(28.7.1901, Сормово — 1.11.1945, Москва)
Актёр. Режиссёр.
Отец был мастером на заводе.
Начинал в 1919 г. во Второй студии; в первые годы искал экспрессионистских
резких тем и форм в ролях «злодеев» (Шпигельберг в «Разбойниках» Шиллера,
Ушаков и Бирон в «Елизавете Петровне» Д. Смолина). Самолюбивый
и сомневающийся в себе, трудный в контактах, он был воспринят как одна
из самых интересных фигур «второго поколения» после первых же ролей (старик
Марей, «Пугачевщина», 1925; Силан, «Горячее сердце», 1926). Это положение
закрепилось за ним после роли полковника Алексея Турбина («Дни Турбиных»,
1926). Сохраняя связь с традицией МХТ — «театра живого человека», Xмелев
придавал сценическим образам предельное напряжение и четкость; искал то, что
он сам парадоксально определял поставленным перед собой вопросом: «какой
у меня здесь балет». Его решения отличались продуманностью и внезапностью,
он был свободен в выборе стилистических средств и душевных тонов. Он любил
смену задач. Он разрабатывал неожиданно мягко и насыщал психологическими
нюансами набросок фигуры большевика Пеклеванова в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова
(1927). Он играл в «Дядюшкином сне» по Достоевскому (1929) князя К. —
существо механическое, разлаженное и несчастное, с вывихнутыми
и причиняющими боль шарнирами. В «Растратчиках» Катаева (1928) он гениально
репетировал кассира Ваничку — простака, подхваченного волной поэзии,
нарастающим ритмом авантюры; при изменившемся распределении ролей он нашел
жесткую краткость штриха для инженера Шольте, растратчика холодного
и чующего близкий край своего приключения. В один и тот же год (1935)
он нашел своего обреченно-светлого, вопреки всему исповедующего мир, царя
Федора и сыграл прокурора Скроботова во «Врагах» Горького, донося не только
разницу человеческих
Николай Хмелев - "Поколение победителей" (1936) |
|
характеров, но разницу эстетики и философии двух
полярных спектаклей, равно важных в репертуаре МХАТ в 30-е годы. Сторожев
в «Земле» Вирты и Каренин в «Анне Карениной» (обе роли — 1937), с их резким,
непререкаемым идейным чеканом, — и тотчас вслед за ними Тузенбах в «Трех
сестрах» (1940), роль, пронизанная неуловимым лиризмом и построенная
на точности физического состояния (предвкушение праздника в II акте, мягкий
зимний вечер, теплый снег, под которым Тузенбах ждал на улице, чтобы
проводить Ирину со службы домой; предчувствие смерти в IV акте, бессонная
ночь, желание взбодриться — «я сегодня не пил кофе»). Немирович-Данченко
согласился, что именно Хмелеву должна быть отдана роль Астрова в задуманном
в 1940 г. «Дяде Ване»: сильный ум, суммирующий свое объективное бессилие, —
он мог это сыграть остро и мощно. Драмы ума были вообще его сферой. Долгие
годы его мечтой был Гамлет, он начинал эту работу с Немировичем-Данченко,
пока по логике эпохи режиссер
не сменил толкование образа героя — вместо трагического приключения мысли,
идущей по лабиринтам реальности, в центр вставала энергия сопротивления,
способность обнажить шпагу, и роль перешла к Б. Н. Ливанову (которому
так же не суждено было ее сыграть). По обстоятельствам военного времени
Xмелеву пришлось перед выпуском «Кремлевских курантов» сменить
М. М. Тарханова, репетировавшего роль инженера Забелина: в отличие от героя
Тарханова — русского ученого из самородков, озорника и юрода — его герой был
петербуржцем, наследником культуры, логику гибели которой он мучительски
заставлял себя постигать на площади перед Иверской, на здешнем пугливом,
глумливом торжке.
Николай Хмелёв в фильме "Человек в футляре" |
|
Хмелев тяготел к режиссуре (был травмирован прекращением его
работы в МХАТ над «Первой Конной» Вс. Вишневского, 1930). Создал собственную
студию в 1932 г. В 1937 г. она слилась со Студией им. Ермоловой, образовав
Театр им. Ермоловой, которым Xмелев руководил до конца жизни. Режиссировал
в МХАТ («Фронт», 1942, «Русские люди», 1943, «Последняя жертва», 1944). Был
членом руководства (так называемых «шестерки» и «пятерки») еще при жизни
основателей театра. Принял на себя ответственность за труппу в годы войны,
когда Немирович-Данченко был в эвакуации в Тбилиси. После смерти
Немировича-Данченко в 1943 г. Xмелев стад художественным руководителем МХАТ
(директором стал Москвин). Его выдвижение так же было предопределено его
дарованиями, как и особым к нему отношением И. В. Сталина: Сталин восхищался
его Турбиным, его Карениным — после «Анны Карениной» Xмелеву, как
и А. К. Тарасовой, в нарушение обычного порядка присвоения почетных званий,
сразу «дали народного СССР».
Последней его актерской работой был Иван Грозный в трагедии А. Н. Толстого
«Трудные годы». Умер в театре в день генеральной репетиции.
И. Соловьева
http://www.mxat.ru/history/persons/hmelev_np/
Театральные мемуары. Николай Хмелев.
Народный
артист СССР (1937). Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946). Награждён
орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Родился 23
июля (10 августа) 1901 в г. Сормово. Отец был мастером
паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного
поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях
инженеров. Когда Хмелёв подрос, его
поместили в
частное сормовское реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его закрытия –
во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине. В 1916 г. семья переехала в
Москву, Хмелёв поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался живописью,
мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы
В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелёв принял
участие в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из
"Снегурочки", Осипа из "Ревизора", Мельника из "Русалки", Вальсингама из
"Пира во время чумы".
