Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

Забытые имена

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

 

 Гостевая книга     Помощь сайту  

 

    Список страниц раздела

 


 

Фашисты, кинозвезда и военные тайны

 

CorelDraw, GSM и Голливуд

 

Магия красоты Хэди Ламарр

 

 

 

 

В 1999 году некая дама подала в суд округа Орандж (шт. Флорида) иск, в котором она потребовала выплаты 15 млн. долл., из них половину - как 10% от объема продаж программы CorelDraw 8, а другую половину - в качестве компенсации за моральный ущерб за использование в рекламных целях  компанией Corel небольшой цифровой иллюстрации,  созданной художником Джоном Коркери. Компания Corel  использовала ее для рекламы CorelDraw, поместив изображение на коробку, обложку руководства и титульное окно программы.  Женщиной, подавшей иск и изображенной на цифровой иллюстрации, была Хэди Ламарр. Простое увеличение картинки  

В годы Второй мировой войны эта блистательная красавица изобрела сигнальное устройство, с помощью которого обеспечивалась секретность военной связи. Без ее изобретения – технологии "прыгающих частот" – не летали бы сейчас военные спутники, не работали бы радиоуправляемые торпеды и не было бы сотовых телефонов стандарта GSM. Женщина и такое? Кто-то и не поверит, а зря.

Эта знаменитая киноактриса появилась на свет в столице Австрии в 1915 году в семье банкира, и звали ее тогда Хедвиг Ева Мария Кислер. Там же, в Вене, она ходила в театральную школу и рано начала сниматься в кино. Скандальную известность принесла ей чехословацкая кинолента "Экстаз", один из немногих тогда художественных фильмов с откровенными эротическими сценами. Первая в истории художественного полнометражного кино десятиминутная сцена обнаженного купания в лесном озере в 1933 году она вызвала бурю эмоций. Картина была запрещена к показу в ряде стран и была выпущена в прокат через несколько лет с купюрами цензуры.

После съемок "Экстаза" Ева Мария Кислер вышла замуж за фабриканта – производителя оружия, австрийского миллионера Фрица Мандла. Одно из крупнейших состояний в Европе Мандл нажил, продавая в нарушение Версальского Договора новейшие системы вооружений Германии и Венгрии. Новоиспеченный муж оказался невероятно ревнивым и попытался скупить все копии скандального кинофильма, чем только подогрел к нему общественный интерес. Жизнь Евы в Зальцбургском замке в окружении многочисленных слуг, среди шикарных драгоценностей и модных нарядов со стороны могла показаться безоблачной. На самом деле, прославившаяся актриса стала очередным выгодным приобретением Мандла наряду с породистыми лошадьми и дорогими автомобилями.

Супруг не отказывал себе в удовольствии похвастаться красавицей женой не только перед сливками австрийского общества, но и перед своими деловыми партнерами. За неимением других интеллектуальных занятий Хеди присутствовала на производственных совещаниях, внимательно слушала и вникала в сложнейшие технические вопросы. "С детства мне все вокруг было интересно", – писала она в воспоминаниях. Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Вариант управления по проводу, опробованный на пушечных снарядах, оказался неприменим в водной среде, поэтому для торпед было предложено использовать радио. Австрийские специалисты так и не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи. А природного ума молодой женщины, не имевшей специального образования, как выяснилось позже, хватило на то, чтобы понять суть проблемы, пронести информацию через годы и, в конце концов, предложить простое до гениальности решение.

После четырех лет неудачного замужества, подсыпав снотворного горничной, фрау Мандл совершила хрестоматийный побег из замка, принадлежащего супругу. Дело обошлось без веревочной лестницы – переодевшись в униформу упомянутой горничной, Ева просто вышла через служебный ход. Вращаясь в окружении мужа, она, вероятно, лучше других представляла масштабы фашистской угрозы и не рискнула остаться в Европе. На пароходе "Нормандия" она храбро отправилась в путешествие из Лондона в Нью-Йорк.

