Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35 

36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67 

68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99

  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123   

124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147 

148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171 

172   173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195 

196

 

Список страниц

 


 

Ирония судьбы Эльдара Рязанова 

 

(18 ноября 1927, Самара, РСФСР, СССР — 30 ноября 2015, Москва, Россия)

 

 

...О НЕМ не поднимается рука писать великий, гениальный... ОН просто наш... Скромный, талантливый, ранимый... И, главное, - неравнодушный. Быть может он в чем-то ошибался, но никогда, в отличие от иных кинодеятелей не вылезал в кадр, не твердил о своей исключительности, а просто делал то, чего требовала душа. Посмотрите на перечень его фильмов. Каждый из них - явление, каждый становился любимым и незабываемым. Он чувствовал время, болел вместе с нами... С его уходом мы потеряли не просто режиссера, а родного человека, для которого кино было не дорогой к славе, а потребностью и способностью выразить то, что было на душе не только у него, но и у всех нас. Эльдар Рязанов прожил большую и прекрасную жизнь. Но он оставил нам фильмы, которые мы не просто смотрим, а впитываем, наслаждаемся, и даже начинаем думать, что сегодня не приветствуется. Спасибо тебе, Эльдар Александрович за то, что ты был...

 

 

МОНОЛОГ В ПЯТИ ЧАСТЯХ. Эльдар Рязанов

 

 

 

Он — патриарх российского киноискусства.  За его плечами — долгие годы творческих исканий и колоссального труда: около 30 фильмов, более 20 сценариев и пьес, около 200 авторских телепрограмм, 11 интереснейших книг. У него множество почетных титулов, званий и наград. Но главное — его знают и обожают три поколения благодарных зрителей. Один из них написал: "Рязанов — человек-реликвия, других таких сегодня нет. Это гениальный художник, стойкий оловянный солдатик на съемочной площадке и удивительно добрый человек в жизни. Его фильмы можно смотреть с любого кадра, замерев у экрана в сто первый раз".

 

РЯЗАНОВ И ШУСТЕРМАН

 

Биография Эльдара Рязанова ведет отсчет с 18 ноября 1927 г. Его отец Александр Семенович, родом из крестьян, учился в реальном училище. В 16 лет стал большевиком, а в 19 - комиссаром дивизии. В 1922-м его послали разведчиком в Китай, потом перевели в Персию. Мать Софья Михайловна, в девичестве Шустерман, влюбилась в разбитного красавца и ушла к нему. Вместе с мужем работала в советском торгпредстве в Тегеране, а рожать сына уехала к родителям в Самару. Мальчика назвали Эльдаром, что на тюркском языке означает "владеющий миром" (имя оказалось пророческим: Рязанов воистину стал властителем умов и сердец миллионов). Младенца Элика увезли в Москву, где папа устроился начальником винного главка и получил просторную квартиру с видом на Красную площадь. И тут Александр Семенович пристрастился к алкоголю, а жена, не выдержав скандалов, забрала трехлетнего сына и ушла жить к подруге. Затем она вышла замуж за инженера, вдовца с ребенком. С семи лет Эльдара воспитывал отчим, который к пасынку относился, как к родному сыну.

А отец женился вторично, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали и дали пять лет.

Эльдар Рязанов 1941 г.

Рязанов-старший бежал из лагеря. Его поймали и добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17. В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам. "Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — вспоминает Э.Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации всё-таки перебрался в столицу, через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны".

В детстве мальчика не наказывали, учили говорить правду, не воровать. А он дружил с дворовыми пацанами, гонял голубей, играл в "пристеночек", стрелял из самопала во "врагов" из соседнего двора, тайно покуривал и даже выпивал, пока не отравился водкой. Надеясь оторвать сына от "шпаны", мать приучала его к чтению сказок и детских стихов. Затем он сам начал запоем читать приключенческие книги, и в классе его прозвали "ходячей энциклопедией". Во время войны семья эвакуировалась, ютились в холодных бараках с крысами. Эльдар нянчил сводного брата, стоял в очередях за хлебом и постоянно испытывал голод. В старших классах хотел стать писателем и сочинял стихи, подражая Пушкину, Лермонтову, Маяковскому и Симонову.

