

 

Постепенно Вертинский становится одним из представителей так называемой "богемы". Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он берется за любую работу: продает открытки, грузит арбузы, работает корректором в типографии. Но позже в книге воспоминаний "Дорогой длинною..." он не расскажет об этом ни слова.

Он несколько лет состоял подсобным рабочим при съемочных группах в ателье А. Ханжонкова, исполнял небольшие роли в фильмах, а впервые дебютировал в 1912 году. По общему мнению, кино в те годы было низким развлечением, балаганом, но заработать на съемках можно было неплохо. Деньги привели в кинематограф и Вертинского. Сын Льва Толстого Илья снимал фильм по рассказу отца "Чем люди живы?" и искал исполнителя на роль Ангела. Он должен был голым упасть "с небес" в снег и уйти вдаль. Никто не соглашался на это, а Вертинский из озорства согласился. Уже после съемки все газеты писали о дебюте в кино известного певца.

Кроме этой роли, в те годы у Вертинского было еще около десятка работ в кино. Среди них чаще всего отмечают роль бродяги Анатолия Северака в фильме "Король без венца" и антиквара в картине "От рабства к воле" (1916).

 

Эстрада

 

Впервые Александр Вертинский выступил на эстраде в 1915 году в костюме Пьеро (костюм видоизменялся со временем: из белого он стал черным, а потом - черно-белым). В то время он пел о "бедных деточках, кокаином распятых на мокрых бульварах Москвы".

Постепенно у него выработался собственный стиль выступления, он научился эксплуатировать свой говоряще-поющий голос и даже то, что он не совсем четко выговаривал букву "р", лишь придавало ему шарма. Из каждой песни он делал маленькую сценку с законченным сюжетом, образы героев намечал одним-двумя, но запоминающимися штрихами. Эти песни Вертинского сначала назывались "печальными песенками Пьеро", или "ариетками". И самого артиста поначалу называли русским Пьеро.

Очень быстро пришла к Вертинскому известность, его песни легко запоминались, их часто исполняли другие артисты. Поклонницы буквально осаждали молодого исполнителя, а он позволял себя увлечь.

 

Эмиграция

 

Судьба Вертинского резко изменилась в двадцатые годы. Как и многие другие деятели русской культуры, он не принял революцию, и ему пришлось эмигрировать. События гражданской войны привели Вертинского в Севастополь, откуда в ноябре 1920 года на корабле бегущих от Красной Армии белогвардейцев он переправился в Константинополь.

В числе многочисленных эмигрантов Вертинский поселился в Константинополе, продолжил выступать. Но постепенно положение бежавших из России начало ухудшаться. Выступлениями Вертинский с трудом зарабатывал только на пропитание.
Раздобыв греческий паспорт, Вертинский уезжает в Румынию, но и там его положение остается тяжелым. Долгие месяцы проходили в грошовых выступлениях в ночных кабаках. По словам Вертинского, эмиграция превратила его из разбалованного и капризного московского артиста, который мог себе позволить заламывать гонорары или вообще удаляться со сцены, если казалось, что публика недостаточно внимательно слушает, в трудягу, который зарабатывает на кусок хлеба и кусочек крыши над головой.

Неожиданно судьба помогает Александру перебраться в Польшу со своим импрессарио Кирьяковым. Прием, оказанный Вертинскому в Польше, был поистине королевским. Многочисленные гастроли и выступления продолжались по всей стране. В Сопоте Вертинский познакомился с девушкой Ирен, и вскоре она становится его женой. Правда, брак их продолжался недолго.

В 1923 году Вертинский перебирается в Германию, через два года - во Францию. В Париже он знакомится с представителями романовского дома - великими князьями Дмитрием Павловичем и Борисом Владимировичем.

Вертинский вновь возвращается к профессии певца. Выступая в ресторанах, он знакомился с королями (Густав Шведский, принц Уэльский), миллионерами и банкирами (Ротшильды, Морганы), королями экрана (Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Гретта Гарбо). Теплые отношения у него устанавливаются с Анной Павловой и Тамара Карсавиной, а с знаменитым басом Федором Шаляпиным завязывается крепкая дружба.

