Домой Кино Музыка Журналы Открытки Страницы истории разведки Записки бывшего пионера Люди, годы, судьбы...
Translate a Web Page Форум Помощь сайту Гостевая книга
Забытые имена
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
В годы Холодной войны
"типичный американский парень" Дин Рид был популярнейшей рок-звездой
- за "железным занавесом". В Москве на его концерты ломились толпы
фанатов; среди его поклонников был сам Ясир Арафат. Но в 1986 г. его
труп выловили из озера. Кто это сделал - КГБ? ЦРУ? Или Рид просто
понял, что стал чужим в мире перестройки и гласности? В апреле 1986 в своей нью-йоркской квартире я вполглаза смотрел "60 минут" - информационную программу CBS. Вдруг там пошел сюжет под названием "Перебежчик". Речь шла о поп-звезде по имени Дин Рид (Dean Reed). Он пел "Отель, где разбиваются сердца" ("Heartbreak Hotel") и "Тутти-фрутти", и где - в СССР! А ведь это было еще только самое начало гласности, когда рок-певца на Красной площади можно было увидеть нечасто. Его имя мне ничего не говорило: я встряхнулся и прислушался. Как выяснилось, Рид - на Западе абсолютно никому не известный - в Советском Союзе и Восточной Европе уже двадцать лет был настоящей звездой: его называли "красным Элвисом", "коммунистическим Джонни Кэшем", человеком, который принес в Россию рок-н-ролл. Он снимал фильмы - восточноевропейский вариант вестернов - выступая в жанре "поющего ковбоя". Этот типичный американец - в чем никто бы не усомнился, стоило лишь увидеть его светлые волосы, отличные белые зубы, гибкое подтянутое тело, обаятельную улыбку - рьяно пропагандировал "линию КПСС", и делал это потрясающе. Через шесть недель его уже не было в живых. Тело Рида было найдено в озере неподалеку от его дома в восточноберлинском пригороде Шмеквиц. Как утверждал Рассел Миллер (Russel Miller), опубликовавший об этом статью в "Sunday Times", обстоятельства смерти Рида были окутаны плотной завесой секретности. Берлинская стена еще стояла непоколебимо, в ГДР еще властвовала "Штази", информация скрывалась, и тоненький ручеек фактов превратился в поток домыслов. Кто убил Рида - "Штази"? КГБ? ЦРУ? Неонацисты? Официально в качестве причины смерти был назван несчастный случай, но этому никто не верил. Я твердо решил выяснить, кто убил Рида, и что он был за человек, и сегодня могу сказать, что провел полжизни, прослеживая невероятную судьбу певца и работая над книгой о нем. Права на ее экранизацию купил Том Хэнкс - он же собирается сыграть в фильме главную роль. Когда я встретился с ним в Лос-Анжелесе (изо всех сил пытаясь делать вид, будто пить кока-колу и беседовать о Холодной войне с Томом Хэнксом для меня - самое обычное дело), меня больше всего поразило то, что и его эта история настолько взволновала. Еще бы - ведь в ней, как в капле воды отразилась целая эпоха! Комическая, монументальная, трагическая, героическая, невероятная фигура Дина Рида отчасти напоминает Форреста Гампа [героя знаменитого фильма Р. Земекиса, которого сыграл Том Хэнкс - прим. перев.], отчасти - ловкача-политика, отчасти - рок-звезду. Сегодня просто не верится, что в ноябре исполнится уже 15 лет с момента падения Берлинской стены. Когда Рид покинул США, она только возводилась, а вскоре после его смерти она рухнула. Он был человеком-легендой времен Холодной войны, а Стена - его неизведанным "диким Западом". Оказавшись по другую сторону Стены, он обрел славу. Он стал "товарищем рок-звездой". Рид родился в 1938 г. в Уит-Ридже - пригороде Денвера (штат Колорадо); местечке столь провинциальном, что там и светофора было днем с огнем не найти, а почти все жители передвигались верхом. Его мать, Рут-Анна (Ruth Anna), бывшая учительница, занималась домашним хозяйством - держала кур и свинью. Отец Сирил (Cyril), тоже учитель, был поборником строгой дисциплины; он гордился Дином, хоть и часто брался за ремень в воспитательных целях. У Дина двое братьев - Верн (Vern) и Дэйл (Dale); ему не хватало отцовского внимания. Сирил одним из первых вступил в ультраправую организацию Общество Джона Бэрча. (Возможно, став коммунистом, Дин испытал сладостное чувство отмщения. Но это еще впереди). Дин рос как большинство американских детей: учился в военной академии [в США - школы-интернаты для мальчиков военизированного типа - прим. перев.], ездил верхом, плавал, вступил в организацию "Будущие фермеры Америки" [Future Farmers of America - общественная молодежная организация, специализирующаяся на сельскохозяйственном образовании для старшеклассников - прим. перев.]; в семнадцатилетнем возрасте он принял участие в "состязании на выносливость" на мулах по маршруту длиной в 110 миль; правда, его мул проиграл. "Некоторые считали, что в этом проявились его упорство и