Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

 Форум    Помощь сайту     Гостевая книга

 

Забытые имена

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37 38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108   109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123

 

    Список страниц раздела

 


 

Клавдия Шульженко. Советская примадонна

 

Клавдию Шульженко называли национальным достоянием нашего народа. А еще примадонной советской эстрады. Каждая ее песня была ярким спектаклем, поставленным с соблюдением всех законов драматургии. Не менее ярким спектаклем, чем и ее собственная жизнь…

Она родилась 24 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко. С детства Клава росла в музыкальной атмосфере — отец был прекрасным исполнителем украинских народных песен, а кроме того, играл на духовых в любительском оркестре, а иногда пел соло в концертах. "Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг", — рассказывала певица.

У самой же девочки же была мечта стать драматической актрисой. И в детстве ей даже удалось выступить в харьковском театре Надежды Плевицкой. Ей еще не было и семнадцати, когда она с подругой отправилась в харьковский театр к режиссеру Синельникову, чтобы поступить в театральную труппу. Несмотря на отсутствие соответствующего образования, девушку приняли сразу, а вскоре она уже дебютировала в оперетте Оффенбаха "Перикола" в качестве хористки, а параллельно занималась в консерватории у профессора Чемизова. В родном городе она быстро обрела популярность как певица, выступая в различных концертах.
 

Вскоре уже специально для Шульженко были написаны знаменитые "Кирпичики", надолго ставшие классикой эстрады. На сюжет этой песенки был снят даже полнометражный художественный фильм — редчайший для мирового кинематографа случай.
 
В Харькове певице стала тесно. В 1929 году она поехала в Ленинград и выступила в Мариинском оперном театре. После выступления зрители несчетное количество раз вызывали певицу на бис. Так начался ее большой успех. После этого Шульженко решила переехать в город на Неве навсегда.

В начале 1930-х годов в Ленинград приехал одесский конферансье-куплетист Владимир Коралли. Красивый, веселый, обаятельный, артистичный. Девушка влюбилась с первого взгляда. И несмотря на то, что к тому времени она жила
гражданским браком с харьковчанином Иваном Григорьевым, певица ушла в новую жизнь — с Коралли… Много лет спустя она встретит Григорьева в одном из военных госпиталей, в отделении, где лежали получившие ожоги танкисты. Он успел произнести лишь слово: "Кунечка"... Спустя несколько часов Григорьева не стало.
 
Коралли был типичным одесситом, с типичным еврейским говорком. Настоящая фамилия его была Кемпер. Еврейская мама горячо возражала против появления в семействе украинской невестки. Тем не менее, Владимир и Клавдия поженились. Веселый Коралли в жизни оказался крайне тяжелым человеком, подверженный частым вспышкам ярости со всеми вытекающими последствиями — то скатерть с посудой со стола скинет, то еще что-нибудь. Да и по части супружеской верности был не идеален.

Клавдия Ивановна и сама была не без греха. В начале тех же тридцатых у нее завязался роман с композитором Ильей Жаком. Герой романа был долго и счастливо женат, ревнивый муж со временем узнал об
адюльтере. Коралли объяснился с Жаком, сделав заявление в том духе, что создал Шульженко как певицу, и нечего приходить на готовенькое... Роман, в конце концов, сошел на нет. А много лет спустя Шульженко признается, что именно Жак был главной любовью ее жизни.

В мае 1932 года у Шульженко и Коралли родился сын Игорь. Возможно, его рождение на время примирило их. Певица все так же активно работала. В 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, мгновенно завоевавший огромную популярность у зрителей. А вскоре началась война… Она застала Шульженко на гастролях в Ереване. Вернувшись с гастролей, Клавдия Ивановна сразу же зачислилась в армию, а ее коллектив обрел звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля.

