Домой Журналы Открытки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы... "Актерская курилка" Бориса Львовича
Актеры и судьбы
Форум Помощь сайту Гостевая книга Translate a Web Page
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123
124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147
148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189
К 100-летию со дна рождения актёра Бориса Фёдоровича Андреева
Алейников Петр Мартынович Петр Алейников и Борис Андреев
«В тайниках души своей я свершал великие подвиги, победы и благодеяния – так что бороться с жизненными неурядицами у меня уже не хватало ни сил, ни времени…» Борис Андреев
Борис Андреев родился в Саратове 9 февраля 1915 года в рабочей семье. Андрееву было 5 лет, когда его родители переехали в небольшой приволжский город Аткарск, откуда, окончив 7 классов средней школы, Борис уехал в Саратов, чтобы поступить в сельскохозяйственный техникум. Но встретившись в Саратове со строителями волжского комбайнового завода, Борис Андреев решил пойти рабочим на завод, где окончил краткосрочные курсы и получил специальность слесаря-электромонтера. Одновременно с получением рабочей
специальности Андреев начал заниматься в заводском драматическом кружке, где
его успехи заметил режиссер Иван Слонов и предложил Андрееву
поступить в Саратовский театральный техникум. Учитывая, что одновременная
работа на заводе и учёба в техникуме отнимали у Андреева много времени и
сил, руководство завода пошло навстречу Андрееву, прекратило использовать
молодого актера на ночных работах, и ему был снижен объём дневных работ. На
четвёртом году обучения Андреев и вовсе был освобожден от работы, начал
получать стипендию из фондов предприятия. И окончив в 1937 году техникум,
стал актером Саратовского драматического театра имени Карла Маркса, в
котором проработал до 1939 года.
Первой ролью Андреева в театре стал вой собаки во время постановки чеховского «Вишневого сада». По замыслу режиссера по ходу действия из-за кулис раздавался протяжный собачий лай и вой. Борис Андреев рассказывал: «Я исполнял эту роль в течение сезона. Делал я ее со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке». Отправившись в 1939 году с театром на гастроли в Москву, Андреев получил приглашение сняться в кино. Актер подрабатывал рабочим сцены на «Мосфильме», когда к нему подошли двое мужчин и поинтересовались — он ли актер Саратовского театра Андреев? Актер поначалу принял собеседников за сотрудников пожарной охраны, и ответил: «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку». Но в ответ получил приглашение прийти на киностудию к режиссеру Ивану Пырьеву, набиравшему актеров для съемок фильма «Трактористы». О своем знакомстве с Пырьевым Андреев рассказывал: «Первая встреча с известным кинорежиссером разочаровала. Мои представления о внешнем облике людей этой профессии складывались по киножурналам 25-го года, которые я как-то купил на саратовском базаре. Вместо ожидаемой импозантной фигуры в гольфах, крагах, клетчатом пиджаке и неимоверных размеров кепи я увидел мужика выше среднего роста, подчеркнуто небрежного в одежде. Сейчас я понимаю, что тут была скорее своеобразная бравада, рассчитанная на определенный эффект, но в молодости все принималось за чистую монету. Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые глаза, которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из-под козырька… «Ну-ка повернись», — сказал он голосом, не предвещавшим ничего хорошего. Я повернулся. «Пройдись!..» — я лениво зашагал по кругу. «А ну бегом!..» — сказал он очень сурово, и в голосе зазвучала сталь закрученной пружины. Я посмотрел на своего мучителя глазами затравленного волка. «Подходяще», — сказал Пырьев. – «Не протестую, будем пробовать на Назара Думу. «А ведь я приглашал его на Клима Ярко», — прозвучала запоздалая реплика ассистента режиссера.
