Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

Забытые имена

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35

  36  37 38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57

 

     Гостевая книга    Помощь сайту    

 

Список страниц раздела

 


 

 

Гитлер мечтал о таком полководце, как Жуков
Гитлер мечтал о таком полководце, как Жуков

60 лет назад от имени всего Советского Союза поражение Германии принимал маршал Жуков
60 лет назад от имени всего Советского Союза поражение Германии принимал маршал Жуков

Покосившийся пятистенок – все, что осталось от старой Стрелковки
Покосившийся пятистенок – все, что осталось от старой Стрелковки

"Честно говоря, я думал, что не потяну эту роль просто по той причине, что очень уж крупная личность", - признается Михаил Ульянов
"Честно говоря, я думал, что не потяну эту роль просто по той причине, что очень уж крупная личность", - признается Михаил Ульянов

Жукова всегда представляют суровым, жестким, иногда жестоким
Жукова всегда представляют суровым, жестким, иногда жестоким

Сталин тоже ценил и терпел Жукова, позволяя ему спорить с собой до хрипоты
Сталин тоже ценил и терпел Жукова, позволяя ему спорить с собой до хрипоты

Пленум 46-го года должен был превратиться в суд над маршалом
Пленум 46-го года должен был превратиться в суд над маршалом

Битву за Москву и Висло-Одерскую операцию во всем мире считают шедеврами военного искусства
Битву за Москву и Висло-Одерскую операцию во всем мире считают шедеврами военного искусства

65 лет назад от имени всего Советского Союза поражение Германии принимал маршал Жуков - уроженец малюсенькой деревни Стрелковка. Это действительно медвежий угол. Легенда гласит, что как-то в 70-х годах на расположенное неподалеку охотхозяйство Минобороны везли Рауля Кастро, брата Фиделя. Когда проезжали мимо Стрелковки, ему сказали, что здесь родился маршал Жуков. Рауль захотел посмотреть на его дом. Его повезли дальше, но сруб-копию поставили за день.

 

Покосившийся пятистенок – все, что осталось от старой Стрелковки. Село в Калужской области - родина Георгия Жукова, легендарного полководца, маршала, героя и символа Победы. Сруб-музей установлен уже после его смерти. Настоящий дом не сохранился - сожгли немцы. Вопреки легенде, не специально. При отступлении запалили деревню с обоих концов. Дом Жуковых стоял с краю.

Мифы вообще не терпят подробностей, не вписывающихся в главный образ, выдумками заполняют пробелы, как в кино, подправляющем под себя жизнь.

"Честно говоря, я думал, что не потяну эту роль просто по той причине, что очень уж крупная личность, - признается актер Михаил Ульянов, не один раз сыгравший в картинах великого полководца. - На народе, чтобы выйти на экран, а народ скажет - ну, какой это Жуков! Народ ведь, армия тоже не ахти как его видела и знала. Но знала - Жуков, Жуков. Народ знал, что Жуков жесткий, знал, что Жуков мощный. И это знание сложилось в облик, который вы чаще привыкли видеть, чем настоящего Константина Георгиевича. По той простой причине, что это - кино, а это - жизнь. И вот эта жизнь, конечно, совсем другая, чем кино".

Михаил Ульянов вначале отказывался играть Жукова в киноэпопее "Освобождение", считая, что, в общем-то, на него и не похож. Спустя 16 лет образ Жукова и актер Ульянов стали неразделимы.

"Почти никто об этом не знает, не говорят, а вот Михаил Афанасьевич Булгаков о русских офицерах писал в "Днях Турбиных", он прекрасно знал душу офицера", - рассказывает доктор исторических наук, старший научный сотрудник "Мосгорархива" Анатолий Пономарев.

Писатель с ним, с Жуковым, встретился в 32-м году в Москве у комбрига Шиловского. Он побеседовал с ним часа два, а когда приехал домой, записал в своем дневнике о Жукове: "чеховская фамилия, книгочей, большое будущее". За два часа Булгаков понял, что это за фигура.

Жукова всегда представляют суровым, жестким, иногда жестоким. Это правда. Полководец на войне - не мать Тереза.

"Он строгий был, но, чтоб погоны с кого-то срывал, - нет, не надо. Вот под Ленинградом было. Командир дивизии проштрафился, он его на заместителя заменил, а потом опять поставил, - вспоминает личный водитель маршала Жукова в 1941-1948 годах Александр Бучин. - Матом не ругался, на передний край ходил. Бывало, придет - все колени в земле".