 
В начале войны Клавдии Ивановне с трудом удалось вывести из разбомбленного Харькова гостившего у родственников сына и своего отца. Когда наступила блокада, все они перебрались в подвал Дома Красной Армии. Теперь никому не приходилось тратить время на дорогу до работы, к тому же подвал заменял бомбоубежище. Той же зимой Иван Шульженко умер от дистрофии, и певице пришлось брать с собой сына на концерты. Где они только не выступали! На аэродромах и железнодорожных платформах, в госпиталях и палатках, на заводах и Дороге жизни. Условия были жестокими, военными. "К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками", — вспоминала потом певица. Опасность подстерегала не только на линии фронта. Двое музыкантов оркестра умерли от города в блокадном Ленинграде. Сама Клавдия сильно похудела. Впрочем, фронтовой паек давал силы выжить.

Тогда женщины выступали перед солдатами в военной
форме. Но Шульженко стала исключением – сами солдаты упросили ее как-то спеть в вечернем платье, чтоб хоть ненадолго отвлечься от военной темы. С тех пор она сохранила эту традицию.

На фронте она исполняла лирические песни: "Мама", "Записка", "Руки", "О любви не говори", "Челита"... И, конечно же, "Синий платочек"… Он появился в репертуаре Шульженко случайно. Во время выступления в горнострелковой бригаде к ней подошел юный лейтенант, представившийся Максимом Максимовым, и сказал, что написал новые стихи на известную мелодию польского композитора Иржи Петербургского — автора "Утомленного солнца". "После одной-единственной репетиции я отдала песню на суд слушателей... И песня попала в точку", — рассказывала потом Шульженко.

"Синий платочек" стал с тех пор ее визитной карточкой и символом военного времени, и зазвучал везде. В1942 году вышел в свет фильм "Концерт – фронту", где Шульженко исполняла эту песню.

 
Победу певица встретила ее с орденом Красной звезды, который ей вручили 9 мая 1945 года. В том же году она получит награду "за выдающиеся заслуги в области вокального искусства". Но что-то изменилось в эти первые послевоенные годы. Пресса вдруг ополчилась на лирическую песню. "Темную ночь" обвиняли в кабацких мотивах, "Летят перелетные птицы" — в цыганском надрыве. А в журнале "Крокодил" была опубликована эпиграмма: "Вы спели хорошо про встречи,/Про речи тоже и про руки./Но слушать это каждый вечер/ Знакомой рифмой скажем: муки". К тому же Шульженко переехала к тому времени в Москву, кое-что надо было начинать заново. Она перешла 40-летний рубеж и начала болезненно относиться к своему возрасту, непростой характер певицы обострился. Говорили, что Шульженко не может начать концерт, с кем-нибудь предварительно не поругавшись. Широко известен случай, когда, в очередной раз ни за что ни про что накричав на своего музыканта, она получила в ответ фразу: "Клавочка, да вы просто старая ж...!" Весьма интересной была реакция певицы: "Ну, хорошо, пусть ж... Но чтобы старая — это уж слишком!".
 

 
Непростыми были и отношения с властями. Сказывался твердый характер Шульженко. Однажды накануне новогодней ночи адъютант Василия Сталина пригласил её выступить перед сыном вождя, на что получил ответ: "По Конституции я тоже имею право на отдых". До смерти Иосифа Сталина оставалось недолго. Впрочем, певица и дальше сохранит эту линию поведения и продолжит оставаться с властями в "перпендикулярных" отношениях.
 
Ее карьера продолжалась. В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы Шульженко, в этом же году она снялась в кинофильме "Весёлые звёзды".
 
Но певицу ждало новое испытание — развод с Коралли, который все-таки состоялся в 1956 году. Развод изрядно потрепал певице нервы: супруг начал активно делить имущество и писал ей обвинительные письма. По столице даже ходила эпиграмма: "Шульженко боги покарали: у всех мужья, у ней — Коралли". Это уже потом, незадолго до смерти, Владимир Коралли признается, что всю жизнь он любил лишь одну женщину – Клавдию Шульженко...
 