 

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (Ю. Белов и Л. Гурченко). 1956 год

Эльдар мечтал путешествовать и набираться жизненного опыта, как его любимец Мартин Иден. Но для этого надо было стать моряком. И в 1944 г., экстерном окончив 10-й класс, он послал запрос в Одесскую мореходку, но ответа не получил. Чтобы не терять год, вместе с приятелем из любопытства поехал поступать во ВГИК, хотя кино не очень-то и любил. При подаче документов пришлось поволноваться: отец — русский, но "враг народа", а мать и отчим — евреи. К счастью, анкеты тогда внимательно не читали, и после приемных экзаменов юноша был условно зачислен на режиссерский факультет в мастерскую знаменитого кинорежиссера и сценариста Григория Козинцева.

Среди педагогов Рязанова был и С.Эйзенштейн, оказавший на него большое влияние. Юноша стал бывать у мэтра дома, пользовался его библиотекой. Труднее складывались отношения самого молодого студента с профессором Козинцевым, усомнившимся в его способности стать режиссером из-за возраста. Рязанов возразил: "Но когда вы меня два года назад брали на курс, я был еще моложе. А на одно место претендовало 25 абитуриентов". Мастер оценил логику ученика, махнул рукой и впоследствии стал его любимым наставником.

У своенравного студента были и другие сложности. "На занятии по марксизму меня спросили, не родственник ли я того самого меньшевика Рязанова, — рассказывает режиссер. — Если бы я знал, что это — псевдоним Гольдендаха, я бы сказал, что мы даже не однофамильцы, но я-то о нём ничего не слышал". Вместе с товарищем он предложил экранизировать повесть А.Бека "Волоколамское шоссе", но их обвинили в идеологической слепоте и вынудили переделать сценарий, после чего оба неожиданно получили "пятерки". "Это был ценный и горький урок… Тогда я понял, что лояльность и сделки с совестью ценятся очень высоко", — с сарказмом заметил Рязанов. В 1950 г. он с отличием окончил ВГИК и по распределению попал на Центральную студию документальных фильмов. По собственному признанию, еврейское происхождение не стало для него серьезной помехой в жизни. Мастер шутит: "Может быть, потому что фамилия — Рязанов. А свою национальность я воспринимаю как данность". В 2007 г. в Самаре он прочел стихи — крик души, выплеснувший затаенную боль:

 

 

Эльдар Рязанов обговаривает сцену с теми самыми, ставшими знаменитыми словами – «сама-сама-сама». Фотографию 1981 года (весна, на Рижском вокзале снимается эпизод «Вокзала для двоих»)

Во мне бурлит смешение кровей…

Признаюсь, по отцу я чисто русский.

По матери, простите, я — еврей,

Но быть "жидом" в стране родимой грустно.

Разорван в клочья бедный организм.

В какой борьбе живет моя природа!

Во мне слились в объятьях "сионизм"

Навек с "Союзом русского народа".

То хочется мне что-то разгромить,

То я боюсь, как бы не быть мне битым.

Внутри меня семит с антисемитом,

Которых я не в силах помирить.