Николай Крючков, сыгравший вместе с Борисом Андреевым одну из главных ролей в картине «Трактористы», вспоминал: «Пырьев приметил этого рослого здоровенного парня, типичного русского богатыря во вспомогательном составе Саратовского драмтеатра, приехавшего на гастроли в столицу. И смело доверил неопытному актеру одну из центральных и к тому же характерных ролей... Ох, как же Борис смущался! Просто не знал, куда руки девать. Мрачно пыхтел, вечно сдвигал кепку на лоб. Этот жест режиссер приметил и живо «прописал» за Назаром. Силушки у Бори было, что у Ильи Муромца... Защищать его от насмешек не приходилось, Андреев себя в обиду не давал. И если поначалу находилось немало желающих позабавиться над неловким новичком, то уже в середине съемок они повывелись. По своей неопытности Боря перед камерой в первое время здорово тушевался и, пытаясь подавить смущение, невольно пыжился, набычивался. Выглядело это, признаться, довольно смешно и, видать, не раз служило темой для досужих остряков. Я же об этом как-то не думал и, желая парню одного лишь добра, простодушно и от чистого сердца крикнул ему однажды на всю съемочную площадку: «Да чего ты раздуваешься? Куда ж больше, и так вон какой здоровый лось вымахал!» — Андреев побагровел: «Еще один насмешник выискался? Ну, подожди...» Пришлось срочно «тушить пожар». Ведь этот новичок, если уж рассвирепеет, мог все сокрушить на своем пути... Вместе с тем Андреев был незлобив, отходчив и, к чести своей, предельно объективен».
После дебюта в картине «Трактористы» Борис Андреев переехал в Москву, начал работать в Театре-студии киноактера и режиссеры начали активно приглашать его сниматься в новых фильмах. В довоенные годы он успел сняться в четырех картинах — «Щорс», «Валерий Чкалов», «Истребители», «Богдан Хмельницкий» и «Большая жизнь».
Актер обладал непростым характером, о чем свидетельствовали рассказы его современников. Об историях, приключавшихся с Андреевым во время съемок фильма «Два бойца», рассказывал Михаил Ромм: «Я в войну был худруком Ташкентской студии. И по должности старался ко всем, вне зависимости от ранга и популярности, относиться одинаково. На студии снимались «Два бойца». Борис Андреев тогда крепко пил. Срывал съемки. Когда он приходил в себя, я делал ему серьезные внушения. Он каялся и клялся, что больше в рот ни грамма не возьмет. Но набирался снова и вот тут пытался свести со мной счеты. Однажды, в понятном состоянии, молодой, огромный, бычьей силы он явился к директору студии — старому эвакуированному одесскому еврею — и потребовал сказать, где Ромм. Директор направил его на худсовет, хотя знал, что я в павильоне. Андреев ввалился на худсовет, подошел к ближайшему члену худсовета, приподнял его над полом и спросил: «Ты Ромм?» — «Нет», — в испуге ответил тот. Андреев посадил его на место и взялся за следующего... Худсовет состоял человек из двадцати. И каждого Борис поднимал в воздух и спрашивал: «Ты Ромм?» Перебрал всех присутствующих, сел на пол и заплакал: «Обманули сволочи. Мне Ромм нужен! Я должен его убить!»
спирту) выпивает из пузырька чернила! Во-первых, опохмелился. Во-вторых, как следовало ожидать, второго пузырька не имеется. Протокол писать нечем. Немая сцена... Тут раздается треск мотоцикла: прибыл начальник отделения со своей семьей — в люльке, на сиденье. Он в Савку из «Трактористов» влюблен без памяти. Начались знакомства, объятия, фото на память: с семьей, с сослуживцами... О мебельном магазине было забыто. Ну разбили витрину, ну вздремнули на кровати, на диване... С кем не бывает?..»