Актрисе не пришлось обивать пороги Голливуда, так как ее дебют был настолько громким, что забыть его кинематографистам было бы трудно. Чтобы своим именем не вызывать ассоциаций с эротическими сценами у пуританской публики США, Ева взяла псевдоним, и Хедвиг Кислер превратилась в Хеди Ламарр, которая сразу же подписала выгоднейший контракт с основателем студии MGM Луисом Мейером.

.

Кинофильм "Самсон и Далила"

Когда началась Вторая мировая война, ненавидящая фашизм актриса, переполненная техническими идеями, обратилась в созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности США Национальный совет изобретателей и предложила свои услуги. Реакцию Совета угадать нетрудно: ей с улыбкой порекомендовали использовать обаяние для продажи облигаций оборонного займа. Она действительно собрала 7 млн. – каждый купивший облигаций на 25 тыс. получал поцелуй красавицы, и таких было немало!

Недюжинный интеллект Хеди Ламарр оставался невостребованным до встречи с Джорджем Антейлем, американским композитором-авангардистом. Наиболее известное его произведение – "Механический балет" для симфонического оркестра, двенадцати механических пианино и авиационного пропеллера. Мало кто воспринимал его как серьезного композитора – в Голливуде он писал музыку к кинофильмам и подрабатывал обозревателем в бульварном журнале "Эсквайр".

Летом 1940 года Хеди Ламарр встретила его на вечеринке. Разговор быстро сместился на интересовавшую их обоих тему: как помочь стране в войне с фашистами. Не совсем чуждый техники композитор был первым человеком, внимательно выслушавшим Ламарр. Они договорились о встрече, и вскоре идея перескока частоты (frequency hopping) получила техническое решение. При полном отсутствии микроэлектроники единственным доступным программируемым устройством было механическое пианино! Валик со штырями и приводом от хронометра выглядел достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды.
Система могла использовать набор из 88 радиочастот – число клавиш фортепиано. Детали изобретения отрабатывались еще несколько месяцев, и в декабре 1940 года заявка на изобретение была направлена лично председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу и в августе 1942 года патент США 2.292.387 на "Систему секретных сообщений" был наконец получен. Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат.
Руководство Военно-морских сил США скептически восприняло патент. Он был засекречен и на долгие годы положен под сукно. Концепция перескока частоты опередила свое время и была востребована только с развитием электроники после войны, тогда и появился термин "широкополосный сигнал".

нажми здесь

Джордж Антейл скончался в 1959 году, так и не узнав о судьбе изобретения. После еще пяти неудачных браков Хеди Ламарр потеряла все свое состояние и вынуждена была провести остаток дней в доме престарелых во Флориде. Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав ее невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. Только в 1997 году награда нашла своего героя...

А что же иск?  Адвокаты же Corel доказывали, что изображение актрисы представляет собой "цифровое подобие", а не фотографию. В результате стороны пришли к соглашению, по которому Corel получила пятилетнюю лицензию на право использования внешности актрисы на коробках со своим продуктом, а сама Ламарр – "кругленькую" сумму.

Последний год жизни Хеди Ламарр также ознаменовался скандалом: она подала иск на 12 млн. долларов против винной компании «Галло», которая использовала в телерекламе своего продукта экранный образ актрисы. Судья посчитал, что эти рекламные ролики не вторглись в ее частную жизнь и не создали у зрителей ложного впечатления о ней как о человеке.
19 января 2000 года в возрасте 86 лет Хеди Ламарр скончалась в доме престарелых.

 

(текст по материалам статьи  "Умная красавица" -  "Новый венский журнал", март 2003 г.)