Вместе с Шаляпиным, Мозжухиным и Анной Павловой Вертинский гастролировал сначала по Европе, а потом в Америке. Сборники стихов и песен певца выходили за границей, однако в СССР, несмотря на всеобщую его популярность, попытки издания произведений Вертинского были тщетными. Не было ни одной рецензии на его концерты: Вертинский остался верен своему декадентскому стилю, что раздражало советский официоз.

Осенью 1934 года Вертинский уезжает в США. Там он с большим успехом гастролирует по стране, исполняя свои песни, среди которых и новые "Чужие города" и "О нас и о Родине".

Чтобы прокормить семью, артисту пришлось много работать - давать по два концерта в день. В эмиграции его творчество сильно изменилось: если до революции его манили экзотические страны, то потом появились нотки ностальгии по родине. Его песни превращаются в маленькие баллады. Изменились и герои песен. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных манто и клоуны, лорды и бродяги, пажи и кокаинисты, то теперь ими становятся обычные люди. Они неутомимо стремятся к счастью и искренне горюют, потерпев неудачу. А в тридцатые годы певец обратился к творчеству советских поэтов.

В эмиграции Вертинский продолжал сниматься в кино. До переезда в США он появлялся в немецких и французских фильмах. В США он был приглашен в Голливуд - Русские в то время были в большой моде в Голливудском киномире. Но карьера голливудской звезды ему не удалась из-за недостаточного знания английского языка, на котором он всегда говорил с акцентом.

После удачных гастролей в США Вертинский снова вернулся во Францию, но не остался там надолго. В 1935 году он перебрался в Китай, обосновавшись в Шанхае. Там он женился второй раз на Лидии Владимировне Циргваве. В июле 1943 года у них родилась дочь Марианна.

 

Возвращение

 

Вертинский неоднократно обращался в советские представительства с просьбой разрешить ему вернуться, но ему отказывали в визе. В 1937 году ему разрешили вернуться, но без жены. Разумеется, таким разрешением он не воспользовался. Ситуация изменилась лишь в 1943 году, когда возвращение Вертинского стало чуть ли не символом сплоченности советского народа. В это тяжелое время ему разрешили вернуться с семьей.

Он приехал в Москву в ноябре 1943 года с женой и трехмесячной дочкой Марианной, а через год (в ноябре 1944) у супругов родилась вторая дочь - Анастасия. О своих дочерях Вертинский написал одну из самых трогательных песен - "Доченьки" ("У меня завелись ангелята..."). Это, по-видимому, единственная песня, созданная им в СССР.

Артист сразу же включился в культурную жизнь страны. В эмиграции Вертинский не нажил состояния, поэтому в 55 лет пришлось начинать все сначала, давать по 24 концерта в месяц, ездить по всему Советскому Союзу, где не всегда создавались необходимые условия для выступлений (только в дуэте с пианистом Михаилом Брохесом за 14 лет дал более 4000 концертов). Он исколесил всю страну, проехав с концертами и по Сибири, и по Средней Азии. Он пел в театрах, в концертных залах, во дворцах культуры, на заводах, на стройках, в шахтах, выступал для раненых и сирот.

Вертинский исполнял и песни нового содержания, и старые, которые стали экзотикой. Еще не закончилась война, но люди продолжали жить и уже думали о мире. Поэтому песни Вертинского оказались близки и понятны широкой публике.

К сожалению, жизнь Александра Николаевича по возвращении оказалась далеко не безоблачной. Вскоре после окончания войны была развернута кампания против лирических песен, якобы уводящих слушателей от задач социалистического строительства. Напрямую о Вертинском не говорилось, но это как бы подразумевалось. И вот уже его пластинки изымаются из продажи, вычеркиваются из каталогов. Ни одна его песня не звучит в эфире, газеты и журналы о триумфальных концертах Вертинского хранят ледяное молчание. Выдающегося певца как бы не существует.

