Домой        Журналы    Открытки    Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...   "Актерская курилка" Бориса Львовича

 

Актеры и судьбы

 

   Форум    Помощь сайту      Гостевая книга     Translate a Web Page

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35 

36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67 

68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99

  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123   

124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147 

148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171 

172   173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195

 

Список страниц

 


 

Жить мне грустно, а играть весело. Ольга Андровская.

 

 31.07.1898 года Москва, Россия - 31.03.1975 года Москва, Россия
 

"Жить мне грустно, а играть весело", - надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину.
В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр - это место не для слабых людей.
Ее искусство отличали темперамент и блеск. А встречая ее на улице, можно было подумать, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен покой. Можно удивиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.

Пани Конти в "Соло для часов с боем" была последней ролью одной из самых блестящих актрис, которых когда-либо знала сцена. Андровская в то время была уже очень больна, иногда ее привозили на спектакль из больницы. За кулисами сил не было, но на сцене обворожительная пани Конти творила чудеса.

Это был последний спектакль "стариков", напомнивший новому поколению о том великолепии, каким когда-то был Художественный театр. "Соло" поставил Олег Ефремов, недруги стараются это оспаривать, поскольку репетиции начинал талантливый Анатолий Васильев. Но у него со "стариками" дело не налаживалось, и в один прекрасный день они пришли к Ефремову и попросили его взять режиссерские функции на себя. Премьера была приурочена ко дню открытия декады искусства Чехословакии в Москве, это были времена, когда все эти казенные мероприятия соблюдались очень строго. Ефремов репетировал и днем, и вечером.

Андровская доставляла ему особенную радость. И она с его приходом ожила. Актриса совершенного технического мастерства, обаятельных внешних данных, отточенной формы, как писал об Андровской наш замечательный критик Павел Марков, она вышла здесь далеко за пределы того амплуа, которое было предсказано ролью. Успех она имела оглушительный. Как, впрочем, и все это явление "стариков" было радостью и счастьем для зрительного зала.

 

Андровскую я впервые увидел в далекой юности: во время юбилейной недели, посвященной 50-летию МХАТа, играли третий акт "Вишневого сада". Андровская вышла на сцену в роли Дуняши. Грация и лукавый юмор, капризность и очарование. Позже мне посчастливилось видеть Андровскую в ее ослепительных ролях: леди Тизл в "Школе злословия" Шеридана (тогда никому в голову не приходило переименовывать знаменитую пьесу) и миссис Чивли в "Идеальном муже" Уайльда. Роли выигрышные, блестящие, комедийные, был большой соблазн сыграть их в традициях коршевского театра - Андровская именно там начинала свою сценическую жизнь; но уже на следующий год перешла в Художественный театр, предпочитая труд под руководством Станиславского и Немировича-Данченко эффектной театральной карьере.

И обе эти роли Андровская играла как великолепный мастер МХАТа. За эксцентричностью выходок леди Тизл была видна честная и милая душа простой и умной молодой женщины. В роли миссис Чивли на сцену выходила роскошная авантюристка, пользующаяся своими ослепительными женскими чарами.

Петр Шухмин «Портрет актрисы О. Андровской». 1940 год.

Оба образа отличали законченность и совершенство. Основой искусства актрисы был смех, она была великой искусницей, мастерицей, поэтом смеха. Смеющиеся интонации, смеющиеся глаза, изменчивый характер. Ее жесты, позы, интригующие шажки отличали и леди Тизл, и миссис Чивли. Мотивы игры приобретали таинственность, прозаическая цель уходила в сторону. Элегантная, изысканная интригантка приходила из мира возбуждения и авантюр. Зритель следил за ней неотрывно.

Еще в 1930 году Андровская прославилась в знаменитом спектакле "Реклама" Уоткинс, играя Рокси Харт. То была первая современная американская пьеса на сцене МХАТа. Сатирическая легкая комедия с простым сюжетом: обворожительная Рокси Харт убивала своего любовника, ее арестовывали и сажали в тюрьму. Рокси немедленно становилась героиней дня. Скандальное убийство объявлялось как самая большая сенсация Америки. Однако вскоре становилось известно, что другая американка, некая Китти, совершила двойное убийство, да еще с ограблением, и популярность Рокси Харт меркла - репортеры, кинооператоры, зеваки покидали "потрясающую" героиню Андровской и наперегонки бежали от нее к новой сенсации.

"Андровская, - писал Вл. И. Немирович-Данченко К.С. Станиславскому, - выдвинулась в "Рекламе" очень ярко, комедия делает самые большие сборы". В роли Рокси Андровская демонстрировала свой, только ей присущий блистательный стиль.

Но высшим достижением актрисы стала Сюзанна в "Женитьбе Фигаро". Эта роль навсегда внесла ее имя в историю театра. Знаменитый спектакль Станиславского, сверкавший яркими красками стилизованных головинских декораций и костюмов, социально насыщенный, динамичный, поставленный на грани карнавального представления, был сыгран Баталовым, Шевченко, Степановой, Ливановым, Завадским, Прудкиным, Комиссаровым с редким озорством и актерским блеском. Но царила в нем Андровская, игравшая Сюзанну. Актриса безукоризненно выполняла задачи, поставленные Станиславским. Она знала, что он любил "легкую, летящую борьбу словом", и добивалась этой легкости диалога со свойственными ей изяществом и непринужденностью.

