Домой     Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

Забытые имена

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 38  39  40  41 

 42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78 

 79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108   109  110  111 

112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139140

  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160

 

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 

    Список страниц раздела

 


 

Сидели два товарища

 

 

Организация убийства Сталина – по такому абсурдному обвинению получили 10 лет лагерей два школьных друга, только поступивших во ВГИК. Вернувшись, они все-таки прорвались в мир советского кино. Это по их «фридидунским» сценариям были сняты фильмы «Служили два товарища» с великой сценой прощания Высоцкого с конем, «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» с таким «оевреенным» главным героем, «Гори, гори, моя звезда» и другие. Валерий Фрид пережил своего друга и соавтора Юлия Дунского на 16 лет.

 

Валерий Фрид родился в самом начале 1922 года в Томске, успел пожить немного в Минске, где его отец, профессор Семен Маркович Фрид, возглавлял Белорусский институт микробиологии и эпидемиологии, но все осознанное детство провел в Москве. Здесь же, в параллельном классе школы, он нашел в будущем так на него непохожего, но очень верного друга – Юлика Дунского. Тогда в школе собралась в принципе большая компания: Володька Сулимов, Леночка Бубнова, Лешка Сухов, Шурик Гуревич. Дружили крепко, по-советски, связей не теряли, даже когда разошлись по разным институтам. Впрочем, Фрид и Дунский как раз пошли в один – в 1940 году поступили на сценарный факультет во ВГИК, который с началом войны эвакуировали в Алма-Ату. Занимались в мастерской кинорежиссера и сценариста Леонида Трауберга, через него проникались «аглицким духом» – у Трауберга была огромная коллекция английских детективов, Валерик с Юликом перечитали ее всю и не по одному разу. Стоит думать, Артур Конан Дойл с его историей про лондонского сыщика в той коллекции занимал далеко не последнее место. К сожалению, обоим друзьям вскорости предстояло познакомиться с сыскным делом не через книжки. И не в пропитанной интеллигентными традициями Великобритании.

 

Вернувшись из эвакуации, школьная компания воссоединилась – собирались в квартире Володи Сулимова, женившегося к тому времени на Лене Бубновой. «Играли в “очко”, выпивали, трепались», – напишет позже Фрид в своей великолепной книге воспоминаний «58 с половиной или записки лагерного придурка». Отца Володи, как и отца Лены, расстреляли в 1937 году, но никто не мог и подумать, что с тех пор квартира по-прежнему начинена прослушивающими устройствами. Да и что было скрывать – ну, «говорили, что брать плату за обучение – это противоречит Конституции», «говорили и про депутатов Верховного Совета, что они ничего не решают», но антисоветчиками себя никто и не думал считать. «Володя был уверен, что их отцов расстреляли зазря, а Лена, идейная комсомолка, не соглашалась. “Володя, – говорила она. – Ведь мы с тобой не все знаем. Что-то, наверно, было!” Леночкина верноподданность не спасла ее от ареста», – писал Фрид.

Дунского арестовали первым. К тому моменту они с Фридом досрочно сдали экзамены по теоретическому курсу во ВГИКе и записались добровольцами на фронт. Дунский уехал первым с билетом в общем вагоне. Фриду же вскоре после его отъезда в военкомате вдруг выдали билет в купейный вагон. Позже выяснится, что такая «роскошь» была неслучайна – замучившись искать Дунского в общем вагоне, сыщики решили на Фриде уже не экономить. Его высадили в Подольске, отвезли на Лубянку и тут уже предъявили обвинение в принадлежности к антисоветской молодежной группе и в террористических намерениях.

 

«Тут я и правда вспомнил. Выпивали мы, и Степанов меня спросил: что такое СэСэСэР, знаешь? Знаю, говорю. Союз Советских Социалистических Республик. А он смеется: вот и не так! СССР – это значит: Смерть Сталина Спасет Россию... Рассказал я им это, они такие радые стали», – писал Фрид в мемуарах. Ну, а потом всплыли еще десятки деталей из их квартирных разговоров: «На одном из первых допросов у Юлика стали выпытывать, что он вез в армию в своем рюкзаке. Он перечислил: еду, белье, книжки... – А еще? – И следователь предъявил ему запись разговора. Бубнова: “Юлик, не дай бог, ударится обо что-нибудь. Представляешь, что будет?!” Дунский: “Не бойся, я обложил мягким”. Бубнова: “Нет, это опасно. Обернем бумагой и вложим в шерстяной носок”. – Ну, теперь вспомнил?.. Говори, что у тебя там было?! – нажимал следователь. И Юлик действительно вспомнил: это была не бомба, не граната – стеклянный флакон с жидким мылом, которое Лена дала ему в

дорогу». Но следователей жидкое мыло, конечно, не интересовало – у них уже был сценарий, по которому должно было развиваться дело: отпрыски расстрелянных врагов народа собрались с друзьями и решили убить Сталина, обстреляв его машину либо же сбросив на нее гранату. «Весь этот бред следовало оформить по всем правилам протоколами, подтвердить очными ставками и собственноручными показаниями», – рассказывал Фрид. Это вскоре и было сделано. Фрид и Дунский получили по 10 лет лагерей.

