«Сойти с ума мне не дают старые песни и консерваторская закалка»
Эдуард Хиль ушел на 78 году жизни. Звезду советской эстрады сразил тяжелый инсульт, и врачи несколько дней боролись за него, но не смогли помочь. Свое последнее интервью Online812 мэтр дал в июне 2010 года, вскоре после нового всплеска своей популярности, благодаря распространившемуся по сети ролику «Тро-ло-ло».
Одна из
статей о вас называлась «Баловень судьбы». И ведь точно - у вас
все как-то получается все само собой.
- Иногда жизнь меня очень баловала. Особенно во время войны. Во
время эвакуации попал в детский дом, почти потерял родителей.
Когда нас, детей, вывозили из Смоленска, они остались там, им
нельзя было уезжать, это считалось дезертирством и каралось
вплоть до расстрела. Только начальство уезжало на машинах.
Бежали как крысы с тонущего корабля.
Наш детский сад вывозили чуть ли не в последнем составе, вагон
подцепили к составу с ранеными. Немцы очень сильно бомбили нас в
дороге. До сих пор помню, что в то лето было очень много
земляники и она была в крови раненых.
Конечно, я баловень судьбы. Мне не надо было чего-то искать, я
уже все видел – и как умирали раненые, и как мучились другие,
оставшиеся без рук и ног.
Может, поэтому в моем репертуаре очень много жизнерадостных
песен. Как потом я стал понимать, они не жизнерадостные, это я
их так исполнял. От того, что в жизни было столько негативного,
и в противовес этому, чтобы выжить, сохранить нервную систему,
старался во всем самом плохом видеть хорошее. Даже в смерти.
Как-то я прочитал у Евтушенко: «Чувства жизни нет без чувства
смерти. Мы уйдем не как в песок вода. Но живые, те, что мертвых
сменят, не заменят мертвых никогда». Это сказано в десятку.
Сейчас людей воспитывают так, что они живут одним днем. Особенно
это ощущается в шоу-бизнесе. Откуда столько веселья?
- А вам какие люди нравятся?
- Почему в деревнях люди такие цельные? Человек там видит, как
рождается теленок, как появляются цыплята, с ним не надо
разговаривать на сексуальные темы, он все это видел сам. Он
видел, как умирали его прадедушка, потом дедушка. Он видит
настоящую жизнь каждый день.
Они живут на природе, и у них все натуральное, ничего импортного
нет, и никакой химии. Кому сейчас нужны наши огромные урожаи?
Половина того, что мы едим, – химия. Почему человек сейчас у нас
такой хлипкий стал и в физическом, и в психическом, и нервном
отношении?
Россия всегда получала больше всех наград на Олимпийских играх.
А сейчас молодежь не хочет заниматься спортом. С другой стороны,
футболисты получают миллионы, а ученые сводят концы с концами.
- А актеры как живут?
- Особенно актеры моего возраста имеют маленькие пенсии. Тут
некоторые умники предложили мне: «Ты сдай свою квартиру на
Рубинштейна и сними однокомнатную. Вот и будут тебе хорошие
деньги». Но у меня семья из шести человек. Почему я должен с ней
ютиться в однокомнатной? Я что, за 55 лет работы не заслужил
своей квартиры? Но я не только про себя хочу сказать, а про тех,
кто находится еще в более плачевном состоянии.
- Ваши родители всю войну оставались в оккупированном
Смоленске?
- Да, и мама пряталась от немцев в лесу. Ей было 26 лет, а немцы
молодых здоровых женщин и мужчин угоняли на работу в Германию.
Хорошо, что они жили в деревне и могли прятаться в лесу,
недалеко от нее. Но были случаи, когда ночью неизвестные стучали
в окно и спрашивали: ты за кого – за советскую власть или за
фашистов? Вот вы как бы ответили?.. Ответишь, что за фашистов, а
вдруг это партизаны спрашивали? А скажешь, что за советскую
власть, а там - полицаи?
- И что отвечали?
- Мой дед говорил, что он сам за себя. Он старый был, воевал на
японской, потом в Первую мировую. После строительства
Беломорканала вернулся без глаза. Можете себе представить, как
он относился к этой власти.