 

"Я выдавливал из себя раба и преодолевал страх перед советской властью"

 

Пять лет Э.Рязанов работал в документальном кино: снимал сюжеты для киножурналов, лакируя действительность. В 1951-м сделал киноочерк "Дорога имени Октября", а за "Остров Сахалин" (1954) получил приз на фестивале в Каннах. Его пригласили на "Мосфильм", где в соавторстве он снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю "Весенние голоса". Руководитель киностудии И.Пырьев буквально вынудил Рязанова заняться комедийным кино, хотя тот поначалу упорно отказывался. Так, в 1956 г. молодой режиссер создал музыкальную комедию "Карнавальная ночь". Фильм имел огромный успех у публики, получил призы на всесоюзном и международном кинофестивалях. А ведь поначалу сюжет картины не очень привлек режиссера: он упирал на сатирический аспект, отчаянно спорил с Пырьевым, его раздражали "штучки-дрючки" юной Л.Гурченко. Но после потрясающего дебюта режиссер поверил в новое амплуа и стал создавать разнообразные по жанрам комедии — лирическую ("Девушка без адреса"), героическую ("Гусарская баллада"), бытовую ("Зигзаг удачи"), эксцентрическую ("Невероятные приключения итальянцев в России"), трагическую ("Вокзал на двоих"). Успех картин обеспечивали блестящий подбор актерских ансамблей и оригинальность сюжетов, тонкий юмор диалогов, тексты песен и великолепное музыкальное сопровождение.

И всё же многие из этих как будто невинных комедий попадали под пресс цензуры. В "Карнавальной ночи" ретивые партократы усмотрели в образе завклуба Огурцова спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. В картине "Берегись автомобиля" бдительные моралисты осудили идеализацию вора в исполнении Смоктуновского. В "Служебном романе" — карикатуру на коллектив совслужащих, в фильмах "Старики-разбойники" и "Дайте жалобную книгу" — клевету на органы юстиции и работников общепита. А в "Иронии судьбы" увидели пропаганду алкоголизма, что не помешало картине вопреки сопротивлению ретроградов получить госпремию.

 

"Гусарская баллада" 1962 г.

Самая смешная история, по мнению Рязанова, — у фильма "Гусарская баллада", снятого к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Е.Фурцева лично приехала на киностудию, чтобы задать режиссеру вопрос: почему на роль Кутузова он выбрал И.Ильинского, при взгляде на которого зрители хохочут. Эльдар Александрович пытался убедить Екатерину Алексеевну, что комедия вовсе не искажает российскую историю, а романтизирует ее. Но закусившая удила госпожа министерша потребовала переснять картину, которую спасла лишь похвала зятя Хрущева Алексея Аджубея.

Лента "Человек ниоткуда" (1961) показала советскую действительность глазами наивного дикаря, и Cуслов на съезде КПСС заявил: "В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда", после чего лента на 28 лет была снята с проката. В 1979 г. в киевском Доме кино Рязанов на встрече со зрителями наговорил такие вещи, которые считались явной крамолой: покритиковал партократов за то, что его фильмы и пьесы, демонстрируемые по всему Союзу, в Украине решают показать только в городах-героях Одессе и Севастополе. Бюро Киевского горкома партии на экстренном заседании влепило строгие выговоры тем, кто устроил скандальную встречу, а Рязанова прорабатывали в Госкино.

С годами талант режиссера мужает и крепнет, а каждая следующая его картина становится ярким событием в отечественном кино. О его остроумии ходят легенды, а уникальный юмор обнаруживает всё новые грани, вызывая у зрителей разные оттенки смеха — от мягкой улыбки до гомерического хохота. В неисчерпаемом арсенале художественных средств мастера есть и тонкая ирония, и толстый намек, веселый анекдот и горький сарказм, озорная клоунада и фривольный гротеск, дружеский шарж и злая пародия. Но доминантой творческих замыслов и их реализации всё отчетливее становится сатирическая заостренность фильмов. Об этом особенно свидетельствует "Гараж" (1979), в котором микроконфликт между членами гаражного кооператива стал зеркалом социальных противоречий.

 

 

 

Линия жизни. . Эльдар Рязанов

 

 

 

 

 

На съемках фильма "Жестокий романс" 1984 г.