В 1919 г. Хмелёв поступил на историко-филологический факультет
Московского университета. В августе того же года МХТ объявил приём
"сотрудников". Благодаря В.М.Мчеделову Хмелёв был принят в школу МХТ в
"сотрудники" 2-й Студии. В школе при 2-й Студии преподавали и работали с
молодыми актёрами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова,
В.М. Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об ученических работах
Хмелёва – Фирс ("Вишневый сад"), Карп ("Лес"), Снегирёв ("Братья
Карамазовы"), рассказы Чехова – с похвалой отзывались К.С.Станиславский и
Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелёва начиналась с того, что
он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание гриму,
позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в
студии Завадского. Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного
в "Комедии о человеке, который женился на немой" А.Франса (1919). Из 19
ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и выходных.
Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая
работа в МХТ – образ Огня в "Синей птице" М.Метерлинка. Первой значительной
ролью во 2-й Студии был Шпигельберг в "Разбойниках" Фр.Шиллера (1923).
Рецензенты её не заметили, но в самом театре работа Хмелёва была признана,
он получил одну из ведущих ролей – Ушакова в спектакле "Елизавета Петровна"
Д.Смолина (1924–1925). Когда в 1924 г. основная группа актёров вернулась на
родину, по предложению Немировича-Данченко актёры 2-й Студии стали актёрами
Московского Художественного театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924 г.)
Хмелёв играл Костылева в "На дне" М.Горького. В этой роли, решённой
остросатирически, он шёл от внешней характерности, в его облике было нечто
трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в "Пугачёщине" К.Тренёва (1925),
над которой он работал непосредственно с Немировичем-Данченко, принесла
Хмелёву известность.
Надежда
Киселева (Ляля Черная), Николай Хмелёв |
Особое место в биографии актёра занимает роль Алексея Турбина в спектакле
"Дни Турбиных" М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее
признание. К десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927 г., МХТ
показал "Бронепоезд 14-69" Вс.В.Иванова. Хмелёв играл
большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная актёрская удача – роль князя
К. в "Дядюшкином сне" по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная гротесково и
трагично. В 1932 г. исполнилась давняя мечта Хмелёва сыграть Фирса в
"Вишнёвом саде": актёра интересовала трагедия бессильной старости,
безысходного одиночества. В 1935 г. он выступил в роли Царя Фёдора в
программном спектакле театра. Инициатива поручить ему эту роль
принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня выхода спектакля
(1898). В том же году Хмелёв сыграл Скроботова во "Врагах" Горького.
Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа "Анна Каренина" (1937) с
Хмелёвым в роли Каренина.
В 1932 г. организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелёва (в 1937 г.
влился в Московский театр им. Ермоловой, Хмелёв был его художественным
руководителем до 1945 г.). В студии он поставил спектакль "Не было гроша, да
вдруг алтын" Островского, имевший большой успех, осуществил постановки
спектаклей "Дон Хиль – зелёные штаны" Т.де Молины и "Дальняя дорога"
А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил "Шторм" В.Билль-Белоцерковского,
"Дети солнца" Горького, "Кубанцев" В.Ротко и "Как вам это понравится"
У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелёва стала роль Тузенбаха в "Трёх
сестрах" А.П.Чехова (1940). В октябре 1941 г., когда МХТ находился в
эвакуации, Хмелёв был назначен заведующим художественной частью театра,
тогда же за выдающиеся творческие достижения был удостоен Государственной
премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в "Кремлёвских курантах" Н.Погодина
(Государственная премия, 1942), Дубельта в "Последних днях" Булгакова,
принимал участие в постановке пьесы "Русские люди" К.Симонова, "Фронта"
А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным
руководителем МХАТа. В 1944 г. поставил во МХАТе "Последнюю жертву"
Островского (Государственная премия, 1946; посмертно).
В 1945 г. актёр работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого
"Трудные годы". Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелёв изучал
материальную культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи XVI
века. Хмелёва захватили трагические противоречия в жизни русского царя,
проблема исторической ответственности власти. На 1 ноября 1945 г. была
назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелёву
стало плохо. Умирал он в царских бармах и гриме Ивана Грозного. Его не
разрешили тревожить, перевозить в больницу и перенесли в помещение
директорской ложи... Над ним хлопотали врачи... Начался вечерний спектакль
"Мёртвые души", публика в зале хохотала. актёры смешили её на сцене. А в
ложе под музыку зрительского смеха умирал Артист...
Похоронили Николая Хмелёва в Москве на Новодевичьем кладбище.
В кино - с 1924 года, первая роль - жених в агитфильме
"Домовой-агитатор", первая значительная роль - принц Карлштейн в фильме
Г.Рошаля "Саламандра" (1928).
Вторая жена - известная цыганская актриса Ляля Чёрная (Надежда Киселёва)
(1908-1982).
Внук - Николай Хмелёв - тоже стал актёром. Закончил ГИТИС (курс
А.А.Гончарова), снимается в кино и телерекламе, играет в театре.
Фильмография:
1. Домовой-агитатор - 1924 - жених
2. Конец Санкт-Петрбурга ("Петербург-Петроград-Ленинград") - 1927
3. Саламандра - 1928 - принц Карлштейн
4. Мёртвый дом ("Тюрьма народов") - 1934
5. Поколение победителей - 1936
6. Человек в футляре - 1939 - Беликов
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
Большая Советская Энциклопедия
Фотографии из энциклопедии "Кругозор", из БСЭ, с сайта канала "Культура2 и
из архивов автора.
источник -
http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/hmelev-np.htm
Больше, чем
любовь. Николай Хмелев и Ляля Черная
|