03.08.1910, Киев - 11.04.1993, Нижний Новгород
Народный артист РСФСР (1991)
13 лет в лагерях
Вацлав Дворжецкий родился 3
августа 1910 года в Киеве в семье потомственных дворян.
Образованный и начитанный юноша учился одновременно в
театральной студии при Киевском польском драматическом театре
(1927-1929) и параллельно - в Киевском политехническом
институте (1928 - 1930).
Юноше еще не исполнилось и двадцати лет, как его арестовали.
За активное участие в кружке "ГОЛ" (группа освобождения
личности), он был осужден, и с 1930 по 1937 год провел в
лагерях, строя железные дороги. Однако после смены Вацлав
отправлялся не отдыхать, а шел в лагерный театр "Туломская
театральная экспедиция". Там и состоялся его дебют, как
театрального актера.
Сам Вацлав Янович никогда не жалел об этих годах. "Я сейчас
анализирую то, что со мной произошло, и вот парадокс: моя
судьба кажется мне сложившейся на редкость удачно. "Там" я
многое наблюдал, многое увидел и понял. До лагеря мне
пришлось заниматься в театре - в глухой Медвежке довелось
играть в самой, может быть, великой группе в своей жизни.
Лагеря собирали лучших людей страны, большую часть творческой
элиты, цвет нации, там была огромная концентрация
порядочности, мужества, доброты и - свободы. Это объективно,
поверьте мне, и это не идет ни в какое сравнение с
сегодняшней разобщенностью и отчужденностью людей, формально
свободных. В Соловках, на Беломорканале, в Сибири - везде,
куда меня "перемещали" - мы уже ничего больше не боялись…".
После освобождения в 1937 году Вацлаву определили место
проживания в Омске. Здесь в ссылке он познакомился с
балериной Таисией Владимировной. Они поженились, и через год
у Дворжецких родился сын
Перед войной Вацлав Янович успел поработать как актер и режиссер в Омском ТЮЗе, Таганрогском драматическом театре и Омском областном драмтеатре. А затем, осенью 1941 года, вновь последовал арест. В общей сложности Дворжецкий провел в лагерях около 13 лет. Как можно было это выдержать? Его спасало воображение: роя котлован, Вацлав представлял, что строит замок и в этом замке он будет королем. В бараке начиналась новая игра - так вот втянулся в лагерную рутину и выжил.
Разрыв с женой. Новая семья
|
Во время второй отсидки Вацлав
Дворжецкий познакомился с вольнонаемной служащей, и на свет
появилась девочка, которую назвали Татьяной. В 1945 году
Вацлав Янович освободился и вернулся в Омск. Но Таисия
Владимировна не смогла простить мужу измены и подала на
развод сразу после его освобождения. Однако чинить
препятствия в общении отца и сына не стала.