Это правда, что на фронтах, где командовал Жуков, были большие потери. Однако историки отмечают: Жуков при Сталине был чем-то вроде пожарного. Его направляли на самые трудные, критические участки, он руководил наиболее массовыми операциями. И если смотреть в пропорции к численности войск, у Жукова был такой же, а чаще меньший, процент потерь, чем у остальных.

"Опубликованы его переговоры с командующими армиями в период контрнаступлений, когда Жуков был резкий, жесткий. Иногда почти до оскорбления доходит. Но видение его операций просто удивляет. Он не только знает, где расположены дивизии той или иной армии, даже полки, батальоны, танковые роты", - говорит Анатолий Пономарев.

И высказывания там просто удивительные: "Я буду наказывать строжайшим образом за то, если будут люди и техника зря погибать. Ни на какие заслуги не буду смотреть. Нельзя солдат бросать на неподготовленную атаку, без артподготовки. Учитесь у немцев воевать малой кровью. Наши предки не считали зазорным учиться у врага, а потом били его". Вот такие выражения.

Современники и очевидцы не подвергают сомнению полководческий талант и даже сравнимый с наполеоновским военный гений Жукова. Он чувствовал движение и дух войны. Говорят, по малейшим деталям при одном взгляде на карту полностью проникал в ситуацию, предвидел действия противника. Битву за Москву и Висло-Одерскую операцию во всем мире считают шедеврами военного искусства.

"В кругу своих приближенных после полученных сообщений об очередных победах Красной армии - это был уже 44-й год - Гитлер раздраженно заявил: да если бы у меня был один такой полководец, как Жуков, я бы решил все задачи по завоеванию мирового господства", - рассказывает доктор исторических наук, руководитель Центра военной истории России Георгий Куманев.

Сталин тоже ценил и терпел Жукова, позволяя ему спорить с собой до хрипоты. Но после войны, очевидно, опасался его популярности. В 46-м против Жукова было возбуждено уголовное дело. Арестовали более ста офицеров из его окружения. Водитель маршала Александр Бучин вспоминает свой разговор со следователем: "Следователь кричал: ты холуй Жуковский, холуй, а твой Жуков - моська, а Сталин - слон. Вот как о нем эти чекисты. Ну, я ни за что сидел".

Пленум 46-го года должен был превратиться в суд над маршалом. Но на его защиту встали даже былые оппоненты. Сталин пошел на попятную, впрочем, сослал Жукова в неприметный Одесский округ.

Малоизвестная история о том, как Жуков разобрался с бандитизмом в Одессе. "Офицеров переодевали в штатское, давали им оружие, и вечером офицеры разгуливали по улицам Одессы и, естественно, нарывались, так сказать, на эти бандитские шайки и так далее. В общем, наводили порядок даже с применением табельного оружия. И буквально в самый короткий срок, может быть, месяц или два, был наведен в городе порядок, люди стали свободно ходить по улицам", - рассказывает Александр Филимонов, директор Государственного музея маршала Жукова.

В пантеоне полководцев Великой Отечественной следом за Жуковым всегда стоял Рокоссовский. Им даже приписывают взаимную ревность к славе друг друга. Историки утверждают, что это не так. Маршалов объединяла настоящая дружба и до, и после войны.

"У них хорошие отношения до конца были. Даже такая деталь: Рокоссовский уже умирал от рака, а Жуков был после инсульта. И вот они в Барвихе встретились. Везу я его на коляске - это медсестра одна рассказывает, - а он: Костя, Костя! Останови, верни его! Я подозвала Рокоссовского, рассказывает медсестра, они расцеловались, обнялись, поговорили. А потом Рокоссовский говорит: ну что ж, прощай, Георгий. И ушел. Через неделю он скончался", - вспоминает старший научный сотрудник "Мосгорархива" Анатолий Пономарев.

В одной из шутливых анкет Георгий Жуков так ответил на вопрос, кому он завидует в жизни: Буденному - очень он виртуозно играет на баяне. Что он считает главным в жизни человека? Осознание выполненного долга.