 
Напоследок Коралли сделал экс-супруге очередную пакость. В ее прекрасную четырехкомнатную квартиру на улице Алексея Толстого, где певица проживала со снохой и двумя внучками, после развода вселили семью из четырех человек. Тогда-то певица и изменила своему принципу ничего не просить у властей, и написала письмо с просьбой помочь ей с жильем. Проведя в приемной министра культуры Екатерины Фурцевой больше часа, Шульженко заявила секретарю: "Передайте вашей начальнице, что она плохо воспитана!" и хлопнула дверью. О новой квартире и речи теперь не шло. Да и не только. "Отношения между мамой и Фурцевой были настолько напряженными, что доходило до абсурда, — рассказывал сын певицы, Игорь Владимирович. — Екатерина Алексеевна часто посещала концерты советских эстрадников. Но когда на сцену выходила мама, Фурцева демонстративно покидала зал".

Впрочем, все это не мешало певице добиваться новых творческих успехов. С личной жизнью тоже наладилось — в жизнь Шульженко вошел кинооператор Георгий Епифанов. Этот романтический сюжет имел долгую предысторию. В 1940 году, проходя на студии "Ленфильм" преддипломную практику, Георгий Епифанов впервые попал на концерт Шульженко. В певицу он влюбился сразу, и с тех пор покупал билеты на все ее концерты и всегда — в первый ряд. Епифанов собирал все, ее записи, вырезки из прессы, да и сам фиксировал в своих записях все, что она делала, как одевалась и как выглядела. Но долгое время не решался подойти к Клавдии Ивановне, в течение долгих 17 лет лишь посылая ей открытки с инициалами Г.Е.

Они познакомились благодаря общей приятельнице. Клавдия Ивановна пригласила Георгия в гости. Эта встреча переросла в совместную жизнь. Епифанову тогда не было и сорока, а Шульженко уже отметила полувековой юбилей. Они прожили вместе 12 лет, но так и не зарегистрировали отношения. Несмотря на всю силу своего поклонения, Епифанов оставался неисправимым
женолюбом. Но... остался рядом и после расставания. Помог приобрести кооперативную квартиру в районе метро "Аэропорт", регулярно звонил, сопровождал на всякие церемонии. Например, на вручение звания народной артистки РСФСР в 1971 году и вручение ордена Ленина в 1976 году. Другой семьи у него так и не появилось. Умер он в день рождения экс-супруги, пережив ее на 13 лет.

В конце жизни певица жила непросто. Пенсии в 270 рублей не хватало, приходилось распродавать антиквариат. Друзья приносили ей подарки в виде всякой домашней утвари. А молодая
Алла Пугачева, часто приходившая в гости и считавшая Шульженко своей наставницей, украдкой оставляла под салфеткой деньги. Певица тогда уже страдала склерозом и сетовала на то, что стала забывать, куда прячет деньги.

Иногда заходил бывший муж Коралли. Она регламентировала эти визиты — ровно полчаса, - честно сообщая Владимиру, что больше его не выдержит.
 

 
Она не жаловалась. По вечерам Шульженко слушала свои старые записи или перебирала клавиши рояля. По утрам делала зарядку и каждый день сбривала брови, рисуя на их месте тоненькие ниточки. До старости певица продолжала активно пользоваться косметикой и не могла смириться со своим стареющим лицом.
Когда ей исполнилось 70, решили провести юбилейный концерт. Певица требовала дать ей Колонный зал, однако руководство Комитета по телевидению упиралось. Певице пришлось подключить всех друзей, в том числе Леонида Утесова. В итоге она добилась своего. Это было 10 апреля 1976 года. Шульженко вышла на сцену в сером платье с синим платочком в руке. Понятно, какая именно песня открывала концерт. Публика неистовствовала, а певица с победным вызовом смотрела перед собой. В финале поклонилась фирменным "шульженковским" поклоном, коснувшись руками сцены. Ее прощание со сценой было красивым. Впрочем, и распрощавшись со сценой, Шульженко продолжала выпускать пластинки — последняя из них, с названием "Портрет", была записана в 1980 году. В 1981 году артистка выпустила мемуары с названием "Когда вы спросите меня", а в 1983 году приняла участие в съёмках телевизионного фильма "Вас приглашает Клавдия Шульженко".

