Николай Озеров родился 11 декабря 1922 г. в Москве в театральной семье.
Его отец, Николай Николаевич, был известным оперным тенором Большого
театра, народным артистом республики и профессором Московской
консерватории, а мама домохозяйкой.
В детстве Николай Озеров мечтал петь, как отец, и учился музыке, но у
него был недостаточно сильный голос. Тем не менее, в 4 года у него
отмечали хорошее сопрано, и даже на детском празднике он пел арию
Джильды из оперы Джузеппе Верди «Риголетто» в парике и юбке.
Спорт Николай Озеров полюбил с юных лет. Теннисную ракетку впервые взял
в руки в девять лет. Одновременно с первыми шагами на теннисном корте
перепробовал другие виды спорта: лыжи и бокс, волейбол и легкую
атлетику, ручной мяч и городки, баскетбол и коньки, научился плавать,
сдал норму на значок «Ворошиловский всадник» — посадка на коне у него
получалась не очень, но препятствия преодолевал лихо.
В
12-летнем возрасте Николай впервые стал чемпионом Москвы по теннису
среди мальчиков и получил свою первую золотую медаль, а последнюю — в
36, на чемпионате СССР. За теннисную карьеру Озеров собрал 170
чемпионских титулов.
Окончив школу, Озеров поступил на актерский факультет, хотя спорт не
оставил.
Началась война. Осенью, когда немцы подошли к Москве вплотную, Озеров
участвовал в одной акции, аналогов которой в истории мирового спорта
нет. В Москве тогда осталось только три теннисиста и чтобы показать, что
столица живет обычной жизнью, их стали возить на мотоцикле с одного
стадиона на другой, где они играли друг с другом. Эти встречи
транслировались по радио на всю Москву.
За участие в этих матчах Озерову присвоили звание мастера спорта, а
вместе с ним и продовольственную карточку. В 1944 г. Озеров стал
заслуженным мастером спорта.
Поклонники теннисиста Озерова вспоминают, что после победы он в порыве
радости всегда перепрыгивал через сетку, а еще — часто играл в
тюбетейке.
«Мне
казалось, что тюбетейка — мой талисман, — смеялся сам теннисист. —
Однажды во время игры на Украине я бросил шапочку помощникам и попросил
смочить ее водой. Жара стояла страшная! И доиграл я уже без нее. И что
вы думаете?! Проиграл! Как тут не поверить в талисманы!»
Николай закончил Институт театрального искусства и поступил на работу в
Московский Художественный театр, где проработал много лет.
Все удивлялись: как Озерову удаётся совмещать профессиональный спорт и
театр? К своему выходу на сцену он частенько буквально влетал в театр,
облачался в костюм и появлялся перед зрителем, еще не выйдя до конца из
роли теннисной.
А сразу после спектакля мчался на стадион, брал в руки ракетку или
надевал футбольные бутсы. Озеров выступал не только за теннисную команду
«Спартак», но и за несколько футбольных команд. Иногда в сезон забивал
в ворота соперников по 25 голов.
Николай Озеров, актер старейшего театра страны МХАТа, за свое
творчество был удостоен Государственной премии и звания народного
артиста России.
Но Озеров был и блестящим спортсменом — заслуженным мастером спорта,
сорок пять раз выигрывал титул чемпиона СССР по теннису.
Однако
наибольшую популярность в народе Озеров завоевал как спортивный
журналист и комментатор. Огромный спортивный опыт и дар актёра, мастера
слова соединились в единое целое. За заслуги в этой сфере деятельности
Озеров неоднократно становился лауреатом премии Союза журналистов СССР.
Свой первый репортаж (1950) Николай Николаевич провел с матча ЦСКА —
«Динамо». Потом была поездка на Украину на первенство страны по футболу.
Эти соревнования надолго остались в памяти Озерова. У арбитра
остановились часы, и он в перерыве между таймами дал отдохнуть
футболистам на 7 минут больше.
