Домой Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123
124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147
148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193
Олег Павлович Табаков. Линия жизни.
Олег Павлович Табаков родился в семье врачей. Свое детство будущий актер и худрук провел в коммунальной квартире. И уже с детства знал, какую цену имеет рубль, заработанный его матерью. Он видел честность, доброту и трудолюбие – с одной стороны, а с другой – лицемерие, ханжество и приспособленчество. Впрочем, все детские воспоминания Олега Табакова – светлые. Эти годы он ассоциирует с волей, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди: мама, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и его супруга Шура. Кстати, маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром. Учеба Знания Олег Табаков получал в мужской средней школе Саратова. А кроме этого, ходил в театральный кружок «Молодая гвардия», который был открыт при Саратовском дворце пионеров и школьников. Азам мастерства его учила Наталья Иосифовна Сухостав. Актер все время называет ее своей крестной мамой в профессии. Не удивительно, что занятия в кружке и сыграли решающую роль в выборе будущей профессии. Поступать в театральный Олег Табаков приехал в Москву. Он подал заявления в Школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко и в ГИТИС. Его приняли сразу в два института. Но Олег Табаков отдал предпочтение МХАТу. Именно этот вуз он считал «вершиной театральной педагогики». Театр После Школы-студии молодой актер был распределен в Московский драматический театр им. Станиславского. Но судьба его привела в новый, созданный Олегом Ефремовым театр, Студию молодых актеров. Он позже получил название «Современник». Молодой Олег Табаков был уверен, что необходимо «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения». Известный актёр и талантливый руководитель Известный актёр и талантливый руководитель После того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, «Современник» почти на семь лет возглавил Олег Табаков. Олег Табаков в «Современнике» почувствовал потребность передавать свои знания и умения другим. И тут у него возникает идея создать свою студию. В ГИТИСе актеру предложили набрать новый курс. В итоге получилась студия. А в это время в Москве вышел приказ о создании 3-х новых театров. Среди них оказался и театр-студия под руководством Табакова. Чуть позже его окрестили «Табакеркой». Как рассказывает сам худрук, для него театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости. Зарубежный опыт Олега Табакова пригласили в зарубежный театр. Пражский «Чиногерны клуб» предложил актеру сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». После было отработано почти 30 спектаклей. Они имели большой успех у жителей Праги. После «Ревизора» Олег Табаков начинает много работать за рубежом - в качестве преподавателя и режиссера-постановщика. Российский мэтр поставил более 40 спектаклей советской, русской и зарубежной классики в театрах Финляндии, Германии, Дании, Венгрии, США и Австрии. А на базе Гарвардского университета актер открыл Летнюю школу имени Л. Станиславского, которую сам и возглавил. Кино. Первые роли Уже на третьем курсе Олег Табаков дебютировал в кино. И с этого момента его творческая жизнь начинает плотно переплетаться с кинематографом. Первой была роль Саши Комелева в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцара. Она помогла актеру познакомиться с новым видом ремесла, с артистами разных театров и новой драматургией. Олег Табаков на видео Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Это неспроста. Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущевского времени. Прямота суждений, чистота помыслов, умения отстаивать свою позицию – это относится и к Олегу Савину и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Сереже из «Чистого неба». Сюда же можно отнести и Петра Ростова из «Войны и мира», Колю Бабушкина из фильма «Молодо-зелено». Эти картины, безусловно, лучшие роли актера в начале кинопути. Выбивается из общей положительной картины персонаж лейтенанта Крутикова, которого сыграл Табаков в фильме «Живые и мертвые». Но роль показала неограниченные творческие возможности Олега Павловича. Телевидение В то время, когда у Олега Павловича не было новых ролей в «Современнике», за исключением в постановке «На дне» Галины Волчек, он появляется на телевидении. С 1975 года он создает немало ярких и талантливых работ. Сейчас большая часть из них – гордость российского телевидения. Олег Табаков стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях, которые транслировались в прямых эфирах. Один день из жизни Олега Табакова Первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля. Это «Василий Теркин» и «Конек-Горбунок», после этого с блеском играет главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Студент», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп», «Любовь Яровая» и «Печники». Так же актер активно принимает участие в создании телеверсии постановки «Двенадцатая ночь» «Современника». Там он сыграл роль Мальволио. Популярность Экранные роли Олега Табакова начали появляться тогда, когда в обществе начала происходить переоценка системы ценностей.