В 1980-м Э.Рязанов снимал по сценарию Григория Горина телефильм "О бедном гусаре замолвите слово", в котором жандармский чин времен Николая I расследует благонадежность офицеров гусарского полка. Сюжет вызвал сомнения у руководства Госкино и телевидения, поскольку в нём "очернено Третье отделение", а в разгар войны с Афганистаном "это может вызвать ассоциацию с проверкой Советской армии органами КГБ". Авторы трижды переделывали сценарий, съемки останавливались, а прокат фильма годами замораживался. "Жестокий романс" (1984) раскрывает циничный и жестокий мир, в котором за деньги покупаются совесть, красота и любовь. По версии журнала "Советский экран" лента признана зрителями "лучшим фильмом года", но в разгромных рецензиях режиссер был обвинен в "отходе от трактовки пьесы А.Островского и неверной расстановке акцентов".

 

На съемках фильма "Ирония судьбы..."

В годы перестройки Рязанов с еще большей энергией создает острые сатирические ленты о том, что творится в стране. Его картина "Забытая мелодия для флейты" (1987), снятая в жанре социально-психологической драмы, показала пропасть между жизнью зажравшихся чинуш и простых людей с их скудным бытом. Первый вариант сценария, написанный в соавторстве с Э.Брагинским еще в 1976 г., не был принят на студии, так как его посчитали слишком критичным. Но гласность взяла верх — отныне актуальную тему можно раскрывать без сглаживания острых углов. В финале герой фильма переживает клиническую смерть, его душа уносится в потусторонний мир, где погибшие ликвидаторы аварии на ЧАЭС, космонавты и репрессированный священник, врачи и их умершие пациенты ждут Высшего суда.

В следующем году на экраны вышла рязановская кинодрама "Дорогая Елена Сергеевна". Дирекция "Мосфильма" отказывалась экранизировать повесть, и только с 1986 г. началась работа над картиной под страховочным названием. Чего опасались начальство и постановщики? По сценарию, ученики пытаются заставить педагога отдать им ключ от сейфа с экзаменационными работами, но кроткая учительница проявляет принципиальность. В итоге выявляются самые темные стороны юных душ, обнажив кризис системы воспитания молодежи.

На открытие пришли Вера ТАРИВЕРДИЕВА, вдова композитора, написавшего музыку к фильму, актриса Ольга НАУМЕНКО, сыгравшая роль брошенной невесты Гали, Эльдар Александрович и бард Сергей НИКИТИН, исполнивший песни в картине

 

В декабре 2003 года «Экспресс газета» установила на доме в Москве, где шли съёмки «Иронии судьбы…», памятную табличку

В роковые 1990-е Эльдар Рязанов снимает глубоко философские фильмы о призвании и назначении человека. Социальная трагикомедия "Небеса обетованные" рассказывает о том, как накануне развала СССР люди, прозябающие на городской свалке, не могут найти место в жизни. У каждого свои горести, но они сообща борются против властей. Среди героев фильма — скрипач Соломон (Р.Карцев), в общении с которым у его товарища по несчастью прорезаются "родимые пятна антисемитизма" в виде заключения: "Евреев били-били, а Россию так и не спасли". Но именно на звуки скрипки Соломона к изгоям приходит радость. "Картина получилась не о маленькой прослойке, а обо всём народе. И о том, что армия не двинется против него, — говорит режиссер. — Когда мы снимали сцену, где полковник забирается на "Москвич" и произносит речь, я понятия не имел, что этот кадр будут воспринимать как предвестие знаменитой речи Ельцина. Просмотры превращались в демократические митинги".

В последующих фильмах "Предсказание" и "Привет, дуралеи!" персонажи-неудачники чудесным образом обретают смысл жизни в большой любви и достатке. Суть этих фарсов автор сводит к формуле: мы обречены верить в добро, искать друг друга и упорно ковать свое счастье.