 

Кино в послевоенные годы

 

После войны Вертинский продолжил сниматься в кино. В России в пятидесятые годы использовали его характерную внешность и, по мнению кинематографистов, врожденный аристократизм, что Вертинский с блеском продемонстрировал в роли князя в известном фильме 1954 года "Анна на шее". Одно только его появление в кадре создавало необходимый эффект, желаемую атмосферу. Но для того чтобы сняться в фильме "Заговор обреченных" в роли кардинала Бирнча, Вертинскому пришлось глубоко вживаться в далекий от его творческого амплуа образ. Запоминается и работа актера в фильме "Великий воин Албании Скандербег", где он сыграл роль дожа Венеции.

Практически нереализованным остался талант Вертинского как чтеца. Он знал множество стихов наизусть, цитировал всегда много и к месту, любил играть с близкими ему людьми в своеобразную игру - "Откуда это".

Талантливый певец и актер Александр Вертинский не имел никаких званий. Только однажды за исполнение роли Кардинала в ныне забытом фильме "Заговор обреченных" он был удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР (1951). Марианна Вертинская вспоминает: "Папа говорил - У меня нет ничего, кроме мирового имени".

Александр Вертинский работал до последнего дня, и умер на гастролях от сердечной недостаточности.

 

Семья Вертинского

 

Жена Вертинского Лидия Владимировна, актриса и художник, дебютировала в кино в роли сказочной птицы Феникс в фильме "Садко". Кроме того, она снялась в сказках "Новые приключения Кота в сапогах" и "Королевство кривых зеркал".

Дочери Вертинских появились на экране одновременно и покорили зрителей своей красотой, нестандартностью и внешней, и внутренней. Марианна прославилась в образах современниц. Их отличали мягкий лиризм, женственность, поэтичность. Марианна была необычайно популярна в 60-е годы, но в дальнейшем ничего достойного в кино так и не сыграла, оставаясь тем не менее ведущей актрисой театра им. Вахтангова.

Анастасии предлагали в основном роли классические: в 16 лет она сыграла Ассоль, в 20 - Офелию, затем Лизу Болконскую, Кити. В умелых режиссерских руках ее внешние данные использовались поразительно. В дальнейшем Анастасия Вертинская показала себя зрелым мастером, способным точно очертить характеры героинь, уделить внимание деталям, ей присущи тонкая ироничность и лиризм, а также выразительная пластичность рисунка.

 

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Энциклопедия "Всё обо всех". Александр Вертинский;
Александр Вертинский "Киев - Родина нежная" http://pro-kiev.com.ua ;
Александр Вертински. Биография http://mediateka.km.ru

 

источник - http://www.rusactors.ru/v/vertinskiy/index.shtml

 

 

Русский Пьеро Александр Вертинский

 

 

 

 

   

 

 

Одиссея Александра Вертинского

 

 

 

 

