Домой Мода Журналы Открытки Опера Юмор Оперетта Балет Театр Цирк Голубой огонек Люди, годы, судьбы...
"Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37
38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71
72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189
190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209
18.12.1915, Санкт-Петербург – 12.08.2007, Москва
...Наталья Медведева в кино сыграла всего 12 ролей. Но каких! Ее
снимали великие режиссеры 20-го века В. Пудовкин, С. Герасимов,
Л. Гайдай. Каждый год по ТВ идут фильмы, в которых она блистала:
«Возвращение Василия Бортникова», «За витриной универмага», «Илья
Муромец», «Люди и звери». Московские театралы, которым выпало
счастье видеть ее в Театре на Малой Бронной, никогда не забудут
ее спектаклей. Актриса В. Талызина, недавно посетившая Благовещенск, вспоминала, как в свое время ее потрясла игра Натальи Медведевой в спектакле «Вид с моста», поставленном Андреем Гончаровым. По приглашению Ю. Завадского Медведева два сезона играла в театре имени Моссовета в созвездии громких имен этой сцены. К ней нежно относились Фаина Раневская и Любовь Орлова. Горжусь тем, что близко дружу с этой актрисой. Медведева стала моим талисманом. Искренне благодарен ей за внимание и терпение, когда она подолгу и с удовольствием рассказывает мне о профессии, об актерах и режиссерах. Наталья Павловна Медведева для меня - воплощение душевного здоровья и истинно русской женской красоты...
После
выхода в 1955 году на экраны фильма Самсона Самсонова "За
витриной универмага" на ярком кинонебосклоне зажглась новая
звезда - Наталья Медведева. Путь к успеху был трудным. Наталья
Павловна прошла через все тернии - от большой популярности до
полного забвения. Ее партнерами на сцене и экране был и
замечательные актеры. В ее жизни было много друзей и много
завистников. Но Наталья Павловна, будучи человеком честным и
открытым, сумела с достоинством пройти свой жизненный путь, до
преклонных лет сохранив обаяние и жизнерадостность. Николаевича по доносу арестовали и в 1937 году расстреляли. После этого Наталья Павловна двадцать лет жила как дочь "врага народа". И только в 1957 году актриса получила небольшое письмо: "Павел Николаевич Медведев, ввиду отсутствия состава преступления, посмертно реабилитирован. Место смерти не установлено". (Из воспоминаний ее брата- Об отце я все детские годы знал немного: мать не стремилась погружать меня в его жизнь и судьбу, но по-бытовому он и не уходил из нашей жизни: сохранились фотографии отца, его книги, отдельные личные вещи. Чудом сохранились «остатки» его архива, унесённого в брезентовых мешках на следующий день после ареста: рядовой чекист, пришедший за архивом, польстился на отцовский офицерский ремень, который он заметил среди разбросанных и «обысканных» вещей (одновременно с работой в Университете и Институте им. Герцена отец несколько лет преподавал отечественную и зарубежную литературу в Военно-политической академии им. Толмачева, иногда носил военную форму). За ремень солдат оставил кое-что из бумаг. Не унёс он, по просьбе матери, тетрадь «То, что запомнилось» – воспоминания отца о Блоке, Андрее Белом, Фёдоре Сологубе, Сергее Есенине, Евгении Замятине, Николае Клюеве, Алексее Толстом… В ней сохранились и стихи, написанные Э. Голлербахом в одну из дружеских встреч в Царском Селе; стихам явно было не место в НКВД:
Мельчает человечья раса И вымирает царскосёл. Сменил крылатого Пегаса Коммунистический осёл...