стойкость, - рассказывала мне его мать. - Я всегда думала, что Дин родился под счастливой звездой". Впрочем, немало неприятностей Дину доставляли его большие оттопыренные уши. Он был худощавым и стеснительным парнем. На гитаре Дин начал играть, надеясь таким образом добиться внимания девочек. В те годы его прозвали "тощий Рид". Послевоенная Америка была безоглядно жизнерадостной страной-победительницей: в то время казалось - любой мальчишка, если очень захочет, может стать президентом, главное, чтобы он был белым и соблюдал "правила игры". К оптимизму примешивались конформизм и страх: шла Холодная война, страну сотрясала антикоммунистическая истерия, в школе на уроках гражданской обороны детей учили прятаться под парты в случае ядерного взрыва (это называлось "пригнись и укройся"). Новомодное "подрывное" течение под названием "рок-н-ролл" делало первые шаги - песня Билла Хейли и его группы "Comets" "Rock Around the Clock" уже била рекорды популярности. Рид закончил среднюю школу в Уит-Ридже и поступил в колледж, нацелившись на карьеру ведущего прогнозов погоды на телевидении. В 1958 г. он бросил учебу и отправился в Голливуд. У его отца "все эти песенки", мягко говоря, не вызывали энтузиазма, но Рид считал себя отличным певцом и жаждал известности. Эта поездка превратилась в семейную легенду: на смазанном черно-белом снимке Рид за рулем белого "Chevrolet Impala" с откидным верхом, огромного как лайнер, выглядит крайне импозантно. По дороге он подвез одного человека, а тот в знак благодарности подсказал, к кому обратиться в фирме "Capitol Records", и Рид заключил контракт на запись пластинки. Все это было как в кино, вспоминает его мать. Он поступил в школу драматического искусства при студии "Warner Brothers", где актерское мастерство преподавал Пэйтон Прайс (Paton Price), а одноклассниками Рида были Дон и Фил Эверли (Don and Phil Everly). Дуэт братьев Эверли уже прославился, выпустив в 1957 г. альбом "Wake Up, Little Susie"; студии звукозаписи, лихорадочно искавшие "нового Элвиса", хватались за любого рок-музыканта, которого могли отыскать. С Филом Эверли Рид дружил до конца своих дней. Я беседовал с Филом в Бэрбенке. Этот красавец с истинно южным обаянием вспоминал, какую роль сыграл в их жизни Прайс. "Он был одним из тех, кого можно назвать "учителем жизни"", - рассказывал Эверли. - А для Дина он стал еще и вторым отцом". Прайс оказал на Рида огромное влияние. Он был либералом в классическом понимании этого слова, в в Голливуде в то время еще живы были воспоминания о кошмаре маккартизма, поэтому Прайс внушал ученикам: хорошим артистом может стать только хороший человек. Рид твердо усвоил урок. Много лет Прайс поощрял интерес Рида к политике: некоторые считали, что в дальнейшим он стал для него своего рода "крестным". Правда мать Рида заметила: "По-моему, все, чему Пэйтон научил Дина, было связано с сексом". К началу 1960х гг., красавец Рид записывал диски, снимался в эпизодах в плохих фильмах, и порой появлялся на телеэкране. Он встретил Пэтти - девушку, ставшую его первой женой. Но Дин никак не мог угомониться, ему все время хотелось большего. Услышав, что одна из его песен - "Наш летний роман" ("Our Summer Romance") - стала хитом в Чили, он отправился туда, не предупредив буквально никого. В Сантьяго его встретили тысячи поклонников, кричащих: "Вива Дин! Вива Дин!" "Он был просто наивным гринго, который решил "покорить" Латинскую Америку", - рассказывает диджей одной из радиостанций Сантьяго. По аналогии с героем популярного музыкального фильма Дин получил прозвище "Великолепный гринго". Он был красив, у него были синие глаза и потрясающая улыбка. Он щеголял в голубом габардиновом пиджаке и обтягивающих брюках. Но в Южной Америке Рид пристрастился к политике. Как-то он увидел на стене надпись: "Янки, убирайтесь домой". Как и большинство американцев, его задело внезапное осознание того, что кому-то они могут не нравиться. Но Рид не впал в уныние: он решил спасти весь мир. "Южная Америка изменила мою жизнь, потому что там справедливость и несправедливость, богатство и бедность видны невооруженным глазом, - рассказывал он в интервью авторам биографического документального фильма "Американский бунтарь". - Они настолько очевидны, что вы не можете не занять четкой позиции. Я не был ни капиталистом, ни слепцом. Именно там я стал революционером". Буквально ничто не могло его остановить. Он пел для бедных и богатых, протестовал против войны во Вьетнаме и ядерного оружия, побывал в тюрьме, подружился с поэтом Пабло Нерудой и исполнителем народных песен Виктором Харой (Victor Jara), вместе с друзьями-индейцами путешествовал по Амазонке. Активное участие в политике подействовало на него так, как на других звезд