К тому времени у нее уже были большие проблемы со здоровьем. В 1982 году, когда из жизни ушел ее близкий друг Леонид Утесов, у Клавдии Ивановны случился инфаркт. Тогда ей вкололи какое-то сильнодействующее средство, негативно сказавшееся на состоянии певицы. Когда она лежала в больнице и до смерти оставались считанные дни, Шульженко шептала: "К роялю!". Певица умерла 17 июня 1984 года. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Интересно, что Владимира Коралли, который умер 12 лет спустя, похоронили рядом с Клавдией Ивановной. Так завещал сам Владимир.
 
"Я стала эпохой в нашей культуре", — как-то сказала Шульженко своему концертмейстеру. Тот возразил, что такой вывод должен сделать народ. "Народ может и забыть", — ответила Клавдия Ивановна.

 
Но народ не забыл…

источник- http://www.superstyle.ru/21mar2011/klavdiya_?page=2

 


 

Рождение песни "Мой старый парк"

 

Первоночально эта песня была шуточной и называлась "Срочный поцелуй". Она была написана Аркадием Островским в то время, когда он еще не считал себя профессиональным композитором. а работал аккордеонистом и пианистом в джаз-оркестре Л.О. Утесова. Аркадий Ильич Островский , блестящий музыкант, также выступал в роли инструментовщика ( или, как сейчас говорят,- аранжировщика). Шуточная песня " Срочный поцелуй" понравилась Клавдии Ивановне Шульженко за яркость и выразительность мелодии, но... смущала локальность содержания. Частному случаю, описанному в песне, не доставало обобщения, без которого произведению не хватает воздуха. Аркадий Ильич Островский на записи песни очень волновался.

Еще бы!... Ведь это была первая в его жизни пластинка, которую записывала сама Шульженко! На записи он, стоя за спиной дирижера А.В.Семенова, непроизвольно жестикулировал, вскакивал... Семенов даже спросил его: "Аркадий, может быть, вы встанете на мое место?..." Островский отшучивался, но из студии не выходил, следя за тем ,чтобы ни один нюанс в исполнении оркестра не ускользнул из поля зрения дирижера. Песня была записана, но... что-то не давало покоя Клавдии Ивановне. И вот, будучи на гастролях в г. Гомеле, певица увидела недалеко от гостиницы старый городской парк. Стояла ранняя весна и парк над рекою был весь в зелени и цвету. Певица бродила по чистым, словно умытым дорожкам, смотрела на бабушек, пришедших с внучатами подышать прозрачным воздухом и погреться на первом солнышке, на пары влюбленных, смотрящих мечтательным взглядом в бездонное чистое небо, на стайки школьников, что-то горячо обсуждавших... Смотрела и думала: а ведь обо всем этом можно рассказать в песне... Человек живет в городе. С малолетства его привозят, а затем приводят за ручку в старый парк, где когда-то провели детство его родители, деды, прадеды... Потом он придет сюда школьником, студентом, объяснится в любви и привезет на ту же аллею коляску со своим первенцем. Сколько жизней связано с этим парком и сколько будет связано еще!

Такая песня о вечном круговороте жизни, о ее прекрасной сменяемости должна появиться! Ведь человек не может жить без прошлого, без памяти о родных местах, где он вырос и куда всю жизнь его тянет неудержимо. Вернувшись из Гомеля в Москву, певица уже знала, что мелодией к новой песне станет «Срочный поцелуй» композитора Островского, старый текст которой не выдержал проверки временем и песня была, казалось, навсегда забыта.

Но…все эти годы душу не покидала прекрасная мелодия. Она звучала снова и снова. Тогда К.И. Шульженко рассказала эту историю поэтам Владлену Бахнову и Якову Костюковскому и уже через две недели новая песня была записана для праздничного радио-обозрения, так как приближались майские дни. Песня «Мой старый парк», ни разу не спетая на публике и попавшая сразу на радио - случай для Шульженко исключительный... Ведь песня попала «в яблочко»! Первое же исполнение «Старого парка» в праздничной передаче вызвало бурю восторженных откликов с просьбами повторить песню. Авторы писем говорили, что именно такую, «любимую» песню они давно ждали. Несомненно, песня «Мой старый парк» оказалась нужной.

