Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

    Помощь сайту      Гостевая книга    

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35 

36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67 

68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99

  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123   

124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147 

148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171 

172   173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190

 

Список страниц

 


 

 Сергей Юрский

 

История фильма "Республика ШКИД"

 

  • 16 марта 1935 г., СССР, Санкт-Петербург - 8 февраля 2019 г. (83 года), Москва, Россия

  •  

     

    Сергей Юрский: «Все торгуют. Собой!»

     

    ...Известный актер - о коррупции и губительном комфорте в искусстве. «Одни даже представления не имеют о других! А называемся мы одной страной, одним народом и говорим, что ищем общую идею»... В конце декабря жюри Международной премии Станиславского (а это одна из самых престижных мировых театральных наград) единогласно присудило её Сергею Юрскому. Этот блистательный актёр награждён «За выдающийся вклад в развитие российского театра».

     

    Вечный переходный период

     

    «АиФ»: - Сергей Юрьевич, вы называете себя человеком ХХ века и лишь гостем века ХХI. Сейчас по-прежнему не спадает острота спора: что лучше - Советский Союз, когда не было свободы, но все более-менее сыты, или сегодняшняя система - свобода есть, но голодные люди на улицах…

     

    Досье

     

    Сергей Юрский родился в 1935 г. в Ленинграде. Актёр, режиссёр, сценарист. Народный артист РСФСР. Сыграл в картинах «Республика ШКИД», «Золотой телёнок», «Фурцева» и др. Жена - актриса Наталья Тенякова. Дочь - актриса Дарья Юрская.

     

    С.Ю.: - А тогда не было?! Неправда, что в советское время все ходили с набитыми животами. Голодные люди есть всегда и везде. Социализм? Это была другая жизнь. Хотел бы я вернуться туда, в прошлое? Совершенно пустой разговор! Социализм кончился. Был бы у нас капитализм, можно было бы его обсуждать. Но он ещё не начался. Как и социализм тогда тоже не начался. Поэтому мы постоянно живём в переходный период.

     Простое увеличение картинки

    Когда мне жилось более комфортно, спрашиваете? Комфорт - самое вредное, что может быть для человека искусства. «Комфортно» - это значит, ты занимаешься не искусством, а, скажем, торговлей. Например, торговлей собой. В буквальном смысле слова. Сегодня обёртка, упаковка важны. Как обернуть, чтобы продать подороже, а сил и средств затратить поменьше? Искусство к этому отношения не имеет. Искусство - поиск того, что называется истиной на данный момент. Но сейчас торговые отношения пришли и в искусство. Теперь надо непрерывно набивать зал. Причём набивать сразу и всё время. Лучше, чтобы был бесконечный сериал. Это то, что называется словом «комфортно».

     

    «АиФ»: - В своём послании Федеральному собранию президент сказал, что коррупция уничтожает потенциал национального развития. У государства украдены миллиарды. При этом у фигурантки громкого дела Васильевой хватает наглости заявить, что она недовольна: лишили кухарки!

     

    С.Ю.: - Я скажу на это, что мы живём с ними совсем в разных мирах. И одни даже представления не имеют о других! А называемся мы одной страной, одним народом и говорим, что ищем общую идею. Выход, спрашиваете? Должны появиться люди, группы людей, которые поймут, что у нас один народ, одна Россия, которые поверят в это и попробуют сделать так, чтобы люди друг друга разглядели.

      Простое увеличение картинки

    Сергей Юрский и его дочь Даша на кухне. 1982 г

     

    Страшные вещи порой показывает телевидение: нищие семьи, живущие в абсолютно нечеловеческих условиях. И ещё идут обсуждения - надо ли им помогать или не надо? Надо прибавить 15% к зарплате учителю или не надо? Люди живут в состоянии постоянного унижения. И материнский капитал - это обман: «Не тратьте эти деньги на это, не тратьте на то». Вы хотите помочь - ну дайте эти деньги уже, и всё! В моей семье есть второй ребёнок. Мы можем прожить и без этого материнского капитала, потому что все трудящиеся люди. Но оскорбительно, что капитал вроде бы есть, но до него не добраться.