действует слава - оно подстегивало Рида. Но по-настоящему его карьера "товарища рок-звезды" началась в Хельсинки в 1965 г. В середине 1960х советские официальные идеологи как раз искали какого-нибудь шоумэна с приемлемыми взглядами, который помешал бы молодежи отбиться от рук. Правда, на Всемирном конгрессе в защиту мира в Хельсинки в 1965 г. московский журналист Николай Пастухов отнюдь не ожидал найти подходящего кандидата. На конгрессе царил полный разброд: русские и китайцы не разговаривали между собой, делегаты орали друг на друга, дело вот-вот могло дойти до потасовки. И вдруг на сцену выскочил молодой человек и запел, аккомпанируя себе на гитаре. Он заставил всех присутствующих взяться за руки и петь вместе с ним "We Shall Overcome". Это был Дин Рид. Пастухов сразу оценил ситуацию: красивый американец, сторонник социализма, поющий песни в защиту мира. Он сказал себе: "В яблочко!" Именно он помог организовать первые гастроли Рида в СССР. В 1966 г., когда он выступал в московском Театре эстрады, Риду исполнилось 28 лет. Он пел фолк-баллады и популярные песни вроде "Марии" - советским слушателям она особенно нравилась. Он умел танцевать твист, он вел себя сцене, как настоящий рок-музыкант. Это было волнующее зрелище. Начинал он обычно с "Призрачных всадников в небе" ("Ghost Riders in the Sky") - эта мелодия стала его "визитной карточкой". Выступая с концертами в странах так называемого "социалистического лагеря", он как-то исполнил ее для Ясира Арафата - на кадрах кинохроники видно, как тот выстукивает мелодию пальцами. Рассказывая о концертах Рида "Правда" отмечала, что "Дин покинул свою страну в знак протеста против несправедливой войны США во Вьетнаме". Вскоре он заключил контракт с "Мелодией" - государственной фирмой звукозаписи, до этого не выпустившей ни одной пластинки в жанре рока. В ходе первого турне по Советскому Союзу Рид дал концерты в 28 городах. Его встречали толпы людей. Жил он по-прежнему в Латинской Америке, но часто приезжал в СССР - то с концертами, то на конференции в защиту мира. Каждый, с кем я встречался в Советском Союзе, помнил Рида; даже сегодня, если вы спросите любого русского старше сорока, он ответит: "Ах да, Дин Рид. Помню!" "Всякий раз, стоило Дину выйти из дома, его окружала толпа поклонников, - рассказывает Эверли, как-то побывавший у Рида в гостях в Восточном Берлине, где они дали совместный концерт. - Парень, он был популярнее Элвиса!" Был ли он талантлив? У Рида был приятный голос, он неплохо играл на гитаре, обладал кое-какими актерскими данными. Но суть была не в этом. Никто не понял значения Дина Рида, его взлета и падения, лучше, чем Артемий Троицкий, первый и лучший в СССР музыкальный критик-специалист по рок-н-роллу, автор книги "Назад в СССР". "Ни один западный рок-музыкант никогда не приезжал в СССР, - говорит Троицкий. - Дин Рид был молод. Он играл на гитаре. Он был американцем. Буквально для каждого советского подростка рок-н-ролл значил очень много. Он давал им ощущение свободы, возможность чем-то отличаться от родителей. Кроме того, он был своего рода окном в другой мир, окном на Запад. Политика нас не волновала, но ужасающее качество "официальной" советской поп-музыки волновало очень. Слово "Запад" было синонимом слова "хорошо". А Дин Рид носил ковбойские сапоги, приехал из "свободной земли, отчизны героев" и Чака Берри". Следующие шесть лет Рид курсировал между Южной Америкой, Европой и Советским Союзом. Он снимал "спагетти-вестерны", в том числе один с участием Юла Бриннера, в Риме ненадолго увлекся маоизмом, записывал диски в Праге, где творили лучшие рок-музыканты во всем "восточном блоке". Впрочем, на Западе он был по-прежнему малоизвестен: популярность Рида ограничивалась рубежом Берлинской стены. (Кстати, перебежчиком он, по сути, не был: он сохранил американское гражданство и ежегодно отправлял декларации о доходах в Налоговую службу США). Возможно, будь он действительно выдающимся певцом и актером, все сложилось бы по-другому; возможно, он приобрел бы большую известность. Но его талант заключался в его уникальном статусе американца, живущего "по другую сторону", его талант заключался в причудливом сочетании музыки, политики, секса, энергии, даже простого присутствия "в нужном месте в нужное время". Возможно, он это понимал. При всей его политической наивности, при всем самомнении, он обладал способностью трезво взглянуть на себя. Рид был человеком настроения: он мог зажигаться, как электрическая лампочка, и быстро "тускнеть", если дела шли плохо. Однако чаще всего главным для него было движение как таковое: оно позволяло не задумываться о реальности.
The Guardian http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/din_rid.php
|