Позднее, в эвакуации (в башкирской деревне, где не было бумаги), я учился писать на оборотных сторонах отцовских тетрадей, а писал я «последней ручкой» автора «Мелкого беса» Фёдора Сологуба, с которым отец был близок в 20-е годы, вплоть до его смерти. Благодаря матери, сохранявшей верность отцу, я исподволь, ненавязчиво узнавал его, привыкал его любить. Этому способствовала и моя сестра – Наталья Павловна Медведева (1915–2007), дочь отца от первого брака, актриса Московского театра на Малой Бронной, которой Сологуб посвятил стихотворение, прочитанное им на блоковском вечере. В альбоме сестры были стихи многих друзей отца: Николая Клюева, Вячеслава Шишкова, Вс. Рождественского, А. Толстого, автограф Блока. Занятия музыкой (у сестры стоял рояль, знавший волшебные руки М. В. Юдиной) помогли в её будущей яркой театральной и кинематографической жизни. Сейчас её больше помнят и знают по фильму «За витриной универмага», но в 50-е годы она была широко известна по картинам Пудовкина, Герасимова, Птушко, Зархи… В начале 50-х её включили в делегацию на Венецианский кинофестиваль. Перед отъездом всю группу пожелал увидеть и напутствовать сам Молотов. И сестра, надеясь узнать что-либо об отце, прямо спросила его: «А могу ли я ехать за рубеж, если у меня был арестован отец?». На что ей было отвечено: «Вам позвонят». Вскоре позвонили, но ничего, кроме: «Вы можете ехать», услышать не удалось...)
В 1939 году Наталья Павловна поступила в Ленинградский театральный институт по классу Леонида Сергеевича Вивьена. Непосредственным педагогом на курсе был Александр Васильевич Соколов… Но война все спутала. 22 июня 1941 года Наталья Павловна сдала последний экзамен и, придя домой, по радио услышала о войне.
Наталья Павловна Медведева
В 1945 году решением правительства было создано два театра.
Один - Театр драмы и комедии, ставший впоследствии Театром на
Таганке, другой - Московский драматический театр на
Спартаковской, с 1968 года ставший Театром на Малой Бронной.
Наталья Павловна пробовалась в оба театра и, в итоге, была
приглашена сразу и в тот, и в другой. Первым в то время руководил
А.К.Плотников, вторым - С.А. Майоров. Наталья Павловна
колебалась, не зная, какой же театр выбрать. Но ее сумел покорить
Майоров, предложи вей сыграть Марию Стюарт. Медведева не смогла
отказаться от подобного предложения. "Мария Стюарт" с успехом
была сыграна… И буквально на следующий же день вышло
постановление правительства о запрещении западной драматургии.
Спектакль был снят с репертуара.
Несмотря на большой успех фильма, в кинокарьере Медведевой
наступила пауза. Театральные актрисы тогда очень редко снимались.
Был ВГИК, выпускавший ежегодно актеров кино, был Театр-студия
киноактера, вся труппа которого состояла в "звездах экрана".
Однако, спустя два года после "Бортникова", вышел фильм,
сделавший Медведеву популярной на долгие годы - "За витриной
универмага" Самсона Самсонова.Эта роль для Медведевой тоже могла
бы не состояться, если бы не упорство тогда еще начинающего
Самсонова. Претенденток на героиню было множество, одна из
которых особенно проявляла интерес к этой работе. Но настырность
режиссера, уверенного в выборе, взяла верх. В итоге фильм
запомнился, прежде всего, по замечательной работе Натальи
Павловны Медведевой. Ее партнером по фильму был известный
ленинградский актер Иван Петрович Дмитриев, о котором Наталья
Павловна всегда вспоминала с большой теплотой. Узнав в 2003 году,
что у него в одночасье умерли жена и сын, актриса сразу же
поспешила позвонить ему, чтобы сказать слова соболезнования и
утешения…
После злополучного постановления о запрещении зарубежной
драматургии и снятия с репертуара "Марии Стюарт" в театральной
карьере Медведевой началась "черная полоса". В театре у Натальи
Павловны появилась недоброжелательница, бывшая когда-то ее
подругой. Эта дама вышла замуж за секретаря партийной
организации, и он делал для нее все, что она хотела. И то, что
должна была играть Медведева, стала играть она. Наталья Павловна
перешла на маленькие роли, а потом и вовсе на эпизоды. Так
продолжалось много лет. В душе актрисы накопилась обида и
неудовлетворенность тем, что она делает. И уже очень трудно было
скрывать все это. "Мне это было как-то особенно оскорбительно и
унизительно. Я очень гордый человек. Без показухи. Просто
внутренне гордый. Никогда ни перед кем не унижалась и сама
никогда никого не оскорбляла и не обижала. Поэтому идти унижаться
и просить мне казалось ненужным.
Алексей ТРЕМАСОВ Газета "СК-Новости" http://akter.kulichki.net/publ/medvedeva_n.htm
Осторожно, листопад! - Телеспектакль - 1977
|