Лиловый негр (Где Вы теперь?..), 1916 год
Маленький креольчик (Аx, где же Вы, мой...), 1916 год
Ваши пальцы (Ваши пальцы пахнут ладаном...), 1916 год
Я сегодня смеюсь, 1915 год
J'aime (Я помню эту ночь...), 1916 год
Сероглазочка (Я люблю Вас, моя...), 1915 год
Пес Дуглас (В нашу комнату Вы часто...), 1917 год
Пей, моя девочка, 1917 год
Минуточка (Ах, солнечным, солнечным маем...), 1914 год
То, что я должен сказать (Я не знаю, зачем...), 1917 год
 Безноженка (Ночью на кладбище...), 1915 год
Бал Господен (В пыльный маленький город...), 1917 год
Черный карлик (Ваш черный карлик...)
14-е июля (Бурлит Сент-Антуан...)
В голубой далекой спаленке
Минута на пути (Ну что ж, простимся, так и быть...)
Игуменья (Хрупкая игуменья в полутемной нише...)
Дым без огня (Вот зима. На деревьях...), 1916 год
За кулисами (Вы стояли в театре...), 1916 год
Маленькая балерина (Я маленькая балерина...)
 Баллада о короле (Затянут шелком тронный зал...)
Сероглазый король (Слава тебе, безысходная боль...)
Буйный ветер (Буйный ветер играет с терновником...)
Последнее письмо (До свиданья, друг мой, до свиданья...), 1925 год
Злые духи (Я опять посылаю письмо...), 1925 год
В степи молдаванской (Тихо тянутся сонные дроги...), 1925 год
Классические розы (В те дни, когда роились грёзы...), 1925 год
Бессмертный бес
Концерт "Сарасате", 1927 год
Испано-Сюиза, 1928 год
 Мадам, уже падают листья (На солнечном пляже), 1930 год
Сумасшедший шарманщик (Каждый день под окошком...), 1930 год
Ты успокой меня, 1930 год
Полукровка (Мне не нужна женщина...), 1930 год
Песенка о моей жене (Надоело в песнях душу разбазаривать...), 1930 год
Девочка с моря (Девочка тонкие ножки в море мочила...)
Над розовым морем
Танго "Магнолия" (В бананово-лимонном Сингапуре...), 1931 год
 Молись, кунак
Джонни (Увы, на жизни склоне сердца всё пресыщенней...)
Дни бегут (Сколько вычурных поз...), 1932 год
Не было измены (Не было измены, только тишина...)
Piccolo Bambino (Вечерело, пели вьюги, хоронили Магдалину...), 1933 год
Рафинированная женщина (Разве можно от женщины требовать многого?..), 1933 год
Личная песенка (Что же мы себя мучаем?...), 1934 год
Без женщин (Как хорошо без женщин...)
Палестинское танго (Манит, звенит, зовет, поет дорога...)
Матросы (Матросы мне пели про остров...)
 Эх, друг-гитара  (В жизни всё обманно и капризно...)
Дорогой длинною (Ехали на тройке с бубенцами...)
Наши встречи (Наши встречи - минуты, наши встречи случайны...)
Только раз бывают в жизни встерчи
Ой, шуми ты, куст ракитовый...
Рождество (Рождество в стране моей родной...), 1934 год
Желтый ангел (В вечерних ресторанах...), 1934 год
Джимми (Я знаю, Джимми...) 1934 год
Чужие города
 Сумасшедший маэстро (В ресторане было от электричества рыжо...), 1940 год
Китайская акварель (Вчера мне приснилось, что сердце мое не болит...)
Иная песня (Скоро день начнется, и конец ночам...)
Песня любви (Снился мне сад в подвенечном уборе...)
Снежная колыбельная (Спи, мой мальчик милый...)
Ревность (Забыв про бал, забыв про дом, мы ездим целый час...)
Дорогая пропажа (Самой нежной любви наступает конец...)
Фея (В лесу над рекой жила фея...)
Прощальный ужин (Сегодня томная луна...)
Китеж (Проклинали. Плакали, Вопили...), 1943 год
Моя звезда (Среди миров, в мерцании светил...)
Темнеет дорога (темнеет дорога приморского сада...)
Три пажа (три юных пажа покидали...)
У высокого берега...
В том краю, где желтая крапива...
Марлен (Вас не трудно полюбить...)
Аленушка (Все, что видывал...)
Поздняя встреча (Встретились случайно, где-то на концерте...)
Бразильский крейсер (Вы оделись вечером кисейно...)
Белый пароходик (Мальчик смотрит - белый пароходик...)
В синем и далеком океане (Вы сегодня нежны...)
Пани Ирена (Я безумно боюсь...)
О, жизнь моя (Я так хочу, чтоб ты была со мною...)
Оловянное сердце (Я увидел Вас в летнем тире...)
Маленькие актрисы (Я знаю этих маленьких актрис...)
Доченьки (У меня завелись ангелята...)
В нашей комнате (В этой комнате проснемся мы с тобой...)
Ворчливая песенка (Тяжело таким, как я, отсталым папам...)
Откровенный разговор ( В полночь, постепенно засыпая...)
Если будешь ранен, милый, на войне...
Юность мира (Юность мира в траншеях...)