Работая в Омском драмтеатре, Вацлав Янович познакомился с
молодой выпускницей режиссерского факультета ГИТИСа Ривой
Яковлевной Левите. Она попала в Омск по распределению. Потом
ее вызовут горком партии и проведут угрожающую беседу по
поводу того, что "человек, который отсидел четырнадцать лет,
недостаточно благонадежен, не говоря уже о том… А вы молодой
специалист с перспективой, вы понимаете, что вы делаете?" Об
этом разговоре Рива Яковлевна расскажет мужу лишь спустя
годы…
Роли в кино
1993 Мечты идиота :: нищий 1992 Официант с золотым подносом :: доктор Потоцкий потомственный дворянин 1992 Отшельник :: Отшельник 1992 Исполнитель приговора :: Зелингер 1992 Гроза над Русью (Украина) :: Филипп 1992 Белые одежды (Беларусь) :: Хейфец 1991 Житие Александра Невского :: Митрополит Кирилл 1990 Женский день :: Академик 1989 Светик :: Священник 1989 Отче наш :: священник 1989 В городе Сочи темные ночи :: Федор Федорович актер 1988 Защитник Седов :: Осмоловский заключенный 1988 Диссидент :: Отец 1988 Будни и праздники Серафимы Глюкиной :: Юрий Иванович :: главная роль сосед 1987 Этот фантастический мир. Выпуск 12: «С роботами не шутят» :: господин Гане, хозяин виллы новелла "Сезам, откройся" 1987 Сын :: коллекционер 1987 Забытая мелодия для флейты :: отец Леонида 1987 Выбор :: Эдуард Аркадьевич Щеглов, дядя Марии 1986 Полет в страну чудовищ :: Учитель изобретатель 1986 Письма мертвого человека :: Пастор 1986 На острие меча :: учитель 1986 Мост через жизнь :: Патон 1986 Конец операции "Резидент" :: Василий Сергеевич Захаров бывший эсэсовец 1986 Голова Горгоны :: доктор Акулов 1985 Пароль знали двое :: председатель "шестерки" 1985 Не имеющий чина :: Колтановский 1985 Иван Бабушкин :: Петр Михайлович 1984 Я за тебя отвечаю :: дед 1984 Этот фантастический мир. Выпуск 10: «Знак Саламандры» 1984 Успех :: Винокуров Яков Гаврилович, главный режиссер областного театра 1984 ТАСС уполномочен заявить... :: отец Ольги Винтер академик 1984 Приходи свободным :: Амир-Хаджи 1984 Нам не дано предугадать... :: Архитектор 1983 Эхо дальнего взрыва :: Михаил Михайлович Ларушкин 1983 Цена возврата :: Богаевский 1982 Ярослав Мудрый :: Илларион 1982 Фауст (фильм-опера) :: старый Фауст (поёт Василий Гриненко) 1982 Надежда и опора :: Гардт 1982 Мать Мария :: Николаевский 1982 Казнить не представляется возможным :: Генерал 1982 Две главы из семейной хроники :: Врач 1982 Где-то плачет иволга... :: Орлов 1982 Вы чье, старичье? (короткометражный) :: Глушков Александр Федорович 1982 4:0 в пользу Танечки :: Иван Михайлович 1981 Черный треугольник :: Архиерей 1981 Немухинские музыканты :: Сказочник Ночной сторож Немухина 1980 Через тернии к звездам :: Петр Петрович Лебедев 1980 Тегеран-43 :: пассажир самолёта, угнанного террористами 1980 Петровка, 38 :: Лев Иванович учитель литературы 1979 Этот фантастический мир. Выпуск 2 :: профессор Маракот новелла «Маракотова бездна» 1979 Акванавты :: Александр Кером профессор 1978 Подпольный обком действует :: Хороводов 1978 Отец Сергий :: генерал 1978 Квартет Гварнери :: Эраст Викторович Буторин 1978 Емельян Пугачев :: Филарет 1977 Улан :: Нелаев 1977 Право первой подписи :: Президент 1977 За пять секунд до катастрофы :: шеф эксперимента 1976 Красное и черное :: Аббат Шелан 1975 Обретёшь в бою :: Межовский 1975 Не отдавай королеву :: академик Домарев 1975 Время - не - ждет :: Чарльз лакей 1974 Свадьба | The Wedding :: Релич 1973 Открытая книга :: Николай Васильевич Заозерский 1973 Зарубки на память :: Родеску 1973 До последней минуты :: Горук :: главная роль 1972 Моя жизнь :: Полознев 1972 Вера, Надежда, Любовь :: Земцов 1971 Человек в проходном дворе :: Кыргемаа 1971 Рудобельская республика :: Николай Николаевич управляющий 1971 Конец Любавиных :: Василий Платонович Родионов 1971 Возвращение катера (короткометражный) :: Федоров 1970 Риск :: Вацлав Шевчик 1969 Угрюм-река :: Яшка 1969 Далеко на Западе :: Юргенс 1968 Щит и меч :: Лансдорф 1968 Любовь Серафима Фролова :: колхозник |
В самом начале 50-х они
поженились, а в конце того же десятилетия Вацлав Янович и
Рива Яковлевна переехали в Саратов, где устроились на работу
в местный драматический театр.