 

 

 

 

Сериал «ЛИКВИДАЦИЯ»: Маршал Жуков сжег все документы об Одессе

 

Что на самом деле происходило в приморском городе в 1947 году - в то время, о котором рассказывает нашумевший фильм

 

В кино Жуков (его сыграл Владимир Меньшов) приехал в Одессу с улыбкой. В жизни у маршала (фото слева) не было поводов для веселья.Что на самом деле происходило в приморском городе в 1947 году - в то время, о котором рассказывает нашумевший фильм

- Это очень странная история, - рассказывает Ирина ЧЕРНОВА, автор документального фильма «Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о «Ликвидации», который покажут в эту субботу на канале «Россия». - Легенда о том, как Жуков буквально за неделю ликвидировал в Одессе всех бандитов, живет уже много лет. Упоминается она и в исторической литературе... И когда мне предложили сделать фильм-расследование, я легко согласилась. Но уже через несколько недель я пребывала в отчаянии - ни документов, ни свидетелей. Я даже написала запросы в архивы Минобороны и ФСБ - ответ: ничего не найдено.

Оставалась одна надежда - дочери маршала: Эра, Элла, Мария. Но и они ничего прояснить не смогли. Вот только младшая Мария рассказала любопытную историю, которую знает от старшей сестры. Случилось это в середине 50-х. Жуков занимал пост министра обороны. И как-то к нему на дачу приехал начальник МГБ Серов. Привез папку с документами (вроде это было досье на Жукова) и оставил со словами: делай с этими документами что хочешь. Маршал все отправил в огонь. Сказал, что понимает, как добывались некоторые из тех показаний. И не хочет раскрывать тайны других людей. Не исключено, что среди тех материалов были и донесения из Одессы...

Мы поехали в Одессу. Искали живых свидетелей тех лет. Их рассказы зачастую противоречат документам. Или ничем не подтверждаются. Но все же мы попытались восстановить подлинные события.

Авторы проекта любезно предоставили «КП» фрагменты из записанных в Одессе интервью - свидетельства, которые не вошли в фильм.

 

Оружие отнимали у офицеров (Вадим ИЛЬЧЕНКО, одессит, личный водитель Василия Сталина:)

 

- Во время войны Одесса была оккупирована румынами. Когда румыны пришли, у них была эйфория. Что они видели, кроме своего Бухареста? Одна нищета! А тут красавица Одесса! Гуляли они тут. При румынах работали все рестораны. Открывались бордели, бары, магазины, восстанавливалась частная собственность. После оккупации все это сохранилось. Советская власть не успела все это прикрыть. А тут после войны - голод. Карточная система.

Ну и начались грабежи. Люди вечером не выходили на улицы.

В Одессе очень много было фронтовиков. Возвращаясь домой, многие задерживались здесь. Развеяться, отдохнуть после войны. Особенно много было офицерского состава, и ребята были все с оружием. И вот стали пропадать фронтовики - как потом выяснилось, криминалу нужно было оружие. Многие офицеры так и ушли на тот свет...

 

Михаил Пореченков во время съемок превратился в бравого военного.
Михаил Пореченков во время съемок превратился в бравого военного.

У Жукова была мания величия? (Виктор САВЧЕНКО, историк, кандидат наук:)

 

- Одесса была освобождена в апреле 44-го года. Бандиты хозяйничали тут до 1948-го. Жуков долго не мог ликвидировать эти бандитские структуры. И в конце концов маршал решил, что надо без суда и следствия расстреливать бандитов на месте.

Мне кажется, у Жукова все-таки была мания величия. Ее можно вычислить по приказам, которые совсем не соответствовали Конституции. Это был человек жестких решений. Человек, который привык к военным действиям на любой территории - и на своей, и на чужой.

 

Пленных не брать! (Виктор ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, генерал-лейтенант медслужбы, автор 8 томов «Бандитская Одесса»:)

 

- После войны бандитизм захватил юг Украины. Многие засветились в связях с немцами и считали, что их песенка спета. Они пополняли ряды бандитского мира, имея тоже опыт и вооружение. Оружия было колоссальное количество. В те годы бывало по 78 ограблений за ночь! Разве могут справиться 70 - 80 человек всего уголовного розыска с такой массой преступников?

Поэтому, когда приехал маршал Жуков, к нему обратились партийные органы с просьбой помочь в ликвидации преступности. Человек он решительный, активный, он принял другое решение. Он дал команду обстрелянным офицерам, работающим в Одесском военном округе. Знал, эти не будут «миндальничать», и отдал приказ: «Пленных не брать!» Они хорошо одевались, ходили по темным улицам - провоцировали нападения. И при попытке их ограбления стреляли. В первую же ночь были застрелены свыше сорока человек! Потом - 50, потом - 60. Покойников оставляли прямо на улице. Это подействовало. На 5 - 6-й день преступность резко пошла на убыль.