 

Сидели сначала в разных лагерях. Однако на одном из лагерных перегонов Фрид познакомился с Алексеем Каплером – тем самым, кто отсиживал, по сути, за то, что в него влюбилась дочь Сталина Светлана, – а тот был в одном лагере с Дунским и имел определенные связи, чтобы помочь друзьям воссоединиться. Так что последние лагерные годы Фрид и Дунский провели вместе. Вместе же после освобождения в январе 1954 года отправились в поселение для бывших заключенных в городе Инта. Там, уже на свободе, придумали сценарий для фильма «Случай на шахте номер восемь». Эта картина стала их дипломной работой во ВГИКе. Они защитили ее в 1957 году, сумев вернуться в Москву после того, как их реабилитировали. Кстати, там же, в Инте, Фрид познакомился с Гарри Римини – именно у него в доме в Израиле он позже будет писать свои мемуары о лагерной жизни: «С этого дня Томка и Гарик стали нашими очень близкими друзьями – позже выяснилось, что на всю жизнь. Он еврей, а она русская. Кстати, Тамара даже кидалась когда-то на своего следователя с криком: “Убью, жидовская морда!” Гарри называл ее “моя антисемитка со стажем”. На вопрос Юлика, почему же она, с такими установками, вышла замуж за еврея, Томка ответила: “А я хочу испортить жизнь хотя бы одному”. И вскорости уехала с ним в Израиль, где они живут в мире и согласии по сей день».

В Москве Фрид и Дунский поселились в одном доме, мало того – на одном этаже. Люди они были по характеру совершенно разные: Дунский – весь в себе, замкнутый, молчаливый, холодный, Фрид – сама любовь: открытый к людям, много и обстоятельно говорящий, помогающий каждому, кто в этом нуждается. Ученики Фрида до сих пор пачками выкладывают истории про то, как он кормил их до изнеможения у себя в квартире, где и проходили их занятия, как под разными предлогами снабжал деньгами в перестроечные годы («Держи, я завтра в Америку, поменял все на доллары, а оставшиеся рубли мне не нужны»).

 

Фрид любил повеселиться, выпить рюмашку, Дунский спиртного на дух не переносил, каждый раз высказывал свое неудовольствие, если понимал, что друг в подпитии. Понять это, кстати, говорят, было очень легко – если Фрид выпивал, он начинал безудержно чихать, обладая способностью выдавать в этом состоянии до 80 чихов за раз. Однако работалось им вместе хорошо.

Несмотря на все пережитое, они написали сценарий потрясающе доброго и светлого фильма «Служили два товарища», который вышел в 1968 году. В нем Фриду и Дунскому каким-то образом удалось избежать коммунистической пропаганды. Не имея никакого отношения к российскому дворянству, они смогли показать всю боль Гражданской войны в сцене прощания с конем белогвардейского офицера Брусенцова, которого сыграл Владимир Высоцкий. У них получилось насытить сценарий десятками запоминающихся фраз: «Что смотришь, как сова из дупла?», «Я и извиниться могу, вот такой я человек». В общем, им в этом фильме много чего удалось, не зря картина так любима всеми до сих пор. Ну, а не менее гениальный «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»? Ведь кто, если не Фрид и Дунский, сделали главного героя, гениально сыгранного Василием Ливановым, таким интеллигентным и таким, чего уж там, еврейским? А ведь было еще с десяток разных сценариев, фильмы по которым по тем или иным причинам не так знамениты, но от этого не менее прекрасны: «Гори, гори, моя звезда», «Тень», «Овод» и многие другие.

 

И все же после этой своей лагерной трагедии жизненных сил у Дунского осталось меньше, чем у друга. Фрид в своих мемуарах писал, что пережить лагеря им помог только оптимизм, только восприятие всего происходящего как игры, как кинофильма, только умение находить во всем смешное и лепить не эпохальную трагедию, а скорее привычную для реальной жизни трагикомедию. Тем не менее весной 1982 года Юлий Дунский покончил с собой, застрелился из охотничьего ружья. Валерий Фрид пережил его на 16 лет, уйдя из жизни в сентябре 1998 года.


 

источник -Алексей Викторов 08.09.2016 http://www.jewish.ru/culture/cinema/2016/09/news994335387.php

 

 

Жизнь - это роман (Ю.Дунский и В.Фрид)