Герои актера были совершенно не похожи друг на друга, но их
объединяло одно – гражданский пафос, который исходил от самого Табакова. Его
можно увидеть, к примеру, в «Шумном дне» или «Испытательном сроке». Практически
одновременно с ними вышел фильм «Люди на мосту» Зархи. Олег Павлович сыграл
человека, который верен своей нелегкий и мучительной любви и не отступается от
правды. В биографии Олега Табакова немало и других запоминающихся работ: «Дело
пестрых», «Строится мост», «Накануне», «Выстрел», «Война и мир», «Король-Олень»,
«Сердце России», «Семнадцать мгновений весны», «Случай с Полыниным»,
«Неоконченная пьеса для механического пианино», «Гори, гори, моя звезда»,
«Достояние республики», «Двенадцать стульев», «Москва слезам не верит»,
«Несколько дней из жизни Обломова» и другие. Это список можно продолжать очень
долго. Стоит отметить работы Олега Табакова по озвучению мультфильмов. Его
голосом говорить неповторимый домовитый кот Матроскин из «Простоквашино». Семья
Сейчас Олег Табаков в браке с актрисой Мариной Зудиной. Она работает ведущей
актрисой в «Табакерке». Супруга младше актера более чем на 30 лет. И именно
из-за нее Олег Табаков ушел от первой жены – Людмилы Крыловой, которая родила
актеру двоих детей: Антона (1960) и Александру (1966). А Марина Зудина в 1995
году подарила Олегу Павловичу сына
Павла, а в 2006 году дочку Марию. К тому же у актера уже трое внуков, которые
старше своих младших дяди и тети: Никита, Аня и Полина. С женой Мариной Зудиной
С женой Мариной Зудиной Расписались Олег Табаков и Марина Зудина в 1995 году
после 10-летнего романа. Кстати, отношения актеры поддерживали тайно,
когда худрук был еще женат. Между учителем и ученицей вспыхнула настоящая
любовь. Свой уход из семьи Олег Табаков так и комментирует: «как ни банально это
звучит, пришла любоф-ф-ф…» Кстати, все факты из своей личной жизни и карьеры
Табаков описал в своей автобиографической книге «Моя настоящая жизнь».
Олег Табаков. Праздник в кругу учеников
Юбилей Олега Табакова: «Работал много — в этом виноват!»
Всенародному любимцу исполняется 80 14 августа 2015
Олег Табаков. "Смотрю на мир влюблёнными глазами"
Олег Табаков отмерил 8 десятков лет. Много? Безусловно. Но за его спиной — еще больше: «Табакерка», которая из подвала превратилась в популярный столичный театр, Московский художественный театр, первый театральный колледж. Памятник отцам-основателям МХТ на Тверской и своим современникам — Розову, Вампилову, Володину — на Чаплыгина. Наконец, первый ряд имен отечественного театра — это все он, Олег Павлович Табаков. Сегодня он даже не великий актер, не основатель, не строитель, а понятие. Понятие чести и совести, человека слова и дела. И как бы громко ни звучало — патриота. Накануне юбилея Олег Табаков ответил на вопросы обозревателя «МК». — Олег Павлович, вы способны признавать свои ошибки? — Да. Я не делаю из этого аттракциона или некоего представления. — Вы пережили хотя бы раз в жизни неудачу или провал? Когда зрители возмущались игрой Табакова? — Нет. Только однажды, когда Ефремов кинул меня на свою роль — возрастную, отрицательную (он играл адвоката, который имел любовницу). Но ему-то было 30 лет, а я на 9 лет моложе. Может, и не получилась она у меня, но зрители (и я это почувствовал) как бы промахнули этого адвоката и только смотрели на киноартиста Табакова. Я ведь забалован зрителями. Думаю, они прощают мне многое, потому что я их редко подвожу. — Жизненное кредо? — Смешно, но оно было сформулировано еще писателем Кавериным: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». — Сожаление о несовершенном поступке? — Это интимный вопрос, отвечать не буду. — Сожаление об упущенном шансе в жизни? — Не могу сказать, что я чего-то упустил. В большинстве жизненных коллизий я ставил себе максимально сложные задачи и иногда успешно их решал. — Вы плакали в жизни? Или вы Железный Феликс? — Плакал, когда Астафьев помер. Когда мама умерла. Ведь человек взрослым становится только тогда, когда мать уходит. Я был шалопай, веселый, любил женщин… А вот когда в арку нашего дома вошли Галка Волчек и Люся Крылова, то по выражению Люсиного лица я понял: мамы нет. Еще плакал, когда узнал, как майор Солнечников накрыл собой гранату и от этого солдатиков его поуродовало меньше. А его самого убило. — Наиболее близкий вам литературный герой? — В юности это был герой из романа «Над пропастью во ржи» Селинджера — Холден Колфилд. Я же совсем другой человек, но в то время очень его понимал и чувствовал: что внутри он — нечто ласковое, нежное, ранимое, охраняемое и никак ничем не заменяемое. А в зрелом возрасте — поверь, это интеллигентный порядочный человек.