 

«Черной кошки» не было (Игорь ШАМРАЙ, вор-рецидивист, кличка Бима:)

 

- Я вор, я всю жизнь проворовал, с малолетки. У меня 8 судимостей. «Черная кошка» - это легенда, ерунда. Это малолетки лазали, грабили магазины и рисовали кошек. Такой банды вообще не существовало. Настоящие банды были другими. Собиралось старое ворье, они решали вопросы. Пойдем на Дерибасовскую крепить там Эллу или Беллу, она при лаве, у нее муж работает в кабаке. Приходили, открывали дверь, расстреливали детей, такое было. Преступность пошла уже к беспределу. «Воров в законе» тогда почти не осталось, они все были в тюряге... Вот тогда-то Жуков и приехал...

 


 

 

 

 

Триллер Отечественный Боевик  Оригинальное название: "Ликвидация"  2007 г
Режиссёр: Сергей Урсуляк
В ролях: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Владимир Меньшов, Сергей Маковецкий, Светлана Крючкова, Юрий Лахин,Александр Сирин, Константин Лавроненко, Константин Желдин, Полина Агуреева
Послевоенная Одесса, разгул преступности. В городе орудует банда бывших диверсантов во главе с загадочным Академиком, которого не знают даже свои. Бандиты грабят военные склады и пытаются переправить продовольствие, обмундирование и оружие бандеровцам. В это время недовольный Жуковым Сталин назначает его командующим Одесским округом. Маршал всеми силами пытается навести в городе порядок. На борьбу с бандитами посланы все силы, особенно старается начальник уголовного розыска Давид Гоцман. В ходе расследования выясняется, что и в милиции, и в штабе командования у бандитов свои люди, в частности, сам Академик. Жуков и Гоцман прибегают к разным методам, чтобы выйти на банду. В конце концов Гоцман осуществляет идею внедрить в ряды бандитов своего человека и приманкой вынудить их к решительным действиям, чтобы всех взять и выйти на Академика.
 

 

 

         

 

 

смотреть сериал  http://seasonvar.ru/serial-16179-Likvidatciya.html

 

 

 



 

Факты:


* Андрей Краско, первоначально утверждённый на роль Фимы-полужида, начал сниматься в картине, но умер на съёмочной площадке. Вместо него роль доверили Сергею Маковецкому, отснятые сцены пересняли.


* У Давида Гоцмана был реальный прототип — Давид Маркович Курлянд. Он действительно был зам. начальника одесского угро. Эмигрировал и умер в Канаде. Жену его звали не Нора, как фильме, а Рита.


* Маршал Жуков никогда не употреблял слово «тухес», как в фильме.


* Манера ходить с двумя пистолетами присуща американским полисменам, но её не было у советских оперов. В Ликвидации у героев карманы вообще буквально набиты револьверами и ножами. Гоцмана с его гранатой в кармане изобразили не начальником угро, имеющим, по сути, кабинетную должность, а каким-то шерифом…


* Вокруг Одессы никогда не было и не могло быть «лесных братьев», как в фильме, поскольку в радиусе 150 километров вокруг города отсутствуют леса. По поводу «лесных братьев» в интервью газете «Известия» автор сценария Алексей Поярков пояснял, «…что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и „лесные братья“. К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как „братья“ прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что „лесных братьев“ ловили аж до 1956 года».


* Фильм «Подвиг разведчика» был снят в 1947 г., то есть на год позже событий описываемых в сериале. Это было намеренное отклонение режиссёра и сценариста от исторической точности. Первоначально планировалось что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть «Осаду». Но Сергей Урсуляк решил, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память, и заставил Алексея Пояркова «подкорректировать сценарий».


* В сериале не заперты ворота, посторонние люди спокойно приходят и уходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22-00 лично дворником, у которого были ключи. Чтобы попасть поздно домой, люди будили его: звонок от ворот был обычно проведен в его комнату.


* Никакого массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утёсова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было.


* То же самое относится к песне Утёсова «У Чёрного моря», которая была написана в 1956 г. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге создатели фильма выбрали ту, которая «…лучше передает наше отношение к этому времени и эмоциональное состояние публики»


* В фильме упоминается Одесса, как город-герой. Звание города-героя было присвоено Одессе в 1965 году.