- Но вы потом спокойно пели на партийных концертах.
- Что такое артист? От артиста требовалось одно: «Прикинься!»
Самое главное было одно – прикидываться.
- И вы прикидывались?
- А как же! Артист должен уметь все, он должен все пройти через
все унижения. Я даже не знаю, хорошо это или плохо.
Вот раньше у нас все были едины, а потом появилось столько
партий, и я не понял, как это могло случиться. Кто-то был таким
ярым коммунистом, а сейчас, смотришь, он совсем в другой партии.
- Тоже прикидывались.
- Вот я вам и говорю: они прикидывались. А завтра будет другой
строй или другая партия придет к власти, и они снова будут
прикидываться. Это вот такой сорт людей есть. Но есть артисты,
которые не хотят жить по таким законам.
- Получается, что раньше вы жили по таким законам, а
теперь не хотите?
- Я вообще рассуждаю, что есть такие люди, которые не хотят так
жить, но не знают, как жить.
- И часто вас мучили такие противоречия: где-то
прикидывались, а дома были настоящим?
- Все время были противоречия. У нас в Консерватории по
политическим дисциплинам была некая Мария Ивановна. Как-то она
сказала про единство партии и народа, а Леша Догмаш, окончивший
семинарию, спросил: «Как же так? А прихвостень Берия?» Мария
Ивановна не растерялась: «Зато у нас нищих нет». Леша тоже не
растерялся: «Только что ехал на трамвае и видел много нищих без
рук, без ног». Время было послевоенное, и в Ленинграде было
очень много нищих участников войны.
Вот видите, противоречия были всегда. Но что должен был делать
человек? Идти на площадь и протестовать? Так ведь могли в Сибирь
сослать или расстрелять.
- И что вы делали?
- Я думал, что социалистический строй просуществует еще лет сто
пятьдесят. А получилось так, что вышел человек на танк, как
Ленин на броневик в семнадцатом. Я думал, что его убьют, но не
нашлось ни одного человека посмевшего это сделать.
- Вы смотрите музыкальные передачи по ТВ?
- Смотрю, мне надо смотреть, чтобы быть в курсе событий. Иногда
вижу интересных исполнителей, но в основном все фальшивое. Наши
привыкли петь под фонограмму.
- Под фонограмму пели и в ваше время.
- Было. На телевидении и в кино все пели под фонограмму. А потом
кто-то придумал: «Почему бы не попробовать петь под фонограмму и
на концертах?» И попробовали. Оказалось, что пипл хавает. Когда
сейчас пытаешься объяснить молодым, что вот такой-то певец
поет под фонограмму, они говорят: «А нам наплевать. Лишь бы
песня была хорошая».
Вот эта фальшь везде. В оперных театрах установили микрофоны, а
это тоже фальшь.
Недавно я был в жюри конкурса семейных ансамблей. Вы не
представляете, сколько у нас одаренных людей. У нас все есть – и
голоса, и музыканты, - только им так трудно пробиться, потому
что все стоит очень больших денег. В провинции такие голоса
можно встретить, там такие артисты есть! Мы же ничего в итоге
этого не слышим.
- Вы сначала учились в Полиграфическом техникуме. Это
зачем?
- Я приехал в Ленинград в 1949 году поступать в Мухинское
училище, так как немного рисовал в школе. Свои рисунки посылал
своему дяде в Ленинград, он был полиграфистом. Он и сказал, что
мне надо учиться. Но выяснилось, что учиться надо семь лет. «Я
столько не смогу тебя тянуть, - сказал он мне.- Поступай в
полиграфическое, в полиграфии тоже надо рисовать и уметь
различать краски». Учился я на литофсетчика и работал в
типографии. Потом поступил в Консерваторию.
Когда я пришел в Консерваторию, пел басовые партии, а меня
приняли как баритона. Я запротестовал: «Не хочу петь баритоном!»
Мой педагог Ольховский рассмеялся: «Ты чего? Баритон – это
лучшие партии. Это и Онегин, и Ленский, и Томский. А ты не
хочешь».
В начале своей карьеры я пел в концертах классическую музыку –
романсы Чайковского, Даргомыжского, Глинки, Шуберта, Бетховена,
Моцарта.