 - Материалы из книги К.И.Шульженко «Когда вы спросите меня».-

 Кроме Клавдии Ивановны Шульженко песню " Старый парк" охотно включали в свой репертуар многие исполнители. Среди них -

Мария Пахоменко, Гелена Великанова, Эдита Пьеха, Нелли Богуславская ... Много воды утекло с тех пор...

Мы живем уже в ХХ1 веке. Тем более, радостно сознавать, что в наши дни старые песни переживают свое второе рождение.

Именно поэтому, мы ,- участники вокального" ретро -дуэта" Людмила и Александр Карауловы, ПОСТОЯННО включаем эти песни в свой репертуар, так как убеждены: сегодняшние зрители, слушая забытые, но такие прекрасные песни, отогреваются сердцем.

Почему?...Да потому,что эти песни - настоящие.

 

http://www.dom-retro.ru/konsuyelo/15-rozhdenie-pesni-moj-staryj-park.html

 


 

 Мой серебряный шар. Клавдия Шульженко (2004)

 

 Get Adobe Flash player

 


 

 Владимир Коралли

 

Он был, пожалуй, самым ярким представителем одесской эстрады 1920-30-х годов. Артистическая карьера Коралли связана с театрами миниатюр, где он исполнял веселые и сатирические куплеты. В этом жанре он проработал много лет и приобрел широкую известность…

Будущий «король куплета» появился на свет в семье портового грузчика Филиппа Кемпера и его жены Полины. Владимир стал их тринадцатым (и последним) ребенком. Отец обладал организаторскими способностями (их унаследует сын): он создавал артели грузчиков, обслуживавших пароходы. Порту было отдано три десятилетия нелегкого труда. В 53 года Филипп умер от воспаления легких, оставив на руках Полины шестерых детей (семеро умерли в раннем возрасте). Самоотверженная мама сумела поднять их без кормильца. Тихий мальчик, с нормальной одесской фамилией Кемпер, жил в бедной семье. Когда не было денег даже на селёдку, мама шла и покупала полфунта красной икры. Да, это Одесса — были времена, когда красная икра в ней стоила дешевле, чем селёдка. Чтобы помочь семье, уже в восемь лет мама отвела Володю в Бродскую синагогу на Жуковского угол Пушкинской. Средние братья, Эмиль (который впоследствии возглавит Ленинградский джаз-оркестр) и Зиновий, также пели в хоре этой синагоги. Пускали в неё только именитых горожан. Многие имели там постоянные места, как, например, градоначальник Одессы Сосновский. Бедняки же не могли туда попасть и слушали хор, стоя на улице.

Руководил хором известный музыкант, композитор и хормейстер Новаковский, в нём пели даже солисты Одесской оперы, играл орган...
— Мадам Кемпер, — был не очень любезен Новаковский, — ваш сын ещё не дорос до хора, в котором поёт сам Пиня Миньковский.
— Не говорите своих глупостей, — решительно отвечала мама, тоже крепкий орешек. Как будто ваш Пиня в восемь лет уже пел, как соловей.
— Тоже верно, — согласился Новаковский и сдался. Обнаружив у мальчика абсолютный природный слух, Новаковский даже положил ему оплату – «три рубля в месяц, а сверх того – по двадцать копеек за каждые похороны». Когда они вышли из синагоги, мать обняла сына и сказала: «Вот теперь и ты, мой «мизынек» (т.е. самый младший), стал кормильцем».

Впервые Владимир выступил на сцене в пятилетнем возрасте: он изображал бессловесного турчонка в спектакле Украинского театра «Запорожец за Дунаем». Весной 1913 года Одессу посетил Николай II. Владимир был среди встречавших его детей, которым велели кричать «Ура!». Родители им помогали.