Начало XXI в. неутомимый художник знаменует новыми поисками. Кинокартина "Старые клячи" — о неразлучных подругах (их играют И.Купченко, Л.Гурченко, С.Крючкова и Л.Ахеджакова), в прошлом красивых благополучных женщинах, за годы после развала страны Советов превратившихся в старух, утративших семейное счастье и достойную работу. И вновь совместная борьба против коррупции и беззакония помогает им обрести человеческое достоинство. В финале торжествует справедливость, победители танцуют "фрейлехс". Еврейский привкус и здесь чувствуется в образах Иосифа Марковича — неудачливого антрепренера и успешного ухажера, а также его умилительной мамы с ее рефреном: "А теперь будем кушать рыбу".

Давно задуманный фильм об Андерсене поставлен в 2006 г. Великий сказочник показан сложным человеком, жившим в бедности без семьи и собственного дома, претерпевшим унижения, но при этом оставшимся честным и гордым. Говорит Рязанов: "Все его сказки — реабилитация собственной персоны. В них изображены персонажи, получившие любовь и успех, которых ему так недоставало в жизни". В ленте "Андерсен. Жизнь без любви" автор вновь возвращается к еврейской теме. Его герой подростком стал свидетелем погрома под крики толпы: "Бей жидов, спасай Данию!". Последние годы писатель прожил в еврейской семье Мельхиоров, где его обожали, о нём заботились. В сюжет картины введен легендарный эпизод: король оккупированной нацистами страны пришил на мундир "магендовид" и проехал на коне по городу в знак солидарности с иудеями, а к вечеру вся Дания надела желтые звезды. В итоге 300 тыс. евреев тайно вывезли в нейтральную Швецию. Ясно, почему замысел фильма в условиях государственного антисемитизма не мог быть реализован.

 

 

 

Эльдар Рязанов. Юбилейный вечер (18.11.2012)

 

 

 

НЕОБЪЯТНЫЙ РЯЗАНОВ

 

С внуком Дмитрием и дочкой Ольгой.

Эльдар Рязанов во многом похож на своих киногероев, беспокойно мятущихся в поисках правды, добра и справедливости, горячо любящих, страдающих и не всегда побеждающих. "У меня вообще каждая картина личная, потому что других я как бы делать не умею", — признается он. По свидетельствам родных и близких, это тонкой и щедрой души человек, чутко реагирующий на чужую боль и всё, что происходит в мире. Его тревожат ложь, лицемерие, ксенофобия и злобная нетерпимость, дефицит демократии и внутренней культуры у людей. Он с горечью размышляет: "Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу. Раньше мы жили в каком-то спецпоселении. Были помоложе и верили в какие-то ценности. На словах там было много хорошего, а на самом деле всё было извращено. Сейчас нет никакой колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать заграницу, а сейчас езжай, были б только деньги. С этой точки зрения, жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной… Россия привыкла жить в жестком режиме, и когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое… Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов".

В рязановских фильмах всегда есть подтекст, который умный зритель мог расшифровать и оценить. И почти в каждом из них режиссер значимо и самоиронично присутствует в эпизодической роли — посетителя кафе или врача, полицейского или судьи, гробовщика, спящего участника собрания или случайного прохожего. Со временем художнику стало тесно на экране и на сцене. Он создает киноклуб "Эльдар", становится ведущим ряда популярных телепрограмм: "Кинопанорама", "Восемь девок, один я",

 "Разговоры на свежем воздухе", "Поговорим о странностях любви", "Четыре вечера с Владимиром Высоцким" и др. В лекциях для режиссеров и сценаристов, в книгах "Грустное лицо комедии", "Эти несерьезные фильмы", "Смешные невеселые истории", "Неподведенные итоги", "Моя портретная галерея", "Необъятный Рязанов", в сборниках стихов он рассказывает о своей непростой жизни, осмысливает специфику искусства кино, раскрывает секреты собственной творческой лаборатории. Для него "подлинный режиссерский характер — сложный сплав упрямства и уступчивости, уверенности и умения сомневаться. Режиссер должен знать себе цену, но не переоценивать собственную персону".