     

    «АиФ»: - Не добраться детям из бедных семей и до хорошего образования. При этом Министерство образования намерено закрыть многие гуманитарные вузы. Мол, дают низкий уровень подготовки...

     

    С.Ю.: - Пока существуют договорённости, семейственная поддержка, дружеские связи - всё то, что развилось сегодня в совершенно немыслимых масштабах, я убеждён, ничего не изменится. Закрыты будут не те вузы, которые «заплошели», а те, которые не нашли поддер­ж­ки. Образование - главная дыра в нашей нынешней системе. Тут надо не заплату ставить, а заново шить весь кафтан! То, что сейчас происходит в этой сфере, страшно. «Любые дипломы в любое время»... Это отражает нынешнюю ситуацию - коррупция, дичайшее взяточничество в области преподавания, в сфере профессионального, профессорского, учительского корпусов. Катастрофа порождена, с одной стороны, нищенскими зарплатами. С другой стороны, когда человек имеет возможность преподавать там-сям, числиться в десяти местах и заниматься откровенной халтурой, он тоже участвует в процессе разложения общества. Нынешней государственной идеей наряду с другими должно стать образование. Сейчас ведь всё подменилось. Происходит уничтожение лучшего путём победы более ловкого. Вот где страшное торжество денег!

     

      Простое увеличение картинки

    Театр им. Моссовета «Полонез» реж. Сергей Юрский 2010 г.

    «АиФ»: - Сергей Юрьевич, люди знают вас как человека прямолинейного, независимого. Вы не боитесь говорить правду. Это не мешает в жизни?

     

    С.Ю.: - Я несколько даже удивлён вопросом! Вы тоже затрагиваете серьёзные темы, самые серьёзные, я бы так сказал. Вам не страшно такие темы поднимать?

     

    «АиФ»: - Но другие на эти же вопросы отвечали бы крайне осторожно.

     

    С.Ю.: - Бояться? Чего? Что посадят в тюрьму?

     

    «АиФ»: - Бояться каких-то последствий.

     

    С.Ю.: - Вот это и есть победа денег! «А вдруг кому-то из моих работодателей эти слова покажутся лишними?» Или для нашего цеха частый разговор, который вводит меня в бешенство: «Раз откажешься, два откажешься - на третий раз не позовут». И потому иногда брови поднимаются: как этот человек, а ты его знаешь давно, в это дело влез? Если случайно - ладно, если по идеологии - значит, ты его плохо знал. Если работать по принципу «раз откажешься, два откажешься», то наша творческая профессия попадает в состояние рабовла­дельческого общества. Одни хотят побольше рабов, чтобы платить меньше, а другие хотят застраховаться на всю оставшуюся жизнь сериальностью своего существования.

     

     

    Театральные встречи - Сергей Юрский

     

     

     

     

     

    Кровообмен сцены и зала

     

     

     Простое увеличение картинки

    Сергей Юрский в своей гримерной. Театр им. Моссовета. 2005 г.

    «АиФ»: - Сергей Юрьевич, вы 55 лет на сцене. Для вас театр - это...

     

    С.Ю.: - ...кровообмен сцены и зала. То, что создаётся в спектакле во время действия.

    Я видел не так давно «Лето одного года» моего родного питерского БДТ на гастролях в Москве. Увидел моего старинного друга Олега Басилашвили, подругу Алису Фрейндлих. Вот это был театр в моём понимании! Но это абсолютная редкость, в том числе и в БДТ. Действие абсолютно завораживает. Я живу только таким театром, занимаюсь только таким театром, и ценен только такой театр. Могу ещё привести пример - московский РАМТ.

     

    «АиФ»: - Вы оказались на удивление доброжелательным судьёй в теле­программе «Минута славы». Многие участники сказали, что после вашего напутствия у них словно крылья выросли. А в вашу жизнь это шоу привнесло что-то новое?

     

    С.Ю.: - Я был приглашён как эксперт по цирку. Увидел совершенно замечательные, небывалые номера, а потом встретил молодого человека с фамилией, знакомой мне с детства, - Папазов. Папазовы - люди, с которыми я жил вместе в цирке в военные и послевоенные годы. И дедушка этого артиста был моим самым близким другом детства... И он тоже появился на этой «Минуте славы». После многих лет мы обнялись. А выступал его внук, Максим Папазов, блистательный продолжатель династии. Он приехал с гастролей в Лас-Вегасе. В свои молодые годы достиг признанного высочайшего профессионализма. Встречи с такими людьми, конечно, поднимают настроение. Русский народ очень талантливый.