Когда Володыне, как называла сына мать, было лет девять — десять, Полина отвела его и Эмиля в театр «Водевиль», где антрепренер организовал детские утренники. Брату дали ответственную роль Волка в «Красной Шапочке», Владимиру — Цветочка в хоре. Дебюты были удачными.
Шла война и братьям поручили исполнять «патриотический дуэт солдат в дивертисменте». Когда они уже были готовы к выходу, раздался голос режиссера: «Братья Коралли, на сцену!». Братья Кемпер не реагировали: они не знали, что им придумали, не предупредив, звучный псевдоним. Впрочем, задержка не помешала успеху. А родился псевдоним в честь Веры Коралли, известной балерины (она выступала в Большом театре с В. Нижинским) и кинозвезды.

...Владимира, уже снискавшего титул «знаменитость Молдаванки», приглашают принять участие в бенефисе администратора Колосова. Специально для него гимназист Макс Поляновский написал песню о солдате. В одном из концертов он удостоится выступить вместе со «звездой» эстрады Изольдой Кремер, которая поздравит Полину с успехом сына.
Мальчик был смел. Он начинает работать и в «иллюзионах». Его популярность растет. Матери передают письмо уже тогда известного окулиста, будущего академика - В.П. Филатова, с просьбой об участии сына в благотворительном концерте. Владимир принимает участие и в концерте в честь вернувшегося с каторги Г.И. Котовского в Оперном театре вместе с Л. Утесовым, К. Новиковой и другими знаменитостями.
Более того, мальчику организуют гастроли в Екатеринославе, Николаеве, Харькове, других городах. За остроту куплетов малолетнего артиста... выдворяют из городов, что, впрочем, лишь упрочивает его популярность. А в 1918 году в Одессе даже закрывают театр миниатюр «Зеленый попугай» по причине исполнения юным дарованием Володей Коралли сатирических куплетов об интервентах. Он удостаивается чести выступлений в концертах с участием таких артистов как Поль, Хенкин, Вертинский... В числе поклонников Коралли оказывается сам …Мишка Япончик.

Первая мировая война переросла в гражданскую, жизнь становилась все труднее, и в 1918 году Владимир Коралли ушел из синагоги, прослужив там четыре года. С этого времени он начинает зарабатывать исполнением куплетов на злободневные темы, конферансом и чечёткой. Публика его была разнообразной, он выступал и на сценах театров, и в военных эшелонах, и просто перед селянами. А ведь было ему в то время всего двенадцать лет. Вот так, в конечном итоге, и случилось, что работа, помогавшая выжить в детстве, стала делом всей жизни Владимира Коралли - знаменитого куплетиста из Одессы.

...Побывавший в Одессе мэтр эстрадного искусства А. Менделевич приглашает Коралли выступить в Москве в саду «Аквариум». Его музыкальные фельетоны, куплеты, обозрения пользовались успехом у публики, его охотно приглашали для участия в разных «сборных» программах и даже рекламировали как «лучшего сатирика-юмориста Украины». Все проходит удачно. Его огорчают, но не могут вытолкнуть из искусства даже очень уничижительные статьи, где мелькают несправедливые слова «пошляк», «приспособленец». Пошляком он не был. Приспосабливаться приходилось всем эстрадникам, даже Утесову, Хенкину, Набатову... А не приходилось разве что инструменталистам. Да и тех заставляли играть произведения советских авторов.

Так Вова Кемпер стал «малолетним куплетистом» Володей Коралли. В этом качестве и под этой фамилией он приобрел популярность в родном городе, его приглашают выступать на лучших эстрадных площадках вместе с тогдашними «звездами», среди которых еще ничем особым не выделяется 20-летний паренек Ледя Вайсбейн, нашедший себе звучный псевдоним – Леонид Утесов. Куплеты и монологи для успешного вундеркинда сочиняют ведущие одесские авторы Н. Южный, Р. Чинаров, М. Ямпольский (автор знаменитой «Одесской свадьбы»). Но основным автором остается почти столь же юный друг, 14-летний Макс Поляновский, который впоследствии станет известным московским журналистом и даже получит Сталинскую премию, написав вместе со Львом Кассилем повесть «Улица младшего сына» о пионере-герое Володе Дубинине.