Эльдар Александрович дал путевку в жизнь многим молодым актерам и заново открыл для кино плеяду известных. С 1960-х гг. складывается коллектив его единомышленников и соратников: сценарист Э.Брагинский, композиторы М.Таривердиев и А.Петров, оператор В.Нахабцев, артисты Ю.Яковлев, А.Миронов, Е.Евстигнеев, В.Талызина, позднее — А.Фрейндлих, А.Мягков, О.Басилашвили, М.Неёлова, В.Гафт, И.Смоктуновский, А.Папанов, Ю.Никулин, О.Ефремов, С.Юрский и многие другие. О каждом Рязанов вспоминает с любовью и нежностью, находя для этого искренние теплые слова.

 

А как они сами характеризуют его?

 

В.Катанян, друг студенческих лет:

"Я знаю только одного человека, который, обладая такой славой и популярностью, совершенно сохранил себя. Прошел огонь, воду и медные трубы — и ни в чём не изменился. Это — Элик".

 

Л.Ахеджакова:

 

Эмма Валериановна со знаменитым мужем и старшим сыном.

"Он в жизни — абсолютно такой же, как на съемках. Только на съемочной площадке у него бывают приступы бешенства, когда что-то не получается".

 

А вот ответы Эльдара Александровича на вопросы анкеты:

 

"Основная черта вашего характера?

Ненасытность, во всех смыслах.

 

Что вам больше всего не нравится?

Предательство, спесь, черствость души и всё остальное, столь же хрестоматийное.

 

Ваше настроение в последнее время?

Боевое.

 

Самая большая любовь в вашей жизни?

К Жизни и к Женщине, что, в сущности, одно и то же".

 

Три женщины сыграли заметную роль в судьбе Рязанова. Сокурсница Зоя Фомина стала его первой женой и родила ему единственную дочь Олю. Но семейная жизнь не сложилась, и через 15 лет они расстались. С очаровательной Ниной Скуйбиной, литсотрудницей "Мосфильма", молодой вдовой с юным сыном, Рязанов познакомился в начале 1970-х. Они прожили дружно и счастливо 22 года, их дружба и любовь вдохновила режиссера на лучшие фильмы. Нина умерла от рака, и Рязанов тяжело и долго переживал потерю жены. Потом в его жизни появилась тележурналистка Эмма Абайдуллина, ставшая заботливой подругой и помощницей Эльдара Александровича. О муже она говорит: "Легко ли рядом с ним? Отнюдь. Он слишком требователен к себе и к другим. Слишком обязателен и ответственен, работоспособен и неуемен, чем заставляет и людей вокруг него напрягаться. Совершенно не умеет врать, а потому многим приходится выслушивать от него нелицеприятную правду… И каждый день этой жизни я открываю большого, талантливого, надежного, сердечного человека. Мужчину".

В последние годы его всё больше мучают недуги, всё чаще размышляет он о смысле и бренности бытия. Вспомним прекрасные строки:

 

У природы нет плохой погоды,

 

Ход времен нельзя остановить.

Осень жизни, как и осень года,

Надо, не скорбя, благословить.

Поэт-философ остается неисправимым оптимистом:

Хочу хандру преодолеть.

Надеюсь, что преодолею.

А ну-ка, смерть! Не сметь! Не сметь!

Не сметь садиться мне на шею.

И он по-прежнему верен своей неугомонной натуре:

Ищу я новые занятья,

Гоню карьером свою жизнь,

Хочу ее совсем загнать я…

Да от себя не убежишь!