* В день премьеры первых двух серий сериал собрал у экрана рекордное количество зрителей (по России доля составила 42,8 %, рейтинг — 13,8 %).


источники - http://www.rutv.ru/video.html?vid=41360&cid=5079&d=0  

http://www.kp.ru/daily/24022.3/89846/   http://lfiles.net/index.php?newsid=1531    

http://avaxhome.ws/video/language/v_russian/likvidacija.html

 


 

 

Еврейский волкодав

 

Бандиты не могли его подстрелить – считали заговоренным и за глаза называли волкодавом. Он и впрямь охотился на криминальных «волков» – обезвредил банды «Черная кошка», «Одесский Тарзан» и «Додж ¾». Увековечили же память опера Давида Курлянда в сериале «Ликвидация» – именно с него списан образ Гоцмана, сыгранного Машковым.

 

Без криминала история Одессы была бы неполной – даже знаменитое выражение «Одесса-мама» обязано произошедшему здесь крупнейшему в СССР ограблению банка, после которого город стали называть «мамой» преступности. Центром одесского преступного мира была Молдаванка – настоящий конвейер по производству криминальных авторитетов, место, где преступный бизнес передавался по наследству. Но не все рожденные здесь готовились к криминальной жизни сызмальства – некоторые, наоборот, вставали на путь борьбы с преступностью.

Одним из таких был Давид Михайлович Курлянд, заслуживший авторитет не только среди правоохранителей и горожан, но и среди самих уголовников, уважавших его за честность и верность данному слову. Бывало, что после общения с ним даже матерые рецидивисты становились на путь исправления – причем Курлянд добивался этого без всяких угроз и насилия, одним лишь словом. Будучи всегда доброжелательным, он свято чтил закон, став настоящей грозой уголовников и получив от них прозвище Одесский волкодав. Именно Давид Курлянд – сотрудник одесского уголовного розыска – послужил одним из прототипов образа Давида Марковича Гоцмана в сериале «Ликвидация».

Давид Курлянд родился в 1913 году на Молдаванке, где в свое время поселились после переезда из Вильнюса его родители. Отец по профессии был печником-строителем, мать же воспитывала троих детей, младшим из которых был Давид. Вслед за его рождением грянула Первая мировая, затем революция и Гражданская война – голод и смерть были частыми спутниками детских впечатлений Давида. И без того бедственное положение семьи омрачилось смертью отца – мать не могла прокормить троих детей и в итоге отдала младшего Давида в детский дом.

«Мне было семь лет, – вспоминал Курлянд, – когда я оказался в одном из детских домов, где находился в период с 1920 по 1922 годы. И только после окончания Гражданской войны, когда старший брат был демобилизован из Красной армии и вернулся домой, он забрал меня из детского дома». Давид пошел по стопам отца и устроился помощником печника. Потом закончил школу фабрично-заводского ученичества и пошел на производство сапожником, в свободное время подрабатывая кладкой печей на заказ. Затем последовали комсомол и вступление в народную дружину, а вскоре – и в специальную группу при ней, уже активно помогавшую милиции обезвреживать опасных преступников. Инициативного Курлянда там заметили и направили по комсомольской путевке служить в милицию – в уголовный розыск. Так в 1934 году Давид стал помощником оперуполномоченного.

 

Работы у одесской милиции в то время было предостаточно: бандиты не давали покоя гражданам, а те, в свою очередь, нескончаемым потоком шли в милицию. В отличие от многих своих коллег, Курлянд не ограничивался формальным протоколом. Он проникался сочувствием к пострадавшему, буквально брал того за руку и шел с ним на место преступления. Первые же месяцы работы показали его талант к розыскному делу: сочетание интуиции и особого, душевного подхода позволяли Давиду раскрывать дела моментально. За несколько лет Курлянд прошел путь от помощника до старшего оперуполномоченного, планировавшего сложные операции по обезвреживанию банд. Сам Давид во время

каждого захвата был в первых рядах – правоохранители неминуемо несли потери, но Курлянда бандитские пули словно обходили стороной. Из-за этого преступники считали его заговоренным, а вскоре наградили и прозвищем Одесский волкодав.