Эту неожиданную паузу должен был заполнить комментатор. И Озеров
принялся импровизировать. Он пересчитывал зрителей на трибунах, старался
вспомнить, какие соревнования и когда проходили на этом стадионе, хотя
их результатов он, конечно, не знал. Именно тогда он понял, что
спортивный комментатор должен иметь хороший запас знаний в области
спорта. Потом ему часто приходилось заполнять паузы, но он уже был во
всеоружии.
Озеров многие годы комментировал футбольные матчи, а затем приходилось
вести репортажи по гребле, стрельбе, конному спорту, фигурному катанию.
Но главными его видами оставались футбол и хоккей.
Чтобы вести репортажи, Озеров завел своеобразную картотеку, куда вносил
сведения обо всех соревнованиях, стадионах и, конечно же, спортсменах.
Он возил ее с собой на все важнейшие соревнования. В то время еще не
были изобретены портативные компьютеры и средства связи, поэтому
картотекой Озерова зачастую пользовались и другие спортивные журналисты.
Перед репортажем Озеров обязательно приходил на тренировки, чтобы знать
в лицо каждого спортсмена. На ответственных матчах по хоккею он работал
прямо у бортика, чтобы находиться в гуще событий. Именно он первым начал
вести репортажи не из комментаторской будки, а находясь рядом с игровым
полем.
Однажды во время хоккейной игры Николай Николаевич случайно получил удар
по голове клюшкой. Да так, что не смог продолжить репортаж (его выручил
Евгений Майоров), а журналистам наказали: вести матчи из комментаторских
кабинок или надевать шлемы.
Свыше 30 лет Озеров отыграл на сцене театра и свыше 40 лет был
действующим спортивным комментатором. Ему довелось вести репортажи со
стадионов 49-ти стран, с 7-ми футбольных и 25-ти чемпионатов мира по
хоккею, с 14-ти летних и зимних Олимпийских игр.
Вряд ли кому из тележурналистов удастся перекрыть достижения Николая
Николаевича, исчисляемые тысячами часов, проведенных в эфире.
При
жизни Озерова называли «человеком-легендой», «человеком-эпохой». Он был
одним из немногих не только в Советском Союзе, но и во всем мире, кто
совмещал сразу несколько профессий и во всех добился успеха. Театр,
кино, телевидение, радио, эстрада, спорт — все эти занятия были для
Озерова главными и просто дополняли друг друга.
О популярности Озерова свидетельствует и такой случай. Однажды
комментатор ехал на своей машине и неожиданно заметил стоявшего на краю
тротуара В.Молотова, известного бывшего министра иностранных
дел, соратника Сталина. Озеров притормозил возле старика и
предложил подвезти его, предвкушая, какой фурор он вызовет среди друзей,
когда скажет им, что подвозил самого Молотова.
Уже сидя в машине, тот внимательно всматривался в лицо Озерова,
прислушивался к его голосу, а потом сказал, что не может вспомнить, где
они могли видеться, хотя лицо и голос ему знакомы. Когда Озеров назвал
себя, Молотов воскликнул: «Ну, надо же, как мне повезло!
Обязательно расскажу внукам, что меня подвозил сам Озеров».
Вообще же Озеров и сам был острым на словцо. Как-то в вестибюле шведской
гостиницы Николая Николаевича увидел один американский миллионер.
Развалившись на диване и смеясь, он стал показывать руками большие
объемы фигуры Озерова и напевать гимн СССР. На что советский комментатор
невозмутимо сказал переводчице: «Передайте ему: гимн Советского
Союза нужно исполнять стоя!»
Известный актер Михаил Ульянов сказал: «Как невозможно себе представить
Великую Отечественную войну без голоса Левитана, так мы и не мыслим себе
время 50 — 80-х гг. без голоса Озерова, в котором звучали азарт,
страсть, завораживающая любовь к спорту».
Когда Озеров умер (2 июня 1997 года), попрощаться с ним приехали люди со
всего бывшего Советского Союза. Он был похоронен в своей любимой
спартаковской форме, оставаясь верным своему обществу и после смерти.
В материале использованы материалы статьи Эдуарда Сорокина,
подготовленные им к 70-летию общества «Спартак» и фотографии из
коллекции Современного музея спорта.