— Разве это литературный персонаж? — Сейчас — да. Стыд и совесть — такие есть понятия. Вот стыд — это обязательная составляющая интеллигентного человека. — Наиболее близкий вам ужасный, психопатический персонаж? — Мне не близко все, что психопатическое. Потому что психопатическое — это слабое. А я не слабый. — Урок, полученный на всю жизнь? — В какой-то степени это было в 57-м году, когда мой главный учитель по актерскому ремеслу Василий Осипович Топорков взял меня и еще одну студентку, к которой он был неравнодушен, посадил в такси вместе с собой и доехал до сберкассы на Пушкинской улице. Там он снял денег — довольно много — и закатил нашему курсу пир! По тем временам это было что-то немыслимое. Профессор, автор двух книг о Станиславском и его методологии, а такой поступок совершил. Это произвело на меня довольно сильное впечатление, когда, как говорится, хранители тайны и веры совершают человеческие, понятные поступки. Это мне близко, и я следую этому. — Кого бы вы хотели заполучить в друзья из политиков? — Я не хотел бы рисковать благополучием моих друзей, отягощать их собственными пристрастиями — это не предмет моих желаний. Друзей у меня мало, и в детстве, и в юности так же было. Поверь, я счастлив в друзьях: в юности два друга у меня было. Мы шутили, хулиганили, и даже когда рассказывали анекдоты, смеялись в одних и тех же местах. И в театре можно дружить. — Кого бы вы хотели заполучить в друзья из олигархов? — Те, кто есть, они есть, и заполучать их не надо. — Вам знакомо чувство «быть на седьмом небе от счастья»? — Да. Когда рождались Павел, Маша. Когда сейчас, хотя и редко, вижу Антона. «На седьмом небе» — это дети, а не роль. Хотя, постой, пожалуй, одна составляет исключение — Хлестаков из «Ревизора», которого я никогда не играл на родине, но играл в Праге. Почему? Это вопрос к Олегу Николаевичу. Там не только будет вопрос к Табакову (Хлестакову), но и к Нине Дорошиной (Анне Андреевне), и к Женьке Евстигнееву (Городничему). Олега Николаевича это не интересовало, я полагаю. Или интересовало несравнимо меньше, нежели социально-экономические проблемы, которые существовали тогда в нашем обществе. — Вы чувствуете вину перед вашими детьми? — Работал много — в этом виноват. Мало отдавал. Гораздо важнее, что они хорошие получились — Пашка и Машка. И Антошка — добрый и порядочный человек. У них есть свойство быть благодарными. Вот в моей гримерке висит портрет моего деда Андрея Францевича Пионтковского: если убрать его седую шевелюру и бороду, то вылитый Пашка получится. И то, что о нем рассказывали мне мама и дядя Толя, странным образом во многом мне напоминает Павла. — Что больше всего в сегодняшней жизни раздражает? Что нужно исключить? — Иждивенчество. Причем всех. Я вот смотрю, Путин за последние 3–4 года стал грустнее. Конечно, знание рождает печаль, но… Все ждут чего-то от государства, от Путина, от некоего Петрова, Сидорова… В моем любимом романе «Мастер и Маргарита» Булгаков написал: «Люди как люди, но квартирный вопрос их испортил». А я добавлю: нет, еще советская власть подачками испортила. А под иждивенчеством я имею в виду одно: надо делать так, чтобы после нас все оставалось нормально. Люди об этом думают, но еще и делать надо. Если бы я не построил школу (при всем моем очевидном успехе), не знаю, что было бы. Но это мне дает силы. Вспомнил, как в Орле тогдашний председатель Верховного Совета все звал меня к себе: «Приезжай, приезжай…» И вот в каком-то заведении, где была сауна, мы выпили с ним грамм по 200 и совсем уже, как говорила моя бабушка, зажурились. Но хозяин заведения неожиданно сказал: «Беды настоящей на нас на всех не хватает». Я не хочу беды. Вынесем все — и широкую, ясную грудью дорогу проложим себе. Но ощущение такое, что настоящей мерой измерения у нас по-прежнему остается война. И тогда выявляется: «Вот они, оказывается кто! Вот они какие!..»