Мой серебряный шар Борис Андреев
В 1954 году на
экраны вышел фильм Иосифа Хейфица «Большая семья», еще более
упрочившим славу Андреева, а в 1956 году Борис Андреев снялся в главной роли
в сказке «Илья Муромец», который стал первым советским широкоэкранным
фильмом. Это была одна из самых масштабных отечественных картин, попавшая в
Книгу рекордов Гиннеса, из-за огромного количества находок советских
кинематографистов на съемках в области создания оригинального грима,
трюковых съемок и спецэффектов. Андреев в этом фильме создал образ
настоящего русского богатыря. Во время съемок, проходившим в Ялте, с
Борисом Федоровичем произошел забавный случай. На съемочную площадку пришел
милиционер, посмотрел внимательно на Андреева, покачал головой и заметил:
«Нет, не то… Слабак. А ещё Муромца играешь. Я, брат, пожалуй, поздоровее
тебя буду…» Андреев в ответ обхватил милиционера и бросил в море. На
следующий день в местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте,
который «топит в море милиционеров». Андреев рассердился и дал себе обещание
больше не появляться в Ялте. Даже когда много лет спустя Андреев прибыл с
туристическим теплоходом в Ялту, на берег он так и не сошел.
неожиданное: «Да ну его… к бабушке. Он, наверное, пьет». Я стал стыдить его: «Давно ли сам стал трезвенником?» А потом понял, что он просто стеснялся нового человека, да еще известного поэта. Приехали мы на Большую Бронную, где БэФэ жил последние годы. Володе, чтобы понравиться человеку, много времени было не надо. Через пять минут они влюбились друг в друга, через десять меня перестали замечать. Короче, Андреев перестал стесняться Высоцкого, повел нас на кухню, заварил чай в большой эмалированной кружке и достал толстую, как Библия, кожаную тетрадь. «Я решил написать, — сказал он, — афористичный роман». И начал читать: «Лев открыл пасть, укротитель засунул в нее голову, и все зрители вдруг увидели, насколько дикое животное умнее и великодушнее человека». Мы с Володей аж взвизгнули от смеха. Андреев благодарно покосился на нас, прочел следующую фразу: «Древние греки никогда не думали, что они будут древними греками». Через несколько минут мы уже не смеялись, а только стонали да корчились от душивших нас спазм. На прощание Андреев нас предупредил: «Вы, ребята, особенно не распространяйтесь. Шутка, острота — она знаете как… Пошла гулять — и уже хрен докажешь, что это ты придумал».
часто отменять съемку, а Андреев во время вынужденных перерывов отдыхал на специально принесенной для него раскладушке. Алексей Баталов рассказывал о Борисе Андрееве: «Его любили и режиссеры, и партнеры, и рядовые работники съемочной группы, и, конечно, зрители. Борис Андреев объездил всю страну с киноконцертами, и в залах всегда были аншлаги. «К нему было удивительное доверие у миллионов людей. Появление Андреева на огромном, битком забитом стадионе, где проводилась программа «Товарищ кино», вызывало не просто хлопанье под барабан, это был поток, обвал любви, восторга, признания… Он был тем актером, который всегда оставался самим собой и очень надежным и светлым человеком, а это редкое качество в людях. От него исходила такая подлинность, что при нем играть, в смысле корчить рожи, было просто стыдно. Это, конечно, самый великий дар. Ничего от дурного актерства у Андреева не было».
Когда ушел из жизни Алейников, хотевший, чтобы его похоронили на Новодевичьем кладбище, и не имевший, несмотря на громадную популярность, высоких званий, чиновники отказались дать разрешение на его похороны на Новодевичьем кладбище. Андреев, узнав об этом, немедленно позвонил в соответствующие инстанции. Выслушав разъяснения насчет правил, Андреев сказал: «А для меня, народного артиста СССР, вы бы место нашли? Ну, вот и отдайте его Петру». В результате Петр Алейников действительно был похоронен на Новодевичьем кладбище. В последние годы жизни Андреев снимался мало, хотя мечтой его жизни была роль Короля Лира, ради которой он прочел много книг о Шекспире, став настоящим шекспироведом. Когда
Григорий Козинцев приступил к работе над «Лиром», в его картине
Лира сыграл прибалтийский актер Юри Ярвет. Сын Бориса Федоровича Борис
Андреев-младший вспоминал, как отец смотрел картину Козинцева: «Молча,
стиснув зубы, не произнося ни слова. И лишь с последним титром прозвучал его
окончательный приговор: «Замечательная работа…»
Борис Андреев скончался 25 апреля 1982 года. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
|