«Давил» бандитов Курлянд действительно беспощадно, но «без подстав», за дело, открыто и по закону. В ходе одной из операций по задержанию преступника его застала и весть о войне. На протяжении двух с половиной месяцев он защищал свой родной город от фашистов, пока его насильно не эвакуировали на одном из последних суден, уходивших с войсками из города. Тогда, вместе с почти стотысячной группировкой войск, эвакуации подлежали и ценные трудовые кадры. Уезжать Курлянд не хотел, но без него на судно не брали его жену и сына. При этом ни мать, ни сестру забрать не дали – оставшихся в городе, их расстреляли фашисты.

 

Курлянда откомандировали в Узбекистан, где он служил замначальника республиканского угрозыска. Его отозвали только в марте 44-го – в это время советские войска подходили к Одессе, и Давид принял участие в освобождении родного города. Вечером 9 апреля 1944 года он вошел в Одессу вместе с войсками Красной армии. На следующий день город праздновал свое освобождение, но криминогенная обстановка была такова, что Давиду Михайловичу и его коллегам отмечать было некогда. В городе и окрестностях орудовали банды диверсантов, сформированные перед отступлением немецкой и румынской армиями с целью дестабилизации жизни города. К тому же никуда не делись и местные уголовники, более чем нахально пользовавшиеся ситуацией. Так, буквально через десять дней после освобождения от фашистских захватчиков одесситы с негодованием читали объявление,

 расклеенное на улицах города: «Граждане! Ваше хождение по городу – с 8 утра до 20 часов вечера, а с вечера до 8 утра – наше». Объявление подписала банда «Чёрная кошка».

Стоит сказать, что по стране банд с таким названием было несколько. Благодаря сериалу Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» самая известная из них – московская, с которой отчаянно боролись Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Но только вот подлинная история московской банды была намного скромнее, чем у ее одесских «коллег», с которыми пришлось столкнуться Курлянду. Ведь как только сгущались сумерки, в Одессе начинались грабежи, убийства, налеты и ограбления. Город вымирал по вечерам: люди боялись выходить на улицы. Помимо «Черной кошки» город терроризировали банды «Додж 3/4», «Одесский Тарзан» и другие.

Однако за относительно короткое время порядок в городе был наведен, члены банд выловлены, а их главари, оказавшие сопротивление, уничтожены. Занимались этим в основном сотрудники уголовного розыска. В частности, обезвреживанием «Черной кошки» и захватом ее главаря занимался лично Курлянд. Что касается ликвидации преступников в Одессе под руководством маршала Жукова, то такая операция под

кодовым названием «Маскарад» действительно проводилась, но большинство сведений о ней до сих пор засекречено. Тем не менее некоторые исследователи полагают, что, скорее всего, она проходила больше на бумаге в виде отчётов, за которыми стояли преступления, раскрытые обычными одесскими милиционерами.

 

В 1960-м Курлянд был назначен заместителем начальника отделения уголовного розыска Одесской области. При этом вместе с семьей он продолжал жить в коммунальной квартире – пользоваться должностью Курлянд не умел. В его понимании закон был один для всех. Сверху же ему, возможно, давали понять, что это не так – не проработав в новой должности и трех лет, Курлянд вышел на пенсию. Но и тогда он продолжил консультировать бывших коллег. Кроме того, читал лекции в Одесской школе милиции и собирал в архивах материалы о подвигах своих товарищей по оружию. Многие из его публикаций находятся в музее истории ОВД Одессы. Там же находится и дневник воспоминаний, в котором Давид изложил самые значимые из расследованных им дел. Каждому такому делу Курлянд дал оригинальное название: «Оборотень», «И оружие не помогло», «Случайное задержание», «Неудавшаяся гастроль», «Импортный макинтош», «Яшка-Китайчик», «18-летний губернатор» и другие. Это не столько мемуары, сколько зафиксированный опыт, который он хотел сохранить для будущих поколений.

Давид Курлянд умер в 1993 году от инфаркта. Всеобщая известность пришла к нему посмертно почти через 15 лет – после премьеры телесериала «Ликвидация», главный герой которого был во многом списан с него. Тот же сериал послужил и толчком к созданию скульптуры одесского милиционера. Она установлена у здания полиции на Еврейской улице, и местные жители называют ее памятником Гоцману, за которым незримо присутствует образ Давида Михайловича Курлянда.

 

источник - https://jewish.ru/ru/people/society/187909/

 

 

"Ликвидация". Прототипы. Давид Гоцман.