Олег Табаков: Семейный альбом ( 2016 г )
— В какую пору своей жизни вы хотели бы вернуться? — Ни в какую бы не хотел возвращаться. — Обида, которую вы не простите никогда?
— Это личное, связанное с проявлениями пакости человеческой. Рассказывать об этом не стану. Если и было в жизни хреново, то никогда ни с кем не делился этим. — Перед кем вы до сих пор испытываете чувство вины? — Нет, ни перед кем. — Почему вы согласились в свой юбилей сыграть смертельно больного человека в спектакле «Юбилей ювелира»? Что это: бесстрашие? отсутствие суеверия? — Ты права: обычно к юбилеям делают какие-то веселые вещи, и так прежде было: «Эх-ма, мы живем, зря слез мы не льем!» Но эта работа была для меня очень важна. Она мне дала надежду, что я еще ничего! Что есть силы! Может быть, это громкие слова, но это — служение. — Как справляться с тяжелой болезнью? Что делать? — А ничего. Хвори меня испытывали по полной. И когда подумаешь: «А чем я жив?» — жив Машкой, Пашкой. Дети, сделанные с любовью, всегда лучше детей, сделанных без любви. Очень важно не отступаться от себя. И быть живым. Живым и только до конца. Я тебе скажу больше: вот как жил, так и продолжаю жить. Потому что если всерьез начать рассматривать варианты болезни — ноги могут перестать ходить. Это такое очень трудное же дело… А с другой стороны, думаю: «Если б не было театрального колледжа, то загнулся бы быстрее». Страшна беспомощность — и стать для кого-то обузой. Вот это, наверное, при моем комплексе полноценности и честолюбия трудно перенести. — Насколько вам присуще чувство землячества, которое позволяет делать большие преференции людям из Саратова? — Это нормально. Я очень люблю место, где родился, очень люблю Волгу и думаю, что если есть во мне какие-то добрые, располагающие к людям чувства — это оттуда, из Саратова. Однажды я с художественной самодеятельностью приезжал в Москву: один раз — на теплоходе «Полина Осипенко», а другой — на теплоходе «Анатолий Серов». И вот там над откосом стоит памятник Чкалову, а если от него отойти направо метров 50–70, ты видишь откос на 200 метров вниз, а дальше — вот сколько охватывает твой глаз… Я постоял, наверное, минуты 3–5, и потекли слезы. Я не сентиментальный, я актер комический, но… Мы в каком-то смысле избранные. Сколько пота и крови в этой земле, но это моя земля. Жизнь испытывала, да, и на излом, и на честолюбие, и на деньги. И должен сказать тебе: если эта любовь есть у тебя, то тогда будет припек.
— Можно ли научить патриотизму? — У нас все происходит кампаниями — говорят: «учить патриотизму». Ерунда! Патриотизму не научишь. Вот школу построить — это патриотизм. У меня это, наверное, от бабушки: чувство благодарности к отцам-основателям. Вот памятник им сделал — теперь стоит, на Тверскую смотрит. А ты знаешь, что уже свадьбы к памятнику приезжают, то есть Москва приняла. И есть у меня такие приметы, что понимаю: Господь не оставляет меня заботой своей. — Какие проявления актерского характера вам неприятны и вы их не приемлете? — Хамство. Не только актерское, но и вообще человеческое хамство более всего мне чуждо. — Чего в жизни вы не простите и не оправдаете ни при каких условиях? — Предательства. — На что вы никогда не решитесь? — На предательство. — Вы достигли высшей власти?