Вместе с ними переехал на волжские берега и сын Владислав.
Однако их совместная жизнь там продолжалась недолго. Вскоре
сын вернулся в Омск и там поступил в военное училище.
В 1960 году у Вацлава Яновича и Ривы Яковлевны родился сын
Театр и кино
Вацлав Янович работал в самых
разных театрах провинции: в Омске и Саратове, Нижнем
Новгороде и Харькове, Таганроге и Горьком…. И где бы
Дворжецкий не играл, везде он становился актёром №1. Он был
великолепным актёром на любые роли - героические,
трагические, комические, играл одновременно Ивана Грозного и
чудаковатого, нищего старичка… За свою долгую жизнь он сыграл
122 роли в 111 спектаклях.
Многие поражались его силе воли, его энергии. Он никогда не
скисал, мало того - постоянно следил за тем, чтобы его друзья
и коллеги не падали духом, держали форму. Вацлава Яновича все
любили, и он старался быть внимательным ко всем.
Его не раз звали в Москву, но он говорил, что столица там -
где он сам. В 1978 году Вацлав Янович все же стал актером
Московского театра "Современник", но уже в 1980 вновь покинул
столицу.
Первую свою кинороль - немецкого офицера Лансдорфа - Вацлав
Дворжецкий получил в 56-летнем возрасте, снявшись в картине
"Щит и меч" Владимира Басова.
В кино и на телевидении Дворжецкий сыграл 92 роли, лучшие
среди них - в фильмах: "Красное и черное" Сергея Герасимова,
"Отец Сергий" Игоря Таланкина, "Петровка 38", "Письма
мертвого человека", "Забытая мелодия для флейты" (отец
Филимонова), "Угрюм-Река" (Яшка), "Открытая книга"
(Заозерский), "ТАСС уполномочен заявить..." (Вильнер), "Белые
одежды" (профессор Хейфец).
Дворжецкий Вацлав: «Моя
судьба кажется мне сложившейся на редкость удачно»
3 августа 2005 года исполнилось 95 лет со дня рождения
народного артиста России Вацлава Дворжецкого. Ему одинаково
хорошо удавались самые разные роли – героические,
трагические, комические. Он играл одновременно Ивана Грозного
и чудаковатого, нищего старика.
Дворжецкий
сменил несколько провинциальных театров и везде становился
актёром номер один. Свою первую роль в кино – немецкого
офицера Лансдорфа в картине «Щит и меч» - он получил в 56
лет, но при этом успел сняться в 92 фильмах. Последние роли
играл уже совершенно слепым, но зрители этого не замечали.
Вацлав Дворжецкий не только талантливый актёр, первый из
знаменитой династии, но и человек, чья сложная и интересная
судьба схожа с судьбой многих тысяч людей нашей страны,
которые были репрессированы из-за своей «плохой» анкеты.
Дворжецкий прожил долгую жизнь, пройдя через унижения, тюрьмы
и лагеря, никогда не изменял себе, своим нравственным
принципам и своей профессии. Многие поражались его силе воли,
его энергии. Он никогда не падал духом, мало того – постоянно
следил за тем, чтобы этого не происходило с его друзьями и
коллегами. Вацлава Яновича все любили, и он ко всем старался
быть внимательным. К юбилею актёра 3 августа 2005 в 10:55 на
телеканале «Культура» был показан художественный фильм
«Цена возврата»
с участием актера.
Вацлав Дворжецкий родился 3 августа 1910 года в Киеве в семье
потомственных дворян.