Выступая в 1928 году в составе бригады артистов в Харькове, В.Ф. Коралли обратил внимание на девушку, начинающую певицу, которая часто приходила на концерты одесских гастролеров. Это была Клавдия Шульженко. В декабре 1929 года, отправляясь на гастроли в Нижний Новгород, Коралли оказался с нею в одном купе: Клавдия тоже ехала в Нижний для участия в концерте... Это была судьба. Все, кто помнил молодого В. Коралли, отмечали, что он был очень хорош собою. «Красавчик», «милашка», «смазливый» - нередко говорят о таких юношах – улыбчивых и обаятельных.

Молодые люди очень понравились друг другу и решили соединить свои судьбы. И хотя мать Владимира Полина была против этого брака: «Я буду между двух Ивановен» (жена Эмиля — Мария Ивановна Дарская, которая позднее погибнет в застенках карательных органов), — любовь победила, и мать сдалась.
В 1930-м Клава и Владимир приехали на гастроли в Одессу. Оба очень волновались — как мать, как одесситы примут их? Все прошло хорошо. Полина была доброжелательна, а Шульженко одобрил даже сам Петр Соломонович Столярский! В апреле 1930 года состоялся их супружеский союз, который не мог не быть и творческим. 7 ноября 1930 года Коралли организовал в Ленинградском театре им. Кирова эстрадную постановку «Карта Октября» с участием И.Дунаевского, Н.Акимова, Л.Утёсова. Премьера этой постановки прошла с огромным успехом, спектакль шёл с аншлагами более двух лет и вошёл в анналы почти всех обзорных очерков, посвящённых советской эстраде.
Много творческих достижений В.Коралли связано с сотрудничеством с джазом Якова Скоморовского и оркестром Алексея Семёнова. Супруги приняли участие в I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где Шульженко была удостоена звания лауреата (Коралли, как, между прочим, и Менакер, прошел только во второй тур).
В 1930 году у Коралли и Шульженко родился сын Гоша. Супруги вместе с Ленинградским фронтовым джаз-ансамблем, которым руководил Коралли, пройдут дороги военных лет (только за первый год войны дадут около пятисот концертов — для бойцов, раненых, рабочих; будут особо гордиться присвоением медали «За оборону Ленинграда»). Пройдут и сквозь травлю послевоенных лет. Будут сниматься в кино. Узнают признание в эстрадных спектаклях, концертах... Им доведется сотрудничать с Николаем Акимовым, Ольгой Берггольц, Всеволодом Вишневским, Касьяном Голейзовским, Ильей Набатовым, Леонидом Утесовым, Яковом Скоморовским, Исааком Дунаевским, Михаилом Яшиным и многими другими деятелями культуры. Они услышат добрые слова признания от Юрия Олеши, Валентина Катаева, Константина Паустовского, Аркадия Райкина, Валерии Барсовой, Юрия Фанера, Аллы Тарасовой, Николая Хмелева, Арама Хачатуряна, Михаила Гаркави, Давида Ашкенази, Александра Корнейчука, Корнея Чуковского, Алексея Алексеева, Михаила Табачникова, Евгения Евтушенко, Михаила Водяного... Оба списка можно было бы продлить.
Они расстанутся в середине пятидесятых годов. Сейчас трудно судить, кто был прав, кто виноват. Быть может, они просто устали от четвертьвекового непрерывного общения друг с другом... Но тёплые отношения остались до самых последних дней. Клавдия Ивановна в одном интервью призналась: « Эта любовь — как сон. Я помню всё. Сколько бы раз ни приезжала в Одессу, я еду в Аркадию, чтобы постоять на том обрыве, где мы открыли для себя, что не можем друг без друга».