 

источник - http://isrageo.com/2014/04/06/umeny040/

 

Эльдар Рязанов: русский сын еврейской мамы Давид ШИМАНОВСКИЙ, Карлсруэ, Германия

 

 

Старые клячи погоня, концерт

 

 

 

 

Фильмография

 

Документальные и видовые фильмы

 

  1. 1950 — «Они учатся в Москве» (совместно с З. Фоминой, автор всех компонентов фильма, кроме операторской работы)
  2. 1951 — «Дорога имени Октября» (режиссёр, совместно с Л. Дербышевой)
  3. 1951 — «На первенство мира по шахматам» (режиссёр)
  4. 1953 — «Твои книжки» (режиссёр, совместно с З. Фоминой)
  5. 1953 — «Недалеко от Краснодара» (режиссёр)
  6. 1954 — «Остров Сахалин» (режиссёр, совместно с В. Катаняном)
  7. 1956 — «В дальневосточных морях» (режиссёр, совместно с В. Катаняном)
  8. 1987 — «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» (автор сценария и ведущий, реж. М. Добросельская)
  9. 1993 — «День в семье президента» (режиссёр, автор сценария и ведущий)
  10. 1994 — «Я — легкомысленный грузин» (ведущий, реж. А. Пищулин)
  11. 1996 — «Артист совсем не то же, что актер…» (ведущий, реж. В. Фоменко)
  12. 1997 — «Единица порядочности — один Галлай» (режиссёр)

 

Художественные фильмы

 

Режиссёр

  1. 1955 — «Весенние голоса» (совместно с С. Гуровым, в прокате — «Счастливая юность»)
  2. 1956 — «Карнавальная ночь»
  3. 1957 — «Девушка без адреса»
  4. 1961 — «Как создавался Робинзон» (новелла в альманахе «Совершенно серьёзно»)
  5. 1961 — «Человек ниоткуда»
  6. 1962 — «Гусарская баллада»
     

    Режиссёр - большой оптимист

  7. 1965 — «Дайте жалобную книгу»
  8. 1966 — «Берегись автомобиля»
  9. 1968 — «Зигзаг удачи»
  10. 1971 — «Старики-разбойники»
  11. 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России»
  12. 1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
  13. 1977 — «Служебный роман»
  14. 1979 — «Гараж»
  15. 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово»
  16. 1982 — «Вокзал для двоих»
  17. 1984 — «Жестокий романс»
  18. 1987 — «Забытая мелодия для флейты»
  19. 1988 — «Дорогая Елена Сергеевна»
  20. 1991 — «Небеса обетованные»
  21. 1993 — «Предсказание»
  22. 1996 — «Привет, дуралеи!»
  23. 2000 — «Старые клячи»
  24. 2000 — «Тихие омуты»
  25. 2003 — «Ключ от спальни»
  26. 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви»
  27. 2006 — «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя»
  28. 2009 — «Музыка жизни»

Сценарист

 

  1. 1961 — «Как создавался Робинзон» (новелла в альманахе «Совершенно серьёзно»)
  2. 1962 — «Гусарская баллада» (совместно с А. Гладковым)
  3. 1966 — «Берегись автомобиля» (совместно с Э. Брагинским)
  4. 1968 — «Зигзаг удачи» (совместно с Э. Брагинским)
  5. 1971 — «Старики-разбойники» (совместно с Э. Брагинским)
  6. 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России» (совместно с Э. Брагинским, Ф. Кастеллано, Д. Пиполо)
  7. 1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (совместно с Э. Брагинским)
  8. 1977 — «Служебный роман» (совместно с Э. Брагинским)
  9. 1979 — «Гараж» (совместно с Э. Брагинским)
  10. 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово» (совместно с Г. Гориным)
  11. 1982 — «Вокзал для двоих» (совместно с Э. Брагинским)
  12. 1984 — «Жестокий романс»
  13. 1987 — «Забытая мелодия для флейты» (совместно с Э. Брагинским)
  14. 1988 — «Дорогая Елена Сергеевна» (совместно с Л. Разумовской)
  15. 1991 — «Небеса обетованные» (совместно с Г. Альтман)
  16. 1993 — «Предсказание»
  17. 1996 — «Привет, дуралеи!» (совместно с А. Тиммом)
  18. 2000 — «Старые клячи» (совместно с В. Моисеенко)
  19. 2000 — «Тихие омуты» (совместно с Э. Брагинским)
  20. 2003 — «Ключ от спальни»
  21. 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви» (совместно с И. Квирикадзе)
  22. 2009 — «Музыка жизни»

Актёрские работы

 

Как правило, Э. Рязанов играет эпизодические роли в своих картинах.