— Ну а куда мне дальше-то? Борис Ельцин предлагал мне быть министром культуры, депутатом Государственной думы еще 20 лет тому назад. Я отказался, я смог ему объяснить, что, будучи на своей должности и в своей профессии, я ему буду более полезен, нежели уйдя на отхожий промысел. Я никогда не ходил во власть, дистанцию держал. И знаю, что нельзя давать власть лживому человеку, пришедшему туда за деньгами. — Если бы президентом были вы — какой первый указ в России или какая первая реформа вышла бы из-под вашего пера? — По части указов у нас идет все более-менее нормально. Я бы сказал о признании грехов большевизма. — Другими словами — люстрация? — Не то чтобы люстрация… Но отнять у одних, чтобы разделить между другими, — это пошло и до такой степени несимпатично! Если хочешь помогать, то вынь из кармана деньги и дай. А когда это делается путем отъема у одних и передачей другим… Здесь я, как говорила баба Аня, мама моего отца, «брезговаю». — Самый трудный выбор в жизни, перед которым вы когда-либо стояли? — Кем быть? По семейной традиции я должен был стать врачом. Когда я решил поехать в Москву поступать в театральный, мама плакала суток двое, бабушка плакала и молилась, чтобы я там провалился… Еще где-то классе в 8-м я почувствовал, что ни к какому другому делу не пригоден. Но я думаю вообще, что в интеллигентной семье люди трудно смиряются с тем, что один из детей пойдет в актеры, в свободные художники. Но я вообще смотрю на это по-другому: чему быть — того не миновать. Я фаталист. — Традиция или ритуал, которого вы всю жизнь придерживаетесь? — Таких ритуалов нет, но стараюсь, чтобы в Новый год вся семья была вместе. И то, что я установил такие сборища в Художественном театре — в конце сезона и на Старый Новый год, — это от потребности, чтобы все были вместе. Ведь театр — очень своеобразное место, где есть место и зависти, и предвзятости. А вот когда люди как-то вместе, рядом, то эти свойства либо нейтрализуются частично (не говорю «вовсе»), либо подменяются чем-то. Короче говоря, очеловечиваются. — А то, что каждый год 17 августа вы в МХТ собираетесь со своими сотрудниками, — это не традиция? — 17 августа — это вот что: я даю деньги Ольге Семеновне (Ольга Хенкина — правая рука Табакова. — М.Р.), она заказывает закуску, спиртное, и если я здесь и кто-то придет, то мы выпьем за здоровье Табакова. Вот и все.
ЦИТАТЫ ИЗ ТАБАКОВА:
• Театр — это место для испытания самых разных человеческих свойств. • Никто не даст хороших актеров России — ни Владимир Владимирович, ни Дмитрий Анатольевич. Только сами. • Актерское дело не слишком денежное. Если работать хорошо и много, на кусок хлеба можно заработать всегда. • Нашим ремеслом нельзя заниматься спокойно — оно требует неистовства. Не дайте иссякнуть любви к этому предмету. • Жизнь будет жесткая и будет безжалостно испытывать. Но тот, кто сохранит любовь к нашему ремеслу, тот, возможно, что-то сделает. • Самое страшное — оказаться несостоятельным. • Я принадлежу к числу театральных прагматиков-реалистов, знающих себе цену и от этого не возводящих напраслину ни на себя, ни на коллег своих. • Театр должен сам думать о своем будущем, готовить его, строить. • Я думаю, что нужен театр, который следует тем рецептам, которые были выписаны Станиславским и Немировичем-Данченко. • Надо иметь смелость не карьеру делать, а реализовывать себя. • Человек, если он имеет дарование к театральному мастерству, то чем раньше он выйдет на сцену, тем лучше для него. • Если человек делает какую-то работу для себя, то он делает ее на порядок лучше, нежели бы если он делал это для чужого дяди. • Мы приходим в этот мир, чтобы прожить свою жизнь и чтобы после нас осталось что-то. • Я сегодня один из тех, кто живет не по лжи. Редакция «Московского комсомольца» поздравляет нашего любимого друга Олега Павловича с днем рождения и желает ему здоровья, сил и новых побед!!!
|