Официально Коралли никогда больше не был женат. Ездил по стране с фельетонами и куплетами, но все больше в сборных концертах не очень известных артистов. Если его бывшая жена постепенно превращалась в легенду советской эстрады, получила высшее в стране звание «Народная артистка СССР», то о Коралли вспоминали разве что историки эстрады. К очередному юбилею он получил звание «Заслуженный работник культуры» – для артиста с таким послужным списком просто унизительное. Но он был рад и этому; выбирать, как говорится, не приходилось.

Много позднее Владимир Филиппович получит от Клавдии Ивановны приглашение на ее концерт в связи с семидесятилетием певицы. Этот великолепный концерт остался в памяти у многих (немалое число людей считало его лучшим во всей ее творческой жизни, богатой истинными победами). Прекрасной была атмосфера. Прошел он с грандиозным успехом — слушатели всех поколений любили задушевный талант Шульженко. Она поблагодарила Коралли за посвященные ей стихи. Подарила комплект своих пластинок с автографом: «Володя! Мой многолетний и верный друг! Пусть эти песни тебе напомнят о нашей совместной жизни и творческом сотрудничестве...» .
Любопытно, что последний концерт Клавдии Ивановны состоялся в... Одессе.

В 1984-м году Шульженко умерла. Коралли воспринял это как предупреждение Судьбы. И тогда он сел за книгу воспоминаний. Его эстрадный стаж к тому времени составил три четверти столетия – достижение совершенно уникальное; было о чем рассказать. Но сперва родилась концертная программа «Жизнь, отданная эстраде», в которой артист собрал воедино все наиболее примечательные произведения из своего репертуара. В 1985-м он приехал с этой программой в родной город. Надо было видеть, что творилось в одесском Дворце моряков! Казалось, что в зале собрались все осколки «той» Одессы. На концерт шли семьями – от прабабушек до правнуков – посмотреть на бывшего малолетнего куплетиста. Больше уже в Одессе никогда не собиралось в одном месте и в одно время такое количество старых одесситов. Одно такое семейство преподнесло артисту драгоценнейший дар – вырезку из старой одесской газеты, рекламировавшей выступление «популярного малолетнего куплетиста Володи Коралли». Когда ошеломленный Владимир Филиппович спросил, каким образом сохранилась эта вырезка, смущенная прабабушка призналась, что на оборотной стороне помещено сообщение о смерти ее дедушки. Фотокопию старой газеты Коралли поместил на обложке своей книги «Сердце, отданное эстраде», которая вышла в 1988 году тиражом 50 тысяч экземпляров, но была довольно быстро раскуплена. В Одессе, к примеру, достать эту книгу было просто невозможно...

С 1986 года в ленинградском Доме актера начали проводиться вечера памяти Клавдии Шульженко. Неизменными участниками этих программ были В. Коралли и его сын И. Кемпер. За кулисами Коралли любил рассказывать разные истории из своей жизни. В частности, о концертном рояле, который был приобретен за сходную цену у Шостаковича, которому срочно понадобились деньги, чтобы отдать карточный долг. Старый артист упивался вниманием публики, для которой он был раритетом, «мастодонтом». Трудно было представить, что этот быстрый, шумливый человек (о таких говорят – «живчик») выступал еще при царе, а затем пережил абсолютно все периоды советской истории. Он уже начал было заранее готовиться к очередному юбилею, втайне рассчитывая получить наконец-то вожделенное звание народного артиста, но умер, не дотянув до 90-летия лишь несколько дней. Перед кончиной Коралли просил похоронить его рядом с бывшей женой. Сын выполнил его просьбу. Прах Владимира Коралли покоится на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Клавдии Шульженко, у которой он был единственным официальным мужем...

Автор выражает искреннюю признательность известным одесским краеведам В.Максименко, А.Галясу, Р.Александрову, чьи любовно собранные материалы легли в основу этого очерка.

 

источник- http://www.odessitka.net/content/view/652/103/

 

 

Владимир Коралли(Кемпер)-Клава (И.Жак - М.Гелер)

 

  Get Adobe Flash player

 

 


 

    

Клавдия Шульженко - Незабываемый концерт

 

 Get Adobe Flash player