  1. 1957 — «Цель его жизни» (реж. А. Рыбаков) — лётчик
  2. 1965 — «Дайте жалобную книгу» — главный редактор газеты
  3. 1971 — «Старики-разбойники» — прохожий за окном тюрьмы
  4. 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России» — доктор на крыле самолёта, отбивавший лёд с заледенелого мафиозо
  5. 1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — пассажир в самолёте, на плече которого спал Женя Лукашин
  6. 1977 — «Риск — благородное дело» (реж. Я. Сегель) — Э. Рязанов (камео)
  7. 1978 — «Служебный роман» — пассажир автобуса
  8. 1979 — «Гараж» — спящий пайщик, начальник отдела насекомых
  9. 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово» — трактирщик-кондитер
  10. 1982 — «Вокзал для двоих» — заместитель начальника железнодорожной станции
  11. 1987 — «Забытая мелодия для флейты» — астроном
  12. 1988 — «Дорогая Елена Сергеевна» — сосед
  13. 1991 — «Небеса обетованные» — человек в кафе
  14. 1996 — «Привет, дуралеи!» — Николай Тимофеевич, директор книжного магазина
  15. 2000 — «Старые клячи» — судья
  16. 2000 — «Тихие омуты» — врач-рентгенолог
  17. 2003 — «Ключ от спальни» — полицейский пристав
  18. 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви» — хозяин гробовой мастерской
  19. 2006 — «Карнавальная ночь 2, или Пятьдесят лет спустя» — Э. Рязанов (камео)
  20. 2007 — «Ирония судьбы. Продолжение» (реж. Т. Бекмамбетов — пассажир в самолёте, на плече которого спал Костя Лукашин
  21. 2009 — «Музыка жизни» — Э. Рязанов (камео)

 

Продюсер

 

  1. 2000 — «Тихие омуты» (совместно с Л. Бицем)
  2. 2003 — «Ключ от спальни» (совместно с Л. Бицем)
  3. 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви»

 

Автор стихотворений, текстов песен и романсов

 

  1. 1964 — «Дайте жалобную книгу»
  2. 1977 — «Служебный роман»
  3. 1982 — «Вокзал для двоих»
  4. 1984 — «Жестокий романс»
  5. 1991 — «Небеса обетованные»
  6. 1993 — «Предсказание»
  7. 1996 — «Привет, дуралеи!»
  8. 2000 — «Старые клячи»
  9. 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви»
  10. 2006 — «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя»
  11. 2009 — «Музыка жизни»

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

 

 

Эльдар Рязанов. Моей душе покоя нет (Эфир от 18.11.2012)

 

 

 

 


 

 

 

 

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ Эльдара Рязанова

 

 

 

 

 

Предсказание (фильм Эльдара Рязанова) 1993 г.

 

 

 

 

Последнее, прощальное стихотворение Эльдара Рязанова написано в больнице.
 
В старинном парке корпуса больницы,

кирпичные простые корпуса…

Как жаль, что не учился я молиться,

и горько, что не верю в чудеса.

 

А за окном моей палаты осень,

листве почившей скоро быть в снегу.

Я весь в разброде, не сосредоточен

принять несправедливость не могу.

 

Что мне теперь до участи народа,

куда пойдет и чем закончит век?

Как умирает праведно природа,

как худо умирает человек.

 

Мне здесь дано уйти и раствориться…

Прощайте, запахи и голоса,

цвета и звуки, дорогие лица,

кирпичные простые корпуса…

 

Известный кинорежиссер, актер, писатель и поэт Эльдар Рязанов умер в ночь с 29 на 30 ноября 2015. Вечная память Эльдару Александровичу!