Если в комедии Андровская демонстрировала наслаждение жизнью, прирожденный юмор, умение подняться до гротеска, то в драматических ролях была неожиданна и мудра.

В годы войны она очень недолго играла Машу в "Трех сестрах", кажется, это не было большой удачей. Потом была введена в спектакль "Вишневый сад", где сыграла Раневскую. Особенно запомнилась зрителям тех лет ее Роз Григе из "Осеннего сада" Лилиан Хеллман. Было очевидно, что за свой женский опыт ее героиня заплатила дорогую цену.

Однако за свою долгую жизнь во МХАТе Андровская сыграла немного ролей. С годами играла все меньше. Имя было знаменито, но мало кто заботился о ее судьбе.

 

Ольга Андровская с дочерью Светланой, 1935 год.

Своего любимого мужа, замечательного артиста МХАТа Николая Баталова, она потеряла очень рано: он умер в 1937 году в возрасте 38 лет. Личная жизнь потом так и не сложилась.

Радостью была дочь. Светлана Баталова - человек на редкость скромный, воспитанный и деликатный. Светлана Баталова была актрисой МХАТа, играла небольшие роли и сегодня чем-то неуловимо напоминает свою знаменитую мать.

 

"Вот, мой драгоценный, любимый ребенок, - сегодня прибавился еще один год моей жизни. И так захотелось, чтобы ты была рядом, вот поэтому и решила – что буду тебе писать и вроде, как бы, с тобой говорить.
Не знаю, когда придет это письмо, может быть, 24-го, в день моего Ангела. Вспомни тогда, детка, обо мне. Всегда в детстве и в юности – праздновали мой день Ангела, я получала подарки, устраивали вечером фейерверк, и в его огнях – будущее казалось ярким и сказочным. Жизнь оказалась много суровее, сложнее, и огни фейерверка зажигаются в ней очень редко..."

21 июля 1970 г. Сан. "Переделкино"
Из письма Ольги Андровской дочери, Светлане Баталовой

 

"Жить мне грустно, а играть весело", - надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину.

В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр - это место не для слабых людей.

Ее искусство отличали темперамент и блеск. А встречая ее на улице, можно было подумать, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен покой. Можно удивиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.

В кино она снималась мало, но всегда блестяще. До сих пор показывают по телевидению фильм "Медведь" с Андровской и Жаровым, и смотреть его можно бесконечно.

В 1939 году она снялась в "Человеке в футляре" у того же Анненского, который увлекался экранизацией чеховских рассказов и одноактных пьес, а в годы войны - в "Юбилее". Имя ее стало известно всей стране.

Но с годами ликующие ноты ее голоса тускнели. Неудачно была сыграна Анна Андреевна в "Ревизоре", может быть, объяснение следует искать в режиссуре. Спектакль получился громоздким, хотя в нем были заняты мастера, и молодой Вячеслав Невинный остроумно и смешно играл Хлестакова.

Умерла Андровская в апреле 1975 года. Сейчас, в 1998-м, мы отмечаем сто лет со дня ее рождения. Вспоминаем живое движение ее души, изящество и ослепительное мастерство. Ее искусство было слишком одухотворенно, чтобы уместиться в рамках комедии или драмы. Все, что делала Андровская на сцене в ее лучших ролях, несло людям радость. Искрящийся смех Андровской сопровождал всю ее довольно драматичную жизнь, помогая выстоять и выдержать все, что выпадало на ее долю, потому что любимый Художественный театр был ее единственной, хотя и ненадежной, защитой.

 

 

 

 

Исходный текст: "Театральный дождь", серия "Мир искусств" No.4, 1998.  http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/androwska/

 

 

Ольга Андровская, Михаил Яншин

Из фильма-спектакля "Школа злословия". 1952 г.

 

 

 

 


 

Благодаря этому человеку я знаю, во имя чего и для кого я на сцене.

 

По-моему, Улицкая сказала: правильный учитель – это второе рождение.
Мне повезло с самого начала, я попал на курс к знаменитому педагогу, старейшей актрисе МХАТ Ольге Андровской.


К слову, несмотря на юность и беспокойный характер, этот подарок судьбы я оценил сразу. Тогда это был великий аванс, моя первая, еще незаслуженная победа. А теперь – это мой ориентир, мой маяк. Благодаря этому человеку я знаю, во имя чего и для кого я на сцене.


Ольга Николаевна Андровская. Ученица Станиславского, партнерша Станиславского, преданный последователь учения Мастера и его великой школы.


Ее давно уже нет, нет и ее дочери Светы Баталовой. Но есть мы, ученики Андровской, которые помнят и ее день рождения, и ее день Ангела и много-много других светлых дней и часов, проведенных вместе с этой удивительной женщиной.



 

СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ      http://sadalskij.livejournal.com/1850945.html

 

 

"Медведь" 1938 г.