Потом постепенно перешел к песням, но их было мало, репертуара
не было. Это потом композиторы стали специально для меня писать
песни. Когда я получил премию на конкурсе артистов эстрады, мне
сказали: «Теперь ты должен петь песни».
- Так вы сделали выбор в пользу эстрады только потому,
что вам подсказали?
- Дело не в том, что мне сказали умные люди. Дело в том,
получается или нет? Я знаю великолепных певцов с большими
голосами, но когда они начинают петь песни, то получается как в
опере. Петь на эстраде надо уметь. Не каждый, кто поет в опере,
сможет петь песни.
- А вот Басков пел Ленского в Большом.
- Пел. Он очень хороший эстрадный певец. У него хороший голос.
- Вы считаете, Басков – хороший певец?
- Да. У него хорошее образование, он владеет голосом. Ему очень
трудно и легко петь в мире безголосицы.
- Чего ж тут трудного?
- Вместе со мной начинали петь на эстраде Кобзон, Богатиков,
Гуляев, выдающиеся были голоса. Все были индивидуальности и
могли петь без микрофона. Сейчас без микрофона может спеть
только Басков. Я считаю, что ему очень трудно, ему постоянно
вставляют палки в колеса, но он молодец, держится.
- Вас тоже подсиживали?
- Да, но другими методами. Например, когда я в первый раз
приехал в Москву с концертом, мои «друзья» выпустили на сцену
кошку. Я не знал, что мне делать: замечать ее или нет? Я
наклонился к ней и стал гладить, продолжая петь: «Вода, вода…
Кругом вода».
- Это больше похоже на шутку.
- Кроме шуток еще соседи писали доносы, когда мы жили в
коммуналке: «Его голос звучит каждый день по радио, а он
приходит домой и ругается матом при маленьких». Правда, потом,
когда их вызвали для разбирательства, они отказались от своих
слов.
Бывали и другие случаи. После записи песни ее мог услышать
другой певец, и она ему могла так понравиться, что он решил петь
ее сам. Он мог попросить редактора уничтожить мою запись. За
деньги, конечно. И редактор плеснет на пленку кислотой, вот тебе
и брак.
- У вас были такие случаи?
- Сплошь и рядом.
- И вы знаете тех, кто воровал ваши песни?
- Он до сих пор поет. В его репертуаре есть и мои песни, и песни
Магомаева, Гуляева, Мулермана, Богатикова. Но имени вам называть
не буду.
- Вы простили?
- А что делать? Не стрелять же!
- Бывали случаи, когда вы отказывались от песен?
- Как-то Володя Шаинский написал песню «Не плачь, девчонка» для
какой-то передачи, были такие в советское время – для тех, кто
шел служить в армию, и их родственников. Шаинский подошел ко мне
и попросил ее записать: «Спой. Мы потом ее сотрем». И я записал
ее буквально с листа. Через какое-то время приезжаю на концерт в
Томск, и вдруг меня просят спеть эту песню, прямо из зала
кричали: «Не плачь, девчонка!», я и слов-то не помню. Вечером я
позвонил Шаинскому в Москву и попросил прислать мне телеграммой
слова.
- Так в чем, по-вашему, принципиальное отличие нынешней
эстрады от прошлой?
- Раньше солистов можно было по пальцам пересчитать. Мы все
учились в Консерватории, знаем, что такое сольфеджио, гармония.
Сейчас на эстраду может выйти человек без всякого образования. У
него может быть приятная внешность и всего одна песня.
Я думаю, что если поставить рядом современного молодого певца и
артиста прошлых лет, то через пять минут станет ясно, кто есть
кто. Это станет ясно и по поведению на сцене, и по
исполнительству. Сегодня на искусство смотрят как на
развлечение. Для тех, кто владеет телеканалами, самое страшное
слово – «рейтинг». Кто делает рейтинг? Девочки по 16 лет. А
хозяева каналов по отзывам на их песенки создают рейтинг. Ведь
это страшно. Девочек самих надо еще воспитывать, ведь музыка
должна воспитывать.
Если что мне не дает сойти сегодня с ума, так это старые песни и
консерваторская закалка.
источник-
http://www.online812.ru/2012/06/04/005/