Образованный
и начитанный юноша, он одновременно учился в театральной
студии при Киевском польском драматическом театре (1927-1929)
и параллельно – в Киевском политехническом институте (1928 -
1930). Ему ещё не исполнилось 20 лет, когда он был арестован
в первый раз – не простили дворянского происхождения и
участия в студенческой организации «Группа освобождения
личности», где любили читать «Бесов» Достоевского. Вацлава
осудили. Годы с 1930 по 1937 год он провёл в лагерях, строя
железную дорогу Пинюга – Сыктывкар, Беломорско-Балтийский
канал, Туломскую гидроэлектростанции, работая на рудниках
острова Вайгач. Там же началась его сценическая биография.
Он никогда не жалел о времени, проведённом в лагерях: «Я
сейчас анализирую то, что со мной произошло, и вот парадокс:
моя судьба кажется мне сложившейся на редкость удачно. «Там»
я многое наблюдал, многое увидел и понял. Мне пришлось
заниматься в театре – в глухой Медвежке (имеется в виду город
Медвежьегорск, – прим. ред.) довелось играть в самой, может
быть, великой труппе в своей жизни. Лагеря собирали лучших
людей страны, большую часть творческой элиты, цвет нации, там
была огромная концентрация порядочности, мужества, доброты и
– свободы. Это объективно, поверьте мне, и это не идет ни в
какое сравнение с сегодняшней разобщенностью и отчужденностью
людей, формально свободных. В Соловках, на Беломорканале, в
Сибири – везде, куда меня «перемещали» - мы уже ничего больше
не боялись…»
Актёрская стезя была его призванием и профессией. В самых
жутких условиях это помогало выжить и остаться человеком: «Я
– актер. Всегда, везде и во всем – актер. От рождения, по
призванию. И где бы я ни был, чем бы ни занимался, - все
окружающее я всегда воспринимал по-особому. Я и сам не могу
определить совершенно точно, какие ощущения владели мной в ту
пору», - вспоминал Вацлав Янович.
|
На Туломе
(река на Кольском полуострове), где строили электростанцию,
под руководством Дворжецкого организовали театр, который в
шутку называли «Туломская Театральная Экспедиция».
Выступления культбригады требовались для поднятия духа,
поэтому к актёрам относились с пониманием и отводили
несколько дней в неделю для подготовки. Спектакли
показывались раз в неделю, иногда два, а отдельные
выступления в бараках проходили почти ежедневно. Репертуар
этого театра выглядит более чем впечатляюще, особенно, если
учитывать его местонахождение: «Дон Кихот», «Время, вперёд!»,
«Без вины виноватые», «Васса Железнова», «Трактирщица», а
также «Туломоармейцы», «Чудесный сплав», «Разлом» и многие
другие постановки.
«Хороший был зритель – непосредственный, жадный, голодный до
зрелищ, разнообразный и ненасытный. Надо было видеть это
«вавилонское столпотворение»! Многие вообще впервые в театре.
Все советские республики, союзные и автономные. Все возрасты.
Все статьи Уголовного кодекса», - так артист охарактеризовал
лагерную публику.
После освобождения в 1937 году Вацлаву Яновичу определили
место проживания в Омске, где он работал в ТЮЗе актером и
режиссером. В сентябре 1941 художественный руководитель
Омского областного драматического театра Лина Семеновна
Самборская пригласила Дворжецкого в драматическую труппу. Там
он проработал до декабря того же года. Первой ролью в этом
театре стал Севастьянов в спектакле «Парень из нашего города»
Константина Симонова.
«В Омске
меня и прописали, и приняли в ТЮЗ, хотя я все рассказал о
себе. В театре в Омске я много и успешно работал. В Омске
женился. В Омске родился мой сын Владислав. В Омске ко мне
хорошо относились, но... Дружить со мной было непохвально,
что ли, не особенно «престижно» и небезопасно... Про меня все
знали, я не афишировал ничего, но и не скрывал. В анкетах
писал правду: «Соц. происхождение — дворянин». «Судимость —
Особое совещание ОГПУ, статья 58, срок 10 лет».