     

    источник- http://www.aif.ru/culture/article/58297

     

     

    Сергей Юрский.  На ночь глядя

     

     

     

     


     

    «Интеллигенцию надо возрождать заново!»

     

    Сергей Юрский на жизнь старается смотреть с оптимизмом.
    «Так называемая сверхдемократия, безбрежный либерализм сегодня, на мой взгляд, упёрлись мордой в стенку», - говорит актёр, который 16 марта отмечает юбилей

     

    Душу - нагружать!

     

    «AиФ»: - Сергей Юрьевич, у вашего поколения не биография - учебник истории. При этом вы и ваши ровесники выросли с чётким внутренним стержнем, а молодые представители творческой элиты, воспитанные в абсолютно свободном обществе, в большинстве своём - бесхребетные. Почему так получается?

    Сергей Юрский:
    - Потому что раньше творческая интеллигенция была в оппозиции. Так повелось ещё со времён Пушкина, когда, собственно, и появилась в России эта прослойка. Философ-эмигрант Г. Федотов утверждал: «Интеллигенция родилась в тот момент, когда закрыл
    глаза Пушкин». Эта прослойка напоминала, что не всё в порядке в обществе и надо об этом подумать. Именно такие люди являются тем бродильным элементом, который позволяет обществу быть живым, не окостенеть.

    Если же мы не хотим потерять этот плодотворный и крайне важный для будущего развития страны слой интеллигенции, то следующей национальной программой должно стать обучение педагогов. Не только школьных, университетских,  но и тех наставников, которые учат профессиям. Чтобы вновь во множестве появились бы личности, которые служат авторитетом обществу. Потому что интеллигенция сегодня с этой задачей справляется плохо: она частью разложилась, частью - вымерла, частью - продалась. Хотя по-прежнему есть личности, примеру которых можно следовать. Святых на Руси сколько было, столько и осталось. Просто население увеличилось по сравнению с XIX веком, поэтому раствор стал жиже.

    «AиФ»: - Если интеллигенция рухнула, то кто же научит педагогов?

    С. Ю: - Надо собирать остатки. Не хватит своих - надо покупать на Западе. Чтобы приезжали и учили, как это делалось в России времён Петра I. А то у нас сейчас и ученики липовые, и учителя в массе своей такие же. Сериал «Школа» Валерии Гай-Германики продемонстрировал окончательный кризис нашего образования. Да, она утрировала ситуацию, перенесла худшее на всю российскую школу, что неправда. Потому что есть отдельные школы, где учителя действительно служат примером, идеалом. Встречались личности и в советской школе. А ситуации, когда ученик может хамить учителю, так как он якобы его «нанял», - недопустимы. Это, кстати, не только наша проблема. Это в какой-то мере мировой кризис системы образования: так называемая сверхдемократия, безбрежный либерализм сегодня, на мой взгляд, упёрлись мордой в стенку, и теперь нужно возвращаться назад, к дисциплине.

    «AиФ»: - В одной из своих статей вы говорите про недопонимание между интеллигенцией и народом. Получается, сколько бы писатели ни писали, читатели лучше не станут именно потому, что они на разных языках разговаривают?

    С. Ю:
    - Не для того, чтобы вбить в головы определённые идеи пишется книга или ставится спектакль, а для того, чтобы показать читателю или зрителю пример. Пример самый разный: зла, добра, взаимоотношения добра и зла, анализа того, что в человеке спрятано и теперь вытянуто наружу.

    У нас ведь сегодня людей приучают на всём отдыхать. Они действительно жутко устают, переутомлены однообразием и бессмысленностью своей работы. Поэтому ко всему, что вне этой работы, относятся без должного уважения. Но поверьте - вы себя мало нагружаете! Работаете много, а нагружаете - душу, мозг, сердце - мало.