Об изобретении Хэди Ламарр в деталях можно прочесть вот здесь:
http://www.thg.ru/mobile/gps_history/gps_history-03.html


 

История GPS: фашисты, кинозвезда и военные тайны

Введение

 

В ноябре 1913 в Австрии под именем Хедвиг Ева Мария Кислер (Hedwig Eva Maria Kiesler) родилась будущая актриса Хеди Ламар (Hedy Lamarr). Еврейскя девочка выросла в период расцвета Третьего рейха. Как и другие евреи, она вела образ жизни хамелеона: имела несколько имён, представлялась той личностью, которую требовали обстоятельства. Приходилось хранить многое в тайне и постоянно ходить по лезвию бритвы. В общем, её детство нельзя было назвать счастливым. Жизнь Ламар была переплетена как нитки ткани, каждый выбор, осознанный или данный судьбой, приводил к сложному, подчас дикому сочетанию обстоятельств и последствий. Эта запутанная жизненная тропа привела Ламар к закладке одной из основ военной мощи Соединённых Штатов - спутниковой системы глобального позиционирования (Navstar Global Positioning System - GPS). Сегодня эта сеть состоит из тридцати спутников, движущихся по орбите высотой 20 180 километров. Скорость каждого спутника составляет около 11 тысяч километров в час, что позволяет облетать Землю дважды за сутки. Чтобы понять, как работает эта система, напоминающая атомную модель Резерфорда-Бора, давайте начнём с рассмотрения мотивов и переплетений судьбы, которые привели известную актрису к столь важному открытию.

 В молодости (в 1933 году) славу актрисе принёс чехословацкий фильм, в котором присутствовала сцена с обнажённой Ламар. Кроме того, она стала первой актрисой, имитировавшей в фильме оргазм. И хотя это был всего лишь хитрый трюк (Ламар во время съёмок укалывала себя английской булавкой), актриса вызвала негодование со стороны Церкви. Сегодня подобными сценами никого не удивишь, но в то время это было слишком вызывающе. Поэтому родители Ламар быстро устроили свадьбу актрисы с магнатом по имени Фриц Мандл (Fritz Mandl), связанным с теневым оружейным бизнесом. Он стал первым из шести её мужей, и, вы не поверите, он производил патроны, гранаты и военные самолёты для Гитлера, несмотря на еврейское происхождение семьи. Мандл был словно зачарован Ламар, он не отходил от неё ни на шаг, возил везде с собой: от встреч с Гитлером и Муссолини до визитов в свои военные лаборатории. Он никогда не выпускал её из виду. Многие считали Ламар недалёкой женщиной, но, как показала судьба, они ошибались. Хотя она не имела высшего образования, актриса быстро вникла в принцип действия систем наведения и противокорабельного оружия, после чего спрятала эти данные, включая секретные системы шифрования, в будущем изобретении которых она участвовала.

Естественно, Ламар ненавидела Гитлера и нацистов, но больше всего она ненавидела Мандла. Она поклялась сделать всё, что в её силах, чтобы уничтожить фашизм и "насолить" Фрицу.

 

Побег Ламар в Соединённые Штаты

 

 

 

Заключение

Хеди Ламар предприняла много попыток сбежать от Фрица, и в один прекрасный день она подложила снотворное в кофе служанке, назначенной следить за ней, надела служебную одежду и сбежала из замка под видом прислуги. Вскоре она переехала в Соединённые Штаты, в Голливуд, с далеко идущими планами. Она принимала участие во многих кампаниях против фашистов, например, целовала любого мужчину, кто потратил $25 000 на военные облигации, собрав в результате $17 миллионов. Её популярность и могущество росло не по дням, а по часам.

Судьба познакомила Ламар с авангардистским композитором Джорджем Антейлом (George Antheil), который жил неподалёку. Антейл не боялся экспериментировать. Он отличился своим Ballet Mecanique, странным и громким оркестровым представлением, в котором участвовали пропеллеры, колокола и 16 синхронизированных пианол. Реакция была в те дни неоднозначной. И, подобно синхронизированным пианолам в механической симфонии, вместе с Ламар он разработал идеи, которые, в конце концов, привели к важному изобретению.