И вдруг война! Беженцы, скудный паек, пустой рынок. Родители
и сестра в Киеве, связь потеряна... А в театре — чудо как
хорошо! Занят во всем репертуаре: «Мой сын», «Фландрия», «Уриель
Акоста», «Кутузов», «Ночь ошибок», «Парень из нашего города»,
«Весна в Москве». Новые, прекрасные партнеры — Вахтеров,
Ячницкий, Лукьянов. Вахтанговский театр — в нашем здании.
Режиссеры — Симонов, Дикий, Охлопков. Спектакли идут через
день: у них "Кутузов" — у нас "Кутузов", у них премьера
"Много шуму из ничего" — у нас премьера "Ночь ошибок". И
кружок самодеятельности, и дома дел полно. Моя жена —
балетмейстер в театре и в Доме пионеров. Владику два года.
Трудно, но интересно и хорошо было...»
В декабре 1941 года Вацлав Дворжецкий вновь был арестован и
осуждён. В лагере под Омском, куда его отправили, он
организовал концертную бригаду и стал заниматься любимым
делом. Появился концертный номер под названием «Дядя Клим»,
который Дворжецкий сочинял на местные, актуальные и острые
темы: «Со временем мифический "Дядя Клим" превратился в
реальное лицо — в меня. Меня стали называть дядей Климом,
писали мне письма, с жалобами обращались... Острые
критические выступления с эстрады (а шутам и комедиантам все
дозволено) помогали где-то улучшить питание, облегчить режим
и прочее».
В декабре
1945 года, после второго своего освобождения, он вернулся в
Омский драматический театр и до 1955 года был ведущим
актером. Вронский, Каренин – спектакль «Анна Каренина»,
Чацкий – «Горе от ума» , Харди – «Русский вопрос» Симонова,
Рощин – «Родина» (по роману Толстого «Хождение по мукам»),
Великатов – «Таланты и поклонники» Островского, Дульчин –
«Последняя жертва» Островского, Жадов – «Доходное место» и
многие другие. Дворжецкий был художником необычайно тонким,
нервным, поражающим психологическими контрастами. Сама
пластика его казалась метафорической, в ней выявлялась
необычность актера, его любовь к парадоксам, драматическим
обострениям.
Работая в Омском драмтеатре, Вацлав Янович познакомился с
молодой выпускницей режиссерского факультета ГИТИСа Ривой
Левите, которая попала в Омск по распределению. Потом ее
вызовут в горком партии и проведут беседу по поводу того, что
«человек, который отсидел тринадцать лет, недостаточно
благонадежен». Об этом разговоре Рива Яковлевна расскажет
мужу лишь спустя годы. В самом начале 50-х годов они
поженились, а чуть позже переехали в Саратов, где устроились
на работу в местный драматический театр. В 1960 году у
Вацлава Яновича и Ривы Яковлевны родился сын Евгений,
впоследствии ставший известным актером, также как и его
старший брат Владислав.
С 1978 по 1980 год Дворжецкий работал в московском театре
«Современник». Его и до этого много звали в Москву, но он
говорил, что столица там – где он сам. С 1988 года столица
для него переместилась в Горьковский драматический театр.
В кино и на телевидении Вацлав Дворжецкий сыграл 92 роли,
лучшие среди них – в фильмах «Красное и черное» Сергея
Герасимова, «Отец Сергий» Игоря Таланкина, «Петровка 38»,
«Письма мертвого человека», «Забытая мелодия для флейты», «Угрюм-река»,
«Открытая книга», «ТАСС уполномочен заявить...», «Белые
одежды». Вацлава Дворжецкого не стало 11 апреля 1993 года.
(По материалам официального
сайта
Евгения Дворжецкого, сайтов
«Актёры советского и российского кино»
и
«Характерные актёры советского кино»,
а также книги В. Я. Дворжецкого «Пути больших этапов».)
http://www.tvkultura.ru/
http://www.russiancinema.ru/template.php?d
САЙТ ПАМЯТИ АКТЁРА
http://www.dvorzhetski.ru/