     

    Терпеть всем вместе

     

    «AиФ»: - В своём эссе «Тень» вы очень точно подметили: как только человек в нашей стране поднимается хотя бы на одну властную ступенечку, он сразу начинает смотреть на тех, кто остался внизу, как на быдло...

    С. Ю: - Да, высота меняет человека. Такова система, и она не особо изменилась за минувшие тысячелетия. Царь Ирод Агриппа, например, по сведениям, которые дошли до наших дней, человек был образованный, заботящийся о благе своего народа, дипломат и пр. На чём он сгнил? Причём сгнил, как написано в Евангелии, внезапно: просто напала болезнь, раз - и всё. Бога забыл! Он решил, что всё исходит из его власти. Потерял ощущение, что над ним есть другая, наивысшая правящая инстанция. Он возомнил себя ВСЕвластным.

    Сергей Юрский в роли Иосифа Сталина

     Не то ли самое произошло с Иосифом Виссарионовичем, которого я играю в спектакле «Вечерний звон (Ужин у товарища Сталина)»? Болезнь, психическая болезнь Сталина - когда она пришла? Была изначально? Нет! Он человек, как и царь Ирод, выдающийся. Меня ругали за эти слова, я даже письма гневные получал: «Вы нас оскорбили! Как вы могли назвать Сталина выдающимся?» Конечно выдающийся! А какой? Средний? Нет! Не средний! Но где-то в какой-то момент к нему тоже пришло ощущение своей всевластности, и тогда началось гниение, которое протекало со страшной скоростью. Раздвоение сознания, путаница реального и воображаемого, возможного и непреодолимого. И наступила катастрофа. Она не могла не сказаться на миллионах людей, которые зависели от власти этого человека. А когда эти миллионы, как в нашей стране, живут не ПРИ правлении, а ПОД правлением, это особенно страшно.

    Солженицын правильно обозначил, чего нам не хватает прежде всего: местного самоуправления, которое ослабляет эту жёсткую зависимость. При котором наши желания оказываются услышаны и реализованы на местном уровне. Чтобы не Путину или Медведеву нужно было писать о том, что в эту зиму ветераны снова замерзают, а здесь, на месте можно было решить проблему. У нас по телевидению каждый день показывают эти кошмары - как живут старики: в рассыпающихся домах, среди мышей и крыс. «Владимир Владимирович, вот Пётр Иванович, герой…» - «Немедленно дать квартиру! И проверить, кто там у вас ещё. Василий Павлович?» А их - тысячи по стране! Но мы живём не ПРИ, а ПОД, поэтому тому, кто наверху, приходится заниматься каждым отдельно. И жаловаться приходится каждому отдельно. Или терпеть всем вместе.

    «AиФ»: - А терпят-то почему?


    С. Ю:- Потому что традиция. И потому что это одно из наших главных достоинств - уметь терпеть. Разговариваю с людьми - про нынешние морозы, про снег, который не убирают. И в ответ слышу: «И не такое выдержим! А что, Россия - на то и Россия! Я вон в Сибири жил - там и под 50 градусов мороза случалось». Другие вспоминают, как в войну к окопу примерзали - и ничего. Так что долготерпение - это достоинство наше.
     
    «AиФ»: - Видимо, никому - ни врагам, ни своим же тиранам - не удалось нацию сломить именно потому, что она терпит, гнётся, но не ломается?


    С. Ю.: - Конечно! Я считаю себя патриотом, никогда не имел в голове даже вариантной мысли: а не попробовать ли мне стать французом? Или ещё кем-то? Не было этого! Не гожусь! Потому что я тоже такой - со всеми грехами моего народа, с его каким-то странным попустительством в отношении собственного быта, со всеми достоинствами и недостатками того слоя, который называется словом «интеллигенция». Интеллигенция как слой сегодня рухнула. Но её надо возрождать. Этот смазочный материал между разными классами или социальными группами. Потому что без этой смазки скребёт и могут зубцы поломаться!

     

    источник- Юлия Шигарева http://www.aif.ru/culture/article/33178

     

    Юрский Сергей Домашние радости (авторский концерт) 2006

     

     

     

     Любовь и Голуби (Отрывок) 1984

     

     

     

     

    Сергей Юрский. Троллейбусная прогулка