Ламар узнала много секретов во время вечеринок, которые Мандл проводил для своих друзей и партнёров, а также из наблюдений за бизнесом Мандла по производству оружия. Она поделилась с Антейлом очень важной идеей: если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной контрольной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель. Но на этом Ламар не остановилась. Она хотела дать своей второй родине военное преимущество. Ламар желала создать управляемые торпеды, которые нельзя будет перехватить или заглушить. Ламар и Антейл вскоре разработали следующий важный компонент: если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике. Такая смена каналов связи гарантирует безопасную передачу информации. До того времени псевдослучайные коды использовались для шифровки информации, передаваемой по неменяющимся открытым каналам связи. Здесь же произошёл шаг вперёд: секретный ключ стал использоваться для быстрого изменения каналов передачи информации.

В августе 1942 Ламар и Антейл получили патент под номером 2 292 387 "Секретная система связи (Secret Communication System)". Патент описывает секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Этот патент стал основой для связи с расширенным спектром (Spread Spectrum), которая сегодня используется повсюду, от мобильных телефонов до WiFi 802.11 и GPS. Американская система глобального позиционирования (United States Navstar Global Positioning System) - это, бесспорно, самая большая система в мире, беспрерывно передающая сигналы с расширенным спектром. Это одна из самых значимых технических разработок двадцатого века, и, в принципе, одна из основ современной военной мощи США. Сегодняшние передовые технологии в долгу у великолепной Хэди Ламар.

 

Красота, известность и, возможно, технический склад ума Хеди Ламар помогли ей в рекламной компании телевизоров и радиоприёмников Emerson в 1950-х годах.

 

Благодаря актрисе Хеди Ламарр несколько десятилетий назад были заложены основы передачи данных с расширенным спектром. Навигационная система Navstar (GPS) является самым большим излучателем с расширенным спектром, поскольку она покрывает каждый сантиметр нашей планеты. Даже несколько пугает, поскольку из-за расширенного спектра энергия сигнала размывается по столь широкому диапазону, что оказывается даже ниже фонового шума нашей вселенной. Благодаря корреляторам и сдвигу кодов C/A в поисках соответствия со спутником, можно рассчитать расстояние до разных спутников. Синхронизированные по времени барабаны пианол, которые использовали Хеди Ламарр и Джордж Антейл, являются своеобразным прообразом современных систем корреляции. Поэтому мы вряд ли ошибёмся, назвав Хеди Ламарр одним из изобретателей, заложивших основы современной системы GPS.

 

Интересные факты

 

Когда GPS-приёмник сообщает вашу скорость, многие считают, что он вычисляет скорость, зная предыдущее и текущее расстояние. Но многие GPS-приёмники рассчитывают скорость по доплеровскому смещению. Звук сигнала приближающегося грузовика звучит совсем по-другому (выше), чем удаляющегося (ниже), тот же самый эффект происходит и со спутником, только волны уже не звуковые, а электромагнитные. С помощью математических расчётов эффект Доплера позволит определить вашу скорость точнее, чем спидометр машины.

Не все знают, что GPS-спутники оснащены сенсорами NUDET. Они реагируют на гамма-лучи и позволяют определить ядерный взрыв. Когда взрывается ядерная боеголовка, она испускает излучение, движущееся со скоростью света. Излучение определяется каждым GPS-спутником, что позволяет точно определить эпицентр ядерного взрыва.

Большинство современных GPS-приёмников используют журналы Almanac. Almanac содержит базовую долговременную информацию о системе GPS, указывая корреляторам, какие спутники стоит отслеживать, а какие - нет. Журналы Almanacs скачиваются со спутников GPS и уменьшают время поиска спутников при включении GPS-приёмника. Данные орбиты, скачиваемые подобно Almanac, содержат более точную информацию, но "живёт" она гораздо меньше. Но если такая информация есть и она верна, то время получения координат заметно уменьшается. Именно поэтому при первом включении GPS-приёмника при получении координаты задержка получается заметно больше, чем при последующем включении. В первый раз скачиваются данные Almanac и орбит.

 

http://www.thg.ru/mobile/gps_history/gps_history-03.html

 

 "Самсон и Далила"  1949 г.